Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по осуществлению правового статуса человека и гражданина'

Деятельность органов внутренних дел по осуществлению правового статуса человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
636
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СВОБОДА / ПРАВО / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / THE STATE / CRIMINALITY / A LEGAL STATUS / FREEDOM / THE RIGHT / THE PERSON / THE CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжаков Сергей Семенович

В данной статье представлена деятельность органов внутренних дел по реализации конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус человека и гражданина, так как основой конституционного статуса являются основные права и свободы, закрепленные Конституцией РФ и установленные ею обязанности граждан. Рассмотрены ряд вопросов реализации правового статуса различными субъектами, признаваемыми и гарантируемыми государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжаков Сергей Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of law-enforcement bodies on realization of a legal status of the person and the citizen

In given clause activity of law-enforcement bodies on realization of the constitutionally-rules of law determining a legal status of the person and the citizen as a basis of the constitutional status are fundamental laws and freedom fixed by the Constitution of the Russian Federation, and the duties of citizens established by her is submitted. Considered are some questions of realization of a legal status by the various subjects, recognized and guaranteed by the state.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по осуществлению правового статуса человека и гражданина»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

5. Vitchenko, A. M. Mechanism of legal regulation of socialist social relations, its conception and structure. Questions of theory of State and Law. - Saratov, 1967.

6. Gorobec, V. D. Mechanism of State and Law regulation. General theory of State and Law / Ed. V.V. Lazarev. - Moscow, 1994.

7. Karakhanov, V. E. Intra-system administration in MIA-AIA. - Moscow, 1982.

8. Kirichuk, I. B. Organization and activities of bodies of internal affairs as subject of legal

regulation. Thesis of law candidate. - Moscow, 1991.

9. Lazarev, V. V., Popov, L. L., Razin, L. M. Legal fundamentals of securing social order. -

Moscow, 1987.

10. Mironov, O., Kiselev, O., Soltaganov, S., Fundamentals of economic activities of bodies of non-departmental guard of MIA of Russia. - Voronezh, 1998.

11. Razin, L. M. Mechanism of administrative and legal regulation of social relations in the sphere of social order. - Moscow, 1985.

12. Perova, S. N. Financial and economic provision of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia. - 2009. - № 3.

13. Chinchikov, A. A., Zhelanova, S. A. Theory and History of State and Law. - Moscow, 1994.

1 Алексеев C.C. Общая теория права. М., 1981. С. 289.

2 Бабаев В.К. Понятие права. Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 136.

3 Киричук И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 17.

4 Горобец В.Д. Механизм государственно-правового регулирования. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 319.

5 Чинчиков А.А., Желанова С.А. Теория и история государства и права: Учеб. пособие. М., 1994. С. 190.

6 Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981. С. 51.

7 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. С. 295-296.

8 См.: Витченко A.M. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура. Вопросы теории государства и права. Саратов, 1967. С. 82; Витченко A.M. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура. Вопросы теории государства и права. Саратов, 1967. С. 18.

9 Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981. С. 51

10 Богданов Б.Е. Правовое регулирование охраны социалистической собственности в СССР. М., 1986. С 6.

11 См.: Лазарев В.В., Попов Л.Л., Разин Л.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка. М., 1987; Разин Л.М. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере общественного порядка. М., 1985. С. 8.

12 Караханов В.Е. Внутрисистемное управление в МВД-УВД. М., 1982. С.11.

13 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

14 СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

15 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5768.

16 СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5499.

17 Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. № 3.

18 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

19 СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

20 СЗ РФ. 2009. № 9. Ст. 1088.

21 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

22 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

УДК 342.72/.73 C.C. Рыжаков*

Деятельность органов внутренних дел по осуществлению правового статуса человека и гражданина

B данной статье представлена деятельность органов внутренних дел по реализации конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус человека и гражданина, так как основой конституционного статуса являются основные права и свободы, закрепленные Конституцией РФ и установленные ею обязанности граждан. Рассмотрены ряд вопросов реализации правового статуса различными субъектами, признаваемыми и гарантируемыми государством.

Ключевые слова: государство, конституционно-правовые нормы, органы внутренних дел, преступность, правовой статус, свобода, право, человек, гражданин.

S.S. Ryzhakov*. Activity of law-enforcement bodies on realization of a legal status of the person and the citizen

* Рыжаков, Сергей Семенович. Заместитель начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МBД России, кандидат юридических наук, полковник. 19820б Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. тел. (812) 744-70-92, доп. 2272.

* Ryzhakov, Sergey Semenovich. The Deputy chief of chair of criminal trial and criminalistics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the colonel.

48

In given clause activity of law-enforcement bodies on realization of the constitutionally-rules of law determining a legal status of the person and the citizen as a basis of the constitutional status are fundamental laws and freedom fixed by the Constitution of the Russian Federation, and the duties of citizens established by her is submitted. Considered are some questions of realization of a legal status by the various subjects, recognized and guaranteed by the state.

Keywords: the state, constitutionally-rules of law, law-enforcement bodies, criminality, a legal status, freedom, the right, the person, the citizen.

Реализация конституционно-правовых норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, осуществляется различными субъектами. Ведущая роль в этом принадлежит государству.

Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1 ст. 17)1.

«Именно индивид, являясь базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные права (негражданство; уважение и защиту чести и личного достоинства; правосудие и т.д.). Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечить их охрану и защиту»2.

Конституционным основанием для организации и деятельности органов внутренних дел служит отнесение Конституцией России к прерогативе Правительства проведение мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (ст. 114). Исходя из этого, применительно к деятельности органов внутренних дел особое место среди конституционно-правовых норм занимают нормы, определяющие правовой статус человека и гражданина, а охрану прав и свобод можно считать ведущей задачей органов внутренних дел. В основе прав и свобод лежат важнейшие для личности и общества блага в экономической, политической, духовной жизни, а многие преступления и правонарушения, с которыми призваны бороться органы внутренних дел, прямо или косвенно посягают на эти блага.

Особенностью современного этапа развития общества является процесс расширения и укрепления прав и свобод человека и гражданина. Во многих сферах жизни общества все чаще звучит требование создать действенный механизм реализации и защиты провозглашенных и получивших закрепление на международном и внутригосударственном уровне прав и свобод человека и гражданина3. Права и свободы человека и гражданина стали рассматриваться в качестве ценностной детерминанты в конце XIX - начале XX вв. В настоящее время происходит осознание того, что гуманность общества к человеку заключается в создании для него таких условий, которые максимально способствуют развитию его личности4.

Государство не вправе нарушать конституционно гарантированные права и свободы человека, частные интересы. Это положение вытекает из основополагающей идеи, на которой строится правовое государство: свобода конкретного человека, его права - высшая ценность, которая обладает приоритетом перед публичными правами, правами наций, правами сообщества. Вмешательство государства в сферу их прав и свобод допустимо лишь в публичных интересах. Такими интересами являются общественная безопасность, общественный порядок, охрана здоровья населения, общественной нравственности и т.д. «При таком взгляде на государство и права человека роль первого сводится к охране общественных отношений, поддержанию правового порядка между свободными гражданами, созданию надлежащих возможностей для осуществления интересов и прав граждан»5.

Провозглашения прав и свобод гражданина останутся декларациями до тех пор, пока они не будут обеспечены надлежащей защитой государства, всех государственных органов, среди которых органы внутренних дел играют ведущую роль. «Современный конституционализм предполагает не только провозглашение (декларирование) необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий»6.

Многообразные связи права с конкретными людьми в обществе раскрываются через понятие правового статуса. Понятие «правовой статус» и «правовое положение» человека и гражданина равнозначны и представляют собой совокупность правовых принципов, прав, свобод и обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством.

Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что он непосредственно затрагивает интересы каждого человека, живущего и находящегося в государстве, отражается на его судьбе. Современная юридическая наука с целью систематизации и упорядочения прав и обязанностей выделяет два основных вида правового статуса: 1) конституционный или общий правовой статус, 2) специальный правовой статус.

Конституционный (общий) правовой статус - это сложный комплексный институт, включающий в свой состав совокупность прав и обязанностей лица как человека и гражданина. Он является единым и одинаковым для всех и определен в Конституции и иных конституционных актах государства. Конституция определяет правовой статус личности не во всем объеме и не детально. Она лишь устанавливает его основы. В юридической литературе сложились два основных подхода к структуре конституционно-правового статуса человека и гражданина - широкий и узкий. Первый из них включает достаточно широкий набор элементов: гражданство, правоспособность, права, обязанности, ответственность и т.д. При этом отмечается, что права, свободы и обязанности являются центральным элементом статуса личности7.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

Представляется, что данный спор можно разрешить, если различать конституционно-правовой статус как институт конституционного права, при этом в его состав могут войти права, свободы и обязанности (узкий подход)8, и как подотрасль конституционного права (широкий подход). При этом вполне оправданно включить в состав конституционного статуса помимо прав, свобод и обязанностей значительный набор элементов (принципы, гражданство, правоспособность, гарантии, ответственность и т.д.)

Ядром конституционного статуса являются основные права и свободы, закрепленные Конституцией РФ, и установленные ею обязанности граждан. Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от вида и характера правоотношений, в которые они вступают.

В специальном статусе отражены особенности правового положения определенных категорий лиц (военнослужащие, сотрудники милиции, учащиеся). Специальный статус закрепляется большим массивом текущего законодательства, по сравнению с конституционным статусом он более динамичен.

Общий и специальный статус соотносятся как общее и особенное, но специальный статус в своих положениях не должен противоречить нормам конституционного (общего) правового статуса в силу большей юридической силы второго.

Конституционные (основные) права и свободы образуют ядро правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. В зависимости от их функционального назначения их делят на личные, политические, социально-экономические и культурные, но данная классификация достаточно условна, т.к. в реальной жизни все они тесно взаимосвязаны.

Личные права и свободы часто именуются также гражданскими, однако этот термин не совсем удачен, поскольку логически увязывает эту группу прав с гражданством государства. Личные же права и свободы носят естественный характер, т.е. принадлежат каждому индивиду уже в силу того, что он человек, вытекают из естественного порядка вещей.

К личным правам относятся такие права, как право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность; право на частную жизнь; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова; другие права и свободы, связанные непосредственно с личностью человека.

К политическим правам относятся закрепленное в ст. 32 Конституции РФ право на участие в управлении делами государства, право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31 Конституции), право на обращение (ст. 33 Конституции) и ряд других прав.

Социально-экономические и культурные права и свободы обеспечивают реализацию экономических социальных и культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Большинство из этих прав и свобод человек использует ежедневно. Такие права, как право на труд, на получение образования являются неизменными спутниками человеческого бытия. Юридическое закрепление социально-экономических прав и свобод обеспечивает социальный характер конституционного строя Российской Федерации. В настоящее время социальная политика государства сводится прежде всего к предоставлению всем равных социально-экономических прав, чтобы люди сами повышали свой уровень жизни. Государство же с помощью гибкой налоговой политики производит перераспределение средств на социальные нужды.

К социально-экономическим правам относятся такие права, как право на экономическую деятельность; право частной собственности; трудовые права и свободы; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение образования и др.

Традиционно в конституционно-правовой статус личности включают права, свободы и обязанности человека и гражданина, «хотя с учетом современных подходов к правам человека необходимо дополнить и обязанности государства. Точнее, следует сказать, что правам и свободам личности корреспондируют соответствующие обязанности государства, входящие в правовой статус личности»9.

Эти обязанности следующие.

1. Обязанность признать права и свободы человека. Государство не является творцом прав человека, оно не наделяет своих граждан этими правами, а лишь признает их в качестве неотъемлемых.

2. Государство обязано соблюдать права человека, т.е. берет на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в сферу частных интересов.

3. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется на все государственные органы, в т.ч. и специальные органы, к которым относятся органы внутренних дел.

Таким образом, основой реализации конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус человека и гражданина, является соблюдение указанных обязанностей государства, корреспондирующих правам. Рассмотрим, что представляют собой наиболее важные права и свободы человека и гражданина и каким образом органы внутренних дел реализуют конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус человека и гражданина. Это нормы, закрепляющие личные права граждан и некоторые другие права, имеющие отношение к деятельности органов внутренних дел.

Право на жизнь закреплено в ст. 20 Конституции РФ. В современных условиях это право провозглашается всеми международными актами о правах человека и всеми конституциями стран мира.

Гарантией этого права является безусловное запрещение убийства, развитие системы здравоохранения, предупреждение детской смертности, охрана от несчастных случаев на

производстве, профилактика дорожно-транспортных происшествий, пожарная безопасность и другие меры, предупреждающие гибель людей.

Серьезной гарантией обеспечения права на жизнь является профилактическая деятельность органов внутренних дел.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает поставление в опасность жизни и здоровья человека при проведении следственного эксперимента, освидетельствования, других следственных действий.

Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции Российской Федерации.

Право на свободу есть возможность совершать любые правомерные действия. Обеспечение неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от посягательств на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность и неприкосновенность психическую.

В статье Конституции под терминами «свобода и личная неприкосновенность» понимаются физическая и духовная неприкосновенность, свобода действовать, располагать собой, не находиться под контролем. «Ограничение права на свободу и личную неприкосновенность - это, прежде всего ограничение свободы действий и принятия решений в результате прямого физического или психического принуждения (насилия)»10.

Реализация органами внутренних дел норм Конституции, закрепляющих право человека на свободу и личную неприкосновенность, выступает в качестве важнейшей государственной гарантии этого права.

Государство гарантирует право гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях нарушения этого права человек может требовать его восстановления по суду.

В ст. 22 Конституции РФ право на свободу связано с личной неприкосновенностью. Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на:

1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность);

2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность);

3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность);

4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).

Физическая неприкосновенность личности гарантирована рядом конституционных положений: правом на жизнь (ст. 20), запретом пыток, насилия, принудительных медицинских опытов (ст. 21), правом на труд в условиях безопасности и гигиены (ст. 37), правом на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), правом на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба здоровью, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42), правом потерпевшего на компенсацию причиненного ему ущерба (ст. 52).

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в ст. 23 Конституции РФ, дополняется положениями ст. 24. Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в общении с друзьями таким образом, как он того желает.

Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие право на частную жизнь, допускаются только на основании судебного решения. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает условия, при которых такое решение может быть принято. Это связано с наличием информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, по которому обязательно производство предварительного следствия;

3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности российской Федерации (ст. 8 ч. 2 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)11.

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах:

1) борьбы с преступностью;

2) защиты здоровья граждан;

3) при объявлении чрезвычайного и военного положения.

Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311). Также в Уголовном кодексе предусматривается и ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137).

Право на неприкосновенность жилища, закрепленное в ст. 25 Конституции РФ, выступает дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни.

Под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания или пребывания людей (дом, квартира, комната в гостинице и т.д.), а

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009

также его составные части. Конституция РФ устанавливает запрет на проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц.

Гарантии против незаконного вторжения в жилище со стороны правоохранительных органов -основное содержание права на неприкосновенность жилья, ибо все другие случаи - это, в сущности, обычные преступления, сопровождающиеся проникновением в жилище (кража, грабеж и др.). Любое незаконное проникновение в жилище против воли проживающих в нем граждан влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако действующее законодательство предусматривает ряд ситуаций, в которых проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц признается правомерным.

Закон Российской Федерации «О милиции» дает право милиции беспрепятственно входить в жилые помещения для обеспечения безопасности проживающих там граждан, при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, массовых беспорядках. Сотрудники милиции вправе заходить и осматривать жилые помещения без согласия проживающих в нем граждан при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление. Это же право предоставлено и органам Федеральной службы безопасности (Закон об органах ФСБ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15).

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (ст. 8 ч. 2) допускает ограничение конституционного права граждан на неприкосновенность жилища при проведении на основе судебного решения оперативно-розыскных мероприятий в связи с информацией о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; о событиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Причем в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных об угрозе безопасности России оперативно-розыскные мероприятия могут быть проведены и на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Законное проникновение в жилище возможно в двух случаях: 1) при непредвиденных, чрезвычайных обстоятельствах; 2) при защите правопорядка.

Первая ситуация - проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц при пожарах, землетрясениях, наводнениях, обвалах, авариях водопровода, канализации, повреждениях электропроводки, тепло- и газоснабжения, при подозрении, что хозяин дома (квартиры) умер, и в других подобных случаях.

Вторая ситуация - проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц для:

1) раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу;

2) получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы;

3) пресечения преступлений и иных правонарушений в рамках административно-правовой деятельности;

4) исполнения приговоров и других судебных решений.

Работники органов милиции имеют право в пределах своей компетенции входить в жилище граждан для пресечения преступлений и задержания преступников.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц является преступлением (ст. 139 Уголовного кодекса РФ). При этом отягчающим вину обстоятельством является использование служебного положения при незаконном проникновении в жилище.

Ст. 51 Конституции содержит положение, согласно которому «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Право на отказ от изобличения самого себя и своих близких принадлежит человеку не только в случае его признания обвиняемым или подозреваемым. Этим правом он обладает и при участии в уголовном или гражданском деле в качестве свидетеля, потерпевшего, истца или ответчика. Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний также в случае его допроса в качестве свидетеля или потерпевшего по делу, связанному с преступлением, в котором он подозревался или обвинялся (ст. 306 УК РФ).

Свидетельский иммунитет не ограничивается рамками гражданского или уголовного производства. «Оперативные работники и другие должностные лица подчас предлагают человеку, оказавшемуся в их власти, рассказать все, что он знает, а потом обещают отпустить. Человеку в этом случае важно помнить: перед ним лицо, осуществляющее уголовное преследование, которому выгодно доложить о раскрытии преступления. Преступника (действительного или мнимого) придется искать, а здесь надо всего лишь получить «явку с повинной», «хорошо» составить протокол. Поэтому следует использовать свое право на молчание и на юридическую помощь (ст. 48 Конституции). Соглашаться давать объяснения и показания имеет смысл только после свидания наедине с заслуживающим доверия адвокатом, а подписывать протокол - только после самого внимательного его изучения и осмысления»12.

Целью нормы ст. 51 Конституции РФ является запрет любой формы принуждения и получения недобровольных показаний. Показания должны быть исключены из числа доказательств, если они получены под угрозой привлечения к уголовной ответственности, в результате неразъяснения человеку его прав и подобных мер.

Законодательно закреплено, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав независимо от знания ими какого-либо языка. Незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан России. В Законе о языках также установлено, что в сфере услуг и коммерческой деятельности отказ обслуживать граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и республик в ее составе.

В судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах лицам, участвующим в деле, не владеющим языком или языками, на которых ведется процесс, гарантируется возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, в т.ч. для дачи объяснений, показаний и полного ознакомления с материалами дела, гарантируется также право выступать в суде на родном языке.

Таким образом, выделяются три вида конституционных прав и свобод. Личные права и свободы носят естественный характер, т.е. они принадлежат каждому индивиду уже в силу того, что он человек, вытекают из естественного порядка вещей. К ним относятся такие права, как право на жизнь, на свободу, личную неприкосновенность и другие. Политические права и свободы принадлежат только гражданам России. Это объясняется тем, что реализация данной группы прав дает возможность прямо или косвенно влиять на политику государства. Социальные права и свободы обеспечивают реализацию экономических, социальных и культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом.

Список литературы

1. Завадская, Л. Н. Механизм реализации права. - М.: Наука, 1992.

2. Зимин, А. В Контроль за властью - гарантия защиты прав и свобод личности // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел : материалы международной научнопрактической конференции. 10 декабря 1998 г. - М., 1999.

3. Ромашов, Р. А. Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 1998.

4. Уголовно-процессуальное право РФ / Под ред. П.А. Лупинской. - М.: Норма, 2009.

5. Человек в истории. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберг. - СПб., 1993.

Literature

1. Criminal-procedural right of the Russian Federation / Ed. P.A. Lupinskaya. - Moscow, 2009.

2. Romashov,R.A. Modern constitutionalism: the theoretic-legal analysis. - St. Petersburg, 1998.

3. The person in a history. Humanistic values of western civilizations and problems of the modern world / Ed. V.L. Polyakov, N.I. Eliasberg. - St. Petersburg, 1993.

4. Zavadskaya, L. N. Mechanism of realization of the right. - Moscow, 1992.

5. Zimin, А. В Control over authority - a guarantee of protection of the rights and personal freedoms // Protection of human rights and observance of legality by law-enforcement bodies : materials of the international scientific-practical conference. December, 10, 1998. - Moscow, 1999.

1 Уголовно-процессуальное право РФ / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Норма, 2009. С. 76.

2 Ромашев РА. Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис. „.докт. юрид. наук. СПб.,

1998. С. 317.

3 См.: Зимин А.В Контроль за властью - гарантия защиты прав и свобод личности // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции. 10 декабря 1998 г. М.

1999. С.15.

4 Человек в истории. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред.

В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберг: в 2-х ч. СПб., 1993. Ч .2 С. 8.

5 Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992. С. 43.

6 Ромашев Р. А. Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СП(б)., 1998. С. 316.

7 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 1999. С. 66.

8 См. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 157.

9 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 1999. С. 80.

10 Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М.: Дело, 2000. С. 101.

11 Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». СПб.: Питер, 2003. С. 126.

12 Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М.: Дело, 2000. С. 111.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.