Деятельность Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по противодействию нацизму
ПОСПЕЛОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,
Ответственный секретарь Парламентской Ассамблеи ОДКБ, кандидат экономических наук, доцент МГИМО (У) МИД России (e-mail: os@paodkb.org)
Уважаемые организаторы и участники Форума!
От имени Секретариата Парламентской Ассамблеи ОДКБ приветствую вас.
Совсем недавно народы мира отметили 75-летие Победы во Второй мировой войне. Все эти годы образ Великой Отечественной войны и Победы продолжает оставаться в государствах - членах СНГ и ОДКБ надежным символом единения представителей разных национальностей, социальных и возрастных групп.
Для нас праздник 9 мая связан прежде всего с памятью о Победе над «коричневой чумой» и решающем вкладе в нее народов Советского Союза.
Миллионы наших прославленных и неизвестных соотечественников отдали свои жизни
на пути освобождения мира от нацистского порабощения. Поэтому героические страницы истории остаются одной из духовных скреп межнационального общения и культуры.
Наследие победного 1945 года, Потсдамской конференции союзников и Нюрнбергского суда над нацистами, а также создание Организации Объединенных Наций позволили сформировать устойчивую и эффективную систему международных отношений, которая на многие десятилетия гарантировала Европе мирное развитие.
Но сегодня у рубежей Восточно-Европейского региона коллективной безопасности ОДКБ снова нарастает военная опасность, вызванная масштабным усилением НАТО, провокационным наращиванием ее наступательного потенциала, боевой подготовки и разведки.
При этом против Беларуси и России открыто применяются методы гибридной войны, в том числе на информационном, военном, экономическом и политико-дипломатическом треке.
Совершенно очевидно, что противники мирного интеграционного развития Большой Евразии в очередной раз подняли над коллективной Европой флаг ненависти и собственных фобий по отношению к подлинно демократическим ценностям - принципам мирного сосуществования, равноправия и добрососедства, а также к сбережению исторической памяти.
Используя неприкрытую ложь и дезинформацию, они уже открыто и окончательно пытаются похоронить наследие общей Победы, разрушить принципы европейской безопасности и движения неприсоединения, подорвать устойчивую и эффективную систему международных отношений, созданную по итогам Второй мировой войны.
На Западе наращиваются попытки дискредитировать роль СССР и его вооруженных сил в победе союзников над нацистской Герма -нией, милитаристской Японией и странами фашистского блока во Второй мировой войне.
Бросается тень на подвиг советского народа и светлый образ воина-освободителя, выражается неуважение к дням воинской славы и памятным датам, особо значимым на постсоветском пространстве.
Посредством эмиссаров, а также ряда СМИ, НПО, развлекательных и интернет-ресурсов транслируется антинаучное и заведомо ложное видение истории, в котором СССР из государства - освободителя Европы преподносится как «государство-агрессор» или «оккупант», якобы виновное, наряду с нацистской Герма -нией, в развязывании мировой войны.
При этом допускается оправдание идеологии и практики нацизма и преступных организаций, их признание, подражание, распространение и модификация. Цинично ангажируется порочный тезис о так называемом «национально-освободительном» характере действий пособников фашистов на оккупированных территориях в период 1939-1945 гг.
Эти нарративы активно используются для «оправдания» и героизации нацистов и их местных пособников, виновных в многочисленных военных преступлениях, кровавом терроре и геноциде на территории Беларуси, Украины, России, а также Германии, Польши, Франции, Югославии, прибалтийских республик и других европейских государств.
Неонацисты всех мастей зачастую открыто призывают к пересмотру итогов Второй мировой войны и реваншу. Правительства ряда западных стран открыто допускают неуважение к памяти победителей фашизма, поощряя оскорбление и уничтожение памятников и захоронений советских воинов, унижение чести и достоинства ветеранов.
При этом недобитые каратели и их последователи вновь маршируют под фашистскими символами в заново сшитых мундирах, сеют ненависть и страх на Украине, терроризируют мирное население приграничных российских
областей. Они опираются и на поддержку западного мира, воинствующие представители которого, видимо, окончательно сошли с ума, отказавшись от принципов равноправного сотрудничества в пользу ужаса войны.
Поэтому теперь, уже перед нами - наследниками Великой Победы над нацизмом стоит задача защитить не только историческую память и правду, но собственно государственные рубежи, суверенитет и независимость наших стран.
На пути к этой благородной цели Парламентская Ассамблея ОДКБ направила 7 мая 2020 года Обращение к парламентам государств - членов Совета Европы в связи с 75-й годовщиной Победы над нацизмом во Второй мировой войне.
В документе содержатся призывы активизировать деятельность по законодательному запрещению возрождения нацизма, сообща противодействовать возрождению нацизма и его проявлениям, в том числе на основе опыта модельного законотворчества ОДКБ, а именно:
- противодействовать возрождению и поощрению нацизма и его проявлениям;
- не допускать искажения исторической правды о Второй мировой войне, попыток пересмотра ее итогов, умаления решающей роли народов Советского Союза в Победе;
- исключить факты попрания чести павших и замученных в концлагерях смерти путем сноса и демонтажа памятников советским воинам-освободителям,осквернению мест захоронений и преследования ветеранов войны;
- пресекать любые попытки оправдания нацистов и их пособников, действий их последователей, альтернативной трактовки решений Международного военного трибунала в Нюрнберге, их отрицания или искажения.
В Обращении подчеркнуто, что объединение усилий и консолидация парламентариев - путь к сохранению и укреплению нравственной основы системы международной безопасности, а сближение и гармонизация национального права не позволят современным радикалам и экстремистам ввергнуть человечество на грань истребления и надежно защитят жизнь
и свободу наших потомков от нацистской угрозы.
Одновременно Парламентская Ассамблея ОДКБ предложила использовать в совместной законотворческой работе ряд документов, принятых к этой дате. Среди них особое значение имеют следующие.
Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму и экстремизму и Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости в государствах - членах ОДКБ (26.11.2015).
В документах определяются цели и принципы, детализированы приоритетные направления совершенствования законодательства государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости.
Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений (5.11.2019).
В данном документе на основе анализа национального законодательства государств -членов ОДКБ конкретизированы законодательные подходы к определению понятия «нацизм» и его проявлений.
Рекомендациями предложено государствам - членам ОДКБ в рамках совершенствования национального законодательства в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений закрепить в законах, устанавливающих правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, следующее определение: «нацизм - тоталитарная идеология, связанная с пропагандой превосходства одних наций над другими, их градацией по степени полноценности, с применением террористических методов власти, сопровождающаяся преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, внешне выражающаяся в действиях физических или юридических
лиц, общественных объединений, организаций, учреждений, сопряженных с разжиганием национальной вражды или розни; организацией и осуществлением массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам национальной вражды или розни, политической или идеологической вражды; пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности; нарушением прав,свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности; унижением национального достоинства».
В документе даны детальные юридически значимые характеристики проявлений нацизма. К ним отнесены следующие действия:
1) в зависимости от формы проявления:
- геноцид;
- пропаганда идей нацизма, в том числе пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики;
- реабилитация нацизма;
- надругательство над телами умерших участников борьбы с фашизмом и местами их захоронения;
- акты вандализма в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма;
- совершение нацистских ритуалов;
2) в зависимости от средств распространения:
- в Интернете;
- с использованием средств массовой информации;
- посредством деятельности социальных групп;
- посредством публичных выступлений;
- посредством внешнего (вещественного) выражения нацистской атрибутики и ее символики;
3) по фактам массовой реализации в истории Новейшего времени:
- итальянский фашизм (в деятельности Национальной фашистской партии, до 1921 года именуемой «Итальянский союз борьбы»);
- германский нацизм (в деятельности Национал-социалистической рабочей партии Германии);
- японский фашизм (в деятельности политической партии «Ассоциация помощи трону»).
В Рекомендациях подчеркнуто, что совершенствование законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлениям в первую очередь должно быть направлено на пресечение формального выражения и возможного распространения нацизма; сформулированы предложения по совершенствованию составов преступлений и правонарушений; криминализации реабилитации нацизма, выражающихся в конкретных действиях. Эти действия выражаются в следующем:
- восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;
- публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;
- публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.
В итоге, уголовные кодексы национальных государств предложено дополнить статьей «Реабилитация нацизма» следующего содержания:
«Статья... Реабилитация нацизма
1. Реабилитация нацизма, -
наказываются.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются.
3. Действия, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются.
Примечание 1. Реабилитацией нацизма признаются действия по публичному оправданию идеологии и практики нацизма, признанию их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, в том числе действия по увековечению памяти нацистских лидеров и лиц, участвовавших в военных действиях на стороне нацистских государств, совершению иных нацистских ритуалов, а также публичное распространение идеологии нацизма, действия по публичному одобрению или отрицанию преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала».
В Рекомендациях сформулированы меры по противодействию распространению и пропаганде нацистской символики, в связи с чем рекомендовано закрепить в законах и кодексах об административных правонарушениях соответствующую правовую норму следующего содержания:
- «нацистская символика - знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Герма -нии и Национальной фашистской партией Италии, а также Ассоциацией помощи трону Японии:свастики, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, как то флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный
и опознавательный знак, признанных преступными Международным военным трибуналом, а также символика,сходная с нацистской до степени смешения.
Пропагандой нацистской символики не признается ее изготовление, демонстрирование и распространение в целях осуществления научной и образовательной деятельности, при совершении действий по реконструкции исторических событий и иных действий, сопровождающихся явным порицанием идеологии нацизма».
Кроме того, рекомендовано в законодательных актах государств - членов ОДКБ, регулирующих отношения в сфере средств индивидуализации юридического лица,ввести запрет на использование при создании товарного знака и знака обслуживания нацистской символики или символики, сходной с нацистской до степени смешения, а также на включение в фирменное наименование слов «нацизм», «фашизм», «национал-социализм» и производных от этих слов.
В Рекомендациях предусмотрены не только меры по установлению юридической ответственности и ужесточению санкций в отношении уже совершенных деяний. Не менее значимыми представляются действия по профилактике и предотвращению совершения подобных правонарушений. В том числе:
1) просветительская деятельность, направленная на формирование у населения государства и отдельно взятой личности представлений об исключительной степени общественной опасности нацизма и его проявлений, однозначного негативного восприятия последствий исторического опыта распространения нацизма. В связи с этим государствам - членам ОДКБ рекомендуется дополнить компетенцию исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки, культуры, труда, социального развития, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в пределах решения вопросов местного значения полномочиями по противодействию нацизму
и его проявлениям путем предупреждения подобных проявлений;
2) установление ограничения допуска к должностям государственной службы и выборным государственным должностям лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере распространения, реабилитации нацизма, а также совершивших неоднократные административные правонарушения в этой сфере.
Отметим,что только один национальный парламент на пространстве ЕС отреагировал на это Обращение.
Очевидно, что завоеванную в мае 45-го Победу нам все-таки не простили (в этом отношении полностью оказался прав Г. К. Жуков в разговоре с военачальниками в далеком 1945-м, в только что взятом советскими войсками Берлине)...
Сегодня мы отчетливо понимаем, каким образом сложившуюся по итогам Второй мировой войны международную систему безопасности в очередной раз пытаются сломать, избрав орудием для этого украинский народ.
Киевский режим позволил поднять голову украинскому неонацизму. Восемь лет на Украине продолжалось уничтожение населения ДНР и ЛНР, попирались гуманитарные права русскоязычного населения.
Все это совершалось при безнравственной и противоречащей нормам международного права поддержке стран коллективного Запада, игнорирующих выполнение Минских соглашений и Комплекс мер по их реализации (12.02.2015), одобренных Совбезом ООН (17.02.2015).
По этим причинам денацификация стала одной из целей российской СВО в Украине.
В то же время именно коллективный Запад, поощряющий возрождение в этой стране нацизма и неонацизма на государственном уровне, поддерживающий и всячески оправдывающий исходящий от украинских националистов терроризм, экстремизм и русофобию, насаждая дезинформацию и искажение общемировой истории, несет прямую ответственность за
созданную им угрозу новой мировой войны в Европе.
Поэтому для нас как никогда важна задача по наращиванию усилий в правовом обеспечении коллективной и национальной безопасности ради будущего наших стран и надежной защиты достигнутых завоеваний в стабильном и устойчивом развитии.
Согласно Программе деятельности Парламентской Ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2021-2025 годы предстоит работа над модельными документами в сфере противодействия нацистской угрозе, такими как:
Рекомендации по формированию общих подходов государств - членов ОДКБ к выработке мер по противодействию внешним деструктивным попыткам ревизии и искажения исторических событий и итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн и методике преподавания их истории;
Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в области военно-патриотического воспитания и просвещения (с разработкой проекта модельного закона ОДКБ о военно-патриотических молодежных организациях);
Рекомендации по гармонизации уголовного законодательства государств - членов ОДКБ, устанавливающего ответственность за преступления против мира и безопасности человечества;
Рекомендации по криминализации деяний, связанных с попытками реабилитации нацизма, искажения исторической правды, унижения чести и достоинства военных ветеранов, отождествления роли СССР и Германии во Второй мировой войне, принижения гуманитарной миссии СССР при освобождении Европы.
Основной целью указанных выше Рекомендаций по криминализации деяний является сближение и гармонизация законодательства государств - членов ОДКБ, регламентирующего ответственность за совершение деяний, направленных на реабилитацию нацизма,
искажение исторической правды, унижение чести и достоинства военных ветеранов, отождествление роли СССР и Германии во Второй мировой войне, принижение гуманитарной миссии СССР при освобождении Европы.
Положения Рекомендаций направлены на:
- уточнение терминологического аппарата, используемого в сфере правового регулирования противодействия деяниям, направленным на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;
- уточнение правовой характеристики деяний, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;
- формирование согласованного подхода в отношении:
- криминализации общественно опасных деяний, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;
- установления административной ответственности за совершение правонарушений, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды.
Правовыми основаниями для разработки Рекомендаций являются:
Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);
Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948);
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1948);
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26.11.1968);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21.12.1965);
Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28.05.1970;
Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям от 25.01.1974;
Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996;
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995;
Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств -участников Содружества Независимых Го -сударств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 03.09.2011;
Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.;
Устав Организации Договора о коллективной безопасности, подписанный главами государств - членов ОДКБ от 7 октября 2002 г.;
Временное положение о Парламентской Ассамблее ОДКБ от 30 марта 2007 г.;
Иные документы международного характера, содержащие обязательства, признаваемые государствами - членами ОДКБ, в сфере отношений по вопросам противодействия распространению нацизма и его проявлений;
Решения, декларации и заявления Совета коллективной безопасности ОДКБ по вопросам противодействия распространению нацизма и его проявлений, а также правовые акты Парламентской Ассамблеи ОДКБ.
Рекомендации дополняют и развивают положения модельного закона СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников» и Рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлениям в части уточнения правовых основ криминализации деяний,направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды.
Важным блоком задач видим участие парламентских делегаций и представителей Ассамблеи в международных мемориальных и научно-практических мероприятиях, наиболее ответственными из которых представляются:
- продолжение мониторинга имплемен-тации ранее принятых в СНГ модельных законов «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», «О патриотическом воспитании», «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников»;
- участие в таких культурно значимых событиях, как состоявшийся 22 июня 2021 года митинг-реквием в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Брест, Республика Беларусь), посещение Военного парада на Красной площади в Москве и церемонии возложения венков к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, а также в ряде других мероприятий, которые служат ориентирами для развития общества и государства, сохранения и защиты исторической памяти и общечеловеческих ценностей. Среди них:
- парламентский форум на тему: «Сохранность воинских захоронений и мемориалов, выработка комплекса мер по противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
- конференция «О вкладе народов государств - участников СНГ в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
- встреча с членами поисковых отрядов, занимающихся поиском, установлением личности и перезахоронением военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны;
- выставка на тему «Роль мемориального комплекса «Невский пятачок» в сохранении исторической памяти» (Санкт-Петербург).
Свое выступление закончу словами: нацизм не пройдет!