Научная статья на тему 'Принципы правовой защиты конституционного права на жилище в Российской Федерации'

Принципы правовой защиты конституционного права на жилище в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1393
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO HOUSING / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF PROTECTION OF THE RIGHT / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / JUDICIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Юлия Викторовна

В настоящей статье раскрывается ряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется правовая защита конституционного права на жилище в Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид общественных отношений. Особое внимание уделяется способам защиты права на жилище в Российской Федерации, в т.ч. и судебным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of a legal protection of the constitutional right to housing in the Russian Federation

This article describes a number of principles according to which the legal protection of the constitutional right to housing in the Russian Federation is exercised. We analyze set of rules, laws, provisions statutes regulating this type of public relationship. Special attention is given to ways of protecting the right to housing in the Russian Federation including judicial protection.

Текст научной работы на тему «Принципы правовой защиты конституционного права на жилище в Российской Федерации»

7. Шеяякин, Н. Д. Заключительное слово // Стратегическое управление в органах внутренних дел. Материалы методологического семинара по проблемам стратегического управления в органах внутренних дел. — М.: Академия управления МВД России, 2009.

8. Шергин, А. П. Административная юрисдикция. — М.: Юридическая литература, 1979.

Literature

1. Bakhrakh, D., Rossinskiy, B, Starilov, U. Administrative law. — 2009.

2. Gastaev, A. As it is necessary to work. Practical introduction in scientific job management. — Moscow, 1972.

3. Gibov, V. Social legal preconditions of creation of criminal investigation in Russia in second half of XlX-th century / / Society, law, police. Materials of the international scientifically-practical conference. 23rd-24th on May, 1996. - St.-Petersburg, 1996.

4. Khamaneva, N. Administrative law of Russia. — Moscow, 2007.

5. The analytical report on work of Arbitration court of the Arkhangelsk region for 2008-2009 / / Archive of Arbitration court of the Arkhangelsk region.

6. Ko%lova, U., Popova, L. Administrative law. — Moscow, 2005.

7. Sheyakin, N. Final speech // Strategic management in the law enforcement agencies. Materials of a methodological seminar on problems of strategic management in the law enforcement agencies. — Moscow, 2009.

8. Shergin, A. Administrative jurisdiction. — Moscow, 1979.

1См.: Шергин А.П. Административная юрисдикция. M.: Юридическая литература, 1979. С. 11-18.

2См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. M.: Норма, 2005. С. 407.

3См.: Административное право России: Курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. С. 513

4 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., Норма, 2009. С. 601.

5См.: Гибов В.В. Социальные правовые предпосылки создания уголовного сыска в России во второй половине XIX века / / Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции. 23-24 мая 1996 г. Ч. 2. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996. С. 14.

6См.: Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в научную организацию труда. 2-е изд. М.: Экономика, 1972. С. 64.

7См.: Шелякин Н.Д. Заключительное слово / / Стратегическое управление в органах внутренних дел. Материалы методологического семинара по проблемам стратегического управления в органах внутренних дел. М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 95.

8 Аналитический отчет о работе Арбитражного суда Архангельской области за 2008-2009 гг. / / Архив Арбитражного суда Архангельской области.

УДК 342.7 Ю.В. Смирнова*

Принципы правовой защиты конституционного права на жилище в Российской Федерации

В настоящей статье раскрывается ряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется правовая защита конституционного права на жилище в Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид общественных отношений. Особое внимание уделяется способам защиты права на жилище в Российской Федерации, в т.ч. и судебным.

Ключевые слова: Российская Федерация, конституционное право на жилище, принципы защиты права, судебная защита.

J. V. Smirnova*. Principles of a legal protection of the constitutional right to housing in the Russian Federation. This article describes a number of principles according to which the legal protection of the constitutional right to housing in the Russian Federation is exercised. We analyze set of rules, laws, provisions statutes regulating this type of public relationship. Special attention is given to ways of protecting the right to housing in the Russian Federation including judicial protection.

Keywords: Russian Federation, a constitutional right to housing, principles of protection of the right, judicial protection.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено

* Смирнова, Юлия Викторовна, соискатель кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лаборант кафедры информационной безопасности и математических методов. Научный руководитель Ескина Л.Б., зам. начальника кафедры конституционного права Северо-Западной академии государственной службы, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198302, г. Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 4, кв. 51. Тел. 753-07-38. Email: julchok@pochta.ru.

* Smirnova, Julia Viktorovna, competitor for a scientific degree at the department of constitutional and international law at the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior laboratory assistant at the department of information security and mathematical methods. Address: Russia, 198302, St.-Petersburg, Morscoi Pekhoty, 4, ap. 51. Tel. 753-07-38. E-mail: julchok@pochta.ru.

Статья поступила в редакцию 31.03.2010 г.

Конституционное право, административное право

и в других основополагающих международно-правовых документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 октября 1966 г. (ст. 10). Причем, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища констатирована в ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Надлежащее жилье входит составной частью в систему условий, которые составляют достойный уровень жизни. Конституционное право на жилище лежит в основе системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. является сущностным правом, фундаментальным. На его основе должно происходить развитие конкретных жилищных прав граждан. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Система защиты прав граждан, в т.ч. и в жилищной сфере, предусмотрена законодательством РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека в РФ является Президент, при котором действует специальная Комиссия по правам человека.

Эта система строится на определенных правовых началах (принципах), с помощью которых государство охраняет и защищает конституционное право граждан РФ на жилище и благодаря которым граждане могут в полной мере реализовать данное право. Под принципами правовой защиты конституционного права на жилище следует понимать систему юридических средств, создаваемых и гарантированных государством, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути реализации права на жилище. Выделим эти принципы, опираясь на нормы Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере.

Принцип необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправленияусловий для осуществления гражданами права на жилище основан на положениях ст. 7 и ст. 40 Конституции РФ.

Ст. 40 устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ст. 7, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В пределах предоставленных полномочий органы государственной власти и местного самоуправления содействуют осуществлению гражданами права на жилище путем создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилье; предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилья; предоставления гражданам в регламентированном порядке жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и т. д. (ст. 2 Жилищного Кодекса РФ).

Право на жилище, согласно ст. 17 Конституции РФ, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем закон учитывает их особые интересы.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственен принцип неотчуждаемости, право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Принцип неприкосновенности жилища гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В соответствии с международным Пактом о гражданских и политических правах, одобренным Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища (ст. 17).

М.В. Баглай считает, что неприкосновенность жилища — «это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека»1.

Необходимо отметить, что право на неприкосновенность жилища было провозглашено еще Конституцией 1977 г., по которой никто не имел права без законного основания войти в жилище гражданина СССР против воли проживающих в нем лиц. В несколько иной трактовке это право закреплено в ст. 25 Конституции 1993 г., согласно которой жилище неприкосновенно; никто не вправе проникать в него против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения. Перечень оснований для беспрепятственного вхождения в жилище достаточно широк.

Конституция защищает владельцев жилищ от посягательств на него любых физических и юридических лиц. При этом надо иметь в виду, что право на неприкосновенность жилища предусматривает не только не допустимость вхождения в него вопреки воле проживающих в нем лиц, но и недопустимость иного проникновения путем использования современных технических средств для просушивания разговоров, ведущихся в жилище, и визуальных наблюдений за ним.

Согласно ч. 2 ст. 3 Жилищного Кодекса, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Обратим внимание, что понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с

проникновением в него посторонних для законно проживающих в соответствующем помещении лиц. Доступ

2

в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан . 60

За нарушение неприкосновенности предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет наказание по правилам ч. 1 ст. 139 Уголовного Кодекса РФ. Необходимо отметить, что здесь имеется в виду не любые лица, проживающие в соответствующем помещении, а только те, которые проживают в нем на законных основаниях. Если это преступление совершено с применением насилия или угрозой его применения (квалифицирующий признак) либо лицом с использованием своего положения (особо квалифицирующий признак), то к виновному лицу применяются более строгие меры уголовной ответственности (ч. 2 ст. 139 Уголовного Кодекса РФ). Преступление считается оконченным с момента противоправного вторжения в жилое помещение любым способом (открыто или тайно)3 .

Существенное ограничение конституционных прав граждан, в частности, права на неприкосновенность жилища, возможно в условиях правового режима чрезвычайного положения. Возможность введения чрезвычайного положения предусмотрена конституцией РФ с целью нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Законодательством также предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Согласно п. «з» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», сотрудникам органов Федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые помещения и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Сотрудникам федеральных органов государственной охраны в целях осуществления государственной охраны предоставлено право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища, установленный в ч. 4 ст. 3 Жилищного Кодекса РФ, предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища действует только в отношении граждан, владеющих жилищем на законных основаниях. Поэтому, например, гражданин, самоуправно (т.е. самовольно, без законных оснований) вселившийся в жилое помещение, выселяется из данного помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов совершения деяния такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 Уголовного Кодекса РФ), если правомерность его действий оспаривается лицом, право которого нарушено, и если такими действиями был причинен существенный вред. Квалифицирующим признаком в данном случае является

~ 4

совершение самоуправства с применением насилия или угрозой его применения .

Право граждан на жилище также тесно связано с конституционным правом на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Конституция РФ, устанавливая данное право, распространяет его на каждого, кто законно находится на территории РФ. Такой формулировкой подчеркиваются равные возможности передвижения, выбора места жительства для всех лиц, находящихся на территории РФ. Такими лицами являются граждане РФ, иностранцы или лица без гражданства.

Закрепленное в ст. 27 Конституции РФ право человека и гражданина на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства является институтом, воспринятым из международного права. Так, данное право предусмотрено Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международно-правовыми актами, в т.ч. протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).

Право свободного места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, являясь либо его

Конституционное право, административное право

собственником, либо нанимателем, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Понятие «место жительства» раскрывается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Данное право принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

По мнению Н.С. Бондаря, содержание данного права неизбежно связано с реализацией принципа «социально-территориального равноправия».

Особый интерес с точки зрения создания надлежащих условий для гарантирования социально-территориального равноправия граждан представляет формирование на региональном уровне законодательной базы реализации данного конституционного права.

На протяжении десятилетий это право в нашей стране системно нарушалось, в т.ч. на законодательном уровне, прежде всего с помощью пресловутого института прописки как условия приобретения и реализации многих социально-экономических и политических прав и свобод граждан по месту их пребывания и жительства. Без прописки невозможно было получить медицинскую помощь, принять участие в выборах и т.п., поэтому не было никаких оснований говорить и о социально-территориальном равноправии граждан. Принятый в соответствии со ст. 27 Конституции РФ Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ввел систему регистрационного учета граждан, установив при этом уведомительный порядок регистрации, при которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации других прав и свобод (ч. 2 ст. 3). В этом нашел свое признание тот непреложный факт, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности, ее равноправия независимо от места жительства. Никакие органы (государственные или муниципальные) не вправе его ограничивать, в т.ч. путем установления в своих нормативных актах разрешительных условий реализации данного права фискального характера (уплата налогов и сборов за разрешение местных властей на регистрацию и т.д.). Неконституционность подобной практики была констатирована Конституционным Судом РФ в процессе проверки ряда нормативных актов субъектов Федерации, регламентирующих порядок регистрации граждан5 .

В случае нарушения действия вышеназванных принципов защита конституционного права на жилище может осуществляться в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, что соответствует и требованиям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина РФ. В суд могут обжаловаться решения и действия (или бездействие) государственных органов и должностных лиц всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления и отдельных государственных и муниципальных служащих, нарушающие те или иные жилищные права.

Примерный перечень способов защиты жилищных прав средствами национальной правовой системы установлен в ст. 11 Кодекса. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающего жилищные права и противоречащего Жилищному Кодексу РФ или принятому в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного акта органа местного самоуправления, противоречащих жилищному Кодексу РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом или другим федеральным законом.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

При владении, пользовании и распоряжении жилыми помещениями часто возникают разногласия, споры и конфликты. Если не удается решить ситуацию путем переговоров, то конфликт может решить только суд.

Согласно законодательству, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жилищный спор рассматривается в суде на основании заявления или жалобы заинтересованного лица.

Применение административного порядка защиты жилищных прав (т.е. обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимися вышестоящими по отношению к

субъекту, нарушившему право) возможно лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Кодексом или иным федеральным законом. Однако использование административного порядка не лишает заинтересованное лицо права на обращение в суд: решение, которое было принято в административном порядке, может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ и гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ6.

Целесообразно также иметь в виду, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Речь идет, например, о Европейском Суде по правам человека — постоянно действующем суде, образованном государствами — участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию и протоколы к ней 30 марта 1998 г.

Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Суд не принимает индивидуальные жалобы, которые являются анонимными либо по существу аналогичными тем, которые уже были им рассмотрены, или уже были предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они не содержат новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

Как правило, жалоба направляется в Секретариат Суда по адресу: Council of European Court of Human Rights. 67075, Strasbourg Cedex, France. В жалобе кратко излагается существо спора, указывается, в какие инстанции гражданин обращался на территории России, какие нормы закона, в т.ч. и международных договоров, по мнению заявителя, нарушены, каких результатов он ожидает в связи с подачей жалобы. К жалобе прилагается список решений, вынесенных по делу гражданина, и копии этих решений. Жалоба должна быть подписана заявителем, либо его представителем, действующим на основании доверенности, проживающим в одной из стран — участниц Конвенции.

Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты, в соответствии с нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Так, согласно ст. 126 Конституции РФ, высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в России является Верховный Суд РФ. Поэтому гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский Суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа. Важно не пропустить шестимесячный срок для обращения в Суд (возможность его восстановления Конвенцией не предусмотрена).

Судебная практика по жилищным спорам нередко носит противоречивый характер, т.к. нет должного единообразия в применении норм. Необходимы практические рекомендации по совершенствованию нормотворческой и правоприменительной практики в области регулирования жилищных отношений для совершенствования законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях и деятельности судов при рассмотрении споров по делам, вытекающим из жилищных правоотношений. Можно сделать вывод о том, что спор — это одно из внешних проявлений механизма защиты субъективного права гражданина. Следовательно, совершенствование механизмов разрешения жилищных споров, устранение причин таких споров будут способствовать защите субъективных прав человека. В обязанность же государства входит обеспечение беспрепятственного и справедливого удовлетворения интересов человека в сфере права на жилище.

Список литературы

1. Багяай, М. В. Конституционное право РФ. — М., 2007.

2. Бондарь, Н. С. Гражданин и публичная власть. — М, 2004.

3. Защита жилищных прав: комментарии, судебная практика, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М, 2007.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. — М, 1994.

Literature

1. Baglai, M. V. Constitutional law of the Russian Federation. — Moscow, 2007.

2. Bondar, N. Л". The citizen and the public authority. — Moscow, 2004.

3. Protection of the housing rights: comments, judicial law, patterns of documents / Ed. M.Y. Tikhomirov. — Moscow, 2007.

4. The comment on the Constitution of the Russian Federation / Ed. L.A. Okunkov — Moscow, 1994.

1 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2007. С. 184.

2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994. С. 77.

3 См.: Защита жилищных прав: комментарии, судебная практика, образцы документов / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007. С. 9.

4 См. там же. С. 11.

5 См.: Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть. М., 2004. С. 191-192.

6 См.: Защита жилищных прав: комментарии, судебная практика, образцы документов... С. 35-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.