Научная статья на тему 'Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности'

Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / права / общественный порядок и общественная безопасность / эффективность / профилактика / функции / задачи / производство по делам об административных правонарушениях / меры профилактического воздействия / district police commissioner / rights / public order and public safety / effectiveness / prevention / functions / tasks / proceedings in cases of administrative offenses / preventive measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибагатуллин Рустам Маратович

Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности является важным аспектом защиты прав и свобод человека и гражданина. В статье рассматриваются административные правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, а также возможности повышения эффективности производства участковыми уполномоченными полиции по делам об административных правонарушениях в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сибагатуллин Рустам Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Local Police Commissioners in the Field of Countering Violations of Public Order and Public Safety

The activities of local police commissioners in the field of countering violations of public order and public safety are an important aspect of protecting human and civil rights and freedoms. The article discusses administrative offenses in the field of public order and public safety, as well as the possibility of improving the efficiency of production by district police commissioners in cases of administrative offenses in the field under study.

Текст научной работы на тему «Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности»

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности

СИБАГАТУЛЛИН РУСТАМ МАРАТОВИЧ,

старший преподаватель кафедры управления административно-правовых дисциплин Уфимский юридический институт МВД России Российская Федерация, 450103, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2 E-mail: rsibagatullin4@yandex.ru

Activities of Local Police Commissioners in the Field of Countering Violations of Public Order and Public Safety

SIBAGATULLIN RUSTAM MARATOVICH,

Senior Lecturer at the Department of Management of Administrative and Legal Disciplines Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 450103, Republic of Bashkortostan,

Ufa, Muksinova St., 2 E-mail: rsibagatullin4@yandex.ru

УДК 351.75

Аннотация. Деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере противодействия нарушению общественного порядка и общественной безопасности является важным аспектом защиты прав и свобод человека и гражданина. В статье рассматриваются административные правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, а также возможности повышения эффективности производства участковыми уполномоченными полиции по делам об административных правонарушениях в исследуемой сфере.

Ключевые слова и словосочетания: участковый уполномоченный полиции; права; общественный порядок и общественная безопасность; эффективность; профилактика; функции; задачи; производство по делам об административных правонарушениях; меры профилактического воздействия.

Annotation. The activities of local police commissioners in the field of countering violations of public order and public safety are an important aspect of protecting human and civil rights and freedoms. The article discusses administrative offenses in the field of public order and public safety, as well as the possibility of improving the efficiency of production by district police commissioners in cases of administrative offenses in the field under study.

Keywords and phrases: district police commissioner; rights; public order and public safety; effectiveness; prevention; functions; tasks; proceedings in cases of administrative offenses; preventive measures.

Благоприятный уровень жизни в обществе и государстве напрямую зависит от показателей производства не только по уголовным делам, но и по делам об административ-

ных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях направлено на достижение цели по защите нарушенных прав и законных интересов граждан, го-

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

сударства и общества. Кроме того, производство по делам об административных правонарушениях преследует цель восстановления нарушенных общественных отношений . Независимо от долгой практики применения норм, регулирующих производство в отмеченной выше форме, установленная цель не всегда бывает достигнута . Такое явление объяснимо лишь тем, что производство по делам об административных правонарушениях далеко не совершенно

Поэтому актуальность темы исследования заключается в наличии пробелов и проблем в административном законодательстве и производстве по делам об административных правонарушениях.

Основная цель исследования состоит в поиске путей повышения эффективности производства участковыми уполномоченными полиции по делам об административных правонарушениях .

История органов, осуществляющих охрану общественного порядка, берет свое начало еще в Древней Руси . Население нуждалось в защите от противоправных посягательств на жизнь, здоровье и собственность . В любом цивилизованном государстве существуют нормы и правила, которые касаются защиты основных прав и свобод человека. Так, в различных странах мира издают нормативные правовые акты, охраняющие граждан от противоправных посягательств со стороны нарушителей Однако стоит отметить, что под охрану попадает не только личность, но и общество, а также государство

Деятельность участковых уполномоченных полиции напрямую связана с областью административных правонарушений . Именно участковый уполномоченный полиции отвечает за общественный порядок и общественную безопасность на закрепленном административном участке . Поэтому фигура участкового уполномоченного полиции является основным субъектом административной деятельности . Анализ специализированной литературы, нормативных правовых актов, а также практика работы органов внутренних дел показывают значительную роль участковых уполномоченных полиции в предупреждении и пресечении административных правонарушений, посягающих на общественный порядок

«Являясь правоохранительным органом, полиция обязана осуществлять охрану общественного порядка и общественной безопасности» [1, с . 87] . Однако данную деятельность должны осуществлять все правоохранительные органы без исключения, поскольку сам круг деятельности достаточно обширен и точно не определен

В связи с этим ученые совершенно обоснованно выносят на обсуждение вопрос о том, какая именно деятельность полиции в области обеспечения общественного порядка должна являться наиболее эффективной

Служба участковых уполномоченных полиции занимает одно из важнейших мест в структуре МВД России . Органы внутренних дел — это федеральные органы исполнительной власти, иерархически выстроенная вертикаль, которая в рамках предоставленных полномочий реализует на территории нашего государства предоставленные им права и полномочия, защиту свобод и прав человека и гражданина, обеспечивает охрану общественного порядка, осуществляет безопасность в обществе, пресекает и предупреждает административные правонарушения и преступления [3, с . 405].

Правовая основа деятельности службы участковых уполномоченных полиции закреплена, прежде всего, в Конституции Российской Федерации1, затем в Федеральном законе «О полиции», который определяет принципы организационного построения органов внутренних дел, структуру и состав полиции, распределяет полномочия и другие вопросы, требующие теоретического осмысления2, а также в федеральных конституционных законах, международных актах, законах субъектов Российской Федерации, локальных нормативных актах (приказы, указы, распоряжения) и т д [1, с 154]

Организационное построение службы участковых уполномоченных представляет собой некую определенно выстроенную пирамиду, верхушкой которой является Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, далее создано Управление организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации, которое в свою очередь делится на отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и отдел организации зонального контроля подразделений по делам несовершеннолетних

Следующим звеном является начальник отдела участковых уполномоченных полиции, его

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм . , одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации . URL: www.pravo.gov. ru (дата обращения: 10.05.2023) .

2 О полиции: Федер . закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос . Федерации. 2011 . № 7 . Ст. 900.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

заместители и старший участковый уполномоченный . Старшие участковые должны иметь высшее юридическое образование, владеть навыками управления и организации . Соответственно, за каждым участковым уполномоченным закрепляется административный участок

Следует отметить, что рассматриваемая нами деятельность участкового уполномоченного произведена от юридического статуса полиции в целом как формирования, являющегося составной частью органов внутренних дел Российской Федерации . На данную особенность установления правовых статусов государственных служащих обращает внимание Д . М . Овсянко, который отмечает, что «полномочия государственных служащих вытекают из полномочий государственного органа, а реализация последних и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава» [2, с . 154].

В последнее время в нашей стране все чаще стали проводиться крупные спортивные, политические, культурные мероприятия, в которых с целью охраны общественного порядка и безопасности задействуются подразделения МВД России .

Именно при организации охраны общественного порядка обеспечивается полное и всестороннее взаимодействие со всеми правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления . Производится расчет сил и средств, необходимых для обеспечения безопасности граждан на каждом объекте проведения мероприятия, изучаются маршруты движения объектов, подлежащих государственной защите, назначаются должностные лица, ответственные за каждый участок и сектор . С личным составом, привлекаемым к охране общественного порядка, в том числе с участковыми уполномоченными, проводится обучение приемам обеспечения безопасности

При проведении массовых мероприятий особое внимание уделяется лицам, неоднократно совершавшим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность . Зачастую беспорядки с участием большого количества людей возникают из-за стычек хулигански настроенных граждан Для пресечения беспорядков создается мобильный отряд сотрудников полиции, который состоит из сотрудников любых территориальных органов полиции на районном, городском, региональном либо же федеральном уровне .

Участковый уполномоченный полиции имеет полное право попросить у организатора предъявить документ-разрешение на проведение массового мероприятия . Если же в резуль-

тате проверки данного разрешения выясняется, что оно отсутствует, то массовое мероприятие необходимо немедленно прекратить, а лиц, его организовавших, привлечь к административной ответственности Если же установлено наличие законного разрешения на проведение массового мероприятия, но сотрудники правоохранительных органов выявляют нарушение административного законодательства, они вправе требовать у организатора прекращение выполнения неправомерных действий .

Если же лицо, которое организует массовое мероприятие, отказывается воздействовать на правонарушителя, то эту функцию выполняет сотрудник полиции, например участковый уполномоченный Он может ходатайствовать о приостановлении проведения данного мероприятия и задержании лица, нарушающего общественный порядок и безопасность

В случае, если данное мероприятие прекращается, участковый уполномоченный полиции готовит справку в течение 24 часов, в которой указывает причину прекращения массового мероприятия, о задержании лица, по чьей вине оно прекращено, и направляет организатору с целью уведомления

Иногда из безопасных митингов, собраний и шествий общественное мероприятие перерастает в опасные беспорядки, где главенствующую роль играет сила и гнев граждан, их недовольство и ненависть, происходят массовые драки и появляется угроза жизни и здоровью лиц, находящихся в толпе Поэтому в данном случает сотрудники полиции, в том числе участковые уполномоченные, имеют полное право на основании Федерального закона «О полиции» принять решение о применении специальных средств и силы За невыполнение законных требований участкового уполномоченного полиции и необоснованный запрет на осуществление массового мероприятия в административном законодательстве закреплена административная ответственность

В феврале 2012 г . в Москве проходили массовые беспорядки, в результате чего в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 были внесены изменения, а именно в ст . 20 . 2, касающуюся нарушений порядка проведения и организации демонстраций, митингов, шествий, пикетирований . Отметим, что Конституционный Суд РФ давал подробные разъяснения по этому поводу

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер . закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Список литературы:

1 Административная деятельность полиции. Часть Особенная: учебное пособие / О . И . Бекетов, С . В . Белов, М . А. Бучакова. Омск, 2020 .

2 . Овсянко Д. М. Административное право:

учебное пособие, Москва, 2005

3 . Стахов А. И. Административное право

России: учебник для вузов / А И Стахов, П И Кононов 5-е изд , перераб и доп Москва, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.