Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
64
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ЭКСТРЕМИЗМ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕСТЬ / ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эльмурзаев Сайдамин Мусаевич, Катаев Шамхан Махмаевич

В настоящее время, в Российской Федерации, проводится значительная работа, направленная на противодействие распространению экстремистской информации в сети Интернет. Логическим продолжением рассмотрения особенностей противодействия проявлениям экстремизма, совершаемых с использованием глобальной компьютерной сети, является исследование соответствующих направлений совершенствования организации деятельности органов внутренних дел, в том числе, профилактических методов, являющихся элементом предупреждения преступности в целом. В настоящей статье, автором рассматривается деятельность органов внутренних дел, в противодействии экстремизму в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эльмурзаев Сайдамин Мусаевич, Катаев Шамхан Махмаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN COUNTERING EXTREMISM ON THE INTERNET

Currently, in the Russian Federation, significant work is being carried out aimed at countering the spread of extremist information on the Internet. A logical continuation of the consideration of the features of countering manifestations of extremism committed using a global computer network is the study of relevant areas for improving the organization of the activities of internal affairs bodies, including preventive methods, which are an element of crime prevention in general. In this article, the author examines the activities of the internal affairs bodies in countering extremism on the Internet.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Научная статья Original article УДК 343.9

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN COUNTERING EXTREMISM

ON THE INTERNET

Эльмурзаев Сайдамин Мусаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета (364068 Россия, Чеченская Республика, Грозный, ул. Киевская 33, пр. Исаева, 62) тел. 8 (871) 222-43-01, musslim95 @mail. ru Катаев Шамхан Махмаевич, Президент адвокатской палаты Чеченской Республики (364016 Чеченская Республика, Грозный, улица Имени Абдаллы 2 Бен Аль-Хусейна 21а), +7 (920) 620-30-22, advokat2633@mail.ru

Elmurzaev Saydamin Musaevich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the Chechen State Pedagogical University (364068 Russia, Chechen Republic, Grozny, 33 Kievskaya St., 62 Isaev Ave.) tel. 8 (871) 222-43-01, musslim95@mail.ru

Kataev Shamkhan Makhmaevich, President of the Chamber of Advocates of the Chechen Republic (364016 Chechen Republic, Grozny, Abdallah street 2 Ben Al-Hussein 21a), +7 (920) 620-30-22, advokat2633@mail.ru

ГN

Столыпинский вестник

Аннотация: В настоящее время, в Российской Федерации, проводится значительная работа, направленная на противодействие распространению экстремистской информации в сети Интернет. Логическим продолжением рассмотрения особенностей противодействия проявлениям экстремизма, совершаемых с использованием глобальной компьютерной сети, является исследование соответствующих направлений совершенствования организации деятельности органов внутренних дел, в том числе, профилактических методов, являющихся элементом предупреждения преступности в целом. В настоящей статье, автором рассматривается деятельность органов внутренних дел, в противодействии экстремизму в сети Интернет.

Abstract: Currently, in the Russian Federation, significant work is being carried out aimed at countering the spread of extremist information on the Internet. A logical continuation of the consideration of the features of countering manifestations of extremism committed using a global computer network is the study of relevant areas for improving the organization of the activities of internal affairs bodies, including preventive methods, which are an element of crime prevention in general. In this article, the author examines the activities of the internal affairs bodies in countering extremism on the Internet.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, экстремизм в сети Интернет, деятельность ОВД, глобальная сесть, последствия экстремизма, совершенствование противодействия.

Keywords: counteraction to extremism, extremism on the Internet, activities of the Department of Internal Affairs, global network, consequences of extremism, improvement of counteraction.

В ходе анализа современного состояния информационного интернет пространства, научной литературы, статей, состояния преступности и технического оснащения, имеющегося в распоряжение органов внутренних

дел, особо выделяются следующие проблемы: имеющаяся техническая оснащенность органов внутренних дел, установленное программное оборудование требует существенного перераспределения, обновления, а также введения совершенно новых технологий, способных раскрывать совершаемые преступления. [7, с. 311]

В настоящее время техническое оснащение большинства территориальных подразделений МВД России остается на неудовлетворительном уровне: устаревшая компьютерная техника, отсутствие нормального программного оборудования и т.д. Однако ожидать дополнительного финансирования отдельных направлений деятельности МВД России, в том числе направленных на борьбу с экстремизмом не приходится.

В связи с чем возникает возможность взаимодействия органов правоохранительного блока с различными коммерческими учреждениями и организациями, напрямую связанными с кибербезопасностью или иной аналогичной деятельностью. Большинство существующих мер, в основном носят декларативный характер, при этом никаким образом не используются на практике, а если и используются - то исключительно уже после совершаемых преступлений. [2, с. 208]

В качестве положительного примера, необходимо указать на взаимодействие Московского университета МВД России им. В.Я Кикотя и ПЛО Сбербанка России, которые заключили стратегическое партнерство в борьбе с преступностью в сфере компьютерных технологий.

Суть партнерства заключается в следующем: обучение курсантов защите информации; проведение теоретических и практических занятий по обнаружению «цифровых следов» в компьютерных системах; знакомство с банковским оборудованием и т.д.

Отдельного внимания заслуживает работа по борьбе с экстремизмом в глобальной компьютерной сети на районном уровне: в территориальных

отделах внутренних дел МВД России, в том числе отделах полиции на транспорте, отсутствуют штатные единицы оперативных сотрудников подразделений по борьбе с экстремизмом. В связи с чем, данное направление работы никак не охватывается внимаем ЦПЭ, расположенным в субъектах РФ, что негативно сказывается на получении оперативной информации и осуществления оперативноразыскных мероприятий. В настоящее время сотрудниками, осуществляющими организацию работы - выступают оперативные работники уголовного розыска. [3, с. 68]

В ходе анализа и беседы с сотрудниками подразделений уголовного розыска, отвечающих за направление по борьбе с экстремизмом и терроризмом, установлено следующее: данные сотрудники занимаются раскрытием и расследованием уголовных дел общеуголовной направленности, розыском преступников и установлением неопознанных трупов, заступают на суточные дежурства в составах следственно -оперативных групп. Работа, которая должна проводиться ими в рамках получения оперативной информации не осуществляется. Должностные инструкции содержат один-два пункта, касающиеся противодействию экстремизма, про противодействие экстремизма в глобальной компьютерной сети даже не озвучивается. При выходе сотрудника в отпуск, выезда в командировку, болезни - данное направление становится «никому не нужным». [6, с. 904]

В этой связи, предлагается рассмотреть возможность проведения оргштатных мероприятий с перераспределением штатной численности сотрудников ЦПЭ в территориальных субъектах, а также в Управлениях на транспорте по федеральным округам. Эти мероприятия должны включить в себя передачу оперативных работников в отделы полиции, дислоцированные по территориальным субъектам и линейным отделам и тем самым создание отделений, групп и направлений. Оперативные работники должны будут

оставаться в структурных подразделениях ЦПЭ, но передислоцироваться «по местам», следовательно, останутся в прямом подчинении начальников ЦПЭ.

Количество передаваемых сотрудников будет зависеть от населенного пункта, в котором функционирует отдел полиции. Однако на практике, данное число оперативных работников не должно превышать трех человек в одной группе.

Такое подчинение позволит осуществлять контроль за деятельностью направлений по борьбе с экстремизмом и исключит возможность привлечения оперативных работников по борьбе с экстремизмом к выполнению несвойственных функций (охрана общественного порядка, суточные дежурства и т.д.). Включение сотрудников в различные «местные» приказы, без согласования руководителей ЦПЭ станет невозможным. [1, с. 103]

Также все созданные подразделения по борьбе с экстремизмом необходимо будет включить в межрайонные отделы, руководство которыми станут осуществлять начальники межрайонных отделов. Это позволит контролировать деятельностью «отдаленных» подразделений, не входящих в структуру УПЭ.

Перечисленные оргштатные мероприятия позволят: во-первых, снять дополнительные функции по противодействию экстремизма, в том числе в глобальной компьютерной сети с сотрудников иных оперативных подразделений, таких как уголовный розыск; во -вторых, улучшить работу в направлении по борьбе с экстремизмом, в виду установления конкретного оперативного работника; в-третьих, дислоцированные сотрудники смогут взаимодействовать со всеми структурными подразделениями территориального органа внутренних дел напрямую. Указанное проведение оргштатных мероприятий позволит улучшить деятельность подразделений по борьбе с экстремизмом и терроризмом, в том числе в глобальной компьютерной сети. Создание новых должностей «на местах», а также перераспределение штатной численности сотрудников УПЭ необходимо

будет закрепить в Положениях об указанных центрах. В представленных положениях необходимо будет прописать компетенцию руководителей центров и начальников территориальных органов внутренних дел, в том числе подразделений полиции на транспорте. [4, с. 9]

Кроме того, Инструкция обязывает всех оперативных сотрудников территориальных органов МВД России на постоянной основе осуществлять оперативную работу в экстремистской среде, в частности: заниматься подбором и обновлением негласного аппарата, способного освещать факты экстремистских проявлений; регулярно ориентировать имеющийся негласный аппарат на получение упреждающей информации о фактах и лицах, представляющих оперативный интерес; проверять полученную информацию о предпосылках и фактах проявлений экстремизма и терроризма на обслуживаемой территории; проводить мероприятия профилактического характера, направленные на склонение фигурантов к отказу от организации и участия в противоправной деятельности, либо её документирование; незамедлительно направлять всю оперативно значимую информацию в ЦПЭ. [5, с. 79]

В Инструкции по формированию и ведению автоматизированной информационно-поисковой системы «Экстремист» расписан весь процесс сбора, обобщения информации о правонарушениях и событиях экстремистской направленности, а также лицах, их совершивших, в рамках инициативно созданной автоматизированной информационно-поисковой системы «Экстремист».

В частности, определяются задачи указанного профилактического учета, чётко определены объекты учета. Инструкция устанавливает формализованные бланки учетных и корректирующих документов (информационных карточек) на лицо, подлежащее постановке на учет, порядок их заполнения и представления субъектам учёта (ЦПЭ и ИЦ), а также сроки хранения. [8, с. 247]

С целью активного противодействия подобного рода экстремистским организациям, органы внутренних дел должны взаимодействовать с органами гражданского общества, общественными организациями и проводить комплексы мероприятий:

- к первому противодействию распространения экстремизма стоит отнести информационно-аналитическую работу по выпуску всевозможных памяток поведения в глобальной компьютерной сети, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы;

- пропаганда, проводимая на постоянной основе, и связанная с позитивными или положительными сторонами действий правоохранительных органов, организаций или действий граждан по пресечению реальных угроз экстремистской деятельности, в том числе в глобальной компьютерной сети;

- идеологические, заключающиеся в формировании религиозной и межнациональной терпимости, толерантности, патриотических и иных духовных и человеческих качеств;

- организационные: осуществление активной антиэкстремистской деятельности различных общественных и религиозных объединений, их прямой традиционной деятельности, заключающейся в развитии культурного и духовного составляющего в граждан; взаимодействие со СМИ и пресс -службой МВД, проведение совещаний, «круглых столов», конкурсов на лучшие материалы антитеррористического характера и т.д.).

Таким образом, реализация предложенных мер по противодействию экстремизму позволит укрепить суверенитет и национальную безопасность Российской Федерации в условиях стремительного распространения экстремизма в сети Интернет.

Литература

1. Ильясов, Д. Б. Актуальные вопросы организации и тактики

деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму

/ Д. Б. Ильясов, Д. Д. Донской // Аграрное и земельное право. - 2021. -№ 7(199). - С. 101-104.

2. Королев, И. А. Научное обеспечение деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму / И. А. Королев // Закон и право. -2020. - № 12. - С. 207-209.

3. Куликов, А. Г. К вопросу совершенствования оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму в сети интернет / А. Г. Куликов // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - № 2(18). -С. 64-71.

4. Кутузов, А. В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму / А. В. Кутузов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - № 3. -С. 5-15.

5. Лисицын, А. Г. Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму / А. Г. Лисицын // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2021. - № 1(86). - С. 77-82.

6. Лыкова, А. А. Актуальные вопросы противодействия распространению информации дискредитирующей деятельность органов внутренних дел РФ в сети «интернет» / А. А. Лыкова // Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. - С. 904-905.

7. Романов, Д. С. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений с использование сети Интернет / Д. С. Романов // Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2020. - С. 310-312.

8. Федорова, И. В. Деятельность органов внутренних дел по противодействию экстремизму / И. В. Федорова, И. А. Ржаницына, Я. В. Сухинина // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. -№ 4. - С. 246-248.

Literature

1. Ilyasov, D. B. Topical issues of organization and tactics of the activities of internal affairs bodies to counter extremism / D. B. Ilyasov, D. D. Donskoy // Agrarian and land law. - 2021. - No. 7 (199). - P. 101-104.

2. Korolev, I. A. Scientific support for the activities of internal affairs bodies to counter extremism / I. A. Korolev // Law and Law. - 2020. - No. 12. - P. 207209.

3. Kulikov, A. G. On the issue of improving the operational-search activity to counter extremism on the Internet / A. G. Kulikov // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. - 2021. - No. 2(18). - P. 64-71.

4. Kutuzov, A. V. Legal regulation of investigative activities on the Internet in the context of countering extremism / A. V. Kutuzov // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Series: Humanities and social sciences. - 2020. -No. 3. - P. 5-15.

5. Lisitsyn, A. G. Some aspects of the activities of internal affairs bodies to counter extremism / A. G. Lisitsyn // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. - 2021. - No. 1 (86). - P. 77-82.

6. Lykova, A. A. Actual issues of counteracting the spread of information that discredits the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the Internet / A. A. Lykova // Barnaul: Altai State University, 2020. - P. 904-905.

7. Romanov, D. S. Activities of internal affairs bodies to prevent and prevent crimes using the Internet / D. S. Romanov // Yoshkar-Ola: Mari State University, 2020. - P. 310-312.

8. Fedorova, I. V. Activities of internal affairs bodies to counter extremism / I. V. Fedorova, I. A. Rzhanitsyna, Ya. V. Sukhinina // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 4. - P. 246-248.

© Эльмурзаев С.М., Катаев Ш.М., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

Для цитирования: Эльмурзаев С.М., Катаев Ш.М. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.