Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрушина О.М., Дзирун И.А., Вишняков И.А., Чичерова В.Н.

Внешнеэкономической деятельности принадлежит ведущая роль в формировании современного мира в единое экономическое сообщество. Одну из главных ролей в регулировании внешнеэкономической деятельности выполняют таможенные платежи, с помощью которых государство влияет на развитие производства, рост предложения отечественных товаров на мировом рынке, а также на их конкурентоспособность. Политика санкций европейских стран по отношению к нашему государству, а также необходимость поддержания стабильности валового внутреннего продукта характеризуют экономическую ситуацию в России в настоящее время, ставя перед государственными органами исполнительной власти задачу о пополнении федерального бюджета, для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. Первоочередными задачами таможенных органов являются обеспечение своевременности взимания таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. Статья посвящена ряду проблемных вопросов, касающихся своевременности и полноты уплаты таможенных платежей в бюджет России в условиях санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

Foreign economic activity plays a leading role in shaping the modern world into a single economic community. One of the main roles in the regulation of foreign economic activity is performed by customs payments, through which the state influences the development of production, the growth of the supply of domestic goods on the world market, as well as their competitiveness. The policy of sanctions of European countries in relation to our state, as well as the need to maintain the stability of the gross domestic product characterize the economic situation in Russia at the present time, setting before the state executive authorities the task of replenishing the federal budget to fulfill the financial obligations of the state to the population. The primary tasks of the customs authorities are to ensure the timely collection of customs payments, improve customs administration, and create favorable conditions for the development of foreign trade activities. The article is devoted to a number of problematic issues concerning the timeliness and completeness of customs payments to the budget of Russia in the conditions of sanctions pressure.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

детального изучения что из себя представляет онлайн ККТ (контрольно-кассовая техника) рассмотрим ее преимущества и недостатки (таблица 1).

Таблица 1 - Преимущества и недостатки для бизнеса и для клиентов

Особенности для бизнеса Особенности для клиентов

Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки

Простота в получении оплаты Ежегодное обслуживание. Затраты на оборудование каждого места Отсутствие контрафактной продукции -

Техническое обслуживание производит исключительно изготовитель Время на монтаж Вся необходимую ин-формация о совершенных сделках (покупках) поступает на электронную почту

Постановка на учет осуществляется без посещения налоговой службы Необходимость обучаться и обучать свой персонал.

К еще одним недостаткам на наш взгляд следует отнести тот факт, что зарегистрировать онлайн ККТ без похода в налоговую службу можно только при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Со времен возникновения рыночной экономики в России появились и фирмы однодневки. Предприниматели использовали нехитрые схемы с применением «фирм-однодневок» с целью минимизации налогов.

К информационным ресурсам (ИР), выявляющим «фирмы однодневки» следует отнести ИР «Однодневка». Также с целью выявления «фирм однодневок» разработано большое количество инструментов для выявления неблагонадежных контрагентов. На наш взгляд с целью выявления и эффективной деятельности сотрудников налоговых органов России необходимо осуществлять взаимовыгодное сотрудничество и обмен оперативной информацией с Федеральной таможенной службой России (ФТС России), с Министерством внутренних дел России (МВД России).

ПИК «Однодневка» - это специальный реестр предприятий, которые имеют все признаки анонимных структур. С помощью ИР «Однодневка» налоговый инспектор без проблем проводит анализ конкретных контрагентов. После проведения анализа осуществляет расчет доначисления сумм налогов. Расчет также проводится с применением специальных программ в автоматическом режиме.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующий вывод. Цифровизация и автоматизация деятельности налогового администрирования позволило усовершенствовать деятельность ФНС России и упростить взаимовыгодное сотрудничество с другими государственными органами исполнительной власти. Цифровая трансформация налогового администрирования предоставляет безграничные возможности для эффективной деятельности ФНС России.

Источники:

1. Братцев В.И. Развитие процесса цифровизации как фактор, определяющий изменения механизма налогового администрирования / В.И.

Братцев, А.М. Гришанова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2021. - № 1. - С. 5 - 13.

2. Синельников - Мурылев С.Г. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски / С.Г. Синельников -

Мурылев, Н.С. Милоголов, А.Б. Берберов // Экономическая политика. - 2022 - N° 2. Т. 17. - С. 8 - 33.

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской

Федерации на 2017 - 2030 годы» - Режим доступа - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ac5a34dd7e53e8e

b99096d328fbba674d066a76b/

EDN: VJCSLQ

О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, om_petrushina@mail.ru,

0.M. Petrushina - candidate of economic sciences, head of the department of customs and logistics, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia;

И.А. Дзирун - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, ilonadzirun16@gmail.com,

1.A. Dzirun - student, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia;

И.А. Вишняков - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, VishnyakovIA.@studklg.ru,

I.A. Vishnyakov - student, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia;

В.Н. Чичерова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, viktoriya.chicherova@mail.ru,

V.N. Chicherova- student, Tsiolkovskiy Kaluga state university, Kaluga, Russia.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

Аннотация. Внешнеэкономической деятельности принадлежит ведущая роль в формировании современного мира в единое экономическое сообщество. Одну из главных ролей в регулировании внешнеэкономической деятельности выполняют таможенные платежи, с помощью которых государство влияет на развитие производства, рост предложения отечественных товаров на мировом рынке, а также на их конкурентоспособность. Политика санкций европейских стран по отношению к нашему государству, а также необходимость поддержания стабильности валового внутреннего продукта характеризуют экономическую ситуацию в России в настоящее время, ставя перед государственными органами исполнительной власти задачу о пополнении федерального бюджета, для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. Первоочередными задачами таможенных органов являются обеспечение своевременности взимания таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности. Статья посвящена ряду проблемных вопросов, касающихся своевременности и полноты уплаты таможенных платежей в бюджет России в условиях санкционного давления.

Abstract. Foreign economic activity plays a leading role in shaping the modern world into a single economic community. One of the main roles in the regulation of foreign economic activity is performed by customs payments, through which the state influences the development of production, the growth of the supply of domestic goods on the world market, as well as their competitiveness. The policy of sanctions of European countries in relation to our state, as well as the need to maintain the stability of the gross domestic product characterize the economic situation in Russia at the present time, setting before the state executive authorities the task of replenishing the federal budget to fulfill the financial obligations of the state to the population. The primary tasks of the customs authorities are to ensure the timely collection of customs payments, improve customs administration, and create favorable conditions for the development of foreign trade activities. The article is devoted to a number of problematic issues concerning the timeliness and completeness of customs payments to the budget of Russia in the conditions of sanctions pressure.

Ключевые слова: таможенные органы, администрирование таможенных платежей, недружественные страны.

Keywords: customs authorities, administration of customs payments, unfriendly countries.

Таможенно-тарифная система является основным способом регулирования внешней торговли. В свою очередь, таможенный тариф используется в качестве инструмента государственного регулирования национального рынка страны при его тесной связи с мировым рынком.

Введение импортных пошлин началось в XVII веке в странах Западной Европы, когда машинное производство начало развиваться относительно быстро, что значительно увеличило выпуск и поставки промышленных товаров за рубеж и, соответственно, потребовало максимальной защиты внутреннего рынка от других.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли представляет собой, прежде всего, скоординированную деятельность государственных органов по введению пошлин на импортируемые товары в соответствии с таможенными тарифами, что увеличивает их стоимость и снижает конкурентоспособность. В результате импорт (или экспорт) сдерживается, а внутренний рынок защищается. С той же целью часто используются сложные правила перемещения товаров через границу, установленные на законодательном уровне. Они обязывают поставщиков предоставлять большое количество подтверждающих документов и предъявляют различные затруднительные требования во время процедуры таможенного оформления трансграничных грузоперевозок, затягивая ее, а также увеличивая стоимость внешней торговли. Все это оказывает влияние на объем, структуру и географию торговли в интересах оптимизации условий участия национальной экономики в международном обмене, обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности.

Для российского государства внешнеэкономическая деятельность в целом и таможенно-тарифная политика в частности, является одним из способов пополнения доходной части федерального бюджета. Все таможенные платежи, взимаемые при перемещении товаров, перечисляются в федеральный бюджет Российской Федерации. На сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность России столкнулась с рядом трудностей, таких как западные санкции, резкие колебания валют и т.д. Многие отрасли экономики и внешней торговли России понесли убытки из-за наложения запрета и ограничений к вывозу отдельных категорий товаров из России. Поскольку все эти меры могут негативно отразиться на выполнении государством фискальной функции, то появляется необходимость принятия своевременных решений для поддержания экономики нашей страны. Немаловажную роль в этом играют таможенные органы, которые осуществляют администрирование таможенных платежей.

Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета Российской Федерации составляет почти 30 %, что говорит о важности таможенных органов в осуществлении фискальной политики в нашей стране (таблица 1).

Таблица 1 - Доля таможенных платежей в федеральном бюджете и их динамика, млрд руб.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 в % к

2019 г. 2020 г.

Сумма доходов федерального бюджета 19 969,3 18 719 25 300 126,7 135,2

Сумма таможенных платежей 5 729,1 4 751,8 7 156,9 124,9 150,6

Доля таможенных платежей в федеральном бюджете, % 28,7 25,4 28,3 -0,4 пп +2,9 пп

Источник: www.gov.customs.ru

В 2021 г. общая сумма перечисленных в бюджет таможенных платежей составила 7156 млрд, рублей, что на 24,8 % больше по сравнению с 2019 годом и на 50,6 % больше по сравнению с 2020 годом. Несмотря на санкционную политику западных стран, и, как следствие, уменьшение товарооборота, а также ограничения и сбои, вызванные пандемией, таможенные органы вывели собираемость таможенных платежей на исторический максимум. Такой рост, по словам ряда экспертов НИУ ВШЭ, вызван увеличением мировых цен на нефть. В 2021 году средняя стоимость нефти составила 69 долл./баррель, в то время как в 2019 году аналогичный показатель составлял 63 долл./баррель, а в 2020 году нефть значительно подешевела в связи с соглашением стран ОПЕК о сокращении добычи нефти - всего 41,7 долл./баррель.

Структура таможенных платежей и её динамика представлена ниже на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика структуры таможенных платежей, перечисленных в доходную часть бюджета

В целях повышения устойчивости и развитие российской экономики в условиях внешнего санкционного давления в рамках деятельности Евразийской экономической комиссии были приняты решения, которые предусматривают упрощения

в части уплаты таможенных платежей. Во-первых, обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на фруктовые пюре (до 30 апреля 2023 года включительно), на ткани для производства верхней одежды, анилина и его солей, а также какао -пасты и какао-масла (до 30 апреля 2025 года включительно), на свекловичные ботворезные, свеклоуборочные машины (до 30 июня 2024 года включительно); во-вторых, предоставление тарифных льгот в отношении отдельных видов контейнеров, а также частей и комплектующих для сельскохозяйственной техники (тарифная льгота будет предоставлена только при наличии подтверждения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации).

Кроме того, в декабре 2022 года Российская Федерация ввела сбор в размере 35 % на товары, ввозимые из стран, нарушающих экономические интересы России. Данная мера будет действовать до 31.12.2023 года и коснется средств личной гигиены и моющих средств, импортируемых из США, Великобритании, Канады, Австралии и Польши. Перечень товаров, на которые наложена пошлина, был определен совместно с представителями заводов и объединений. В него вошла продукция, имеющая отечественные аналоги, не уступающие по качеству и ассортименту: шампуни, средства по уходу за волосами, зубами, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, ароматизирующие и дезодорирующие средства для воздуха помещений, моющие и чистящие средства.

Помимо этого, налог в размере 35 % распространяется также на гражданское оружие и боеприпасы, включая гладкоствольное одноствольное огнестрельное оружие, спортивное и охотничье ружье, оборудование для запуска аварийно-спасательных ракет, оружие, стреляющее холостыми патронами, а также пули для пневматического оружия.

Таможенными органами на постоянной основе проводится работа по учету и контролю таможенных платежей, которая необходима для формирования достоверной отчетности и обеспечения полноты и своевременности начисления и взимания всех видов таможенных платежей с последующим их перечислением в бюджет государства. Контроль правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей осуществляется сотрудниками таможенных органов как на стадии проведения таможенных операций (так называемый оперативный контроль), так и после выпуска товаров (последующий контроль) [3]. Динамика количества проверочных мероприятий, осуществленных таможенными органами в 2019-2021 годах, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели проверочных мероприятий таможенных органов в 2019-2021 гг.

Наименование мероприятия 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к

2019 г. 2020 г.

Выявленные правонарушения, шт. 17301 7304 9467 54,7 129,6

Лица, в отношении которых выявлены правонарушения, чел 11524 5025 6040 52,4 120,2

Проверки таможенного контроля после выпуска товаров, шт. 7000 5000 1866 26,7 37,2

Проверки, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях, шт. 7798 5607 5890 75,5 105

Проверки с наложением административных наказаний, шт. 6777 5478 5700 84,1 104

Проверки по направлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, шт. 5918 4768 4378 73,9 91,8

Исходя из сведений, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что ФТС России проводит работу по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений в области таможенного дела, которые могут негативно отразиться на экономической безопасности Российской Федерации, а также объемах доходов, перечисляемых в федеральный бюджет. В 2021 году количество проверок в отношении физических и юридических лиц составило 11090, что на 69,2 % меньше по сравнению с показателем 2019 годом и на 32,4 % меньше по сравнению с 2020 годом. Немаловажными факторами для снижения количества проверок послужили: сокращение расходов и оптимизация контрольных мероприятий в рамках комплексной программы развития ФТС России до 2030 года.

В результате проведенных проверочных мероприятий в отчетном году было выявлено 9467 правонарушений, это на 45,3 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 29,6 % больше по сравнению с 2020 годом. Несмотря на общую тенденцию к снижению контрольных мероприятий, проводимыми таможенными органами, в 2021 году количество правонарушений возросло. Результативность проверок, то есть количество проверок, по которым выявлены нарушения, также увеличилось -на каждую проверку приходится 0,85 правонарушений.

В отчетном году увеличилось количество лиц, в отношении которых выявлены нарушения таможенного законодательства. Так в 2021 году их количество составило 6040 человек, что на 47,6 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 20,2 % больше по сравнению с 2020 годом. Количество проверок в рамках контроля после выпуска также имеют тенденцию к уменьшению. Так в 2021 году составило 1866, что на 73,3 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 62,8 % меньше по сравнению с 2020 годом.

В анализируемом периоде количество проверок, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 5890, это на 24,5 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 5 % больше по сравнению с 2020 годом. Проверки с наложением административных наказаний в 2021 году также увеличились и составили 5700, что на 15,9 % меньше по сравнению с 2019 годом и на 4 % больше по сравнению с 2020 годом. Сократилось количество проверок соблюдения валютного законодательства. Так в 2021 году было проведено 5000 контрольных мероприятий, данный показатель уменьшился на 51,5 % по сравнению с показателем 2019 годом и на 19,4 % по сравнению с 2020 годом. В рамках направления федеральных доходов и тарифного регулирования в 2021 году таможенными органами было проведено 4378 проверок, что на 26,1 % меньше по сравнению 2019 годом и на 8,2 % меньше по сравнению с 2020 годом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФТС России проведена работа по разгрузке таможенных органов в области проведения поверочных мероприятий. Несмотря на это, эффективность контрольных мероприятий не пострадала.

Одной из ключевых проблем в области администрирования таможенных платежей заключается в медленной интеграции ЕАЭС в сфере построения единой системы налогообложения. Сам договор о создании ЕАЭС закрепляет право национального регулирования налоговой политики, которое, по сути, мешает интеграции. Подобная политика государств-членов ЕАЭС приводит к большим расходам, так как каждое из них заинтересовано совершенствовать свою налоговую систему и привлекать инвесторов. Конфликт интересов здесь возникает в том, что каждая страна разрабатывает самостоятельную стратегию развития национальной экономики, мероприятия по обеспечению экономического роста, направленные на увеличение уровня жизни граждан.

Однако, в условиях функционирования ЕАЭС, необходимо устойчивое развитие общей интегрированной фискальной политики. Создание единого налогового механизма и интеграция экономик будет способствовать созданию единого внутреннего рынка. В свою очередь, это в значительной степени упростит систему уплаты таможенных платежей и налогов, а также унифицирует механизмы их учета. Создание по сути единого экономического пространства повлечет за собой развитие бизнеса и инвестиций. Негативные последствия санкционной политики мирового сообщества на Российскую Федерацию и Республику Беларусь должны подтолкнуть остальных стран-участников ЕАЭС к углублению экономической интеграции, развитию общего бизнеса, и, конечно, общей системы таможенного и налогового администрирования.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Ушакова Н.А., Кочанов И.Н. Совершенствование обеспечения уплаты таможенных платежей в процедуре "Таможенный транзит"//Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47). С. 373-376.

2. Ахмедзянов Р.Р., Мушкарина К.Н. Совершенствование контроля за уплатой таможенных платежей в бюджет государ-ства//Естественно-гуманитарные исследования. 2021. N° 35 (3). С. 54-57

3. Жукова Е.В., Федоренко А.Ю. Деятельность таможенных органов Российской Федерации по контролю за поступлением таможенных платежей в бюджет. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 5-2 (56), 2021. С. 171-175.

4. Мигел А.А., Непарко М.В., Костылев Д.А. Поступления таможенных платежей в российский бюджет от экспорта углеводородов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры//Modem Economy Success. 2021. № 3. С. 117-122.

5. Петрушина О.М., Алексеева Е.В., Филиппов М.И. Администрирование взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет России//Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 344-348.

6. Петрушина О.М., Петрухина К.А. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты//Дневник науки. 2020. № 4 (40). С. 47.

7. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в Рос-сии//Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 290-293.

8. Решение КТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (ред. от 17.10.2022 №159).

9. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov. customs.ru/ (дата обращения 12.12.2022).

EDN: VAKEZS

Д.Я. Родин - д.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, rodin17@maiI.ru,

D.Ya. Rodin - doctor of economics, associate professor of the department of monetary circulation and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.Б. Паршин - обучающийся факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, artem-parshin-01@maiI.ru,

A.B. Parshin - student of the faculty of finance and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; К.И. Терпицкая - обучающаяся факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, terpitskayak2015@gmaiI.com,

KI. Terpitskaya - student of the faculty of finance and credit, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ С УЧЕТОМ ТРАДИЦИОННГО И ЦИФРОВОГО БАНКИНГА DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN THE RUSSIAN BANKING SECTOR, TAKING INTO ACCOUNT TRADITIONAL AND DIGITAL BANKING

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена одним из ключевых направлений, изменивших мировой подход к ведению деятельности и задавшего вектор развития маркетинга на ближайшее десятилетие, а именно цифровая трансформация. Данное явление, носит основополагающий характер, так как в своей основе оно закладывает глубокий анализ продуктов и услуг, работу с клиентами и корпоративной культурой, а также оптимизацию структуры организации. Проводя данные мероприятия, важно помнить о самом главном, а именно философии банка, ведь за этим стоит бренд, то, что говорит о банке без всяких слов. Авторами проведено исследование тенденций на национальном рынке финансовых услуг, на основании которого выявлены приоритетные направления IT-инноваций, что позволило выявить наиболее востребованные цифровые финансовые технологии. Доказано, что приоритетными объектами стратегического маркетингового управления являются целевые сегменты существующих рынков, выход на новые рынки и оценка конкурентных преимуществ бизнес-моделей. При проведении оценочных процедур и выявления новых рыночных возможностей в большинстве случаев применяется используются методы сравнительного анализа стратегической привлекательности направлений бизнес-процессов при формировании портфельных и сегментных стратегий экосистемной бизнес-модели. Рассмотрены способы применения технологии Big Data, API-платформ и выявлено их практическая значимость в формировании стратегии устойчивого развития. На основании проведённого сравнительного анализа традиционного и цифрового банкингавыявлены конкурентные риимущества функционирования банковских институтовв в интерент пространстве. Данные приимущества способствуют снижению цифрового неравенства и воволеченности конечных потребителей в облачные цифровые платформы . На основании результатов исследования сделаны предложения, практическая реализация которых способствует более эффективному управлению маркетинговыми отношениями со всеми заинтересованными сторонами рыночного обмена с использованием цифровых платформ в продвижении финансовых инновационных продуктов и технологий.

Abstract. The relevance of this work is due to one of the key areas that have changed the global approach to business and set the vector of marketing development for the next decade, namely digital transformation. This phenomenon is fundamental, since it is based on a deep analysis of products and services, working with clients and corporate culture, as well as optimizing the structure of the organization. When conducting these events, it is important to remember the most important thing, namely the philosophy of the bank, because behind this is the brand, what speaks about the bank without any words. The authors conducted a study of trends in the national financial services market, on the basis of which the priority directions of IT innovations were identified, which made it possible to identify the most popular digital financial technologies. It is proved that the priority objects of strategic marketing manage-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.