Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ'

НАРУШЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

403
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / НАРУШЕНИЕ / НОРМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильченко Ксения Андреевна

Статья посвящена изучению нарушения поведения как проявление школьной дезадаптации. Исследование дезадаптации показало, насколько от социально-психологической адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его будущая жизнь. Отмечено, что адаптация к условиям начальной школы является особым и сложным периодом в жизни ребенка. Рассмотрены причины возникновения дезадаптации от смены социальной среды до психологического климата семьи, в которой находится ребенок. В статье дана характеристика преддевиантному поведению. Отражены формы проявления нарушения поведения, выделены психолого-педагогические пути воздействия на ребенка для предупреждения и коррекции дезадаптации. Показано, что при высоком уровне адаптации у младших школьников проявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне - эмоционально-нейтральное, а при низком - эмоционально-отрицательное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATION OF STANDARDS OF BEHAVIOR AS A MANIFESTATION OF SCHOOL DEADAPTATION.

The article is devoted to the study of behavior disorders as a manifestation of school maladjustment. The study of maladjustment showed how much of a child's future life depends on the social and psychological adaptation of a child in primary school. It is noted that adaptation to the conditions of primary school is a special and difficult period in a child's life. The reasons for the emergence of maladjustment from the change in the social environment to the psychological climate of the family in which the child is located are considered. The article describes the characteristics of pre-deviant behavior. The forms of manifestation of behavioral disorders are reflected, psychological and pedagogical ways of influencing the child for the prevention and correction of maladjustment are highlighted. It is shown that with a high level of adaptation, junior schoolchildren show an emotionally favorable attitude towards school, with an average level - emotionally neutral, and with a low level - emotionally negative.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

УДК 159.99

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-13 -20

НАРУШЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Ксения Андреевна Ильченко

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-4350-4367 ksyu.ilchenko.2000@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению нарушения поведения как проявление школьной дезадаптации. Исследование дезадаптации показало, насколько от социально-психологической адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его будущая жизнь. Отмечено, что адаптация к условиям начальной школы является особым и сложным периодом в жизни ребенка. Рассмотрены причины возникновения дезадаптации от смены социальной среды до психологического климата семьи, в которой находится ребенок. В статье дана характеристика преддевиантному поведению. Отражены формы проявления нарушения поведения, выделены психолого-педагогические пути воздействия на ребенка для предупреждения и коррекции дезадаптации. Показано, что при высоком уровне адаптации у младших школьников проявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне - эмоционально-нейтральное, а при низком - эмоционально-отрицательное.

Ключевые слова: дезадаптация, адаптация, младшие школьники, отклоняющиеся поведение, преддевиантное поведение, развитие, нарушение, норма

Для цитирования: Ильченко К.А. Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 4. с. 13-20. Б01: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-13 -20

Благодарность: Выражаю благодарность научному руководителю, доценту, кандидату психологических наук, Кузма Левонасу Прано, за оказанную помощь при написании настоящей статьи, за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению работы.

Original article

VIOLATION OF STANDARDS OF BEHAVIOR AS A MANIFESTATION OF SCHOOL DEADAPTATION

Ksenia A. Ilchenko

Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-4350-4367 ksyu.ilchenko.2000@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the study of behavior disorders as a manifestation of school maladjustment. The study of maladjustment showed how much of a child's future life depends on the social and psychological adaptation of a child in primary school. It is noted that adaptation to the conditions of primary school is a special and difficult period in a child's life. The reasons for the emergence of maladjustment from the change in the social environment to the psychological climate of the family in which the child is located are considered. The article describes the characteristics of pre-deviant behavior. The forms of manifestation of behavioral disorders are reflected, psychological and pedagogical ways of influencing the child for the prevention and correction of maladjustment are highlighted. It is shown that with a high level of adaptation, junior schoolchildren show an emotionally favorable attitude towards school, with an average level - emotionally neutral, and with a low level - emotionally negative.

Keywords: maladjustment, adaptation, junior schoolchildren, deviant behavior, pre-deviant behavior, development, violation, norm

For citation: Ilchenko K.A. Violation of Standards of Behavior as a Manifestation of School Deadaptation. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 4. PP. 13-20. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-13 -20

Acknowledgement: I would like to express my gratitude to my supervisor, associate professor, Candidate of Psychological Sciences, Levonas P. Kuzma, for his help in writing this article, for valuable advice when planning research and recommendations for

the design of the work.

Введение. Отклоняющееся поведение младших школьников вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания о нарушенном поведении школьников позволяют утверждать, что общественность имеет дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. В это же время различные сведения по данному вопросу накоплены в разных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве. На социальном уровне отклоняющее поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Поведение младших школьников, отклоняющееся от принятых в обществе правил, норм поведения, педагоги и психологи называют тяжёлыми или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздей-

ствиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Адекватное поведение младшего школьника предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Об отклоняющемся поведение можно сказать, как о взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нор-мам.Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.

Начало обучения в школе - тяжелое испытание для большинства первоклассников. Они должны приобщиться к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, а также адаптироваться к новым условиям.

Дезадаптация - сложное социально-психолого-педагогическое явление, являющееся результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности. На протяжении многих лет в отечественной литературе эксплуатируется термин «дезадаптация».

При анализе школьной дезадаптации выявляется ее предпочтительное формирование в определенные периоды школьного обучения. Это начало посещения учебного заведения (1-й класс), переход из младшей школы в среднюю (5-й класс), окончание средней школы (7-9-й классы) [1].

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс приспособления ребенка к новым видам деятельности, отношениям, требованиям, новой системе социальных условий и режиму жизнедеятельности. Адаптация состоит не только в приобщении младшего школьника к успешному функционированию в образовательной среде, но и в способности к его дальнейшему личностному, психологическому, социальному развитию [2].

В связи с поменявшемся положением ребенка и новой ведущей деятельностью начинается перестройка повседневного, привычного хода его жизни. Адаптация к условиям начальной школы является для ребенка особым и сложным периодом в жизни ребенка. Школьники получают новую социальную роль ученика, образуются новые межличностные отношения с одноклассниками, учителями, изменяется социальное окружение, наконец, меняется образ жизни. Такие изменения у первоклассников осуществляются на фоне эмоциональных переживаний, повышенной школьной тревожности, неуверенности, сложности в распознавании и организации своих эмоций [3].

На сегодняшний день образовалась потребность поиска педагогических условий предупреждения и преодоления отклонений в поведении младших школьников. Важность разработки данного исследования подтверждается еще и тем, что в современной педагогической науке зафиксировалось положение о зависимости уровня учебно-воспитательного процесса школы от того, насколько положительно этот процесс протекает в начальном его звене, т.е. в младших классах, в связи с чем особенно необходимы: научно обоснованная работа учителя начальных классов по предупреждению и преодолению отклонений в поведении младших школьников; теоретические иэкспери-

ментальные работы, которые смогли бы определить, как эффективно должна выстраиваться работа учителя начальных классов по данному направлению.

Под предупреждением и преодолением отклонений в поведении следует понимать раннее выявление уже существующих и прогнозирование возможных проявлений отклонений в поведении, а также специально организованную работу учителя начальных классов таким образом, чтобы эти нарушения не могли проявиться. Под педагогическими условиями следует понимать совокупность специально созданных реальных обстоятельств в образовательной среде, профессионально ориентирующих на предупреждение и преодоление отклонений в поведении младших школьников.

Следует отметить, что в настоящее время существует взаимосвязь социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе и их эмоционального благополучия, поведения, а также младшие школьники с разными показателями социально-психологической адаптированности отличаются по параметрам эмоционального благополучия. Младшие школьники с различными показателями социально-психологической адаптированности отличаются по параметрам эмоционального благополучия. Таким образом, при достаточно высоком уровне адаптации у младших школьников выявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне адаптации - эмоционально-нейтральное отношение к школе, а при низком уровне адаптации - эмоционально-отрицательное отношение к школе [4].

В повседневной жизни часто можно услышать, что в существующей начальной школе часто говорят о том, что детей с отклоняющимся поведением среди младших школьников нет, а выделить можно лишь детей группы риска. В этой связи правильно судить о том, что в отношении детей младшего школьного возраста возможно употребить такую категорию, как преддевиантное поведение. Что касается преддевиантного поведения, то оно в современной психологической литературе практически не освещено.

Преддевиантное поведение можно объяснить с двух точек зрения. Во-первых, преддевиантное поведение характерно для каждого возрастного периода. Оно представляет своего рода промежуточное состояние между нормой и отклонением от нормы. Поэтому преддевиантное поведение может трансформироваться в девиантное поведение либо может быть скорректировано до нормы. Во-вторых, преддевиантное поведение может быть рассмотрено как разновидность отклоняющегося поведения, характерного для дошкольного и младшего школьного возраста, которое может проявляться в форме агрессивности, непослушания, гиперактивном поведении, неподчинения требованиям взрослых, игнорирования групповых норм [5].

Важное место занимают эмоциональные проявления отклонений. Неблагоприятный психологический климат в семье, в школе приводит к отрицательным реакциям ребенка и к появлению преддевиантных форм поведения.

Преддевиантное поведение у детей предрасположено к широкому кругу негативных эмоций, а именно тревогой, страхом и агрессией. Затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния провоцируют разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми, к формированию негативной жизненной позиции.

В современной педагогической практике взрослые люди зачастую используют наказание, если негативный поступок уже был совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не стало привычкой и неожиданно и для него самого.

Следует отметить неправильные формы родительского воспитания: авторитарное, попустительское, противоречивое и др. Коме того, социологи выделяют такие ти-

пы неблагополучных семей, как распадающиеся, распавшиеся, неполные и др. Вместе с тем, встречаются семьи полные, но функционально деструктивные, где постоянно ощущаются межличностное напряжение и частые ссоры. И напротив, немало «неполных» семей, гдеотсутствует отец либо мать, в то время как между членами семьи присутствует атмосфера взаимного внимания, тепла и поддержки.

К неблагоприятным семейным факторам, влияющим на школьную адаптацию ребенка, следует отнести также неуравновешенность, деспотичность, эмоциональную холодность и другие особенности родителей, а также ближайших родственников, проживающих рядом и создающих нездоровый психологический климат; тяжелая, затяжная болезнь или утрата кого-либо из близких, к которому ребенок был особенно эмоционально привязан.

Наказание может быть достаточно эффективным, если соблюдать следующие условия:

- наказывать младших школьников как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно является явно целесообразным;

- школьник не должен воспринимать наказание как месть или произвол;

- при наказании взрослый человек ни в коем разе не должен показывать сильный гнев или раздражение. О наказании говорится спокойным тоном, при этом особо подчеркивается, что наказывается именно поступок, а не личность;

- после наказания проступок в виде должен быть "забыт". О нем больше не напоминают точно также, как не вспоминают и о прошедшем наказании;

- родителям не нужно изменять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием;

- обязательно необходимо, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В таком случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка;

- наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

- каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Некоторые учителя и родители используют запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, на младших школьников она действует обратным эффектом - утрата веры во взрослого [6].

Следует учитывать и такую особенность некоторых детей: если меня обидели или я чего-то не получил, то я сделаю себе еще больнее, накажу себя. Это саморазрушающее поведение. Как правило, если ребенок чувствует себя обделенным или у него что-то не получается, начинает уничтожать себя физически (царапает себе глаза, кусает себя до крови, колет иглой). Следовательно, если у младшего школьника есть склонность к саморазрушающему поведению, любая информация о том, что плохо и чревато негативными последствиями, лишь подтолкнет его к этому негативу [7].

Выводы и рассуждения. В заключение хотелось бы отметить, что от социально-психологической адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его будущая жизнь: если не привить любовь к учебной деятельности, если не создать ситуацию успеха, не развить особенности его личности, если ребенок не научится дружить и общаться, а ключевое, если ему не удастся исправить свое поведение, он потеряет интерес. В данной ситуации гораздо сложнее будет решить эту проблему на среднем или старшем уровне.

Таким образом, исследование дезадаптации показало, насколько от социально-психологической адаптации ребенка в начальной школе зависит вся его будущая жизнь. Отмечено, что адаптация к условиям начальной школы является особым и сложным периодом в жизни ребенка. Выявлено, что причины возникновения дезадаптации нужно искать в изменениях, происходящих в социальной среде, в психологическом климате семьи, в которой находится ребенок.

Об этом пишут многие авторы, в частности, в работе В.М. Гребенниковой, П.Б. Бондарева, В.К. Игнатовича и С.С. Игнатович отмечено, что «самая главная задача, в решении которой проявляется субъектная позиция семьи в целостном образовательном процессе, состоит в том, что именно семье предстоит стать площадкой для успешного образовательного стартапа ребенка». Необходимо взаимодействие с различными образовательными институтами (в том числе школами и учреждениями дополнительного образования). Необходим опыт совместного (детьми и взрослыми) творческого освоения разнообразных социокультурных практик: игры, исследования, социального проектирования, искусства и т.д., которые могут «перерасти в проектные единицы индивидуальной образовательной траектории ребенка, проходящей через различные события и творческие контакты с другими людьми» [8, с. 38].

Следует отметить, что освоение учебной деятельности детьми, приступающими к систематическому школьному обучению, непрерывно связано с адаптационными изменениями в их организме, которые проявляются в показателях умственной работоспособности и здоровье. Важно понимать, что начало школьного обучения обязательно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. И тут на помощь приходят С.М. Юсфин и Н.Н. Михайлова, которые обсуждают вопрос о воспитании ребенка в условиях неопределенности: важно «развивать педагогическую практику в сторону гуманитарных технологий, позволяющих делать процессы и соответствующую им деятельность предсказуемой, проектируемой, управляемой» [9, с. 106].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Петрова Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126).

2. Гайнанова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 686-688.

3. Жулина Г.Н. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников // Таврический научный обозреватель. 2016. №5 - 1 (10). С. 32 - 36.

4. Шумаков В.А., Дубровина Д.А., Платонова А.В. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия // Психология. Психофизиология. 2019. №4.

5. Шильцова Ю. В. Социально-психологическая адаптация младших школьников: поиск, взаимодействие, искусство // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1 - 3.

6. Шильцова Ю. В. Проблемы, решения и перспективы исследований социально-психологической адаптации младших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1 - 2.

7. Усова С.Н., Жукова Е.А. Неконструктивное поведение младших школьников: коррекция и профилактика // Народное образование. 2012. №2

8. Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Готовность семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка: содержание и сущность понятия Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. No 5. С. 30-41 С. 38. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-30-41 .

9. Юсфин С.М. Михайлова Н.Н., Обратная связь как условие самоорганизации позиции субъекта Воспитание в условиях неопределенности: материалы научно-практической интернет-конференция с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2018 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобын-цевой. — Изд. 2-е, испр. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. — 156 с. С. 106. ISBN 978-5-91955-081-2-100

REFERENCES

1. Petrova E. Yu. School maladjustment and pedagogical conditions for overcoming it. Bulletin of TSPU. 2012. No. 11 (126). (In Russ.)

2. Gainanova E.A. Psychological and pedagogical support of children during the adaptation period. Young scientist. 2016. No. 6 (110). P. 686-688. (In Russ.)

3. Zhulina G.N. Features of the emotional component of school adaptation of first-graders. Tavricheskiy scientific observer. 2016. No. 5-1 (10). P. 32-36. (In Russ.)

4. Shumakov V.A., Dubrovina D.A., Platonova A.V. Socio-psychological adaptation of primary school students to school as a condition for their emotional well-being. Psychology. Psychophysiology. 2019. No. 4. (In Russ.)

5. Shiltsova Yu.V. Socio-psychological adaptation of junior schoolchildren: search, interaction, art. News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. No. 1-3. (In Russ.)

6. Shiltsova Yu.V. Problems, solutions and perspectives of research of social and psychological adaptation of younger schoolchildren. Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. No. 1-2. (In Russ.)

7. Usova S.N., Zhukova E.A. Non-constructive behavior of primary schoolchildren: correction and prevention. Public education. 2012. No. 2. (In Russ.)

8. Grebennikova V.M., Bondarev P.B., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Readiness of the family to design an individual educational The content and essence of the concept Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No 5. P. 30-41 DOI: 10.17748/2686-99692020-3-5-30-41 .

9. Yusfin S.M. Mikhailova N.N., Feedback as a condition of self-organization of the position of the subject Education in conditions of uncertainty: materials of scientific and practical internet-conference with international participation (Moscow, November-December 2018). Edited by M R. Miroshkina, E.B. Evladova, S.V. Lobyntseva. Ed. 2nd revised edition. M.: FGBNU Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the RAO, 2019. 156 p. P. 106. ISBN 978-5-91955-081-2-100

Информация о соавторах: Ильченко Ксения Андреевна, студент, кафедра педагогики

и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский

государственный университет.

г. Краснодар, Россия

https://orcid.org/0000-0003-4350-4367

ksyu.ilchenko.2000@mail.ru

Научный руководитель: Кузма Левонас Прано, доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия Lev.kuzma@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the co-authors: Ksenia A. Ilchenko, Student, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003-4350-4367 ksyu.ilchenko.2000@mail.ru

Scientific adviser: Levonas P. Kuzma, Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Correctional Pedagogy Kuban State University Krasnodar, Russia Lev.kuzma@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 03.07.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.08.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests

© Ильченко К. А. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.