УДК 347.73
Кулажников Вадим Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД РФ. Владивостокский филиал [email protected]
Vadim V. Kulazhnikov
candidate of law, associate professor of
state and legal and civil disciplines of
Far East legal institute of
the Ministry of Internal Affairs of
the Russian Federation
Vladivostok branch
Деятельность полиции
по обеспечению финансовой устойчивости экономики государства
Аннотация. Эффективность деятельности и социально-экономического развития государства зависит от противодействия угрозам экономической безопасности страны. В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Угрозу экономической безопасности государства представляют правонарушения в финансово-экономической сфере. В статье анализируются особенности правового регулирования участия полиции в деятельности по обеспечению экономической безопасности и финансовой устойчивости нашего государства. При этом учитывается проблема преодоления административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая устойчивость, полиция.
The activities of
the police in ensuring financial stability of the state's economy
Annotation. Efficiency and socio-economic development of the state depends on countering threats to economic security of the country. In ensuring economic security has a special role to maintain the financial stability of the economy Threat to the economic security of the state are violations in financial-economic sphere. The article analyzes peculiarities of legal regulation of police involvement in the activities on ensuring economic security and financial stability of our state. This takes into account the problem of overcoming administrative BA rerow for development of small and medium-sized businesses.
Keywords: economic security, financial stability, police.
В период масштабного развития рыночных отношений огромное внимание уделяется экономической безопасности, являющейся важнейшим элементом национальной безопасности . -
ской безопасности обычно употребляются в юридической литературе как тождественные.
В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную часть экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем объекты и процессы в экономике.
,
составляющей национальной безопасности, представляет собой такое положение страны,
при котором обеспечивается защищенность ее
,
.
обеспечению экономической безопасности Рос-
сии отражены в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [5].
Основная задача органов, обеспечивающих безопасность государства - выявление и устранение угроз. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и
государства. Реальная и потенциальная угроза , -
них и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Угрозы экономической безопасности - явления и ,
на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Угрозу экономической безопасности государства представляют правонарушения в финансово-экономической сфере - от мелких хищений и теневой предпринимательской деятельности до
бандитизма и террористических актов. А одним из факторов, определяющих её, является ослабление системы государственного контроля, в том числе финансового контроля.
Значение и роль финансового контроля на современном этапе развития экономики Российской Федерации возрастают в связи с заметными тенденциями укрепления государственной власти, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. Количество правонарушений в сфере экономики свидетельствует о недопустимости ослабления финансового контроля, сокращения полномочий контролирующих и правоохранительных органов по осуществлению проверочной деятельности. Именно в данном направлении осуществления финансового
контроля необходимо участие правоохранитель, , ,
интегрированной в систему обеспечения национальной безопасности РФ, элементом которой является безопасность экономическая. На наш
,
полиции в осуществлении финансового контроля. Предупреждение, выявление, пресечение правонарушений в сфере экономики, выявление и устранение причин их совершения является задачей подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции.
Контроль как управленческая функция испытывает на себе все основные изменения, которые происходят в аппарате государственного управления [6, с. 14]. Так, в начале 1990-х годов Россия уже имела печальный опыт, когда на начальном этапе рыночных преобразований эффективный финансовый контроль «отменили вместе с руководящей ролью партии и советским государственным устройством» [2, с. 63].
Начиная с 2003 г., органы внутренних дел эффективно боролись с экономическими правона-
,
( -
совой, хозяйственной, предпринимательской и
,
) .
С 2008 года преобладала политика сокращения государственного вмешательства в регулирование экономической деятельности, поддержки малого предпринимательства. В то время Президент РФ ДА Медведев предложил запретить
Литература:
1. Алегин АЛ. Государство в системе обеспечения экономической безопасности на рынке алкогольной продукции // Российский следователь. 2005. № 9. С. 49.
2. . .
обеспечение государственного финансового контроля в современной России / ЮЛ. Данилев-
, . . //
:
: « »,
26 декабря 2001 г. М. : Ин-т экономики РАН, 2002. . 63.
«надзорно-контролирующим органам посещать с проверками малые предприятия даже в случае жалоб на их деятельность» [3]. Органы внутренних дел были лишены полномочий по осуществлению проверок финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности. Подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с правонарушениями в сфере потребительского рынка лишились части полномочий в налоговой сфере. В Законе «О полиции» [7] осталось лишь положение о том, что полиция при выполнении возложенных на неё обязанностей имеет право: участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ; получать в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну.
Конечно, мероприятия по усилению государственного финансового контроля не должны помешать активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, наоборот, они должны осуществляться в направлении усиления гарантий той или другой деятельности [8, с. 73]. Следовательно, необходимо поддерживать малое и среднее предпринимательство, которое обеспечивает рабочими местами большое количество населения, экономическими ме-( ,
).
Деятельность полиции в финансово-экономической сфере должна сочетать в себе как принудительно-силовое воздействие, так и меры про, -
зяйствующие субъекты к работе в правовом поле [4, с. 7]. Использование предупредительных мер позволяет решать задачи противодействия преступности с наименьшими издержками, так как в процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться воздействию, когда они еще не набрали силы и поэтому легче устраняются [1, с. 49].
В условиях увеличивающегося количества правонарушений экономической направленности возрастает роль сотрудников полиции, в обязанности которых входит предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере экономики. Причём, именно предупреждение правонарушений в сфере экономики, на наш взгляд, приобретает всё большее значение.
Literature:
1. Alegin A.P. State providing less economic without risk on the market of alcoholic beverages // Rossiyskiy sledovatel. 2005. № 9. P. 49.
2. Danilevsky Y.A. State and legal ensuring of state financial control in modern Russia / Y.A. Danilevsky, L.N. Ovsyannikov // Financial control in the Russian Federation: problems of organization and management: Materials of the «Round table», 26 December, 2001 M. : Institute of Economics, RAS, 2002. P. 63.
3. Мал бизнес, да дорог // Российская газета. 2008. № 67(4624).
4. Песчанских Г.В. Деятельность правоприменительных органов по налогообложению хозяйствующих субъектов. Проблемы теории и практики : автореф. дис. ... докг. экон. наук. М., 2005. С. 7.
5. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.
6. . . -троль в сфере управления. М., 1974. С. 14.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. 3- « » // -
ства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
8. . . -дарственного финансового контроля и усилении
//
:
: « »,
26 дек. 2001 г. Редкол.: Андрюшин С .А. и др. М. : - , 2002. . 73.
3. Small business // Rossiyskaya gazeta. 2008. № 67(4624).
4. Peschanskikh G.V. The Activities of law enforcement bodies on taxation of business entities. Problems of theory and practice : author. dis. ... doctor. Econ. Sciences. M., 2005. P. 7.
5. Collection of Laws of the Russian Federation. 1996. № 18. St. 2117.
6. Studenikina M.S. State control in the sphere of management. M., 1974. P. 14.
7. Federal law of 7 February 2011 № 3-FZ «On police» // Collection of Laws of the Russian Federation. 2011. № 7. PT. 900.
8. Chubukov G.N. Consolidation of the system of state financial control and enhance its performance // Financial control in the Russian Federation: problems of organization and management: Materials of the «Round table», 26 Dec. 2001 / editorial Board.: An-dryushin S.A. and others. M. : Institute of Economics, RAS, 2002. P. 73.