Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по обеспечению специальных административно-правовых режимов'

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению специальных административно-правовых режимов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальный административно-правовой режим / органы внутренних дел / органы государственной власти / административная деятельность ОВД / обеспечение реализации правовых режимов / special administrative and legal regime / internal affairs bodies / state authorities / administrative activity of the OVJ / ensuring the implementation of legal regimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Владимирович Бубнов, Юрий Викторович Растяпин

Рассмотрены формы обеспечения реализации специальных административно-правовых режимов, деятельность ОВД по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок их функционирования, актуальность таких правовых режимов. Показаны аспекты деятельности ОВД по обеспечению правовых режимов в сложившейся геополитической обстановке, изложена нормативно-правовая база, регулирующая общественные отношения. Обозначены недавно вступившие в законную силу указы президента РФ и изменения в общественных отношениях в связи с их действием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Владимирович Бубнов, Юрий Викторович Растяпин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of internal affairs bodies to ensure special administrative and legal regimes

The forms of ensuring the implementation of special administrative-legal regimes, the activity of internal affairs bodies on bringing to responsibility of persons violating the order of their functioning, the relevance of such legal regimes are considered. The aspects of the activities of the Department of Internal Affairs to ensure legal regimes in the current geopolitical situation are shown, the regulatory framework governing public relations is outlined. The recently entered into force decrees of the President of the Russian Federation and changes in public relations in this regard are indicated.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по обеспечению специальных административно-правовых режимов»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-36-39 EDN: https://elibrary.ru/TCTVLT NIION: 2007-0083-3/23-296 MOSURED: 77/27-005-2023-03-496

Деятельность органов внутренних дел по обеспечению специальных административно-правовых режимов

Сергей Владимирович Бубнов1, Юрий Викторович Растяпин2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 serzh.bubnov.00@inbox.ru

2 ru-14011961@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены формы обеспечения реализации специальных административно-правовых режимов, деятельность ОВД по привлечению к ответственности лиц, нарушающих порядок их функционирования, актуальность таких правовых режимов. Показаны аспекты деятельности ОВД по обеспечению правовых режимов в сложившейся геополитической обстановке, изложена нормативно-правовая база, регулирующая общественные отношения. Обозначены недавно вступившие в законную силу указы президента РФ и изменения в общественных отношениях в связи с их действием.

Ключевые слова: специальный административно-правовой режим, органы внутренних дел, органы государственной власти, административная деятельность ОВД, обеспечение реализации правовых режимов

Для цитирования: Бубнов С. В., Растяпин Ю. В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению специальных административно-правовых режимов // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 36-39. https:// doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-36-39.

Original article

Activities of internal affairs bodies to ensure special administrative and legal regimes

Sergey V. Bubnov1, Yuri V. Rastyapin2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 serzh.bubnov.00@inbox.ru

2 ru-14011961@yandex.ru

Abstract. The forms of ensuring the implementation of special administrative-legal regimes, the activity of internal affairs bodies on bringing to responsibility of persons violating the order of their functioning, the relevance of such legal regimes are considered. The aspects of the activities of the Department of Internal Affairs to ensure legal regimes in the current geopolitical situation are shown, the regulatory framework governing public relations is outlined. The recently entered into force decrees of the President of the Russian Federation and changes in public relations in this regard are indicated.

Keywords: special administrative and legal regime, internal affairs bodies, state authorities, administrative activity of the OVJ, ensuring the implementation of legal regimes

For citation: Bubnov S. V., Rastyapin Yu. V. Activities of internal affairs bodies to ensure special administrative and legal regimes. Criminological Journal. 2023;(3):36-39.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-36-39.

В настоящее время законодательством РФ предусмотрена возможность введения специальных административно-правовых режимов как на территории России в целом, так и на отдельных ее территориях

© Бубнов С. В., Растяпин Ю. В., 2023

и субъектных образованиях. В связи со сложившейся геополитической ситуацией на мировой арене введение таких режимов становится допустимым, что в настоящий момент уже реализовано на территории

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

присоединенных субъектов РФ, таких как Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Херсонская и Запорожская области на основании указа президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей».

Под «Специальным» административно-правовым режимом (далее - САПР) принято понимать форму государственного управления, допускающая ограничение правосубъектности физических и юридических лиц, вводимая в качестве временной меры, обеспечиваемой средствами административно-правового характера, и направленная на обеспечение безопасности личности, общества и государства [1].

Государство, в зависимости от объективных условий и факторов, должно законными методами обеспечить выполнение своих задач и функций. Именно поэтому, при ряде возникающих особых условий, необходимо четко регламентировать с помощью правовых норм действия государства, граждан и органов государственной власти. С этой целью и вводятся САПР [2].

По своей юридической природе, такие режимы являются административно-правовыми, поскольку являются элементом управления и средством такого управления выступают административно-правовые нормы. Введение таких режимов может как наделять органы государственной власти особыми полномочиями, так и расширять их. Также, нормативно-правовые акты устанавливает гораздо большее число запретов и предписывает определенные правила поведения и преобразует их в юридическую обязанность. Касаемо федеральных органов исполнительной власти, вводятся в действие и создаются относительно новые, исходящие из обстановки ведомственные нормативно-правовые акты [3].

Законодательно выделены следующие виды САПР: Режим военного положения, режим чрезвычайного положения, режим контртеррористической операции, режим чрезвычайной ситуации. Каждый из таких режимов регулируется отдельными нормативно-правовыми актами.

Основания для введения любого из видов САПР можно разделить на 2 группы - юридические и фактические. Фактическим основанием будут являться объективные причины и условия, вызывающие необходимость для введения того или иного САПР, юридическим же основанием будет выступать нормативно-правовой акт, вступивший в юридическую силу и объявляющий о том, что соответствующий САПР действует на определенной территории или же территории РФ в целом.

Особое место в системе органов государственной власти, обеспечивающих реализацию САПР занимают органы внутренних дел.

Одной из обязанностей полиции, согласно

п. 29 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21 декабря 2021 г.) «О полиции» является участие в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения в случае введения таковых. Полиция, в своей деятельности, применяет нормы действующего законодательства. Касаемо применения норм права, сотрудники полиции в целях обеспечения конкретного САПР обязаны пресекать административные правонарушения и составлять об этом соответствующие протоколы.

Касаемо обеспечения режима контртеррористической операции, при выявлении нарушения такого САПР, сотрудники полиции составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 20.27 КоАП. При нарушении режима чрезвычайного положения - согласно ст. 20.5 КоАП. За невыполнение требований в области гражданской обороны - по ст. 20.7 КоАП.

При обеспечении САПР полиция использует две формы ее административной деятельности - Правовая (внешняя или юридическая) и организационная (неправовая или внутренняя). Правовая форма направлена на издание ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующая деятельность конкретных подразделений, организационная - на тактическую составляющую, разработку планов, организационное построение службы, расстановку сил и средств, их рациональное использование в конкретной сложившейся ситуации.

Стоит отметить, что практически всегда, когда вводится САПР, происходит рост административных правонарушений и преступлений. Несмотря на то, что силы и средства полиции задействованы для обеспечения САПР, ее обязанность по пресечению преступлений и административных правонарушений остается неизменной [4]. Также, органы внутренних дел обязаны осуществлять помощь населению, даже в таких формах, что выходят за рамки их обязанностей, установленных законодательством.

Действия ОВД и других органов государственной власти при введении САПР должны быть строго урегулированы нормами права, поскольку отсутствие таких норм, вероятнее всего, породит такие социальные явления как аномия и анархия. В связи с этим, при введении САПР, после обращения президента РФ и вступления его указа в законную силу, он начинает регулировать общественные отношения. Именно поэтому, нормативно-правовые акты САПР имеют статус федеральных конституционных законов, что по юридической силе стоят выше, нежели федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Нормами действующего законодательства в области чрезвычайного положения установлено, что для обеспечения настоящего САПР используются силы и средства ОВД.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Касаемо подразделений, участвующих в обеспечении САПР, то в системе ОВД задействуются абсолютно все, входящие в их состав подразделения. На основании ряда ведомственных нормативно-правовых актов, к несению службы по охране общественного порядка могут привлекаться все силы и средства ОВД.

Для управления силами и средствами, обеспечивающего режим чрезвычайного положения, могут создаваться оперативные штабы, руководство которыми осуществляется комендантом такого штаба. Соответственно, силы и средства ОВД в таком случае переходят в его подчинение. Также, стоит отметить, что настоящий нормативно-правовой акт не содержит конкретных положений, регулирующих деятельность ОВД, однако в отдельных его положениях все же указан ряд мер, обеспечение которых лежит на плечах всех привлекаемых сил, в том числе и ОВД.

По аналогии с вышеупомянутым САПР, действующее законодательство в области военного положения устанавливает ряд мер, в зависимости от специфики такого правового режима и реализация которых возложено на ОВД.

В настоящий момент, на основании Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» Субъекты РФ поделены на 4 группы «готовности» и применения на их территории мер безопасности. Так, как нами уже было упомянуто выше, на недавно присоединенных субъектах введен такой САПР, как военное положение. На приграничных территориях, таких как Брянская область, республика Крым, Белгородская область и др. введен «Средний уровень реагирования». В центральном и южном федеральных округах (далее - ЦФО и ЮФО соответственно) введен «повышенный уровень реагирования». Во всех остальных субъектах остается «базовый уровень реагирования». Обеспечение таких САПР в большей мере возложено на ОВД. Особенное внимание уделено повышенной охране общественного порядка, стратегически важных государственных объектов, ограничении движения транспорта и его досмотр, контроль за соблюдением комендантского часа, предупреждению и пресечению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, порядок государственного управления.

Стоит отметить, что в связи со сложившейся обстановкой и вступлении в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» на ОВД была возложена обязанность в содействии Министерству обороны РФ в организации призыва на военную службу граждан РФ в соответствии с рядом нормативно-правовых актов,

регулирующих мобилизационную подготовку и порядок призыва на военную службу [5].

В связи со спецификой министерства, возложенных на него задач, ОВД являются ключевым органом государственной власти, обеспечивающего реализацию САПР. В зависимости от обстановки и уровня мер безопасности, применяемых в конкретном субъекте РФ, ОВД совершенствуют свою организационную и правоприменительную деятельность, оказывают содействие гражданам и другим органам государственной власти для реализации наиболее эффективного государственного управления и поддержания благополучного состояния всех сфер общественных отношений.

Список источников

1. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2005.

2. Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавров. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2012.

3. Шурухнова Д. Н., Комовкина Л. С. Особенности реализации специальных административно-правовых режимов в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 138-142.

4. Демидов Ю. Н. Административная деятельность полиции: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

5. Бадаев Ю. В. Регламентация деятельности органов внутренних дел (полиции) в периоды мобилизации и действия военного положения в законодательных и иных нормативных актах, международных документах // Государственная служба и кадры. 2017. № 3. С. 105-109.

References

1. Bakhrakh D. N., Rossiyskiy B. V., Starilov Yu. N. Administrative law: textbook for universities. 2nd ed., ed. and add. M. : Norm, 2005.

2. Agapov A. B. Administrative law: textbook for bachelors. 8th ed., reprint. and additional. M. : Yurayt Publishing House, 2012.

3. Shurukhnova D. N., Komovkina L. S. Features of the implementation of special administrative and legal regimes in the activities of internal affairs bodies // Bulletin of Economic Security. 2017. № 2. P. 138-142.

4. Demidov Yu. N. Administrative activity of the police: a textbook for university students studying in the specialty «Jurisprudence». M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2014.

5. Badaev Yu. V. Regulation of the activities of

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES_ -

LAW SCIENCES

internal affairs bodies (police) during periods of other normative acts, international documents //

mobilization and martial law in legislative and Civil service and personnel. 2017. №2 3. P. 105-109.

Информация об авторах

С. В. Бубнов - доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Ю. В. Растяпин - старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

S. V. Bubnov - Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

Yu. V. Rastyapin - Senior Lecturer at the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.07.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.

The article was submitted 28.07.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.

S

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Дознание

в органах внутренних дел

Дознание в органах внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. Ф. К. Зиннурова, А. С. Есиной. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.

Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.