Научная статья на тему 'Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера (на примере массовых беспорядков)'

Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера (на примере массовых беспорядков) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЕТИ ПЕТРИ / EXTREME CRIMINAL SITUATIONS / MASS DISORDERS / THE ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / PETRI-NET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В.

В статье рассматривается построение укрупненной математической модели действий органов внутренних дел в виде сети Петри при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера, а именно массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network model of activities of internal affairs agencies in extreme criminal situation (mass disorders as an example)

The paper views the building of extended mathematic model of the activity internal affairs agencies in terms of Petri-net in the extreme criminal situations, namely mass disorders.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера (на примере массовых беспорядков)»

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

54

В.В. МЕНЬШИХ,

начальник кафедры высшей математики, доктор физико-математических наук, профессор

А.Ф. САМОРОКОВСКИЙ,

начальник кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат технических наук

В.В. ГОРЛОВ,

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки

(Воронежский институт МВД России)

Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера (на примере массовых беспорядков)

В статье рассматривается построение укрупненной математической модели действий органов внутренних дел в виде сети Петри при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера, а именно - массовых беспорядков.

Чрезвычайные обстоятельства криминального характера, массовые беспорядки, действия органов внутренних дел, сети Петри.

V.V. MENSHIKH,

doctor of sciences (engineering), Department of advanced math

A.F. SAMOROKOVSKIY,

candidate sciences (engineering), chief, Department of special tactic

V.V. GORLOV,

deputy chief, Department of special tactic (Voronezh Institute of the Ministry for Internal Affairs)

Network model of activities of internal affairs agencies' in extreme criminal situation (mass disorders as an example)

The paper views the building of extended mathematic model of the activity internal affairs agencies in terms of Petri-net in the extreme criminal situations, namely mass disorders. Extreme criminal situations, mass disorders, the activity of internal affairs agencies, Petri-net.

Под чрезвычайными обстоятельствами нами опасность возникновения групповых наруше-понимается обстановка, обусловленная ний общественного порядка и массовых бессобытиями, происходящими в социальной сре- порядков. В ходе массовых беспорядков совер-де, создающими повышенную угрозу для жиз- шается большое количество правонарушений недеятельности людей, общества и государства и преступлений. В соответствии с Федеральным и требующими принятия комплекса срочных конституционным законом РФ «О чрезвычай-специальных (в частности, силовых) мер по за- ном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ щите от возникших опасностей, ликвидации массовые беспорядки могут даже являться ос-последствий и нормализации сложившейся об- нованием для введения режима чрезвычайного становки [2]. К чрезвычайным обстоятельствам положения [1]. Поэтому пресечение массовых криминального характера авторами относятся беспорядков является одной из основных за-общественные процессы и явления, требующие дач органов внутренних дел при возникновении от федеральных органов исполнительной вла- чрезвычайных обстоятельств. сти специальных организационных, правовых Деятельность органов внутренних дел в ус-и иных (включая силовые) мер [5, с. 38—41 и др.]. ловиях массовых беспорядков резко отличает-

В последние годы, на фоне происходящих ся от повседневной: вводится особый режим

в стране социально-экономических и поли- функционирования, применяется специальная

тических преобразований, заметно возросла система управления силами и средствами, ис-

пользуются специальные приемы и методы работы. Порядок действий планируется заранее и уточняется в ходе пресечения массовых беспорядков, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.

В связи с этим могут существовать несколько вариантов порядка действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, и задача выбора оптимального варианта является актуальной. Это подтверждает анализ материалов о массовых беспорядках, произошедших на территории СССР, СНГ и России за последние 50 лет [2, 3]. Решение задачи оптимизации, как правило, базируется на некоторой математической модели.

Рассмотрим подходы к моделированию действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на примере укрупненной модели действий по пресечению массовых беспорядков.

Этапы развития массовых беспорядков. Знание действительных причин и поводов массовых беспорядков позволяет прогнозировать события, заблаговременно принять меры к их недопущению и минимизации возможных негативных последствий.

Процессы возникновения и развития массовых беспорядков можно разделить на следующие этапы:

Ь1 — начальный этап; Ь2 — активный этап; Ь3 — заключительный этап. На начальном этапе происходит выявление причин и поводов для возникновения массовых беспорядков, формирование толпы. Для него характерны следующие факторы:

— резкое увеличение числа групповых нарушений общественного порядка, столкновений и конфликтов между группами населения, рост насильственных преступлений;

— увеличение случаев невыполнения требований сотрудников органов внутренних дел, нападений на работников органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов;

— распространение недостоверной информации и провокационных слухов, появление неформальных лидеров, пытающихся организовать собравшихся граждан, провести митинги и демонстрации;

— увеличение числа участников.

На активном и заключительном этапах массовых беспорядков происходит следующее: массовые погромы, поджоги, убийства людей, включая работников органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, а также совершение деяний, предусмотренных УК РФ (грабежи, кражи, насильственные преступления и т. д.).

Отличие активного и заключительного этапов кроется в том, что на активном этапе сформировавшаяся толпа переходит к противоправным действиям, включая акты насилия и разрушения, а на заключительном — массовые беспорядки затухают самостоятельно или после применения органами внутренних дел силовых методов для их пресечения.

Массовые беспорядки имеют свои социально-психологические особенности, но подчиняются общим закономерностям (рис. 1). Переход от одного этапа к другому зависит от успешности действий органов власти и правоохранительных органов.

Рис. 1. Динамика массовых беспорядков

Описание вариантов действий органов внутренних дел. Противодействие массовым беспорядкам зависит от их развития и причин возникновения.

В зависимости от этапа развития, органы внутренних дел находятся в одном из следующих состояний:

— действия по предотвращению массовых беспорядков;

й2 — действия по пресечению массовых беспорядков без использования силы;

й3 — действия по пресечению массовых беспорядков с использованием силы;

— действия по выявлению и устранению причин и условий массовых беспорядков, осуществлению мероприятий, исключающих их повторение.

Анализ материалов по данной теме показывает, что возможны следующие варианты действий органов внутренних дел [2]. Действия по предотвращению проводятся на начальном этапе развития массовых беспорядков; по пресечению без использования силы — на активном этапе; по пресечению с использованием силы — на заключительном этапе.

Этапы, подразумевающие предотвращение и пресечение массовых беспорядков, протекают динамично и интенсивно. Действия по выявлению и устранению причин и условий массовых беспорядков, осуществлению мероприятий, исключающих их повторение, проводятся на заключительном этапе и занимают более продолжительное время.

При отсутствии угрозы осложнения оперативной обстановки органы внутренних дел

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

55

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

56

функционируют в режиме повседневной деятельности (А0), предусматривающем выполнение повседневных оперативно-служебных задач.

Действия по предотвращению массовых беспорядков (А1) начинаются с момента поступления в дежурную часть органа внутренних дел сообщения о несанкционированном сборе граждан, что соответствует начальному этапу массовых беспорядков (Ь:), на котором задачей является недопущение формирования толпы, нейтрализация и пресечение инцидентов, способных послужить поводом для перерастания в массовые беспорядки.

Органы внутренних дел на этом этапе, с учетом оперативной информации, разрабатывают и организовывают профилактические мероприятия по предупреждению массовых беспорядков, проводят специальные и режимные мероприятий для нейтрализации и пресечения инцидентов, способных послужить поводом для перерастания их в массовые беспорядки, усиливают подготовку к действиям в условиях массовых беспорядков.

Если в ходе предотвращения массовых беспорядков (А1) удалось избежать формирования толпы и отдельные конфликты не переросли в массовые погромы, уничтожение имущества и избиение людей, то массовые беспорядки перешли на заключительный этап (Ьз), где происходит их самостоятельное затухание. В этом случае органы внутренних дел приступают к действиям по выявлению и устранению причин и условий массовых беспорядков, осуществлению мероприятий, исключающих их повторение (А4).

Массовые беспорядки переходят в активный этап (Ь2), если толпа сформировалась, начались массовые погромы, уничтожение имущества и избиение людей. Руководитель правоохранительного органа, чтобы не допустить разрастания толпы и прекратить преступные действия участников массовых беспорядков, принимает решение о введении специального оперативного плана, и сотрудники полиции приступают к действиям по пресечению массовых беспорядков без применения силы (А2).

Сотрудники органов внутренних дел на этом этапе проводят специальные и режимные мероприятия.

Если в результате проведенных мероприятий (А2) удалось пресечь массовые беспорядки и толпа прекратила противоправные действия, то совершается переход на заключительный этап (Ь3), и органы внутренних дел приступают к действиям по выявлению и устранению причин и условий массовых беспорядков, осуществлению мероприятий, исключающих их повторение (А4).

Если проводимые мероприятия не дают результата и толпа не прекращает противоправные действия, то руководитель органа внут-

ренних дел принимает решение на проведение силовых действий (А3). Массовые беспорядки переходят в заключительный этап (Ь3), когда сотрудники полиции восстанавливают общественный порядок и общественную безопасность путем рассеивания толпы и задержания зачинщиков и активных участников противоправных действий.

После выполнения действий по пресечению массовых беспорядков руководитель органа внутренних дел принимает решение о прекращении силовых действий. Следующий шаг — действия по выявлению и устранению причин и условий массовых беспорядков, осуществлению мероприятий, исключающих их повторение (А4).

Сотрудники органов внутренних дел на этом этапе проводят работу по ликвидации последствий массовых беспорядков; организуют предупреждение повторения массовых беспорядков.

Если действия органа внутренних дел по выявлению и устранению причин и условий, осуществлению мероприятий, исключающих повторение массовых беспорядков, не привели к стабилизации оперативной обстановки (А4), то все может вернуться к начальному этапу (Ь:), а орган внутренних дел должен снова приступить к действиям по предотвращению массовых беспорядков (А:).

Заключительный этап массовых беспорядков (Ь3) продолжается до принятия решения руководителем правоохранительного органа о стабилизации оперативной обстановки, после чего орган внутренних дел переходит к выполнению повседневных оперативно-служебных задач в режиме повседневной деятельности (А0) (рис. 2).

Сетевая модель действий органа внутренних дел по пресечению массовых беспорядков. Приведенное выше описание вариантов действий органов внутренних дел позволяет разработать их математическую модель.

Отметим, что изменение состояний органов внутренних дел осуществляется в случае появления некоторых событий, происходящих при развитии массовых беспорядков (табл.).

Таблица

Список событий, влияющих на действия органа внутренних дел

Обозначение Описание события

г1 Поступление в дежурную часть сообщения о несанкционированном сборе граждан

Принятие руководителем решения:

r2 — о введении специального оперативного плана;

r3 — о прекращении мероприятий по предотвращению массовых беспорядков;

r4 — о начале силовых действий;

r5 — об успешном окончании переговоров с представителями толпы;

r6 — о прекращении силовых действий;

r7 — о стабилизации оперативной обстановки

Рис. 2. Деятельность органа внутренних дел на разных этапах массовых беспорядков.

Таким образом, выполнение органом внутренних дел оперативно-служебных задач можно представить как процесс смены состояний в зависимости от событий, возникающих в ходе развития массовых беспорядков в дискретные моменты времени. Поэтому наилучшим инструментом для построения математической модели действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, связанных с массовыми беспорядками, являются сети Петри.

Сеть Петри включает множества позиций Р и переходов Т, входную I и выходную О функции [4]. Позициям сети сопоставим множество состояний органа внутренних дел (й0, й1, й} и множество событий (г, г2, ..., г7}, переходам — процессы смены состояния в зависимости от наступления событий, входные и выходные функции определяют логическую связь между позициями и переходами. Нахождение органа

внутренних дел в конкретном состоянии или наступление событий задается маркировкой соответствующих позиций, что обеспечивает возможность моделирования динамики действий.

Допустим, что для перехода органа внутренних дел из состояния й. в состояние й. необходимо наступление события гк. Смоделируем данный переход на фрагменте сети Петри (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент сети Петри, моделирующий переход из состояния Ш в состояние й]

Представим укрупненную модель действий органа внутренних дел для перечисленных выше состояний и событий в виде сети Петри (рис. 4).

Рис. 4. Сеть Петри, описывающая укрупненную модель действий органа внутренних дел по пресечению массовых беспорядков.

Использование предложенного подхода позволяет построить детализированную модель в виде сети Петри, в которой учтены возможные варианты развития оперативной обстановки и действий органа внутренних дел.

Такая модель может быть использована для разработки компьютерной имитационной мо-

дели, позволяющей оценивать эффективность различных вариантов действий органа внутренних дел. Описанный нами подход может быть использован для разработки модели действий не только в случае пресечения массовых беспорядков, но и при возникновении чрезвычайных обстоятельств другого типа.

S

н и о X

А

<

ш н с*

£

»S о X

А

<

X

X

<

а

X О

о

QQ

<

а

С

<

X

н

<

а С

*

S а

О

57

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

58

Список литературы

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СПС Гарант.

2. Бондаревский И.И. Специальная тактика: учебник. М., 2005.

3. Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953—1985 гг. М., 2006.

4. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. М., 1984.

5. Снеговой А.В. О некоторых подходах к определению понятия «чрезвычайные обстоятельства» и их видов // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4(24).

E-mail: menshikh@mail.ru

samorokovskii_an@mail.ru gorlowv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.