Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1495
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / школа / первоклассник / успешность / результативность / психологическая готовность / adaptation / school / first grader / success / performance / psychological readiness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айнур Фируз Кызы Алимурадова

Рассматривается проблема адаптации учащихся к школе в первые месяцы обучения в общеобразовательном учреждении. Дается определение понятия «адаптация к школе», описаны структура и условия успешной адаптации первоклассников. Адаптация при переходе в школу описана как новый этап социального развития личности младших школьников, который сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также совпадает с возрастным кризисом развития. Условиями успешной адаптации названы психологическая готовность ребенка к обучению, а также проведение целенаправленной работы по совершенствованию адаптации с младшими школьниками, их родителями и законными представителями, что обеспечивает преемственность дошкольной и начальной ступеней образования. В качестве важнейшего условия адаптации следует рассматривать вовлечение родителей в сопровождение учебной деятельности детей, что эффективно за счет совместной проектной деятельности. Представленная в работе информация дополняется статистическими данными о количестве первоклассников и показателях их адаптации в некоторых странах постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айнур Фируз Кызы Алимурадова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIRST GRADERS TO EDUCATION IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING EFFICIENCY

The problem of adaptation of students to school in the first months of training in a general education institution is considered. The definition of the concept of «adaptation to school» is given, the structure and conditions of successful adaptation of firstgraders are described. Adaptation during the transition to school is described as a new stage of social development of the personality of younger schoolchildren, which is accompanied by serious psychophysiological changes, rapid growth of cognitive processes, personal changes, and also coincides with an age-related development crisis. The psychological readiness of the child for learning, as well as the carrying out of purposeful work to improve adaptation with younger students, their parents and legal representatives, which ensures the continuity of the preschool and primary levels of education, are named as the conditions for successful adaptation. The involvement of parents in accompanying the educational activities of children should be considered as the most important condition for adaptation, which is effective due to joint project activities. The information presented in the article is supplemented by statistical data on the number of first-graders and indicators of their adaptation in some countries of the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК 1/159.9 ББК 88

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-285-293

NIION: 2003-0059-5/21-058 MOSURED: 77/27-003-2021-05-257 ©Алимурадова А.Ф., 2021

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Айнур Фируз кызы Алимурадова, очный докторант Института образования Азербайджанской Республики Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: asil_zade@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема адаптации учащихся к школе в первые месяцы обучения в общеобразовательном учреждении. Дается определение понятия «адаптация к школе», описаны структура и условия успешной адаптации первоклассников. Адаптация при переходе в школу описана как новый этап социального развития личности младших школьников, который сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также совпадает с возрастным кризисом развития.

Условиями успешной адаптации названы психологическая готовность ребенка к обучению, а также проведение целенаправленной работы по совершенствованию адаптации с младшими школьниками, их родителями и законными представителями, что обеспечивает преемственность дошкольной и начальной ступеней образования. В качестве важнейшего условия адаптации следует рассматривать вовлечение родителей в сопровождение учебной деятельности детей, что эффективно за счет совместной проектной деятельности. Представленная в работе информация дополняется статистическими данными о количестве первоклассников и показателях их адаптации в некоторых странах постсоветского пространства.

Ключевые слова: адаптация, школа, первоклассник, успешность, результативность, психологическая готовность.

ADAPTATION OF FIRST GRADERS TO EDUCATION IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING EFFICIENCY

Aynur F. Alimuradova, Full-Time Doctoral Student of the Institute of Education of the Republic of Azerbaijan Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: asil_zade@mail.ru

Abstract. The problem of adaptation of students to school in the first months of training in a general education institution is considered. The definition of the concept of «adaptation to school» is given, the structure and conditions of successful adaptation of first-graders are described. Adaptation during the transition to school is described as a new stage of social development of the personality of younger schoolchildren, which is accompanied by serious psychophysiological changes, rapid growth of cognitive processes, personal changes, and also coincides with an age-related development crisis.

The psychological readiness of the child for learning, as well as the carrying out of purposeful work to improve adaptation with younger students, their parents and legal representatives, which ensures the continuity of the preschool and primary levels of education, are named as the conditions for successful adaptation. The involvement of parents in accompanying the educational activities of children should be considered as the most important condition for adaptation, which is effective due to joint project activities. The information presented in the article is supplemented by statistical data on the number of first-graders and indicators of their adaptation in some countries of the post-Soviet space.

Keywords: adaptation, school, first grader, success, performance, psychological readiness.

Для цитирования: Алимурадова А.Ф. Адаптация первоклассников к обучению в общеобразовательной школе: психолого-педагогические условия повышения эффективности. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(5):285-293.

Введение. Система общего школьного образования является обязательной ступенью обучения как в Азербайджанской Республике, так и других странах постсоветского пространства. В силу обязательности обучения на ступени начальной школы 100% первоклассников проходят через адаптационный период первого года обучения. Именно первый год школьной подготовки обычно сопряжен с трудностями, которые возникают на фоне адаптации к образовательному учреждению. Период 6-7 лет, иначе называе-

мый младшим школьным возрастом, определяется центральным обстоятельством в жизни ребенка — адаптацией в связи с поступлением в школу. На адаптационный период накладываются возрастные особенности младшего школьника, которые характеризуются специфическими закономерностями психологического, физического и социального развития.

На сегодняшний день проблемы адаптации к школе достаточно широко и системно исследуются отечественными учеными в разных предметных обла-

стях. В частности, вопросы адаптационных механизмов организма, психолого-педагогические условия сопровождения адаптации и роль социальной среды в адаптации изучают в таких областях, как биология, психология, педагогика, социология.

В рамках представленного исследования адаптация к школе рассматривается с точки зрения психолого-педагогической науки. Ученые и практики указывают на сложность и многоплановость адаптации с двух сторон: во-первых, как функции организма ребенка, а во-вторых, как процесса приспособления к изменениям.

С терминологической точки зрения в общем смысле под адаптацией понимается приспособление организма к изменениям среды, к определенным условиям, которые ранее не имели значения для человека. Поэтому, говоря об адаптации к школе, мы будем рассматривать ее как приспособление младшего школьника к новой для него ситуации — обучению в образовательном учреждении.

Актуальность. Адаптация к школе происходит в условиях качественных психофизиологических изменений организма ребенка. В частности, у ребенка происходит радикальное созревание большинства познавательных процессов (внимание, память, восприятие), а также эволюционное созревание высших психических функций (счет, речь, чтение, письмо). Активное развитие совокупности познавательных процессов и одновременное становление высших психических функций позволяют ребенку производить сложные мыслительные операции, а также быть успешным в ведущем для младшего школьного возраста виде деятельности — в учебной деятельности [4].

В младшем школьном возрасте серьезное влияние на адаптацию к школе оказывает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что становится фундаментом для проявления двух поведенческих особенностей младших школьников: неусидчивости и эмоциональной возбудимости. Развитие мозга происходит параллельно с формированием лобных долей, поэтому до момента их полного созревания восприятие внешней среды и саморегуляция у младших школьников остается несовершенными.

Мозговое вещество анатомически полностью созревает к 8-9 годам, но функционально оно развивается гораздо дольше. По мнению некоторых ученых именно лобные отделы обеспечивают гармоничное

психическое развитие человека, определяют особенности функционирования всей нервной системы, тип темперамента, интеллектуальные, эмоциональные и личностные характеристики [2]. В функциональном развитии начало созревания лобных отделов обеспечивает формирование у ребенка функций контроля и саморегуляции, а также возможности программирования деятельности. Формирование этих процессов практически полностью заканчивается только к среднему школьному возрасту.

Эмоциональная жизнь младших школьников в адаптационный период характеризуется непосредственностью и яркостью проявлений в мимике, в движениях, в речи. Вместо регуляции своих эмоций с учетом обстоятельств, дети находятся во власти эмоций, подчиняются им и ведут себя в зависимости от их интенсивности, которая имеет свойство часто меняться, вместе с их характером [3].

Мышление как основной познавательный процесс в младшем школьном возрасте характеризуется несформированностью. В силу этого причинно-следственные связи могут формироваться по искаженному типу, с выделением случайных признаков, а не закономерностей, усложняя освоение учебного материала в период адаптации.

Литературный обзор. Особенности саморегуляции, мышления и эмоциональных проявлений первоклассника определяют особенности его внимания, которое в младшем школьном возрасте характеризуется непроизвольностью и сложностью удержания на определенном объекте. По мнению ученых, исследующих данный вопрос, наибольшие трудности связаны с удержанием внимания на объекте обучения, когда ребенок отвлекается на любое внешнее воздействие и может непроизвольно концентрироваться на любом ярком или необычном событии, явлении, объекте. В период адаптации ребенка к школе требуется создавать соответствующие возрасту и социальной ситуации психолого-педагогические условия для активизации внимания ребенка. Но есть обратная ситуация — если внимание ребенка эксплуатировать и заставлять его удерживать длительное время, у первоклассника могут проявиться тенденции к истощае-мости, утомлению, астенизации, агрессивности [3].

Особенности памяти в адаптационный период проявляются в том, что наилучшее запоминание первоклассника обеспечивает наглядно-образный тип памяти, позволяющий осуществлять достаточно точ-

ное запоминание зрительных модальностей при недоразвитости структурного анализа, что, например, делает возможным успешное заучивание текста без понимания его смысла. Уровень мышления не позволяет формировать целостные образы со всей многозначностью логических связей изучаемых явлений, поэтому запоминание механистично, основано на зазубривании или эмоциональном компоненте. Из-за этого воспроизведение заученного материала характеризуется неточностями, ошибками, путаницами, без возможности исправления, а впоследствии он недолго хранится в памяти [5].

Согласно наблюдениям ученых, поступивший в школу может стать крайне зависимым от субъективных оценок и мнений окружающих его людей. В школе происходит стандартизация условий жизни, в результате этого поведенческие и эмоциональные отклонения становятся особенно заметными. Это слабый самоконтроль, сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, отказ от выполнения правил и норм, установленных взрослыми. Но при этом растет зависимость школьника от мнения взрослых и от мнения сверстников [2].

Методы. Рассматривая вопросы успешности адаптации учащегося к обучению в школе, автор сочетал такие методы исследования, как работа над государственными документами, наблюдение и ма-тематико-статистический анализ.

Основная часть. Уровень развития познавательных процессов определяет успешность адаптации ребенка к школе. Несформированные мыслительные функции ограничивают ребенка в планировании и прогнозировании, он недостаточно настойчив в достижении результатов, цели часто сменяют друг друга. Поэтому крайне важно при переходе ребенка в школу уделять повышенное внимание поддержанию его инициативности и целеустремленности, формированию навыков планирования деятельности, а также развивать самостоятельность и способность принимать решения [7].

Характер ребенка младшего школьного возраста находится в стадии активного формирования. Его черты опосредуются возрастными кризисами и часто изменяются, особенно в адаптационный период. Но при отсутствии должного воспитания неуправляемое поведение может стать устойчивой чертой характера, акцентуацией или предпосылкой к формированию психопатологии. Поэтому самоконтроль и осознание

собственных эмоций необходимо формировать именно в этом возрасте, применительно к адаптационному периоду. В критические периоды ребенок может проявлять эгоизм, непослушание, капризность, негативизм, грубость и агрессию. Часть исследователей связывают данные проявления с неправильным воспитанием, или так называемыми «дефектами воспитания». Но данное утверждение не является однозначно верным, так как подобные симптомы могут быть предвестниками возрастного кризиса или адаптационной реакцией организма на вступление в новый этап социального развития [3].

Адаптационный период сопровождается также возрастными противоречиями между мотивом «хочу», который отражает желания ребенка, и мотивом долженствования, который отражает понятие «надо». Желания обычно исходят от ребенка, а мотив «надо» обычно инициируется взрослыми [6].

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышечной системы, увеличение ее объема и силы, но это происходит только при условии достаточных физических нагрузок [2].

Таким образом, переход в школу как новый этап социального развития личности младшего школьника сопровождается серьезными психофизиологическим изменениями, бурным ростом познавательных процессов, личностными изменениями, а также может совпасть с возрастным кризисом. При этом начало систематического обучения ребенка в школе выдвигает множество важнейших задач нового типа, с которыми ребенок ранее не сталкивался. От того, насколько ребенок готов к школе, будут зависеть его учебные достижения, успешный вход в режим школьной жизни, а также психологическое самочувствие и успешность процесса адаптации.

Стоит отметить, что существуют три вектора, по которым происходит школьная адаптация — психофизиологический, социальный, психологический (рис. 1).

По сути эти три направления адаптации синхронизированы с вышеописанными психофизиологическими и психологическими особенностями младшего школьника и с сопровождаемыми изменениями внешней социальной ситуации. Они же являются базой для формирования психологической готовности к школьному обучению.

Ученые единогласны во мнении о том, что условием успешной адаптации первоклассника является

к к 1) психофизиологическая адаптация — перестройка организмом ребенка собственных функций

я « н в соответствии с условиями внешней среды

9

« о ж 2) социальная адаптация — включение ребенка в новую социальную ситуацию и активное

к о его приспособление к новым условиям

а 3

о н и 3) психологическая адаптация — приспособление психической деятельности ребенка к новым

га условиям среды или попытка изменения окружающей среды для более успешной адаптации

Рис. 1. Векторы школьной адаптации

психологическая готовность к обучению в школе. Именно поэтому во многих странах посещение подготовительной группы детского сада является обязательным условием поступления в школу, так как в этот период проводится специальная психологическая подготовка к школе. В других случаях родителям рекомендуют посещать с детьми специальные курсы по психологической подготовке к школьному обучению. Можно выделить три вида психологической готовности ребенка, которые наиболее значительно влияют на успешное обучение в школе — интеллектуальную, личностную и волевую (рис. 2).

Интеллектуальная готовность — это фундамент успешного обучения школьника. Развитые познавательные процессы и сформированные психические функции обеспечивают уверенное поведение ребенка в учебном процессе, он становится успешным при выполнении домашних заданий, ответах на уроках. На фоне этого у первоклассника фиксируется готовность к обучению в школе и происходит принятие им новой «социальной позиции» (Л.И. Божович). По сути, ребенок осваивает новую социальную роль, приобретает комплекс прав и обязанностей, стремится к занятию приоритетного положения в классе, в сравнении с другими школьниками [2].

Личностная готовность к школе — это степень заинтересованности в учебе самого ученика. Важная составляющая личностной готовности к школе — внутренняя позиция школьника, при которой у него

сформирована новая система соответствующих ситуации потребностей. Она базируется на взаимосвязи новых для ребенка потребностей — быть школьником и выполнять общественно значимую деятельность. Желание учиться появляется постепенно, начиная с дошкольного возраста. Традиционно в первое время детей привлекают внешние атрибуты обучения — портфели, телефон, яркие канцелярские товары, новая обстановка, получение оценок. В дальнейшем внешняя мотивация трансформируется во внутреннюю потребность «быть школьником» и обучаться. Все ученые сходятся во мнении, что в ситуации, когда ребенок не готов к социальной позиции ученика, он будет испытывать трудности во время учебы. Даже при наличии высокого уровня интеллектуальной готовности, трудности адаптации к школе высоковероятны при отсутствии личностной готовности.

Волевая готовность, как третий компонент психологической готовности к школьному обучению, имеет тесную связь с уровнем развития контроля над своими поступками с помощью целенаправленного усилия воли. Волевая готовность проявляется в умении ребенка понимать и точно выполнять инструкции взрослого, использовать образец и действовать в соответствии с установленными правилами. Первоклассник со сформированной волевой готовностью быстрее и проще включается в школьное обучение, так как он способен сосредоточивать и удерживать

Рис. 2. Компоненты, определяющие успешность адаптации младшего школьника к обучению в образовательном учреждении

внимание в течение длительного времени на определенной деятельности.

Авторы большинства возрастных периодизаций указывают, что основные элементы волевого действия обычно формируются к 6-7 годам. К этому времени, как правило, планируется переход в школу, а ребенок способен ставить цели, намечать и исполнять план действия, принимать решения. В случае преодоления препятствия ребенок проявляет определенное усилие и оценивает результат действия. Эти компоненты к младшему школьному возрасту формируются как базовые, но являются еще неустойчивыми. Например, функция целеполагания работает нестабильно — цель может быть выделена ребенком, но она не в полном объеме конкретизирована, осознана и, как следствие, имеет сложности с достижимостью.

Таким образом, сформированные компоненты психологической готовности обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьному обучению. Систематическая работа по подготовке к школе в рамках 3-х компонентой структуры, описанной выше, позволит первокласснику быстрее адаптироваться и стать успешным в учебной деятельности.

Особый научный интерес представляет проблема адаптации к школе в современных условиях образовательных учреждений на примере стран постсоветского пространства.

В Республике Беларусь в 2020-2021 учебном году в 1-й класс пошли 114 тыс. младших школьников, что составляет 92% от общего числа детей в возрасте 6-7 лет1. Согласно данным психолого-педагогических исследований за 2019-2020 учебный год, серьезные трудности в адаптации к образовательному учреждению в Беларуси испытывают около 14% первоклассников. У этих учащихся процесс адаптации может длиться до года, трансформируясь в дезадаптацию. Примерно 50-60% от общего числа первоклассников привыкают к школе в течение 2-3 месяцев. У 30% первоклассников данный процесс может затянуться до 5-6 месяцев, но в целом заканчивается успешно.

Для мониторинга уровня и длительности адаптации первоклассников к образовательному учреждению белорусские школы в обязательном порядке проводят многофункциональную диагностику привыкания ребенка к школе. Также специалистами социальной психолого-педагогической службы (СППС)

проводится групповая и индивидуальная работа, направленная на помощь в адаптации учащимся первых классов и их родителям.

В Украине на текущий момент зарегистрировано 417,7 тыс. младших школьников, начавших свое обучение в первом классе в 2020-2021 учебном году2. В школах также проводится обязательная диагностика уровня и длительности адаптации первоклассников к обучению. Министерство образования и науки Украины разрабатывает специальные регламенты. Например, обязательны для исполнения методические рекомендации по обеспечению адаптационного периода первоклассников. Первый месяц обучения в школе разделен на четыре тематические недели, когда младший школьник знакомится с образовательным учреждением, приобщается к социальным нормам и правилам. На местах реализуются профилактические мероприятия для учащихся первых классов, их родителей и законных представителей. Данные о результативности адаптации украинских учащихся первых классов за прошлый учебный год отсутствуют.

В Азербайджане в текущем учебном году в статусе первоклассников 165 511 детей приступили к занятиям. 80% из них до поступления в школу посещали дошкольные образовательные учреждения3.

В 2020-2021 учебном году в Казахстане свое обучение начали 396 тыс. первоклассников4. Стоит отметить, что Казахстан — одно из немногих государств, в котором поступившие в школу будут обучаться дистанционно, хотя во всех странах постсоветского пространства приято решение обучать первоклассников в очном режиме.

Для первоклассников Казахстана процесс адаптации к обучению будет происходить специфическим образом, поскольку будет исключен фактор очного посещения самого образовательного учреждения. О трудностях адаптации первоклассников, которые начали обучаться в дистанционно режиме, выводы можно будет делать лишь спустя шесть месяцев.

1 Министерство образования Республики Беларусь // URL://-http://edu.gov.by/

2 Министерство образования Украины // URL://https://mon.-gov.ua/ua

3 Policies for human capital development Azerbaijan an etf torino process assessment // URL://https://openspace.etf.europa.eu/trp/-torino-process-2018-2020-azerbaijan-national-report

4 Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан // URL://https://primeminister.kz/ru/news/-k-novomu-uchebnomu-godu-pravitelstvo-obespechit-kompyuterami-500-tys-uchenikov-iz-naibolee-nuzhdayushchihsya-semey-47849

Табл. 1. Данные об уровне адаптации первоклассников к школе в 2020-2021 учебном году

Высокий уровень (1-3 месяца) Средний уровень (4-6 месяцев) Низкий уровень (до 1 года)

15% 60% 25%

Именно тогда будет понятно, насколько смогли адаптироваться дети к школьному обучению, в том числе в дистанционном формате. Но уже сейчас можно прогнозировать, что в дистанционном формате адаптация будет затруднена, так как отсутствует полноценная социальная среда в лице одноклассников, сотрудников школы и пр.

В Российской Федерации в 2020-2021 учебном году начали свое обучение более 2 млн первоклассников5. При анализе статистических данных наблюдается примерно такая же закономерность, что и в Республике Беларусь (табл. 1).

Нормативные показатели адаптации имеют 75% первоклассников (средний и высокий уровень адаптации к школе). При этом четверть обучающихся в 1 -м классе демонстрируют низкий уровень адаптации к школе, что требует реализации мероприятий по совершенствованию адаптации к школьному обучению и предотвращению потенциальной дезадаптации.

В психолого-педагогической науке и практике наработаны разнообразные пути минимизации негативных последствий дезадаптации в период привыкания к школе. Для этого обратимся к наиболее эффективным способам работы с учащимися, которые испытывают трудности в адаптации при обучении в образовательном учреждении. Учитель — это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье. Это ученый-исследователь, скрупулезно изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в самых различных учебно-воспитательных

ситуациях. Хорошо осознают необходимость перевода наличных работников сферы народного образования на рельсы «человеческого ресурса» и в Азербайджане [1, с. 40].

Психолого-педагогическая работа с детьми, которые испытывают сложности в адаптации к школе, должна включать в себя ряд взаимосвязанных и при этом взаимно дополняющих друг друга видов деятельности [8], которые отражены на рис. 3.

Как видно, меры поддержки адаптации ребенка к школе, с одной стороны, направлены на персона-лизацию механизмов их реализации в рамках школы (педагогическая поддержка и психологическое сопровождение), а с другой, — ориентированы за пределы школы, например, на привлечение родителей (социальная помощь, взаимодействие с семьей).

Развитие социальных компетенций как отдельный вид деятельности, обеспечивающий адаптацию, ориентировано на новые требования ФГОС. С учетом изменений последних лет в части повышения внимания ФГОС по отношению к мягким навыкам, важно обратить внимание на обучение младших школьников именно тем навыкам, которые значимы для развития социальной компетентности школьников. К ним относятся умение общаться и решать конфликты, навыки саморегуляциии и готовность преодолевать возникающие препятствия, способность работать в команде и действовать в общих интересах.

В текущих условиях организации адаптационной работы наиболее эффективным видом деятельности

5 Министерство просвещения Российской Федерации // URL://-https://edu.gov.ru/

Рис. 3. Виды деятельности, обеспечивающие адаптацию первоклассников к школе

по обеспечению адаптации к школе является пятый вид — это взаимодействие с семьей. В период, когда школьная система начала работать частично в условиях дистанционного обучения и принято решение во всех странах, которые мы выше рассматривали, выводить классы на карантин при необходимости, возрастает роль родителей в адаптации детей к школе.

Во многих документах даже в докарантинный период семья определялась, как важнейший институт общества, основа и опора государства и школы, родители обозначались полноправными участниками образовательного процесса6. В посткарантинном пространстве роль семьи только усилилась за счет нескольких факторов. Во-первых, школьники стали больше времени проводить дома. Во-вторых, родители осознали свою роль в организации учебной деятельности детей в период удаленной работы и учебы.

Современная школа и педагог организуют такое взаимодействие с семьей, при котором у родителей будет сформирована «помогающая» позиция, будет активизирован воспитательный потенциал семьи в части подготовки ребенка к школе и повышения эффективности адаптации.

Вопрос формирования «помогающей» позиции родителей и продуктивного взаимодействия семьи и школы осложняется особенностями социально-экономической ситуации. Известно, что из-за сложной экономической ситуации многие родители просто не успевают полноценно взаимодействовать со школой в силу занятости на работе. Во многих странах на постсоветском пространстве сложилась ситуация, при которой родители имеют ненормированный режим работы, трудятся на нескольких работах, что ранее было исключено. В результате резко сокращается время на реализацию воспитательных функций в семье. Кроме того, наблюдается систематический рост неполных и неблагополучных семей, что также усугубляет ситуацию по организации взаимодействия семьи и школы.

Но возможности семьи нельзя игнорировать даже при вышеописанных условиях. Только привлечение родителей к школьной жизни ребенка позволит повысить эффективность адаптации первоклассников к школе, если учитель начальных классов с самого начала сформирует у родителей желание участвовать во всех сферах школьной жизни своего ребенка.

В практике современных образовательных учреждений, согласно ФГОС НОО, выделяют следующие приоритетные направления взаимодействия школы и семьи7:

♦ система мониторинга семейных ситуаций;

♦ психолого-педагогическое просвещение родителей;

♦ система детско-родительских мероприятий на базе школы;

♦ выявление и тиражирование лучших практик родительского опыта;

♦ распространение форм совместной деятельности родителей и детей на базе школ;

♦ формирование родительских объединений по тематическим направлениям.

Практически все вышеперечисленные направления взаимодействия могут быть реализованы с привлечением родителей. Особенно эффективны психолого-педагогическое просвещение (так как родители часто не знают то, что по определению должны знать) и тиражирование лучших практик родительского опыта.

Результаты. Таким образом, взаимодействие школы и семьи весьма важное звено на всех этапах воспитательного образовательного процесса.

Теоретическая новизна. Во всех нормативных документах отмечается важность взаимодействия школы и семьи на всех этапах воспитательного образовательного процесса. Следовательно, в начальной школе эти приоритетные направления взаимодействия семьи и школы начинают формироваться, в средней школе закрепляются, а к старшим классам становятся самостоятельными практиками, переходящими в традиции. Именно так должна выглядеть система привлечения родителей к взаимодействию со школой. Она может быть успешно выращена из «помогающей» позиции родителей в работе по адаптации детей к школе.

«...Исследования, проведенные в мире, показали, что среди факторов, влияющих на качество об-

6 Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. № 19644) //СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. № 19644) //СПС «КонсультантПлюс».

разования, 1-е место занимает семья, 2-е — среда (сверстники), 3-е — информация, и лишь последнее, замыкающее — школа. Но, к сожалению, эта действительность не воспринимается обществом однозначно, и вся ответственность возлагается на школу и учителя. А школа и учителя, в свою очередь, вновь и вновь всеми правдами и неправдами пытаются переложить свои прямые профессиональные обязанности на плечи государства [1, с. 81-82].

Важно отметить, что формы взаимодействия с родителями для привлечения их к помощи в адаптации первоклассников варьируются в зависимости от разных ситуаций и требований. Например, конкретная форма может определяться актуальной ситуацией в классе, уровнем и типом адаптации детей. Но обязательным психолого-педагогическим условием успешной адаптации первоклассников является заинтересованность родителей в активном сотрудничестве с педагогами.

Целесообразно эти формы работы разделить на четыре группы [6]:

1) постоянные формы взаимодействия с семьей в современных школах:

♦ родительские собрания (темы про планировании работы на будущий учебный год, специфику воспитания детей поколения Z, организацию домашних заданий, силу родителей и т.д.);

♦ лекции и интерактивные мероприятия для родителей от ведущих специалистов школы или приглашенных экспертов по воспитанию, обучению, безопасности учащихся (мастер-классы, кейс-чемпионаты по вопросам воспитания детей);

♦ конференции для родителей в формате «открытый микрофон» (каждый может высказаться по актуальной дискуссионной теме);

♦ «круглые столы» и стратегические сессии в классе и с параллельными классами;

♦ педагогические чтения для родителей по вопросам воспитания (технология развивающих чтений);

2) формы взаимодействия по запросу — личные беседы и консультации педагогов и классного руководителя по оказанию индивидуальной помощи;

3) консультации узких школьных специалистов — психолога, логопеда, социального педагога;

4) мониторинг требований и предложений родителей в форме опросов, интервью, анкетирования и фокус-групп. В современных условиях, когда родители адаптировались к дистанционному формату взаимо-

действия, можно использовать не только личное общение, но и мониторинг на интернет-площадках.

Практическая значимость. В школах с каждым годом все больше используются интерактивные и нетрадиционные технологии взаимодействия с родителями. Например, высокие оценки родителей получает формат работы, при котором их вовлекают в проектную деятельность. На этапе адаптации ребенка к школьному обучению — это будет один из эффективных способов школьно-родительского взаимодействия. Взрослые при организации совместной с детьми проектной деятельности решают все три задачи адаптации: информационную, обучающую и психофизиологическую. При использовании проектов в совместной деятельности родители перестают быть пассивными в сопровождении учебной деятельности первоклассника. Они трансформируются в активных субъектов формирования личности, а школа выступает партнером семьи в воспитании. Таким образом, именно проектная деятельность ориентирована на совместную работу родителей, детей и школы. К середине первого класса дети и родители уже могут создавать совместные проекты, демонстрируют психологию успеха, что крайне важно для адаптации [8].

В завершение на основе методов обобщения литературных источников, анализа теоретических концепций и анализа статистических данных, можно резюмировать, что подавляющее большинство детей в возрасте 6-7 лет начинают свое обучение в школе. У некоторых оно сопряжено с трудностями в адаптации к образовательному учреждению. Данная проблема характерна как для нашей страны, так и для стран постсоветского пространства. Обусловлена она внутренними условиями (психолого-педагогической характеристикой и спецификой физиологического развития детей младшего школьного возраста) и внешними факторами (изменяющимися условиями, в которые попадает еще вчерашний дошкольник при переходе из детского сада в школу).

Выводы. Начало систематического обучения ребенка в школе выдвигает множество важнейших задач. От того, насколько ребенок готов к школе, будут зависеть его учебные успехи, вхождение в режим школьной жизни, психологическое самочувствие, успешность адаптации. Одним из условий повышения эффективности адаптации к школе является использование детско-родительских практик в работе с семей, вовлечение семьи в школьные формы сотруд-

ничества и в совместную работу, а также в проектную деятельность. Тиражирование практик взаимодействия семьи и школы позволит сформировать у родителей «помогающую» позицию именно в период адаптации ребенка к школе. Далее это может стать привычной моделью поведения родителей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

Таким образом, основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективную адаптацию к школе, — это обеспечение ранней психологической подготовки к школе и вовлечение родителей в практику воспитания детей в период обучения в начальной школе. Обеспечение данных условий практически исключает школьную дезадаптацию.

Литература

1. Ахмедов Г.Г. Человеческий ресурс азербайджанского образования: Моногр. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

2. Благинин А. А., Мамайчук И.В., Истомина И.П., Черевкова Т.Н. Психолого-педагогические характеристики личности учащихся с различным уровнем школьной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 4. С. 52-62.

3. Борисова О.В., Зябирова Л.И. Проблема адаптации первоклассников к школе // Международный отдел экспериментального образования. 2014. № 6. С. 84.

4. Валиулина И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 474-477.

5. Воропаева Е.Э. Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 11-13.

6. Гусева Ю.В. Проблемы взаимодействия школы и семьи // Педагогика: традиции и инновации: Мат. VI Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 253-255.

7. Кочеренко О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 370-372.

8. Тихоненко Л.В. Проектная деятельность как способ взаимодействия семьи и школы // Начальная школа. 2015. № 9. С. 46-47.

9. Худайкулов Х.Д., Усмонова Х.М. Осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения и воспитание детей // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 647-648.

10. AhmadovHumeyir(2014). The Strategy of Education Development in Azerbaijan. Print monograph Saarbrbcken, Deutschland / Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

References

1. Akhmedov G.G. Chelovecheskiy resurs azer-baydzhanskogo obrazovaniya: Monogr. M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 2007.

2. Blaginin A.A., Mamaychuk I.V., Istomina I.P., Cherevkova T.N. Psikhologo-pedagogicheskiye kharak-teristiki lichnosti uchashchikhsya s razlichnym urovnem shkol'noy adaptatsii // Vestnik Leningradskogo gosu-darstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2011. № 4. S. 52-62.

3. Borisova O.V., ZyabirovaL.I. Problema adaptatsii pervoklassnikov k shkole // Mezhdunarodnyy otdel eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014. № 6. S. 84.

4. Valiulina I.F. Osobennosti adaptatsii pervoklassnikov k shkole // Molodoy uchenyy. 2017. № 5. S. 474-477.

5. Voropayeva E.E. Metodicheskoye soprovozhde-niye sovershenstvovaniya gotovnosti pedagoga k inno-vatsionnoy deyatel'nosti // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 101. S. 11-13.

6. Guseva Yu.V. Problemy vzaimodeystviya shkoly i sem'i // Pedagogika: traditsii i innovatsii: Mat. VI Mezh-dunar. nauch. konf. Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2015. S. 253-255.

7. Kocherenko O.A. Pedagogicheskiye usloviya sot-sial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchashchikhsya nachal'nykh klassov v period adaptatsii k shkole // Molodoy uchenyy. 2017. № 4. S. 370-372.

8. Tikhonenko L.V. Proyektnaya deyatel'nost' kak sposob vzaimodeystviya sem'i i shkoly // Nachal'naya shkola. 2015. № 9. S. 46-47.

9. KhudaykulovKh.D, Usmonova Kh.M. Osozna-niye roditelyami svoyey otvetstvennosti za podgotovku podrastayushchego pokoleniya i vospitaniye detey // Molodoy uchenyy. 2015. № 4. S. 647-648.

10. Ahmadov Humeyir (2014). The Strategy of Education Development in Azerbaijan. Print monograph Saarbrbcken, Deutschland / Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.