НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Икбалжан МИРСАЙИТОВ
кандидат политических наук, независимый эксперт (Бишкек, Кыргызстан)
Введение
7 апреля 2010 года в Кыргызской Республике (КР) был низложен президент К. Бакиев. Политический режим
в республике сменился второй раз, в исто рии Центральной Азии (ЦА) подобных со бытий еще не происходило.
Временное правительство (ВП) во главе с Р. Отунбаевой состоит из лидеров 14 оппозиционных партий, в числе их можно назвать О. Текебаева («Ата-Мекен»), А. Атамбаева (СДПК), Т. Сариева («Ак-Шумкар»), А. Бекназарова («Объединенное народное движение»), Э. Каптагаева («Улуу Биримдик») и др. ВП КР само охарактеризовало себя как «узурпаторов» и «диктаторов»1.
Упразднение законодательной и исполнительной власти, роспуск всех министерств и бюрократического аппарата позволили ВП КР сконцентрировать в своих руках всю полноту власти, что привело к политическому дефолту, в частности, в южных областях страны.
С 13 по 19 мая в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях сторонники бывшего президента К. Бакиева предприняли неудачную попытку реванша, намереваясь захватить власть на юге страны; в результате под стражу были взяты бывший руководитель Администрации президента КР (2005—2006 гг.) У. Сыдыков и лидер Партии коммунистов Кыргызстана И. Ма-салиев. В ходе столкновений между сторонниками и противниками бывшего президента КР в Джалал-Абадской области было сожжено родовое имение К. Бакиева (в селе Тейит); погибло несколько человек.
С 10 по 16 июня произошли массовые кровавые межэтнические столкновения между кыргызами и узбеками в городах Ош и Джалал-Абад; по официальным данным, погибли 423 человека, повреждены около 2 тыс. частных домов (из них 1 690 полностью разрушены).
Однако, несмотря на политическую нестабильность и трагические события в южных регионах, ВП КР сформировало Конституционное совещание с целью изменить действующую Конституцию страны и существующую форму правления (с президентской на парламентскую); в связи с этим на 27 июня 2010 года был назначен общенациональный референдум.
1 Текебаев О. Мы являемся узурпаторами и диктаторами [www.24.kg]
Накануне плебисцита около 100 тыс. людей узбекской национальности (граждан КР) находились на территории Республики Узбекистан (РУ) в качестве беженцев («временно перемещенных лиц»), а кыргы-зы уезжали с мест конфликта к родственникам в другие местности. Создавшаяся ситуация послужила поводом к изменению Кодекса о выборах в КР, который теперь гласит, что гражданин может голосовать «не по месту прописки», а по «месту фактического его проживания на момент выбо-ров»2. Подобные изменения в Кодексе дали ВП КР возможность получить достаточное количество голосов в пользу конституционных изменений.
Вполне очевидно, что население страны голосовало не за новую власть, а за стабильность и безопасность. По итогам референдума президентом КР на переходный период (до 31 декабря 2011 г.) была избрана Р. Отунбаева3.
На 10 октября 2010 года были назначены выборы в Жогорку Кенеш (ЖК) — парламент КР. 10 августа было официально объявлено о старте предвыборной кампании. На момент назначения даты выборов в Министерстве юстиции было зарегистрировано свыше 150 политических партий; 57 из этих партий подали заявку в ЦИК КР на участие в выборах, у 29 из них были приняты списки кандидатов, и все они без исключения были зарегистрированы.
Итоги выборов оказались несколько неожиданными: в парламент прошли 5 политических партий: «Ата-Журт» (лидер К. Та-шиев), СДПК (А. Атамбаев), «Республика» (О. Бабанов), «Ар-Намыс» (Ф. Кулов) и «Ата-Мекен» (О. Текебаев). Провластные политические партии (СДПК и «Ата-Ме-кен») не получили большинства голосов, а
2 Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики № 94 от 1 июля 2010 года «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике».
3 См.: Декрет Временного Правительства КР № 39 от 19 мая 2010 года «О Президенте КР на переходный период» // Слово Кыргызстана, 8 июля 2010. С. 12.
некоторые из них («Ак-Шумкар» и ОНД) не смогли преодолеть даже 5%-й барьер. Более
подробно о выборах и их результатах будет сказано ниже.
Особенности смены политического устройства в КР
К концу 2009 года объявленный курс на «обновление страны», выборы президента и реформа государственной службы окончательно подтолкнули процесс формирования единого оппозиционного движения, готового к радикальным действиям. Наряду с политической оппозицией началось формирование оппозиции социальной.
Повышение тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги с 1 января 2010 года ускорило процесс объединения социальной и политической оппозиций; на 6 апреля 2010 года были назначены акции протеста, которые в Таласской области переросли в вооруженное противостояние населения и правоохранительных органов. Столкновения между сторонниками оппозиции и властями, продолжавшиеся в Бишкеке до конца дня 7 апреля, вынудили К. Бакиева покинуть столицу и переехать в Джалал-Абад; подобный поворот событий стал неожиданностью для большинства населения.
Противостояние между сторонниками и противниками экс-президента продолжалось вплоть до его окончательного отъезда из страны; по южным областям прокатилась волна возмущения, вызванная обострившимся регионализмом (противостояние Север — Юг), а среди населения стали распространяться листовки с призывом к образованию «Южной Кыргызской Республики»4. Страна оказалась на грани гражданской войны, предотвратить которую удалось благодаря вмешательству президентов России, Казахстана, Беларуси и США, а также отъезду К. Бакиева из страны.
ВП КР взяло курс на конституционную реформу; было образовано Конституционное совещание, в состав которого вошли представители различных общественных, гражданских и молодежных организации, а также политики и юристы. В Кыргызстане и за его пределами развернулась широкая дискуссия о конституционном устройстве страны. Большинство членов ВП (О. Текебаев, Р. Отунбаева, А. Атамбаев, Т. Сариев, А. Бекназаров и Э. Каптагаев) считают наиболее приемлемой для КР парламентскую форму правления. Противниками парламентской формы правления выступают лидеры таких политических партий, как «Ата-Журт» (К. Ташиев), «Ар-Намыс» (Ф. Кулов), и «Бутун Кыргызстан» (А. Мадумаров); они утверждают, что Кыргызстану необходима сильная президентская власть и каждый из них будет стремиться изменить конституцию в пользу ее усиления. С критикой парламентской формы правления выступил и президент РФ Д. Медведев5.
Процесс легитимизации новой власти проходил с трудом. На 27 июня 2010 года ВП назначило общенациональный референдум по новой Конституции; согласно новой редакции Конституции6, властные и распорядительные полномочия между президентом КР, ЖК КР и премьер-министром КР распределены следующим образом:
Президент страны является главнокомандующим ВС КР, определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав ВС, с согласия ЖК назначает Генерального прокурора КР, представляет государство внутри страны и за его пределами, ведет переговоры и подписывает международные договоры КР. Президент является председателем Совета обороны.
4 Подобного рода листовки были опубликованы на форуме [www.diesel.elcat.kg].
5 См.: Президент РФ Д. А. Медведев озвучил свою точку зрения по российскому телевидению, а информационные агентства Кыргызстана распространили их по всей стране [www.24.kg].
6 См.: Конституция КР // Слово Кыргызстана, 8 июля 2010.
Жогорку Кенеш принимает закон о назначении референдума, назначает выборы президента страны, вносит изменения в Конституцию, решает вопросы об изменении государственных границ, избирает определенное количество членов в ЦИК КР и Счетную палату, назначает и освобождает от должности омбудсмена КР, устанавливает воинские звания и формирует коалиционное правительство из числа депутатов избранных политических партий. Правительство несет ответственность перед ЖК КР.
Премьер-министр КР осуществляет руководство деятельностью правительства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и освобождает руководителей административных ведомств и глав местных государственных администраций.
Таким образом, КР стала одной из первых постсоветских стран, приступивших к формированию парламентской системы правления, что вызвало определенную критику со стороны глав государств Центрально-Азиатского региона (ЦАР) и одобрение европейских стран, а также Японии, Турции и США. Однако по распределению полномочий политическая система Кыргызстана больше напоминает президентско-парламентскую форму правления, так как президент и парламент республики, обладая одними и теми же полномочиями, дополняют друг друга.
Назначенный на 27 июня 2010 года общенациональный референдум по принятию новой редакции Конституции КР оказался под угрозой срыва, так как огромное количество уволенных из государственного аппарата чиновников и бывших депутатов парламента считали декреты ВП нелегитимными, а действия — неправомерными. Кроме того, ВП не установило полный контроль над регионами страны; в стране начался политический кризис, усилилась активность криминальных структур.
С 13 по 19 мая была предпринята попытка государственного переворота, которую возглавили бывшие государственные чиновники: руководитель администрации К. Бакиева, лидер политической партии «Жаны Кыргызстан» У. Сыдыков, а также губернаторы Ошской (М. Бакиров) и Джалал-Абадской (К. Масиров) областей. Однако сторонники свергнутого президента, пытавшиеся захватить областные администрации Ошской и Джалал-Абадской областей, потерпели неудачу; в ходе столкновений было применено оружие и погибло несколько человек.
Трагические события в Ошской и Джалал-Абадской областях и их последствия
Июньские события в Кыргызстане показывают, что ситуация в республике больше не является внутренней проблемой страны: она представляет собой угрозу стабильности всего ЦАР.
В экспертном сообществе существуют различные точки зрения на события, произошедшие в Кыргызстане. Доверие между двумя проживающими в республике братскими народами (кыргызами и узбеками) основательно подорвано; обе этнические группы чувствуют себя незащищенными. Часть населения превратилась во внутренних мигрантов, другая пополнила ряды гастарбайтеров в России и Казахстане. В обществе преобладают упаднические настроения, люди разочарованы и потеряли веру в будущее.
По поводу трагических событий, произошедших на юге Кыргызстана, государственные структур Кыргызстана, международные правозащитные организации и лидеры центральноазиатских государств выдвигают различные версии.
Государственная версия
Одной из первых результаты расследования трагических событий в Ошской и Джа-лал-Абадской областях озвучила Государственная служба национальной безопасности Кыргызстана (ГСНБ). Пресс-служба ГСНБ отмечала, что в начале мая 2010 года на территории афганского Бадахшана (в г. Бахорак) на совещании эмиссаров и полевых командиров движения «Талибан», Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) при личном участии М. Абдулло и двух представителей семьи Бакиевых была достигнута договоренность об оказании помощи силами ИДУ в дестабилизации ситуации в КР; на осуществление этой цели семья экс-президента обещала выделить денежные средства в сумме 30 млн долл.7 Таким образом, спецслужбы КР возложили всю ответственность за конфликт на международные террористические силы и семью К. Бакиева.
В свою очередь, президент переходного периода Р. Отунбаева своим Указом создала Национальную комиссию (из 29 чел.) для выяснения причин и последствий трагических событий на юге республики в июне 2010 года. По словам председателя комиссии А. Эркеба-ева, результаты работы комиссии должны были быть обнародованы 10 сентября. Однако вскоре А. Эркебаев временно сложил с себя полномочия в связи с предстоявшими выборами в парламент страны.
17 августа 2010 года А. Эркебаев и Ж. Жекшеев выступили с предварительными результатами деятельности Национальной комиссии, что вызвало возмущение других ее членов8.
Работа сотрудников правоохранительных органов была признана недостаточно эффективной, что позволяет говорить о деморализации милиции, которая во время июньских событий допустила раздачу оружия гражданскому населению.
На юге были задержаны шесть иностранных граждан, подозреваемых в выполнении роли наемников; они однозначно заявили о содействии семьи Бакиевых в организации беспорядков.
Ж. Жекшеев отметил, что перед началом беспорядков на юге наблюдался большой наплыв иностранных журналистов; создается впечатление, что «они знали о готовящихся событиях», так как их публикации зачастую опережали происходившее. В настоящее время комиссия выясняет причины этого странного стечения обстоятельств.
Ж. Жекшеев также заявил, что никакого межэтнического конфликта не было и события были специально организованы, однако на вопрос о том, кто же конкретно виноват в произошедшем, комиссия так и не ответила.
Деятельность Национальной комиссии во главе с А. Эркебаевым подверглась критике другого ее члена А. Князева. Он отметил, что результаты работы комиссии не вызывают доверия и что сам он просто формально числится в списке ее членов, но никогда не приглашался на заседания9.
По мнению председателя комиссии, зачинщиками столкновений стали некоторые лидеры узбекской общины. Отчет о результатах работы Комиссии был опубликован и оглашен в парламенте страны, вызвав бурную дискуссию среди интеллигенции, депутатов и экспертов, продолжавшуюся три дня.
7 См.: Отдел по связям с общественностью и СМИ ГСНБ Кыргызской Республики, 24 июня 2010 [www.24.kg].
8 См.: Абдирасулова А. Председатель комиссии по расследованию событий в Оше грубо нарушил принципы работы [http://www.ferghana.m/news.php?id=15396, www.24.kg].
9 См.: Князев А. Политика национального шовинизма, которую поддерживают власти, может привести к потере Кыргызстаном своей государственности [http://www.24.kg/commumty/80727-aleksandr-knyazev-politika-nacionalnogo.html].
Версия международных организаций
22 июля специальный представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по ЦА К. Ки-льюнен сообщил о начале работы Международной независимой комиссии по расследованию трагических событий июня 2010 года на юге Кыргызстана. К. Кильюнен также отметил, что комиссия была создана по инициативе Р. Отунбаевой.
Целью работы комиссии является объективное расследование всех фактов, связанных со вспышкой насилия в городе Ош, а также в Ошской и Джалал-Абадской областях; вокруг событий на юге ходит много слухов и выдвигаются различные гипотезы. Для выяснения истинных причин трагедии комиссия планирует собрать и проанализировать все факты, а также попытаться найти пути к примирению. К участию в расследовании будут привлечены Национальная комиссия (во главе с А. Эркебаевым) и правоохранительные органы страны.
Работа комиссии, в состав которой вошли представители различных международных организаций и независимые эксперты, началась в первых числах августа, а в январе 2011 года правительству КР и всем интересующимся сторонам был представлен окончательный отчет10.
16 августа доклад о причинах беспорядков на юге обнародовала также международная правозащитная организация «Хьюман райтс вотч» (ХРВ).
В своем 91-страничном докладе «Где справедливость? Межнациональные столкновения на юге Киргизии в июне 2010 года» ХРВ делает вывод, что правительственное расследование сопровождается серьезными нарушениями на фоне продолжающегося на юге насилия. Как отмечает международная правозащитная организация, власти должны провести оперативное расследование и привлечь виновных к ответственности.
Доклад ХРВ был основан на материалах свыше 200 интервью с пострадавшими и свидетелями из числа кыргызов и узбеков, а также с адвокатами, правозащитниками и должностными лицами (включая силовиков); при его подготовке были использованы фото- и видеоматериалы, документы, вещественные доказательства и спутниковые снимки11.
Публикация материалов, собранных международной правозащитной организацией, вызвала волну возмущения среди населения страны; активисты «Движения 7 апреля» провели пикеты и митинги у здания Дома ООН в Бишкеке. Прозвучали комментарии несогласных с выводами международной организации политиков и экспертов.
Сразу после трагических событий президент КР переходного периода Р. Отунбаева инициировала ввод Полицейской консультативной группы (ПКГ) ОБСЕ на территорию Ошской и Джалал-Абадской областей; соответствующее решение было принято 22 июля на заседании Постоянного совета ОБСЕ 56 странами-участницами.
На основании принятого решения Кыргызстан и ОБСЕ приступили к проработке и подписанию Меморандума о взаимопонимании между правительством КР и ОБСЕ по деятельности ПКГ ОБСЕ в Кыргызстане12. Главой ПКГ в Кыргызстане был назначен М. Мюллер13.
ПКГ ОБСЕ будет состоять из 32 прикомандированных международных представителей (в основном среднего и старшего управленческого звена, включая главу ПКГ и его
10 См.: Кильюнен К. Мы хотим выяснить причины трагедии и что на самом деле произошло на юге Кыргызстана в июне этого года [http://kyrgyzel.kg/mdex.php?optюn=com_content&task=view&id=783&Itemid=1].
11 См.: Доклад «Хьюман райтс вотч» «Где справедливость? Межнациональные столкновения на юге Киргизии в июне 2010 г.»
12 См.: МИД КР: Полицейская консультативная группа ОБСЕ в Кыргызстане будет руководствоваться принципами нейтральности, беспристрастности, транспарентности и многонациональности [www.24.kg], 23 июля 2010.
13 [www.ИА CA-News].
заместителя). Первоначально пребывание ПКГ ОБСЕ планируется на 4-месячный срок, который может быть пересмотрен в зависимости от ситуации с безопасностью в регионе (по инициативе и с согласия КР и ОБСЕ).
Однако мнения населения страны по поводу решения о вводе ПКГ ОБСЕ в Ошскую и Джалал-Абадскую области разделились: лидеры политических партий «Ата-Журт», «Ар-Намыс», «Движение 7 апреля» и «Азаттык» выступили с резкой критикой в адрес руководства. 30 июля мэр г. Ош М. Мырзакматов и депутаты городского кенеша приняли постановление об отказе от ввода ПКГ ОБСЕ14. Были организованы митинги и пикеты протеста со стороны молодежных движений в Оше и Бишкеке.
За ввод ПКГ ОБСЕ выступили представители этнических меньшинств Ассамблеи народов Кыргызстана, часть неправительственных организаций, официальные органы власти и МИД республики. Отношение к вводу ПКГ неправительственных организаций на юге страны определилось по национальному признаку: представители кыргызской национальности выступили против, а узбеки — за.
По мнению большинства противников решения, ввод ПКГ ОБСЕ создаст угрозу разделения страны и может привести к реализации «косовского сценария»; усиленно распространялись слухи, что ОБСЕ намеревается «купить» членов правительства КР за огромную сумму денег. Еще одной активно обсуждаемой темой стала безопасность самих полицейских ОБСЕ.
Однако главные опасения противников ввода ПКГ связаны с тем, что полицейские-консультанты могут занять позицию одной из сторон конфликта, что повлияет на объективность итогового отчета. А международное сообщество на основании этого отчета может принять решение о необходимости ввести внешнее управление в Кыргызстане, как это было в Косове.
Президент Р. Отунбаева была вынуждена отложить ввод ПКГ на более поздний срок; между КР и ОБСЕ был подписан меморандум, и в настоящее время отрабатываются различные варианты ввода15.
Вместе с тем президент Узбекистана И. Каримов, выступая в Бухарской области, категорически не согласился с «мнением, что это конфликт между двумя народами, между двумя нациями... ни у кыргызского народа, ни у узбеков, проживающих там, нет причин в разжигании этой трагедии. Эта акция организована исподтишка со стороны тех, кто называет себя нашими друзьями»16.
Выборы в ЖК КР и начало парламентского строительства
9 августа 2010 года ВП КР приняло Декрет № 117 «Об отмене чрезвычайного положения в городах Ош, Джалал-Абад, Узген, Кара-Суйском, Араванском районах Ошской области и Сузакском, Базар-Коргонском районах Джалал-Абадской области Кыргызской Республики».
Указом президента КР «О назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 9 августа 2010 года на 10 октября были назначены выборы в ЖК.
14 [www.akipress.kg], 30 июля 2010.
15 См.: Миссия Полицейской консультативной группы ОБСЕ в Кыргызстане: Вопросы и ответы zpress.kg].
16 Каримов И. «Я уверен — мы будем жить в мире и согласии!» Речь И. Каримова в Бухарской области
18 июня 2010 года [http://www.kyrgyz-el.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=775&Itemid=1].
Кроме того, 9 августа ВП КР приняло Декрет «О признании утратившим силу Декрета Временного Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 2010 года № 94 «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике».
О намерении принять участие в выборах заявили 57 политических партий, 29 из них подали в ЦИК списки кандидатов, которые все без исключения были зарегистрированы.
В конце июля ряд политических партий инициировал проведение «Форума Доверия», результатом которого стало подписание Этического кодекса участника парламентских выборов 2010 года. Кроме того, 11 августа 26 политических партий подписали Кодекс поведения политических партий, разработанный при содействии ОБСЕ, Национального демократического института международных отношений, Международного республиканского института и ЮСАИД.
10 сентября 2010 года был официально дан старт началу предвыборной агитации политических партий в стране.
В ЦИК КР было аккредитовано 365 международных наблюдателей из 31 страны, представляющих 11 различных организаций, в том числе БДИПЧ/ОБСЕ, МПА СНГ, ЕврАзЭС, Международную ассоциацию «Elections&Democracy» и посольство Бразилии. Согласно Кодексу о выборах, аккредитация международных наблюдателей завершится за пять дней до начала выборов17.
Официальные власти предпринимали беспрецедентные меры по обеспечению безопасности выборов; об этом заявил Секретарь Совета безопасности КР М. Иманкулов, выступая на первом съезде народных дружин КР18 21 сентября 2010 года. Свою помощь в обеспечении общественного порядка в день выборов предложили народные дружины. Инициатором этого выступил кандидат в депутаты от СДПК19.
Как уже отмечалось ранее, предстоящие выборы вызывали беспокойство среди населения, которое не надеялось на их мирный исход: анализ ситуации свидетельствовал, что в обществе еще существовало напряжение, угрожавшее безопасности.
Несмотря на это, многие избиратели определились со своим выбором; наблюдался рост поддержки политических партий населением.
Избирательная кампания сопровождалась протестными акциями по поводу ареста бойцов группы «Альфа» и офицеров Службы государственной охраны, обвиненных в убийстве демонстрантов 7 апреля в Бишкеке. Помимо родственников в демарше приняли участие сотрудники задержанных, которые в знак протеста выразили готовность массово подать заявления об увольнении. Правозащитная общественность выразила протест по поводу процессуальных нарушений в ходе следствия и обратилась в Генеральную прокуратуру с заявлением, в котором, в частности, отмечалось, что расследование руководствуется не нормами Уголовно-процессуального кодекса, а эмоциональной составляющей. 4 октября под давлением общественности был освобожден из-под стражи руководитель подразделения спецслужб «Альфа» А. Джолдошалиев20.
В период предвыборной агитации продолжаются судебные процессы, связанные с трагедией в Ошской и Джалал-Абадской областях. Действия правоохранительных и судебных органов, сопровождающиеся избиениями подсудимых и угрозами в адрес их адвокатов, вызывает сильное беспокойство правозащитных организаций. Заявления с призывом обеспечить безопасность и справедливое судебное разбирательство последовали и со стороны некоторых международных организаций.
17 [www.shailoo.gov.kg].
18 [http://www.kyrgyz-el.kg/mdex.php?option=com_content&task=view&id=1348].
19 [http://www.24.kg/bishkek24/77266-v-obespechenii-obshhestvennogo-poryadka-v-stolice.html].
20 [http://www.ferghana.ru/news.php?id=15666&mode=snews].
Несмотря на активную предвыборную агитацию и многочисленные встречи представителей политических партий с избирателями большой проблемой остается информирование населения о предстоящих парламентских выборах, процедурах голосования и правах электората.
Политические партии пытались привлечь симпатии избирателей, критикуя действия властей и своих соперников, но отнюдь не какими-либо программами по развитию страны и улучшению жизни людей. В итоге избиратели не получили достаточной информации о конкретных механизмах, с помощью которых партии собираются воплощать в жизнь свои идеи и программы.
Избирательный процесс в Кыргызстане привлек пристальное внимание международной общественности: зарубежные СМИ по-разному оценивают предвыборный процесс, отдельные политические партии и их лидеров.
Широкий резонанс в Кыргызстане вызвал показ ролика об одном из лидеров партии, участвующем в предвыборной гонке. Лидеры независимых СМИ и правозащитных организаций выразили возмущение несоблюдением этических норм российским телеканалом НТВ21, вмешавшимся в избирательный процесс в суверенном государстве. Кроме того, Совет правозащитников обратился с заявлением к президенту России Д. Мед-
ведеву22.
В отличие от предыдущих парламентских выборов в 2010 году ведущие политические партии и их лидеры в значительной мере опирались на поддержку зарубежных государств. Так, Ф. Кулов (лидер партии «Ар-Намыс») получил поддержку со стороны президента РФ Д. Медведева и президента Казахстана Н. Назарбаева, О. Текебаев («Ата-Ме-кен») посетил Казахстан, КНР и Турцию, К. Ташиев и А. Кельдибеков («Ата-Журт») встретились с президентом Казахстана Н. Назарбаевым, А. Атамбаев (СДПК) неоднократно выезжал в Россию, Турцию и Казахстан, а О. Бабанов («Республика») «пустил в ход» свое знакомство с руководителем администрации президента РФ С. Нарышкиным.
По результатам выборов, состоявшихся 10 октября 2010 года, в ЖК прошли пять политических партий, причем, как уже отмечалось, наибольшее число голосов набрали не партии власти «Ата-Мекен» и СДПК, а оппозиционные «Ата-Журт» и «Ар-Намыс».
В целом результаты выборов в ЖК КР выглядят следующим образом: «Ата-Журт» получила 28 мандатов, СДПК — 26, «Ар-Намыс» — 25, «Республика» — 23 и «Ата-Ме-кен» — 18.
Президент КР переходного периода Р. Отунбаева поручила сформировать коалиционное правительство лидеру СДПК А. Атамбаеву, однако сформировать коалицию с первой попытки не удалось, так как депутаты ЖК КР не проголосовали за кандидатуру О. Текебаева, выдвинутую на пост спикера парламента.
Вторая попытка была предоставлена лидеру партии «Республика» О. Бабанову; к концу 2010 года было сформировано коалиционное правительство из представителей партий СДПК, «Ата-Журт» и «Республика»; «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс» официально объявили себя оппозиционными23; их фракциям была предоставлена возможность сформировать в ЖК комитеты по финансам и правопорядку.
Правительство КР возглавил лидер СДПК А. Атамбаев, первым вице-премьер-министром стал лидер партии «Республика» О. Бабанов, а вице-премьером — член партии «Ата-Журт» И. Джунусов.
21 [http://www.24.kg/community/83568-sovet-pravozashhitnikov-kyrgyzstana-rassmatrivaet.html; http:// thvpi.tk].
22 [http://www.24.kg/community/83592-sovet-pravozashhitnikov-kyrgyzstana-obratilsya-s.html].
23 По конституции КР политические партии, не вошедшие в коалиционное правительство, считаются официальной оппозицией. Раздел 4, глава I, статья 70, пункт 3.
Выводы
■ Во-первых, на протяжении 2005—2010 годов в КР дважды сменился политический режим, что вызывает неоднозначную реакцию у руководства других центральноазиатских стран. Кроме того, Кыргызстан стал первой страной ЦА, где произошел переход от президентской формы правления к парламентской.
Однако следует отметить, что в среде политических элит существует немало сторонников президентской формы правления и их позиции все еще сильны.
■ Во-вторых, конституционные реформы в КР поляризовали позиции международных центров силы; попытки изменить геополитическую карту ЦА приводят к столкновению интересов крупных держав на территории Кыргызстана.
■ В-третьих, кровавые июньские события в Ошской и Джалал-Абадской областях показали неспособность ОДКБ и ШОС влиять на внутренние дела их стран-членов. Руководство ОДКБ проинформировало мировую общественность о готовности пересмотреть свои уставные документы, расширив свои полномочия по защите государственных систем и информационной безопасности своих членов.
■ В-четвертых, намечается дальнейший геополитический разлом между центральноазиатскими странами ввиду столкновения их интересов и усиления влияния мировых держав; это отражается на социально-экономической и политической ситуации каждого из государств ЦА.
Таким образом, события, произошедшие в КР в 2010 году, породили новые политические отношения и институты; смена режима усилила регионализм, национализм и межэтнические противоречия. Власти совместно с гражданским обществом начали разработку новой этнополитической концепции.
Новая политическая власть приступила к формированию своей вертикали полномочий, что неминуемо заденет интересы оставшихся «за бортом» региональных клановых структур и бывших чиновников; процесс перераспределения сфер влияния сопровождается активизацией протестного потенциала со стороны недовольных новыми назначениями.
Кроме того, в стране формируется социальная оппозиция: все сильнее выражают недовольство учителя, врачи и пенсионеры — наиболее социально уязвимые слои населения.
В 2011 году должен решиться вопрос, кто станет новым президентом страны на последующие шесть лет. Летом 2011 года парламент должен объявить дату выборов президента; претендентов на этот пост будут выдвигать почти все политические партии, прошедшие в ЖК КР.
Летом или осенью 2011 года политические страсти в стране достигнут высокого накала; после горького опыта парламентских выборов 2010 года, когда некоторые политические партии использовали националистические чувства и формировали «образ общего врага», чтобы получить места в нынешнем парламенте, большинство населения озабочено сохранением стабильности и межэтнической толерантности в обществе.