Научная статья на тему 'Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции зарубежных стран'

Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
745
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЮДЕЙ / TRANSNATIONAL ORGANIZED CRIME / HUMAN TRAFFICKING / CRIMINOLOGICAL EXAMINATION / OPERATION OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миннебаев Рустам Хамзович

Статья посвящена изучению потенциала законодательного инструментария в вопросах противодействия транснациональной организованной преступности и торговле людьми. Особый акцент сделан на значение проведения криминологической экспертизы законов и взаимодействие правоохранительных органов разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction to human trafficking: criminal and legal and criminological interaction of police of Russia and staff of criminal police of foreign countries

The article is devoted to studying of potential of legislative tools in questions of counteraction of a transnational organized crime and human trafficking. The special emphasis is placed on value of carrying out criminological examination of laws and interaction of law enforcement agencies of the different countries.

Текст научной работы на тему «Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции зарубежных стран»

Миннебаев Р.Х. Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции...

Миннебаев Рустам Хамзович Minnebayev Rustam Hamzovich

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), senior teacher of chair administrative activity of department of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: rust86NN@yandex.ru

Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции зарубежных стран

Counteraction to human trafficking: criminal and legal and criminological interaction of police of Russia and staff of criminal police of foreign countries

Статья посвящена изучению потенциала законодательного инструментария в вопросах противодействия транснациональной организованной преступности и торговле людьми. Особый акцент сделан на значение проведения криминологической экспертизы законов и взаимодействие правоохранительных органов разных стран.

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, торговля людьми, криминологическая экспертиза, эксплуатация людей.

The article is devoted to studying of potential of legislative tools in questions of counteraction of a transnational organized crime and human trafficking. The special emphasis is placed on value of carrying out criminological examination of laws and interaction of law enforcement agencies of the different countries.

Keywords: transnational organized crime, human trafficking, criminological examination, operation of people.

Организованная преступность, а сегодня это модифицированный и более опасный за счет своей транснациональности феномен, представляет угрозу не только отдельно взятым государствам, но и целым регионам и всему мировому сообществу. В структуре деятельности современной транснациональной организованной преступности высокодоходным направлением выступает торговля людьми. Специалисты оперируют различными данными относительно масштабов торговли людьми, что напрямую связано с проблемами противодействия организованной преступности путем выработки достойного и наиболее эффективного инструментария. Официальным ответом на современные вызовы следует считать политическую волю, воплощенную в законодательных, правоинтерпретационных, правоприменительных решениях.

Предварительным базисом для таких решений нередко, по крайней мере с точки зрения рационального, а может быть, идеалистического подхода (главное, не утопического), служат научно обоснованные концепты. Собственно, именно в этом видится особая миссия научной экспертизы, в том числе криминологической.

За последние годы наблюдается рост подобных преступлений. Так, в 2004 году по статье 127.1 УК

РФ совершено 17 преступлений (выявлено 4 человека), в 2005 — уже 60 преступлений (24 человека), в 2006 — 106 преступлений (выявлено 45 человек), в 2007 году совершено 104 преступления (выявлено 55 человек), в 2008 — 57 преступлений (67 человек), в 2009 — уже 110 преступлений (84 человека), в 2010 году зарегистрировано 103 преступления, связанных с торговлей людьми [1]. Проблема заключается в том, что официальная статистика не учитывает большой латентности преступлений данного вида, о чем неоднократно сообщалось в официальных докладах ООН и Совета Европы и постоянно указывается в документах международных общественных организаций.

В России преступления, связанные с торговлей людьми, введены в УК РФ лишь с 2003 году. До этого времени в УК РФ существовала статья 152, в которой предусматривалась уголовная ответственность за торговлю несовершеннолетними. Пробелы в уголовном законодательстве были устранены Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», который ввел в действие статью 127.1 «Торговля людьми», ознаменовавшую собой унификацию понятия «торговля людьми» и введение его в терминологический оборот на законодатель-

122

Юридическая наука и практика

ном уровне [2]. Но одновременно с этим статья 153 УК РФ утратила силу.

В законодательствах различных стран по-разному понимается сущность торговли людьми. Анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает, что необходимо международное сотрудничество в борьбе с торговлей людьми (таблица 1).Таким образом, практически весь мир превращается в единое криминальное пространство. Успешная борьба с международной организованной преступностью объективно становится в этих условиях общей задачей, не поддающейся решению изолированными силами одной страны либо даже группы стран [3, с. 18].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что различия в законодательстве стран влияют и на взаимодействие правоохранительных органов в расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми. Сложность заключается в выработке единых действий для пресечения и предупреждения совершения указанных преступлений.

Противодействию торговле людьми препятствует несовершенство российского законодательства в области борьбы с торговлей людьми, в частности, отсутствие специального комплексного закона, на-

правленного на противодействие торговле людьми [4, с. 161].

Сложность в расследовании и раскрытии торговли людьми заключается в том, что существуют проблемы взаимодействия российских органов внутренних дел и органов зарубежных стран в этой сфере. Очень сложно, а иногда и невозможно привлечь иностранных граждан к уголовной ответственности за торговлю людьми либо за незаконное усыновление, которое зачастую маскирует истинное преступление [5].

В этой ситуации международное сотрудничество необходимо, так как оно играет важную роль при расследовании указанных преступлений, поскольку современный период глобализации влечет «качественное и количественное изменение преступности, в том числе ее интернационализацию, то есть возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов» [6, с. 280].

Основным направлением сотрудничества зарубежных стран в уголовной сфере является обмен информацией, которую можно подразделить на оперативную, справочную и криминалистическую, также государства оказывают правовую помощь по расследованию уголовных дел.

Таблица 1

Уголовное законодательство зарубежных стран по борьбе с торговлей людьми

Страны назначения Страны- поставщики Правовое регулирование Особенности

Германия Россия,Украина, Молдова, Польша, Чехия Раздел 13 Уголовного кодекса ФРГ «Преступные деяния против полового самоопределения» Уголовное законодательство Германии практически не регулирует торговлю людьми. Оно упорядочивает отношения в сфере проституции

Франция Того, Бенин, Сенегал, Марокко, Индонезия, Филиппины, Албания, Молдова, Румыния Отсутствуют статьи по торговле людьми Франция — страна назначения и транзита для женщин и детей.

Италия Страны Восточной Европы,Азии и Африки Гл. 3 УК Италии «О преступлениях против личной свободы» Также в Италии существует «Закон о торговле людьми». Он направлен на взаимодействие различных ведомств в сфере борьбы и противодействия торговле людьми

США Страны Восточной Европы,Азии и Африки Закон о белом рабстве, Закон о защите жертв домашнего насилия и торговле людьми Американское законодательство направлено на пресечение торговли людьми — оно в мире самое прогрессивное

Великобритания Чехия, Польша, Венгрия, Китай, Пакистан, Индия Акт о сексуальных преступлениях В законе отражена только сексуальная эксплуатация человека, в то время как торговля людьми практически не затронута

Турция Украина, Молдова, Беларусь, Таджикистан, Индия Раздел 2 УК Турции «Преступления против свободы» ст. 201/Ь Закон фактически не действует

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)

123

Миннебаев Р.Х. Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции...

Миннебаев Р.Х. Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции...

Международное сотрудничество осуществляется на правовой основе в виде международных конвенций и договоров. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248, МВД РФ организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность(разд. 2, ч. 12, п. 11), организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам (разд. 2, ч. 12, п. 13) и взаимодействует в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере внутренних дел (разд. 2, ч. 13, п. 9).

Взаимодействие стран в расследовании торговли людьми осуществляется в рамках международной организации уголовной полиции — Интерпола, которая объединяет усилия почти всех государств мира в борьбе против преступности.

Российские органы внутренних дел взаимодействуют по каналам Интерпола через Национальное центральное бюро Интерпола, которое структурно входит в состав МВД России. Правоохранительные органы Российской Федерации имеют право запрашивать содействия зарубежных коллег в проверке необходимой информации по каналам Интерпола, а также пользоваться банками данных, находящимися в штаб-квартире Интерпола в Лионе (Франция), которые касаются транснациональной преступности и международных преступников при расследовании торговли людьми.

Правовая помощь по уголовным делам состоит в осуществлении (по соответствующему запросу) компетентными органами одного государства тех действий, выполнение которых необходимо для расследования торговли людьми или его рассмотрения в суде в другом (запрашиваемом) государстве. В большинстве случаев правовая помощь по уголовным делам оказывается в виде исполнения запросов судебно-следственных органов другого государства о производстве отдельных процессуальных действий (к примеру, о проведении обыска, изъятия, экспертизы, допроса обвиняемого, подсудимого, потерпевшего), а также путем передачи вещей, которые могут иметь значение доказательств или приобретены преступным путем.

Итак, глобализация современной жизни людей увеличивает масштабы интернациональной преступности, которая распространяется на другие регионы и страны. Поэтому остро встает вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, так как контролировать такие преступления на уровне отдельных государств практически невозможно. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, в свою очередь, нуждается в наличии правового, организационного и научного обеспечения. На данный момент все правовое обеспечение сводится к общим международным договорам и конвенциям, которые регулируют взаимодействие правоохранительных органов по получению той или иной информации. Транснационализация преступности требует разработки конкретных положений и регламентов взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с торговлей людьми.

Примечания

1. Данные ГИАЦ МВД РФ.

2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 декабря.

3. Олимпиев А.Ю. Международное сотрудничество в противодействии торговле людьми. М., 2011.

4. Шалимов Е.Е. Уголовно-правовые и криминологические проблемы торговли людьми: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

5. Абрамова С.Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

6. Кручинина Н.В. Проблемы теории и практики проверки достоверности уголовно-релевантной информации в досудебном процессе. М., 2003.

Notes

1. Data of GIATs of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation.

2. About modification and additions in the Criminal code of the Russian Federation: federal law of the Russian Federation of December 8, 2003 № 162-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2003. December 16.

3. OlimpiyevA.Yu. The international cooperation in human trafficking counteraction. Moscow, 2011.

4. Shalimov E.E. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy torgovli ljud’mi: dissertation... candidate of legal sciences. Saratov, 2007.

5. Abramova S.R. Metodika rassledovanija torgovli ne-sovershennoletnimi, podmeny rebenka i nezakonnogo usy-novlenija: author’s abstract... candidate of legal sciences. Saratov, 2009.

6. Kruchinina N.V. Problemy teorii i praktiki proverki dosto-vernosti ugolovno-relevantnoj informacii v dosudebnom pro-cesse. Moscow, 2003.

12П

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.