Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Староверов Андрей Владимирович

Раскрывается содержание понятия «предупреждение торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации», приводятся цель, предмет деятельности по предупреждению торговли людьми с данной целью, субъекты, осуществляющие такую деятельность, принципы, в соответствии с которыми она должна вестись, формы ее осуществления, а также на суд научной общественности выносятся предложения по оптимизации данного вида деятельности правоохранительных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Староверов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES HUMAN TRAFFICKING FOR THE PURPOSE OF SEXUAL EXPLOITATION

It is explored the concept of «prevention of human trafficking for sexual exploitation», the aim, object and results of operations for the prevention of trafficking for this purpose, the subjects engaged in such activities, the principles under which it should be conducted, the forms of its implementation and the scientific community submitted proposals for optimization of the activity of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ»

УДК 343 ББК 67.51

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10373 © А.В. Староверов, 2020

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Андрей Владимирович Староверов,

соискатель кафедры криминологии

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: astaroverov3097@gmail.com

Аннотация. Раскрывается содержание понятия «предупреждение торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации», приводятся цель, предмет деятельности по предупреждению торговли людьми с данной целью, субъекты, осуществляющие такую деятельность, принципы, в соответствии с которыми она должна вестись, формы ее осуществления, а также на суд научной общественности выносятся предложения по оптимизации данного вида деятельности правоохранительных органов.

Ключевые слова: торговля людьми, сексуальная эксплуатация, предупреждение торговли людьми, правоохранительные органы.

PREVENTION ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES HUMAN TRAFFICKING FOR THE PURPOSE OF SEXUAL EXPLOITATION

Andrey V. Staroverov,

Applicant of the Department of Criminology

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. It is explored the concept of «prevention of human trafficking for sexual exploitation», the aim, object and results of operations for the prevention of trafficking for this purpose, the subjects engaged in such activities, the principles under which it should be conducted, the forms of its implementation and the scientific community submitted proposals for optimization of the activity of law enforcement bodies.

Keywords: human trafficking, sexual exploitation, prevention of human trafficking, law enforcement agencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Староверов А.В. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):159-64.

Согласно части 1 статьи 2 УК РФ предупреждение преступлений является одной из задач Уголовного кодекса Российской Федерации. В современном русском языке глагол «предупредить» означает «отвратить что-либо, предостеречь кого-либо»1. Таким образом, словосочетание «предупреждение торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации» означает следующее: принятыми предварительно мерами отвратить вербовку, перевозку, передачу и укрывательство людей, совершаемые с целью их сексуальной эксплуатации.

Деятельность по предупреждению преступлений является одним из элементов противодействия

1 Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Путь доступа: https://scanwordbase.ru/vocabulary.php?type=tolkovyj-slovar-ozegova (дата обращения: 23.07.2020).

торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации вместе с выявлением и пресечением преступлений, предусмотренных статьей 127.1 УК РФ, сведением к минимуму последствий их совершения, в частности воздействия на лиц, ставших жертвой преступников, занимающихся совершением таких преступлений. В связи с этим представляется очевидным, что результатом решения данной задачи применительно к торговле людьми является предупреждение лица о том, как следует себя вести, чтобы не стать жертвой преступления.

Целями предупреждения торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации является предостережение людей о возможности применения по отношению к ним вербовочных действий с целью превращения в ее жертв.

Предмет деятельности по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации являются как лица, осужденные за совершение торговли людьми, так и ее потенциальные жертвы.

Субъектами деятельности по предупреждению торговли людьми, в том числе с целью сексуальной эксплуатации, являются следующие общественные образования:

- международные организации (Организация Объединенных Наций, Международная организация по миграции, Международная организация труда, различные международные ассоциации, центры, фонды);

- национальные государства;

- органы государственной власти (правоохранительные органы, дипломатические представительства, министерство образования и науки, министерство здравоохранения);

- органы местного самоуправления;

- общественные организации.

Деятельность по предупреждению торговли

людьми с целью сексуальной эксплуатации должна вестись с соблюдением конституционных принципов, прав и свобод человека и гражданина, международного публичного права и национального законодательств о торговле людьми.

Наиболее значимыми основополагающими началами деятельности по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации являются следующие принципы:

- превалирование предупредительной деятельности над «чисто» правоохранительной;

- применение допустимых законом мер ограничения прав и свобод граждан только при наличии неопровержимых доказательств совершения правонарушения;

- соблюдение принципа неотвратимости наказания за содеянное;

- привлечение широких слоев населения к осуществлению информационных акций по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации;

- соблюдение принципа применения наказания в виде лишения свободы только тогда, когда другие виды уголовного наказания не способны восстановить социальную справедливость, исправить осуж-

денное лицо, не способствуют предупреждению совершения новых преступлений;

- результативное использование достижений научно-технического прогресса в решении задач противодействия торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации;

- расширение масштабов международного сотрудничества по противодействию торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Продуктом деятельности по предупреждению торговли людьми выступают люди, прибредшие знания о том, что представляет собой торговля людьми как асоциальное явление и такая ее форма как вербовка жертв торговли людьми, и какие есть меры защиты от действий торговцев людьми.

Деятельность по противодействию торговле людьми посредством использования соответствующего законодательства, осуществления практического международного сотрудничества правоохранительных органов национальных государств, проведения глобальных и региональных мероприятий, в первую очередь информационного характера с использованием средств психологического воздействия. Например, печатных и электронных средств массовой информации. Ведется деятельность по предупреждению торговли людьми посредством реализации соответствующей процедуры, представляющей собой технологию получения искомого продукта соответствующих усилий. Результатом данной деятельности является величина снижения числа лиц, ставших жертвами торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, а эффективность определяется путем сопоставления ее цели и результатов осуществления.

Приведение данных теоретических положений обусловлено тем, что они являются теми категориями, понимание которых способствует правильной организации государством по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Результаты нашего изучения уголовных дел, возбужденных по фактам торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, указывают на то, что основную работу по ее предупреждению выполняют органы внутренних дел [5, с. 98-106]. Так, в этом направлении существенными являются показатели их работы по пресечению проституции особенно, если такая работа ведется в плановом режиме.

Работа по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации среди незащищенных слоев населения должна проводиться в постоянном режиме [1, с. 187-189].

В связи с тем, что торговлей людьми в широком масштабе занимаются организованные преступные группировки1, в том числе транснациональные, задача оказания результативного противодействия их деятельности возложена, после ликвидации в сентябре 2008 года подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России, на другие оперативно-разыскные подразделения органов внутренних дел. Результаты изучения уголовных дел показывают, что в последнее десятилетие их оперативные работники зачастую задерживают членов таких преступных группировок по результатам проведения контрольной закупки и других негласных оперативно-разыскных мероприятий.

Так, в Зеленоградском округе городе Москвы заместитель начальника оперативно-разыскной части № 4 при ОУР УВД по Зеленоградскому административному округу г. Москвы капитан полиции Н-ов, действуя под легендой при осуществлении оперативного эксперимента, получил от гражданки Канацуй М.М. согласие на передачу ему за вознаграждение малолетнего ребенка. Канацуй М.М. впоследствии была задержана при передаче ребенка. Впоследствии она была арестована и осуждена судом по статье 127.1 УК РФ. Таким образом, своевременно была пресечена деятельность транснациональной организованной преступной группы, занимавшейся торговлей людьми, в том числе как установил суд и в целях сексуальной эксплуатации2.

При этом следует сказать, что, если до 2005 года применение оперативно-разыскных сил, средств и методов, по оценке В.С. Овчинского и Ю.Г. Тор-бина, не было распространенным, то в последующие годы его использование стало обычным делом [2, с. 141].

В деятельности по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, в

1 О явлении организованной преступности см.: Староверов А.В. К вопросу о понятии организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.С. 171-173.

2 Приговор № 1-154/2011 от 13 апреля 2011 г. по уголовному делу № 1 - 154/2011 [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://sudact.ru/regular/doc/3XGYqorLieH6/ (дата обращения: 10.07.2020).

рамках своих полномочий участвуют должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Их основной функцией в деле предупреждения торговли людьми является проведение общепрофилактических мероприятий, направленных на недопущении такого рода преступных посягательств. К таким мероприятиям относятся следующие действия:

- распространение воззваний и наставлений об угрозах, которые несут в себе всесторонне необдуманные обращения в недавно созданные предпринимательские структуры по поводу трудоустройства за границей;

- выступление на радио и телевидении с информацией по данной проблеме;

- проведение бесед с населением и трудовыми коллективами.

Осуществление данных мероприятий общепрофилактического характера подготавливает граждан к распознанию им замаскированного склонения их на передачу себя под контроль организованных преступных группировок, в том числе транснациональных. Таким образом, существенно снижается возможность совершения такого рода преступных посягательств.

Особо значимым участником деятельности по предупреждению торговли с целью сексуальной эксплуатации являются должностные лица подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее по тексту - подразделения паспортно-визовой службы, ГУВМ МВД России). Обусловливается такая их оценка тем, что миграция населения и торговля людьми тесно связаны между собой. Не являются единичными случаи, когда мигранты, оказавшиеся на территории России незаконным образом, легко поддаются на обман торговцев людьми, поскольку они не только красочно рисуют прелести жизни в предлагаемой стране назначения, но и угрожают сообщением информации о незаконном пребывании вербуемого лица в Российской Федерации в ГУВМ МВД России. Отсутствие документов, подтверждающих легальность пребывания на территории России, что чревато назначением административного наказания в виде административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Феде-

рации, либо привлечением к уголовной ответственности, зачастую вынуждает потенциальных жертв торговли людьми без долгих колебаний принимать все условия вербовщиков.

Важным в деле предупреждения торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации является информирование российских граждан, собирающихся выехать за рубеж с целью трудоустройства, отдыха, в туристических целях об опасности попадания под контроль торговцев людьми. Результаты исследования показывают, что все еще велик процент туристов, относящихся несерьезно к опасности попасть в ближневосточных и североафриканских государствах в паутину торговцев людьми. Многие граждане, выезжающие за рубеж с той или иной целью, даже не имеют представления о приемах, которые используют участники транснациональных организованных преступных сообществ, занимающиеся торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации, для осуществления своих вероломных планов. Большая часть от общего числа лиц, направляющихся в зарубежные страны, имеет только общее представление о том, как надо вести себя в случае, если оказался в ситуации, которая может завершиться сексуальной эксплуатацией.

Подразделения паспортно-визовой службы также ведут контроль за коммерческими организациями, предлагающими трудоустройство за рубежом, поскольку реальной целью предложения помочь с работой за границей может быть осуществление сексуальной эксплуатации лиц, обратившихся за такой помощью. Следует иметь в виду, что многие из таких структур являются откровенно полукриминальными. В большинстве своем они маскируют свой преступный бизнес под вывеской модельных, туристических, брачных агентств, бюро по подбору работников для предоставления анимационных услуг. Зачастую такие структуры имеют устойчивые и хорошо наработанные связи с подобными структурами в зарубежных государствах, при осуществлении своей деятельности их работники без колебаний идут на неприкрытый обман клиентов, предоставление им явно недостоверной информации.

Значительный предупредительно-профилактический ресурс имеет организация конструктивного взаимодействия подразделений паспортно-визовой

службы МВД России с такими же структурами зарубежных государств, и первым долгом сопредельных с Российской Федерацией. Обусловлена данная оценка тем, что чем более согласованно такие органы ведут деятельность по противодействию торговле людьми, тем труднее транснациональным организованным преступным сообществам обращать нелегальных мигрантов в жертв торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Нельзя не сказать, что в ходе изучения уголовных дел при проведении настоящего исследования выявлена не только положительная практика противодействия органами внутренних дел торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации, но и факты совершения таких преступлений самими сотрудниками полиции. Так, в городе Кимры Тверской области 7 марта 2019 года Кимрским городским судом был вынесен обвинительный приговор бывшему заместителю начальника полиции Ю. Федорову и бывшему старшему оперуполномоченного уголовного розыска Межмуниципального отдела МВД России «Кимрский» А. Ананьеву. С применением насилия и с использованием своего служебного положения они организовали 11 женщинам условия для регулярного занятия проституцией в период с 2004 по 2011 годы. Действовали Федоров и Ананьев в тесном контакте с организованной преступной группой В. Апыхтина. Их преступная деятельность была разоблачена оперативными работниками УФСБ России по Тверской области и ОСБ УМВД России по Тверской области1.

Следует сказать, что органы государственной безопасности в деле противодействия торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации играют не менее значимую роль, чем органы внутренних дел.

Так, 12 июля 2020 года ФСБ России задержаны на территории Российской Федерации восемь, а за ее пределами шесть членов транснациональной организованной преступной группировки, специализировавшейся на торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации. Данная группировка поставляла девушек и молодых женщин, проживавших в

1 В Кимрах осудили двух высокопоставленных сотрудников полиции за превышение должностных полномочий и организацию занятий проституцией [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://vk.com/wall-136238148_23757 (дата обращения: 11.07.2020).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

разных регионах России, в Италию, Испанию и Грецию по цене 2 евро за человека1.

Информация о фактах торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации, выявляемая органами государственной безопасности и органами внутренних дел при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, имеет большое значение в деле предупреждения торговли людьми. Оперативные работники МВД России и ФСБ России, в постоянном режиме осуществляя оперативно-разыскную деятельность среди организованной преступности, получают данные, которые могут указывать на ведение транснациональными организованными преступными группировками торговли людьми под прикрытием туристических, модельных и других агентств и бюро. Такие данные, представленные в органы прокуратуры в виде официальной информации, дают им правовое основание для проведения прокурорской проверки организаций, указанных в данном документе.

ФСБ России при осуществлении деятельности по обеспечению национальной (государственной) безопасности Российской Федерации направляют свои усилия на следующее:

- выявление лиц, занимающихся торговлей людьми, и пресечение их деятельности;

- определение и устранение причин и условий, способствующих торговле людьми;

- доводят до сведения органов прокуратуры информацию о выявленных ими фактах нарушения законодательства о торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Своевременно и эффективно реагируя на поступившую такого рода информацию, органы прокуратуры действуют в направлении устранения условий торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации посредством издания указаний регулярно акцентирует внимание прокуроров на обязанности в постоянном режиме осуществлять меры превентивной направленности. Например, указания Генерального прокурора России от 28 августа 2001 г. № 52/20 «Об организации надзора за исполнением

законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений»2.

Прокурорский надзор по предупреждению торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации может быть действенным только в том случае, если органы прокуратуры незамедлительно информироваться обо всех возможных нарушениях норм правовых актов, регулирующих правоотношения, складывающиеся во всей сфере торговли людьми. Результаты нашего исследования указывают, что в условиях настоящего времени сведения о вполне допустимых фактах торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации органы прокуратуры извлекают из целого ряда информационных источников. Наиболее распространенными среди них являются следующие информационные ресурсы:

- сообщения и заявления граждан о пред принимавшихся по отношению к ним попытках сексуальной эксплуатации;

- информация органов внутренних дел и органов государственной безопасности;

- публикации в печатных и сообщения в электронных средствах массовой информации;

- информация органов пограничного контроля о невозвращении граждан, выехавших за пределы Российской Федерации, направленная в связи с тем, что срок их возвращения на территорию России давно прошел;

- сообщения таможенных органов по фактам обоснованного пресечения выезда за границу молодых женщин и девушек, являющихся гражданками Российской Федерации, у которых не было при себе ни билета в обратную сторону, ни достаточных средств для его приобретения;

- информация, почерпнутая из расследуемых следователями СК РФ, МВД России уголовных дел, возбужденных по фактам торговли людьми или покушения не ее совершения.

Особо пристальное внимание работники прокуратуры уделять анализу содержания публикаций

1 ФСБ поймала банду, снабжавшую Европу проститутками [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://www. infox.ru/news/32/32380-fsb-pojmala-bandu-snabzausuu-evropu-prostitutkami (дата обращения: 12.07.2020).

2 Указание Генерального прокурора России от 28 августа 2001 г. № 52/20 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений» [Электронный ресурс] // Путь доступа: https:// base.garant.ru/1353735/ (Приказом Генеральной прокуратуры от 16 января 2012 г. № 7 настоящее указание признано утратившим силу, применяется в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»).

и сообщений в средствах массовой информации по следующим причинам.

Одной из причин, обусловливающих такое внимание к данным источникам информации, является то, что в них размещается скрываемая под красивой рекламой туристических агентств, бюро по трудоустройству за границей информация о преступной деятельности транснациональных организованных преступных группировок, специализирующихся на торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации [4, с. 92-97]. В силу того, что, как показывают результаты изучения уголовных дел, абсолютное большинство выявленных таких бюро и агентств не имели права организовывать выезд граждан за пределы России, рекламные объявления такого рода подлежат доскональному изучению работниками органов прокуратуры.

Другой такой причиной является то, что на страницах газет, интернет-сайтах размещаются рекламные объявления, призывающие мужчин расслабиться в сауне, ночном клубе, где их встретит опытный персонал, готовый выполнить любое желание клиента. Вполне вероятно, что среди таких работников могут быть и женщины, подвергаемые сексуальной эксплуатации.

Значительный профилактический ресурс имеет организация органами внутренних дел конструктивного взаимодействия с теми правоохранительными органами зарубежных государств, прежде всего государств-участников СНГ, которые непосредственно осуществляют противодействие торговле людьми. Обусловливается такая оценка профилактического потенциала их делового сотрудничества тем, что чем выше степень их взаимодействия, тем труднее транснациональным организованным преступным группировкам превращать лиц, оказавшихся в поле их зрения, в жертв торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации.

Исходя из сказанного выше, предлагаем следующее:

- продолжать работу по информированию населения России по вопросам проблематики торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации с использованием средств массовой информации, учебно-образовательных программ;

- создать реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые принимали

участие в недобросовестной отправке граждан Российской Федерации за рубеж;

- создать открытую единую общероссийскую информационно-справочную систему, в которой накапливалась и систематизировалась бы информация по фактам торговли людьми на территории России и российскими гражданами за рубежом. Цель создания данной системы состоит в том, чтобы обеспечить судебной защитой в Европейском суде по правам человека всех российских граждан, подвергшихся сексуальной эксплуатации за рубежом. Целесообразность такой системы не вызывает сомнения, поскольку прецедент компенсации жертвам торговли людьми ЕСПЧ создан1.

Литература

1. Попова Ю.А. Незаконная торговля людьми. Предупреждение, пресечения и профилактика // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 187-189.

2. Противодействие торговле людьми в Российской Федерации: науч. докл. / под ред. В.С. Овчинского, Ю.Г. Торбина. М.; Норма, 2009. 2008 с.

3. Староверов А.В. К вопросу о понятии организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.

4. Староверов А.В. Механизмы вербовки людей для торговли с целью сексуальной эксплуатации и предотвращение возможности оказаться ее жертвами // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2019. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Староверов А.В. Уголовная ответственность за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. Актуальные вопросы судебной практики: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 175 с.

1 18 июля 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Грецию выплатить в общей сложности 48 тыс. евро трем россиянкам, признанным жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Судьи ЕСПЧ пришли к выводу, что власти Греции нарушили ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека («Запрещение рабства и принудительного труда»), не предприняв достаточных усилий для привлечения к ответственности виновных в торговле людьми, не предотвратив это преступление и не проведя эффективного расследования. [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://realnoevremya.ru/ articles/146038-rabstvo-xxi-veka-pochemu-v-mire-prodolzhayut-torgovat-lyudmi (дата обращения: 25.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.