Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по профилактике молодежных корыстно-насильственных преступлений'

Деятельность органов внутренних дел по профилактике молодежных корыстно-насильственных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисимов А. Г.

Автором в рамках концепции, направленной на формирование заинтересованности у субъектов профилактики, предлагаются меры по профилактике молодежной корыстно-насильственной преступности, реализуемые на базе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author choices the conception, which based on developing interest in preventive measures for the decrease rate of youth violent crime. Was described mechanism for the prevention of such crime by internal affairs

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по профилактике молодежных корыстно-насильственных преступлений»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МОЛОДЕЖНЫХ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

А.Г. Анисимов,

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

Автором в рамках концепции, направленной на формирование заинтересованности у субъектов профилактики, предлагаются меры по профилактике молодежной корыстно-насильственной преступности, реализуемые на базе органов внутренних дел.

The author choices the conception, which based on developing interest in preventive measures for the decrease rate of youth violent crime.

Was described mechanism for the prevention ofsuch crime by internal affairs1.

Борьба с преступностью рассматривалась криминологами в самых различных аспектах[1, 2, 3], между тем, чрезвычайно редко учеными ставились вопросы о том, как побудить субъекта профилактики к действию, еще реже предлагались целостные концепции такого побуждения. В ходе проведенного исследования молодежной корыстно-насильственной преступности, автором была предложена модель социальной регуляции, основной идеей которой было побуждение субъекта профилактики к действию за счет формирования заинтересованности в деятельности [4].

Одной из форм практической реализации такой модели посвящена настоящая статья.Чрезвычайно важно понимать, что помимо денежного и материально-технического оснащения органов внутренних дел для успешной профилактики преступлений необходимо также наладить эффективное взаимодействие полиции с населением и обслуживаемой территорией.

Рассмотрим некоторые меры, направленные на создание такого взаимодействия на примере профилактики молодежной корыстно-насильственной преступности участковым полиции.

Одной из ключевых задач участкового является учет проживающего на обслуживаемой территории населения, значительная часть молодых людей, совершивших корыстно-насильственные преступления, являлись приехавшими на учебу студентами, большая часть которых проживала либо в съемных квартирах, либо в общежитиях при ВУЗах. Очевидно, что для профилактики и эффективного расследования преступлений, совершенных такими лицами сотрудникам полиции необходимо вести эффективный учет. Для этого существуют простые и вполне эффективные методы.

*Anisimov A. The activity of the internal affairs for the prevention of youth violent crime.

Так, при заключении договора аренды жилого помещения молодыми людьми, либо поселении в общежитие данные о новых жильцах (Фамилия, Имя отчество, год рождения) в обязательном порядке должны подаваться либо в управляющую компанию или ТСЖ откуда передаваться в полицию, либо напрямую арендодателем в полицию. Такая же процедура необходима при регистрации молодых людей по новому месту жительства.

Данные вряд ли вообще будут поступать в ОВД, если не не убедить ключевых субъектов (арендодатель, глава управляющей компании, ТСЖ, паспортно-визовая служба) в необходимости предоставления сведений. Безусловно, следует обеспечить анонимность арендодателя при предоставлении данных о новых жильцах непосредственно в полицию. Реализовать удобную возможность сообщения такой информации по телефону, интернету, в виде СМС (что крайне затруднено без технического переоснащения ОВД).

Следует реализовывать и другие подходы при налаживании взаимодействия участковых с населением.

Во-первых, это предоставление информации о телефоне ближайшего РОВД, ОВД, опорного пункта полиции, фамилии имени и отчестве участкового, обслуживающего конкретный дом, двор, улицу и т.п. Реализовать эту меру можно при поддержке и под руководством органов местного самоуправления за счет средств ТСЖ, управляющей компании, а также различных рекламных агентств, размещающих рекламу на домах, досках объявлений и т. п.

Во-вторых, регулярные встречи жильцов конкретных домов с участковыми полиции. Данная идея уже давно была отражена другими авторами[5] и до сих пор не лишена актуальности. Так, в зависимости от необходимости, оперативной обстановки или сразу после совершения на обслуживаемой участковым территории преступления (в том числе и корыстно-насильственных), в подъездах многоквартирных домов вывешиваются объявления, где указывается время и место встречи с участковым данной территории.

Проще и удобнее такие встречи проводить непосредственно на первом этаже подъезда дома или возле него в вечернее время (например, в 19.00 часов), когда большинство жителей дома возвращаются с работы. На таких встречах кратко освещается что произошло, делается акцент на методах противодействия граждан преступлениям, еще раз указываются данные участкового, возможность обращения и т. п. Длительность встречи должна составлять 10-15 минут, тогда у сотрудника полиции будет возможность охватить достаточно большую территорию за несколько дней. Важно такие встречи проводить регулярно, общаться с населением, учитывать их пожелания и т. п.

В рамках такой работы, возможно, выявлять наиболее активных граждан, предлагать им сотрудничать. Поскольку значительная часть корыстно-насильственных преступлений, была совершена молодежью во дворах, подъездах домов, а также непосредственно в квартире потерпевшего

(в сумме 25%!) было бы целесообразно с учетом результатов взаимодействия с людьми проводить следующий ряд мероприятий.

1. Предусмотреть своего рода «услугу» от полиции: по официальным заявлениям граждан проводить экспертный осмотр дома, прилегающей территории, состояния замков, дверей в квартирах и подъездах, освещенности основных мест передвижения граждан. Оказывать в ходе такой проверки консультационную помощь.

2. Обход дома, подъездов домов, подвалов, прилегающих территорий и т. п., осуществляемый силами активных граждан с последующим сообщением в полицию о выявленных подозрительных гражданах, незапертых чердаках, подвалах, жильцах, нуждающихся в проверке участковыми и т. п. Здесь важно, чтобы граждане проводили лишь наблюдение, с последующим информированием органы внутренних дел в случае необходимости. Важно такие обходы согласовывать с ТСЖ, управляющими компаниями, на собраниях жителей дома. В отдельных случаях, возможно заключать договоры с гражданами на оплату такой работы, например из средств городского бюджета (Управляющей компании, ТСЖ), четко прописывать функции таких наблюдателей.

В случае необходимости (при наличии оснований) участковый должен иметь возможность напрямую привлекать к профилактике патрульно-постовую службу полиции и оперативных сотрудников.

Необходимо создать устойчивые и доступные информационные связи между службами ОВД и рядом коммунальных служб (Управляющие компании, ТСЖ, паспортно-визовые службы и т. п.). Так в частности, можно учитывать лиц, за которыми необходимо установить контроль (на основании жалоб соседей, совершенных административных правонарушений, задержанных в ночное время по различным основаниям, привлеченных к уголовной ответственности и т. п.). Процесс такого учета можно организовать сравнительно легко.

а) В случае мелких правонарушений, например, поступления жалоб от соседей, совершения административного правонарушения и т. п. участковый заполняет листок контроля, где будут отражены основные данные по:

- личности молодого человека;

- месте его регистрации, проживания;

- обстоятельствах и месте задержания, и т. п.

Такой листок попадает в единую компьютерную базу данных по молодым людям, нуждающимся в дополнительном контроле.

б) В случае задержания молодого человека по различным (разумеется законным) основаниям дежурный по РОВД, либо оперативный сотрудник заполняет такой же листок заново или дополняет уже существующий, изменяет необходимую интенсивность контроля.

в) Закончив расследование по уголовному делу, следователь заполняет информационный листок на привлекаемого к уголовной ответственности молодого человека, где помимо информации листка контроля также отражает:

- клички, особые приметы (татуировки);

- поведение в процессе следствия;

- места, где сбывал похищенное, кому сбывал;

- связи, характер отношений, кто для него является авторитетом (может повлиять), как с кем и где предпочитает проводить досуг, особенности поведения в общественных местах, отношение к спиртному, наркотикам;

- уровень развития, увлечения, интересы;

- близкие родственники, взаимоотношения с ними, условия жизни;

- поведение по месту жительства и работы до привлечения к уголовной ответственности.

Кроме того, в процессе указанной работы собираются также и другие данные: сканируются фотографии, паспорта, ключевые документы, затем такие данные отправляются в базу данных ОВД и связываются с конкретной личностью.

Об учете сообщается молодому человеку, разъясняются возможные последствия неправомерного поведения, подчеркивается возможность отслеживания за его поведением, легкость его обнаружения в случае совершения преступления.

Такой учет может существенно облегчить оперативно-розыскные мероприятия, обнаружение лица в случае совершения преступления, но самое главное создает базу для ранней индивидуальной профилактики молодежной корыстно-насильственной преступности.

Частью такой системы должен также стать учет наиболее опасных в криминогенном плане объектов и территорий. Такую статистику возможно формировать на основе анализа уголовных дел. Думается, что наличие компьютеризированной базы данных способно значительно облегчить такую задачу, однако немаловажен также и учет на федеральном уровне, что потребует пересмотра порядка учета государственной статистики, учета, в том числе виктимологических данных и тотального технического обновления ОВД, обучения соответствующих специалистов.

Реализация указанных мероприятий в совокупности с тотальным техническим переоснащением, компьютеризацией и информатизацией ОВД позволит создать специализированное подразделение по борьбе с молодежной корыстно-насильственной преступностью.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Власова И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юридический мир № 3 2000.

2. Теоретические основы предупреждения преступности. / Отв. ред. В. К. Звирбуль, В. В. Клочков, Г. М. Миньковский - М., «Юрид. лит.», 1977.

3. Быргэу М. М., Литвинов А. Н. Опыт системного исследования профилактики преступлений. Современное состояние проблемы. - М.: «ЮРКНИГА», 2004.

4. Анисимов А.Г. О концепции профилактики молодежной корыстно-насильственной преступности // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал).

2011. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx.id=7790. (Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421100101^0114).

5. Профилактика корыстно-насильственных преступлений участковыми инспекторами милиции [Текст]: пособие/ Н. П. Мышляев, И. П. Данилов, Т. В. Минахина, В. П. Савенков. - М.: ВНИИ МВД России, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.