Научная статья на тему 'Деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции в обстановке перестройки экономики в начале нэпа'

Деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции в обстановке перестройки экономики в начале нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / СИБИРЬ / НЭП / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ / ФАКТИЧЕСКАЯ РЕВИЗИЯ / ПОСЛЕДУЮЩАЯ РЕВИЗИЯ / THE WORKER-PEASANT INSPECTION / SIBERIA / NEP / THE ACTUAL AUDIT / PRELIMINARY REVISION / SUBSEQUENT REVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов А.Г.

Рассмотрены основные направления деятельности сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу. Автор показывает как с изменением экономической и социально-политической обстановки в стране изменялись задачи и направления работы сибирской рабоче-крестьянской инспекции. Особое внимание уделяется производству фактической ревизии, являющейся в этот период основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции в обстановке перестройки экономики в начале нэпа»

Дианов А.Г. ©

К.и.н. доцент, кафедра «Отечественная история и политология»,

Сибирская автомобильно-дорожная академия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ В ОБСТАНОВКЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ В НАЧАЛЕ НЭПА

Аннотация

Рассмотрены основные направления деятельности сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу. Автор показывает как с изменением экономической и социально-политической обстановки в стране изменялись задачи и направления работы сибирской рабоче-крестьянской инспекции. Особое внимание уделяется производству фактической ревизии, являющейся в этот период основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции.

Ключевые слова: рабоче-крестьянская инспекция; Сибирь; нэп; предварительная ревизия; фактическая ревизия; последующая ревизия.

Keywords: the worker-peasant inspection; Siberia; NEP; preliminary revision; the actual audit; subsequent revision.

На начальном этапе нэпа рабоче-крестьянская инспекция (РКИ) была основным контрольным органом Советского государства. Она должна была осуществлять постоянный контроль над всеми организациями и предприятиями. В задачу инспекции входили пресечение злоупотреблений и улучшение работы подконтрольных ей учреждений [10, с. 18].

«Деятельность любого государства, вне зависимости от формы правления или политического режима, не развивается в социальном вакууме, напротив, она в конечном итоге сообразуется с интересами более или менее обширных общественных групп народа в целом, задана, в том числе их либо его интересами. Стоящие перед государством задачи заведомо не разрешимы вне реализации соответствующих функций государства» [19, c. 821]. Выполнение этих обширных функций в значительной степени зависело от эффективности работы контрольных органов государства в центре и на местах.

В статье ставится задача проанализировать деятельность рабоче-крестьянской инспекции в обстановке перестройки экономики в начале нэпа. Основой для написания работы стали фонды Государственного архива Новосибирской области. Особая значимость Государственного архива Новосибирской области для освещения деятельности рабочекрестьянской инспекции в Сибири состоит в том, что, начиная с 1921 г. (после переезда из Омска), в Новониколаевске (Новосибирске) работала Сибирская областная (с 1924 г. -краевая) рабоче-крестьянская инспекция. Следовательно, именно в Новосибирск поступали годовые, квартальные отчёты, доклады о результатах важнейших ревизий и обследований губернских, рабоче-крестьянских инспекций Сибири [8, с. 33].

В период перехода к нэпу в деятельности рабоче-крестьянской инспекции происходили значительные перемены, они были вызваны изменением условий её работы.

Данная проблема в интересующий нас период была затронута в отдельных научных работах. Эти работы были опубликованы в конце 60-х - начале 80-х гг. ХХ в.[1; 2; 3; 4].

Перестройка экономики на началах нэпа привела к значительным изменениям в задачах и методах работы РКИ. Переход на хозрасчёт и самоокупаемость промышленных предприятий с выделением им для начала работы основного и оборотного капиталов сделал предварительную ревизию излишней. Нэп предполагал восстановление рыночных

© Дианов А.Г., 2015 г.

отношений, от хозяйственных организаций требовалась большая гибкость. Ожидание разрешения на совершение торговых сделок и других операций снизило бы конкурентоспособность государственных предприятий по сравнению с частными.

Предварительная ревизия материальных оборотов стала, осуществляется сибирскими инспекциями в конце 1920г. НК РКИ в плане работ на вторую половину 1921г. предусматривал постепенную отмену предварительной ревизии расходов по заработной плате, авансовым выдачам на командировки [ 11, с. 21. ]. Однако отмена предварительной ревизии на все виды заработной платы была осуществлена значительно раньше. Декретом СНК РСФСР от 22 марта 1921 г. с этого момента за законность выплат отвечали соответствующие распорядители кредитов. Рабоче-крестьянская инспекция должна была проверять правильность уже произведённых расходов в ходе последующей ревизии. В конце первого полугодия Постановлением ВЦИК от 10 июня 1921 г. была освобождена от предварительной ревизии кооперация [18, с. 11,12].

На заседании коллегии НК РКИ, состоявшейся 31 августа 1921 г., был принят проект декрета об отмене предварительной ревизии денежных и материальных оборотов [15, с.6]. 28 сентября 1921 г. СНК РСФСР утвердил этот проект с небольшими поправками. Постановление, отменив предварительную ревизию денежных и материальных оборотов предприятий и учреждений, обязывало все советские органы и учреждения предоставлять в РКИ для ознакомления заключённые ими договоры. Персональная ответственность за правильность и законность расходования денежных и материальных ценностей возлагалась на распорядителей кредитов. Виновные в незаконном расходовании денежных и материальных ценностей подлежали ответственности как расхитители народного достояния [20, ст. 551]. Для установления персональной ответственности правительство РСФСР обязало народные комиссариаты издать в двухнедельный срок инструкции, точно определяющие: а) перечень должностей и лиц, имеющих право подписи денежных документов, ордеров; б) порядок их подписания, установление обязанностей определённых должностных лиц и ответственность этих лиц в дисциплинированном порядке за нарушение инструкции [21, ст.1].

Сибирские РКИ получили постановление о прекращении предварительной ревизии позднее, чем РКИ центральных районов страны. В Омской, Алтайской и Новониколаевской губерниях она была прекращена с 1 ноября 1921 г., а в Томской, Енисейской и Иркутской - с 10 ноября. По сообщениям руководства Омской и Новониколаевской РКИ, многие подведомственные учреждения, ранее болезненно воспринимавшие предварительную ревизию, получив сообщение о её прекращении, стали просить о возобновлении предварительной ревизии [5, д. 26. л.32; 6, д. 867. л. 5 об; 7, д. 70 а. л.2 об]. Очевидно, это было связано с боязнью руководителей данных предприятий взять на себя всю ответственность за деятельность предприятий. При осуществлении предварительной ревизии РКИ, давая даже условное разрешение на те или иные действия предприятий, брала на себя часть ответственности за их последствия.

Отмена предварительной ревизии денежных и материальных оборотов позволила РКИ сосредоточить основные силы инспекции на проведение фактической ревизии [22, ст.113].

Основой деятельности РКИ во 2-й половине 1921 г. было проведение фактических ревизий, на которые губернские РКИ Сибири тратили основную часть времени. Итоги первых месяцев осуществления нэпа в стране выявили ряд проблем, в решении которых РКИ должна была непосредственно участвовать. В принятом 18 августа 1921 г. декрете ВЦИК «Об усилении деятельности рабоче-крестьянской инспекции» указывалось на необходимость усиления участия РКИ в борьбе с экономической разрухой. ВЦИК обязал РКИ «всё своё внимание сосредоточить в первую очередь и главным образом на хозяйственных органах республики» [23, ст. 424].

Для реализации задач, поставленных перед РКИ в декрете ВЦИК 2 сентября 1921 г. коллегией НК РКИ, были приняты тезисы «Роль и задачи рабоче-крестьянской инспекции в связи с новой экономической политикой», в которых основной акцент был сделан на

проведение фактических ревизий узловых участков хозяйственного строительства: кооперации, продовольственных органов, топливодобывающих предприятий, ведущих промышленных предприятий. В ходе осуществления ревизионно-инспекционной деятельности РКИ должна была не только указывать на дефекты в работе, но и предлагать конкретные меры к их устранению. В решении важнейших вопросов РКИ должна была оказывать непосредственную помощь вплоть до временного направления своих сотрудников на работу в организации, которые в такой помощи остро нуждались [14, с.1-2].

Осенью 1921 г. особое значение в ходе осуществления сибирскими РКИ инспекционно-ревизионной деятельности придавалось наблюдению за тем, насколько правильно и целесообразно проводятся в жизнь на предприятиях и учреждениях принципы новой экономической политики, осуществляется ли перестройка управления на новых началах и как она влияет на конечные результаты деятельности предприятий.

Таким образом, в работе РКИ более широко стало применяться инспектирование. Первостепенное внимание уделялось проведению плановых обследований по заранее разработанной программе.

Поскольку в Сибири практическое осуществление принципов нэпа началось позднее, чем в центральных районах страны, сибирские РКИ были предупреждены о примерах неправильного использования этих принципов. Так, например, опираясь на идею хозрасчёта, многие хозяйственники с целью добиться самоокупаемости своих предприятий пошли на путь распродажи оборудования предприятий. Под видом железного лома сбывались дефицитные детали паровозов [17, с.57-59].

Во второй половине 1921 г. изменения в ревизионной деятельности были связаны не только с отменой предварительной ревизии, но и с изменением поставленных перед РКИ задач. Во-первых, впервые в истории РКИ на вторую половину 1921 г. был составлен план, в котором указывались не только объём и характер предстоящих работ, но и методы их осуществления. Губернские РКИ, осведомлённые об объёме предстоящих заданий центра, могли планировать другие виды фактической ревизии.

План работы на вторую половину 1921 г. сибирским инспекциям не удалось выполнить. Во многом это было связано с обострением кадровых проблем в условиях нэпа и использованием части инспекторского состава РКИ на продработе. Согласно отчёту Енисейской РКИ за вторую половину 1921 г. ни в одном из отделов ГубРКИ не удалось наладить планомерной работы из-за недостатка опытных сотрудников и высокой текучести кадров. Тем не менее инспекции удалось выявить за этот период 45 нарушений декретов и постановлений правительства со стороны губсовнархоза, губпродкома и губсоюза [5, д. 63. л.18, 36]. Новониколаевская ГубРКИ не смогла выполнить задание центра по обследованию кооперации в связи с тем, что оно оказалось слишком сложным [6, д. 867. л. 5].

На Алтае план ревизионных действий оказался невыполнимым, поскольку «к декабрю 1921г. на продработе было задействовано 75 % сотрудников Алтайского РКИ»[9, с. 14]. Тем не менее, инспекцией были проведены 32 плановые ревизии, из них 18 всесторонних, 67 обследований, из них 2 массовых и 15 летучих ревизий [5, д. 14. л. 27; д. 30. л. 67, 67 об].

Иркутская РКИ вынуждена была отступить по этой причине от намеченного плана работ, направив основные силы на ревизию предприятий губсовнархоза [5, д. 22. л.1 об].

Непосредственное участие РКИ в продналоговой кампании позволило её сотрудникам изнутри увидеть ситуацию и, проанализировав основные проблемы, внести предложения, многие из которых были учтены при выработке нового декрета о натуральном налоге[12, с. 63].

Осуществление принципов нэпа привело к отказу значительной части предприятий производить оплату рабочим, делегированным на работу на четыре месяца в рабочекрестьянскую инспекцию. К январю 1922 г. во всех губернских инспекциях Сибири насчитывалось только 39 делегированных вместо нескольких сот в начале 1921 г., по этой же причине у РКИ возникали затруднения с привлечением масс к ревизионной деятельности на общественных началах [5, д. 25. л. 206; д. 11, л. 6]. Становление новых производственных

отношений, связанных с осуществлением новой экономической политики, привело к резкому сокращению ячеек содействия РКИ. В Томской губернии их количество сократилось с июня по ноябрь 1921 г. со 100 до 34 [5 , д. 30. л. 26 об; 7, д. 17а. л.1]. В целом по Сибири с 1 января 1921 г. по 1 января 1922 г. сокращение было более чем четырехкратным. На 1 января 1922 г. в Сибири насчитывалось 138 ячеек содействия РКИ из них рабочих 104, красноармейских -34 [13, с. 74.]. Данное обстоятельство затрудняло проведение летучих ревизий, поскольку они осуществлялись в основном силами делегируемых и добровольных помощников, привлекавшихся в РКИ с заводов и организаций на несколько дней. Летучие ревизии проводились сразу же после получения информации о нарушениях на конкретных предприятиях. Их преимущество заключалось в оперативности: проводились они быстро и обнаруженные ревизорами нарушения виновные обязаны были устранить в короткий срок.

В Сибири данная форма фактической ревизии появилась во второй половине 1920 г. Осенью 1921 г. с обострением кадровых проблем сибирские инспекции сделали ставку на более качественное осуществление летучих ревизий. В губернских отделениях РКИ создаются секции летучих ревизий. В Алтайской инспекции секция была организована 1 ноября 1921 г. В течение месяца под её руководством было проведено 16 ревизий. В ходе ревизий были выявлены нарушения и злоупотребления. Нарушителям объявлялись выговоры. За серьёзные злоупотребления руководителей увольняли. Так, например, после проведения ревизии Губернского коммунального отдела были отменены натуральные сборы за коммунальные услуги и уволены заведующий отделом, заведующий центральным складом, главный бухгалтер. В некоторых случаях материалы ревизий передавались в губчека для принятия к расхитителям более серьёзных, чем это было в компетенции РКИ, мер [5, д. 14 л.38; 6. д. 865. л. 139 об, 145]. Лучше организованное проведение летучих ревизий позволило при уменьшении общего их количества добиться большего эффекта.

Ревизионная деятельность губернских РКИ в губернском масштабе, в связи с отсутствием достаточных ревизионных сил в ГубРКИ и уездных РКИ, почти не осуществлялась. Губернским отделениям РКИ едва хватало сил для ревизий предприятий и организаций в губернских центрах. Уездные РКИ существовали не во всех уездах, а там, где они были, их численность и квалификация их сотрудников позволяла проводить ревизии только важнейших учреждений уездов, находившихся в уездных центрах. Как правило, сил уездных РКИ хватало только на ревизию продовольственных организаций, уездов и отделов уездных исполкомов. Иркутская ГубРКИ, имевшая в этот период наиболее квалифицированный штат сотрудников среди сибирских РКИ, в своём отчёте о работе за 1921 г. отмечала, что она не в состоянии охватить ревизионным обследованием все подотчётные предприятия и учреждения, особенно находившиеся вне Иркутска. Такое крупное в масштабах Сибири предприятие, как Ангар-Металл, (объединённые

металлургические заводы Ангарского района), ни разу не подвергалось ревизионному обследованию РКИ [5, д. 22. л.1].

Таким образом, производство фактической ревизии, являвшейся в этот период основным направлением деятельности сибирских РКИ, осуществлялось в основном на предприятиях и в учреждениях губернских центров. К тому же широкий ревизионный характер оно носило в отношении незначительного числа предприятий и учреждений в основном продовольственной направленности.

С отменой предварительной ревизии вырастало значение последующей, однако её проведение в подавляющем большинстве организаций было невозможно вследствие очень плохой постановки отчётности и счетоводства. Осенью 1921 г. данному вопросу уделялось огромное внимание. В.И.Ленин, занимавший в этот период пост председателя Совета Народных Комиссаров (Совнарком), в письме «К вопросу о задачах Рабкрина, их понимании и их исполнении», направленном И.В.Сталину, занимавшему тогда пост народного комиссара РКИ, заострял его внимание на том, что одной из важнейших задач рабочекрестьянской инспекции является борьба за налаживание отчётности на предприятиях и учреждениях. «В Рабкрине, - писал В.И.Ленин, - должен быть список учреждений,

ведомств, губерний, поставивших сносную отчётность: пусть их будет 1 на 100, даже 1 на 1 000 не беда, лишь бы систематично, неуклонно вести упорную и неослабную войну за расширение области применения хорошего образца. В Рабкрине должна быть календарная таблица, показывающая ход этой войны, успехи и поражения наши в этой войне» [16, с. 127].

Во второй половине 1921 г. сибирскими РКИ были сделаны первые шаги по оказанию практической помощи подотчётным учреждениям в налаживании у них нормальной отчётности. Однако каких-либо существенных изменений в состоянии отчётности сибирских учреждений во второй половине 1921 г. не произошло. Расширение базы организаций, где можно было провести последующую ревизию, было ничтожным. Так, например, Иркутская ГубРКИ помимо финотдела губисполкома и статбюро, где последующая ревизия уже была проведена в 1-й половине 1921 г., провела во 2-й половине 1921г. последующую ревизию в двух строительных организациях Иркутска и кладовых Иркутской конторы жилсиблеспрома [5, д. 22. л.5 об; 6, д. 867. л.5 об].

Томская ГубРКИ в дополнение к ревизии финотдела губисполкома и статбюро во 2ой половине 1921 г. в порядке последующей ревизии стала осуществлять во всех учреждениях проверку счетов побывавших в командировке сотрудников [5, д. 14а. л.80].

В Алтайской РКИ в ноябре 1921 г. был сформирован отдел последующей ревизии, однако приступив к работе, он был вынужден переключиться на проведение фактической ревизии, поскольку проводить последующую не позволяло состояние отчётности [5, д. 30. л. 68].

Пытаясь в какой-то степени преодолеть проблемы, связанные с неналаженностью счетоводства, сибирские РКИ в ходе фактической ревизии старались в первую очередь обследовать те области деятельности предприятий, которые при сложившемся в этот период уровне счетоводства невозможно было проверить в ходе последующей ревизии -заготовительные операции, товарообменные, погрузочно-разгрузочные [5, д. 22. л. 1. об].

Таким образом, во 2-й половине 1921 г. последующая ревизия делала лишь первые шаги, и эффективность её была незначительной. Являясь в основном ревизией документальной, последующая ревизия непосредственно зависела от состояния документальной отчётности на предприятиях и учреждениях. Отчётность же находилась в очень плохом состоянии. Зависимость возможности проведения последующей ревизии от состояния документальной отчётности являлась для РКИ важнейшим стимулом в борьбе за надлежащую постановку отчётности на предприятиях и учреждениях.

Отмена предварительной ревизии денежных и материальных оборотов позволила РКИ усилить внимание к вновь появившимся направлениям работы. Осенью 1921 г. центр тяжести фактической ревизии смещается от констатирования степени точности выполнения сметных предположений на наблюдение за правильным осуществлением предприятиями принципов нэпа и их успехах в борьбе за улучшение качества и увеличение количества выпускаемой продукции.

Литература

1. Анашкин, А.П. Из истории создания деятельности рабоче-крестьянской инспекции на Алтае (1920 - 1921 г.) // Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1972. Вып.6. С.49 - 69.

2. Анашкин, А.П. К вопросу о деятельности Алтайской губернской рабоче-крестьянской инспекции в первые годы нэпа (1921 - 1923 гг.) // Советское крестьянство - активный участник борьбы за социализм и коммунизм: доклады и сообщения участников межвузовской научной конференции, посвящённой столетию со дня рождения В.И. Ленина. Барнаул: Алтайск. кн. изд-во, 1969. С. 89 - 92.

3. Анашкин А.П., Кузнецов М.С. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.). Томск, 1982. 210 с.

4. Горестов, М.А. Осуществление в Сибири ленинских принципов организации государственного контроля в 1921 - 1923 гг. // Строительство коммунизма и творческая активность масс. Красноярск, 1970. С. 26 - 59.

5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. - 288. Оп.1.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р. - 4085. Оп. 2.

7. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф.Р. - 320. Оп.1.

8. Дианов А. Г. Государственный архив Новосибирской области как источник по изучению истории сибирской рабоче-крестьянской инспекции // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. С. 33-35.

9. Дианов А. Г. Деятельность Сибирской рабоче-крестьянской инспекции в период продналоговой кампании 1921 года // Омский научный вестник. 20010. № 1 (85). С. 13-16.

10. Дианов А. Г. Органы рабоче-крестьянской инспекции Сибири на начальном этапе НЭПА: структура профессиональной подготовки и материальное обеспечение // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 18-22.

11. Дианов А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции на завершающем этапе периода военного коммунизма (первая половина 1921 г.) // Альманах современной науки и образования. 2007. № 2. С. 20-25.

12. Дианов А. Г. Основные направления деятельности Сибирской рабоче-крестьянской инспекции при переходе к нэпу (вторая половина 1921 г.) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4. Вып. 2. С. 58-66.

13. Дианов А. Г. Роль ячеек содействия в осуществлении Сибирской рабоче-крестьянской инспекции контрольных функций (1920 - 1924гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 3. С. 72-76.

14. Известия рабоче-крестьянской инспекции.- 1921. - № 7.

15. Известия рабоче-крестьянской инспекции.- 1921. - № 8.

16. Ленин В.И ПСС. - Т.44. 726 с.

17. Морозов, Л.Ф., Портнов, В.П. Социалистический контроль в СССР. М.: Политиздат, 1981. 218с.

18. Планы и методы работы НК РКИ на второе полугодие 1921г. М., 1921. 112 с.

19. Слезин А. А. Государственная функция политического контроля: особенности

правоприменительной практики // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2007. Т. 13. № 3. С. 821-825.

20. Собрание узаконений (СУ) РСФСР. - 1921. - № 69.

21. СУ РСФСР. - 1922. - № 1.

22. СУ РСФСР. 1921. № 53

23. СУ РСФСР. - 1921. - № 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.