ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
I 69
Дискуссионный клуб как инновационная форма профессионально-ориентационной работы
БЕЛОВ
Василий Иванович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального образования Ленинградского областного института развития образования, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением, непрерывностью профессионального совершенствования личности в течение всей жизни. Предлагается инновационная форма профессиональной работы — дискуссионный клуб, интегрирующий в своей деятельности все социальные институты, заинтересованные в подготовке квалифицированных специалистов для экономики
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, дискуссионный клуб, профессиональный выбор, рынок труда, сетевое взаимодействие
КУРБАТОВА Лариса Джоновна,
преподаватель специальных дисциплин техникума водного транспорта, г. Шлиссельбург (Ленинградская область)
Процессы профессионального и личностного самоопределения и совершенствования сопровождают человека в течение всей жизни, побуждая его к активности, направленной на удовлетворение потребностей (как физических, так и духовных) посредством выполнения профессиональной деятельности. Для того чтобы профессиональная деятельность гармонично вписывалась в жизнь человека, способствовала его личностному совершенствованию, необходима грамотная профессиональная ориентация как на этапе выбора профессиональной направленности, так и в течение всей жизни в соответствии с требованиями рынка труда и потребностями самой личности [1].
Проблемами развития личности занимались многие ученые, но наиболее перспективным с точки зрения рассматриваемых вопросов авторы статьи считают изучение профессионального самоопределения в русле профессионального и личностного саморазвития (В. И. Белов, В. П. Беспалько, Н. В. Горелов).
Сегодня существуют различные формы и методы проведения профессионально-ориентационной работы, однако вызовы времени требуют появления новых эффективных форм, одной из которых может стать дискуссионный клуб [5].
Общественный дискуссионный клуб, созданный на базе техникума водного транспорта г. Шлиссельбурга (далее — техникум), является его структурным подразделением, решает задачи профессиональной ориентации в рамках устава техникума
Белов В. И., Курбатова Л. Д. Дискуссионный клуб как инновационная форма профессионально-ориентационной работы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 2. — С. 69-74.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Общественный дискуссионный клуб
Рис. 1. Сетевая модель взаимодействия по профессионально-ориентационной работе техникума с организациями и предприятиями
и находится в подчинении заместителя директора по УВР. Клуб является открытой структурой, не имеющей государственного финансирования, базирующейся на добровольных началах образовательно-профессионального сообщества: в его состав входят представители школ и профессиональных образовательных организаций, центра занятости, Комитета образования, межрегиональной профсоюзной организации и предприятий региона. По сути, клуб представляет собой профессиональное сообщество людей, заинтересованных в получении мотивированных специалистов (как в профессиональном, так и в личностном плане) для экономики Ленинградской области.
Общественный дискуссионный клуб входит в реализуемую в техникуме сетевую модель взаимодействия по профессионально-ориента-ционной работе с организациями и предприятиями, направленную на непрерывность образования [7]. Новизна проводимой профессиональ-но-ориентационной работы заключается в создании системы непрерывной профессиональной ориентации (школа — техникум — предприятие) посредством сообщества заинтересованных специалистов (рис. 1).
Деятельность клуба направлена на разрешение проблемных ситуаций, связанных с неопределенностью жизненных перспектив, когда молодые люди не хотят или не могут самостоятельно решить, что они хотят получить от жизни. В связи с этим становятся актуальными вопросы, связанные с оказанием психологической и социальной помощью в выборе перспектив жизненного и профессионального пути, освоением навыков планирования, соотнесением целей и путей их достижения. Кроме того, актуальность деятельности клуба определяется существующим противоречием между потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи [2]. Ни один социальный институт обособленно не в силах решить данные вопросы.
Цели деятельности общественного дискуссионного клуба:
- реализация государственной политики в области профориентации (использование системы разнообразной профессиональной ориентации в соответствии с возрастными и личностными особенностями личности, ее доступность), трудоустройства и психологической поддержки молодежи (посредством деятельности «Молодежной биржи труда» и регионального ЦЗН);
- помощь в разработке и реализации алгоритма профессиональной карьеры выпускников профессиональных образовательных организаций с учетом их профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований рынка труда, социально-экономических реалий страны, региона (посредством работы с психологом, представителями предприятий, проектно-исследовательской деятельности, направленной на понимание успешности через профессиональное самоопределение и выполнение трудовой деятельности) [2].
Организационно-содержательные направления работы клуба (рис. 2):
- предоставление оперативной информации о директивной документации в сфере образования, новых направлениях в практике и теории педагогики;
- рекламирование и внедрение инновационных методов и технологий профессионального самоопределения;
- организация конференций, семинаров, дискуссий по актуальным проблемам развития современного образования;
- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки по проблемам становления и развития личности профессионала. Работа сетевого профессионального сообщества [7].
Направления деятельности клуба в зависимости от аудитории:
- проведение предпрофильной подготовки, элективных курсов, профессиональной диагностики (для представителей образовательных организаций);
- изучение современного регионального рынка труда, проблем личности человека, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональные пробы», ориентация на совершенствование навыков познавательной деятельности (для школьников);
- знакомство с региональным рынком труда, особенностями профессий, помощь в профессиональном определении подростков, становлении молодых специалистов (для родителей);
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Организационная структура клуба
Проф&есиона льные уч^бнуе учреяцекня
/
*---1
Органиицк* райоги
НМЛ МПП^ДОП*
Учрехщеиия общего образования.
Совет клуба
|:лу^:.\ I ^ь-игиис!' Ояц^тщммость
Рг^ПИТ^П.!
Пр*Д(ГТ*1М1
х^сизеодетм
^— Председатель _1_ 1
Орпз М|* л^ин Организация
конференции повышения
ссгминарйе геаг.ифиКаини
ЛйЯТЩЛЬнОС Ть
Члены члубя
Рис. 2. Организационная структура клуба
- формирование и развитие профессиональной культуры, планирование профессиональной карьеры, продолжение образования (для студентов);
- получение мотивированных абитуриентов, помощь в планировании профессиональной карьеры выпускников (для профессиональных образовательных организаций);
- подготовка квалифицированных кадров (для предприятий);
- помощь в понимании важности и перспективности профессий, необходимых региону, содействие в трудоустройстве (для ЦЗН).
Формы и методы профессионально-ориентационной работы:
- тематические собрания для родителей, подростков, студентов, представителей предприятий; основная цель — формирование понимания профессий, необходимых региону, их значимость и перспективность;
- индивидуальные консультации для школьников, студентов и их родителей; основная цель — определение учащимися собственных возможностей (профессионального, трудового потенциала, общих и специальных возможностей, знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта); собственных ограничений (психологических, медицинских и т. п.); подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, а также с учетом ограничений (заболеваний); решение вопросов о дальнейшем обучении и т.д.);
- совместные семинары и круглые столы по темам профессиональной направленности: школьники — студенты; родители — преподаватели или представители ЦЗН; студенты — представители предприятий или вузов;
- встречи студентов, школьников и их родителей с работодателями; цель — информирование о возможном трудоустройстве, его особенностях и перспективах карьерного роста;
- экскурсии для школьников на предприятия региона с целью профессионального ориентирования, развития профессиональной культуры, понимания профессий;
- виртуальный кабинет профессиональной ориентации для школьников; цель — ознакомление с миром профессий, получение информации об образовательных организациях, прохождение профориентационного и психологического тестирования, получение консультации по результатам психологической диагностики, просмотр видеоматериалов о профессиях, возможность подать заявление на поступление в режиме онлайн, получить ответы на интересующие вопросы.
Ожидаемые результаты деятельности клуба:
- создание обновленной эффективной системы профессиональной ориентации, основанной на интеграции всех социальных институтов, заинтересованных в подготовке специалистов для экономики Ленинградской области;
- внедрение эффективных средств, форм, методов и технологий про-фессионально-ориентационной работы, отвечающих современным требованиям и вызовам;
- разрешение или снижение остроты психологических проблем у выпускников, препятствующих их профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализация профессиональной карьеры [6].
Какими же оказались реальные результаты?
За 2016-2018 годы к деятельности клуба были привлечены 15 предприятий — социальных партнеров техникума, Санкт-Петербургский морской технический университет, региональный ЦЗН. В результате совместной работы выросло число абитуриентов, осознанно выбирающих будущую специальность (см. диаграмму).
Разработан и проходит адаптацию проект «Завод — техникум» на базе ООО «Невский ССЗ», направленный на внедрение элементов дуального образования (через институт наставничества) в образовательный процесс подготовки специалистов судостроительной отрасли среднего звена в рамках реализации основных профессиональных программ. Проект нацелен на решение проблемы недостаточной практической ориентированности при подготовке кадров для предприятий судостроительной промышленности.
Заключен договор с Морским техническим университетом о сотрудничестве, основной задачей которого является профессиональная ориентация обучающихся (как школьников, так и студентов техникума).
Техникум включен в целевую программу продолжения образования, реализуемую вузами Санкт-Петербурга совместно с предприятиями — участниками клуба.
90% выпускников техникума трудоустроены (чаще всего на предприятия и организации, где они проходили производственную практику).
Повысился интерес к деятельности клуба со стороны представителей образовательных организаций региона.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Из отрицательных моментов следует отметить недостаток финансирования, а также неготовность ряда предприятий и организаций к участию в деятельности клуба.
Таким образом, можно сделать вывод, что дискуссионный клуб представляет собой эффективную форму профессионально-ориентационной работы, направленной на непрерывную профессиональную ориентацию личности в процессе ее профессионального становления.
Литература
1. Белов В. И. Профессиональное воспитание, его содержание и сущность: Учебное пособие. СПб: ЛОИРО. — 2004. — 156 с.
2. Белов В. И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. — СПб: Институт ПТО РАО, 1999. — 144 с.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2013. — 192 с.
4. Горелов H. A., Рожков В. Д. Основы организации профессиональной ориентации в Российской Федерации и проблемы активизации профори-ентационной работы // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: межвуз. сб. науч. тр. — СПб, 2015. — 207 с.
5. Курбатова Л. Д. Поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена // Концепт. — 2016. — Т.15. — С. 501-505. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/96004.htm.
6. Курбатова Л. Д. Критерии эффективности профессиональной ориентации в организациях среднего профессионального образования / Педагогический поиск: инновационный опыт, качество образования. — СПб: ЛОИРО, 2016. — 200 с.
7. Социальное партнерство образовательной организации с базовыми предприятиями по профессионально-ориентационной работе // Профессиональное самоопределение обучающихся: новые формы и методы (Из опыта практической деятельности образовательных организации Ленинградской области): метод. пособие /отв. ред. В. И. Белов. — СПб: ЛОИРО, 2016. — 166 с.