ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АККРЕДИТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© Тютрин И. В., 2007
И. В. Тютрин — аспирант кафедры конституционного права Юридического института ИГУ, юрисконсульт торгово-промышленной палаты Восточной Сибири
Настоящей статьей автору хотелось бы начать ряд публикаций, освещающих те направления деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации, которые отличаются ярко выраженным властным характером. Их наличие позволяет автору считать, что торгово-промышленным палатам в России государством делегированы отдельные государственные функции.
В первую очередь, речь идет о такой деятельности, осуществляемой торгово-промышленными палатами, как:
• Выдача сертификатов происхождения товаров и иных внешнеторговых документов;
• Оформление корнетов АТА;
• Свидетельствование обстоятельств форс-мажора, а также торговых и портовых обычаев, принятых в РФ;
• Содействие разрешению экономических споров;
• Регистрация представительств иностранных торгово-промышленных палат, смешанных палат, ассоциаций и союзов предпринимателей, аккредитация представительств иностранных организаций и фирм.
Анализ вышеуказанных направлений деятельности показывает, что они относятся преимущественно к сфере внешнеэкономической деятельности. Представляется, что это обусловлено тем, что в данной сфере государство ориентируется на высокий авторитет торгово-промышленных палат, их связи с палатами других государств, в том числе с Международной торговой палатой.
Если рассматривать торгово-промышленные палаты в России, как определенную систему, то можно увидеть, что наиболее важные из делегированных государством функций, осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В рамках данной работы остановимся на функции аккредитации представительств иностранных организаций.
В современных экономических условиях, когда деятельность хозяйствующего субъекта не связана границами его государственной регистрации, создание обособленных подразделений такого субъекта на территории иностранного государства является довольно распространенной практикой. Исходя из реалий ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации, иностранные фирмы именно через создание обособленных подразделений (филиалов и представительств) предпочитают осуществлять свою деятельность в нашем государстве.
Представительство и филиал, являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенные вне места его нахождения. Филиал может осуществлять все или часть функций юридического лица (в том числе функции представительства), а представительство призвано представлять ин-
тересы юридического лица и осуществлять их защиту.
Интересен тот факт, что иностранные фирмы предпочитают создавать в России представительства, нежели филиалы. Это позволяет им изучить возможности российского рынка, наличие потенциальных отечественных конкурентов, искать партнеров и клиентов, а также проводить с ними переговоры по вопросу заключения договоров.
Ключевую роль в процедуре создания представительства иностранного юридического лица на территории РФ играет аккредитация.
Термин «аккредитация» происходит от лат. асстейете — оказывать доверие и имеет несколько смысловых значений. В международном праве этим термином обозначается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство (или в международной организации), и принятия этих полномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или официальному лицу принимающего государства (международной организации) документа, удостоверяющего наличие таких полномочий. В национальном праве так называется процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т. д.). Например, аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типа и вида).
Так же под «аккредитацией» может пониматься выдача уполномоченным органом гарантий того, что организация, товары, услуги отвечают официальным требованиям, позволяющим осуществлять необходимые функции, или соответствуют установленным стандартам качества.
Если обратиться к текстам нормативноправовых актов, то можно увидеть, какое значение вкладывается в этот термин законодателем.
Так, например, в ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ под аккредитацией понимается официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Рассуждая о термине «аккредитация представительства иностранного юридического лица», можно считать, что он означает процедуру признания (подтверждения) государственными органами права иностранного юридического лица осуществлять деятельность на территории соответствующего государства через представительство.
В соответствии с «Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.1989 г. № 1074 аккредитующими органами на момент вступления в силу Положения являлись:
• Министерство внешних экономических связей СССР;
• Государственный комитет СССР по науке и технике;
• Министерство гражданской авиации СССР;
• Министерство морского флота СССР;
• Министерство рыбного хозяйства СССР;
• Министерство финансов СССР;
• Министерство юстиции СССР;
• Министерство путей сообщения СССР;
• Государственный банк СССР;
• Торгово-промышленная палата СССР;
• Советы Министров союзных республик и республиканские министерства и ведомства союзных республик.
Обратим внимание на то, что в данном перечне подавляющее большинство составляют органы государственной власти. Исключением выглядит Торгово-промышленная палата СССР, которая являлась общественной организацией, которой, тем не менее, государством была делегирована функция аккредитации представительств иностранных организаций.
Данная функция была сохранена государством за Торгово-промышленной палатой РСФСР, которая являлась правопреемницей общесоюзной палаты.
Так, специальное постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1991 г. № 1888-1 «О некоторых вопросах Торгово-промышленной палаты РСФСР» в пункте 3 содержало норму о том, что решение вопросов, связанных с выдачей разрешений на открытие на территории РСФСР представительств иностран-
ных фирм и организаций возлагалось на Торгово-промышленную палату РСФСР.
В настоящее время роль аккредитующих органов исполняют Банк России, Министерство юстиции РФ, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти, и Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Тот факт, что на протяжении десятилетий государственная функция, содержанием которой выступает властное решение о разрешении осуществлять деятельность на территории России подразделению иностранного хозяйствующего субъекта, неизменно сохранялась за негосударственной организацией, говорит о наличии положительного опыта взаимодействия государства и торгово-промышленных палатах в РФ.
Нормативно-правовое закрепление передачи властной государственной функции Торгово-промышленной палате РФ осуществлено в статье 15 Закона РФ «О торговопромышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г. № 5340-1. В данной статье говорится, в частности, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат.
Процедура аккредитации представительства иностранной фирмы при Торгово-промышленной палате РФ выглядит следующим образом.
Представитель иностранного юридического лица должен представить письменное заявление, подписанное руководителем, с изложением названия фирмы, времени его создания, местонахождения, предмета деятельности, органов управления и руководства, представляющего юридическое лицо в соответствии с его уставом, целей открытия представительства на территории РФ, информации о деловых связях с российскими партнерами, перспектив развития сотрудничества, а также предполагаемые адрес и номера телефонов представительства в РФ.
К заявлению прикладывается определенный пакет документов, состоящий из:
1) устава или положения об инкорпорации юридического лица;
2) свидетельства о его регистрации или выписки из торгового реестра государства его инкорпорации, или иного доказательства того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке;
3) решения органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ;
4) положения о представительстве, определяющего внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме. Проект данного положения нуждается в предварительном согласовании с Департаментом по аккредитации иностранных фирм ТПП РФ;
5) рекомендательного письма банка, обслуживающего иностранную фирму, содержащего информацию о ее финансовой репутации;
6) двух рекомендательных писем от российских деловых партнеров иностранного юридического лица. Одно из таких писем может быть получено от территориальной торгово-промышленной палаты, на территории деятельности которой предполагается открытие представительства;
7) доверенности на главу представительства, оформленную надлежащим образом.
Необходимо отметить, что устав или положение об инкорпорации юридического лица, свидетельство о его регистрации (или иное доказательство того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке); решение органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ; рекомендательное письмо банка, доверенность на главу представительства должны быть легализованы в рамках упрощенной процедуры легализации (апостилирование) или в порядке консульской легализации.
Аккредитация при Торгово-промышленной палате РФ осуществляется сроком на три года, который может быть продлен. За получение разрешения на открытие представительства, а также за продление срока деятельности аккредитованного представительства установлен определенный сбор. Так, например, тариф по аккредитации сро-
ком на три года составляет 3500 долларов США.
Сведения об аккредитованных представительствах заносятся в сводный государственный реестр, функция по ведению которого возложена на Государственную регистрационную палату на основании Постановления Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации». Эта функция была сохранена за Государственной регистрационной палатой и после ее передачи из ведения Министерства экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
На заключительном этапе процедуры создания представительства иностранного юридического лица на территории РФ является его постановка на учет в налоговые органы, которая осуществляется на основании ст. 83 НК РФ и Положения об особен-
ностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124.
Подводя итог процедуры создания представительства иностранной организации, отметим, что ее основополагающим этапом является аккредитация, так как только с момента аккредитации представительство считается созданным.
Торгово-промышленная палата РФ как аккредитующий орган играет в этом процессе огромную роль. Так, например, в ноябре 2006 г. при ТПП РФ было аккредитовано 27 представительств.
Стоит заметить, что аккредитация именно при ТПП РФ позволяет иностранным работникам представительств получать визовую поддержку специалистов Торговопромышленной палаты РФ. Ш