Научная статья на тему 'Деятельность психологов органов внутренних дел по отбору кандидатов на службу'

Деятельность психологов органов внутренних дел по отбору кандидатов на службу Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
6575
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность психологов органов внутренних дел по отбору кандидатов на службу»

Относительно сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, нарушения служебной дисциплины, а также просчеты и упущения в работе. Анализируется вся имеющаяся информация. При необходимости проводятся дополнительные обследования. В обязательном порядке проводятся индивидуальная беседа, экспертные опросы.

Формы заключения:

р1 — р2 — положительный прогноз на дальнейшую службу;

рЗ — посредственные результаты, дальнейшая служба возможна лишь при наличии высокого профессионализма и коррекции определенных личностных качеств;

р4 — отрицательный прогноз, дальнейшая служба нежелательна

Причины отрицательного прогноза: алкогольная зависимость; возможность асоциального поведения; проявления профессиональной деформации с затрудненной коррекцией личностных качеств. Получившие отрицательный прогноз сотрудники на таможне не работают, причины увольнения при этом различные.

Пролонгированный отбор имеет две ступени:

1) до получения первоначального звания.

2) на протяжении всего времени, пота сотрудник работает в таможне.

Профессионально-психологический отбор, проводимый в два этапа, повышает надежность деятельности психолога, делает прогноз более достоверным и информативным, помогает отобрать информативные критерии проверю! эффективности профессионально-психологического отбора и отдельных психодиагностических методик.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ психологов ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ

Психолог УВД М.А.Яковлева

г. Стерлитамак

В настоящее время профессиональный отбор в органы внутренних дел состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых по определенным критериям отбора решается вопрос о годности кандидата к службе: социально-правовой (возраст, образо-

вание, прописка и т. д.), медицинский (состояние здоровья физического и психического), психологический (определение психологической предрасположенности к той или иной специальности в ОВД), а также используется так называемая профессиональная проба — испытательный срок, по окончании которого принимается решение о возможности кандидата работать в органах внутренних дел.

Цель данной статьи — показать необходимость проведения еще одного отбора — первичного, где основную роль играет психолог ОВД, и описать процедуру и последовательность работы психолога ОВД с каждым кандидатом на службу.

Каковы же основные причины, обосновывающие необходимость проведения первичного отбора кандидатов на службу ?

Во-первых, это причины экономические. В настоящее время более 50 % желающих поступить на службу в ОВД вдут туда из отсутствия возможности трудиться по специальности. Положительным моментом здесь для сотрудников кадровых аппаратов и психолога является возможность выбора из числа кандидатов, наиболее подходящих по своим деловым и личным качествам к службе в ОВД. Отрицательным является то, что большинство из тех кандидатов, кто устраиваются в ОВД без четко сформированной мотивации, затем находят работу в других местах. Следствием этого стала возросшая сменяемость кадров среди личного состава. Чтобы уменьшить поток случайных людей, поступающих в ОВД, необходим первичный отбор. Такой отбор уже на первом этапе сохранит затраты времени и денег как самого кандидата, так и тех, кто ведет отбор в ОВД — работников ВВК и ЦПД.

Второй причиной является следующее: во время обследования в ЦПД кандидаты на службу обмениваются информацией (не всегда достаточно точной и чаще всего играющей для них отрицательную роль) и к моменту собеседования с психологом ЦПД обычно знают, как "правильно" ответить на вопрос о мотивах своего поступления на службу. Кроме этого, на тестовые задания также нередко отвечают "по подсказке". Приходя же к психологу органа внутренних дел, кандидаты не знакомы ни с процедурой обследования, ни с вопросами, которые им будут заданы, поэтому в ответах своих не успевают скор-ректироваться. Этот момент хорош тем, что позволяет сразу выявить мотивационную направленность кандидата, его действительные способности и эмоциональное состояние и

проводить качественный отбор уже на первоначальном этапе.

Есть еще причина, по которой, на наш взгляд, необходимо проведение первичного отбора. Нередки случаи, когда на службу в ОВД человек приходит устраиваться сразу же после службы в армии или в данный момент человек переживает нечто тяжелое.Естественно, его состояние усталости или эмоциональных переживаний отражается на результатах обследования не в лучшую сторону. Проходит время, и результаты тестирования кандидата оказываются не столь уж плохими. После обследования в ЦПД все данные сохраняются, человека нередко относят к группе риска, тогда как в другое время этого бы не произошло.Здесь нет "подгонки под ответ", т.е. стремления влиять на результаты тестирования. При обследовании в ЦПД проходит большое число кандидатов, и ЦДП лишь констатирует факт (наличие неудовлетворительного состояния), а психолог ОВД может разобраться, временное это состояние или черта личности, и предложить кандидату прийти для поступления на службу спустя некоторое время, а уже затем определить, отказать ему или продолжить оформление на службу.

Психолог ОВД имеет право не давать кан-дидату никаких гарантий, объяснить ситуацию, чтобы он мог принять решение самостоятельно.

Первичное обследование кандидата на службу необходимо психологу ОВД и для повышения своего профессионального уровня, потому что только практическая работа позволяет на хорошем уровне овладеть основами психодиагностической деятельности. Кроме того, сравнивая результаты своего обследования кандидата с результатами обследования его в ЦПД, можно сделать полезные выводы на будущее, чтобы научиться как можно точнее определять, кому отказать в поступлении на службу уже на первом этапе.

Анализируя результаты работы по первичному отбору кандидатов на службу, можно сделать выводы, которые также послужат обоснованию необходимости первичного отбора. 11% кандидатов, пришедших для устройства в ОВД, получили отказ по результатам первичной психодиагностики. Основными причинами для отказа по частоте встречаемости являются:

• низкий интеллектуальный уровень поступающих на службу;

- характерологические особенности кандидатов, не соответствующие специфике служ-

бы и требованиям, предъявляемым к той или иной должности в ОВД, акцентуации, выход за рамки "нормы", которые позволяют предположить плохие результаты ЦПД (имеется в виду заключение "не рекомендуется");

• несформированность мотивов поступления на службу;

• неадекватное поведение, указывающее на наличие психических расстройств, иногда невоспитанность (социально-педагогическая запущенность).

В последнее время эти принципы встречаются все чаще и обусловлены отсутствием общей программы государства по работе с молодежью. Можно отметить с определенностью, что даже по сравнению с 1995 г. увеличилось число кандидатов, составляющих группу риска, и то, что основной массе поступающих на службу в ОВД присущи:

— отсутствие жизненных интересов, увлечений;

— низкий образовательный уровень;

— неразвитая речь, неумение излагать мысли;

— некритичность по отношению к себе.

Поэтому предположительно, что есть процент "проблемных" кандидатов, и с ними придется работать в основном психологам ОВД, в связи с чем необходимо вести качественный отбор уже на первом этапе.

Работа психолога ОВД с кандидатами на службу подразделяется на два этапа. Первый — первичное собеседование и тестирование кандидата с целью определения возможности дальнейшего оформления его на службу в ОВД. Второй — определение срока стажировки после обследования кандидата в ЦПД в зависимости от наличия в его заключении признаков принадлежности к группе риска.

Первый этап работы начинается с собеседования, входе которого психолог знакомится с кандидатом, изучает мотивы его поступления на службу, данные анамнеза (анкетные данные, образование, общий интеллектуальный уровень, происхождение, прежние места работы, данные о родных, их месте работы, наследственных болезнях и т.п.). Это позволяет сделать выводы о характерных особенностях и воспитании человека, далее — по ходу собеседования — психолог наблюдает за поведением, жестами кандидата и делает выводы о том, насколько данный человек искренен в своих словах, насколько скован, умеет ли устанавливать контакты, соответствует ли его поведение характеру ситуации — т.е. насколько оно адекватно (так как неадекватность может ука-

зать на серьезные отклонения в характере, которые не всегда выявляются в ходе тестирования). На первом этапе необходимо провести небольшое тестирование, которое должно отвечать двум требованиям — его результаты должны быть показательными и достаточно подробно говорить о кандидате, но при этом тестирование не должно служить как бы подготовкой к тестированию в ЦПД, т.е. необходимо применять методики, не используемые в ЦПД.

Основная задача, стоящая перед психологом на втором этапе работы с кандидатом на службу, т.е. после обследования его в ЦПД, — установление испытательного срока в зависимости от группы риска и так же, как на первом этапе, отбор, поскольку иногда кандидатам отказывают в приеме на службу по результатам тестирования в ЦПД.

На втором этапе деятельность психолога представляет собой работу с документами — заключением ЦПД и заключением о приеме на службу. В заключении ЦПД необходимо в первую очередь обращать внимание на мотивы поступления на службу кандидата, на интеллект, память и внимание, так как именно эти данные в немалой степени позволяют сделать вывод об успешном прогнозе деятельности кандидата в качестве сотрудника ОВД. Большое значение имеет и группа риска, диагностированная в ЦПД. Отмечено, что многие сотрудники, совершившие нарушения дисциплины и уволенные по отрицательным мотивам, имели в заключении ГР-1в (поведенческие проблемы). Практически ни один из кандидатов с ГР-2 (низкий интеллект) также не смог адаптироваться и эффективно работать — обычно они бывают уволены как не прошедшие испытательного срока или в процессе обучения, в ходе первоначальной подготовки.

В целом, по работе с группами риска нужен дифференцированный подход. Разрешается назначать стажировку кандидатам с ГР от 4 до 6 месяцев, поэтому, если все заключения не вызывают опасений, но в конце значится ГР-7 (ЧС), в этом случае не обязательно назначать испытательный срок в течение всех 6 месяцев, поскольку кандидат служит в Чечне, кроме того, не всегда он принимал участие в боевых действиях.

После определения срока стажировки пси холог ОВД дает письменное заключение о возможности приема на службу того или иного кандидата и таким образом принимает на себя часть ответственности за его дальнейшую ра-

боту в ОВД. И далее продолжает работать с каждым молодым сотрудником, наблюдая за процессом его адаптации к службе и коллективу.

В заключение заметим, что работа психолога ОВД по первичному отбору кандидатов на службу по сути является профилактической, поэтому к ней нужно отнестись с особым вниманием и со всей серьезностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ; ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Канд. социол. наук, доцент Д .Д .Невирко Научный сотрудник, канд. мед. наук

Н.А .Горбач

Сибирский юридический институт МВД России

В настоящее время уделяется большое внимание проблеме профессионального психологического отбора в высшие учебные заведения (1; 2). Разработаны нормативные документы, регламентирующие правила приема и профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в высшие учебные заведения системы МВД (3; 4). Однако отсутствие единой методологии проведения отбора, методик и научно обоснованного критериального аппарата для создания оптимального комплекса психологического обследования абитуриентов учебных заведений МВД не позволяют сделать эту работу эффективной. Не разработан и компьютерный вариант тестирования, обработки результатов, составления различных вариантов отчетов, в том числе — централизованных; отсутствуют методики построения базы данных профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу и психологического сопровождения слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.