Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ЛОКАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕСТНЫЙ ТУРИЗМ / TOURISM / LOCAL TOURISM / STATE POLICY / STATE POLICY IN THE SPHERE OF TOURISM / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романенков С.Е.

Статья посвящена вопросам деятельности организаций подведомственных органам государственной власти, уполномоченных осуществлять реализацию государственной политики в сфере туризма на территории субъекта Российской федерации по материалам Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF TOURISM

Article is devoted to questions of activity of the organizations subordinated to public authorities, authorized to enable the realization of public policy in the sphere of tourism in territorial subject of the Russian Federation (Sverdlovsk region).

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

УДК 353.9

Романенков С.Е. студент магистратуры факультет государственного и муниципального управления

Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ Россия, г. Екатеринбург

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ» В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация: Статья посвящена вопросам деятельности организаций подведомственных органам государственной власти, уполномоченных осуществлять реализацию государственной политики в сфере туризма на территории субъекта Российской федерации по материалам Свердловской области.

Ключевые слова: туризм, государственная политика, государственная политика в сфере туризма, локальный туризм, местный туризм

Romanenkov S.E.

Master of Science in the Faculty of State and Municipal Administration, Ural Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Russia, Ekaterinburg ACTIVITIES OF THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE SYSTEM OF

IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF

TOURISM

Abstract: Article is devoted to questions of activity of the organizations subordinated to public authorities, authorized to enable the realization of public policy in the sphere of tourism in territorial subject of the Russian Federation (Sverdlovsk region).

Key words: tourism, local tourism, state policy, state policy in the sphere of tourism, government

В процессе эволюции человеческих потребностей туризм стал неотъемлемой частью современной жизни. Туризм призван удовлетворять духовные и интеллектуальные потребности человека, способствовать восстановлению и развитию его физического здоровья.

Рассматривая современное состояние туристической отрасли в мире можно отметить стабильную динамику роста34. По данным Всемирной

34 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 08 августа 2009 г.). В данном виде документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «Консультант-плюс».

туристической организации, количество туристических поездок в мире в 2017 году по сравнению с 2014 увеличилось в среднем на 37,2%35.

При этом стоит отметить, что за период с 2007 года по 2017 год небольшое снижение в мировой туриндустрии наблюдалось только в 2009 году и составило 3%.

Динамика изменения количества туристических поездок, приходящихся на Российской федерацию, значительно отличается от общемировых трендов. Динамика роста туристического потока в среднем по стране не превышает 8% в год.

Российская федерация обладает значительным туристическим потенциалом, на ее территории сконцентрированы уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты мирового культурного и исторического наследия. При этом остается раскрытой лишь малая часть существующего туристского потенциала страны, что, в частности, подтверждается выводами, закрепленными в документах стратегического планирования в сфере туризма36.

Лишь некоторые субъекты Российской федерации, характеризующиеся благоприятными климатическими и природными условиям, демонстрируют высокие показатели туристических потоков.

Так по данным 2017 года наибольшими показателями турпотока характеризуются:

- Краснодарский край - 17 миллионов туристов;

- Республика Крым - 9 миллионов туристов;

- Алтайский край - 4 миллиона туристов37.

Также в ряде регионов проводятся крупные мероприятия с международным участием, создающие предпосылки для развития сферы туризма. Так за последние 5 лет на территории Российской федерации прошли масштабные мероприятия с международным участием, включая: XXVII Всемирную летнюю Универсиаду 2013 года в Казани, XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в Сочи, Саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке и ставший традиционным Петербургский международный экономический форум, проводящийся с 1997 года.

Указанные мероприятия дали значительный толчок в развитии туристической сферы. В городах, принимавших гостей данных мероприятий реализовывались крупные инфраструктурные проекты, предусматривающие строительство новых дорожных развязок, возведение и модернизация существующего гостиничного фонда, обновления парка общественного транспорта.

В отличие от регионов-лидеров, Свердловская области является

35 Куклина Е.А. Функционирование региональных экономических систем в контексте инновационного развития экономики России. СПб. : СПГИЭУ, - 2011. - Вып. 7. - С. 25-30.

36 Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2 (26). - С. 11-17.

37 Туристский портал Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gotoural.com/ (дата обращения 12.02.2018).

традиционным индустриальным центром, с минимальной долей туризма в системе ВРП. На данный момент область продолжает находиться на этапе решения проблем, предшествовавших формированию политики в области туризма.

Среди наиболее значимых проблем, тормозящих развитие региона можно выделить:

- отсутствие развитой туристической инфраструктуры, включающей систему средств размещения, транспортную и досуговую инфраструктуру;

- отсутствие уникального и привлекательного туристского образа Свердловской области;

- высокая конкуренция со стороны исторически сложившихся мировых и российских туристских центров;

- низкая информированность граждан о туристическом потенциале Свердловской области;

- несовершенство существующей нормативно-правовой базы;

- недостаточный уровень коммерциализации туристских ресурсов Свердловской области38.

Указанные проблемы характерны для большинства субъектов Российской федерации.

Для решения возникших проблем, требуется формирование системы эффективных методов и форм построения процессов государственного управления туристической отрасли выраженных в разработке системной государственной политики.

Государственная туристская политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политики Российской Федерации, которая включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма 39.

На основе экстраполяции практики реализации государственной политики в сфере туризма в регионах-лидерах и опыте проведения крупных мероприятий с международным участием, в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Правительством Российской Федерации было принято решение о совершенствовании существующей государственной политики в сфере развития туризма, как важного инструмента улучшения качества жизни российских граждан, а также как емкого экономического актива40.

Одним из инструментов модернизации государственной политики

38 О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ. Режим доступа: СПС «Консультант-плюс».

39 Бюллетень Всемирной туристической организации. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2015_01.pdf (дата обращения 12.02.2018).

40 Там же.

является - совершенствование системы органов, осуществляющих реализацию политики. Одним из ключевых направлений модернизации является выделение отдельных органов власти, уполномоченных осуществлять государственную политику. В большинстве регионов Российской федерации, реализация государственной туристической политики находилась в ведении непрофильных органов власти, таких как Министерство экономики или Министерство культуры и реализовывалась необособленными структурными подразделениями в рамках данных ведомств, что негативно сказывалось на эффективности и результативности государственной политики.

В рамках выделенного тренда было осуществлено создание «Центра развития туризма Свердловской области». Центр был образован в 2011 году и находился в ведении Министерства культуры Свердловской области.

В конце 2012 года полномочия в сфере туризма были переданы Министерству экономики Свердловской области, а в 2014 году Министерству инвестиций и развития Свердловской области, что значительно изменило вектор государственной политики в сфере туризма в регионе.

Центр развития туризма Свердловской области аккумулирует две площадки: информационно-туристский центр для туристов и административную площадку, объединяющую представителей туристической отрасли, представителей власти, научного сообщества и общественных объединений Урала по вопросам развития туристской сферы.

Деятельность Центра включает:

- организацию выставочных мероприятий для продвижения регионального туристического продукта;

- информирование о туристских организациях, предоставляющих услуги на туристском рынке;

- оказание консультационной помощи;

- организацию событийных мероприятий;

- разработку, издание и распространение полиграфических материалов и рекламной продукции о туристской сфере Свердловской области;

- ведение реестра туристских продуктов, реализуемых на территории области;

- предоставление услуг по информационному обеспечению туризма на территории Свердловской области;

- организацию подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков и другое.

Центр развивает туристскую инфраструктуру и нацелен на повышение качества обслуживания туристов.

Создание «Центра развития туризма Свердловской области» позволило систематизировать и структурировать процесс модернизации государственной политики в сфере туризма на территории Свердловской

области. До создания Центра политика осуществлялась децентрализовано и бессистемно, что выражалось в низких результатах туристической индустрии региона.

Основными результатами деятельности Центра развития туризма, на данный момент, являются:

- Разработка стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2030 года. Стратегия закрепляет основные цели и направления реализации государственной политики в сфере туризма.

- Систематизация и каталогизация организаций, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, действующих на территории Свердловской области. В указанный перечень входят собственники и операторы объектов туристической и рекреационной инфраструктуры, организаторы туристических, и культурных мероприятий регионального, и межрегионального значения, а также туристические организации, специализирующиеся на организации, и обеспечении туристической деятельности на территории региона.

- Администрирование системы туристических кластеров, направленных на формирование и развитие туристической инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, характеризующихся наличием объектов культурного и природного значения. В рамках данного направления была осуществлено создание туристско -рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на территории ГО Верхотурский и развитие авто туристского кластера «Самоцветное кольцо Урала», объединяющего МО город Екатеринбург, ГО город Нижний Тагил и Березовский ГО.

В своей совокупности, деятельность Центра развития туризма привела к увеличению численности туристов, пребывающих на территорию Свердловской области. В период с 2014 года, совокупный туристический поток растет, в среднем, на 10-12 процентов в год, что положительно характеризует деятельность Центра.

Деятельность Центра получила и независимую оценку. В 2017 году Свердловская область впервые вошла в первую десятку регионов, являющихся наиболее привлекательными для туристов, формируемых Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России». Среди критериев, по которым оценивалась позиция регионов в национальном рейтинге - уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, популярность региона у туристов, популярность региона у иностранцев, туристическая уникальность, продвижение туристического потенциала в информационном пространстве и другие. За 2 года Свердловская область поднялась на 14 пунктов. Так в 2015 году региона занимал - 24 позицию, в 2016 - 17 позицию.

Также, по итогам международного туристического форума «Отдых», Свердловская область заняла третью позицию национального рейтинга развития событийного туризма. В 2017 году на территории региона прошло 111 событийных туристических мероприятий, каждое из которых собирает в

среднем от трех до десяти тысяч человек. Лидером по посещаемости стала «Уральская ночь музыки», в которой приняли участие 120 тысяч человек.

Большинство из событийных мероприятий проходило при информационной и технической поддержке «Центра развития туризма Свердловской области».

В заключении следует отметить, что, несмотря, на позитивную динамику роста туристического потока и высокие оценки независимых экспертов, остаются значительные области роста туристической индустрии и совершенствовании Центра развития туризма как системообразующей организации. Так основной проблемой развития туризма на территории региона, по мнению некоторых представителей отрасли остается неслаженность действий областных и муниципальных властей, а также недостаточная эффективность деятельности Центра.

Суммируя изложенные факты можно прийти к выводу об умеренной эффективности и результативности деятельности «Центра развития туризма Свердловской области» в системе реализации государственной политики в сфере туризма.

Использованные источники:

1. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2 (26). -С. 11-17.

2. Бюллетень Всемирной туристической организации. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2015_01.pdf (дата обращения 12.02.2018).

3. Куклина Е.А. Функционирование региональных экономических систем в контексте инновационного развития экономики России. СПб. : СПГИЭУ, -2011. - Вып. 7. - С. 25-30.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 08 августа 2009 г.). В данном виде документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «Консультант-плюс».

5. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ. Режим доступа: СПС «Консультант-плюс».

6. Туристский портал Свердловской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gotoural.com/ (дата обращения 12.02.2018).

Literature:

1. Artemenko O.N. Regional tourism as instrument of development of the territory//Current problems of economy and law. - 2013. - No. 2 (26). - Page 1117.

2. Bulletin of the World tourist Organization. [Electronic resource]. Access mode: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2015_01.pdf (date of the application 12.02.2018).

3. Kuklina E.A. Functioning of regional economic systems in the context of innovative development Russian Federation economical system. SPb.: SPGIEU, -2011. - Issue 7. - Page 25-30.

4. About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020: Russian Federation Government decree

of November 17, 2008 No. 1662-r (in an edition of August 08, 2009). In this type the document wasn't published. Access mode: ConsultantPlus.

5. About the Strategy of social and economic development of Sverdlovsk region for 2016 - 2030: Law of Sverdlovsk region of December 21, 2015 No. 151-OZ. Acess Mode: ConsultantPlus.

6. Tourism portal of Sverdlovsk region. [Electronic resource]. Access mode: http://gotoural.com/ (date of the application 12.02.2018).

УДК 338.23

Рушанова Э.И. студент 4 курса факультет мировой экономики и управления Астраханский государственный университет

Россия, г. Астрахань ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Аннотация: В данной статье рассматривается влияние экономических санкций 2014 года на социально -экономическую безопасность государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, санкции, экономика.

Rushanova E.I. student

4 year, faculty of World Economy and Management

Astrakhan State University Russia, Astrakhan INFLUENCE OF ECONOMIC SANCTIONS ON SOCIOECONOMIC SAFETY OF RUSSIA Abstract: This article examines the impact of the economic sanctions of 2014 on the social and economic security of the state.

Key words: economic security, sanctions, economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.