Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2020. № 39
УДК 379.85:304.2
Б01: 10.17223/22220836/39/24
В.В. Новосельская
ТУРИЗМ И КУЛЬТУРА КАК ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
В контексте постиндустриальной экономики развитие территории все чаше связывается с двумя ключевыми территориальными ресурсами современности - культурой и туризмом. Осуществлено выявление проблем взаимодействия культуры и туризма в контексте регионального развития. Особое внимание уделено туризму как объекту государственной культурной политики. Проведенный автором анализ указывает, что именно туризм является той высокодоходной сферой, которая позволяет культуре выступать не только эстетическим ресурсом, но и получать прибыль. От активного взаимодействия туризма и культуры повышается экономический уровень регионов, обеспечивается социальная устойчивость, происходит развитие региональной инфраструктуры.
Ключевые слова: культура, туризм, региональное развитие, государственная культурная политика.
В современном мире, особенности которого определяются постиндустриальной экономикой, основанной, прежде всего, на информации, знаниях, креативности и предполагающей значительное превалирование и постоянный рост производства услуг по отношению к материальному производству, важнейшим ресурсом развития как отдельных территорий, так и страны в целом выступает туризм. В числе прочего - культуры, искусства, индустрии развлечений и др. он позволяет обеспечить необходимое качество жизни современного человека, которая отличается разнообразием перспектив и стратегий, значительным объемом свободного времени, доступностью различной информации и социальных контактов, постоянным поиском чувственных и интеллектуальных удовольствий и новых впечатлений, стремлением ощущать себя не только представителем конкретной цивилизации и культуры, но и участником мировой истории и общечеловеческого пространства.
Как отмечается в программе ВТО «Культурное наследие и развитие туризма» (2001 г.), «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию» (цит. по: [1]).
Для многих стран и регионов туризм является массовым социально-культурным и социально-экономическим феноменом и одной из наиболее перспективных отраслей хозяйствования (не случайно сегодня туризм именуют «фабрикой без труб»), приносящей довольно солидные доходы, являющейся важнейшим фактором и ресурсом социального и экономического развития, обеспечивающей социальную стабильность и взаимопонимание людей. Кроме того, туризм является важнейшим фактором социальной жиз-
ни, позволяющим не только удовлетворять потребности и интересы личности, познающей и осваивающей окружающий мир, но и стимулировать развитие процессов и явлений, которые обеспечивают должное представление достижений человеческой деятельности и богатств окружающего мира соответствующему потребителю - туристу.
Поэтому туризм можно рассматривать и как разновидность предпринимательства, и как способ социализации, образования и воспитания личности, и как средство установления взаимопонимания между людьми и предупреждения различных конфликтов в глобализирующемся мире, и как способ сохранения культурного наследия и функционирования культуры.
Поскольку туризм - чрезвычайно многостороннее явление, его исследование в современной науке имеет достаточно широкий спектр направлений: экономическое (В.И. Азар, М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, В.С. Новиков, Н.А. Платонов, С.Ю. Туманов, А.А. Феду-лин, Г.А. Яковлев и др.), культурологическое (А.Ю. Александрова, А.И. Арнольдов, Г.И. Афонин, М.А. Ариарский, Т.Г. Киселева, М.В. Соколова, Ю.А. Стрельцов, А.К. Якимович, Л.П. Воронкова, А.А. Карамашева, В.И. Ро-гачева, Ю.Н. Кротова и др.), социологическое (Т.Н. Ананьева, И.А. Гобозов, Г.Г. Дилигенский, С.В. Дусенко, Т.П. Иванова, А.П. Осауленко, Н.Е. Покровский, В.И. Рогачева, Е.Н. Сущенко, В.А. Тураев, С.Е. Щеглов и др.), управленческое (А.С. Гонтарева, Н.И. Гуденко, В.В. Дворниченко, К.А. Евдокимов, В.Л. Иноземцев, Г.Н. Исаев, Н.Н. Кабушкин, А.Р. Каньковская, В.А. Квартальный, М.М. Маринин, Н.Г. Новиков, Т.И. Черняева, А.Д. Чудновский, Т.А. Фролова и др.), философское (Г.И. Афонин, А.С. Гализдра и др.), педагогическое (Л.И. Воронкова, М.Г. Воронцова, А.Г. Запесоцкий, М.И. Игнатова, Д.А. Измайлова и др.).
Как видим, в современной научной литературе существуют различные подходы к изучению туризма, и, следовательно, определения туризма, акцентирующие внимание на его конкретных особенностях.
Обобщая эти определения, С.Н. Федорова, в частности, объединяет их в три основные группы: к первой относятся узкоспециальные определения туризма как разновидности рекреации, конкретных видов активного отдыха, восстановления здоровья; во вторую группу входят определения туризма как одной из форм миграции людей, путешествия, пространственного перемещения (используются, прежде всего, в статистике); третья группа включает определения туризма как сложного социально-экономического явления, системы многообразных свойств и отношений (см.: [2]).
Одно из наиболее известных определений туризма дано Всемирной туристской организацией (ВТО), понимающей туризм как «деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания» (цит. по: [3]).
Еще одно довольно развернутое определение туризма мы находим у М.А. Винокурова: «Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. ...Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и ча-
стей света, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно и оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового» (цит. по: [4. С. 121-122]).
Исходя из вышеизложенного, можно обозначить сущностные черты туризма, который является социальным явлением, одним их видов социальной деятельности, включенной в соответствующую систему социальных (экономических, политических, культурных и иных взаимосвязей); одной из активных форм проведения досуга; связан с познанием и освоением культуры, общением с представителями иных культур; имеет сложную внутреннюю структуру, соответствующую целям и условиям его осуществления; связан со свободным перемещением людей согласно их личным интересам; не предполагает получения путешествующими дохода от источников в месте пребывания; предполагает временное нахождение (проживание) в местах, являющихся объектом туристического интереса; может быть как внешним (международным), так и внутренним, в первом случае способствуя развитию межкультурных связей личности, а во втором - формированию культурной и национальной идентичности: «Идентичность является сущностной основой личности и любого человеческого сообщества как исторического и социокультурного субъекта. При этом базовым уровнем отождествления себя с другими является культурная идентичность, которая присутствует в различной степени в любой иной идентичности» [5. С. 654].
Эти особенности туризма определяют условия его осуществления, с необходимостью вызывая к жизни массу социальных явлений и процессов, обеспечивающих развитие туристской индустрии и практически всех сфер общественной жизни.
Начиная с древнейших времен развитие туризма (прежде всего, в форме путешествий) было связано с насущной потребностью человека познавать мир, обогащать свои знания и опыт с целью освоения и преобразования как социальной, так и природной действительности.
А.С. Гализдра, анализируя социокультурные аспекты феномена туризма, особо отмечает его системность и целостность, с одной стороны, и автономность его ключевых составляющих - с другой: «Во-первых, туризм - социальная практика. Во-вторых, туризм - это сфера досуга. В-третьих, туризм является формой потребления. В-четвертых, туризм есть культурный феномен. В-пятых, туризм - отрасль экономики. Кроме того, туризм самым тесным образом взаимодействует с окружающей средой» [6].
Туризм позитивно влияет на экономику и социальную жизнь в целом, принося значительную прибыль, обеспечивая социальную устойчивость, рост занятости и благополучия населения. Туризм обеспечивает открытость и взаимопонимание представителей различных культур и народов, предупреждение различных социальных конфликтов. Туризм является средством успешного брендирования территорий и формирования их позитивного имиджа, что необходимо для привлечения капиталов, стимулирования бизнеса, улучшения экономической динамики.
Причем принципиальным условием эффективного развития туризма как ресурса укрепления социального и экономического благополучия соответствующей территории является обеспечение его постоянного, сезонно не зависящего характера. Как показывает мировая практика, это возможно лишь
тогда, когда в основу туристской индустрии будет положено культурное начало, т.е. использование разнообразных артефактов культуры и культурно-природных ландшафтов для привлечения туристов различных категорий, обеспечения постоянного, бесперебойного функционирования и развития туристской индустрии.
На сегодняшний день различают прямое и косвенное влияние культуры на экономический потенциал территории. Так, прямым вкладом в экономическое развитие региона является прибыль от учреждений сферы культуры (кинотеатров, музейных комплексов, галерей и художественных салонов, концертных залов и опер и т.п.). Косвенное же влияние, часто упускаемое из виду, имеет чуть ли не большее значение, так как способствует увеличению процента занятости населения, а значит, снижению уровня безработицы и увеличению благосостояния жителей данного региона. Это происходит за счет так называемых «сопутствующих сфер» - транспортной, пищевой, туристической и т.д. [7. С. 75].
Включенный в систему социально-экономических и политических отношений, туризм является одним из основных объектов государственной культурной политики. Среди международных документов, определяющих сферу туризма, особо отметим принятую в 1974 г. в Брюсселе Хартию по культурному туризму. В ней подчеркивается социальный, экономический и культурный статус туризма, его всевозрастающая роль, в том числе и в популяризации историко-культурного наследия, а сам туризм определяется как феномен, цель которого - ознакомление «с памятниками и достопримечательными местами. Он оказывает на них положительное влияние в том смысле, что ради своих собственных целей он способствует и поддержанию их в хорошем состоянии, и охране» [8], что позволяет соответствующей территории извлекать как политическую, так и социально-экономическую выгоду.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальный этический кодекс туризма», принятой 21 декабря 2001 г., особо отмечается вклад туризма в укрепление межэтнического и межсоциального взаимодействия, а сам туризм определяется как «сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая вклад в его обогащение» [9].
Если обратиться к туризму как объекту культурной политики Российской Федерации, то его регламентация происходит минимум на двух уровнях - федеральном и региональном. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [10]. Также к основным документам относят Государственную программу РФ «Развитие культуры и туризма» на 20132020 годы [11], а также «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», где туризм выступает как высокодоходная сфера, «средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и фор-
мирования нравственной платформы развития гражданского общества» [12]. Одной из основных задач развития туризма в Российской Федерации, в 2012 г. вошедшей в 10 наиболее посещаемых туристических стран, является развитие культурно-познавательного туризма, «основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями» [Там же]. Особо подчеркивается, что ввиду возрастания образовательного и культурного уровня целевой туристской аудитории необходимы пересмотр и модернизация способов потребления туристских продуктов и услуг.
Помимо общегосударственных задач развития туризма, в федеральных нормативных документах также приводятся анализ текущего состояния, проблемы и перспективы территориального туризма. Так, помимо представленной «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», региональному уровню развития туризма посвящен целый ряд федеральных документов, среди которых отметим Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [13], а также Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [14].
В рамках территорий управление туризмом регулируется законодательными актами и нормативными документами регионального уровня. В качестве примера приведем нормативно-правовые документы Республики Крым. Так, туризм как одно из ключевых направлений развития Крыма регулируется Законом Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [15], а также Законом Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым» [16].
В «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» туризм выступает одной из пяти основных отраслей специализации Крыма и, несмотря на целый ряд негативных факторов, «культурная и туристская функции Республики Крым являются системообразующими для региона, и их значение неизбежно будет возрастать в будущем» [15. С. 54].
Как видим, и в научных исследованиях, и в нормативно-правовых документах на сегодняшний день подчеркивается все возрастающая популярность туризма как фактора регионального развития и его тесная связь с культурой как объектом туристского интереса и ключевым туристским ресурсом [17. С. 53; 18. С. 174].
Оценивая особенности туризма, прежде всего выделяют его отношение к культуре не только как к ценности, но и как к экономическому ресурсу. Так, Е.Г. Моисеева подчеркивает, что туризм - это не только путешествия «к культурным достопримечательностям, объектам исторического наследия, поездки на фестивали, фольклорные праздники и с целями изучения природы, искусства, паломничество» [19. С. 97], но и влияние всей социально-культурной среды территории, включая учреждения сферы культуры, природный ландшафт, местную культуру общения и пр. Все это представляет собой историко-культурный потенциал конкретной территории, используемый в туризме, с одной стороны, как эстетический ресурс, а с другой - как
экономический (подробнее см.: [19. С. 97; 20. С. 78]). Приведем в качестве примера концепцию развития Будапешта посредством культуры и туризма, анализируемую А. Тереком Определив туризм как фактор экономического изменения столицы Венгрии, автор подчеркивает его тесную связь с досуго-вой сферой, с защитой историко-культурного наследия и брендированием территории: «За последние десятилетия туризм превратился в ведущий сектор мировой экономики, темпы его роста превышают темпы мирового экономического роста. Туризму принадлежит лидирующая роль в создании рабочих мест. ... Туризм - капиталоемкий сектор, он развивает инфраструктуру данного региона» [21. С. 167].
Что касается территориального развития Российской Федерации посредством туризма, то, несмотря на значительный историко-культурный потенциал, на мировом туристском рынке ее доля составляет всего 1% от глобального культурного туристического продукта [23]. Это связано с такими федеральными и региональными проблемами, как отставание в развитии туристской инфраструктуры (в том числе и транспортной) в большинстве регионов России; плохая экология и загрязненность территорий, активно развивающих туризм; отсутствие или недостаток инвестиций в рассматриваемой сфере, а также высокая стоимость «туристского продукта», негативно влияющая на конкурентоспособность отечественного туризма; отставание большинства «традиционных» туристских программ от динамично изменяющегося спроса потребителей туристского продукта; «низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма; негативный имидж отечественного туристского продукта» [12. С. 40-41] и др.
Отметим, что, несмотря на вышеизложенные проблемы, в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. среди позитивных тенденций развития туристской сферы отмечается рост интереса к культурно-познавательному туризму в регионах.
Приведем в качестве примера проблемы и перспективы развития Республики Крым средствами культуры и туризма. Являясь уникальным по своему природно-культурному ландшафту, геополитическому положению, этнокультурному составу, историко-культурному наследию, на сегодня Крым является одним из крупнейших туристических центров России, развивая такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, пешеходный, велосипедный, автотуризм, подводный, конный, этнографический, сельский, спортивный, круизный (подробнее см.: [12. С. 37-38]). Несмотря на ряд проблем, связанных с устаревшей инфраструктурой, сложной транспортной доступностью, туризм является ключевым фактором дальнейшего развития Крыма.
Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г., только в 2015 г. туристский поток вырос на 21%. 11 500 архитектурно-исторических и культурных объектов, составляющих лишь часть культурного потенциала Крыма, позволяют говорить о дальнейшем увеличении интереса именно к культурному туризму. Одной из востребованных сегодня в мире технологий, внедряемой в Крыму и в перспективе благоприятно повлияющей на развитие данной территории, является созда-
ние туристического кластера и преобразование за счет оптимизации и инноваций туристической индустрии. Так, к 2030 г. планируется увеличение тур-потока практически в 2,2 раза в сравнении с 2015 г. [23]. На сегодняшний день в Крыму существует более 200 маршрутов, удовлетворяющих постоянно изменяющийся спрос потребителей. Таким образом, туризм выступает одним из ключевых факторов регионального развития в современных условиях.
В то же время, как известно, Крым всегда был одним из наиболее значительных туристских регионов, потенциал которого используется и развивается явно недостаточно: на сегодняшний день в процесс территориального развития вовлечены далеко не все культурные ресурсы Крыма, объединяющие, по официальным данным, более 1 400 учреждений культуры и 2 113 объектов культурного наследия [15]. Невзирая на наличие богатейшей и разнообразнейшей культуры (которая, безусловно, при «правильной» ее подаче потребителю может стать весомым ресурсом регионального развития), и до сегодняшнего дня туризм в Крыму носит преимущественно курортный и сезонный характер. Это является ярким свидетельством того, что культура и туризм продолжают существовать достаточно независимо друг от друга, в первую очередь, по причине чрезмерной автономности курирующих отраслевых ведомств - Министерства культуры Республики Крым и Министерства курортов и туризма Республики Крым. Такая самостоятельность создает риски отсутствия межотраслевых связей, что, безусловно, никак не способствует как развитию туристской индустрии, так и развитию культуры.
Проблема отсутствия взаимосвязей между отраслями, имеющими схожие цели, затрагивает не только культуру и туризм, но и культуру и образование, и т.д. Как отмечает О.Н. Астафьева, «отсутствие систематической совместной работы учреждений образования и культуры и оптимальных схем взаимодействия между сферами культуры, образования, туризма осложняет решение задач, определенных Президентом РФ в качестве ключевых в Указе от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [24. С. 681]. Эти проблемы преодолеваются, во-первых, приведением к единообразию нормативно-правовой базы в области туризма и культуры, а во-вторых - разработкой и внедрением совместных программ и стратегий культурной политики. Помимо этого, при помощи межведомственных взаимодействий между сферами культуры и туризма решается задача по привлечению внебюджетных средств в культуру. Так, например, выше заявленные проблемы отражаются в Государственной программе Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017-2020 годы [25]. В частности, в ее реализации не предусмотрено ни участие Министерства курортов и туризма Республики Крым, ни вовлечение объектов культурного наследия в туристскую индустрию. Это, в свою очередь, приводит к тому, что для осуществления этой Программы (даже таких мероприятий, как реконструкция концертных залов или реставрация культурно-исторических памятников) запланировано использование только бюджетных средств, причем в основном республиканских, в то время как мировой опыт показывает необходимость и возможность значительного «облегчения» финансовой нагрузки государства в вопросах развития культуры и сохранения культурного наследия за счет привлечения внебюджетных средств. На это прямо указывается в норматив-
но-правовых документах, обеспечивающих культурную политику в России: Основах государственной культурной политики [26], Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. [27], Государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. [11] и др. Поэтому в Государственную программу Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017-2020 гг. необходимо внести изменения, предусматривающие разработку механизмов привлечения внебюджетных средств, взаимодействия всех ведомств и социальных субъектов, заинтересованных в развитии культуры и ее использовании в качестве ресурса территориального, в данном случае - регионального развития Республики Крым.
Подводя итог, отметим, что культура и туризм являются ключевыми факторами регионального развития именно при условии их активного взаимодействия. Культурно-историческое наследие, местная культура, культурная инфраструктура и в целом природно-культурный ландшафт не только формируют социокультурную идентичность населения, но и лежат в основе успешного брендирования конкретных территорий и формирования их позитивного имиджа, что несомненно сказывается на их туристической привлекательности. В то же время именно туризм является той высокодоходной сферой, которая позволяет культуре выступать не только эстетическим ресурсом, но и получать прибыль. Именно от активного взаимодействия туризма и культуры повышается социально-экономический уровень регионов, обеспечивается социальная устойчивость за счет роста занятости и благополучия населения, происходит развитие торговли, а также транспортной, строительной, пищевой и иных сфер, развитие региональной инфраструктуры и пр. Помимо этого, эффективное привлечение культуры как ресурса туризма позволяет не только активно развивать и стимулировать саму туристскую сферу, но и транслировать уникальные культурные ресурсы территории в общемировом пространстве. Учитывая богатейший и уникальный ресурс регионов России, необходимо проанализировать и пересмотреть современную отечественную политику в области культуры и туризма, уделяя большое внимание расширению финансирования, межведомственной согласованности, механизмам и технологиям развития территории посредством использования культурного потенциала, в том числе и туристической сферой.
Литература
1. Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2005. Вып. 55. С. 128147. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/moshnyaga.htm (дата обращения: 24.09.2018).
2. Федорова С.Н. Этнокультурный туризм как культурологический феномен: сущность и структура // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Вып. 4, т. 11. С. 129-135.
3. Кумаржанова К.Ш. Туризм как социальный феномен современности. URL: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Economics/10_119261.doc.htm (дата обращения: 14.09.2018).
4. Халяева О.А. Социокультурные и правовые основания развития культурного туризма // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1 (13). С. 120-132.
5. Швецова А.В. Национальная идентичность как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 6. С. 653-661.
6. ГализдраА.С. Феномен туризма: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-turizma-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения: 12.09.2018).
7. Новосельская В.В. Культурное пространство территории как ресурс экономики впечатлений // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 72-86.
8. Хартия по культурному туризму. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756983 (дата обращения: 12.09.2018).
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальный этический кодекс туризма». URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism.pdf (дата обращения: 16.09.2018).
10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 04.09.2018).
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317. URL: http://base.garant.ru/70291902/ (дата обращения: 11.09.2018).
12. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70573746/ (дата обращения: 03.09.2018).
13. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 07.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/ (дата обращения: 11.09.2018).
14. Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 9-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&firstDoc= 1 &lastDoc= 1 &nd= 102367669 (дата обращения: 05.09.2018).
15. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым от 9 января 2017 года № 352-ЗРК/2017. URL: http://minek.rk.gov.ru/ file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf (дата обращения: 10.09.2018).
16. О туристской деятельности в Республике Крым: Закон Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 51-ЗРК. URL: https://rk.gov.ru/file/pub/pub_235245.pdf?1.0.7 (дата обращения: 11.09.2018).
17. Остапчук А.В. Перспективы развития культурного туризма в Республике Крым. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/93966/15-Ostapchuk.pdf?sequence=1 (дата обращения: 02.09.2018).
18. Мошняга Е.В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 173-179.
19. Моисеева Е.Г. Культурный туризм как стратегический ресурс России // Вестник МГУКИ. 2012. № 1 (45). С. 96-100.
20. Солопов О.В. Культурный туризм как философская проблема // Известия Тульского государственного университета. 2014. № 1. С. 73-80.
21. Терек А. Ориентиры развития Будапешта до 2015 года: культура и туризм [реф. Куте-повой Л.А.] // Государственная служба за рубежом. Управление культурой. Реферативный бюллетень № 5'(55). М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 157-167.
22. Егорова Е. Н. Ресурсная база культурного туризма: традиции, современное состояние. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2017/12/culture/egorova.pdf (дата обращения: 22.08.2018).
23. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года -Стратегия «трех побед». URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/prez_stra-tegy2030.pdf (дата обращения: 21.09.2018).
24. Астафьева О.Н., Коротеева О.В., Шибаева Е.А. Образование и культура в социокультурном развитии регионов России // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 6. С. 677-685.
25. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017-2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым: постановление Совета министров Республики Крым от 31 января 2017 года № 28. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_326608.pdf (дата обращения: 13.09.2018).
26. Основы государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2014 г. № 0001201412250002 (дата обращения: 18.09.2018).
27. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: http://www.pravo.gov.ru, 4.3.2016 г. № 0001201603040022 (дата обращения: 11.09.2018).
Vera V. Novoselskaya, Ministry of Culture of the Republic of Crimea (Simferopol, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2020, 39, pp. 261-272.
DOI: 10.17223/2220836/39/24
TOURISM AND CULTURE AS FACTORS OF REGIONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS OF INTERCONNECTION
Keywords: culture; tourism; regional development; state cultural policy.
In the context of the postindustrial economy, the development of the territory is increasingly associated with two keys of territorial resources of the present - culture and tourism. Tourism is a massive sociocultural and socioeconomic phenomenon and one of advanced economic sectors, yielding rather substantial incomes, which are central to the resource for social and economic development, ensuring social stability and mutual understanding of people. In this article, the author identifies the essential features of tourism and its sociocultural aspects. By way of the fundamental condition of the effective tourism development and the resource of the region development, it is pointed out the assurance of its permanent, seasonally independent character, which can be achieved by attracting culture as a resource of tourist industry.
Special attention should be given to the tourism as an object of state cultural politics. The study analyzed the international, federal and regional normative legal documents, which is regulated in the tourism sector. By way of argument it is enumerated the legal documents of the Republic of Crimea. The main problems and prospects are analyzed. The increasing popularity of tourism, as a factor of regional development, is closely connected with culture as an object of tourist interests and wit the key of tourist resources.
The author cites the number of problems in local tourism, as one of the foundations, which are indicate the disunity of the tourist industry and the cultural sphere. To solve these problems, it is necessary to envisage the development of mechanisms and to attract extrabudgetary funds, the interaction of all departments and social subjects, interested in the development of culture and its usage, as well as a regional development resource, by means of involving cultural heritage objects to the tourism industry.
In the conclusion it is emphasized that cultural potential of the regions is not only formed the so-ciocultural identity of the population, but also it is underlined the successful branding of territories and the formation of their positive image, which can affect their tourist attractiveness. At the same time, there is such kind of tourism that allows culture, in the highly profitable sphere, to act not only as an aesthetic resource, but also to make a profit. That is to say that active interaction of tourism and culture of the socioeconomic level of the regions has been risen. The social sustainability has been ensured due to the growth of employment and well-being of the population. The development of trade, as well as transport, construction, food and other spheres, and the development of regional infrastructure are ensued. In addition, the effective attractions of culture, as a resource of tourism, are allowed not only to develop rapidly, but also to stimulate the tourism sector itself and to broadcast the unique cultural resources of the territory in the worldwide space.
References
1. Moshnyaga, E.V. (2005) Mezhdunarodnyy kul'turnyy turizm kak faktor mezhkul'turnoy kom-munikatsii [International cultural tourism as a factor of intercultural communication]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 55. pp. 128-147. [Online] Available from: http://tourlib.net/statti_tourism/moshnyaga.htm (Accessed: 24th September 2018).
2. Fedorova, S.N. (2014) Ethnocultural Tourism as a Culturological Phenomenon: Essence and Structure. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova - Vestnik of NEFU. 4(11). pp. 129-135. (In Russian).
3. Kumarzhanova, K.Sh. (2012) Turizm kak sotsial'nyy fenomen sovremennosti [Tourism as a social phenomenon of our time]. [Online] Available from: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/ Economics/10_119261.doc.htm (Accessed: 14th September 2018).
4. Khalyaeva, O.A. (2015) Sotsiokul'turnye i pravovye osnovaniya razvitiya kul'turnogo turizma [Socio-cultural and legal grounds for the development of cultural tourism]. Gumanitarnye vedomosti TGPUim. L. N. Tolstogo. 1(13). pp. 120-132.
5. Shvetsova, A.V. (2017) National identity as a sociocultural phenomenon. Observatoriya kul'tury - Observatory of Culture. 14(6). pp. 653-661. (In Russian). DOI: 10.25281/2072-3156-201714-6-653-661
6. Galizdra, A.S. (2006) Fenomen turizma: sotsial'no-filosofskiy analiz [The phenomenon of tourism: a socio-philosophical analysis]. Abstract of Philosophy Cand. Diss. Saratov. [Online] Available from: http://www.dissercat.com/content/fenomen-turizma-sotsialno-filosofskii-analiz (Accessed: 12th September 2018).
7. Novoselskaya, V.V. (2016) Cultural space as a resource for experience economy. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. 3. pp. 72-86. (In Russian). DOI: 10.17805/zpu.2016.3.5
8. International Council on Monuments and Sites. (n.d.) Khartiyapo kul'turnomu turizmu [Charter for Cultural Tourism]. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/901756983 (Accessed: 12th September 2018).
9. UNO. (n.d.) Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON "Global'nyy eticheskiy kodeks turizma" [Resolution of the UN General Assembly "Global Code of Ethics for Tourism"]. [Online] Available from: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tourism.pdf (Accessed: 16th September 2018).
10. Russian Federation. (1996) Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 24.11.1996 N 132-FZ [On the basics of tourist activity in the Russian Federation: Federal Law N 132-FZ of November 24, 1996]. [Online] Available from: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (Accessed: 4th September 2018).
11. The Government of the Russian Federation. (2014a) Ob utverzhdenii gosudarstvennoy pro-grammy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie kul'tury i turizma 2013-2020 gody": postanovlenie Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15.04.2014 № 317 [On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism in 2013-2020": Resolution No. 317 of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014]. [Online] Available from: http://base.garant.ru/70291902/ (Accessed: 11th September 2018).
12. The Government of the Russian Federation. (2014b) Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2014№ 941-r [On the approval of the Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2020: Order No. 941-r of the Government of the Russian Federation dated May 31, 2014]. [Online] Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/pri-me/doc/ 70573746/ (Accessed: 3rd September 2018).
13. The Government of the Russian Federation. (2011) O federal'noy tselevoy programme "Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2011-2018 gody) ": postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2011 N 644 (red. ot 07.02.2018) [On the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)": Resolution N 644 of the Government of the Russian Federation of August 2, 2011, (as amended on February 7, 2018)]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/ (Accessed: 11th September 2018).
14. Russian Federation. (2015) Ob osobennostyakh pravovogo regulirovaniya otnosheniy v ob-lasti kul'tury i turizma v svyazi s prinyatiem v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obra-zovaniem v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh sub"ektov - Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: federal'nyy zakon ot 12 fevralya 2015 g. N 9-FZ [On the peculiarities of the legal regulation in the field of culture and tourism in connection with the acceptance of the Republic of Crimea into the Russian Federation and the formation of new subjects within the Russian Federation -the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol: Federal Law No. 9-FZ of February 12, 2015]. [Online] Available from: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc= 1&nd=102367669 (Accessed: 5 th September 2018).
15. The Republic of Crimea. (2017) O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda: zakon Respubliki Krym ot 9 yanvarya 2017 goda № 352-ZRK/2017 [On the stra-
B.B. HoBocenbCKaa
tegy of social and economic development of the Republic of Crimea until 2030: Law No. 352-ZRK / 2017 of the Republic of Crimea dated January 9, 2017]. [Online] Available from: http://minek.rk.gov.ru/ file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf (Accessed: 10th September 2018).
16. The Republic of Crimea. (2014) O turistskoy deyatel'nosti v Respublike Krym: zakon Respu-bliki Krym ot 14 avgu-sta 2014 g. №51-ZRK [On tourist activity in the Republic of Crimea: Law No. 51-ZRK of the Republic of Crimea dated August 14, 2014]. [Online] Available from: https://rk.gov.ru/file/pub/pub_235245.pdf71.0J (Accessed: 11th September 2018).
17. Ostapchuk, A.V. (n.d.) Perspektivy razvitiya kul'turnogo turizma v Respublike Krym [Prospects for the development of cultural tourism in the Republic of Crimea]. [Online] Available from: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/93966/15-Ostapchuk.pdf7sequence=1 (Accessed: 2nd September 2018).
18. Moshnyaga, E.V. (2009) The Concept of Cultural Tourism within the System of Concepts of International Tourism. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. 3. pp. 173179. (In Russian).
19. Moiseeva, E.G. (2012) Kul'turnyy turizm kak strategicheskiy resurs Rossii [Cultural tourism as a strategic resource of Russia]. Vestnik MGUKI. 1(45). pp. 96-100.
20. Solopov, O.V. (2014) Kul'turnyy turizm kak filosofskaya problema [Cultural tourism as a philosophical problem]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestiya Tula State University. 1. pp. 73-80.
21. Terek, A. (2004) Orientiry razvitiya Budapeshta do 2015 goda: kul'tura i turizm [ref. Kute-povoy L.A.] [Landmarks for the development of Budapest until 2015: culture and tourism [ref. Kute-pova L.A.]]. Gosudarstvennaya sluzhba za rubezhom. Upravlenie kul'turoy. 5(55). pp. 157-167.
22. Egorova, E.N. (2017) Resursnaya baza kul'turnogo turizma: traditsii, sovremennoe sos-toyanie [Resource base of cultural tourism: traditions, current state]. [Online] Available from: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2017/12/culture/egorova.pdf (Accessed: 22nd August 2018).
23. The Republic of Crimea. (2017) Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda - Strategiya "trekhpobed" [Strategy of socio-economic development of the Republic of Crimea until 2030 - The "three wins" approach]. [Online] Available from: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/prez_stra-tegy2030.pdf (Accessed: 21st September 2018).
24. Astafieva, O.N., Koroteeva, O.V. & Shibaeva, E.A. (2017) Education and Culture in the Socio-Cultural Development of Russian Regions. Observatoriya kul'tury - Observatory of Culture. 14(6). pp. 677-685. (In Russian). DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-6-677-685
25. The Republic of Crimea. (2017) Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Respubliki Krym "Razvitie kul'tury, arkhivnogo dela i sokhranenie ob"ektov kul'turnogo naslediya Respubliki Krym" na 2017-2020 gody i priznanii utrativshimi silu nekotorykh postanovleniy Soveta ministrov Respubliki Krym: postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 31 yanvarya 2017 goda № 28 [On approval of the State Program of the Republic of Crimea "Development of culture, archiving and preservation of cultural heritage sites of the Republic of Crimea" for 2017-2020 and invalidation of some resolutions of the Council of Ministers of the Republic of Crimea: Resolution No. 28 of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated January 31, 2017]. [Online] Available from: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_326608.pdf (Accessed: 13th September 2018).
26. President of the Russian Federation. (2014) Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoypolitiki: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24.12.2014 № 808 [Fundamentals of State Cultural Policy: Decree No. 808 of the President of the Russian Federation dated December 24, 2014]. [Online] Available from: http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2014, No. 0001201412250002 (Accessed: 18th September 2018).
27. The Government of the Russian Federation. (2016) Ob utverzhdenii Strategii gosudarstven-noy kul'turnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g.: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2016 № 326-r [On approval of the Strategy of the state cultural policy of the Russian Federation up to 2030: Order No. 326-r of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016]. [Online] Available from: http://www.pravo.gov.ru, 4.3.2016 g. № 0001201603040022 (Accessed: 11th September 2018).