Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА СЛОВА / СМИ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ЖУРНАЛИСТ / ИСК / ЗАКОН / КЫРГЫЗСТАН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдикеримова Ж.Т.

Предпринята попытка сделать краткий обзор фактов давления на СМИ в период развития демократии в Кыргызстане. Показано, что существующая нормативно-правовая база обеспечения свободы слова не гарантирует безопасности журналистов при исполнении своих профессиональных обязанностей. Выявляются характерные особенности взаимодействия политического истеблишмента и представителей СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA ACTIVITIES IN THE POLITICAL REALITIES OF MODERN KYRGYZSTAN

An attempt is made to give a brief overview of the facts of pressure on the media in the short history of the development of democracy in Kyrgyzstan. It is shown that the existing legal and regulatory framework for ensuring freedom of speech does not guarantee the safety of journalists in the performance of their professional duties. The characteristic features of the interaction between the political establishment and the media are highlighted and described.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА»

УДК 002:323 ББК 76+66.3(0)

DOI 10.22394/1682-2358-2020-6-28-36

Ж.Т. Абдикеримова, кандидат политических наук, доцент кафедры периодической печати Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек (email: jibeka80@mail.ru)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация. Предпринята попытка сделать краткий обзор фактов давления на СМИ в период развития демократии в Кыргызстане. Показано, что существующая нормативно-правовая база обеспечения свободы слова не гарантирует безопасности журналистов при исполнении своих профессиональных обязанностей. Выявляются характерные особенности взаимодействия политического истеблишмента и представителей СМИ.

Ключевые слова и словосочетания: свобода слова, СМИ, декларация, конституционные права, журналист, иск, закон, Кыргызстан.

Работа свободных, независимых и беспристрастных средств массовой информации является одной из важных основ демократического общества. Руководство Кыргызстана неоднократно провозглашало обеспечение свободы слова приоритетным направлением политики. Так ли это на самом деле? Попытаемся провести общий обзор ситуации деятельности СМИ в политических реалиях современного

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 6

J.T. Abdikerimova, Candidate of Sciences (Politics), Docent of Periodicals Department, Kyrgyz National University named after Zhu-sup Balasagyn, Bishkek

MEDIA ACTIVITIES IN THE POLITICAL REALITIES OF MODERN KYRGYZSTAN

An attempt is made to give a brief overview of the facts of pressure on the media in the short history of the development of democracy in Kyrgyzstan. It is shown that the existing legal and regulatory framework for ensuring freedom of speech does not guarantee the safety of journalists in the performance of their professional duties. The characteristic features of the interaction between the political establishment and the media are highlighted and described.

Key words and word-combinations: freedom of speech, media, declaration, media holding, constitutional rights, journalist, claim, safety, law, activity.

Кыргызстана, соблюдения права на свободу слова и свободу СМИ в стране в контексте обеспечения безопасности журналистов и СМИ.

Основной задачей института конституционного права является защита прав и свобод человека и гражданина с применением норм, определяющих взаимоотношения государства и личности, а также ее права и обязанности.

Свобода слова — это составная часть свободы информации, одно из главных личных прав человека и политических прав граждан. Свобода слова предоставляет возможность публично выражать свое мнение, мысли и идеи. Но в настоящее время на основе анализа международно-правовых документов и практики Европейского суда по правам человека под свободой слова понимается и распространение собственных взглядов, убеждений, высказанных главным образом при помощи средств массовой информации. Сюда же входят высказывание мнений и убеждений, которые не разделяет говорящий; убеждение других в своей (или же их) справедливости, а также, возможно, невысказывание собственных взглядов, мнений; возможность быть совершенно свободным от любого принуждения к определенному высказыванию [1; 2].

Как известно, с 1993 г. по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО при поддержке Генеральной Ассамблеей ООН 3 мая ежегодно отмечается Всемирный день свободы печати. Свобода слова, благодаря Виндхукской декларации, получила международное закрепление [3]. Свобода выражения мнения и свободный обмен информацией гарантируется различными документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): Заключительным актом Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе [4] ; Заключительным документом Копенгагенского совещания Конференции ОБСЕ по человеческому измерению [5]; Заключительным документом встречи на высшем уровне в рамках ОБСЕ в Будапеште в 1994 г. [6] ; Хартией европейской безопасности ОБСЕ [7] .

Кыргызстан после провозглашения государственного суверенитета стал приверженцем демократии, поэтому свобода выражения мнения является одним из фундаментальных прав гражданина Кыргызской Республики и закреплена в Конституции КР. Пункт 6 ст. 14 Конституции Кыргызской Республики гарантирует каждому право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати [8]. Отметим, что в Законе КР «О СМИ», регулирующем деятельность СМИ в Кыргызстане, системообразующей для средств массовой информации также является свобода мысли, слова и информации [9].

Однако, как и во многих других современных демократических государствах, в Кыргызстане эта свобода ограничивается. Нередко людям диктуется, что они могут публично высказывать на законных основаниях. Обычно это обусловлено целью обладателей власти сохранить ее как

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 6 /Ч

можно дольше, что может включать внесение поправок в конституцию государства, изменение состава совета директоров компании или подавление меньшинства, которое угрожает образу жизни вовлеченных людей. Свобода слова позволяет отдельным людям критиковать тех, кто находится у власти, и, соответственно, уменьшает их влияние на общество.

Безусловно, все это связано со свободой информации, ибо каждый человек имеет право искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Благодаря этому, появляется общедоступность, достоверность представляемой информации, граждане получают сведения о деятельности государственных органов, общественных объединений, что дает возможность ознакомления со всей интересующей информацией, документами [10].

Но здесь возникает другая проблема: свобода слова может быть препятствием для реализации свободы мысли. К примеру, в современной рекламе и пропаганде, воздействие которых усиливается благодаря использованию технических возможностей средств массовой информации, часто используются агрессивные методы, нередко включающие внушение. Получается, что вследствие расширения содержания свободы слова эти два права вступают между собой в пограничные отношения, при которых расширение одного из них может привести к уменьшению другого, то есть возникает естественно-правовой предел, позитивно-правовым выражением которого служат законодательные нормы, ограничивающие свободу слова.

В Кыргызстане официально не существует никаких ограничений для открытия медиаресурса и деятельности СМИ. Но на практике в стране наблюдалось давление на свободу слова, о чем свидетельствовали многочисленные иски против журналистов в периоды правления президентов А.А. Акаева и К.С. Бакиева, А.Ш. Атамбаева, С.Ш. Жеенбекова. Возможность свободно освещать события и доводить информацию до общества выгодно отличает Кыргызстан от других центрально-азиатских государств и непосредственно влияет на развитие страны. Тем не менее угроза давления на СМИ существует, так как имеет систематический характер на протяжении всей истории суверенного Кыргызстана.

В целом Закон КР «О средствах массовой информации» признается многими экспертами демократичным, в нем содержатся основы свободного функционирования средств массовой информации: вводится запрет цензуры (ст. 1), рассмотрены широкие права журналистов, получено разрешение для СМИ вести производственно-хозяйственную деятельность (ст. 3), что создало основу для развития рынка СМИ, особенно независимых. Согласно ст. 5 данного Закона, правом учреждения СМИ стали обладать не только государственные органы, но и общественные объединения, трудовые коллективы и граждане Республики [9].

ЗО Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 6

Однако в Законе КР «О средствах массовой информации» имеются определенные требования, которые ограничивают деятельность СМИ. Во-первых, это требование обязательной регистрации всех СМИ как юридических лиц в Министерстве юстиции. История развития СМИ показывает, что это требование использовалось для отстранения деятельности «неугодных» СМИ. Во-вторых, в ст. 23 приведен широкий перечень информации, не подлежащей публичному распространению [9].

Давление на журналистов и активистов, выражающих свое мнение публично или распространяющих информацию, как правило, выражается в форме физического насилия, повреждения имущества, уголовного и административного преследования, арестов, цензуры и т.п.

Ежегодно международная организация «Репортеры без границ» проводит исследование состояния свободы прессы в странах мира, в том числе в Кыргызстане и других республиках СНГ [11]. Индекс является показателем степени свободы, которой журналисты и информационные организации, включая печатные, вещательные и онлайновые СМИ, пользуются в той или иной стране, а также характеризует степень уважения власти к свободе СМИ и ее обеспечению.

Впервые индекс был представлен в 2002 г. для 139 стран. Согласно этим данным, наихудшее состояние свободой прессы в Кыргызстане было зафиксировано в 2010 г., когда он занял 159-е место в рейтинге среди 172 стран мира. В 2017 г. вновь отмечено ухудшение ситуации в сравнении с 2016 и 2015 гг. В докладе другой международной организации «Freedom House» «Свобода прессы в мире 2016» Кыргызстан обозначен как «частично свободная» страна. Отмечается, что журналисты и СМИ свободны настолько, насколько им позволяют законы, органы государственной власти и общество в целом[12].

По итогам ежегодного индекса свободы прессы, Кыргызстан в 2018 г. занял 98-е место из 180. В 2017 г. Республика находилась на 89-й строчке. Спад на девять пунктов объясняется сложившейся ситуацией в стране. Эксперты организации «Репортеры без границ» заключили, что ситуацию усугубили судебные разбирательства в отношении массмедиа со стороны властей и самоцензура журналистов. В 2020 г. Кыргызстан занял в рейтинге 82-е место [11].

Выводы о состоянии свободы СМИ в той или иной стране специалисты организации «Репортеры без границ» делают на основе конкретных показателей:

— различного рода нарушений в отношении журналистов (убийства, лишение свободы, физическое насилие и угрозы);

— различного рода нарушений в отношении СМИ (цензура, запреты и конфискации выпусков изданий, закрытие изданий);

— уровень самоцензуры в СМИ;

— степень политической и финансовой зависимости СМИ;

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 6 31

— состояние правовой среды в сфере СМИ (штрафы, государственная монополия, существование регулирующего органа);

— возможность свободного доступа граждан к Интернету и т.д.

В качестве примеров приведены конкретные ситуации (по публикациям c сайтов ОФ «Центр Медиа экспертных оценок»). Выводы о состоянии свободы СМИ в той или иной стране специалисты организации делают на основании 43 ключевых показателей [13].

В результате анализа международных стандартов, национального законодательства и правоприменительной практики в Кыргызстане в сфере соблюдения права на свободу слова и информации в 2017 г. выявлен минимум 81 журналист (это больше, чем в любой стране с момента начала учета), обвинявшийся в антигосударственной деятельности. Иски против журналистов на многомиллионные суммы начались еще при А.А. Акаеве, Многие судебные дела имели заказной характер, хотя, справедливости ради отметим, что встречались также ситуации с ошибками самих журналистов в силу их непрофессионализма или сведения личных счетов.

Журналисты, которые пытались обратить внимание общественности на узурпацию власти в стране и критиковали решения А.А. Акаева, поплатились травлей со стороны власти. Так, в 1995 г. был подан иск на редактора газеты ResPublica З. Сыдыкову, обвинявшуюся в клевете. По уголовному законодательству суд назначил ей условное наказание сроком на полтора года, запретив заниматься профессиональной деятельностью. В 1997 г. З. Сыдыкову вновь осудили, уже по иску главы предприятия «Кыргызал-тан» Дастана Сарыгулова и заключили в СИЗО на четыре месяца. В то же время за клевету задержали журналистов газеты «Трибуна», так и не дав ходу материалам о коррупции в окружении президента и недостатках правительства. Был также осуществлен захват газеты «Вечерний Бишкек». Еще в 1999 г. главного редактора газеты А. Кима обвинили в неуплате налогов, но не арестовали, обусловив давление на газету поддержкой Ф. Кулова, оппонента А.А. Акаева на президентских выборах. 24 августа этого же года налоговые полицейские опять попытались арестовать А. Кима, но коллектив газеты этого не позволил. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела произошел рейдерский захват «Вечернего Бишкека». На газету «Моя столица», которую создали работники «Вечерки», к маю 2003 г. было подано 37 исков. Газету «МСН», работавшую под эгидой «Моей столицы», тоже завалили исками, и это продолжалось вплоть до начала 2005 г.

При следующем Президенте Республики К. Бакиеве к 2008 г. против СМИ и журналистов было подано около пятидесяти многомиллионных исков. В результате из-за невозможности их выплатить закрылись газеты «Алиби», «Де-Факто», «Ачык саясат», «Назар». До-внимания дело политического обозревателя газеты «Репор-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 6

стойно

32

тер-Бишкек» С. Абдылдаева, на которого 3 марта 2009 г. было совершено покушение. Следы вели к Ж. Бакиеву и его окружению, поэтому С. Абдылдаев вынужден был покинуть Кыргызстан. Лишь в 2015 г. это дело дошло до суда, а Ж. Бакиев Первомайским районным судом и 18 декабря 2017 г. приговорен заочно к пятнадцати годам лишения свободы. 16 декабря 2009 г. также по заказу Ж. Бакиева был убит журналист Геннадий Павлюк за попытку открыть в Кыргызстане новостное интернет-издание и газету «Ата-Мекен». Клан Бакиевых причас-тен к многочисленным избиениям и угрозам журналистам А. Князеву, А. Ефграфову, А. Ташиеву, К. Жолдошеву и другим.

При А.Ш. Атамбаеве гонения на четвертую власть продолжились. В сентябре 2014 г. прошел первый судебный процесс против медиа-холдинга «Вечерний Бишкек». Пока шли судебные процессы по отъему частной собственности, окружение Президента Республики заваливало редакцию миллионными исками. Суды проходили с нарушениями, власть закрывала на это глаза. В итоге в августе 2015 г. газета «Вечерний Бишкек» и рекламная фирма «Рубикон» полностью перешли под контроль марионеточного управляющего А. Рябушкина. Три газеты, рекламная фирма, информационное агентство vb.kg и типография сменили собственника. Против Д. Орунбекова иск подала генпрокурор И. Джолдубаева, в пользу Президента Республики потребовали 2 млн сомов.

С 2017 г. давление на СМИ проходило широкомасштабно: закрыт телеканал «Сентябрь», депортирован журналист газеты «Франс Пресс» К. Риклтон, запрещен въезд в страну журналисту из REGNUM Г. Михайлову, осуществлена блокировка информационного агентства «Фергана». В марте 2017 г. онлайн-издания «Заноза» (впоследствии название изменено на Kaktus.Media) и «Азаттык», журналист Н. Айып и правозащитница Ч. Джакупова, а также два юриста политической партии «Ата-Мекен» были обвинены в распространении «ложной» информации. Генеральная прокуратура подала на них исковые заявления в суд по делу оскорбления чести и достоинства А.Ш. Атамбаева. Вскоре после визита директора радио «Свобода» Т. Кента в Кыргызстан экс-президент решил отозвать свой иск против «Азаттыка».

В сентябре 2018 г. Верховный суд Республики рассмотрел три иска из пяти. Первый иск был предъявлен не только к основателям «Занозы», но и к юристам политической партии «Ата-Мекен» К. Азизу и Т. Токтакуно-вой. Они предположили, что электротехника, драгоценные камни и деньги на борту рухнувшего под Бишкеком грузового «Боинга-747» принадлежат А.Ш. Атамбаеву и его семье. Редакцию «Занозы» обвинили в цитировании юристов партии на пресс-конференции. В итоге сайт обязан был выплатить А.Ш. Атамбаеву неподъемную сумму в 3 млн сомов, а юристы партии «Ата-Мекен» — по 5 млн сомов.

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 6 33

Поводом для следующего иска послужила статья информационного портала «Заноза» с заголовком «Чолпон Джакупова: Нужно приструнить человека с маниакальными наклонностями». Она была основана на выступлении Ч. Джакуповой на кругом столе в поддержку свободы слова. Генеральная прокуратура обвинила ее и «Занозу» за публичное оскорбление Президента. Несмотря на это, представитель истца не смог обосновать, почему данный заголовок считается оскорбительным. По решению суда ответчики обязаны были выплатить по 3 млн сомов.

Третий иск был подан в связи с выходом статьи Н. Айыпа «Ложь якобы во спасение: паппет-шоу независимости». В подборке о лидерах авторитарных стран нет ни одного упоминания об А. Атамбаеве, но прокурор Р. Абдырахман посчитал, что в статье проводятся параллели с бывшим президентом — из контекста можно понять, о ком идет речь.

Согласно постановлению Верховного Суда Республики Кыргызстан, он-лайн-издание «Заноза» и Н. Айып должны выплатить А.Ш. Атамбаеву по 3 млн сомов. Кроме того, в нарушение Конституции КР ответчикам было запрещено покидать страну по всем трем искам. Если же они будут уклоняться от выплаты компенсаций, на них будут заведены уголовные дела. Экс-президент также заявил, что никогда не простит «Занозу» и не отзовет иски, а данное судебное разбирательство станет показательным для «журналистов-клеветников» [14].

После этого международная правозащитная организация Freedom House опубликовала на своем сайте заявление: «Правительство Кыргызстана атакует институты, которые необходимы для демократического развития страны. Freedom House призывает власти Кыргызстана прекратить преследование независимых СМИ и правозащитников, которые выражают взгляды, отличные от властей» [15]. Только в мае 2018 г. экс-президент и председатель партии А. Атамбаев отозвали материальные претензии к ответчикам.

При С.Ш. Жээнбекове давление на СМИ осуществлялось с начала его правления, в отличие от прежних президентов, которые вступали в борьбу со СМИ только после укрепления своего положения. Так, еще будучи кандидатом в президенты, С.Ш. Жээнбеков подал иск против журналиста К. Карабекова и информационного агентства «24.kg», а также потребовал по 5 млн сомов с каждого ответчика. После вступления в должность материальные претензии он отозвал. Бишкекский городской суд 26 июня 2018 г. вынес решение по уголовному делу А. Кима, осудив его на шесть лет за невыплату дивидендов в 27 млн сомов нынешнему владельцу «Вечернего Бишкека» А. Рябушкину.

Громкими делами стали также иски семьи Матраимовых, поддержанные экс-президентом С.Ш. Жээнбековым, к трем СМИ — «Клоопу», «Азаттыку», информационному агентству «24.kg» и журналисту «Азатты-Токтакунову. По существу причиной исков стало расследование

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 6

ка» А.

34

СМИ о коррупции на таможне, осуществленное СМИ «Клооп» и «Азат-тык» совместно с OCCRP. Матраимовы претендовали на компенсации в 22,5 млн сомов от «Азаттыка», 12,5 млн сомов от «Клоопа», 10 млн сомов от А. Токтакунова, 15 млн сомов от издания «24.kg». После штурма особняка А.Ш. Атамбаева и его ареста в августе 2019 г. произошло закрытие телеканала «Апрель»

Незаконное ограничение свободы слова подрывает репутацию демократической страны, а это значит, что демократия не может существовать без свободных масс-медиа. Сегодня право на информацию считается одним из основополагающих в цивилизованном обществе. Свободный поток информации имеет жизненно важное значение для формирования роли и места СМИ в современном мире.

Для реального достижения независимости средств массовой информации политикам следует осознать их ценность в обществе. Журналисты, являясь проводниками между правительством и народом, помогают понять, как граждане воспринимают действия органов власти. Правительство Кыргызской Республики должно отказаться от преследования журналистов и давления на средства массовой информации. Суды, со своей стороны, обязаны подтверждать право на свободу слова и не допускать процессуальных нарушений. В настоящее время преувеличение, искажение фактов и непроверенная информация нередко встречаются в кыргызстанских СМИ, поэтому масс-медиа не следует пренебрегать ответственностью к достоверности своих материалов, основываясь только на реальных фактах.

Следует отметить, что и сегодня в Кыргызстане продолжаются мно-гомилионные иски против СМИ, пытающихся акцентировать внимание общественности на коррупции. Судебные решения по-прежнему принимаются с нарушением законов, проходят под контролем правящих политических элит право остается избирательным. Они же определяют информационную политику на государственных телевизионных и радиоканалах. Хотя в 2020 г. Кыргызстан в рейтинге свободы прессы поднялся на шестнадцать позиций, до 82-го места [11], но это связано лишь с тем, что экс-президенты отозвали миллионные иски от СМИ. В итоге негативные тенденции по давлению на СМИ сохраняются, а практика защиты чести и достоинства чиновников через судебные органы может характеризоваться как своего рода цензура. Перед журналистами сохраняется дилемма: либо молчать, либо платить миллионы и закрывать СМИ.

Тем не менее в сравнении с соседними государствами в Кыргызстане свобода слова существует, благодаря стремлению общества к гласности. Однако общественный консенсус достижим лишь при условии объединения усилий правительства, журналистов и структур гражданского общества.

Вестник Поволжского института управления • 2020. Том 20. № 6 35

Библиографический список

1. Европейская конвенция по правам человека, измененная и дополненная Протоколами № 11 и 14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов № 4, 6, 7, 12, 13. URL: https://www.echr.coe.int/documents/convention_rus.pdf

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Раздел 1, ст. 10 «Свобода выражения мнения». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

3. Виндхукская декларация о содействии развитию независимой и плюралистической африканской прессы от 3 мая 1991 r. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/windhoek_decl.shtml

4. Хельсинкский заключительный акт (Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe) Organization for Security and Cooperation in Europe от 1 авг. 1975 г. URL: http://www. Osce.org

5. Копенгагенское совещание Конференции ОБСЕ по человеческому измерению (июнь 1990 г.). URL: http://www.osce.org/publications/rfm/2003/10/12253_108_ru.pdf

6. Встреча на высшем уровне в рамках ОБСЕ (Будапешт, 4-6 дек. 1994 г). URL: https:// www.osce.org/files/f/documents/9/2/77678.pdf

7. Встреча на высшем уровне в рамках ОБСЕ (Стамбул, 18-19 нояб. 1999 г.). URL: http://www.osce.org/ru/mc/39573?download=true

8. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/202913

9. О средствах массовой информации: Закон КР от 2 июля 1992 г. № 938-XII (в ред. от 8 мая 1993 г. № 1228-XII) // Свободные горы. 1992. 4 авг., № 99.

10. Абдикеримова Ж.Т. Особенности политико-правового регулирования средств массовой информации в Кыргызстане // Вестник КНУ имени Ж. Баласагына. Бишкек, 2014. Вып. 5. С. 68-74.

11. Рейтинг стран мира по индексу свободы прессы. Репортеры без границ: Всемирный индекс свободы прессы 2020 г. URL: http:// www.gtmarket.ru

12. Пресс-релиз от 1 мая 2017 г. URL: http:// www.freedomhouse.org 13. Безопасность журналистов - почему это важно. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. URL: http://www.osce.org/ru/fom/111063?download=true

13. URL: http://www.osce.org/publications/rfm/2003/10/12253_108_ru.pdf.

14. URL: http://www. www.medium.com

15. Верховный Суд признал «Занозу» виновной в оскорблении Атамбаева (по трем искам из пяти). 30 нояб. 2017 г. URL: http:// www.kloop.kg

36

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2020. Vol. 20. № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.