Научная статья на тему 'Деятельность профессионально-ориентационного клуба по развитию основ становления профессиональной карьеры молодежи'

Деятельность профессионально-ориентационного клуба по развитию основ становления профессиональной карьеры молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОЛЛЕДЖ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОК / CAREER / PROFESSIONAL ORIENTATION / SELF-DETERMINATION / COLLEGE / ENTERPRISE / MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Лариса Джоновна

В статье рассматриваются вопросы становления профессиональной карьеры молодежи, подчеркивается значимость ее профессионального самоопределения. Предлагается вариант становления карьеры на примере профессионально-ориентационного клуба «Морская душа» города Шлиссельбурга Ленинградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-oriented club activities on developing the basis of young people's professional career

The article deals with the problem of young people's professional career. The importance of professional self-determination is stressed. The option of career developing on the example of the Marine Soul professionally-oriented club in town of Shlisselburg in Leningrad region is offered

Текст научной работы на тему «Деятельность профессионально-ориентационного клуба по развитию основ становления профессиональной карьеры молодежи»

Л. Д. Курбатова

(г. Шлиссельбург)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО КЛУБА ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КАРЬЕРЫ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются вопросы становления профессиональной карьеры молодежи, подчеркивается значимость ее профессионального самоопределения. Предлагается вариант становления карьеры на примере профессионально-ориентационного клуба «Морская душа» города Шлиссельбурга Ленинградской области.

Тема профессиональной карьеры является относительно новой. В последние несколько лет она приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, является актуальной, так как затрагивает любого человека, который планирует свое будущее, основываясь при этом на потребностях и желаниях, учитывая сложившиеся социальноэкономические условия. Для того чтобы человек состоялся как личность, он должен состояться профессионально. Сегодняшний подросток - это будущий корабел или инженер, рабочий или ученый. Поэтому особую значимость приобретает тема поиска им своего места в жизни как личностного, так и профессионального. Говоря о формировании профессиональной карьеры, необходимо отметить, что для молодежи эта тема имеет ряд особенностей: кроме различия в социально -экономическом положении, образовании, доходах, приходится совершать существенный для последующей жизни поступок, опираясь в основном на собственные ожидания, часто неадекватные требованиям рынка труда [3]. По большому счету, осуществляется не только выбор профессиональной деятельности, но и выбор образа жизни. Главная проблема для молодого человека заключается в неопределенности ситуации выбора с высокой личностной значимостью результатов. Молодые люди зачастую не могут самостоятельно «предвидеть будущее», понять, какая профессия даст им возможность дальнейшего профессионального роста и востребованности на рынке труда. Выбор карьеры - это одно из важных решений, принимаемых молодым человеком в жизни, это - выражение личности,

поэтому он не должен представлять собой случайное событие.

Правомерно задаться вопросом, каковы же ценностные ориентиры современной молодежи в связи с профессиональным самоопределением и дальнейшей карьерой, ведь ведущим мотивом любой деятельности является мотивация. В результате исследований ценностных ориентаций студентов сделаны следующие выводы.

Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Жизненный комфорт, успех возможны прежде всего благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц.

Малый спрос на молодую рабочую силу, безработица заставляют молодежь проявлять большую инициативу и напористость. Семейственность в среде работодателей заставляет молодежь искать влиятельных покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения. Тем не менее, все чаще высокую трудоспособность, мобильность, знания, нестандартность мышления молодежь определяет как самые важные. На первое место среди ценностей личностного самоопределения ставятся профессионализм и мастерство. Молодое поколение осознает, что чем быстрее, эффективнее и качественнее будет их работа, тем заинтересованнее в ней будет работодатель [1].

Что же в связи с вышеизложенным видится особенно важным в профессиональном самоопределении, то есть на первом и самом важном этапе становления профессиональной карьеры? Во-первых, в современных эко-

номических условиях необходимо формировать человека, способного к смене профессий, стремящегося к постоянному обучению и, если это необходимо, то и к переобучению, следовательно, нужно воспитывать и развивать личность. Во-вторых, необходимо стремиться развить творческий потенциал будущего специалиста, сформировать его профессиональную культуру, без которой говорить о профессионализме невозможно. В-третьих, нужно разработать такой алгоритм начала становления профессиональной карьеры, который можно перенести на любую область деятельности.

Целью профессионального образования должно стать формирование личности - специалиста, способного к самостоятельной деятельности, так как для того, чтобы соответствовать требованиям времени, человек должен быть универсален, обладать определенными компетенциями. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает ориентацию на прошлое. В настоящее время система образования должна формировать такие качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность и гибкость. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения новых методов и форм работы. Необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность учащихся [8].

Одним из вариантов такого профессионального воспитания и обучения может стать деятельность клуба «Морская душа» на базе колледжа водного транспорта г. Шлиссельбурга.

Основная задача клуба - создание начального этапа профессиональной карьеры. Необходимо, чтобы учащиеся максимально осознанно подошли к выбору своего жизненного пути. Поэтому работа клуба, охватывающая разные возрастные категории, должна быть направлена на помощь подросткам в познании самих себя, на воспитание уважения к труду и человеку труда, на регулирование

совпадений желаний с реальной возможностью получения образования, на превращение личных качеств учащихся в достоинства. Работа клуба строится с учетом четырех самостоятельных, но взаимосвязанных содержательно-временных этапов профессионального становления личности специалиста, выделенных в работах В. И. Белова [2, с. 38]: профессиональное самоопределение; профессиональное становление; профессиональная адаптация и профессиональное совершенствование. Она представляет собой тандем следующих секций:

1. Секция «Школа юнг» (учащиеся общеобразовательных школ района).

2. Секция «Гардемарины» (студенты 1-2 курсов колледжа).

3. Секция «Морские капитаны» (студенты 3-4 курсов колледжа).

4. Секция «Морячки» (родители школьников, студентов колледжа, представители базовых предприятий).

Первая секция, соответствующая этапу профессионального самоопределения, - Школа юнг. Ее цель - организация всесторонней профориентационной работы колледжа совместно с общеобразовательными школами района. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является выбор профессии, соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности [4, 10].

На первом этапе работы секции преподаватели колледжа посещают школы района, где на родительских собраниях рассказывают о том, каких специалистов готовит колледж, о месте этих профессий на рынке труда, о перспективах дальнейшего карьерного роста выпускников. Следующий этап - встречи с учащимися. Беседы, проведение красочных презентаций, анкетирование и, как итог, формирование профильных (специализированных) классов юнг. Эти классы отличают не только занятия, которые проводятся преподавателями колледжа по специальным методикам, но и участие школьников в проведении мероприятий колледжа, экскурсии на судостроительные предприятия и в музеи, на действующие суда. В школы приходят настоящие капитаны и судостроители. В теплое время года возможны непродолжительные прогулки на судах и шлюпках.

Заключительным этапом является проведение предпрофильных элективных курсов

на базе колледжа. Чтобы эти курсы были востребованы учащимися, необходимо ими заинтересовать. Для этого педагоги колледжа проводят в школах района родительские собрания, на которых, используя мультимедийную технику, буклеты, объясняют перспективы трудоустройства, дальнейшей карьеры, возможности получения интересной и престижной профессии рядом с домом.

Во время проведения курсов обучение строится по схеме: сами разработали - сами сделали, т.е. направлено на результат. Опыт проведения курсов говорит о том, что если учащиеся что-то сделали своими руками, самостоятельно добились результата и их работа имеет практическое применение, то это уже на 80 - 90% будущие учащиеся колледжа. Ведь очень значимо, чтобы к дальнейшему обучению мы привели тех, кто максимально осознанно выбрал свою будущую профессию. И не менее важна другая часть ребят, точно определяющих, что данные профессии не для них. Это позволяет им искать себя в других областях и избежать ошибок в выборе своей профессиональной карьеры.

Вторая секция, соответствующая профессиональному становлению - «Гардемарины». Ее цель: получение знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, а также формирование профессионально значимых качеств личности будущих судоводителей и судостроителей. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. В основе работы секции лежит сотрудничество [4, 10]. Преподаватели и учащиеся колледжа должны представлять собой команду, стремящуюся к общей цели профессионального становления специалистов. Кроме того велика и роль работодателей. Отвечая на предложенные колледжем анкеты, они дают свое видение профессии и выделяют профессионально важные качества, которые считают необходимыми для ее освоения. Основной задачей преподавателей и мастеров является подготовка учащихся к активной трудовой деятельности. Важно объединить привычку трудиться, которую зачастую нужно еще и создать, с осмыслением труда как духовной потребности. Для этого работа должна быть творческой. Первый источник эстетических чувств в труде - это творение красоты. Не навязывая сво-

его мнения, педагог или мастер, должен последовательно вести студентов к достижению цели. Основная задача на данном этапе -помочь будущим специалистам в реализации физических, духовных и творческих потенциалов. В. А. Сухомлинский писал: «Лень часто расцветает как тяжкая беда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа не вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа в эмоциональной памяти» [11, с. 126]. Поэтому большое место на данном этапе должно отводиться воспитанию понимания красоты труда, профессиональной культуры. Огромная роль в этом принадлежит нестандартным урокам: конференциям, семинарам, экспресс-опросам. На них студенты высказывают свое мнение, спорят, доказывают, учатся давать оценку услышанному, обобщают имеющиеся знания, учатся находить радость от приобретения нового, от понимания значимости своей профессии. Приходя на практику, применяя там полученные знания, студенты совершенствуют свое мастерство, глубже постигают профессию, повышают свою квалификацию. У них появляется возможность сопоставить свои умения и навыки с востребованными и сделать выводы.

Третья секция, соответствующая профессиональной адаптации и профессиональному совершенствованию - «Морские капитаны». Ее цель: становление профессиональной компетенции, адаптация в профессии, в трудовом коллективе, дальнейшее саморазвитие в профессиональном и личностном плане. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системе трудовых коллективов, уровень сформиро-ванности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду [4, 10]. Приобретая знания из различных источников (интернет, газеты, журналы), студенты учатся ориентироваться в информационном пространстве, обрабатывать информацию и анализировать ее. Опираясь на помощь преподавателей, получают объем знаний, необходимый для успешной работы по специальности. Но развитие профессиональных компетенций возможно только на практике, когда студенты непосредственно участвуют в производственном процессе, входят в трудовой коллек-

тив, проявляя себя и как профессионал, и как личность.

Четвертая секция - «Морячки». Ее цель: участие родителей в проведении профориентационной работы и во всей образовательной деятельности колледжа, сотрудничество с базовыми предприятиями.

Являясь важнейшим институтом воспитания, именно семья и родители играют важную роль в профессиональном самоопределении своих детей. И для того, чтобы помощь эта была действенной, им важно правильно сориентироваться на рынке труда, постараться разобраться, к чему склонен ребенок, в каких отраслях он сможет реализовать себя. В этом случае помощь клуба неоценима. Приходя на родительские собрания с участием педагогов колледжа, на дни открытых дверей, родители учатся ориентироваться на современном рынке труда, они получают знания о современной системе образования, о месте колледжа в этой системе, о профессиях, по которым идет подготовка специалистов. Таким образом, они могут более полноценно помочь подростку определиться с выбором жизненного пути, опираясь, кроме того, на способности своего ребенка и на его состояние здоровья.

В период учебы в колледже помощь родителей обязательна. Только в сотрудничестве педагоги - родители - студенты мы можем получить человека - профессионала.

Особая роль принадлежит базовым предприятиям. Любая отрасль промышленности нуждается в высококвалифицированных кадрах. Поэтому предприятия, заинтересованные в выпускниках колледжа, должны начиная с первой ступени работы клуба быть рядом. Совместно с преподавателями колледжа посещать родительские собрания, организовывать экскурсии на предприятия и встречи со специалистами, оказывать помощь в оснащении мастерских колледжа. Выплата дополнительной стипендии лучшим студентам и целевые направления в вузы несомненно сыграют свою роль в привлечении в колледж абитуриентов.

В заключение необходимо сказать, что предложенная нами система позволяет решить следующие задачи:

- помочь подростку осознать свое место в жизни, познать самого себя, дать ему возможность стать человеком - профессионалом высокой квалификации.

- осуществить учащимися осознанный выбор профессии.

- получить подростками качественное образование по месту жительства.

- удовлетворить социальные запросы региона на рабочие специальности.

- предприятиям и организациям - получить специалистов, адаптированных к современным экономическим условиям.

- уменьшить отток квалифицированных кадров из региона.

Как всякий организационный процесс, развитие карьеры нуждается в оценке эффективности. Так как нас в первую очередь на выходе интересует личность будущего специалиста, динамика его профессиональных интересов, то в качестве критериев могут быть названы: ценностные ориентации, интерес к профессии, профессиональная и личностная самооценка, количество выпускников, работающих по специальности, количество выпускников, сменивших профессию.

Деятельность профессионально-ориентационного клуба «Морская душа», по организации процесса обучения и воспитания позволила нам максимально разрешить противоречия между знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе обучения, и их соответствием производственным технологиям, применяемым на производстве, а также повысить уровень подготовки выпускников до соответствия спросу работодателей. После прохождения практики 30% наших выпускников по ходатайству предприятий получили более высокие разряды. Учитывая, что 41% выпускников поступили в высшие учебные заведения, мы можем говорить о желании продолжать профессиональное совершенствование и стремлении быть более востребованными на рынке труда, о продолжении профессиональной карьеры.

В результате мы получили специалистов, продолжающих свою трудовую деятельность по выбранной специальности и готовых к дальнейшему обучению. Тесное сотрудничество с общеобразовательными школами позволило решить проблему непрерывного образования. В связи с тем, что практически 100% выпускников, прошедших через клуб, трудоустроено (по результатам ежегодного анализа трудоустройства выпускников колледжа), мы можем также говорить о том, что они обладают необходимыми профессионально значимыми качествами, востребован-

ными работодателями на современном рынке труда.

заведений в качестве определенного алгоритма начала становления профессиональной карьеры, начиная от школы и заканчивая поступлением на работу или в высшие учебные заведения.

Разработанная нами модель достаточно универсальна и может быть предложена для других средних профессиональных учебных

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни. - М.: Наука, 2001. - С. 137-145.

2. Белов В. И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. - СПб.: Институт ПТО РАО, 1999. - С. 144.

3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - С. 144.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - С. 512.

5. Лесовик И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в

профессиональном самоопределении // RELGA : научно-культурологический журнал. 01.10.2006. - №18 [140]. [Электронный ресурс].

- URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Mam?textid=1168&level1=mam&level2=artides (дата обращения

18.04.2010).

6. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 28-38.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Институт практической психологии ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 256.

8. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-методич. пособие - М.: Издательство Московского психолого-социального ин-та. - Воронеж: МОДЭК, 2002. - С. 400.

9. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 1989. - 272 с.

10. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. - СПб.: Ин-т психологии РАН, 2008. - С. 592.

11. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - С. 224.

12. Центр дистанционного обучения «Эйдос» : [сайт]. URL: http:// eidos.ru/ (дата обращения 04.05.2010). (Для подготовки статьи были использованы различные материалы сайта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.