Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОЮЗА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК ЦЕЛЬ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ'

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОЮЗА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК ЦЕЛЬ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
309
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / СОГЛАШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ / СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION / HUMAN TRAFFICKING / AGREEMENTS / COMBATING HUMAN TRAFFICKING / UNION OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нимировский Виталий Валерьевич

В статье рассматриваются направления международно-правового сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), где достигнуты результаты в сфере предотвращения и противодействия торговле людьми. Роль государств-участников СНГ прослеживается в практических программных мероприятиях по обеспечению сотрудничества в противодействии и предупреждении торговле людьми. Проанализированы международно-правовые соглашения, принятые в рамках СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми. Сделан акцент на то, что при выработке национальных правовых основ в борьбе с торговлей людьми с учетом специфики региона, государствам-участникам СНГ необходимо использовать опыт в данной сфере, закрепленный в международно-правовых документах. Показана необходимость ответственности государств-участников СНГ в дальнейшем укреплении правовых соглашений сотрудничества и выполнения правовых обязательств по соглашениям в предупреждении и противодействии торговле людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нимировский Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISM FOR COOPERATION BETWEEN STATES PARTIES TO THE UNION OF INDEPENDENT STATES AS A GOAL IN COMBATING TRAFFICKING IN PERSONS

The article discusses the areas of international legal cooperation within the framework of the Commonwealth of Independent States (CIS), where results have been achieved in the field of preventing and combating human trafficking. The role of CIS member States can be seen in practical programmatic measures to ensure cooperation in countering and preventing trafficking in persons. International legal agreements adopted within the framework of the CIS in the field of combating human trafficking were analyzed. The emphasis was placed on the need for CIS member States to draw on the experience of international legal instruments in developing national legal frameworks to combat trafficking in persons, taking into account the specificities of the region. The need for the responsibility of the CIS member States to further strengthen legal agreements on cooperation and fulfil legal obligations under agreements in preventing and combating trafficking in persons is shown.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОЮЗА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ КАК ЦЕЛЬ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ»

УДК 341

РО! 10.23672/с9305-5305-5443-ш

Нимировский Виталий Валерьевич

соискатель кафедры международного и европейского права юридического факультета, Казанский федеральный университет sktmk1@mail.ru

Vitaly V. Nimirovsky

Candidate of the Department

of International and European Law,

Faculty of Law,

Kazan Federal University

sktmk1@mail.ru

Правовой механизм

сотрудничества государств-участников союза независимых государств как цель в борьбе с торговлей людьми

Legal mechanism

for cooperation between states parties to the union of independent states as a goal in combating trafficking in persons

Аннотация. В статье рассматриваются направления международно-правового сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), где достигнуты результаты в сфере предотвращения и противодействия торговле людьми. Роль государств-участников СНГ прослеживается в практических программных мероприятиях по обеспечению сотрудничества в противодействии и предупреждении торговле людьми. Проанализированы международно-правовые соглашения, принятые в рамках СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми. Сделан акцент на то, что при выработке национальных правовых основ в борьбе с торговлей людьми с учетом специфики региона, государствам-участникам СНГ необходимо использовать опыт в данной сфере, закрепленный в международно-правовых документах. Показана необходимость ответственности государств-участников СНГ в дальнейшем укреплении правовых соглашений сотрудничества и выполнения правовых обязательств по соглашениям в предупреждении и противодействии торговле людьми.

Ключевые слова: Международно-правовое сотрудничество, торговля людьми, соглашения, противодействие торговле людьми, Союз Независимых Государств.

Annotation. The article discusses the areas of international legal cooperation within the framework of the Commonwealth of Independent States (CIS), where results have been achieved in the field of preventing and combating human trafficking. The role of CIS member States can be seen in practical programmatic measures to ensure cooperation in countering and preventing trafficking in persons. International legal agreements adopted within the framework of the CIS in the field of combating human trafficking were analyzed. The emphasis was placed on the need for CIS member States to draw on the experience of international legal instruments in developing national legal frameworks to combat trafficking in persons, taking into account the specificities of the region. The need for the responsibility of the CIS member States to further strengthen legal agreements on cooperation and fulfil legal obligations under agreements in preventing and combating trafficking in persons is shown.

Keywords: International legal cooperation, human trafficking, agreements, combating human trafficking, Union of Independent States.

Мировое сообщество, под которым понимается человечество и среда обитания, в настоящее время особенно остро столкнулось с проблемой торговли людьми. Международно-правовая основа понятия «торговля людьми» содержится в Палермском протоколе (2000г.). Данный нормативно-правовой акт стал своеобразной парадигмой, определяющей нормы сотрудничества государств в борьбе с торговлей людьми. Безусловно, для государств-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ) Палермский протокол является основополагающим документом и ориентиром в соблюдении обязательств по противодействию торговле людьми. Однако исследование данной проблемы должно носить комплексный, междисциплинарный характер.

Применительно к «торговле людьми» международно-правовая дефиниция данного понятия включает:

- цели (трансплантация органов, сексуальная эксплуатация);

- способы воздействия (похищение, ние, психическое, физическое).

принужде-

Отметим, что ни международные соглашения, ни отмена рабства не искоренили торговлю людьми. И в наши дни женщины, мужчины и дети во всем мире становятся жертвами работорговли. Торговля людьми в современных условиях рассматривается не только как превращение человека в

рабство, но и как продукт международного бизнеса.

С точки зрения юриста-международника Эммера де Ваттеля: «нации или государства являются политическими единствами, обществами людей, объединившихся, чтобы обеспечить совместными усилиями свою безопасность» [3, с. 253].

Так, Т.И. Соловей отмечает, что вопросы предупреждения и противодействия торговле людьми инициировались достаточно активно уже в XIX -начале XX, но в условиях усиливающейся глобализации, кризисных процессов в мировой политической и экономической системе особо остро создаются условия для увеличения масштабов совершения преступлений [9, с. 31].

Дополнением к данным высказываниям является точка зрения Ричарда Пиатровича о роли ответственности отдельного государства в решении вопросов торговли людьми: «торговля людьми является серьезным преступным деянием, требующим эффективного реагирования, как на национальном, так и международном уровнях. Однако государство не может считать, что оно не несет никакой ответственности. Обязательства в области прав человека распространяются на всех лиц (граждан и неграждан), находящихся под юрисдикцией государств, включая жертв торговли людьми. Несоблюдение этого требования влечет за собой ответственность государства» [13, с. 83].

С учетом вышесказанного необходимо подчеркнуть приоритетность взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в обеспечении механизма противодействия торговле людьми в рамках правового поля, поскольку торговля людьми - угроза национальной безопасности стран СНГ. Сотрудничество на территории Союза Независимых Государств признано важным в международном регулировании по предупреждению и противодействию торговле людьми. А единство международно-правового дискурса стран Союза Независимых Государств, не допускающее торговлю людьми выступает как побуждение к сотрудничеству.

Одним из основных документов, который регламентирует вопросы противодействия торговли людьми, является «Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью». В данном документе подчеркивается значимость сотрудничества в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, в особенности - торговли людьми.

Отметим, что Соглашение, является своеобразным ориентиром сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств.

Возникновение проблемы противодействия торговли людьми, особенно самой распространенной ее разновидности - торговли в целях сексуальной эксплуатации, в Содружестве Незави-

симых Государств во многом связаны с географическим положением. Через территорию пролегают основные транспортные пути из СНГ в западноевропейские государства. Географическое положение России, выгодное с точки зрения экономики, способствует и проявлению крайне негативных явлений, связанных с включением территории России в сферу деятельности транснациональных организованных преступных группировок. Во многом этому способствует интернационализация легальной экономической деятельности, которая сопровождается аналогичными процессами в сфере теневой экономики, лежащими в основе возникновения и функционирования феномена организованной преступности. Именно стремительный рост сфер нелегальной экономики стимулировал возникновение и развитие новых видов и форм организованной преступности, включая ее наиболее опасную форму - транснациональные преступные организации. Отсюда, как констатируют Ф.М. Городинец, Н.А. Корси-кова, А.Ю. Сагайдак, «предпринимаются попытки вовлечения в процессы организованной преступной деятельности территорий, людских и материальных ресурсов различных стран СНГ. В целом, можно рассматривать как сопутствующий продукт процессов экономической глобализации стран СНГ - особенно, если говорить об этом в контексте торговли людьми» [5, с. 111].

Внимание международного сообщества привлекала проблема стремительного роста торговли людьми в Европе, прежде всего женщинами и детьми после распада СССР (1991 г.), что привело к новому переделу западного рынка секс-услуг, расширился рынок торговли людьми -гражданами СНГ.

Джой Нгози Эйзейло, выступая на Генеральной Ассамблеи в докладе по вопросу торговли людьми, особенно женщинами и детьми отметил, что «количество славянских женщин, перевозимых в Бельгию, Нидерланды, Польшу, Швейцарию, превысило количество ввозимых африканских, южноамериканских и азиатских женщин. Немецкая уголовная статистика зафиксировала, что на территории Германии в середине 1990-х годов на первом месте по количеству женщин, вовлекаемых в проституцию, находились женщины из СНГ, на втором - из Польши, на седьмом - из Таиланда» [7, с. 19].

Именно сложившиеся масштабы данного преступления требуют повышения эффективности международно-правового сотрудничества в сфере предупреждения и противодействия торговле людьми в рамках СНГ. В этой связи, обосновывается деятельность по предупреждению торговле людьми, которая становится главной задачей в рамках сотрудничества Союза Независимых Государств.

Сложилась работа специальных агентов по вербовке людей из городов и деревень государств СНГ, привлекая их хорошим заработком в России, а на самом деле: «для занятия проституцией, тяжелым трудом в строительной отрасли и рабскими условиями» описывает Н.И. Абубикирова [2, с. 46].

В связи с незаконной миграцией, огромное значение для России имело международное сотрудничество и, особенно, с выходом из советского «подполья» организованной проституции, быстро включающихся в международную сеть вовлечения, перевозки, передачи женщин как внутри страны, так и за рубеж. Данная позиция отражена в докладе Г. Голдуэл, С. Галстер, Н. Стейнзор «Преступление и порабощение» [4, с. 12].

С позиции Анне Галлахер: «Торговля людьми должна считаться противозаконной и предусматривать уголовную ответственность; торговцы людьми должны быть наказаны надлежащим образом» [12, с. 76].

Большинство экспертов международного права придерживаются точки зрения, что торговля людьми обязательно должна быть определена, как акт, в котором есть наличие обмана и принуждения любого рода [14, с. 10].

Очевидно, предупреждение торговли людьми является более значимой мерой, поскольку не допускает саму торговлю людьми. Вместе с тем, деятельность по предупреждению торговле людьми выступает как побуждение к сотрудничеству. Деятельность по противодействию торговле людьми - это деятельность, направленная на предупреждение, выявление, пресечение и оказание помощи пострадавшим от торговли людьми.

Для принятия эффективных мер по противодействию торговли людьми необходим всеобъемлющий международный подход в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно-признанных прав человека.

С целью проведения исследования вопроса противодействия торговле людьми определим суть понятия «противодействие торговле людьми».

В Толковом словаре русского языка понятие «эксплуатация человека» в общепринятом значении определяется как деятельность по присвоению результатов чужого труда, извлечению из него полезных свойств и качеств», а термин «противодействие» понимается как действие, препятствующее другому действию» [11, с. 214].

Попытки дать характеристику противодействию торговле людьми как преступлению предпринимались учеными криминалистами. Например, А.И. Долгова дает следующую характеристику: «Важна не только сама по себе констатация связи какого-либо обстоятельства с преступным поведением, но и выявление характера этой связи: в каких своих конкретных проявлениях, в совокупности с какими иными факторами и в каких ситуациях то или иное обстоятельство порождает преступное поведение. Именно это позволяет целенаправленно разрабатывать предупреждающие меры с учетом конкретных условий, места и времени» [6, с. 32].

Рассмотрим взгляды исследователей в области торговли людьми на проблему предупреждения и противодействия торговле людьми.

Так, Ю.М. Антонян, Д.А. Бражников, Г.Э. Бицадзе определяют предупреждение преступности как «воздействие на ее причины, выявление преступников и оказание на них предупредительного, исправительного воздействия», в том числе, затрагивая аспекты предупреждение торговли людьми [1, с. 57].

Как справедливо рассматривает В.В. Стукалов: «Предупреждение преступности как деятельность государственных и общественных органов направлена на сдерживание граждан от совершения преступных посягательств» [8, с. 79].

В целом, можно констатировать, что до сих пор в условиях глобализирующегося мира необходимы усилия поиска новых, более эффективных международно-правовых форм межгосударственного сотрудничества в области предупреждения и противодействия торговли людьми.

Обращает на себя внимание, что в Центральной Азии страны СНГ приняли Соглашение о содружестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека, подписанное в Москве (25 ноября, 2005 г.). Именно в рамках данного Соглашения принимаются законодательные меры противодействия торговле людьми, основанные на нормативных актах, принятых в рамках ООН, получившие проявление в различных формах сотрудничества в вопросе предупреждения и пресечения торговли людьми.

Странами - участниками Союза Независимых Государств на начальном этапе сотрудничества были предприняты программные действия с учетом положений универсальных документов ООН в сфере борьбы с торговлей людьми. Необходимо при этом отметить, что в рамках СНГ главы государств: Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Украины, Кыргыской республики на период с 2007 по 2010 гг. приняли Программу сотрудничества государств в борьбе с торговлей людьми. Такое правовое сотрудничество национальных государств - членов СНГ предполагало деятельность по осуществлению:

- укрепления и расширения международно-правовой базы сотрудничества;

- совершенствованию национального законодательства государств-участников СНГ;

- информационное и научное обеспечение сотрудничества;

- сотрудничество в подготовке кадров и повышения квалификации специалистов.

Вместе с тем, не было принято скоординированных органов из государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми.

В рамках осуществления более эффективного сотрудничества в 2013 г. была принята «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 годы». Указанная Программа позволила усовершенствовать механизм сотрудничества государств -участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества, компетентных органов СНГ в борьбе с торговлей людьми на основе имплементации в национальное законодательство основополагающих принципов и норм международного права и реализации последних достижений практики противодействия торговле людьми.

В качестве дальнейших мер по сотрудничеству государтсв-участниц СНГ, закрепляющих юридическую ответственность за правонарушения в сфере торговли людьми можно назвать Модельные законы: «О противодействии торговли людьми» и «Об оказании помощи жертвам торговли людьми», принятые 03 апреля 2008 года на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Обоснованной, по нашему мнению, является позиция Тихомирова Ю.А., определившего модельные акты «нормативно-ориентирующим стандар-

Литература:

1. Антонян Ю.М. Преступность в России: современные тенденции и прогноз развития / Ю.М. Антонян, Г.Э. Бражников, Д.А. Бицадзе и др. М. : ЮНИТИ-ДАТА : Закон и право, 2018. 103 с.

2. Абубикирова Н.И. Противодействие торговле людьми. Сборник нормативных правовых документов. М., 2004. С. 80.

3. Ваттер Эммель де. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 253.

4. Голдуэл Г. Преступление и порабощение. Разоблачение секс-торговли женщинами из стран бывшего СССР, доклад, представленный на конференции «Проблема вывоза женщин из СНГ для секс-торговли за рубежом» / Г. Голдуэл, С. Гал-стер, Н. Стейнзор. М., 1997. С. 12.

5. Городинец Ф.М. Криминологический анализ противодействия торговле людьми: особенности деятельности органов внутренних дел России : монография / Ф.М. Городинец, Н.А. Корсикова, А.Ю. Сагайдак. СПб. : ООО «Р-КОПИ», 2016. С. 111-112.

6. Долгова А.И. Криминология. М., 1999. С. 87.

7. Джой Нгози Эйзейло. Генеральная Ассамблея. Торговля людьми, особенно женщинами и детьми. Доклад Специального докладчика. М. : информационный центр ООН, 2011. 19 с.

8. Стукалов В.В. Уголовно-правовые аспекты торговли людьми : дис. ... канд. юрид. наук. Изд-

том» при разработке национального законодательства и планов действий в борьбе с торговлей людьми [10, с. 34].

Можно утверждать, что сложившееся международно-правовое сотрудничество государств СНГ приобрело системный характер и сфокусировано на работе по предупреждению и противодействию торговле людьми, оказанию безопасности и помощи жертвам торговли людьми, в том числе, несовершеннолетним детям. СНГ, как региональная организация вносит свой вклад в выработку практических мер по обеспечению борьбы с торговлей людьми. Серьезность проблемы акцентирует необходимость совершенствования нормативно-правовых документов в рамках Содружества Независимых Государств, которые позволят более эффективно содействовать ответственности каждого государства в борьбе с торговлей людьми.

Таким образом, необходимо отметить, что международно-правовая роль государств-участников Союза Независимых Государств в предупреждении торговли людьми заметна в рамках осуществления программных мероприятий, направленных против торговли людьми.

Literature:

1. Antonyan Yu.M. Crime in Russia: modern trends and development forecast / Yu.M. Antonyan, G.E. Brazhnikov, D.A. Bitsadze and [oth.]. M. : UNITY-DATE : Law and Law, 2018. 103 p.

2. Abubikirova N.I. Countering human trafficking. Collection of normative legal documents. M., 2004. P. 80.

3. WatterEmmel de. The law of peoples or the principles of natural law applied to the conduct and affairs of nations and consuls. M., 1960. P. 253.

4. Goldwell G. Crime and enslavement. Exposing sex trafficking in women from the countries of the former USSR, a report presented at the conference «The problem of exporting women from the CIS for sex trafficking abroad» / G. Goldwell, S. Galster, N. Steinsor. M,. 1997. P. 12.

5. Gorodinets F.M. Criminological analysis of countering human trafficking: features of the activities of the internal affairs bodies of Russia : monograph / F.M. Gorodinets, N.A. Korsikova, A.Yu. Sagaidak. SPb. : R-KOPI LLC, 2016. P. 111-112.

6. Dolgova A.I. Criminology. M., 1999. P. 87.

7. Joy Ngozi Eiseilo. General Assembly. Trafficking in persons, especially women and children. Report of the Special Rapporteur. M. : UN Information Center, 2011. 19 p.

8. Stukalov V.V. Criminal legal aspects of human trafficking : dis. ... cand. of legal sciences. Edition :

во : Рост. юрид. ин-т МВД РФ. Краснодар, 2012. 196 с.

9. Соловей Т.И. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом для сексуальной эксплуатации и растления несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. М. : Юрист, 2007. № 1. С. 31-36.

10. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 88.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2007. С. 462.

12. Anne Therese Gallagher The International Law of Human Trafficking: Cambridge University Press, 2010. 529.

13. Ryszard Piotrowicz. Cambridge University Press. 2012. P. 139.

14. Trafficking in human beings: Implications for the OSCE. Warsaw, 1999. P. 8.

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Krasnodar, 2012. 196 p.

9. Solovey T.I. International cooperation in combating illegal export for sexual exploitation and molestation of minors // I ssues of juvenile justice. M. : Lawyer. 2007. № 1. P. 31-36.

10. Tikhomirov Yu.A. Course of comparative law. М., 1996. P. 88.

11. Ozhegov S.I. Interpretive dictionary of the Russ i an language / S.I. Ozhegov, N.Y. Shvedova. M., 2007. P. 462.

12. Anne Therese Gallagher The International Law of Human Trafficking: Cambridge University Press, 2010. 529.

13. Ryszard Piotrowicz. Cambridge University Press. 2012. P. 139.

14. Trafficking in human beings: Implications for the OSCE. Warsaw, 1999. P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.