Научная статья на тему 'Ревизионная деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции на начальном этапе нэпа (1922). Часть 2'

Ревизионная деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции на начальном этапе нэпа (1922). Часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЭП / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / РЕВИЗИЯ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / NEW ECONOMIC POLICY / WORKING-PEASANT INSPECTIONS / AUDIT / INSPECTION / STATE MACHINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианов Алексей Григорьевич

Рассмотрены основные направления ревизионной деятельности сибирских рабоче-крестьянских инспекций в начале нэпа. Показано, как в условиях развития рыночных отношений изменялись приёмы и методы их работы. Выявлены причины преобладания инспекционной составляющей в деятельности рабоче-крестьянских инспекций. Особое внимание уделено работе по сокращению государственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auditing activity of the Siberian working-peasant inspection at the first stage of new economic policy (1922)

Basic directions of auditing activity of the Siberian working-peasant inspections are considered at the beginning of New Economic Policy. It's shown as receptions and methods of their work changed in the conditions of development of market relations. Reasons of predominance of inspection constituent are exposed in activity of working-peasant inspections. The special attention is paid to work on reduction of governmental apparatus.

Текст научной работы на тему «Ревизионная деятельность сибирской рабоче-крестьянской инспекции на начальном этапе нэпа (1922). Часть 2»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

27. История Второй мировой войны : в 12 т. — М. : Воениз-дат, 1973. - Т. 1. - 368 с.

28. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. — Т. 6. — 766 с.

29. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — 776 с.

30. Ленин В. И. Об оценке текущего момента. Полн. собр. соч. : в 55 т. Изд. пятое / В. И. Ленин. — М. : Политиздат, 1968. — Т. 17. — 656 с.

31. Шульгин, В. В. Что нам в них не нравится / В. В. Шульгин. — СПб : Хорс, 1992. — 287 с.

32. Герасимов, А. В. На лезвии с террористами / А. В. Герасимов // «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений : в 2 т. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 600 с.

33. Столыпин, П. А. Полное собрание речей / П. А. Столыпин. — М. : Молодая гвардия, 1991. — 411 с.

34. Милюков, П. Н. Воспоминания. (1859— 1917) : в 2 т. / П. Н. Милюков. — М. : Современник, 1990. — Т. 2. — 448 с.

35. Шелохаев, В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии / В. В. Шелохаев. — М. : Наука, 1991. — 232 с.

36. Ширер, У. Взлет и падение Третьего Рейха : в 2 т. / Уильям Ширер ; пер. с англ. — М. : Захаров, 2009. — Т. 1. — 816 с.

37. Троцкий, Л. Д. Национальная борьба и единство пролетариата. Сочинения / Л. Д. Троцкий. — М.; Л. : Госиздат, 1926. — Т. IV. - С. 372.

38. Ленин, В. И. Политические партии в России. Полн. собр. соч. : в 55 т. Изд. пятое / В. И. Ленин. — М. : Политиздат, 1968. — Т. 21. - 672 с.

39. Троцкий, Л. Д. Перманентная революция / Л. Д. Троцкий. — М. : АСТ, 2005. — 570 с.

40. Столыпин, П. А. Поездка в Сибирь и Поволжье / Записка П. А. Столыпина и А. В. Кривошеина. — СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1911. — 170 с.

ВТОРУШИН Михаил Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Адрес для переписки: SELENA_m. 81@ mail. га

Статья поступила в редакцию 28.10.2011 г.

© М. И. Вторушин

УДК 95(57):332.025.13 А. Г. ДИАНОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

РЕВИЗИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИБИРСКОЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЭПА (1922). ЧАСТЬ 2

Рассмотрены основные направления ревизионной деятельности сибирских рабоче-крестьянских инспекций в начале нэпа. Показано, как в условиях развития рыночных отношений изменялись приёмы и методы их работы. Выявлены причины преобладания инспекционной составляющей в деятельности рабоче-крестьянских инспекций. Особое внимание уделено работе по сокращению государственного аппарата.

Ключевые слова: нэп, рабоче-крестьянская инспекция, ревизия, обследование, государственный аппарат.

Рабоче-крестьянской инспекции в силу сложившихся в 1922 г. условий её деятельности удавалось находить в основном те нарушения, которые были очевидны. Лишь в 22,2% ревизий были выявлены конкретные лица, обвинённые в злоупотреблениях и других действиях, отрицательно сказывающихся на работе организаций. Судебное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений, подпадающих под статьи Уголовного кодекса, было возбуждено в 14% ревизий. И только 34 судебных дела из 524 были завершены в 1922 г. с вынесением обвинительных приговоров, что составляло 1% от общего числа проведённых ревизий и 7% от общего числа направленных в суды дел. Оправдательные

приговоры были вынесены по 9 делам и 27 дел было прекращено — в общей сложности это составляло 7% от возбуждённых дел. Основная часть дел, поступивших в суды в 1922 г., в конце года находилась в судебных органах в стадии рассмотрения и расследования. Данное положение было связано прежде всего со слабостью аппарата судебных органов, а также недостаточной доказательной базой тех материалов, которые были представлены в суды рабоче-крестьянской инспекцией [1, л. 204; 2, л. 33].

В 1922 г. губернские отделения РКИ стали регулярно проводить ревизионные совещания, на которых обсуждались результаты отдельных ревизий, обследований и определялись методы и способы ра-

боты. Наиболее успешно в этом направлении работала Алтайская РКИ, где периодические совещания стали созываться с 1 января 1922 г. В течение года здесь было проведено 29 совещаний методического плана и 16 — по вопросам внутреннего распорядка. На совещаниях плановые задания НК РКИ, СибРКИ и губисполкомов обсуждались с точки зрения возможно точного и своевременного исполнения их при наличном составе кадровых сотрудников. Видоизменялись в случае необходимости схемы работ, намечались наиболее подходящие сотрудники для выполнения заданий и назначались сроки выполнения работы. Выявлялись местные условия — благоприятные или отрицательные для решения поставленных задач [3, с. 40; 4, л. 51, 52].

На совещаниях часто возникали споры о соотношении ревизионной и инспекционной составляющих в работе РКИ. Например, на совещании Иркутской РКИ, состоявшемся 3 марта 1922 г., большинство старших инспекторов, имеющих значительный стаж работы, высказались за необходимость основной упор сделать на ревизии, а не на обследовании, поскольку оно не позволяет глубоко вникнуть в суть дела. Подводя итоги совещания, зав. РКИ отметил, что большинство широких обследований осуществлялось инспекцией по заданиям НК РКИ и СибРКИ, следовательно, дискуссию можно было вести только в отношении обследований и ревизий, назначаемых по собственной инициативе [4, л. 51, 52; 5, л. 12].

Регулярные совещания, проводившиеся губернскими РКИ в 1922 г., сыграли большую роль в совершенствовании их работы. Знания и опыт каждого участника совещания способствовали выработке коллективного опыта, создающего психологическое единство корпорации сотрудников РКИ. Взаимодействие сибирских РКИ с различными органами можно проанализировать на основе данных о способах реализации инспекциями ревизионных материалов. Из 3 736 ревизий, проведённых сибирскими инспекциями, — 10,5% осталось без реализации, сюда относится почти вся декабрьская работа инспекции, поскольку материалы за декабрь к началу 1923 г. не были обработаны. Оставшиеся 89,5% можно разделить на четыре группы.

В первую группу реализации ревизионных материалов входили устные и письменные доклады губ-исполкомам и ГубЭКОСО 10% и 2,5% соответственно. Поскольку большинство членов ГубЭКОСО одновременно являлись членами губисполкомов, то эти данные можно объединить. Если сравнить их с данными инициаторов ревизий, то можно заметить, что докладов губисполкомам и ГубЭКОСО предоставлялось вдвое больше, чем они давали ревизионных заданий. Очевидно, что помимо докладов по тем заданиям, которые губисполкомы и ГубЭКОСО давали инспекциям, им делались доклады по важнейшим ревизиям, проводившимся по инициативе местных отделений РКИ или центра. Количество докладов РКИ местным органам власти было явно недостаточным, что свидетельствовало о том, что ревизий и обследований, на основе которых, можно было делать интересные выводы, для исполкомов проводилось мало.

Ко второй группе реализации ревизионных материалов можно отнести передачу результатов ревизий вышестоящим органам — 16%. Это отчёты по всем ревизиям, осуществлённым по заданию центра.

К третьей группе относится передача материалов ревизий в судебные органы — 14%.

Четвёртая группа — самая многочисленная — это переписка с подконтрольными рабоче-крестьянской инспекции учреждениями о порядке, сроках и методах исправления, обнаруженных в ходе ревизий и обследований недостатков — 54% [1, л. 204; 2, л. 35; 4, л. 89; 6, л. 8, 114; 7, л. 18].

В 1922 г., как и во второй половине 1921 г., одним из важнейших направлений в ревизионной и инспекционной работе РКИ была борьба за сокращение штата учреждений и организаций. Во второй половине 1921 г. как в центре, так и на местах, в этом направлении были предприняты огромные усилия. При активном содействии РКИ в конце 1921 г. комиссия ВЦИК приняла решение о сокращении 3 млн 845 тыс. служащих из 7 млн 683 тыс. [8, с. 11]. Обследование центральных учреждений, проведённое РКИ в апреле 1922 г., установило, что каких-либо существенных сокращений штата за период с 1 января по 1 марта 1922 г. в них не произошло [9, л. 23].

Весной — летом 1922 г. в Москве действовало несколько комиссий по сокращению служащих. Был издан целый ряд декретов и циркуляров, предписывавших экономию расходования государственных средств на содержание личного состава. Однако добиться запланированного сокращения служащих к осени 1922 г. не удалось. Это подтвердил В. И. Ленин в своём выступлении на четвёртой сессии ВЦИК 9-го созыва, состоявшейся 31 октября 1922 г. Он заметил, что численность служащих в Москве с 1918 по 1922 гг. возросла с 231 до 243 тыс. «Вот вам итоги всех сокращений», — констатировал Ленин [10, л. 250]. Конечно, Владимир Ильич привёл сравнение с 1918 г. без учёта огромного роста количества служащих в период военного коммунизма в 1919 и

1920 гг. Сокращение служащих в Москве в 1922 г. произошло, и довольно значительное. Солидными были сокращения центральных аппаратов народных комиссаров. Так, например, аппарат народного комиссариата земледелия был сокращён в 1922 г. с 2882 до 1200 чел. [11, л. 42]. Проведя всестороннее обследование железнодорожного транспорта, РКИ предложила сократить его штат с 1338 до 624 тыс. чел. [12]. В феврале 1922 г. на особом Совещании при Госплане РСФСР, было принято решение о сокращении штата для железнодорожного транспорта до 650 тыс. чел., а в целом для народного комиссариата путей сообщения (НКПС) до 889 тыс. чел. [12]. В октябре 1922 г. Совнарком принял решение о сокращении штатов НКПС до 850 тыс. чел., включая охрану [13, с.186]. Штаты РКИ РСФСР были сокращены ещё более значительно, с 34 тыс. чел. на 1 июля 1922 г. до 12 тыс. чел. в начале 1923 г. [14, л. 47].

В 1922 г. в Сибири завершилось начатое в конце

1921 г. многоплановое обследование наиболее значимых экономических организаций: губернских советов народного хозяйства (ГСНХ), отделов коммунального хозяйства, ГубЭКОСО и губпродкомов. Главной целью обследования было выяснение целесообразности их структуры, штатов. Обследование выявило нерациональность структуры и многочисленность штатов. Аппараты ГСНХ состояли из более чем двух десятков отделов с многочисленными подотделами. Многоступенчатость в системе управления промышленности мешала оперативно решать конкретные производственные вопросы и приводила к необоснованному росту численности сотрудников. Так, например, в аппарате ГСНХ Алтайской губернии в 1921 г. работало 1012 чел., а в Томской — 1167 чел. Не менее громоздкими были и другие органы управления. В губпродкоме Томска насчиты-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

валось 767 сотрудников, а в отделе коммунального хозяйства — 393. Иркутский земельный отдел состоял из 10 отделов со 176 сотрудниками [15, с. 53, 524; 16, л. 75; 17, с. 11]. Многочисленность управленческого аппарата вела и к росту накладных расходов. В отдельных губерниях они составляли 35% себестоимости промышленной продукции [18, л. 101; 19, л. 66, 79, 80; 20, л. 23-25, 94, 95; 21, л. 74-77].

По предложению РКИ аппараты ГСНХ, губпрод-комов, отделов коммунального хозяйства и ряда других подвергались коренной реконструкции. Некоторые организации были ликвидированы. В ГСНХ количество отделов сократили в 6-7 раз, в Новониколаевской губернии до 4-х, в Алтайской, Омской и Томской до 3-х. Штаты к октябрю 1922 г. были сокращены по сравнению с октябрём 1921 г. на 93,7% в Новониколаевской, на 87,8% в Алтайской, на 86,9% в Омской и 82,6% в Томской [22, с. 29; 23, с. 410]. В результате реконструкции аппаратов ГСНХ были снижены накладные расходы и создан более оперативный аппарат управления промышленностью.

Значительному сокращению подверглись аппараты губпродкомов, отделов коммунального хозяйства, земельных комитетов и других губернских учреждений. Так, например, в ходе ревизии Иркутского губернского земельного отдела РКИ обнаружила канцелярскую волокиту и утрату единства действий. Отделы этой организации считали себя автономными, имели свои печати и связывались с уездами и учреждениями без ведома заведующего губ-земотделом. Один отдел требовал сведения с мест, которое другой, накануне, уже получил. Отделы издавали распоряжения, противоречащие друг другу. Зачастую отделы вели переписку друг с другом, хотя находились в одной комнате. РКИ предложила изменить структуру губземотдела и сократить его численность. Десять отделов преобразовать в семь, штат служащих сократить с 176 чел. до 66. Предложение было одобрено губисполкомом [16, л. 79, 80].

Осуществив обследование Сибирского отдела народного образования (СибОНО) и Сибирского отдела здравоохранения, рабоче-крестьянская инспекция предложила в ОНО вместо 12 управлений, 39 отделов, 17 подотделов, 3 секций оставить 6 отделов, 8 подотделов и одну секцию, а штат сократить в 3 раза. В Сибирском отделе здравоохранения вместо 40 отделов и подотделов оставить 20, а штат сократить с 250 до 59 чел. [24, л. 2].

Ряд организаций, по предложению РКИ, был ликвидирован. Так, например, 17 июня 1922 г. на заседании ГубЭКОСО был заслушан доклад Алтайской ГубРКИ об итогах работы Алтайкедропрома в 1922 г. ГубЭКОСО постановил: организацию Алтайкедро-пром как убыточную и не отвечающую возложенным на неё обязанностям ликвидировать [6, л. 49].

В результате работы по совершенствованию государственного аппарата, проделанной сибирскими РКИ в 1922 г., по их инициативе было ликвидировано 20 и реорганизовано 30 учреждений, 36 — частично реорганизовано (сокращены отделы), а в 40 организациях проведено сокращение штатов [2, л. 32].

Наряду с фактической ревизией РКИ должна была осуществлять и последующую ревизию. Являясь в основном ревизией документальной, она непосредственно зависела от состояния отчётности на предприятиях и в учреждениях. Последующая документальная проверка доходов и расходов учреждений очень резко проводилась местными инспекциями в РСФСР. Причина — отсутствие условий для этого вида ревизий. Для исправления положения

с производством последующих ревизий коллегия РКИ в Постановлении от 3 марта 1922 г. предложила ввести систему проведения последующей ревизии в учреждениях при производстве фактической ревизии, ограничившись проверкой дополнительной отчётности на выборку [1, л. 205; 25, л. 23 об.].

В Сибири это предложение руководства широкого распространения не получило потому, что не устранило ни одной из причин, препятствующих проведению последующих ревизий. Рабочего времени тратилось почти столько же, как и при производстве ревизий в РКИ, и отсутствие налаженного учёта таким путём нельзя было преодолеть. Вопрос о порядке производства последующей ревизии рассматривался на совещаниях сотрудников губернских РКИ. В ходе совещания Иркутской РКИ 20 марта 1922 г. было принято решение о том, что последующая ревизия должна осуществляться в инспекции только по подлинным документам и в установленные сроки. В виде исключений отчётность учреждений торгово-промышленного характера можно было проверять на предприятиях. Многие участники совещания отметили, что правильной постановке последующей ревизии мешает отсутствие текстов законов, регулирующих ведение счётного дела. На совещании было принято решение о направлении в центр записки с просьбой об издании массовым тиражом данных законов [5, л. 3].

Сибирские инспекции проводили последующую ревизию отчётности учреждений в том случае, когда была необходимость для повторного производства фактической ревизии, и если документальная отчётность позволяла это сделать. Последующая ревизия проводилась также по распоряжению центральных органов РКИ или местных органов власти. Подобных распоряжений в 1922 г. было немного, поскольку и центральные органы РКИ, и местные власти понимали, что состояние отчётности делает проведение последующей ревизии невозможным [1, л. 205].

В январе 1922 г. Омская РКИ по просьбе губиспол-кома приступила к проведению ревизии губпродко-ма с целью установления правильности движения хлеба, собранного по продразвёрстке 1920-1921 гг. В комиссию, кроме сотрудников РКИ, входил представитель Ревтрибунала. Комиссия работала с перерывами до июля 1922 г. Она установила, что состояние отчётности позволяет определить направление и объёмы движения хлеба только приблизительно, поэтому какие-либо выводы о движении хлеба, собранного по продразвёрстке 1920- 1921 гг., сделать невозможно. Комиссией было принято решение о привлечении к суду Ревтрибунала сотрудников губпродкома, виновных в плохом состоянии отчётности о движении хлеба, собранного по продразвёрстке 1920- 1921 гг. Дальнейшее разбирательство установило, что с 1920 по 1922 гг. сменилось шесть руководителей губпродкома. Большинство из них покинуло Сибирь. Установить, кто отвечал за отчётность на протяжении всего периода, не удалось, поэтому никто к суду привлечён не был [26, л. 1, 2, 19, 20, 21, 36].

В общем объёме работ губернских РКИ последующая ревизия занимала 2%. Больше внимания уделяли последующей ревизии специальные РКИ. Она занимала в общем объёме их работ 11%. Это было связано с тем, что на железной дороге и в армейских подразделениях делопроизводство и отчётность были поставлены значительно лучше [1, л. 194, 205].

Таким образом, в 1922 г., как и в 1921 г., последующая ревизия не получила широкого распростра-

нения. Зависимость возможности проведения последующей ревизии от состояния документальной отчётности побудила сибирские РКИ вплотную заняться налаживанием счетоводства и заведением учётных книг в подотчётных организациях.

Ревизионная деятельность РКИ в губернском масштабе в 1921 г. осуществлялась очень слабо, а с закрытием в начале 1922 г. уездных отделений РКИ фактически прекратилась. Уездные уполномоченные информировали РКИ о деятельности уездных учреждений, проводили простейшие ревизии, обследования и по поручению руководства уезда участвовали в приёмках, передачах. Для того чтобы иметь более полное представление о работе уездных учреждений, губернские РКИ стали формировать и отправлять в уезды небольшие группы, составленные из работников губернского аппарата РКИ и представителей центральных губернских учреждений. Основной целью группы была всесторонняя ревизия основных учреждений уезда. Поскольку расходы, необходимые для деятельности таких групп, не были заложены в бюджет рабоче-крестьянской инспекции, она была вынуждена обращаться за средствами в губисполком. Губисполкомы в этот период были крайне ограничены в средствах. Поэтому они не всегда выделяли их на проведение сессий РКИ. Так, например, в первой половине 1922 г. Омская ГубРКИ сформировала ревизионную группу, но она не смогла выехать в уезд из-за отсутствия средств [2, л. 9, 12; 7, л. 28; 27, л. 1].Областной уполномоченный НК РКИ по Сибири А. М. Тамарин обратился в Сибревком с просьбой о помощи в организации работы выездных групп. Президиум Сибревкома в своём постановлении от 7 июля 1922 г. обязал губисполкомы принять участие в организации выездных сессий РКИ, включать в состав выездных групп представителей отделов губисполкома, изыскать средства, необходимые для проведения сессий за счёт местных хозяйственных организаций или ЭКОСО [28, с. 39].

На основании постановления Сибревкома Сиб-РКИ направила 12 июля 1922 г. в губернии циркулярное сообщение об организации выездных сессий РКИ. В нём отмечалось, что выездные сессии организуются для проведения ревизий и обследований в уездах. Их работа должна быть ограничена месячным сроком. За это время необходимо ознакомиться с постановкой налогового дела, работой органов просвещения, здравоохранения, милиции и наиболее крупных промышленных предприятий, которые ранее почти не подвергались ревизионному обследованию [3, с. 38; 5, л. 30]. В течение июля — августа

1922 г. во всех губерниях были организованы выездные сессии. В Иркутской губернии ревизии подверглось 5 уездов, а в остальных — по два уезда. Состав выездных групп колебался от 4 до 10 человек. Помимо сотрудников РКИ в их состав были включены представители ГСНХ, ЭКОСО, различных отделов губисполкомов, профсоюзные работники, а в Иркутской губернии сотрудники ГПУ и представители губкома. В ходе работы сессий ревизии подвергались прежде всего центральные учреждения уездов. Материалы ревизий, после их обработки, были направлены в губисполкомы, что позволило последним получить объективное представление о деятельности уездных комитетов, учреждений образования, здравоохранения, милиции, земельных и финансовых органов [6, л. 48, 86, 112; 13, л. 28 об.; 5, л. 30; 29, л. 1-2; 30, л. 95; 31, л. 49].

Организация выездных сессий позволила губернским РКИ расширить сферу своей ревизионной деятельности. Благодаря им, губисполкомы получали объективную информацию о деятельности уездных организаций.

Таким образом, работа РКИ в условиях развития рыночных отношений претерпела существенные изменения. Она приобретала в значительной степени плановый характер. На плановые и всесторонние ревизии тратилось более половины затрат рабочей силы, хотя они составляли четверть от общего количества ревизий. Большинство плановых и всесторонних ревизий было проведено по инициативе центральных органов РКИ. Это свидетельствовало о том, что губернские и специальные РКИ в данном случае действовали прежде всего как аппарат центральной власти. Увеличение объёма плановых и всесторонних ревизий привело к изменениям в методах работы РКИ. Губернские отделения стали регулярно проводить ревизионные совещания, на которых определялись методы и способы работы, обсуждались результаты отдельных ревизий. Для осуществления широких обследований различных отраслей формировались ударные группы.

В изучаемый период в деятельности сибирских РКИ преобладала инспекционная составляющая. Это было связано с плохим состоянием отчётности на предприятиях и указанием центрального руководства об оказании содействия хозяйственным органам. В силу сложившихся в 1922 г. условий РКИ, несмотря на то, что она получила возможность попутно с производством ревизий производить дознание, а в исключительных случаях — по согласованию с прокуратурой — и предварительное следствие, выявляла в основном те нарушения, которые были очевидны. Судебное преследование против лиц, подозреваемых в совершении преступлений и подпадающих под статьи Уголовного кодекса, было возбуждено только в одной ревизии из восьми.

Работа по сокращению государственного аппарата, начавшаяся во второй половине 1921 г., в 1922 г. достигла пика. По предложению РКИ, более чем в ста крупных учреждениях Сибири произошло сокращение. Во многих организациях штат был сокращён в 3-8 раз. Двадцать учреждений было ликвидировано. В 1922 г. РКИ не удалось полностью выполнить поставленную перед ней задачу — добиться коренного перелома в деятельности государственных учреждений. В ходе её ревизионной деятельности в основном происходило устранение лишь отдельных, порой чисто внешних недостатков и злоупотреблений. После проведения ревизий в большинстве случаев отсутствовал глубокий анализ причин тех или иных недочётов. Однако, несмотря на эти недостатки, деятельность РКИ помогала предприятиям и организациям улучшать работу, а исполкомам — проводить в жизнь решения центральной и местной власти.

Библиографический список

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф.Р. - 288. Оп.1. Д. 25.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р. - 374. Оп. 4. Д.39.

3. Горестов, М. А. Осуществление в Сибири ленинских принципов организации государственного контроля в 1921 — 1923 гг. / М. А. Горестов // Строительство коммунизма и творческая активность масс. - Красноярск, 1970. - С.26-59.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012

4. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 14

5. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 42.

6. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 29.

7. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 74

8. Доклад комиссии ВЦИК по пересмотру учреждений РСФСР президиуму ВЦИК. - М., 1921. - 70 с.

9. ГАРФ. Ф.Р - 374. Оп. 27. Д. 170.

10. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. В 55 т. / В.И. Ленин. - М. : Политиздат, 1970. - Т. 45. - 730 с.

11. РКИ в новых условиях // Сборник статей к X съезду Советов по отчетным материалам НК РКИ. - М., 1922. - 140 с.

12. Известия. - 1922. - 4 марта.

13. Материалы о деятельности СНК, СТО и центральных правительственных учреждений за первое полугодие после X съезда Советов. - М. , 1923, январь-июнь. - 212 с.

14. ГАРФ. Ф.Р - 4085. Оп. 1.Д. 249.

15. Алтайский ежегодник за 1921/22 хозяйственный год. -Барнаул, 1923. - 570 с.

16. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп.1. Д. 68.

17. Отчет IV губернскому съезду Томской губернии. -Томск, 1924. - 54 с.

18. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК) Ф.Р - 12. Оп. 2. Д. 97.

19. Государственное учреждение Омской области Исторический архив (ГУОО ИА) Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 41.

20. ГАНО. Ф.Р -288. Оп.1. Д. 24.

21. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 109.

22. Баркан, Н. М. Из опыта работы РКИ Сибири по совершенствованию управления промышленностью в восстановительный период (1921- 1925 гг.) / Н. М.Баркан // Вопросы социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск : Наука, 1968. - Вып. 1. -С. 25-36.

23. Годовые итоги на хозяйственно-политическом фронте Сибири 1922-1923 гг.- Новониколаевск, 1923. - 480 с.

24. ГУОО ИА. - Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 40.

25. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 40

26. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 37.

27. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп. 1. Д. 52.

28. Жизнь Сибири. - 1922. - № 1.

29. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 48.

30. ГУОО ИА. Ф.Р - 460. Оп. 1. Д. 53.

31. ГАНО. Ф.Р - 288. Оп.1. Д. 43.

ДИАНОВ Алексей Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и политологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.05.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© А. Г. Дианов

УДК 947. 084: 338.1 (571.1) И. И. КРОТТ

Омский государственный педагогический университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА ВОЕННОПЛЕННЫХ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В данной статье на основе архивных и опубликованных источников проанализирована проблема использования труда иностранных военнопленных в предпринимательских хозяйствах Западной Сибири в годы Первой мировой войны. Автор рассматривает основные условия содержания и надзора за пленными, характеризует специфику политики центральной и местной власти в отношении использования их труда в сельских предпринимательских хозяйствах региона.

Ключевые слова: сельское хозяйство, сибирская деревня, Первая мировая война, иностранные военнопленные, сельские предприниматели.

Первая мировая война оказала существенное влияние на развитие сельскохозяйственного предпринимательства в Западной Сибири [1]. Однако оценить это влияние однозначно невозможно. Имея дополнительные стимулы роста капиталистического производства, сельские предприниматели расширяли посевные площади, увеличивали поголовье скота. Но в их деятельности наблюдались и негативные моменты, связанные с определенными трудностями в обеспечении хозяйств трудовыми ресурсами, усовершенствованной техникой. Во многом эти кризисные тенденции и явления были смягчены

имевшимся экономическим потенциалом, так как производители товарной продукции были лучше приспособлены к хозяйствованию в экстремальных условиях.

В годы Первой мировой войны предпринимательские хозяйства Западной Сибири, так же как и основная масса крестьянских хозяйств, испытывали острый недостаток сельскохозяйственных рабочих [2]. Отчасти эта проблема решалась путем использования труда военнопленных. Так, в докладе акмолинского губернатора по воинской повинности на имя степного генерал-губернатора от 9 сентября

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.