ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
А.В. Фасхутдинова, преподаватель Уфимский юридический институт МВД России (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-2-187-189
Аннотация. Право на проведение массовых мероприятий является неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса гражданина России. Но иногда массовые мероприятия могут способствовать возникновению благоприятных условий для массовых беспорядков. В данной статье дано понятие массовых беспорядков, анализируются причины возникновения массовых беспорядков, определены задачи органов внутренних дел в ходе массовых беспорядков. Анализируется деятельность органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков. Делается вывод о необходимости своевременного решения социально-экономических и политических проблем, которые могут стать причиной массовых беспорядков.
Ключевые слова: массовые беспорядки, массовые мероприятия, деятельность ОВД, предупреждение и пресечение массовых беспорядков, групповые нарушения, общественный порядок.
Массовые беспорядки являются чрезвычайно опасным общественным явлением, которое основывается на негативных массовых настроениях толпы.
В российском праве массовые беспорядки определяются как действия толпы, посягающие на общественную безопасность и которые «сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти» [1].
Главными причинами возникновения массовых беспорядков являются:
- неспособность государства решить социальные проблемы (низкая заработная плата, отсутствие элементарных условий для жизни: воды, отопления, электричества);
- ухудшение окружающей среды, в связи с чем резкое увеличение количества болезней, аварий, природных катастроф;
- обострение отношений между нациями;
- увеличение количества преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан;
- недостаточная организация проведения массовых мероприятий;
- ошибочные действия сотрудников полиции по противодействию массовым беспорядкам.
Органы внутренних дел выполняют задачи по предупреждению и пресечению массовых беспорядков в рамках своей компетенции на основании Конституции Российской Федерации, законов, указов Президента и иных правовых актов. Данными задачами являются:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка и безопасности;
- представление помощи и поддержки организаторам в пределах, установленных законом, с целью обеспечения строгого соблюдения правил поведения, установленных для участников и зрителей;
- поддержка других государственных органов в обеспечении мер общественной безопасности.
Мы можем согласиться с мнением Акимова В.Г., что выполнение задач по поддержанию общественного порядка требует от органов внутренних дел кардинальной перестройки деятельности, использования передовых форм и методов охраны общественного порядка и борьбы с преступно-
стью, а также совершенствования существующих организационных структур [2].
Особенности возникновения массовых беспорядков, без сомнений, требуют детальной предварительной подготовки сил и средств ОВД, а также своевременного использования форм и методов их предотвращения и пресечения. Комплекс мероприятий, направленных на предотвращение массовых беспорядков, начинается с момента получения информации о надвигающихся беспорядках, начиная с выявления причин и условий, благоприятствующих их возникновению. В то же время, уполномоченные органы сразу же принимают меры по их устранению [3].
Если участники нарушают установленный порядок проведения мероприятия, то органы внутренних дел согласно закону вправе приостановить или запретить его дальнейшее проведение. В целях защиты жизни и здоровья граждан органы внутренних дел имеют право применять определенные меры государственного принуждения, такие как ограждение (блокирование) участков земли, жилых домов, зданий и других объектов, а также право на применение силы. Но органы внутренних дел не могут использовать специальные средства, при пресечении массовых мероприятий мирного характера, не нарушающих общественный порядок.
Эффективными мерами пресечения противоправного поведения участников массового беспорядка являются своевременное реагирование органов внутренних дел на текущую ситуацию, активная разъяснительная работа, задержание и устранение активных участников массовых беспорядков, видео и фотосъемка событий.
Если же возникают массовые беспорядки, то органы внутренних дел последовательно проводят ряд мероприятий. В первую очередь, в определенном месте сосредотачиваются личный состав и техника. Затем нарядами патрульно-постовой службы полиции, ОМОН, другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск блокируется и локализуется место конфликта.
Активные участники массовых беспорядков выявляются специальными группами, а их противоправные действия фиксируются. Вместе с лицами, представляющими власть проводится разъяснительная и профилактическая работа.
Если разъяснительная и профилактическая работа дала положительный эффект, то органы внутренних дел этому не препятствуют. Их задачей является задержание активных участников массовых беспорядков. В то же время, если обстоятельствами невозможно задержать активных участников массовых беспорядков, то необходимо ограничиться установлением их личности.
В другом случае, если активные участники массового беспорядка отказываются прекратить противоправную деятельность после неоднократных обращений к ним о незаконности такого поведения, то органами внутренних дел принимаются меры пресечения. После принятия решения о пресечении массового беспорядка органы внутренних дел и связанные с ними силы должны действовать решительно, применять силу и специальные меры в пределах, установленных законом. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что органы внутренних дел должны предотвращать, пресекать и минимализировать незаконные действия в ходе проведения массовых мероприятий, в результате которых могут пострадать люди.
Таким образом, для результативного решения правоохранительных задач в случае массовых беспорядков требуются согласованные действия всех лиц, причастных к охране общественного порядка и общественной безопасности, что возможно только при полном использовании сил и средств органов внутренних дел и других государственных органов, взаимодействие с негосударственными и общественными организациями. Организованные действия, которые направлены на обеспечение проведения разрешенных в установленном порядке митингов, демонстраций и пикетирования, должны реализовываться на всех этапах их подготовки и проведения.
Библиографический список
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. - М., 2008. - 203 с.
2. Акимов В.Г. Особенности действий территориальных органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №4.
3. Фомин В.В. О некоторых вопросах предупреждения и пресечения массовых беспорядков // Уголовно-исполнительное право. - 2019. - Т. 14 (1-4), № 4. - С. 385-389.
ATS ACTIVITIES IN THE OCCURRENCE OF MASS DISORDERS A.V. Faskhutdinova, Lecturer
Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Ufa)
Abstract. The right to hold public events is an integral element of the constitutional and legal status of a citizen of Russia. But sometimes, mass events can contribute to the creation offavorable conditions for riots. This article gives the concept of mass riots, analyzes the causes of mass riots, defines the tasks of the internal affairs bodies in the course of mass riots. The activity of the internal affairs bodies in the event of mass riots is analyzed. The conclusion is made about the needfor timely solution of socio-economic and political problems that can cause riots.
Keywords: riots, mass events, police department activities, prevention and suppression of mass riots, group violations, public order.