Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / УЧАСТНИКИ СНГ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Староверов Андрей Владимирович

Проводится общий обзор состояния правового регулирования противодействия торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации в ряде государств - участников Содружества Независимых Государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Староверов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEGISLATION ON COUNTERING HUMAN TRAFFICKING FOR THE PURPOSE OF SEXUAL EXPLOITATION IN INDIVIDUAL MEMBER STATES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Provided a general overview of the state of legal regulation of combating trafficking in persons for the purpose of sexual exploitation in a number of member States of the Commonwealth of Independent States.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10472

ББК 67.51 © А.В. Староверов, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Андрей Владимирович Староверов, соискатель кафедры криминологии

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: astaroverov3097@gmail.com

Аннотация. Проводится общий обзор состояния правового регулирования противодействия торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации в ряде государств — участников Содружества Независимых Государств.

Ключевые слова: торговля людьми, сексуальная эксплуатация, международно-правовой акт, государства — участники СНГ.

ANALYSIS OF LEGISLATION ON COUNTERING HUMAN TRAFFICKING

FOR THE PURPOSE OF SEXUAL EXPLOITATION IN INDIVIDUAL MEMBER STATES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Andrey V. Staroverov, Applicant of the Department of Criminology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: astaroverov3097@gmail.com

Abstract. Provided a general overview of the state of legal regulation of combating trafficking in persons for the purpose of sexual exploitation in a number of member States of the Commonwealth of Independent States. Keywords: human trafficking, sexual exploitation, international legal act, CIS member States.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Староверов А.В. Анализ законодательства о противодействии торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации отдельных государств — участников Содружества Независимых Государств. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):154-7.

Общеизвестным является, что торговля людьми приносит запредельно высокий доход лицам, занимающимся ею. По этой причине торговлей людьми как преступным помыслом в последние два-три десятилетия активно стали заниматься транснациональные организованные преступные сообщества. Данное обстоятельство побудило государства, являющиеся участниками СНГ, активно формировать законодательство о противодействии торговле людьми, осуществляемой с целью сексуальной эксплуатации, направленное на ликвидацию данного асоциального явления [3, с. 24-26].

Так, Азербайджанская Республика в последние де-

сятилетия присоединилась к «Конвенции о рабстве», «Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», «Брюссельской Декларации по борьбе с торговлей людьми», «Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью» и протоколам к ней, «Конвенции об усыновлении детей со стороны иностранных граждан» и другим международным соглашениям по вопросам противодействия торговле людьми. В развитие их положений Распоряжением Президента Азербайджанской Республики 6 мая 2004 года введен в действие «Национальный План Деятельности по борьбе с торговлей людьми в Азербайджан-

ской Республике»1 (далее по тексту — План), предусматривающий мероприятия, подлежащие выполнению в соответствии с ним. Основные мероприятия Плана предполагают улучшение материально-технического обеспечения государственных органов, специализирующихся на противодействии торговле людьми, повышение качества и объема помощи ее жертвам, их реабилитации, работы по профилактике торговли людьми, а также усиление сотрудничества государств по данным вопросам, и решение насущных задач, связанных с уголовным преследованием торговцев людьми. Согласно Плану создан внутригосударственный орган, осуществляющий координацию деятельности государственных структур и общественных организаций по противодействию торговле людьми, сформировано Управление по борьбе с торговлей людьми МВД Азербайджана2. В 2005 году вступил в силу Закон Азербайджанской Республики «О борьбе с торговлей людьми»3. В нем приводится значение терминов, относящихся к противодействию торговле людьми, осуществляемой с целью сексуальной эксплуатации, в том числе и определение ее потенциальной жертвы.

В Армении, которая тоже присоединилась к указанным базовым международно-правовым договорам, реализуется «Национальная программа организации борьбы с трафикингом и эксплуатацией людей в Республике Армении на 2019-2021 годы»4. Точно ей следуя, Армения активно и успешно сотрудничает с теми подразделениями правоохранительных органов зарубежных государств, международными структурами и национальными общественными организациями, которые специализируются на противодействии торговле людьми, осуществляемой с целью сексуальной эксплуатации. С целью систематизации такой деятельности в Армении еще в 2007 году Решением Премьер-министра Армении № 861-А учрежден «Совет по вопросам эксплуатации людей (трафикинга) в

1 См.: Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 6 мая 2004 года «Об утверждении Национального Плана Деятельности по борьбе с торговлей людьми в Азербайджанской Республике» [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://azertag.az/ru/xeber/ RASPORYAZHENIE_PREZIDENTA_AZERBAIDZHANSKOI_ RESPUBLIKI__OB_UTVERZHDENII_NACЮNALNOG (дата обращения 18.05.2020).

2 См.: Азербайджан подготовил план по борьбе с торговлей людьми [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://news.day.az/ роШ^/1115782.Йт1 (дата обращения 25.04.2020).

3 См.: О борьбе с торговлей людьми: Закон Азербайджанской республики [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://www. legislationline.org/download/id/4309/ file/Azer_law_on_fight_against_ trafficking_2005_ru.pdf (дата обращения 21.04.2020).

4 См.: В правительстве состоялось заседание Совета по вопросам

борьбы с трафикингом и эксплуатацией людей [Электронный ресурс] /

Путь доступа: https://www.gov.am/ru/news/item/9534/ (дата обращения

12.04.2020).

Республике Армения»5.

Республика Беларусь в конце 1990 годов столкнулась с проблемой торговли людьми, которой активно занимались организованные преступные сообщества, поскольку такой преступный промысел приносил им баснословную прибыль. Беларусь не только признала, что проблема торговли людьми действительно имеет место быть, но определила ее как создающую серьезную угрозу национальной безопасности, начала работу по ликвидации причин и условий торговли людьми, приступила к полномасштабной борьбе с такими преступными группировками [1]. Противодействие торговле людьми среди направлений государственной политики стало считаться одним из важнейших. По этой причине Президентом Беларуси деятельность государственных органов по противодействию торговле людьми прокуратурой Беларуси была взята под особый контроль. С целью формирования результативной системы противодействия торговле людьми национальное законодательство Беларуси приведено в соответствие с международно-правовыми принципами и нормами.

Уголовный кодекс Республики Беларусь был дополнен статьями, предусматривающими возможность назначения за совершение торговли людьми и преступления, связанные с ней, уголовного наказания в виде лишения свободы со штрафом. Например, статьи 181. Торговля людьми, 185. Принуждение, 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, 187. Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей УК Беларуси.

Реализовывая поручение Правительства Республики Беларусь, МВД Беларуси разработало план действий, направленных на ликвидацию торговли людьми как негативного социального явления6. Мероприятия данного плана стали основой для «Государственной программы комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции» (далее — Программа)7.

Программой предусматривается комплексное осуществление организационно-правовых, профилакти-

5 См.: Решение Премьер-министра Армении № 861-А «Об учреждении Совета по вопросам эксплуатации людей (трафикинга) в Республике Армения» [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://yandex.ru/ search/?text=Решением%20Премьер-министра%20Армении%20N^%20 861-А%20создан%20«Совет%20по%20во (дата обращения 07.05.2020).

6 См.: О торговле людьми как асоциальном явлении смотри: Староверов А.В. Социально-криминологическая и правовая природа торговли людьми / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природа, общество, человек» (Государственный университет «Дубна», 27-29 ноября 2019 г., г. Дубна, Московская область).

7 См.: О Государственной программе комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2001г. № 1636 [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://belzakon.net (дата обращения 13.04.2020).

ческих, социальных и медицинских мер. Целью их реализации является оптимально быстрое сокращение масштабов торговли людьми, а затем и ее ликвидация как асоциального явления, помощь жертвам торговли людьми относительно адаптации в общество, расширение международного сотрудничества по вопросам противодействия ей.

Беларусь также является государством-участником всех международных конвенций и других соглашений по тем или иным аспектам борьбы с практическим осуществлением торговли людьми. Чтобы привести нормативные правовые акты Республики Беларусь в соответствие с принципами и нормами, закрепленными в международно-правовых актах, Президентом Беларуси издан Декрет Президента Беларуси № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» (далее по тексту — настоящий Декрет)1. Настоящим Декретом установлены правовые и организационные основы деятельности коммерческих организации, занимающихся устройством знакомств граждан Беларуси с гражданами иностранных государств с целью заключения между ними брака, коммерческих организаций, занимающихся подбором граждан Беларуси для работы за рубежом в качестве моделей и фотомоделей, правил усыновления (удочерения), определено значение того, что обозначает термин «торговля людьми». С целью создания качественной организационно-правовой основы защиты граждан, ставших жертвами торговли людьми, Президентом Беларуси издан Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» (далее по тесту — настоящий Указ)2.

В настоящем Указе дано определение тому, что представляет собой жертва торговли людьми, названы меры, обеспечивающие безопасность, социальную помощь и восстановление физического и психического здоровья людей, оказавшихся в состоянии жертвы торговли людьми, определены правила временного пребывания на территории государства таких лиц, являющихся иностранными гражданами или апатридами, условия освобождения от привлечения к уголовной ответственности лиц, которые аргументировано подозреваются в причастности к совершению преступления, предусмотренного статьей 181. Торговля людьми Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из сказанного вытекает, что законодательство Бе-

1 См.: О некоторых мерах по противодействию торговле людьми: Декрет Президента Республики Беларусь № 3 [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://belzakon.net (дата обращения 20.04.2020).

2 См.: О предотвращении последствий торговли людьми: Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://belzakon.net (дата обращения 15.04.2020).

ларуси о противодействии торговле людьми создано в полном соответствии с международно-правовыми началами (принципами) и нормами с учетом особенностей торговли людьми, совершаемой на территории Беларуси.

Активность ведения Республикой Казахстан деятельности, направленной на эффективное практическое осуществление противодействия торговле людьми, обусловлена тем, что Казахстан является наиболее экономически развитым государством Центральной Азии, что сделало его центром притяжения мигрантов из других центрально-азиатских государств. Республикой Казахстан также как Азербайджаном, Арменией и Беларусью ратифицированы в начале — середине 2000-х годов «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми», «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами», Заключительный протокол к ней3. В настоящее время Казахстан продолжает проводить политику реализации положений данных правовых актов. Так, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 октября 2018 г. № 609 одобрен «План мероприятий Правительства Республики Казахстан по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений, связанных с торговлей людьми, на 2018 — 2020 годы»4.

В связи с тем, что Кыргызстан является как страной возникновения, так и страной, через территорию которой осуществляется перемещение жертв торговли людьми, совершаемой с целью сексуальной эксплуатации, в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона торговля людьми в силу действия статей 19 и 171 Уголовного кодекса Кыргызской Республики относится к тяжким преступлением. Также в настоящее время на всей территории Кыргызстана является действующим Закон Кыргызской Республики «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми»5, следование которому придает целенаправленность ведению борьбы с торговлей людьми, осуществляемой с сексуальной эксплуатацией, защите законных прав и интересов ее жертв. Органами вну-

3 См.: О подписании «Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» и Заключительного протокола [Электронный ресурс] / Путь доступа: http://adilet.zan.kz/ гшЛк^/Ш40001460_/сотраге (дата обращения 10.04.2020).

4 См.: О плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2018 — 2020 г. [Электронный ресурс] / Путь доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000609 (дата обращения 05.04.2020).

5 См.: Закон Кыргызской Республики от 17 марта 2005 года № 55 ««О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2018 г.) [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30301630#pos=0;0 (дата обращения 22.06.2020).

тренних дел и органами национальной безопасности Кыргызстана в соответствии с предписаниями Указа Президента Кыргызстана «О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике»1 осуществляется согласно единому плану комплекс оперативных и оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью своевременное выявление и оптимально быструю ликвидацию каналов торговли людьми.

Вопросы торговли людьми и связанной с ней незаконной миграции с начала 2000-х годов являются особо актуальными и для Республики Таджикистан. По этой причине в 2003 году в Уголовный кодекс Республики Таджикистан была включена статья 130(1). Торговля людьми, которой законодатель Республики Таджикистан установил, что торговля людьми, осуществляемая с целью эксплуатации жертвы торговли людьми, независимо от ее согласия, называется лишением свободы.

В 2004 году в Таджикистане принят и вступил в силу Закон Республики Таджикистан «О борьбе против торговли людьми»2. Данный законодательный акт среди прочего дает определение торговли людьми, определяет виды преступлений, связанных с ней, называет государственные органы, занимающиеся в том или ином виде деятельностью, направленной на практическое осуществление противодействия торговле людьми, устанавливает их компетенцию, основы профилактики такой деятельности. В соответствии с ним в Таджикистане каждые три года разрабатывается Национальный план действий Правительства Республики Таджикистана по борьбе с торговлей людьми3. В настоящее время выполняется такой План, рассчитанный на 2019 — 2021 годы. Согласно ему в Таджикистане в плановом порядке осуществляются соответствующие ситуации правовые и организационные меры, меры психологической поддержки и социальной реабилитации жертв торговли. В 2008 году внесены изменения в часть 1 статьи 130(1). Торговля людьми. УК Таджикистана. Действующая редакция данной статьи в настоящее время находится в стопроцентно полном соответствии с Протоколом о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно женщи-

1 См.: Указ Президента Кыргызстана от 21 апреля 2002 года УП № 94 «О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике» [Электронный ресурс] / Путь доступа: http:// cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/3726 (дата обращения 07.07.2020).

2 См.: О борьбе против торговли людьми: Закон Республики Таджикистан. [Электронный ресурс] / Путь доступа: https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8258 (дата обращения 02.04.2020).

3 См.: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2019 года, № 80 «О Национальном плане по противодействию торговле людьми в Республике Таджикистан на 2019-2021 годы» [Электронный ресурс] / Путь доступа: http://www.adlia.tj/show_doc. fwx?rgn=133463 (дата обращения 07.07.2020).

нами и детьми, и наказании за нее.

Из сказанного выше логически вытекают следующие выводы:

• все страны мира в соответствии с международно-правовыми документами ведут активную правовую работу, направленную на ликвидацию на своей территории торговли людьми, осуществляемой с целью сексуальной эксплуатации, поскольку самостоятельно справиться с ней невозможно в силу того, что торговля людьми приносит баснословный доход транснациональной организованной преступности, занимающейся ею;

• главы и законодательные органы государств-участников СНГ, вовремя разглядев особую опасность торговли людьми для национальной безопасности и граждан своих государств, принимают действенные правовые и практические меры по ликвидации торговли людьми, осуществляемой с целью сексуальной эксплуатации.

Литература Староверов А.В. К вопросу о понятии организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. Староверов А.В. Социально-криминологическая и правовая природа торговли людьми / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природа, общество, человек» (Государственный университет «Дубна», 27-29 ноября 2019 г., г. Дубна, Московская область).

Староверов А.В. Уголовная ответственность за торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. Актуальные вопросы судебной практики: монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 175 с.

2.

3.

2.

3.

References

Staroverov A.V. To a question about the concept of organized crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. № 1.

Staroverov A.V. Socio-criminological and legal nature of human trafficking / Materials of the all-Russian scientific and practical conference "Nature, society, man" (Dubna State University, November 27-29, 2019, Dubna, Moscow region). Staroverov A.V. Criminal liability for human trafficking for the purpose of sexual exploitation. Topical issues of judicial practice: monograph / Moscow: UNITY-DANA, 2020. 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.