УДК 316
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ1
Д. А. Кормщиков. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Резюме. Современная российская молодежь наравне с другими группами населения подвергается влиянию различных социально-экономических факторов. В силу того, что ВУЗ для молодых людей является местом проведения большого количества времени, органы студенческого самоуправления призваны заниматься не только вопросами культурно-массовой деятельности, но и решением социально-бытовых проблем учащихся.
Ключевые слова, студенческое самоуправление, социальная защита, социальная политика, гражданское общество, студенты.
Молодежь как социальная группа всегда являлась объектом исследования отечественной социологической науки. Молодежь является одним из наиболее активных социальных субъектов общества, ее предпочтения в профессиональной, культурной, экономической и политических сферах во многом могут предопределять пути дальнейшего развития российского общества.
Внимание данной социальной группе уделялось и в советский период, однако, в новое время необходим поиск новых векторов, внутри которых можно будет рассматривать современные молодежные практики. Стоит учитывать и тот факт, что переход нашей страны к новой модели общества имел ряд негативных последствий, в первую очередь социально-экономического характера. Данные тенденции не могли не
1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)"
коснуться и молодежи, которая в силу ряда объективных причин (зависимость от родителей, необходимость получения образования, отложенный выход на рынок труда, психоэмоциональная незрелость и т.д.) подвергается влиянию социально-экономических факторов. Такие проблемы как жесткое социальное расслоение, молодежная безработица, новые социально-культурные ресурсы и возможность доступа к ним представителей разных молодежных групп и другие требуют более детального изучения и переосмысления [9,10,13,14].
Говоря о молодежи как о группе, стоит определить характеристики, в соответствии с которыми можно отнести людей к данной категории. Так, И.С. Кон определяет молодежь как «социально-демографическая группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей" социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических своиств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее " конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [5].
Если обратиться к официальным нормативно-правовым актам, то в соответствии с «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) молодежь -социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) [17].
Нижняя граница возраста соотносится по большей части с биологическими факторами (физическая зрелость), так как зачастую индивид продолжает находиться под контролем со стороны семьи, верхний же рубеж напротив, предполагает достижение определенного уровня зрелости, социально-экономической независимости, возможно, создание собственной семьи.
Таким образом, остается промежуточная группа молодых людей,
возраст которых можно условно определить в пределах 18-25 лет, именно в этом возрасте большая часть молодежи в соответствии с тенденциями последних лет стремится получить образование, причем в приоритете оказывается высшее образование [9].
Являясь с одной стороны прогрессивной частью молодежи, обладая интеллектуальным и производительным потенциалом, студенческая молодежь остается уязвимой (особенно представители слабозащищенных слоев общества) перед лицом социально-экономическим проблем и порой нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны общественных объединений и организаций.
Отдельная роль в данном вопросе должна отводиться учебным заведениям, ведь именно в них студенты проводят большую часть своего времени. Так в рамках проведенного в 2014-2015 гг. исследования «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)» было выявлено, что почти половина студентов ВУЗа тратит от 20 до 30 часов в неделю только на посещение занятий в университете, а если учесть дополнительные занятия, культурные и научные мероприятия, участие в работе студенческого совета, то эта цифра заметно возрастает.
Стоит отметить, что социальная политика российских высших учебных заведений, является объектом исследования как специалистов в сфере социологии, так и ученых экономистов [8,18]. ВУЗы, в свою очередь сами охотно делятся информацией о проводимой социальной политике, разделы с подобной информацией имеются на официальных сайтах большинства средних и крупных учебных заведений.
Само содержание понятия «социальная политика» полагает двоякое понимание и действие в социальном пространстве в двух направлениях. С одной стороны, ее основной задачей будет комплекс мер, направленных на компенсацию различий в уровне материального благосостояния. В данном контексте речь идет, прежде всего, о поддержке социально незащищенных категорий граждан. С другой стороны она направлена на постоянное улучшение, на достижение социальных оптимумов во всех сферах жизни социума. Поэтому социальная политика ВУЗа включает в себя как поддержку слабо защищенных членов коллектива, так и содействие наилучшей социализации студентов, решении их проблем. И если вопросы оказания помощи сотрудникам учебного заведения находятся в компетенции профсоюза работников и
подобных форм организации граждан, то решением проблем студентов призвано заниматься студенческое самоуправление.
Именно студенческое самоуправление является первичной формой организации студентов для решения социально значимых задач. Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [20] наличие органов студенческого самоуправления предполагается в каждой образовательной организации. Однако, по информации Российского Союза Молодежи советы обучающихся (студенческие советы) созданы в 80% профессиональных образовательных организаций Российской Федерации [19].
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 10 октября 2006 года «О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» [16] перед студенческими советами стоит целый ряд целей и задач: начиная от разработки предложений по повышению качества образовательного процесса до формирования гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов и аспирантов.
Среди них есть задачи, имеющие непосредственное отношение и к социальной защите студенчества. К таковым относятся:
• защита и представление прав и интересов студентов и аспирантов;
• содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов и аспирантов;
• содействие органам управления вуза в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта студентов и аспирантов, в пропаганде здорового образа жизни.
Исходя из законодательно закрепленных целей и задач, можно определить и систематизировать основные направления деятельности органов студенческого самоуправления. Наиболее важными из них будут являться:
• информационное, в рамках которого осуществляется всесторонняя коммуникация, как внутренняя (между самими студентами, а также между студентами и руководством), так и внешняя (присутствие студенческого совета, и самого ВУЗа в информационном пространстве);
• научно-исследовательское, к компетенциям которого относится организация научной деятельности студентов, проведение дополнительных
мероприятий, таких как конференции, круглые столы, семинары, направленные на повышение уровня квалификации будущего специалиста;
• культурно-массовое и спортивно-оздоровительное направления, призванные к формированию позитивных моделей поведения, приобщению к здоровому образу жизни, а также поддержке талантливой молодежи;
• социально-бытовое - организация деятельности по поддержке студентов из малообеспеченных семей, распределение материальной помощи, проведение работы по улучшению социального положения студентов, мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий проживания учащихся.
Зная о деятельности органов студенческого самоуправления, становится актуальным понять, какие ожидания от подобных университетских органов у самих студентов. В данной работе будут приведены результаты исследования выполненного в рамках проекта «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)» (при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
В рамках опроса студентам предлагалось подробно описать свой учебный процесс, стратегии обучения и ожидания от полученного образования, а также рассказать о студенческой жизни и внутривузовских контактах, как со студентами, так и с преподавателями и администрацией ВУЗа. В частности им предлагалось ответить на вопрос: «На чем, по Вашему мнению, должны концентрироваться студенческие объединения (например, студсоветы)?». Результаты представлены в диаграмме 1 ниже.
1. Помощь студентам в учебе
2. Помощь в организации и проведении зачетной и экзаменационной сессий
3. Внутренняя политика факультета
4. Представительство вовне факультета
5. Социальные вопросы (помощь в получении места в общежитии, социальной стипендии, и т.д.)
6. Культурные мероприятия факультета
7. Формирование лучших условий для обучения на факультете
8. Преодоление дискриминации отдельных лиц, обучающихся на факультете
9. Улучшение качества образовательного процесса (соблюдение расписания преподавателями, их подготовки к занятиям, внедрение
инновационных методов обучения и пр.)
10. Поддержка иностранных студентов, обучающихся на факультете
11. Поддержка научно-исследовательской работы студентов
Диаграмма1
«На чем, по Вашему мнению, должны концентрироваться студенческие объединения (например, студсоветы, %) ?»
Респонденты могли выбрать степень важности каждого направления деятельности студенческих объединений. Как видно из ответов, по мнению учащихся, студсоветы должны в первую очередь заниматься организацией культурных мероприятий факультета (43% опрошенных дали высшую оценку «в первую очередь», еще 32% считают, что это одно из главных направлений деятельности - ответ «в большей степени»). Следом идут сразу два направления деятельности студенческих организаций (набрали суммарно 46% по двум высшим оценкам «в большей степени» и «в первую очередь»): представительство вовне факультета и формирование лучших условий для обучения на факультете. На третье место студенты поставили вопросы социально-бытового характера (за ответ «социальные вопросы (помощь в получении места в общежитии, социальной стипендии и т.д.) было отдано суммарно 43% голосов респондентов).
Таблица 1
Приоритетные направления деятельности студенческих
объединений по мнению студентов
1 место Организация культурно-массовых мероприятий факультета
2 место Формирование лучших условий для обучения на факультете и информационное направление деятельности
3 место Решение социально-бытовых вопросов студентов
Помимо приоритетных направлений, на которых по мнению студентов должны сосредоточиться студенческие объединения, ими были выделены возможные сферы деятельности (ответ респондентов - «может быть»). Среди них, наибольшее количество голосов опрошенных получили следующие варианты ответа:
• поддержка иностранных студентов, обучающихся на факультете
(49%);
• помощь студентам в учебе (47%);
• внутренняя политика факультета (46%).
Стоит отметить, что вариант «преодоление дискриминации отдельных лиц, обучающихся на факультете», не попал в тройку наиболее попу-
лярных ответов респондентов (хотя этот вариант выбрало 42% опрошенных). Этот факт позволяет предположить, что либо в студенческой среде данная проблема стоит не так остро (иначе бы студенты выбрали для данного варианта более высокую оценку), либо данные факты не принято обсуждать среди студентов, и проблемы дискриминации (в различных формах) все же присутствуют.
Среди предложенных вариантов ответов, были и те сферы деятельности, которые респонденты не относят компетенции студенческих объединений вообще. К ним относятся вопросы образовательной деятельности факультета: помощь в организации и проведении зачетной и экзаменационной сессий и улучшение качества образовательного процесса (44% и 38% соответственно).
Полученные результаты позволяют сделать ряд следующих выводов:
• несмотря на то, что студенческое самоуправление, рассматриваемое в научной литературе как отдельный социальный институт, обладает большим потенциалом для решения целого ряда важных вопросов, в сознании самих учащихся оно остается органом, регулирующим в первую очередь сферу досуга (организация массовых культурно-просветительских мероприятий);
• в решении социально-бытовых проблем, студенты в большей степени полагаются на собственные силы и ресурсы своей семьи, рассматривая студенческие объединения лишь как дополнительный орган, способный оказать содействие в подобных вопросах;
• часть учащихся рассчитывают на помощь и содействие студенческих советов в образовательном процессе, однако роль последних четко не определена.
Становление в России гражданского общества, диктует новые требования к высшему образованию. Помимо профессиональной компетентности личности выпускников, все более важным становится конкурентоспособность, способности к творчеству и самоопределению, готовность к включению социально-значимую творческую деятельность студентов.
Развитие студенческого самоуправления в российских ВУЗах является предпосылкой полноценного, активного и социального развития личности студента. Расширяются возможности молодых людей в выборе жизненного пути и достижении личного успеха.
В настоящее время остается актуальным вопрос эффективности студенческого самоуправления. Порой такие объединения создаются либо
для отчетности (правда, это скорее характерно для небольших учебных заведений), либо отсутствует понимание их места в структуре ВУЗа (в первую очередь функционал). Для решения данных вопросов в первую очередь необходимо расширение сферы управленческих решений, принимаемых студенческими объединениями, а возможно и передача администрациями учебных заведений части своих прав в пользу студсоветов.
Литература
1. Бейсекеев А.С. Студенческие объединения как средство решения социальных проблем молодежи // Молодежь и общество. - М., 2011. - № 1. - С. 118-122.
2. Богдан Н.Н., Балганова Е.В., Масилова М.Г. Социальная ответственность вуза в условиях реформ. [Электронный ресурс] Доступ через:
http://www.sibran.ru/upload/iblock/5c8/5c85571f3bdc9a34f8cf8ba06401d756.pd f (Дата обращения: 15.06.2015 г.).
3. Гришин Е.Е. Концепция понятия «студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2014. - №4. - С. 112-116. Доступ через: http://cyberleninka.rn/artide/n/kontseptsiya-ponyatiya-studenchestvo-v-sotsiologii (Дата обращения: 11.06.2015 г.).
4. Дидковский А.М., Друмов А.В. Студенческое самоуправление: проблемы становления // Вестник Ульяновской Государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - №1 (8). - С. 68-71.
5. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. // ред. колл.: С.С. Северинцев и др. М., 1989.
6. Кормщиков Д.А. Динамика профессиональных предпочтений молодежи на рынке труда // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке/ Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Н.Новгород: издательство НИСОЦ 2014 . - С. 620-623.
7. Кормщиков Д.А., Хусяинов Т.М. Социально-культурные установки в неформальной молодежной среде // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2014. Т. 1. С. 7176.
8. Масилова М. Г..Корпоративная социальная политика вуза как фактор эффективности управления персоналом : Дис. канд. социол. наук :
22.00.08 Новосибирск, 2006 198 с. РГБ ОД, 61:06-22/311.
9. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад / Научный редактор Н. И. Покида // Институт социологии РАН. - М.- 2007. - 143 с.
10. Молодежь России и гражданское общество XXI века: сборник статей по материалам заочной всероссийской научно-практической конференции/ под ред. О.А. Копцевой. - М. - 336 с.
11. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ М75 «Статистика России», 2010. - 166 с.
12. Овчинников В.А. Студенческое самоуправление в системе факторов управления ВУЗом [Электронный ресурс]. Доступ через: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7779823 (Дата обращения: 01.06.2015 г.).
13. Омельченко Е.Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века / Рубеж (альманах социальных исследований). - 2003. - № 18. - С 145-166.
14. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. Том 4. - N 2. - 2006. - С. 151-183.
15. Петраков И.Г. Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - №1 . - С. 60-63.
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06 «О Примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования».
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
18. Савчик Е.Н. Социальные программы в социально ответственной системе качества вуза / Е.Н. Савчик, В.В. Левшина // Креативная экономика. - 2010. - №6 (43). - С. 97-102.
19. Студенческое самоуправление. [Электронный ресурс] Доступ через: http://www.ruy.ru/programms/studorg.html (Дата обращения: 11.06.2015 г.)
20. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
— • —
Kormshhikov D.A. Dejatel"nost" organov studencheskogo samoupravlenija po resheniju social''nyh problem studentov // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 2.
Abstract. Modern Russian youth is exposed to influence of various socio-economic factors. Taking into account that young people spends much time in university the student government has to solve social and domestic problems of students.
Keywords: student government, social security, social policy, civil society, students.
— • —
© Д.А. Кормщиков, 2015.
© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —
Подписано в печать 25.10.2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна.