ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
27. История Второй мировой войны : в 12 т. — М. : Воениз-дат, 1973. - Т. 1. - 368 с.
28. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. — Т. 6. — 766 с.
29. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — 776 с.
30. Ленин В. И. Об оценке текущего момента. Полн. собр. соч. : в 55 т. Изд. пятое / В. И. Ленин. — М. : Политиздат, 1968. — Т. 17. — 656 с.
31. Шульгин, В. В. Что нам в них не нравится / В. В. Шульгин. — СПб : Хорс, 1992. — 287 с.
32. Герасимов, А. В. На лезвии с террористами / А. В. Герасимов // «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений : в 2 т. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 600 с.
33. Столыпин, П. А. Полное собрание речей / П. А. Столыпин. — М. : Молодая гвардия, 1991. — 411 с.
34. Милюков, П. Н. Воспоминания. (1859— 1917) : в 2 т. / П. Н. Милюков. — М. : Современник, 1990. — Т. 2. — 448 с.
35. Шелохаев, В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии / В. В. Шелохаев. — М. : Наука, 1991. — 232 с.
36. Ширер, У. Взлет и падение Третьего Рейха : в 2 т. / Уильям Ширер ; пер. с англ. — М. : Захаров, 2009. — Т. 1. — 816 с.
37. Троцкий, Л. Д. Национальная борьба и единство пролетариата. Сочинения / Л. Д. Троцкий. — М.; Л. : Госиздат, 1926. — Т. IV. - С. 372.
38. Ленин, В. И. Политические партии в России. Полн. собр. соч. : в 55 т. Изд. пятое / В. И. Ленин. — М. : Политиздат, 1968. — Т. 21. - 672 с.
39. Троцкий, Л. Д. Перманентная революция / Л. Д. Троцкий. — М. : АСТ, 2005. — 570 с.
40. Столыпин, П. А. Поездка в Сибирь и Поволжье / Записка П. А. Столыпина и А. В. Кривошеина. — СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1911. — 170 с.
ВТОРУШИН Михаил Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Адрес для переписки: SELENA_m. 81@ mail. га
Статья поступила в редакцию 28.10.2011 г.
© М. И. Вторушин
УДК 95(57):332.025.13 А. Г. ДИАНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЭПА (1922). ЧАСТЬ 2
Рассмотрены основные направления ревизионной деятельности сибирских рабоче-крестьянских инспекций в начале нэпа. Показано, как в условиях развития рыночных отношений изменялись приёмы и методы их работы. Выявлены причины преобладания инспекционной составляющей в деятельности рабоче-крестьянских инспекций. Особое внимание уделено работе по сокращению государственного аппарата.
Ключевые слова: нэп, рабоче-крестьянская инспекция, ревизия, обследование, государственный аппарат.
Рабоче-крестьянской инспекции в силу сложившихся в 1922 г. условий её деятельности удавалось находить в основном те нарушения, которые были очевидны. Лишь в 22,2% ревизий были выявлены конкретные лица, обвинённые в злоупотреблениях и других действиях, отрицательно сказывающихся на работе организаций. Судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений, подпадающих под статьи Уголовного кодекса, было возбуждено в 14% ревизий. И только 34 судебных дела из 524 были завершены в 1922 г. с вынесением обвинительных приговоров, что составляло 1% от общего числа проведённых ревизий и 7% от общего числа направленных в суды дел. Оправдательные
приговоры были вынесены по 9 делам и 27 дел было прекращено — в общей сложности это составляло 7% от возбуждённых дел. Основная часть дел, поступивших в суды в 1922 г., в конце года находилась в судебных органах в стадии рассмотрения и расследования. Данное положение было связано прежде всего со слабостью аппарата судебных органов, а также недостаточной доказательной базой тех материалов, которые были представлены в суды рабоче-крестьянской инспекцией [1, л. 204; 2, л. 33].
В 1922 г. губернские отделения РКИ стали регулярно проводить ревизионные совещания, на которых обсуждались результаты отдельных ревизий, обследований и определялись методы и способы ра-
боты. Наиболее успешно в этом направлении работала Алтайская РКИ, где периодические совещания стали созываться с 1 января 1922 г. В течение года здесь было проведено 29 совещаний методического плана и 16 — по вопросам внутреннего распорядка. На совещаниях плановые задания НК РКИ, СибРКИ и губисполкомов обсуждались с точки зрения возможно точного и своевременного исполнения их при наличном составе кадровых сотрудников. Видоизменялись в случае необходимости схемы работ, намечались наиболее подходящие сотрудники для выполнения заданий и назначались сроки выполнения работы. Выявлялись местные условия — благоприятные или отрицательные для решения поставленных задач [3, с. 40; 4, л. 51, 52].
На совещаниях часто возникали споры о соотношении ревизионной и инспекционной составляющих в работе РКИ. Например, на совещании Иркутской РКИ, состоявшемся 3 марта 1922 г., большинство старших инспекторов, имеющих значительный стаж работы, высказались за необходимость основной упор сделать на ревизии, а не на обследовании, поскольку оно не позволяет глубоко вникнуть в суть дела. Подводя итоги совещания, зав. РКИ отметил, что большинство широких обследований осуществлялось инспекцией по заданиям НК РКИ и СибРКИ, следовательно, дискуссию можно было вести только в отношении обследований и ревизий, назначаемых по собственной инициативе [4, л. 51, 52; 5, л. 12].
Регулярные совещания, проводившиеся губернскими РКИ в 1922 г., сыграли большую роль в совершенствовании их работы. Знания и опыт каждого участника совещания способствовали выработке коллективного опыта, создающего психологическое единство корпорации сотрудников РКИ. Взаимодействие сибирских РКИ с различными органами можно проанализировать на основе данных о способах реализации инспекциями ревизионных материалов. Из 3 736 ревизий, проведённых сибирскими инспекциями, — 10,5% осталось без реализации, сюда относится почти вся декабрьская работа инспекции, поскольку материалы за декабрь к началу 1923 г. не были обработаны. Оставшиеся 89,5% можно разделить на четыре группы.
В первую группу реализации ревизионных материалов входили устные и письменные доклады губ-исполкомам и ГубЭКОСО 10% и 2,5% соответственно. Поскольку большинство членов ГубЭКОСО одновременно являлись членами губисполкомов, то эти данные можно объединить. Если сравнить их с данными инициаторов ревизий, то можно заметить, что докладов губисполкомам и ГубЭКОСО предоставлялось вдвое больше, чем они давали ревизионных заданий. Очевидно, что помимо докладов по тем заданиям, которые губисполкомы и ГубЭКОСО давали инспекциям, им делались доклады по важнейшим ревизиям, проводившимся по инициативе местных отделений РКИ или центра. Количество докладов РКИ местным органам власти было явно недостаточным, что свидетельствовало о том, что ревизий и обследований, на основе которых, можно было делать интересные выводы, для исполкомов проводилось мало.
Ко второй группе реализации ревизионных материалов можно отнести передачу результатов ревизий вышестоящим органам — 16%. Это отчёты по всем ревизиям, осуществлённым по заданию центра.
К третьей группе относится передача материалов ревизий в судебные органы — 14%.
Четвёртая группа — самая многочисленная — это переписка с подконтрольными рабоче-крестьянской инспекции учреждениями о порядке, сроках и методах исправления, обнаруженных в ходе ревизий и обследований недостатков — 54% [1, л. 204; 2, л. 35; 4, л. 89; 6, л. 8, 114; 7, л. 18].
В 1922 г., как и во второй половине 1921 г., одним из важнейших направлений в ревизионной и инспекционной работе РКИ была борьба за сокращение штата учреждений и организаций. Во второй половине 1921 г. как в центре, так и на местах, в этом направлении были предприняты огромные усилия. При активном содействии РКИ в конце 1921 г. комиссия ВЦИК приняла решение о сокращении 3 млн 845 тыс. служащих из 7 млн 683 тыс. [8, с. 11]. Обследование центральных учреждений, проведённое РКИ в апреле 1922 г., установило, что каких-либо существенных сокращений штата за период с 1 января по 1 марта 1922 г. в них не произошло [9, л. 23].
Весной — летом 1922 г. в Москве действовало несколько комиссий по сокращению служащих. Был издан целый ряд декретов и циркуляров, предписывавших экономию расходования государственных средств на содержание личного состава. Однако добиться запланированного сокращения служащих к осени 1922 г. не удалось. Это подтвердил В. И. Ленин в своём выступлении на четвёртой сессии ВЦИК 9-го созыва, состоявшейся 31 октября 1922 г. Он заметил, что численность служащих в Москве с 1918 по 1922 гг. возросла с 231 до 243 тыс. «Вот вам итоги всех сокращений», — констатировал Ленин [10, л. 250]. Конечно, Владимир Ильич привёл сравнение с 1918 г. без учёта огромного роста количества служащих в период военного коммунизма в 1919 и
1920 гг. Сокращение служащих в Москве в 1922 г. произошло, и довольно значительное. Солидными были сокращения центральных аппаратов народных комиссаров. Так, например, аппарат народного комиссариата земледелия был сокращён в 1922 г. с 2882 до 1200 чел. [11, л. 42]. Проведя всестороннее обследование железнодорожного транспорта, РКИ предложила сократить его штат с 1338 до 624 тыс. чел. [12]. В феврале 1922 г. на особом Совещании при Госплане РСФСР, было принято решение о сокращении штата для железнодорожного транспорта до 650 тыс. чел., а в целом для народного комиссариата путей сообщения (НКПС) до 889 тыс. чел. [12]. В октябре 1922 г. Совнарком принял решение о сокращении штатов НКПС до 850 тыс. чел., включая охрану [13, с.186]. Штаты РКИ РСФСР были сокращены ещё более значительно, с 34 тыс. чел. на 1 июля 1922 г. до 12 тыс. чел. в начале 1923 г. [14, л. 47].
В 1922 г. в Сибири завершилось начатое в конце
1921 г. многоплановое обследование наиболее значимых экономических организаций: губернских советов народного хозяйства (ГСНХ), отделов коммунального хозяйства, ГубЭКОСО и губпродкомов. Главной целью обследования было выяснение целесообразности их структуры, штатов. Обследование выявило нерациональность структуры и многочисленность штатов. Аппараты ГСНХ состояли из более чем двух десятков отделов с многочисленными подотделами. Многоступенчатость в системе управления промышленности мешала оперативно решать конкретные производственные вопросы и приводила к необоснованному росту численности сотрудников. Так, например, в аппарате ГСНХ Алтайской губернии в 1921 г. работало 1012 чел., а в Томской — 1167 чел. Не менее громоздкими были и другие органы управления. В губпродкоме Томска насчиты-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
валось 767 сотрудников, а в отделе коммунального хозяйства — 393. Иркутский земельный отдел состоял из 10 отделов со 176 сотрудниками [15, с. 53, 524; 16, л. 75; 17, с. 11]. Многочисленность управленческого аппарата вела и к росту накладных расходов. В отдельных губерниях они составляли 35% себестоимости промышленной продукции [18, л. 101; 19, л. 66, 79, 80; 20, л. 23-25, 94, 95; 21, л. 74-77].
По предложению РКИ аппараты ГСНХ, губпрод-комов, отделов коммунального хозяйства и ряда других подвергались коренной реконструкции. Некоторые организации были ликвидированы. В ГСНХ количество отделов сократили в 6-7 раз, в Новониколаевской губернии до 4-х, в Алтайской, Омской и Томской до 3-х. Штаты к октябрю 1922 г. были сокращены по сравнению с октябрём 1921 г. на 93,7% в Новониколаевской, на 87,8% в Алтайской, на 86,9% в Омской и 82,6% в Томской [22, с. 29; 23, с. 410]. В результате реконструкции аппаратов ГСНХ были снижены накладные расходы и создан более оперативный аппарат управления промышленностью.
Значительному сокращению подверглись аппараты губпродкомов, отделов коммунального хозяйства, земельных комитетов и других губернских учреждений. Так, например, в ходе ревизии Иркутского губернского земельного отдела РКИ обнаружила канцелярскую волокиту и утрату единства действий. Отделы этой организации считали себя автономными, имели свои печати и связывались с уездами и учреждениями без ведома заведующего губ-земотделом. Один отдел требовал сведения с мест, которое другой, накануне, уже получил. Отделы издавали распоряжения, противоречащие друг другу. Зачастую отделы вели переписку друг с другом, хотя находились в одной комнате. РКИ предложила изменить структуру губземотдела и сократить его численность. Десять отделов преобразовать в семь, штат служащих сократить с 176 чел. до 66. Предложение было одобрено губисполкомом [16, л. 79, 80].
Осуществив обследование Сибирского отдела народного образования (СибОНО) и Сибирского отдела здравоохранения, рабоче-крестьянская инспекция предложила в ОНО вместо 12 управлений, 39 отделов, 17 подотделов, 3 секций оставить 6 отделов, 8 подотделов и одну секцию, а штат сократить в 3 раза. В Сибирском отделе здравоохранения вместо 40 отделов и подотделов оставить 20, а штат сократить с 250 до 59 чел. [24, л. 2].
Ряд организаций, по предложению РКИ, был ликвидирован. Так, например, 17 июня 1922 г. на заседании ГубЭКОСО был заслушан доклад Алтайской ГубРКИ об итогах работы Алтайкедропрома в 1922 г. ГубЭКОСО постановил: организацию Алтайкедро-пром как убыточную и не отвечающую возложенным на неё обязанностям ликвидировать [6, л. 49].
В результате работы по совершенствованию государственного аппарата, проделанной сибирскими РКИ в 1922 г., по их инициативе было ликвидировано 20 и реорганизовано 30 учреждений, 36 — частично реорганизовано (сокращены отделы), а в 40 организациях проведено сокращение штатов [2, л. 32].
Наряду с фактической ревизией РКИ должна была осуществлять и последующую ревизию. Являясь в основном ревизией документальной, она непосредственно зависела от состояния отчётности на предприятиях и в учреждениях. Последующая документальная проверка доходов и расходов учреждений очень резко проводилась местными инспекциями в РСФСР. Причина — отсутствие условий для этого вида ревизий. Для исправления положения
с производством последующих ревизий коллегия РКИ в Постановлении от 3 марта 1922 г. предложила ввести систему проведения последующей ревизии в учреждениях при производстве фактической ревизии, ограничившись проверкой дополнительной отчётности на выборку [1, л. 205; 25, л. 23 об.].
В Сибири это предложение руководства широкого распространения не получило потому, что не устранило ни одной из причин, препятствующих проведению последующих ревизий. Рабочего времени тратилось почти столько же, как и при производстве ревизий в РКИ, и отсутствие налаженного учёта таким путём нельзя было преодолеть. Вопрос о порядке производства последующей ревизии рассматривался на совещаниях сотрудников губернских РКИ. В ходе совещания Иркутской РКИ 20 марта 1922 г. было принято решение о том, что последующая ревизия должна осуществляться в инспекции только по подлинным документам и в установленные сроки. В виде исключений отчётность учреждений торгово-промышленного характера можно было проверять на предприятиях. Многие участники совещания отметили, что правильной постановке последующей ревизии мешает отсутствие текстов законов, регулирующих ведение счётного дела. На совещании было принято решение о направлении в центр записки с просьбой об издании массовым тиражом данных законов [5, л. 3].
Сибирские инспекции проводили последующую ревизию отчётности учреждений в том случае, когда была необходимость для повторного производства фактической ревизии, и если документальная отчётность позволяла это сделать. Последующая ревизия проводилась также по распоряжению центральных органов РКИ или местных органов власти. Подобных распоряжений в 1922 г. было немного, поскольку и центральные органы РКИ, и местные власти понимали, что состояние отчётности делает проведение последующей ревизии невозможным [1, л. 205].
В январе 1922 г. Омская РКИ по просьбе губиспол-кома приступила к проведению ревизии губпродко-ма с целью установления правильности движения хлеба, собранного по продразвёрстке 1920-1921 гг. В комиссию, кроме сотрудников РКИ, входил представитель Ревтрибунала. Комиссия работала с перерывами до июля 1922 г. Она установила, что состояние отчётности позволяет определить направление и объёмы движения хлеба только приблизительно, поэтому какие-либо выводы о движении хлеба, собранного по продразвёрстке 1920- 1921 гг., сделать невозможно. Комиссией было принято решение о привлечении к суду Ревтрибунала сотрудников губпродкома, виновных в плохом состоянии отчётности о движении хлеба, собранного по продразвёрстке 1920- 1921 гг. Дальнейшее разбирательство установило, что с 1920 по 1922 гг. сменилось шесть руководителей губпродкома. Большинство из них покинуло Сибирь. Установить, кто отвечал за отчётность на протяжении всего периода, не удалось, поэтому никто к суду привлечён не был [26, л. 1, 2, 19, 20, 21, 36].
В общем объёме работ губернских РКИ последующая ревизия занимала 2%. Больше внимания уделяли последующей ревизии специальные РКИ. Она занимала в общем объёме их работ 11%. Это было связано с тем, что на железной дороге и в армейских подразделениях делопроизводство и отчётность были поставлены значительно лучше [1, л. 194, 205].
Таким образом, в 1922 г., как и в 1921 г., последующая ревизия не получила широкого распростра-
нения. Зависимость возможности проведения последующей ревизии от состояния документальной отчётности побудила сибирские РКИ вплотную заняться налаживанием счетоводства и заведением учётных книг в подотчётных организациях.
Ревизионная деятельность РКИ в губернском масштабе в 1921 г. осуществлялась очень слабо, а с закрытием в начале 1922 г. уездных отделений РКИ фактически прекратилась. Уездные уполномоченные информировали РКИ о деятельности уездных учреждений, проводили простейшие ревизии, обследования и по поручению руководства уезда участвовали в приёмках, передачах. Для того чтобы иметь более полное представление о работе уездных учреждений, губернские РКИ стали формировать и отправлять в уезды небольшие группы, составленные из работников губернского аппарата РКИ и представителей центральных губернских учреждений. Основной целью группы была всесторонняя ревизия основных учреждений уезда. Поскольку расходы, необходимые для деятельности таких групп, не были заложены в бюджет рабоче-крестьянской инспекции, она была вынуждена обращаться за средствами в губисполком. Губисполкомы в этот период были крайне ограничены в средствах. Поэтому они не всегда выделяли их на проведение сессий РКИ. Так, например, в первой половине 1922 г. Омская ГубРКИ сформировала ревизионную группу, но она не смогла выехать в уезд из-за отсутствия средств [2, л. 9, 12; 7, л. 28; 27, л. 1].Областной уполномоченный НК РКИ по Сибири А. М. Тамарин обратился в Сибревком с просьбой о помощи в организации работы выездных групп. Президиум Сибревкома в своём постановлении от 7 июля 1922 г. обязал губисполкомы принять участие в организации выездных сессий РКИ, включать в состав выездных групп представителей отделов губисполкома, изыскать средства, необходимые для проведения сессий за счёт местных хозяйственных организаций или ЭКОСО [28, с. 39].
На основании постановления Сибревкома Сиб-РКИ направила 12 июля 1922 г. в губернии циркулярное сообщение об организации выездных сессий РКИ. В нём отмечалось, что выездные сессии организуются для проведения ревизий и обследований в уездах. Их работа должна быть ограничена месячным сроком. За это время необходимо ознакомиться с постановкой налогового дела, работой органов просвещения, здравоохранения, милиции и наиболее крупных промышленных предприятий, которые ранее почти не подвергались ревизионному обследованию [3, с. 38; 5, л. 30]. В течение июля — августа
1922 г. во всех губерниях были организованы выездные сессии. В Иркутской губернии ревизии подверглось 5 уездов, а в остальных — по два уезда. Состав выездных групп колебался от 4 до 10 человек. Помимо сотрудников РКИ в их состав были включены представители ГСНХ, ЭКОСО, различных отделов губисполкомов, профсоюзные работники, а в Иркутской губернии сотрудники ГПУ и представители губкома. В ходе работы сессий ревизии подвергались прежде всего центральные учреждения уездов. Материалы ревизий, после их обработки, были направлены в губисполкомы, что позволило последним получить объективное представление о деятельности уездных комитетов, учреждений образования, здравоохранения, милиции, земельных и финансовых органов [6, л. 48, 86, 112; 13, л. 28 об.; 5, л. 30; 29, л. 1-2; 30, л. 95; 31, л. 49].
Организация выездных сессий позволила губернским РКИ расширить сферу своей ревизионной деятельности. Благодаря им, губисполкомы получали объективную информацию о деятельности уездных организаций.
Таким образом, работа РКИ в условиях развития рыночных отношений претерпела существенные изменения. Она приобретала в значительной степени плановый характер. На плановые и всесторонние ревизии тратилось более половины затрат рабочей силы, хотя они составляли четверть от общего количества ревизий. Большинство плановых и всесторонних ревизий было проведено по инициативе центральных органов РКИ. Это свидетельствовало о том, что губернские и специальные РКИ в данном случае действовали прежде всего как аппарат центральной власти. Увеличение объёма плановых и всесторонних ревизий привело к изменениям в методах работы РКИ. Губернские отделения стали регулярно проводить ревизионные совещания, на которых определялись методы и способы работы, обсуждались результаты отдельных ревизий. Для осуществления широких обследований различных отраслей формировались ударные группы.
В изучаемый период в деятельности сибирских РКИ преобладала инспекционная составляющая. Это было связано с плохим состоянием отчётности на предприятиях и указанием центрального руководства об оказании содействия хозяйственным органам. В силу сложившихся в 1922 г. условий РКИ, несмотря на то, что она получила возможность попутно с производством ревизий производить дознание, а в исключительных случаях — по согласованию с прокуратурой — и предварительное следствие, выявляла в основном те нарушения, которые были очевидны. Судебное преследование против лиц, подозреваемых в совершении преступлений и подпадающих под статьи Уголовного кодекса, было возбуждено только в одной ревизии из восьми.
Работа по сокращению государственного аппарата, начавшаяся во второй половине 1921 г., в 1922 г. достигла пика. По предложению РКИ, более чем в ста крупных учреждениях Сибири произошло сокращение. Во многих организациях штат был сокращён в 3-8 раз. Двадцать учреждений было ликвидировано. В 1922 г. РКИ не удалось полностью выполнить поставленную перед ней задачу — добиться коренного перелома в деятельности государственных учреждений. В ходе её ревизионной деятельности в основном происходило устранение лишь отдельных, порой чисто внешних недостатков и злоупотреблений. После проведения ревизий в большинстве случаев отсутствовал глубокий анализ причин тех или иных недочётов. Однако, несмотря на эти недостатки, деятельность РКИ помогала предприятиям и организациям улучшать работу, а исполкомам — проводить в жизнь решения центральной и местной власти.
Библиографический список
1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.Р. - 288. Оп.1. Д. 25.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р. - 374. Оп. 4. Д.39.
3. Горестов, М. А. Осуществление в Сибири ленинских принципов организации государственного контроля в 1921 — 1923 гг. / М. А. Горестов // Строительство коммунизма и творческая активность масс. - Красноярск, 1970. - С.26-59.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
4. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 14
5. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 42.
6. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 29.
7. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 74
8. Доклад комиссии ВЦИК по пересмотру учреждений РСФСР президиуму ВЦИК. - М., 1921. - 70 с.
9. ГАРФ. Ф.Р - 374. Оп. 27. Д. 170.
10. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. В 55 т. / В.И. Ленин. - М. : Политиздат, 1970. - Т. 45. - 730 с.
11. РКИ в новых условиях // Сборник статей к X съезду Советов по отчетным материалам НК РКИ. - М., 1922. - 140 с.
12. Известия. - 1922. - 4 марта.
13. Материалы о деятельности СНК, СТО и центральных правительственных учреждений за первое полугодие после X съезда Советов. - М. , 1923, январь-июнь. - 212 с.
14. ГАРФ. Ф.Р - 4085. Оп. 1.Д. 249.
15. Алтайский ежегодник за 1921/22 хозяйственный год. -Барнаул, 1923. - 570 с.
16. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп.1. Д. 68.
17. Отчет IV губернскому съезду Томской губернии. -Томск, 1924. - 54 с.
18. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК) Ф.Р - 12. Оп. 2. Д. 97.
19. Государственное учреждение Омской области Исторический архив (ГУОО ИА) Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 41.
20. ГАНО. Ф.Р -288. Оп.1. Д. 24.
21. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 109.
22. Баркан, Н. М. Из опыта работы РКИ Сибири по совершенствованию управления промышленностью в восстановительный период (1921- 1925 гг.) / Н. М.Баркан // Вопросы социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск : Наука, 1968. - Вып. 1. -С. 25-36.
23. Годовые итоги на хозяйственно-политическом фронте Сибири 1922-1923 гг.- Новониколаевск, 1923. - 480 с.
24. ГУОО ИА. - Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 40.
25. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 40
26. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 37.
27. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 52.
28. Жизнь Сибири. - 1922. - № 1.
29. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 48.
30. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 53.
31. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп.1. Д. 43.
ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2011 г.
© А. Г. Дианов
УДК 947. 084: 338.1 (571.1) И. И. КРОТТ
Омский государственный педагогический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА ВОЕННОПЛЕННЫХ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В данной статье на основе архивных и опубликованных источников проанализирована проблема использования труда иностранных военнопленных в предпринимательских хозяйствах Западной Сибири в годы Первой мировой войны. Автор рассматривает основные условия содержания и надзора за пленными, характеризует специфику политики центральной и местной власти в отношении использования их труда в сельских предпринимательских хозяйствах региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сибирская деревня, Первая мировая война, иностранные военнопленные, сельские предприниматели.
Первая мировая война оказала существенное влияние на развитие сельскохозяйственного предпринимательства в Западной Сибири [1]. Однако оценить это влияние однозначно невозможно. Имея дополнительные стимулы роста капиталистического производства, сельские предприниматели расширяли посевные площади, увеличивали поголовье скота. Но в их деятельности наблюдались и негативные моменты, связанные с определенными трудностями в обеспечении хозяйств трудовыми ресурсами, усовершенствованной техникой. Во многом эти кризисные тенденции и явления были смягчены
имевшимся экономическим потенциалом, так как производители товарной продукции были лучше приспособлены к хозяйствованию в экстремальных условиях.
В годы Первой мировой войны предпринимательские хозяйства Западной Сибири, так же как и основная масса крестьянских хозяйств, испытывали острый недостаток сельскохозяйственных рабочих [2]. Отчасти эта проблема решалась путем использования труда военнопленных. Так, в докладе акмолинского губернатора по воинской повинности на имя степного генерал-губернатора от 9 сентября