УДК 316
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected] Верещагина Анна Владимировна доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected] Sergey I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor of chair of human resource management and sociology of the Rostov state economic university
milena [email protected] Anna V. Vereshchagina
doctor of sociological sciences, professor of department of theoretical sociology and methodology of regional researches of Institute of sociology and regional studies of the Southern federal university milena [email protected]
Финансовая безопасность России: основные риски и направления государственного регулирования
Financial safety of Russia: main risks and directions of state regulation
Аннотация. В представленной статье раскрываются основные понятия финансовой безопасности России в контексте сложившейся геополитической обстановки и применения финансово-экономических санкций, а также анализируются основные направления государственной политики, направленные на повышение стабильности и устойчивости национальной финансовой системы в сложившихся условиях, преодоление угроз финансовой безопасности России.
Ключевые слова: финансовая безопасность, стратегия финансовой безопасности, угрозы финансовой безопасности России, финансовые санкции.
Summary: In the presented article the basic concepts of financial safety of Russia in the context of the developed geopolitical situation and application of financial and economic sanctions reveal, and also the main directions of a state policy directed on increase of stability and stability of a national financial system at this conjuncture and overcoming of threats of financial safety of Russia are analyzed.
Keywords: financial safety, strategy offinancial safety, threat of financial safety of Russia, financial sanctions
Фундаментальной основой экономически эффективного государства является экономическая безопасность, которая заключается в отстаивании государством своих национальных интересов в экономической сфере в условиях неограниченной международной конкуренции в определенное время и в определенных обстоятельствах. Финансовая безопасность выступает одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности государства, которая не может быть обеспечена, если хоть один из ее элементов не отвечает критериям стабильности и эффективности [1].
Более того, в начавшемся третьем тысячелетии, в условиях взаимосвязанности и взаимозависимости становящегося глобального общества, таящего в себе массу рисков и угроз [2], финансовая безопасность выходит за пределы локальных государственных образований и приобретает характер глобальной проблемы, отвечающей за безопасность всего мирового сообщества. В этой связи каждое государство разрабатывает собственную стратегию финансовой безопасности, но с учетом тенденций, фиксирующихся в современном глобализирующемся мире.
Юридической основой формирования стратегии экономической безопасности и организационного обеспечения ее реализации в России является Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [3], а так же Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)» [4]. В указанных документах особо акцентируется внимание на том, что в современных условиях на уровне международных отношений Россия сталкивается со стремлением экономически развитых стран использовать сложившуюся в России и странах СНГ экономическую ситуацию для достижения своих экономических и политических целей, что обуславливает повышенную значимость обеспечения экономической и финансовой безопасности для решения национальных задач, как на внутригосударственном, так и на
международном уровнях. Произошедшие за последние несколько лет политические события, а также текущая ситуация с обострением политического конфликта на Украине еще раз подчеркивает значимость обеспечения национальной экономической безопасности России и ставит ее во главу угла государственной внутренней и внешней политики.
Современная экономическая система и структура внутренних и внешних хозяйственных связей обуславливает доминирование в их структуре финансовой составляющей, при которой финансовая система становится фундаментом развития как экономики отдельного государства, так и формирования структуры мировой экономической системы. Природа и роль финансов в экономике позволяет говорить о том, что финансовая система является основным регулятором экономического развития общества. Происходящие процессы глобализации и экономической интеграции обуславливают формирование особой финансовой власти, которая, владея мировыми деньгами и осуществляя распределение финансовых потоков, через финансовые рычаги и финансовые механизмы осуществляет воздействие как на мировое хозяйство в целом, так и на отдельные регионы и государства.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о том, что именно финансовая безопасность, заключающаяся в способности государства самостоятельно обеспечивать внутреннюю и внешнюю финансово -экономическую политику и обеспечивать стабильность национальной финансовой системы в условиях негативных факторов развития мировой финансовой системы и преднамеренных действий других государств, субгосударственных группировок, транснациональных корпораций в отношении государства, становится ключевым элементом экономической безопасности Российской Федерации.
Рассматривая основные направления обеспечения финансовой безопасности государства, можно выделить такие параметры функционирования финансовой системы, как устойчивость экономического развития государства и основных финансово-экономических параметров функционирования национальной экономики, стабильность функционирования платежно-расчетной системы государства, способность финансовой системы противостоять мировым финансовым кризисам и атакам на национальную экономическую, финансовую и социально-политическую системы. Важными элементами национальной финансовой безопасности являются также способность органов государственной власти различного уровня противостоять утечке капиталов из национальной экономики, переориентации финансовых потоков на сырьевой сектор, а также формирование эффективной национальной бюджетной системы, исключающей наличие конфликтов по поводу распределения бюджетных ресурсов между различными уровнями бюджетной системы. Финансовая безопасность государства также тесно переплетается с обеспечением органами государственной власти режима законности и правопорядка, предотвращения преступлений и административных правонарушений в
финансовой сфере, в том числе противодействие отмыванию и легализации доходов, полученных преступным путем. Критериями устойчивости финансовой системы являются такие показатели, как стабильность цен, устойчивость банковской системы и курса национальной валюты, защищенность интересов участников финансовых отношений, снижение уровня дефицита бюджета, а также внутреннего и внешнего государственного долга, создание и поддержание финансовых условий для активизации инвестиций в реальные секторы национальной экономики.
Современные угрозы финансовой безопасности России можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним угрозам относятся неэффективность внутренней финансовой политики, неадекватность принимаемых решений реально складывающимся в финансовой системе условиям ее развития, злоупотребления, нарушения действующего финансового законодательства, в том числе бюджетные и налоговые правонарушения и преступления. Данные действия способны существенно ослабить финансовую систему государства, создавая реальные угрозы для внешних атак и ее неспособность стабильно функционировать в условиях обеспечения интересов национальной экономики.
Вместе с тем, на современном историческом этапе в условиях развивающихся геополитических конфликтов и ужесточения конкуренции за энергетические и финансовые ресурсы все большую значимость приобретает способность государства обеспечивать финансовую безопасность по отношению к внешним угрозам. Основными факторами, способствующими возникновению внешних угроз финансовой безопасности России, являются усиливающиеся за последние годы процессы глобализации экономических и финансовых связей, концентрация финансовых ресурсов, как на макроэкономическом уровне, так и в рамках межгосударственной экономической и финансовой интеграции (в частности ЕС), повышение влияния субгосударственных субъектов экономических отношений на финансовые системы отдельных государств, взаимозависимость финансовых рынков на базе информационных систем и технологий, появление новых финансовых инструментов. Процессы глобализации и интеграции финансовых систем приводят к взаимопроникновению внутренней и внешней финансовой политики государств, вследствие чего последствия решений, принимаемых в рамках внутренней финансовой политики того либо иного государства необратимо сказываются на финансовой системе и экономике других стран. Процессы глобализации финансовых систем формируют условия для повышения зависимости национальных экономик от движения финансовых ресурсов и краткосрочного спекулятивного капитала, делая их максимально уязвимыми, особенно в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и отсутствия эффективных финансовых институтов, способных его контролировать.
Усиление за последний год конфронтации России с крупнейшими мировыми державами, к числу которых относятся, прежде всего, ЕС и США, на политической арене затронуло и финансовую систему государства,
которая в сложившихся условиях применения экономических санкций продемонстрировала значительную зависимость от общемировых тенденций и уязвимость по отношению к применяемым финансовым санкциям.
Отмеченное свидетельствует о том, что на современном этапе формирование и обеспечение условий для обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной внутренней и внешней экономической политики. При этом основными направлениями формирования условий для повышения резистентности национальной финансовой системы по отношению к негативным воздействиям со стороны как мировой финансовой системы в целом, так и отдельных международных финансовых институтов, являются такие меры, как формирование эффективной и стабильной бюджетной системы, снижение уровня дефицита бюджета, снижение внутреннего и внешнего государственного долга, повышение эффективности функционирования органов финансового контроля, снижение дефицита торгового баланса, формирование и функционирование эффективной системы государственного финансового контроля. Кроме того, необходимо отметить, что обеспечение финансовой безопасности государства предполагает, прежде всего, определение основных проявлений угроз финансовой безопасности и их носителей, а также критериев и параметров функционирования финансовой системы, отвечающих параметрам финансовой безопасности в конкретных социально-экономических условиях ее развития.
Сложившаяся на настоящий момент политическая обстановка свидетельствует об активизации процессов перераспределения сфер политического и экономического влияния между экономически развитыми государствами, субгосударственными институтами и транснациональными корпорациями. Происходящие процессы не только влияют на стабильность функционирования международной финансовой системы, но и используют ее институты для влияния на внутреннюю и внешнюю политику государств. В сложившихся условиях обеспечение финансовой безопасности предопределяет необходимость определения для России геофинансовых зон влияния, основываясь на экономической, этнонациональной и иной общности народов России. В настоящий момент необходима разработка и использование финансовых инструментов для влияния на мировые финансовые потоки, воздействующие на Россию в соответствии с ее национальными интересами. Необходима защита национальной финансовой системы от искусственных финансовых кризисов, а также защиты национальных финансовых институтов от нарушения прав и законных интересов со стороны иностранных и международных финансовых институтов.
В рамках вопроса о путях обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации необходимо подчеркнуть, что основным условием ее обеспечения является стабильность национальной финансовой системы и ее максимально возможная автономность от влияния негативных факторов
мировой финансовой системы. Данное условие можно обеспечить только путем устойчивого роста национальной экономики, развития реального сектора производства, установление пределов иностранного участия в отечественных организациях, а также установления отраслевых ограничений для иностранных инвестиций, контроля за эффективностью и обоснованностью привлечения и использования иностранных займов. Важнейшим фактором финансовой безопасности является устойчивость финансовых институтов и национальной расчетно-платежной системы.
Формирование и разработка национальной стратегии финансовой безопасности осуществляется в рамках общенациональной стратегии экономической безопасности и тесно с ней взаимосвязана. Вместе с тем, действующие на настоящий момент стратегические документы, регламентирующие основные направления государственной экономической и финансовой политики, не учитывают вызовов со стороны мирового сообщества, политического конфликта на фоне украинских событий и применения в отношении России финансово-экономических санкций. В связи со сложившейся ситуацией становятся актуальными меры, направленные на оказание поддержки на государственном уровне, как отдельным финансовым институтам, так и финансовой системе в целом, направленные на повышение ее стабильности и конкурентоспособности на мировых финансовых рынках.
Международные санкции, направленные против российских финансовых организаций, ретранслированные крупнейшими платежными системами VISA и MasteiCrd, отразились на клиентах банка «Россия» и входящих в его состав банков: для физлиц — с использованием карт для расчетов, а для клиентов-юрлиц «России» — еще и с валютными платежами. Оперативно предпринятые ЦБ РФ меры, направленные на поддержание национальных финансовых организаций, позволили минимизировать негативные последствия и не отразились на их финансовой устойчивости. Вместе с тем, следствием таких санкций стало повышенное внимание к позабытой уже идее создания независимой национальной платежной системы, в качестве основы которой вспоминаются карты Сбербанка «Про100» и проект «Универсальная электронная карта» (УЭК), стартовавший чуть больше года назад [5].
Вместе с тем санкции, применяемые к России в результате украинских событий, имеют отсроченный эффект, и, несмотря на незначительное влияние на текущее функционирование национальной финансовой системы, способны оказать существенное негативное влияние на кредитоспособность России. Вместе с тем, изменение международных рейтингов не грозит российским банкам и предприятиям сиюминутными потерями. Однако рейтинги и прогнозы международных агентств определяют уровень риска кредиторов при инвестициях, и, соответственно, это может привести как к отказу от выполнения уже взятых на себя обязательств, так и к существенному удорожанию кредитных ресурсов для российских компаний. Таким образом, наиболее вероятной среднесрочной перспективой развития сложившейся негативной ситуации для России на финансовых рынках
является снижение доступности зарубежных кредитных ресурсов, повышение их стоимости, а также снижение их объемов.
Значительная зависимость бюджетной и финансовой системы в целом от сырьевого сектора, в частности нефти и газа, определяет снижение сырьевой составляющей в обеспечении финансовых потоков и формирования бюджетных средств, поддержание и усиление реального сектора экономики, проведении эффективной промышленной и сельскохозяйственной политики, обеспечивающей экономический рост в данных сферах.
Санкции США и ЕС дают уникальную возможность исправить перекосы в российской финансовой системе с огромной выгодой для нее. Ведь Россия является донором, а не реципиентом мировой финансовой системы, и отказ от этого донорства позволит существенно увеличить внутренние инвестиции. В той мере, в какой она привлекает внешние займы, ее финансовая система вынуждена сокращать внутренние кредиты и нести избыточные расходы на обслуживание иностранных кредитов. Замещение внешних займов внутренними позволяет ликвидировать до 3 трлн. руб. неоправданных потерь и соответственно увеличить объем кредита национальной экономике, который стал бы намного дешевле и доступнее для производственных предприятий. В ситуации, когда традиционные методы тарифной защиты жестко ограничены ВТО, именно условия кредитования экономики становятся решающим орудием международной конкурентной борьбы. При этом преимущество имеют страны, осуществляющие кредитование дешевыми деньгами, которые эмитированы под долговые обязательства. Из этого следует необходимость кардинального изменения денежной эмиссии — перехода от ее валютного обеспечения на обеспечение внутренними обязательствами государства и бизнеса [6].
Важнейшим элементом обеспечения финансовой безопасности России на современном этапе является оптимизация зарубежных заимствований коммерческих компаний. На сегодня далеко не все внешние заимствования тратятся на расширение производства, наращивание объемов и их модернизацию, значительная доля привлеченных средств пошла на оплату сделок слияния и поглощения, так что в реальной российской экономике работает лишь некоторая часть всего объема зарубежных кредитов.
В заключение следует подчеркнуть, что финансовая безопасность России в сложившихся условиях международного противостояния и использования финансовых механизмов манипулирования международными отношениями становится приоритетным направлением государственной политики и нуждается в глубокой социологической рефлексии, как на теоретическом, так и практическом уровне с тем, чтобы обеспечить безопасное развитие России в современном глобальном экономическом пространстве.
Литература
1. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Основные критерии национальной безопасности России // Условия и перспективы национальной безопасности современной России: Сборник материалов Всероссийского
научно-теоретического круглого стола. 29 апр. 2011 г. (Краснодар). М.: Социально-гуманитарные знания. 2011. С. 140-149.
2. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Том 2. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf
3. Собрание законодательства Российской Федерации от 29 апреля
1996 г. № 18, ст. 2117
4. Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января
1997 г. №N 2 ст. 240
5. Степанов И. Не так страшны санкции, как политика выживания // http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2940/
6. Глазьев С. Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике //http://bourabai.ru/articles/glazev3.htm
Literature
1. Vereshchagina A.V., Samygin S. I. Main criteria of national security of Russia//Conditions and prospects of national security of modern Russia: Collection of materials of the All-Russian scientific-theoretical round table. 29 Apr. 2011 (Krasnodar). M.: Social and humanitarian knowledge. 2011. P, 140149.
2. Vereshchagina A.V., Samygin S. I. Global challenges of the present and safety of a civilization of the third millennium//European Social Science Journal (European magazine of social sciences). 2014. No. 6. Volume 2. URL: http://mii-info. ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf
3. The Russian Federation Code of April 29, 1996 No. 18, Art. 2117
4. The Russian Federation Code of January 13, 1997 No. N 2 of Art. 240
5. Stepanov I. Sanctions as policy of a survival//http://www .ksonline.ru/stats/-/id/2940/aren't so scary
6. Glazyev S. Yu. Sanctions of the USA and policy of Bank of Russia: double blow to national economy//http://bourabai .ru/articles/glazev3.htm