ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960-Е ГГ.: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И К ИНОСЛАВНЫМ КОНФЕССИЯМ
Иерей Александр Петрович Добровольский, проректор по воспитательной работе Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной церкви
Аннотация. В статье сопоставляются формы и методы взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям в рамках реализации установок советского законодательства о культах в 60-е гг. XX в. Ключевые слова. Церковно-государственные отношения, Омская и Тюменская епархии, уполномоченный Совета по делам РПЦ при СНК - Совете Министров.
CHURCH-STATE RELATIONS IN THE OMSK REGION IN THE 1960S: A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INTERACTION OF THE AUTHORIZED COUNCIL OF THE USSR COUNCIL OF MINISTERS IN THE OMSK REGION WITH THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN COMPARISON WITH NON-ORTHODOX CONFESSIONS
Dobrovolsky Alexander, priest, vice-rector for educational work of the Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church
Annotation. The article compares the forms and methods of interaction between the authorized Council of the Council of Ministers of the USSR in the Omsk Region in relation to the Russian Orthodox Church and nonOrthodox confessions in the framework of the implementation of the principles of the Soviet legislation on cults in the 1960s.
Keywords. Church-state relations, Omsk and Tyumen diocese, authorized representative of the Council on the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars - Council of Ministers.
ЛЯгнЖ
II нститут уполномоченных Совета по делам Русской православной церк-■I ви и уполномоченных Совета по делам религии возник при Совнаркоме (Совете Министров) СССР 14 сентября 1943 г. после знаменитой встречи И.В. Сталина с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием
Иерей Александр Петрович Добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
(Страгородским) и митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Яруше-вичем). Новые принципы церковно-государственных отношений знаменовали отказ от политики воинствующего атеизма с классовой борьбой против духовенства.
В функции уполномоченного по делам религии входили мониторинг религиозной ситуации в области, информирование Центра обо всех незаконных фактах администрирования в сфере государственно-церковных отношений, прием духовенства и верующих. Духовенство посещало уполномоченного чаще всего по вопросам регистрации религиозных обществ, иным организационным вопросам, для разрешения конфликтных ситуаций, возникающих с местными властями. Основной мотив посещения уполномоченного верующими - выяснение результатов ходатайств об открытии храмов, а также констатация несоблюдения законодательства о культах, произвола по отношению к верующим со стороны местных партийных и государственных органов.
В 1960-е гг. наметились тенденции к секуляризму, «оттепель» в государственно-церковных отношениях середины 1940 - 1950-х гг. сменилась к концу этого десятилетия ужесточением политики в отношении Русской Православной Церкви. Жесткий курс в отношении Церкви с удовлетворением был воспринят уполномоченным Совета по Омской области И. Бутюговым. В его лице партийное руководство области обрело действенный инструмент по реализации решений партии и правительства в церковно-религиозной сфере. Натиск на религию и Церковь на территории Омской области в первой половине 1960-х гг. носил особенно жесткий и даже варварский характер. В результате к середине 1960-х гг. не только число храмов и молитвенных домов уменьшилось более, чем вдвое, но и резко сократилась численность священно- и церковнослужителей.
Исследование церковно-государственных отношений в Омской области в период 1960-х гг. основывается на архивных данных, представляющих собой отчеты уполномоченных Совета по делам религиозных культов из фондов Омского областного исторического архива1; личные дела Архиереев из Государственного
1 ООИА. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38 св. 1б. Открытое письмо архиепископам и всему духовенству мира. Письмо председателю Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР архиепископа Омской епархии. Декабрь 1962 г.; д. 40 св. 1б. Отчеты (сведения) о деятельности Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Омска с приложениями за 1963-1966 гг.; д. 42 св. 2. Отчет о проведенной работе по контролю за соблюдением законодательства о культах в Омской области 1964-1965 гг.; д. 46 св. 2. Информационный отчет о деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах в области 1965 г.; д. 52 св. 2. Информационный отчет о деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах в области 1966 г.; д. 56 св. 2. Сведения о совершенной верующими религиозной обрядности и о доходах церквей города и области за 1966 год; д. 63 св. 3. Сравнительные данные о фактически действующих религиозных общинах и группах на территории Омской области за 1967 - 1972 гг.; д. 66 св. 3. Информационный отчет о состоянии и деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в области за 1968 год; д. 71 св. 3. Информационный отчет и сведения о состоянии и деятельности религиозных организаций и контроле за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1969 год; д. 74 св. 4. Докладная записка инспектора по делам религий при Совете Министров СССР о командировке в Омскую область 1969; д. 80 св. 4. Информационный отчет и справки о деятельности религиозных организаций, предоставляемые в Совет по делам религии и в Обком КПСС за 1970 год; д. 81 св. 4. Статистический отчет (сведения) о наличии религиозных объединений, служителей культа и о их возрасте и образовании, о поступлениях и расходовании денежных средств, об основной религиозной обрядности за 1970 год.
^ 38
архива Российской Федерации2, а также данные архива Омского епархиального управления3.
Согласно характеристике уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Омской области И. Бутюгова председателю Совета В.А. Куроедову от 20 июля 1962 за № 3594, управляющий Омско-Тюменской епархией архиепископ Ермоген (Голубев) (который с 13 июня 1962 г. по 29 мая 1963 г. возглавлял Омскую кафедру4) при первом посещении уполномоченного Совета по Омской области заявил: «В Омской епархии много беспорядков, но я полагаю, что приложу все силы, чтобы в рамках законодательства о культах упорядочить дела»... Он возмущался, почему служители церкви должны зависеть от уполномоченных на местах в вопросах определения количества священников на тот или иной приход, почему не разрешается священникам, ушедшим на пенсию, иногда приходить в церковь, облачаться и служить на архиерейских службах и т.д., заявил о том, что необходимо добиться, чтобы «декрет, подписанный В.И. Лениным, выполнялся неукоснительно», и сделал ссылку на высказывание В.И. Ленина в статье «К деревенской бедноте» (т. 6 с. 365 соч. В.И. Ленина), начиная со слов «Социал-демократы требуют» до слов «до тех пор народ не освободится от позорных полицейских преследований за веру и от не менее позорных полицейских подачек одной какой-либо вере». Также привел цитату из статьи в журнале «Коммунист», № 5 за 1962 г. «Философские заветы В.И. Ленина». Из беседы с архиепископом Ермогеном уполномоченный пришел к выводу, что он
2ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 107. Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин Сергей Иванович); Д. 43 Архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев Алексей Степанович); Д. 52 Архиепископ Пензенский и Саранский Иларион (Прохоров Николай Иванович); Д. 9 Архиепископ Омский и Тюменский Андрей (Сухенко Евгений Александрович).
3АОЕУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Переписка с Московской Патриархией: 1. Его Святейшеством, 2. Управделами Московской Патриархии (1961-1989); Д. 5. Переписка с Московской Патриархией: Б) хозяйственной частью (1961-1986); Д. 6. Патриаршие послания (1963-1982). Оп. 2. Д. 14. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления 1960 год с июля (1960-1961); Д. 15. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления за 1960 год с января; Д. 16. Разная переписка. 1960 г.; Д. 17. Резолютивный журнал на 1964 год; Д. 18. Резолютивный журнал на 1961 год; Д. 19. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления за 1961 год (1961-1962); Д. 20. Журнал исходящих бумаг 1964 год; Д. 21. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления с 1965-1969. Оп. 3. Д. 18. Переписка с Уполномоченными Омской и Тюменской области (1959-1960); Д. 19. Циркулярные распоряжения его Преосвященства, Преосвященнейшего Сергия, епископа Омского и Тюменского. 1959 г. (1959-1960); Д. 20. Переписка со священнослужителями других епархий (1959-1960); Д. 21. Переписка со священнослужителями других епархий (1960); Д. 22. Поздравительные телеграммы. (1960); Д. 23. Переписка с гражданскими лицами (1961-1967); Д. 24. Передача церковного дома под канцелярию епархии, акт о телефонах. (1961-1977); Д. 25. Регистрация умершего духовенства Омской епархии 1961 - 1967 г. и выбывших пенсионеров; Д. 26. Указы, приказы и распоряжения по Омскому епархиальному управлению (1961-1962); Д. 27. Переписка с благочинным церквей Омской епархии Тюменской области (1961-1986); Д. 28. Отреченцы (1961-1962); Д. 29. Переписка о пенсионных делах (1961-1985); Д. 30. Книга распоряжений по Омскому Епархиальному Управлению (1963-1970); Д. 31. Личные карточки священнослужителей Омской епархии. 1960-1972 годы. Оп. 4. Д. 3. Платежные ведомости за 1961 год; Д. 4. Платежные ведомости за 1963 год; Д. 5. Платежные ведомости за 1963 год; Д. 6. Платежные ведомости и документы за 1964 - 1965 гг.
4Олихов Д.В. Деятельность архиепископа Ермогена (Голубева) на омской кафедре 1962-1963 гг. // V региональные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные 300-летию основания города Омска: сб. стат. / под общ. ред. Владимира (Иким), Митрополита Омского и Таврического. М. : Издательство «Перо», 2016. 390 с. С. 47-53; Воробьева Н.В. «Свобода совести» в советском дискурсе (на примере «открытого письма» митрополита Омского и Тюменского Ермогена (Голубева) // Материалы Международной научно-практической конференции «Религия и общество - 13» / на круглом столе «Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания и образования-6» (г. Могилев, 18-23 марта 2019 г.).
2019 (6)
Иерей Александр Петрович добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
«один из иерархов, который ведет наступательную политику, теоретически подготовлен, это опытный волк, который знает, на какую педаль нажимать в любом вопросе укрепления позиций православной церкви, он далек от безоговорочного выполнения установленных положений о культах, он явно реакционен. Если возможно, прошу Вас дать указание инспекторскому отделу выслать мне краткую характеристику прошлой деятельности архиепископа Ермогена» 5.
В октябре 1962 года архиепископ Ермоген предпринял поездку в Москву с целью посещения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В.А. Куро-едова, свое видение ситуации в СССР по вопросам нарушения принципов ленинского законодательства и попрания принципов свободы совести он изложил в «Открытом письме архиепископам и всему духовенству мира. Письме председателю Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР архиепископа Омской епархии» (далее - «Открытое письмо»)6. В «Открытом письме» владыка Ермоген указывал на то, что «свободное проявление убеждений своей совести, естественно, влечет за собой столь же свободное объединение одинаково верующих в группы, общества, церкви, общины. Советское законодательство о культах рассматривает религиозные объединения как частные общества, образованные для одной цели - отправления культа по обряду определенного вероисповедания и свобода отправления религиозных культов согласно 124 статье Конституции признается за всеми гражданами»7.
По его мнению, Коммунистическая партия всегда считала свободу совести неотъемлемым правом каждого человека и гражданина и это право понимала как право каждого верить, как он хочет и во что хочет или, наоборот, не верить ни во что и быть атеистом, и что никто не смеет мешать никому в его вере или неверии. Указанные архиепископом Ермогеном партийные принципы нашли свое выражение в государственном декрете от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», таким образом в СССР было закреплено право исповедовать любую веру или не исповедовать никакой и особо подчеркнуто, что использование какой быто ни было веры или не использование никакой не связано ни с какими праволишениями. Пятый пункт декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» разъяснял предел, до которого простиралась эта свобода: «Свободное исповедание религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности». В принятой на XXII съезде КПСС программе партии говорилось исключи-
5ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 43. Уполномоченный по Омской области И. Бутюгов В.А. Куроедову 20 июля 1962 № 3594. Л. 94-95.
6ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38. Св. 1б. Открытое письмо архиепископам и всему духовенству мира. Письмо председателю Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР архиепископа Омской епархии Ермогена (Голубева). Л. 10-36.
7ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38. Св. 1б. Л. 16. См. также: «Глубокая, терпеливая, умело поставленная научно-атеистическая пропаганда не вызывает недовольства даже у верующего населения. Напротив, недозволенные методы при ее проведении, и в первую очередь всякого рода насильственные меры и оскорбительные выпады против верующих и церковнослужителей, не только вызывают законное недовольство даже у части неверующего населения, но и могут в какой-то степени компрометировать дело строительства коммунизма и мешать наведению прочных мостов доверия, взаимопонимания и дружбы между народами мира, которые на сегодняшний день в подавляющем большинстве верующие». Л. 12.
2019 (6)
тельно об идейном воздействии как методе борьбы против религии, и запрещалось оскорбление чувств верующих. В резолюции, принятой на XXIII съезде партии, вновь указывалось на недопустимость неправильных методов в антирелигиозной борьбе: «Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными, вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т.п.». В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 года снова предлагалось: «Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. За издевательские выходки в отношении чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности». В постановлении ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» опять констатировались ошибки в проведении антирелигиозной пропаганды, и все партийные организации обязывались «решительно устранить ошибки в атеистической пропаганде и впредь ни в коем случае не допускать каких-либо оскорблений чувств верующих и церковнослужителей, а также административного вмешательства в деятельность церкви»8.
Также в «Открытом письме» указывалось на то, что «Совет Министров СССР в постановлении от 16 марта 1961 г. за № 236. постановил, что «советские органы должны следить за тем, чтобы всем гражданам была обеспечена свобода совести, не допускать незаконного снятия с регистрации и закрытия церквей, мечетей и других молитвенных зданий, а также оскорбления чувств верующих». Тем не менее эти ошибки заключаются в многочисленных, все время повторяющихся случаях оскорблений в печати верующих и духовенства, широком административном вмешательстве в деятельность церкви, насильственном закрытии церквей, необоснованных репрессиях по отношению к духовенству, в применении к верующим гражданам дискриминационных мер вплоть до увольнения их с работы из-за религиозных убеждений 9.
Причина этих негативных явлений виделась в том, что «среди антирелигиозных деятелей имеются своего рода «ультра», которые хотят во что бы то ни стало скорее покончить с религией, не останавливаясь ни перед чем, даже перед открытым нарушением законов. Незаконное закрытие церквей вызывает недовольство у значительной части населения и дает повод говорить о преследовании религии в СССР.. Рост сектанства - это прямой продукт незаконного закрытия церквей». Одно дело, когда закрытие церкви явилось результатом действительного отхода людей от религии, и совсем другое дело, когда церковь закрыта методом голого администрирования. В этом случае церковь закрыта, отобрана у верующих, но сами-то верующие остались и потребности-то религиозные у них остались. И вот из-за невозможности за отсутствием церкви удовлетворять свои религиозные потребности по православному культу они уходят в сектантство, в недрах которого они смогут удовлетворять свои религиозные потребности без всякой лишней обрядности, без всяких зарегистрированных двадцаток, вне всякого контроля со стороны государственной власти. Ясно, что с «государственной точки зрения во много раз целесообразнее, чтобы верующее население имело возможность исполнять свои религиозные потребности открыто в зарегистрированных молитвенных зданиях»10.
8ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38. Св. 1б. Л. 15-18. 9Там же. Л. 19-21.
10ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38. Св. 1б. Л. 27, 29-31.
€) к*А*к с» Т€) А»
Иерей Александр Петрович добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
Ущемление гражданских прав священнослужителей происходило по линии воспрепятствования ему со стороны уполномоченных Совета принимать при совершении богослужений то участие в нем, какое положено согласно внутрицерковному распорядку11. В вопросы того или иного участия гражданина в совершении богослужений может вмешиваться только конфессиональное государство, которое, охраняя достоинство священного сана, следит за тем, чтобы непосвященные в тот или иной сан не принимали того участия в богослужении, которое им не положено по их сану. Вмешательство же в эти вопросы административных властей в СССР, в котором принцип отделения церкви от государства должен производиться последовательно и до конца, безусловно незаконно. В условиях отделения церкви от государства административные власти имеют право лишь на наблюдение за тем, чтобы молитвенные здания и совершаемые в них богослужения не использовались в противогосударственных целях, чтобы не нарушали общественный порядок, чтобы не имело место посягательство на права граждан. Административное же вмешательство уполномоченного в дела Церкви выражается в практике снятия духовенства с регистрации, запрещения православному духовенству состоять членами «двадцаток», незаконные и необоснованные репрессии против священнослужителей. Уполномоченный, не являющийся представителем церковной администрации, а лишь осуществляющий государственный контроль за исполнением советского законодательства о культах, в случае нарушения какого-либо закона священнослужителем вправе только возбудить судебное преследование против нарушителя и поддерживать на суде обвинение против него, но не решать самостоятельно те дела, которые по закону подлежат судебному разбирательству. Поэтому действия уполномоченных по линии снятия духовенства с регистрации с юридически-правовой точки зрения не могут быть охарактеризованы иначе, как незаконные и необоснованные репрессии против священнослужителей.
Архиепископ Ермоген далее приводит в своем «Открытом письме» факты незаконного закрытия храмов в Омской области, вплоть до прямого запугивания духовенства и прихожан со стороны местной администрации. Подавляющее большинство верующих Русской Православной Церкви являются патриотами Родины и честно трудятся на благо народа, отмечает владыка. И можно быть уверенным, что исправление ошибок в антирелигиозной работе может еще больше укрепить их в преданности к своей Родине и Правительству и еще более стимулирует их труд на общенародное благо.
Закрыть храм даже с помощью «двадцатки» становится возможным. Приведем еще один характерный пример. Из рапорта благочинного Православных церквей Тюменского округа Омской епархии протоиерея Николая Магницкого архиепископу Ермогену (Голубеву) о разборе жалобы верующих Вознесенской церкви села Чур-тан Викуловского района от 4 августа 1962 г. Заманив обманным путем несколько человек членов и не членов церковной «двадцатки» в здание местного сельсовета, священник Павел Николаевич Красильников 29 июля 1962 г. открыто выступил перед верующими с предложением закрыть храм, дабы тем самым снять с себя и церковного старосты Ф.И. Чернова угрозу привлечения к гражданскому суду, во-первых, и, во-вторых, мотивировал свое предложение распадом «двадцатки». В этом ему помогал присутствовавший на собрании член «Общества по распространению
11Там же. Л. 31, 33, 35-37.
2019 (6)
политических и научных знаний» В. Давыдов из областного центра г. Тюмени, фигурировавший, по словам некоторых верующих, на собрании как Уполномоченный по Церковным делам, который, очевидно, чувствуя незаконные действия и свою неправомочность, заявил, что временно церковь закрывается под засыпку зерна и до разбора дела в области. Верующие же в немногочисленном количестве, «почуяв беду в неумных действиях своего общинного руководства, не проявив достойного мужества, пошли на обещания Давыдова и сделали свои подписи на временное закрытие храма» 12. В с. Чуртан председатель сельсовета стал требовать на работу жену местного священника, имевшую грудного ребенка. Поскольку она из-за своего грудного ребенка не смогла выполнить это распоряжение, председатель сельсовета предложил ей в трехдневный срок выселиться из пределов села, и она была вынуждена выехать вместе со своим грудным ребенком. Когда через три месяца она снова с ребенком приехала к мужу, то председатель снова стал требовать ее на работу. Как раз в это время приехал в село член Общества по распространению политических и научных знаний Давыдов. Через несколько дней он поместил в местной газете «Тюменский комсомолец» статью, в которой этот возмутительный случай был преподнесен читателям в таком виде: «Попу 45 лет, попадье 23 года. Боясь, что она уйдет от него, Красильников (фамилия священника) не позволяет жене работать. Поп учит нас: труд богоугодное дело, - ропщут верующие, - а попадью не пускает на работу. Жена находится в моем ведении. Хочу пошлю, хочу нет, - рассуждает Красильников. В. Давыдов, член Общества по распространению политических и научных знаний». По жалобе верующих в Совет Министров СССР было возбуждено уголовное дело13.
По причине «неполноты двадцатки» была закрыта церковь, находящаяся в слободе Бешкиль Скородумского сельсовета Ялуторовского района Тюменской области: «Все наши попытки пополнить двадцатку не приводят ни к чему, так как или наши заявления уничтожаются, или оказывается давление на подающих заявления, чтобы они отказались от поданных заявлений. Применяются при этом даже угрозы, вроде отобрать корову и т.д. Представляем новый список верующих, желающих вступить в двадцатку, просим дать указание Тюменскому уполномоченному в регистрации списка и открытия церкви. 28 февраля 1963 года»14. К обращению прилагается список верующих, состоящий из пятидесяти подписей, в основном колхозников и рабочих. 19 февраля 1964 года верующие вновь обратились в районный исполнительный комитет города Ялуторовска с ходатайством о передаче Церковных вещей и предме-
12АОЕУ Ф. 1. Оп. 3. Д. 27. «Переписка с благочинными церквей Омской епархии Тюменской области 10 января 1961 - 9 марта 1986».
13См. подробнее: ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 43. Вх. № 130 15.01.1968 Частное определение 28 февраля 1964 г. народного суда Абатского р-на Тюменской области по обвинению Рябковой Елены Григорьевны по ст. 142 УК РСФСР. Л. 9-9а: «Уголовная ответственность за нарушение закона об отделении церкви от государства т.е. постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Выявлено, что архиепископ Омской и Тюменской областей Голубев Ермоген Степанович, зная о том, что церковь в с. Чуртан Абатского р-на Тюменской обл. закрыта по Постановлению Совета по делам РПЦ при СМ СССР от 4 сентября 1962 г., порекомендовал прибывшей к нему подсудимой Рябковой (23 января 1963) обратиться с жалобой в СМ СССР от имени прихожан церкви, составил ей текст заголовка для сбора подписей верующих и опечатал их в своей канцелярии...О вышеизложенном довести до сведения Уполномоченного по делам культов при Тюменском облисполкоме для принятия необходимых мер в отношении архиепископа Ермогена».
14Там же. Л. 33-50.
с>|
143
Иерей Добровольский Александр Петрович «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
тов культового значения Никольской церкви с. Бешкиль Ялуторовской Церковной общине.
Приехав в с. Суерки с целью закрытия церкви, В. Давыдов стал вызывать в помещение сельсовета членов «двадцатки», предлагая подписывать заготовленные им бланки с заявлениями о выходе из двадцатки, угрожая в случае отказа репрессиями - у кого отобрать корову, у кого исключить дочь из школы, кого убрать «туда, куда надо». Подобного рода действия по мнению архиепископа Ермогена, не имели ничего общего с «научно-атеистической пропагандой» и в корне противоречили линии КПСС в антирелигиозной работе, грубо нарушали Советское законодательство о культах и при этом были совершенно безнаказанными. За время с 1959 года, года активизации антирелигиозной работы, «по Союзу закрыто свыше 4000 церквей и молитвенных домов. Большинство из них закрыто административным порядком в нарушении действующих законоположений»15.
Архиепископ Ермоген отмечал, что на VIII Чрезвычайном съезде Советов в 1936 г. при обсуждении ст. 135 проекта Конституции была отвергнута поправка, предлагавшая не предоставлять или во всяком случае ограничить в избирательных правах служителей культа. С тех пор духовенство уравнено в правах со всеми гражданами Советского Союза, и когда священнослужитель, пользующийся полнотой избирательных прав в государственной жизни, лишается прав в церковно-приходской жизни, каковыми он пользовался в этой области еще с первых дней существования Советского государства, является ситуацией, противоречащей закону16. Кризис церковного управления в области, жесткая налоговая политика власти, изменение правового положения священника на приходе обусловили сокращение численности духовенства Омской епархии, в 1964 году из 24 приходов, открытых после Великой Отечественной войны, в епархии осталось 13: из шести приходов в Омской области -пять, из восемнадцати в Тюменской - восемь.
Все действующие храмы находились в городах, в сельской местности практически не осталось ни одной действующей общины. Рост численности треб и религиозных обрядов, вызванный сокращением храмов и молитвенных домов, власть пыталась уменьшить введением в 1962 г. квитанционной системы учета обрядов с целью контроля над совершением треб - крещений, венчаний, отпеваний.
Активная антирелигиозная и атеистическая пропаганда в области проводилась как со стороны советских, так и партийных органов. Происходит создание домов атеизма, в атеистическую работу включаются библиотеки, музеи, клубы и дворцы культуры; в 1963 г. к атеистической пропаганде привлекается радио и телевидение. В противовес церковным обрядам активно популяризируются гражданские, в практику работы культучреждений входят вечера, отмечающие торжественные события в жизни людей: свадьба, рождение ребенка, получение паспорта. Возрастает роль уполномоченного в связи многочисленными обращениями представителей власти за советами и помощью, неоднократным проведением выступлений и консультаций.
15 ИАОО. Ф. Р2603. Оп.1. Д. 38. Св. 1б. Л. 27.
16Из «Разъяснения Наркомюста от 7 июля 1924 года за № 17736»: священник может быть председателем церковного совета и председателем собрания верующих, если последними он будет выбран в председатели, если священник в то время, когда он еще был «лишенцем», имел право по избранию верующих быть председателем церковного совета, то не может быть и речи, чтобы он не имел этого права, когда стал полноправным гражданином Советского Союза.
с)4 144 ккз\г){
|С»1с)|
,(М€>"|
5 ТгV <I? С!Л5 (*А9 \pVil С!л5 (гУЧТ (•
Позднее, уже в отставке, он писал Святейшему Патриарху Алексию I: «За время моего служения в Омске не было вообще никаких осложнений. Ведь нельзя же принимать за «осложнение» вызов меня в качестве свидетеля по делу старосты одного из закрытых храмов в связи с посылкой ею жалобы Н.С. Хрущеву на незаконное закрытие храма!!! И ставить гражданину в вину его вызов в качестве свидетеля - юридический абсурд. Неканонические порядки, существующие в какой-либо поместной церкви на определенном историческом отрезке времени, не лишают ее канонических епископов, но забота о восстановлении канонического строя в ней - первейший долг ея Первосвятителя вместе со всем Епископатом Святой Церкви17».
Однако увещевания Омского владыки были восприняты как протест, он был спешно (29 мая 1963 г.) переведен на Калужскую и Боровскую кафедру, где занимался благотворительностью, поддерживал бедные приходы, уменьшил вдвое размер «добровольно-принудительного» взноса в Фонд мира, оживил и укреплял приходскую жизнь, организовывал ремонт обветшавших храмов, привлекал в епархию молодых активных священнослужителей, имеющих духовное образование, для проживания которых в двух частных калужских домах была организована своего рода подпольная гостиница18. Кроме того, начал отправлять за штат священнослужителей, скомпрометировавших себя небескорыстными «заигрываниями» с советской властью.
Жесткий прессинг Русской Православной Церкви вызвал, как не парадоксально, беспрецедентный рост сектантства в области.
На 1964-1965 гг. из имевшихся в Омске 18 незарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов (далее - ЕХБ), подавляющее большинство которых поддерживало баптистов-раскольников (приверженцев Международного союза церквей ЕХБ,
17ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 194-195 об. «Письмо Святейшему Патриарху Алексию Архиепископа Ермогена 20 февраля 1968 г., Успенский Жировицкий монастырь».
18ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 43. Характеристика на архиепископа Калужского и Боровского Ермогена (Го-лубева Гермогена Степановича) Уполномоченного Совета по Калужской области Ф. Рябова 28 октября 1964. Л. 7-9: «Архиеп. Ермоген Калужско-Боровскую епархию возглавляет с июня 1963 года, куда прибыл из Омской епархии. Известно, что архиепископ Ермоген является ярым приверженцем и столпом Русской православной церкви, принимает активные меры к укреплению позиции церкви и ее влияние на насе-ление...Проводя линию на замену в приходах священнослужителей, Ермоген стремится перетаскивать в область известных и преданных ему попов и диаконов из других республик и областей. Имея высокую богословскую подготовку и хороший образовательный уровень развития, архиепископ Ермоген старается, помимо участия в богослужении, в своих проповедях создать себе популярность и своим авторитетом влиять на окружающих и духовенство. Не желая считаться с происходящими процессами и закономерным отходом советских людей от религии, Ермоген упорно стремится внушать верующим веру в Бога и необходимость обращать внимание на привлечение в сферу церкви детей. Архиепископ Ермоген требует от священников, чтобы они систематически проводили проповеди в церквах, серьезно к ним готовились и добивались большего посещения прихожанами храмов. Являясь по характеру упрямым и эгоистичным, он не терпит возражений, любит, когда ему льстят и проявляют покорность, клонен к провокационным приемам, хотя внешне старается казаться добрым и справедливым, а также подчеркнуто патриотичным. Несмотря на преклонный возраст, он чувствует себя бодро и энергично, живо интересуется всеми сторонами жизни нашей страны, внимательно следит за периодической печатью, много читает, выписывает одну немецкую газету и систематически слушает через имеющийся радиоприемник заграничные передачи. До последнего времени архиепископ Ермоген упорно утверждал, что в нашей стране не соблюдаются ленинские принципы в борьбе с религией, наблюдаются грубые администрирования в отношении церкви, духовенства и верующих. Вместе с тем следует отметить, что Ермоген. близок к патриарху Алексию и не исключено, что имеет на последнего свое определенное влияние».
Иерей Александр Петрович добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
возникшегов1960г.),16прекратилисвоесуществование,войдявзарегистрированную общину с мая 1964 г. Лишь две группы (около 300 человек) еще продолжали свою нелегальную деятельность19. Непримиримо по отношению к советским органам продолжала вести себя группа «наиболее реакционных баптистов-раскольников» во главе с А.Т. Козарезовым и П.П. Поповым, которая поддерживала тесную связь с «оргкомитетом» и активно проводила его мероприятия, распространяя издаваемые им журналы «Вестник спасения» и «Братский листок», а также различные обращения и послания среди верующих.
В беседе с представителями Ленинского райисполкома организаторы молитвенного собрания, проведенного 15 августа 1965 г. в Ленинском районе г. Омска, во дворе частного дома по улице Семашко, 75, заявили, что собираться им «разрешил Бог. «Мы церковь, - заявили они, - а церковь отделена от государства, и мы имеем право собираться там, где хотим. Вы нам не указывайте, мы сами знаем. Кончилось ваше время.».
Всего этих групп в области насчитывается 8, из них: в гор. Омске - 2 (около 300 человек), и в районах - 6 (500 чел.), в том числе в Москаленском районе - 2, Любин-ском - 2, Исилькульском и Омском - по одной.
В беседе с уполномоченным Совета по делам религиозных культов П.П. Попов заявил: «Группа поддерживает оргкомитет, так как считает его деятельность правильной. Считаем правильным религиозное воспитание детей».
По линии советских и партийных органов проводились следующие мероприятия: разъяснение верующим законодательства о культах, организация вечеров встреч атеистов с верующими, на которых разоблачались нарушители законодательства, проведение индивидуальной работы с верующими, антирелигиозных лекций, бесед, выставок, демонстраций кинофильмов.
Областным судом в начале 1965 г. было проведено обобщение уголовных и административных дел привлеченных к ответственности служителей культов и участников сектантских и других религиозных организаций. Изучением этих дел установлено, что органами охраны общественного порядка, прокуратуры и судами при расследовании и рассмотрении дел допускались нарушения социалистической законности. В результате из 8 дел (на 13 человек), поступивших и рассмотренных за 1962-1964 гг. народными судами области, 7 дел (на 11 человек) отменены как необоснованные.
В 1966 г. состоялось Межобластное совещание ЕХБ в г. Омске по выборам делегатов на съезд ЕХБ (который прошел в августе 1966 г.) и в котором приняло участие подавляющее большинство общин и групп ЕХБ и меннонитов (47), фактически действующих в области. Лишь одна группа (центральная) сторонников Совета церквей ЕХБ г. Омска категорически отказалась участвовать в этом совещании.
Подавляющее большинство верующих баптистов (83%) составляют женщины (домохозяйки, пенсионеры) пожилого и среднего возраста, на службах бывает молодежь. В составе «двадцатки» 60% членов в возрасте от 60 до 78 лет, остальные от 42
19 ИАОО. Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 42. Св. 2. «О работе по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах и пресечению нелегальной деятельности баптистских-раскольнических и других религиозных организаций, а также регистрации религиозных объединений и устранению нарушений законности в отношении верующих». Л. 1-6.
до 58 лет; подавляющее большинство (70%) малограмотные, остальные с начальным, неполным средним и средним образованием, в основном пенсионеры и домохозяйки (работают на производстве 5 человек из 20).
За 1963-1966 гг. количество исполняемых обрядов в общине увеличилось с 5 до 35, в том числе водных крещений с 8 до 15, религиозных похорон с 4 до 20, религиозных браков совершалось по одному в год. Поступления денежных средств за это время снизились (с 18 766 до 12 717 руб.) за счет добровольных пожертвований. Расход увеличился (с 7556 до 12 637 руб.) за счет повышения расходов на содержание обслуживающего персонала (с 1788 до 2163 руб.), отчислений ВСЕХБ (с 3831 до 5389 руб.) и в фонд мира (в прошлом году - 400 руб., раньше не вносили)20.
Трое руководителей «центральной» общины ЕХБ приняли участие в демонстрации в Москве 16 мая 1966 года (А.Т. Козорезов, Ф.А. Поюнов, П.П. Попов) 21. Акция протеста ЕХБ у здания ЦК КПСС 16-17 мая 1966 года была одной из крупнейших про-тестных демонстраций в СССР послевоенной эпохи. В акции приняли участие порядка 500 верующих. За проведение акции были осуждены к лишению свободы на срок от года до трёх лет более тридцати человек22.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 142 УК РСФСР на организатора незаконных действий руководителя Омской группы сторонника Совета церквей А.Т. Козорезова и его соучастниц сестер Гармс Агату и Елизавету, которые в октябре 1966 года осуждены к 3 годам лишения свободы. В процессе расследования было установлено, что они и другие их соучастники подстрекали верующих к организованной незаконной деятельности, изготовили и распространили нелегальную литературу, призывающую к неисполнению законодательства о культах, организовали воскресную школу, в которой проводили обучение молодежи и детей религии и допускали другие нарушения23.
За противозаконную подрывную деятельность в 1966-1967 годах арестованы и осуждены на различные сроки заключения вожаки подполья Козарезов А.Т., Попов П.П., Савченко Н.Р., сестры Гармс Агата и Елизавета, в 1968 году - Поюнов Ф.А. и Заводская Р.К. Были осуждены в 1968-1969 гг. Сигарев М.Л. - руководитель областного подполья, Винс Я.Ф. - проповедник и духовный наставник Петровской группы Исилькульского района, Винс Екатерина и Дирксен Петр из этой же группы - организаторы детских религиозных школ24.
Сложившееся в конце 60-х гг. положение осложнялось еще и тем, что во многих местах религиозный вопрос тесно переплетался с национальным. Руководители сектантских объединений, состоящих из лиц немецкой национальности, «ловко спекулируют на отождествлении некоторыми верующими национального и религиозного, используя весь арсенал имеющихся у них средств для обработки людей, для подо-
20ИАОО. Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Л. 7.
21ИАОО. Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Л. 11.
22Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
23ИАОО. Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Л. 12-13.
24ИАОО. Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Л. 15-16.
2019 (6)
Иерей Александр Петрович добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
гревания националистических настроений25.
В Омской области на начало 60-х гг. было учтено 19 религиозных групп пятидесятников, действовавших явочным порядком. Вероучение этих групп, «как известно, носит изуверский мистический характер. 18 из них находятся в сельских районах (Любинский - 11, Исилькульский - 1, Москаленский - 2, Ульяновский - 3, Азовский - 1), состоят из граждан немецкой национальности, и только в г. Омске в группу пятидесятников входят и немцы, и русские»26.
В отчете уполномоченного приводится свидетельство Е.А. Фаст, 25 лет, д. Нико-новка, Петровского сельсовета, Ульяновского р-на: «У меня больные легкие, я лечилась, но ничего не помогало. Тогда я перестала ходить в кино, клуб, на танцы и стала молиться, вступив в секту пятидесятников в 1959 г., и мне после этого стало лучше, болезнь легких сказывается меньше»27 .
В апреле 1966 г. в Омской области было проведено областное совещание руководящих работников райгорисполкомов, их комиссий по контролю, облпрокурату-ры, облсуда, управления охраны общественного порядка (в общей сложности в нем приняли участие 45 человек), в мае-июне 1966 г. проведены таким же составом и совместно с партийными органами областные кустовые совещания в г. Омске (50 чел.) и г. Исилькуле (200 чел.).
Большое значение имел проведенный облисполкомом и обкомом КПСС в июле 1965 г. 3-дневный областной семинар председателей комиссий содействия контролю при райгорисполкомах совместно с работниками райкомов КПСС (260 чел.), на котором были рассмотрены вопросы применения законодательства о культах, внедрения в быт новых гражданских обрядов и организация атеистической работы с верующими. Такие семинары с участием уполномоченного во второй половине 60-х гг. регулярно проводились в районах области: Исилькульском, Москаленском, Тюкалинском, Шербакульском, Кормиловском, Калачинском, Тарском, Горьковском, Куйбышевском, Кировском, Ленинском, Центральном и др.28.
Уполномоченный выезжал для учета всех незарегистрированных религиозных групп и общин с целью анализа причин и оценки степени их влияния на верующих, разработки мер, обеспечивающих соблюдение зарегистрированными и незарегистрированными религиозными группами советского законодательства о культах29. По установленным нарушениям принимались необходимые меры по предупреждению нарушителей об ответственности и отстранению их от исполнения обязанностей, например, были отстранены члены церковного совета Никольского молитвенного дома г. Исилькуля и правления мусульманской мечети г. Омска.
25ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 71. Св. 3. Информационный отчет и сведения о состоянии и деятельности религиозных организаций и контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1969 г.; Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 74. Св. 4. Докладная записка инспектора по делам религий при Совете Министров СССР о командировке в Омскую область, 1969 г. Л. 2.
26ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 3. Д. 788. Материалы о работе уполномоченного по Омской области 1960 г. Л. 9-22.
27ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 3. Д. 788. Л. 22.
28ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Информационный отчет о деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах в области, 1966 г.
29ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Л. 10.
К концу 60-х гг. в связи с усилением административных санкций участились случаи переезда немцев на жительство в Казахстан. По их словам, «там живется вольготнее, нами никто вообще не занимается и не штрафует», зам. председателя Марьянов-ского райисполкома тов. Савельев считал нецелесообразным регистрировать общества ЕХБ по причинам отсутствия молитвенного помещения, присутствия детей с родителями на собраниях, «близкого» расстояния до зарегистрированного общества ЕХБ в г. Омске (45 км) и «слабой богословской подготовки служителей культа (?!)... «Если нам не будут мешать, то еще год, и мы их задавим», - секретарь Москаленского райисполкома тов. Яношевский»30.
Неудовлетворенность таким положением дел порождала не только жалобы со стороны верующих, но и демонстративное нарушение ими законодательства о религиозных культах (отправление обрядов под открытым небом, проведение специальных детских и молодежных собраний и т. п.). Фактически получалось, что не верующие, а административное рвение отдельных должностных лиц в Омской области ставило многие религиозные объединения, признающие закон, вне закона. Несмотря на это, деятельность уполномоченного Совета Д.И. Иванова была оценена хорошо: «Он работает в этой должности недавно, с конца 1968 г. Задачи, поставленные перед ним Советом по делам религий, понимает правильно, разработал целый ряд мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в области. О результатах поездки было доложено Председателю Омского Облисполкома тов. Голикову К.Н., зав. отделом агитации и пропаганды Обкома КПСС тов. Горбунову Л.Н. и секретарю Облисполкома тов. Антощенко В.И.» 31.
В «Докладной записке» инспектора по делам религий при Совете Министров СССР И. Бончковского о командировке в Омскую область в 1969 г. отмечается, что религиозная обстановка в Омской области продолжает оставаться весьма сложной. Деятельность сектантов проявляется в запрете на смешанные браки, в высказываниях о необходимости создания «немецко-меноннитской автономии», возможности не служить в армии, отказе родителей-немцев в Москаленском районе пустить детей в школу в воскресенье (перенесение дней учебы в связи с майскими праздниками). В то же время, по мнению местных партийных и советских работников, деятельность Русской Православной Церкви тревоги не вызывала: «Деятельность епископа Николая (Кутепова Н.В.) проходит в рамках закона, свои действия он согласовывает с уполномоченным Совета по Омской области»32. Инспектор Совета И. Бончковский в отчете писал о фактах ничем не оправданного ущемления церкви: «Молитвенному дому православной церкви в гор. Исилькуле уже длительное время не разрешаю подключить свет, мотивируя это ремонтом школы (?), то «недостатком электроэнергии» (просится три лампочки по 60 ватт)». Во всякое время они молились при свечах, - «объяснила» нам секретарь горисполкома тов. Медведева, - пусть и теперь так молятся» в связи с тем, что помещения церкви находятся в аварийном состоянии, а
30ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 71. Св. 3. Информационный отчет и сведения о состоянии и деятельности религиозных организаций и контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1969 г.; Ф. Р 2603. Оп. 1. Д. 74. Св. 4. Докладная записка инспектора по делам религий при Совете Министров СССР о командировке в Омскую область, 1969 г. Л. 7-8.
31ИАОО. Р 2603. Оп. 1. Д. 74. Св. 4. Л. 9.
32ИАОО. Ф. Р-2603. Оп. 1. Д. 74. Св. 4. Докладная записка инспектора по делам религий при Совете Министров СССР о командировке в Омскую область, 1969 г.
2019 (6)
Иерей Александр Петрович Добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
по плану реконструкции района идут под снос, местные власти ремонта не разрешают, нового места для постройки не выделяют, а высказывают мнение, что это весьма «удобный предлог» для ее закрытия. В то же время некоторые товарищи на местах сетуют: «Активность растет, число верующих в нелегальных сектах увеличивается (не за счет ли православия), а что мы, местная власть, можем сделать; религиозники подчас просто издеваются над нами, а ведь мы принимаем меры, штрафуем...» К сожалению, некоторые должностные лица объясняют создавшееся положение не отсутствием контроля с их стороны, не слабым знанием религиозной обстановки и неумением ее анализировать, делать необходимые выводы, не ограниченностью и примитивностью мероприятий, производимых ими, и неумением работать с духовенством, верующими, а. недостаточно жесткими законами государства, которых, справедливости ради заметить, они не всегда знают»33.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Архив Омского епархиального управления (АОЕУ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Переписка с Московской Патриархией: 1. Его Святейшеством, 2. Управделами Московской Патриархии (1961-1989).
2. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 5. Переписка с Московской Патриархией: Б) хозяйственной частью (1961-1986).
3. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6. Патриаршие послания (1963-1982).
4. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 14. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления 1960 год с июля (1960-1961).
5. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 15. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления за 1960 год с января.
6. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16. Разная переписка. 1960 г.
7. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 17. Резолютивный журнал на 1964 год.
8. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18. Резолютивный журнал на 1961 год.
9. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 19. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления за 1961 год (1961-1962).
10. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 20. Журнал исходящих бумаг. 1964 год.
11. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 21. Журнал исходящих бумаг из Омского Епархиального Управления с 1965-1969.
12. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 18. Переписка с Уполномоченными Омской и Тюменской области (1959-1960).
13. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 19. Циркулярные распоряжения его Преосвященства, Преосвященнейшего Сергия, епископа Омского и Тюменского. 1959 г. (1959-1960).
14. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 20. Переписка со священнослужителями других епархий (1959-1960).
15. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 21. Переписка со священнослужителями других епархий (1960); Д. 22. Поздравительные телеграммы (1960).
16. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 23. Переписка с гражданскими лицами (1961-1967).
17. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 24. Передача церковного дома под канцелярию епархии,
33Там же. Л. 4-5.
акт о телефонах. (1961-1977).
18. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 25. Регистрация умершего духовенства Омской епархии 1961 - 1967 г. и выбывших пенсионеров.
19. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 26. Указы, приказы и распоряжения по Омскому епархиальному управлению (1961-1962).
20. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 27. Переписка с благочинным церквей Омской епархии Тюменской области (1961-1986).
21. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 28. Отреченцы (1961-1962).
22. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 29. Переписка о пенсионных делах (1961-1985).
23. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 30. Книга распоряжений по Омскому Епархиальному Управлению (1963-1970).
24. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 31. Личные карточки священнослужителей Омской епархии. 1960-1972 годы.
25. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 3. Платежные ведомости за 1961 год.
26. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 4. Платежные ведомости за 1963 год.
27. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 5. Платежные ведомости за 1963 год; Д. 6. Платежные ведомости и документы за 1964 - 1965 гг.
28. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 107. Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин Сергей Иванович).
29. ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 7. Д. 43. Архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев Алексей Степанович).
30. ГА РФ. Ф. Р 6991. Оп. 3. Д. 788. Материалы о работе уполномоченного по Омской области, 1960 г.
31. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 38. Св. 1б. Открытое письмо архиепископам и всему духовенству мира. Письмо председателю Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР архиепископа Омской епархии. Декабрь 1962 г.
32. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 40. Св. 1б. Отчеты (сведения) о деятельности Кре-стовоздвиженского кафедрального собора г. Омска с приложениями за 1963-1966 гг.
33. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 42. Св. 2. Отчет о проведенной работе по контролю за соблюдением законодательства о культах в Омской области, 1964-1965 гг.
34. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 46. Св. 2. Информационный отчет о деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах в области, 1965 г.
35. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. Информационный отчет о деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах в области, 1966 г.
36. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 56. Св. 2. Сведения о совершенной верующими религиозной обрядности и о доходах церквей города и области за 1966 год.
37. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 63. Св. 3. Сравнительные данные о фактически действующих религиозных общинах и группах на территории Омской области за 1967 -1972 гг.
38. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 66. Св. 3. Информационный отчет о состоянии и деятельности религиозных организаций и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в области за 1968 год.
39. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 71. Св. 3. Информационный отчет и сведения о со-
с>|
151
2019 (6)
Иерей Александр Петрович добровольский «Церковно-государственные отношения в Омской области в 1960-е гг.: сравнительный анализ взаимодействия уполномоченного Совета при Совете Министров СССР по Омской области по отношению к Русской Православной Церкви и к инославным конфессиям»
стоянии и деятельности религиозных организаций и контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах за 1969 год.
40. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 74. Св. 4. Докладная записка инспектора по делам религий при Совете Министров СССР о командировке в Омскую область, 1969.
41. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 80. Св. 4. Информационный отчет и справки о деятельности религиозных организаций, предоставляемые в Совет по делам религии и в Обком КПСС за 1970 год.
42. ИАОО. Ф. Р2603. Оп. 1. Д. 81. Св. 4. Статистический отчет (сведения) о наличии религиозных объединений, служителей культа и о их возрасте и образовании, о поступлениях и расходовании денежных средств, об основной религиозной обрядности за 1970 год.
43. Воробьева Н.В. «Свобода совести» в советском дискурсе (на примере «открытого письма» митрополита Омского и Тюменского Ермогена (Голубева) // Материалы Международной научно-практической конференции «Религия и общество-13» / на круглом столе «Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания и образования - 6» (г. Могилев, 18-23 марта 2019 г.). Могилев, 2019.
44. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
45. Олихов Д.В. Деятельность архиепископа Ермогена (Голубева) на омской кафедре 1962-1963 гг. // V региональные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные 300-летию основания города Омска: сб. стат. / под общ. ред. Владимира (Иким) Митрополита Омского и Таврического. М.: Издательство «Перо», 2016. 390 с. С. 47-53.