Научная статья на тему 'Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке'

Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке»

^ Криминологические аспекты == в правоохранительной деятельности

деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке

УДК 343.85-057.36

А.А. БОРЧЕНКО,

начальник отдела зонального контроля деятельности участковых уполномоченных милиции УОДУУМ и ПДН ГУВД Челябинской области, подполковник милиции

Профилактическая работа, как одна из функций, осуществляемых участковыми уполномоченными милиции, должна строиться с учетом социально-экономических, демографических и иных особенностей, а также специфики административных участков. При этом важным направлением является учет особенностей преступности на данных участках, в большей мере характеризуемых данными о преступлениях, совершаемых на административных участках, и лицах, их совершивших (о преступниках). Однако данные, характеризующие жертв преступлений и особенности их поведения как в предпреступной ситуации, так и в самом криминальном конфликте, т.е. вик-тимологические особенности совершения различных преступлений, учитываются недостаточно полно. Меры профилактического воздействия на лиц, совершивших многие виды преступлений, будут эффективнее, если они дополняются мерами воздействия виктимологического характера.

Для более полного анализа особенностей совершаемых в микрорайонах (на административных участках) преступлений и принятия более эффективных мер предупредительного воздействия по их профилактике, участковому уполномоченному необходимо учитывать:

1) характеристику преступности (видов совершаемых преступлений) в микрорайоне (на административных участках) и причиняемый преступлениями вред (ущерб) физи-

ческим лицам;

2) характеристику лиц, совершивших преступления (преступников);

3) характеристику жертв преступлений;

4) причины и условия, а также виктимоген-ные факторы и ситуации, способствующие совершению преступлений;

5) территориальные особенности микрорайонов (административных участков), способствующие совершению преступлений.

Судебная практика показывает, что совершение многих противоправных деяний обусловлено поведением самой жертвы. Поэтому, разрабатывая систему мер по их предупреждению, все активнее выделяется виктимологическое направление этой деятельности, состоящее из комплекса мер, ориентированных на предупреждение преступности путём снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Наиболее часто, как показывает анализ уголовных дел и юридическая практика, в силу своих особенностей становится или имеет предрасположенность стать жертвой преступления определенный круг граждан [1]:

- лица, злоупотребляющие спиртными напитками и потребляющие наркотические средства (42,7%);

- ближайшее окружение лиц вышеуказанной категории (27,8%);

- несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учёте (14,4%);

- лица, состоящие на специальном медицинском учете (9,8%) [2].

Анализируя приведенные данные, можно проследить определенное сходство лиц, которые наиболее часто становятся жертвами преступлений.

Представленная классификация позволит участковым уполномоченным более целенаправленно и индивидуализированно вести виктимологическую профилактику с учетом индивидуальных особенностей указанных лиц.

Исходя из характеристики жертв преступлений, следует выделить характеристики и особенности виктимологического поведения жертв. Это:

1) активные жертвы (17,1%);

2) инициативные жертвы (29,3%);

3) пассивные жертвы (75,6%);

4) вынужденно-пассивные жертвы (48,8%) [3].

Как видно, преобладающими являются

Криминологические аспекты == в правоохранительной деятельности

пассивные жертвы. Поведение этой группы лиц определяется сложившейся криминальной ситуацией, страхом перед преступниками, мести с их стороны в случае обращения в правоохранительные органы. Они, как правило, не оказывают должного сопротивления преступнику, небрежно относятся к своей собственности, не принимают никаких защитных мер по охране имущества. Нежелание что-либо предпринять, равнодушие, безынициативность мешают этому. Пассивные жертвы чаще становятся потерпевшими от тяжких преступлений.

В группу пассивных жертв входят лица, которые хотели бы защитить свое имущество, однако в силу материальных трудностей или физических недостатков не могут этого сделать. Данную категорию составляют, как правило, лица преклонного возраста, малоимущие граждане, инвалиды и т.д. К ним следует отнести и лиц из так называемых «маргинальных групп», психологически готовых к совершению преступлений и поведение которых способствует осуществлению по отношению к ним преступного посягательства.

Жертвы, поведение которых носит положительный характер, но приводит к причинению им вреда, относятся к группе инициативных жертв. Сюда входят лица, материальное и общественное положение которых провоцирует совершение в отношении них преступных посягательств. Это, как правило, положительно ориентированные в социальном плане люди, которые готовы прийти на помощь, защитить, выручить в беде. Они нередко оказывают помощь участковым уполномоченным, участвуют в проведении профилактический мероприятий по месту жительства и т.п.

Весьма незначительную часть составляют активные жертвы, поведение которых указывало на активное принятие мер по защите своего имущества (установка охранных систем, сигнализации, укрепление дверей, окон и т.п.).

Вызывает интерес и то, какие из названных жертв преступлений встречаются на практике чаще других. Результаты опроса участковых уполномоченных [4] свидетельствуют о том, что преобладающими являются пассивные жертвы (48,3%), затем, по убытию - вынужденно пассивные жертвы (27,5%). Инициативные жертвы составляют 14,9%, а активные - 9,3%.

Выявленные особенности виктимного поведения жертв преступлений, а также предлагаемые варианты их классификации могут и должны быть использованы участковыми уполномоченными при проведении

виктимологической профилактики на обслуживаемом участке.

Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность субъектов предупреждения преступлений по реализации общих и индивидуальных мер, направленных на снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств. Она включает:

1) выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций формирующих виктимное поведение отдельных лиц и обусловливающих совершение преступлений;

2) выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной виктимностью с целью восстановления или активизации их защитных свойств;

3) разработку либо совершенствование имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений;

4) повышение охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений.

Из вышеперечисленного становится понятен и ответ на вопрос о субъектах викти-мологической профилактики преступлений.

Это, в первую очередь, государственные органы и органы местного самоуправления (так называемые специализированные субъекты). К ним необходимо отнести правоохранительные органы, органы образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения. Во вторую очередь к субъектам виктимологической профилактики следует отнести т.н. неспециализированные субъекты: коммерческие и некоммерческие организации с различной формой собственности, предприятия и учреждения, политические партии и массовые общественные организации, объединения и молодёжные формирования; профсоюзы; учреждения физической культуры и спорта, туризма, культуры, средства массовой информации, различные ассоциации, сообщества, творческие союзы, благотворительные структуры и религиозные конфессии, органы территориального общественного самоуправления в виде домовых и уличных комитетов, женсо-веты, комитеты ветеранов и т.п.

Однако основным субъектом профилактической деятельности являются все-таки органы внутренних дел, а в них, центральным звеном, - милиция общественной безопасности и входящая в неё служба участковых уполномоченных милиции.

Основным признаком такого особого положения является близость участковых уполномоченных к населению. Сегодня это основная сила, организующая и обеспечи-

Криминологические аспекты в правоохранительной деятельности

вающая реальную помощь общественности в охране общественного порядка в городах и во всех населённых пунктах. Согласно Положению о деятельности различных служб органов внутренних дел, участковые уполномоченные остались фактически единственной службой, сохранившей профилактические возможности и, в той или иной форме, осуществляющей превентивные мероприятия на закреплённой территории. Именно данная служба несет основную нагрузку по проведению мероприятий, направленных на предупреждение преступлений.

В силу поставленных задач и возложенных ведомственными нормативными актами функциональных обязанностей [5], участковый уполномоченный несёт персональную ответственность за состояние правопорядка на обслуживаемом административном участке.

При осуществлении виктимологической профилактики в жилом секторе участковому уполномоченному необходимо помнить, что профилактика - процесс творческий, это деликатное и тонкое дело. Здесь не может быть инструкций на все случаи жизни. Решающую роль способны сыграть любые обстоятельства субъективного и объективного плана. В связи с этим необходимы некоторые общие рекомендации проведения профилактической работы участковыми уполномоченными.

Основными методами профилактического воздействия на правонарушителей являются выявление, убеждение и принуждение.

Для выявления преступления участковый уполномоченный, в первую очередь, должен обращаться к следующим источникам информации: заявлениям, сообщениям и письмам граждан; материалам, поступающим от следователей, органов дознания, ИТУ, судов; материалам домовых, уличных комитетов, комитетов территориального общественного самоуправления; материалам приемных покоев больниц и травматологических пунктов.

Перечислить все источники получения необходимой информации практически невозможно, хотя в этот список можно добавить и беседы с жителями административного участка (так называемый метод опроса).

Выявление правонарушителей ведется и методом личного наблюдения. Суть его заключается в непосредственном восприятии и оценке поведения граждан в определенных местах - во дворах жилых домов, на улицах, в местах распития спиртных напитков, массового отдыха и т.п.

В арсенал методов выявления входят также

оперативная отработка участка, в процессе которой осуществляются: поквартирный (подворный) обход; рейдовые мероприятия; оперативный поиск в местах вероятного появления подконтрольного элемента.

Однако, как показывает практика, сотрудники милиции, и участковые уполномоченные в особенности, зачастую формально относятся к осуществлению профилактических мероприятий. До сих пор среди отдельных сотрудников бытует порочное мнение о бесполезности разбирательства и осуществления каких-либо профилактических действий.

Каждому участковому уполномоченному необходимо не только помнить, но и руководствоваться следующими правилами:

1. Универсальных профилактических мер не существует, эффективность их всегда избирательна.

2. Профилактическое воздействие - процесс длительный. Положительных результатов при этом можно добиться лишь тогда, когда оно реализуется сотрудником, хорошо знающим профилактируемого. Это, в свою очередь, требует полного знания о населении, проживающем на обслуживаемой территории.

3. Особенность любого профилактического воздействия состоит и в том, что его положительные результаты начинают объективно проявляться не сразу после применения тех или иных мер, а постепенно, через некоторое время, когда новые привычки, взгляды достаточно закрепятся в сознании профилактируемого лица.

4. Успех виктимной профилактики во многом определяется умением прогнозировать (хотя бы в общих чертах) поведение человека, от которого можно ожидать совершения преступления.

5. Немаловажную роль в осуществлении профилактического воздействия играет опыт работы участкового, его умения обнаружить моменты внутренних колебаний, свидетельствующих, например, о сомнениях в правильности поведения, для принятия действенных мер, предусмотренных законодательством.

В связи с этим - участковый должен быть готовым к любым неожиданностям (провокационным действиям) и проявлять максимум выдержки и бдительности.

Исходя из практики, участковым уполномоченным необходимо в своей повседневной деятельности применять следующие формы и методы общей виктимологической профилактики:

- изготовление и распространение в жи-

Криминологические аспекты в правоохранительной деятельности

лом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступника с учётом неоднократно повторяющихся на территории обслуживания наиболее опасных видов преступлений;

- оповещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на административном участке фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, а также алгоритме действий граждан в различных криминальных ситуациях;

- распространение на территории административных участков различных знаков, плакатов и обозначений, несущих предостерегающее, запрещающее, разъясняющее, агитационное виктимологическое содержание;

- разъяснение законодательных норм, регламентирующих правомерное применение в порядке самообороны газовых баллонов и пистолетов, а также в разрешённых законом случаях - огнестрельного оружия;

- привлечение внимания жителей микрорайонов, включая собственников из числа предпринимателей, к необходимости принимать меры по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ ценностей, транспортных средств и иного имущества;

- проверка и принятие мер по надлежащему освещению в микрорайоне улиц, подъездов домов и других общественных мест, организацию несения службы патрульно-постовых нарядов милиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений;

- проведение плановых целевых бесед в детских образовательных и школьных учреждениях со школьниками, работниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями и воспитателями о возможных вариантах поведения при столкновении с

фактом преступного посягательства;

- проведение бесед по месту жительства с престарелыми и инвалидами, а также занятий с кассирами, инкассаторами, работниками почт, аптек, больниц и поликлиник, частных охранных предприятий и других учреждений, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывает повышенный интерес преступного элемента.

К иным мерам проводимой участковыми уполномоченными общей виктимологичес-кой профилактики отнесены:

- оказание практической помощи жителям участков в оборудовании дверей подъездов домофонами, укреплении окон и балконов первых этажей, дверей чердаков, подвалов и подъездов домов, а также установка других технических средств защиты от возможных преступных посягательств на квартиры, дома, офисы, места торговли и складские помещения;

- содействие организации в населенных пунктах охраняемых стоянок автомототран-спорта, проведение бесед в гаражных кооперативах с автовладельцами о безопасном выборе мест для парковки технических средств, о необходимости установки сигнализации.

Таким образом, виктимологическая профилактика, осуществляемая участковыми уполномоченными, превалирует среди других субъектов этой деятельности. При этом она экономически выгодна, так как практически не требует дополнительных материальных затрат. А при условии своевременного и эффективного информационно-аналитического, организационно-методического, правового обеспечения, т.е. налаженного механизма реализации этой деятельности, - эффективна и рациональна.

Литература:

1. По материалам уголовных дел, находящихся в производстве следователей и дознавателей ОВД Челябинской области в 2005 году.

2. Характеристика лиц, совершивших преступления (преступников) достаточно полно представлена в юридической литературе. (См.: Мирович, С. М. Криминалистическая типология личности корыстно-насильственных преступников // Вестник МГУ. Сер. 11. Право - 1991. - № 4. - С. 57-64; Побрызгаева, Е. В. Типология лиц, совершивших разбойные нападения : сб. науч. трудов № 128 // Криминологические проблемы преступного поведения. - М. : ВНИИ МВД СССР, 1991. - С. 26-34; Кирилов, С. И. Типология лиц, совершивших кражи и личность вора. Проблемы теории и практики правоохранительной деятельности ОВД : сб. ст. Вып. 8 / С. И. Кирилов, Ю.А. Харабин. - М. : ЮИ МВД РФ, 1977. - С. 66-70; Колесникова, Л.А. Личностные особенности корыстных преступников в свете фило-софско-психологической проблемы наслаждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2(6). - 1997. - С. 61-63 и др.). Поэтому внимание на этом вопросе акцентировать нецелесообразно.

3. Задорожный, В. И. Виктимологическая профилактика корыстных и корыстно-насильственных преступлений, осуществляемая участковыми уполномоченными милиции : отчет на кафедре уголовной политики и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России / В. И. Задорожный. - М. : Академии управления МВД России, 2002.

4. По данным социологического опроса участковых уполномоченных милиции ОВД Челябинской области, проведенного в ноябре 2005 г. В опросе участвовало 635 участковых уполномоченных.

5. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции : Приказ МВД России 16.09.2002 г., № 900, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2002 г., № 3936.

Статья поступила в редакцию 19.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.