Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярошинская А.П., Палаткина Г.В., Янкевич И.Е.

Для создания условий для адаптации младших школьников педагогу важно помочь ребенку приспособиться к новым условиям в рамках учебного учреждения. Успех коррекционной работы в этом направлении во многом зависит от уровня развития познавательных процессов ребенка, от его интереса к тому или иному виду работы, в том числе и учебной деятельности. Для выявления адаптированности первоклассников к школе проведено исследование по изучению деятельности педагога в направлении адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы. В исследовании была применена коррекционная программа для повышения уровня адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF A TEACHER TO CREATE CONDITIONS FOR THE ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN TO THE CONDITIONS OF A GENERAL EDUCATION INSTITUTION

To create conditions for the adaptation of younger schoolchildren, it is important for the teacher to help the child adapt to the new conditions within the educational institution. The success of correctional work in this direction largely depends on the level of development of the child's cognitive processes, on his interest in a particular type of work, including educational activities. To identify the adaptability of first-graders to school, a study was conducted to study the activities of a teacher in the direction of adapting primary school children to school conditions. In the study, a correction program was applied to increase the level of adaptation.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Деятельность педагога по созданию условий для адаптации детей младшего школьного возраста к условиям общеобразовательного учреждения

Алевтина Павловна Ярошинская

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры спортивные игры адаптивная физическая культура

Астраханский государственный университет Астрахань, Россия ауагозЬ1п5кауа@таЛ. ги 0000-0000-0000-0000

Галина Владимировна Палаткина

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры

Астраханский государственный университет Астрахань, Россия pal9@rambler.ru 0000-0000-0000-0000

Ирина Евгеньевна Янкевич

доцент кафедры спортивные игры адаптивная физическая культура Астраханский государственный университет Астрахань, Россия rigicc@mail.ru

0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 20.01.2022 Принята 14.02.2022 Опубликована 15.04.2022

С> 10.25726Л6233-0105-6752-у

Аннотация

Для создания условий для адаптации младших школьников педагогу важно помочь ребенку приспособиться к новым условиям в рамках учебного учреждения. Успех коррекционной работы в этом направлении во многом зависит от уровня развития познавательных процессов ребенка, от его интереса к тому или иному виду работы, в том числе и учебной деятельности. Для выявления адаптированности первоклассников к школе проведено исследование по изучению деятельности педагога в направлении адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы. В исследовании была применена коррекционная программа для повышения уровня адаптации.

Ключевые слова

дети младшего школьного возраста, общеобразовательное учреждение, педагогическая деятельность, адаптация, дезадаптация.

Введение

Адаптация младших школьников к школе сопряжена с многими трудностями и проходит в несколько этапов. От того, насколько успешна адаптация к школе зависит психологическое состояние, успеваемость и конечном итоге здоровье. Интенсивная учебная программа, жесткие требования учителей, приводят к хроническому переутомлению младших школьников, вызывая страх перед школой

и педагогом, и может привести в конечном итоге к возникновению школьной дезадаптации (Безруких, 2017).

В результате школьной дезадаптации усиливается вероятность возникновения у детей болезней психосоматического характера. Поэтому очень важна деятельность педагога по созданию условий для адаптации детей к школе. Проблема адаптации в школе успешно решается грамотным подходом учителя.

С целью выявления адаптированности первоклассников к школе нами проведено исследование по изучению деятельности педагога в направлении адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.

Материалы и методы исследования

По итогам проведенной диагностики нами была применена коррекционная программа для повышения уровня адаптации.

Разработанная нами программа адаптации младших школьников к условиям школы включает три этапа, каждый из которых использует определенные методы исследования (Валиулина, 2017).

Цель программы - создание педагогических условий для адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.

Программа организации работы педагога с младшими школьниками состоит из трех этапов:

1. Диагностический - цель этапа обследование учащихся, определение контингента испытуемых, установление контактов.

2. Организационный - реализация проводимой программы для адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.

3. Заключительный - этап подведения итогов работы, анализ достигнутых результатов.

Экспериментальное исследование проводится базе МБОУ г. Астрахани (СОш № 4, им Т.

Шевченко. Занятия проводились с учащимися первых классов. В эксперименте участвовало 45 учащихся, которые были разделены на три группы по 15 человек: пилотажная, экспериментальная и контрольная.

Результаты и обсуждение

На Диагностический этапемы применялиследующие методы:

- анкета - методическое средство для получения первичной педагогической информации на основе вербальной и невербальной коммуникации,

- тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий,

- беседа - метод изучения педагогических явлений и процессов, данного которого носят объективный характер.

На данном этапе педагог использует следующие методики в работе с младшими школьниками:

- Изучение социальной истории личности.

- Тест «Школьная тревожность» разработан Б.Филлипсом, для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитываются школьникам или предлагаться им в письменном виде.

- Оценка школьной мотивации проводилась индивидуально с каждым ребенком по анкете Лускановой Н.Г., состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

- Вопросы для изучения эмоционально - волевой сферы ребёнка.

- Определение ценностных ориентаций первоклассника и его самооценки. Цель методики - получение результата анализа соотношения самооценки и ценностных ориентаций первоклассника.

- Методика «Отношение ребенка к обучению в школе». Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

- Анкета для родителей первоклассников.

На основании проведенной диагностики вносят коррективы в занятия с детьми, вырабатываются рекомендации для индивидуальной работы с младшим школьником.

На втором этапе, опытно-экспериментального исследования адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы использовать следующие методы:

- тренинг - совокупность психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений,

- аутотренинг - психотерапевтический метод, предполагающий обучение школьников мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность

- беседа.

Средствами, используемыми, на этом этапе являются:

1. Игра «Готов ли ты к школе?».Основными целями игры являются помощь детям органично войти в атмосферу школьной жизни, дать возможность учащимся и педагогам пообщаться в неофициальной обстановке

2. 1 Сентября- День знаний. Цель данной методики - адаптация первоклассника к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы и взаимоотношений педагогов и учеников

3. Методика Гурковой Е.А. «Занятия с группой учащихся 1 классов, испытывающих трудности в адаптации к школе»

4. Диагностико - коррекционная программа «Способность к обучению в школе»-разработана Н.И. Гуткиной на основе теста Г. Витцлака. Методика состоит из 17 заданий.

Успех коррекционной работы в направлении адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы во многом зависит от уровня развития познавательных процессов ребенка, от его интереса к тому или иному виду работы, в том числе и учебной деятельности, способности сохранять длительное время сосредоточенность (Фукин, 2016).

Критерием эффективности проводимой коррекционно- развивающей работы с детьми может служить:

- исчезновение в поведении тревожных тенденций и появление доброжелательности;

- преобладание положительных эмоций;

- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

- развитие адекватной самооценки;

- сформированость у учащихся необходимых психических средств и способов адаптироваться в условиях школы;

- развитие коммуникативных способностей.

Третий этап - контрольный. Это этап подведения итогов проведенной работы, анализа достигнутых результатов. Используются методы исследования диагностического этапа:

- анкета,

- беседа,

- тест.

Используемые методы и средства на всех этапах опытно-эмпирического исследования наиболее объективно, по нашему мнению, дают возможность по выявлению уровня адаптации младших школьников к условиям школы.

По итогам проведения диагностики было выявлено, что общее количество испытуемых, имеющих низкий уровень адаптации к условиям школы включает 15 человек в обеих группах, отображенная нами в приведенной диаграмме (рис.1).

□ высокий уровень адаптации

■ низкий уровень адаптации

□ средний уровень адаптации

Рисунок 1. Уровень адаптации к условиям школы

Общее количество диагностируемых по 15 человек в контрольной и экспериментальной группе. Количество неуспевающих учащихся составляет 8 человек (26,7%) в обеих группах, их них только 1 человек (6,7%) включен в экспериментальную группу, в отличие от начального исследования, где в группу входило 7 человек. В экспериментальную группу вошли 15 человек, из которых 7 (46,6%) испытуемых с низким уровнем адаптации, 7 (46,6%) человек - со средним уровнем, и 1 (6,7%) человек с высоким уровнем адаптированности к школьным условиям.

Идентичные показатели были получены в контрольной группе: 8 (53,3%) испытуемых с низким уровнем адаптации, 6 (40%) человек - со средним уровнем, и 1 (6,7%) человек с высоким уровнем адаптированности к школьным условиям.

□ с низким уровнем адаптации

■ со средним уровнем адаптации

□ с высоким уровнем адаптации

Рисунок 2. Количественное соотношение уровня адаптации младших школьников (первичная

диагностика)

По итогам проведенной диагностики, на втором этапе организованной работы проведена разработка программа работы с детьми младшего школьного возраста с низким уровнем адаптации.

Коррекционная работа проводилась как индивидуально, так и на групповых занятиях. Занятия, проводимые в экспериментальной группе, были направлены на снижение тревожности детей, повышение учебной мотивации и самооценки.

Учащиеся, входящие в экспериментальную группу, с большим удовольствием приняли активное участие в предлагаемых тренингах. Проводя анализ каждого занятия (в конце занятия), ребята высказывали свое личное мнение, давали рекомендации к проведенным различным упражнениям,

предлагали свои варианты игр, принимали участие в обсуждении домашнего задания. Заметно повышался уровень коммуникативных навыков участников тренинга, и групповая сплоченность класса.

При сравнении предварительной и итоговой диагностики, проделанной после коррекционной работы педагогом, отмечается существенные изменения. Результаты итоговой диагностики свидетельствуют об позитивных личностных изменениях, замечено значительное снижение дезадаптации, отмечаются возникновение более положительных эмоций по отношению к школьным условиям (Гуткина, 2000).

Для отражения результатов нашей работы, мы представляем график, где отражены данные первичной и вторичной диагностики (в процентном соотношении). В результате проведенного опытно-экспериментального исследования адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы нами были сделаны следующие выводы:

необходимо включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

преодоление отрицательной мотивации обучения; организация успеха ребенка в усвоении школьной программы; индивидуальные консультации с детьми, организация свободного времени ребенка.

Настолько легко и быстро младший школьник адаптируется к условиям школы, зависит не только от его интеллектуальной готовности к обучению но и от сформированности умений и навыков, определяющих, на наш взгляд, успешность адаптации.

В ходе сравнения предварительной и итоговой диагностики, проделанной после коррекционной работы педагогом, отмечается существенные изменения.

Результаты итоговой диагностики свидетельствуют об позитивных личностных изменениях, выявлено значительное снижение дезадаптации, отмечаются возникновение более положительных эмоций по отношению к школьным условиям.

Результаты нашей работы отражены в графике процентного соотношения первичной и вторичной диагностики.

При проведении повторной диагностики на контрольном этапе данные имеют положительную динамику. Количество неуспевающих учащихся составляет 8 человек (26,7%) в обеих группах, их них только 1 человек (6,7%) включен в экспериментальную группу, в отличие от начального исследования, где в группу входило 7 человек. При этом повысилось количество человек с высоким уровнем адаптации от 6,7% (1 человек) до 26,7% (4 человека), со средним уровнем адаптации с 7 до 10 человек, с низким уровнем адаптации с 46,4 (7 человек) до 6,7% (1 человек).

ю

9 8 7 6 5 4 3 2 1 О

Рисунок 3.

10

7 7

] 4

1

1 1

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ с низким уровнем адаптации

■ со средним уровнем адаптации

□ с высоким уровнем адаптации

Динамика показателей уровня адаптации младших школьников экспериментальной

группы

Заключение

Количество неуспевающих в контрольной группе составило 7 (46,4%) человека, из них с повышенным уровнем дезадаптации в школе. Количество человек с высоким уровнем адаптации не изменилось и составляет 6,7% (1 человек). Количество испытуемых со средним уровнем адаптации повысилось с 6 (40%) до 7 (46,9%) человек.

Школьная адаптация сложный процесс. Задача педагога состоит в скоординированной помощи школьнику. Проведенное исследование по изучению деятельность педагога по созданию условий для адаптации детей младшего школьного возраста к условиям общеобразовательного учреждения показало, необходимость формирования у детей умений и навыков, определяющих, на наш взгляд, успешность адаптации. Это:

умение осознавать требования учителя и соответствовать им, умение устанавливать межличностные отношения с педагогом, умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы, навыки общения и достойного поведения с одноклассниками, навыки уверенного поведения, навыки совместной(коллективной) деятельности, навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем, навыки самоподдержки,

навыки адекватной самооценки собственных возможностей и способностей.

Список литературы

1. Безруких М., Ефремова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.: Семья и школа, 2017.

310 с.

2. Валиулина И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. 2017. N5. С.474-477

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 184

с.

4. Фукин А.И., Курбатская Т.Б. Определение готовности ребенка к школе. М., 2016. 120 с.

The activity of a teacher to create conditions for the adaptation of primary school children to the

conditions of a general education institution

Alevtina P. Yaroshinskaya

Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Sports Games Adaptive Physical Culture Astrakhan State University Astrakhan, Russia ayaroshi nskaya@mail. ru 0000-0000-0000-0000

Galina V. Palatkina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Pedagogical Education, Art, Service and Culture

Astrakhan State University Astrakhan, Russia pal9@rambler.ru 0000-0000-0000-0000

Irina E. Yankevich

Associate Professor of the Department of Sports Games Adaptive Physical Culture Astrakhan State University Astrakhan, Russia rigicc@mail.ru

0000-0000-0000-0000

Received 20.01.2022 Accepted 14.02.2022 Published 15.04.2022

0 10.25726/t6233-0105-6752-v

Abstract

To create conditions for the adaptation of younger schoolchildren, it is important for the teacher to help the child adapt to the new conditions within the educational institution. The success of correctional work in this direction largely depends on the level of development of the child's cognitive processes, on his interest in a particular type of work, including educational activities. To identify the adaptability of first-graders to school, a study was conducted to study the activities of a teacher in the direction of adapting primary school children to school conditions. In the study, a correction program was applied to increase the level of adaptation.

Keywords

children of primary school age, educational institution, pedagogical activity, adaptation, maladaptation. References

1. Bezrukih M., Efremova S., Kruglov B. Pochemu uchit'sja trudno? M.: Sem'ja i shkola, 2017.

2. Valiulina I.F. Osobennosti adaptacii pervoklassnikov k shkole // Molodoj uchenyj. 2017. N5. 477

3. Gutkina N.I. Psihologicheskaja gotovnost' k shkole. M.: Akademicheskij Proekt, 2000. 184 s.

4. Fukin A.I., Kurbatskaja T.B. Opredelenie gotovnosti rebenka k shkole. M., 2016. 120 s.

310 s. S.474-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.