Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАЦИЗМУ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАЦИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАЦИЗМУ»

Деятельность Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по противодействию нацизму

ПОСПЕЛОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Ответственный секретарь Парламентской Ассамблеи ОДКБ, кандидат экономических наук, доцент МГИМО (У) МИД России (e-mail: os@paodkb.org)

Уважаемые организаторы и участники Форума!

От имени Секретариата Парламентской Ассамблеи ОДКБ приветствую вас.

Совсем недавно народы мира отметили 75-летие Победы во Второй мировой войне. Все эти годы образ Великой Отечественной войны и Победы продолжает оставаться в государствах - членах СНГ и ОДКБ надежным символом единения представителей разных национальностей, социальных и возрастных групп.

Для нас праздник 9 мая связан прежде всего с памятью о Победе над «коричневой чумой» и решающем вкладе в нее народов Советского Союза.

Миллионы наших прославленных и неизвестных соотечественников отдали свои жизни

на пути освобождения мира от нацистского порабощения. Поэтому героические страницы истории остаются одной из духовных скреп межнационального общения и культуры.

Наследие победного 1945 года, Потсдамской конференции союзников и Нюрнбергского суда над нацистами, а также создание Организации Объединенных Наций позволили сформировать устойчивую и эффективную систему международных отношений, которая на многие десятилетия гарантировала Европе мирное развитие.

Но сегодня у рубежей Восточно-Европейского региона коллективной безопасности ОДКБ снова нарастает военная опасность, вызванная масштабным усилением НАТО, провокационным наращиванием ее наступательного потенциала, боевой подготовки и разведки.

При этом против Беларуси и России открыто применяются методы гибридной войны, в том числе на информационном, военном, экономическом и политико-дипломатическом треке.

Совершенно очевидно, что противники мирного интеграционного развития Большой Евразии в очередной раз подняли над коллективной Европой флаг ненависти и собственных фобий по отношению к подлинно демократическим ценностям - принципам мирного сосуществования, равноправия и добрососедства, а также к сбережению исторической памяти.

Используя неприкрытую ложь и дезинформацию, они уже открыто и окончательно пытаются похоронить наследие общей Победы, разрушить принципы европейской безопасности и движения неприсоединения, подорвать устойчивую и эффективную систему международных отношений, созданную по итогам Второй мировой войны.

На Западе наращиваются попытки дискредитировать роль СССР и его вооруженных сил в победе союзников над нацистской Герма -нией, милитаристской Японией и странами фашистского блока во Второй мировой войне.

Бросается тень на подвиг советского народа и светлый образ воина-освободителя, выражается неуважение к дням воинской славы и памятным датам, особо значимым на постсоветском пространстве.

Посредством эмиссаров, а также ряда СМИ, НПО, развлекательных и интернет-ресурсов транслируется антинаучное и заведомо ложное видение истории, в котором СССР из государства - освободителя Европы преподносится как «государство-агрессор» или «оккупант», якобы виновное, наряду с нацистской Герма -нией, в развязывании мировой войны.

При этом допускается оправдание идеологии и практики нацизма и преступных организаций, их признание, подражание, распространение и модификация. Цинично ангажируется порочный тезис о так называемом «национально-освободительном» характере действий пособников фашистов на оккупированных территориях в период 1939-1945 гг.

Эти нарративы активно используются для «оправдания» и героизации нацистов и их местных пособников, виновных в многочисленных военных преступлениях, кровавом терроре и геноциде на территории Беларуси, Украины, России, а также Германии, Польши, Франции, Югославии, прибалтийских республик и других европейских государств.

Неонацисты всех мастей зачастую открыто призывают к пересмотру итогов Второй мировой войны и реваншу. Правительства ряда западных стран открыто допускают неуважение к памяти победителей фашизма, поощряя оскорбление и уничтожение памятников и захоронений советских воинов, унижение чести и достоинства ветеранов.

При этом недобитые каратели и их последователи вновь маршируют под фашистскими символами в заново сшитых мундирах, сеют ненависть и страх на Украине, терроризируют мирное население приграничных российских

областей. Они опираются и на поддержку западного мира, воинствующие представители которого, видимо, окончательно сошли с ума, отказавшись от принципов равноправного сотрудничества в пользу ужаса войны.

Поэтому теперь, уже перед нами - наследниками Великой Победы над нацизмом стоит задача защитить не только историческую память и правду, но собственно государственные рубежи, суверенитет и независимость наших стран.

На пути к этой благородной цели Парламентская Ассамблея ОДКБ направила 7 мая 2020 года Обращение к парламентам государств - членов Совета Европы в связи с 75-й годовщиной Победы над нацизмом во Второй мировой войне.

В документе содержатся призывы активизировать деятельность по законодательному запрещению возрождения нацизма, сообща противодействовать возрождению нацизма и его проявлениям, в том числе на основе опыта модельного законотворчества ОДКБ, а именно:

- противодействовать возрождению и поощрению нацизма и его проявлениям;

- не допускать искажения исторической правды о Второй мировой войне, попыток пересмотра ее итогов, умаления решающей роли народов Советского Союза в Победе;

- исключить факты попрания чести павших и замученных в концлагерях смерти путем сноса и демонтажа памятников советским воинам-освободителям,осквернению мест захоронений и преследования ветеранов войны;

- пресекать любые попытки оправдания нацистов и их пособников, действий их последователей, альтернативной трактовки решений Международного военного трибунала в Нюрнберге, их отрицания или искажения.

В Обращении подчеркнуто, что объединение усилий и консолидация парламентариев - путь к сохранению и укреплению нравственной основы системы международной безопасности, а сближение и гармонизация национального права не позволят современным радикалам и экстремистам ввергнуть человечество на грань истребления и надежно защитят жизнь

и свободу наших потомков от нацистской угрозы.

Одновременно Парламентская Ассамблея ОДКБ предложила использовать в совместной законотворческой работе ряд документов, принятых к этой дате. Среди них особое значение имеют следующие.

Рекомендации по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия терроризму и экстремизму и Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости в государствах - членах ОДКБ (26.11.2015).

В документах определяются цели и принципы, детализированы приоритетные направления совершенствования законодательства государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости.

Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений (5.11.2019).

В данном документе на основе анализа национального законодательства государств -членов ОДКБ конкретизированы законодательные подходы к определению понятия «нацизм» и его проявлений.

Рекомендациями предложено государствам - членам ОДКБ в рамках совершенствования национального законодательства в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений закрепить в законах, устанавливающих правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, следующее определение: «нацизм - тоталитарная идеология, связанная с пропагандой превосходства одних наций над другими, их градацией по степени полноценности, с применением террористических методов власти, сопровождающаяся преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, внешне выражающаяся в действиях физических или юридических

лиц, общественных объединений, организаций, учреждений, сопряженных с разжиганием национальной вражды или розни; организацией и осуществлением массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам национальной вражды или розни, политической или идеологической вражды; пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности; нарушением прав,свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности; унижением национального достоинства».

В документе даны детальные юридически значимые характеристики проявлений нацизма. К ним отнесены следующие действия:

1) в зависимости от формы проявления:

- геноцид;

- пропаганда идей нацизма, в том числе пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики;

- реабилитация нацизма;

- надругательство над телами умерших участников борьбы с фашизмом и местами их захоронения;

- акты вандализма в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма;

- совершение нацистских ритуалов;

2) в зависимости от средств распространения:

- в Интернете;

- с использованием средств массовой информации;

- посредством деятельности социальных групп;

- посредством публичных выступлений;

- посредством внешнего (вещественного) выражения нацистской атрибутики и ее символики;

3) по фактам массовой реализации в истории Новейшего времени:

- итальянский фашизм (в деятельности Национальной фашистской партии, до 1921 года именуемой «Итальянский союз борьбы»);

- германский нацизм (в деятельности Национал-социалистической рабочей партии Германии);

- японский фашизм (в деятельности политической партии «Ассоциация помощи трону»).

В Рекомендациях подчеркнуто, что совершенствование законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлениям в первую очередь должно быть направлено на пресечение формального выражения и возможного распространения нацизма; сформулированы предложения по совершенствованию составов преступлений и правонарушений; криминализации реабилитации нацизма, выражающихся в конкретных действиях. Эти действия выражаются в следующем:

- восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;

- публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;

- публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.

В итоге, уголовные кодексы национальных государств предложено дополнить статьей «Реабилитация нацизма» следующего содержания:

«Статья... Реабилитация нацизма

1. Реабилитация нацизма, -

наказываются.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются.

3. Действия, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются.

Примечание 1. Реабилитацией нацизма признаются действия по публичному оправданию идеологии и практики нацизма, признанию их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, в том числе действия по увековечению памяти нацистских лидеров и лиц, участвовавших в военных действиях на стороне нацистских государств, совершению иных нацистских ритуалов, а также публичное распространение идеологии нацизма, действия по публичному одобрению или отрицанию преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала».

В Рекомендациях сформулированы меры по противодействию распространению и пропаганде нацистской символики, в связи с чем рекомендовано закрепить в законах и кодексах об административных правонарушениях соответствующую правовую норму следующего содержания:

- «нацистская символика - знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Герма -нии и Национальной фашистской партией Италии, а также Ассоциацией помощи трону Японии:свастики, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, как то флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный

и опознавательный знак, признанных преступными Международным военным трибуналом, а также символика,сходная с нацистской до степени смешения.

Пропагандой нацистской символики не признается ее изготовление, демонстрирование и распространение в целях осуществления научной и образовательной деятельности, при совершении действий по реконструкции исторических событий и иных действий, сопровождающихся явным порицанием идеологии нацизма».

Кроме того, рекомендовано в законодательных актах государств - членов ОДКБ, регулирующих отношения в сфере средств индивидуализации юридического лица,ввести запрет на использование при создании товарного знака и знака обслуживания нацистской символики или символики, сходной с нацистской до степени смешения, а также на включение в фирменное наименование слов «нацизм», «фашизм», «национал-социализм» и производных от этих слов.

В Рекомендациях предусмотрены не только меры по установлению юридической ответственности и ужесточению санкций в отношении уже совершенных деяний. Не менее значимыми представляются действия по профилактике и предотвращению совершения подобных правонарушений. В том числе:

1) просветительская деятельность, направленная на формирование у населения государства и отдельно взятой личности представлений об исключительной степени общественной опасности нацизма и его проявлений, однозначного негативного восприятия последствий исторического опыта распространения нацизма. В связи с этим государствам - членам ОДКБ рекомендуется дополнить компетенцию исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки, культуры, труда, социального развития, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в пределах решения вопросов местного значения полномочиями по противодействию нацизму

и его проявлениям путем предупреждения подобных проявлений;

2) установление ограничения допуска к должностям государственной службы и выборным государственным должностям лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере распространения, реабилитации нацизма, а также совершивших неоднократные административные правонарушения в этой сфере.

Отметим,что только один национальный парламент на пространстве ЕС отреагировал на это Обращение.

Очевидно, что завоеванную в мае 45-го Победу нам все-таки не простили (в этом отношении полностью оказался прав Г. К. Жуков в разговоре с военачальниками в далеком 1945-м, в только что взятом советскими войсками Берлине)...

Сегодня мы отчетливо понимаем, каким образом сложившуюся по итогам Второй мировой войны международную систему безопасности в очередной раз пытаются сломать, избрав орудием для этого украинский народ.

Киевский режим позволил поднять голову украинскому неонацизму. Восемь лет на Украине продолжалось уничтожение населения ДНР и ЛНР, попирались гуманитарные права русскоязычного населения.

Все это совершалось при безнравственной и противоречащей нормам международного права поддержке стран коллективного Запада, игнорирующих выполнение Минских соглашений и Комплекс мер по их реализации (12.02.2015), одобренных Совбезом ООН (17.02.2015).

По этим причинам денацификация стала одной из целей российской СВО в Украине.

В то же время именно коллективный Запад, поощряющий возрождение в этой стране нацизма и неонацизма на государственном уровне, поддерживающий и всячески оправдывающий исходящий от украинских националистов терроризм, экстремизм и русофобию, насаждая дезинформацию и искажение общемировой истории, несет прямую ответственность за

созданную им угрозу новой мировой войны в Европе.

Поэтому для нас как никогда важна задача по наращиванию усилий в правовом обеспечении коллективной и национальной безопасности ради будущего наших стран и надежной защиты достигнутых завоеваний в стабильном и устойчивом развитии.

Согласно Программе деятельности Парламентской Ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2021-2025 годы предстоит работа над модельными документами в сфере противодействия нацистской угрозе, такими как:

Рекомендации по формированию общих подходов государств - членов ОДКБ к выработке мер по противодействию внешним деструктивным попыткам ревизии и искажения исторических событий и итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн и методике преподавания их истории;

Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в области военно-патриотического воспитания и просвещения (с разработкой проекта модельного закона ОДКБ о военно-патриотических молодежных организациях);

Рекомендации по гармонизации уголовного законодательства государств - членов ОДКБ, устанавливающего ответственность за преступления против мира и безопасности человечества;

Рекомендации по криминализации деяний, связанных с попытками реабилитации нацизма, искажения исторической правды, унижения чести и достоинства военных ветеранов, отождествления роли СССР и Германии во Второй мировой войне, принижения гуманитарной миссии СССР при освобождении Европы.

Основной целью указанных выше Рекомендаций по криминализации деяний является сближение и гармонизация законодательства государств - членов ОДКБ, регламентирующего ответственность за совершение деяний, направленных на реабилитацию нацизма,

искажение исторической правды, унижение чести и достоинства военных ветеранов, отождествление роли СССР и Германии во Второй мировой войне, принижение гуманитарной миссии СССР при освобождении Европы.

Положения Рекомендаций направлены на:

- уточнение терминологического аппарата, используемого в сфере правового регулирования противодействия деяниям, направленным на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;

- уточнение правовой характеристики деяний, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;

- формирование согласованного подхода в отношении:

- криминализации общественно опасных деяний, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды;

- установления административной ответственности за совершение правонарушений, направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды.

Правовыми основаниями для разработки Рекомендаций являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945);

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);

Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948);

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1948);

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26.11.1968);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21.12.1965);

Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28.05.1970;

Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям от 25.01.1974;

Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995;

Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств -участников Содружества Независимых Го -сударств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 03.09.2011;

Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.;

Устав Организации Договора о коллективной безопасности, подписанный главами государств - членов ОДКБ от 7 октября 2002 г.;

Временное положение о Парламентской Ассамблее ОДКБ от 30 марта 2007 г.;

Иные документы международного характера, содержащие обязательства, признаваемые государствами - членами ОДКБ, в сфере отношений по вопросам противодействия распространению нацизма и его проявлений;

Решения, декларации и заявления Совета коллективной безопасности ОДКБ по вопросам противодействия распространению нацизма и его проявлений, а также правовые акты Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Рекомендации дополняют и развивают положения модельного закона СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников» и Рекомендаций по совершенствованию национального законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлениям в части уточнения правовых основ криминализации деяний,направленных на реабилитацию нацизма и искажение исторической правды.

Важным блоком задач видим участие парламентских делегаций и представителей Ассамблеи в международных мемориальных и научно-практических мероприятиях, наиболее ответственными из которых представляются:

- продолжение мониторинга имплемен-тации ранее принятых в СНГ модельных законов «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», «О патриотическом воспитании», «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников»;

- участие в таких культурно значимых событиях, как состоявшийся 22 июня 2021 года митинг-реквием в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Брест, Республика Беларусь), посещение Военного парада на Красной площади в Москве и церемонии возложения венков к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, а также в ряде других мероприятий, которые служат ориентирами для развития общества и государства, сохранения и защиты исторической памяти и общечеловеческих ценностей. Среди них:

- парламентский форум на тему: «Сохранность воинских захоронений и мемориалов, выработка комплекса мер по противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;

- конференция «О вкладе народов государств - участников СНГ в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

- встреча с членами поисковых отрядов, занимающихся поиском, установлением личности и перезахоронением военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны;

- выставка на тему «Роль мемориального комплекса «Невский пятачок» в сохранении исторической памяти» (Санкт-Петербург).

Свое выступление закончу словами: нацизм не пройдет!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.