Алешин К.А., кандидат исторических наук
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: СЕВЕРОАФРИКАНСКИЙ И БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ФОКУС
© 2017 Алешин К. А.
Аннотация: Целью работы является исследование участия некоторых органов власти России в решении актуальных экономических вопросов в текущих геополитических условиях. Автором проведен анализ деятельности органов власти Российской Федерации на международном направлении, в частности в странах Ближнего Востока и Северной Африки, в условиях реализации политики импортозамещения. Показана роль ряда органов государственной власти в решении вопроса диверсификации народного хозяйства и снижения зависимости от импорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Доказана необходимость совершенствования инфраструктуры представительств и создания положительного имиджа России в странах региона в рассматриваемом контексте.
Ключевые слова: импортозамещение, органы власти Российской Федерации, Северная Африка, Ближний Восток
В последние годы в рамках реализуемой политики импортозамещения в Российской Федерации проводится активная работа по привлечению передовых зарубежных технологий, инвестиций, развитию кооперационных связей с заинтересованными зарубежными партнерами.
Ключевое место в разработке и координации соответствующих программ занимает Правительственная комиссия по импортозамещению, которая ведет свою деятельность по двум ключевым направлениям: осуществление координации закупок государственными компаниями, а также координация работы всех органов власти в области импор-тозамещения.
Одновременно с деятельностью Правительственной комиссии ряд федеральных исполнительных органов последовательно ведет работу по технологическому развитию отечественной промышленности в рамках возложенных на них полномочий по реализации внешнеполитического и внешнеэкономического курсов. Прежде всего, это Министерство иностранных дел РФ, Министерство экономического развития РФ и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России (Россотрудничество).
Дипломатическая поддержка российских проектов
Еще в 2010 году в Программе эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации МИД России обозначил ключевые приоритеты на североафриканском и ближневосточ-
ном направлениях, которые предполагали, в частности, реализацию совместных проектов с египетской стороной в области атомной энергетики, ТЭК, космоса, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства; привлечение саудовских инвестиций, в том числе в агропромышленный сектор, реализацию совместных НИОКР в области ядерной энергетики, усиление взаимодействия российских и саудовских научных центров (обмены учеными, программами, результатами научных исследований), прежде всего в сфере нанотехнологий (Университет науки и технологий КСА); импорт эмиратских инвестиций в российскую энергетику, промышленность и инфраструктуру, равно как и совместные проекты в области промышленности, судостроения, фармакологии, связи, транспорта, науки и образования; привлечение кувейтских государственных и частных инвестиций, осуществление совместных исследований, совместную подготовку кадров; реализацию совместных инвестпроектов, в том числе и с выходом на третьи страны.
Приведенный перечень направлений сотрудничества позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, Министерство в тот момент предметно не рассматривало возможность инвестиционно-технологического сотрудничества с такими странами региона, как Марокко, Алжир (в тексте документа Алжир, например, упоминается, но лишь в контексте экспорта российской продукции), Катар, Оман и ряд других. Во-вторых, как представляется, в Программе не был учтен ряд отраслей и направлений, которые могли бы стать новой основой кооперации между Россией и странами БВСА. В частности, информационные технологии и фармацевтическая промышленность (Египет). В-третьих, взаимодействие России с рассматриваемыми странами можно было бы рассмотреть в формате многостороннего сотрудничества.
Целесообразно было бы рассмотреть следующие варианты: кооперация России в области научного сотрудничества с одной из стран БВСА и участие третьей страны в качестве стороннего инвестора. Альтернативой могла бы стать следующая цепочка -трансфер, например, европейских технологий в Российскую Федерацию и последующий экспорт готовой российской продукции в страны Северной Африки и Ближнего Востока, или инвестиции со стороны государств Персидского залива в создание производств на основе полученных Россией зарубежных технологий.
Тем не менее, в последующий период Министерство несколько скорректировало свою работу, активизировало дипломатическую работу на экономическом направлении. Кроме того, в последние два года МИД России продолжил уделять повышенное внимание задачам, связанным с программой импортозамещения, модернизацией и инновационным развитием отечественной экономики, а также принимал меры по привлечению зарубежного капитала в высокотехнологичные проекты.
Как следует из «Обзоров внешнеполитической деятельности Российской Федерации в 2015 году», указанная проблематика регулярно включалась в повестку дня международных контактов на высшем и высоком уровнях.
Министерство также проводило целенаправленную работу по расширению экономических связей со странами БВСА. Так, в целях привлечения иностранных инвестиций и обмена опытом в области технологического развития были организованы контакты деловых кругов КСА и Туниса с ответственными представителями полуострова Крым.
Другим примером работы Министерства на рассматриваемом направлении можно назвать деятельность по привлечению иностранных инвесторов в целях реализации проектов на Дальнем Востоке в рамках создания там территории опережающего развития.
Были сделаны и другие шаги для формирования новых и укрепления существующих межгосударственных партнерств, совершенствования договорно-правовой базы международного научно-технологического сотрудничества. Активно задействовался потенциал межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, а также площадки крупных международных форумов (включая Петербургский международный экономический форум) для эффективного продвижения технологического взаимодействия.
Параллельно с Министерством иностранных дел РФ Минэкономразвития России усилило работу внешнеэкономического блока. Отправной точкой в этом направлении стало формирование «нового облика» торговых представительств, которое началось в 2012 году.
В данном ключе были поставлены пять приоритетных задач: перевод работы торговых представительств на проектный формат работы, что предполагало формирование перечня перспективных проектов (чаще всего их завершением считалась поставка на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, привлечение иностранного капитала в Россию, трансфер передовых зарубежных технологий в Россию для создания на их основе наукоемких производств); увязывание материального поощрения сотрудников загранаппарата с результатами их деятельности; оптимизация организационной структуры и географии присутствия представительств, решение кадровых вопросов.
Необходимо отметить, что регулярные опросы представителей делового сообщества показывали, что проектная работа, которая проводилась коммерческими структурами при поддержке торговых представительств после принятия вышеуказанных решений, оценивалась в большинстве случаев на 8-9 по 10-бальной шкале, где «10» - наивысшая оценка. В тех редких случаях, когда загранпредставительство получало неудовлетворительную оценку, незамедлительно подключалось руководство центрального аппарата Минэкономразвития России, что, в конечном счете, приводило к получению компаниями желаемых коммерческих результатов. Безусловно, это не могло не сказаться на развитии российских внешнеэкономических связей. Как представляется, в случае сохранения данного курса, отечественным экономическим операторам удастся добиться успехов, в том числе, имея в виду проводимую сегодня политику импортозамеще-ния.
Стоит отметить, что начатой в 2012 году Министерством экономического развития РФ реформе предшествовало неоднозначное решение, принятое в 2005 году. Тогда задачи по развитию экономических связей с государствами БВСА были возложены на Министерство иностранных дел РФ, а торговые представительства России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в большинстве стран региона, в частности: в Королевстве Бахрейн, Иордании, Ираке, Йемене, Кувейте, Ливане, Ливии, ОАЭ, КСА, Сирии и Тунисе, были ликвидированы.
Безусловно, это негативно сказалось на поддержании и развитии торгово-экономических, научно-технических и других связей России с указанными государствами. Выполняя сугубо внешнеполитические функции, посольства Российской Федерации не были готовы к такому решению, и в результате существовавший в тот момент задел на внешнеэкономическом направлении был частично утрачен.
Кроме того, реализация потенциальных двусторонних проектов, в том числе и в области научно-технического и инвестиционного сотрудничества, стала трудно доступной.
Таким образом, в сложившихся условиях Правительству РФ приходилось изыскивать альтернативные возможности по расширению взаимодействия и поддержке отече-
ственных компаний и других институтов, заинтересованных в привлечении арабского капитала и установления кооперационных связей в области высоких технологий. Так, были созданы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), Росэксимбанк, а несколько позже - Российский экспортный центр. К решению внешнеэкономических задач в рамках реализации политики импортозамеще-ния, как уже было отмечено выше, все чаще стало подключаться Министерство иностранных дел РФ.
Сегодня Министерство экономического развития РФ активным образом проводит работу по восстановлению своего присутствия в Северной Африке и на Ближнем Востоке. К настоящему моменту открыто Торговое представительство в ОАЭ, которое, конечно, будет способствовать диверсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества и реализации совместных проектов.
Наравне с этим видится целесообразным дальнейшее формирование межправительственных комиссий с зарубежными странами, которые призваны решать актуальные экономические вопросы. В настоящий момент у России имеются соглашения со всеми странами БВСА о создании таких комиссий. Исключением являются лишь Мавритания, Судан и Оман. Что касается первых двух стран, то, возможно, острой необходимости в учреждении рассматриваемого института на сегодняшний день нет. Учитывая же, в целом, высокий потенциал сотрудничества России и Омана, можно предположить, что формирование такой комиссии позволило бы, в частности, содействовать деятельности госкорпораций «Росатом» и «РЖД» в этой стране, а также дало бы возможность вести постоянный диалог с оманской стороной о привлечении финансовых ресурсов в высокотехнологичные проекты, реализуемые на территории России.
Еще одним органом исполнительной власти, вносящим существенный вклад в реализацию политики импортозамещения, является Россотрудничество, подведомственное Министерству иностранных дел РФ. Одной из задач агентства является развитие научно-образовательного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами.
Имеющийся потенциал такого взаимодействия, как представляется, не до конца используется в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. Сегодня в рассматриваемом регионе действуют семь представительств (Египет, Иордания, Ливан, Марокко, ОАЭ, Сирия, Тунис). В данном контексте стоит признать, что неохваченным остается большинство стран Персидского залива и, в частности, Саудовская Аравия, с которой Россия могла бы наладить более плотное и насыщенное научно-технологическое сотрудничество.
Помимо этого, Россотрудничество призвано способствовать укреплению положительного имиджа Российской Федерации на международной арене.
Еще в 2012 году Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев в одном из своих выступлений отмечал, что приток иностранных инвестиций не соответствует потенциалу России, а причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутацион-ными потерями. В этом ключе подчеркивалось, что Россотрудничество могло бы более эффективно использовать свои площадки для презентации страны, презентации российских регионов, подключать и общественную дипломатию.
Выводы
Российской Федерации удалось в предельно сжатые сроки адаптироваться к текущим сложным геополитическим условиям. Ключевые органы государственной власти
страны поступательно корректируют свою деятельность, принимают необходимые меры и решения, которые в результате должны способствовать укреплению торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
В то же время имеется определенный потенциал для дальнейшей работы на этом направлении. Как представляется, требуется более широкое участие Министерства иностранных дел РФ в решении стратегических задач в области национальной экономики путем задействования имеющихся внешнеполитических ресурсов (это позволит нарастить присутствие отечественного бизнеса в странах БВСА), возобновление деятельности торговых представительств, открытие новых представительств Россотрудничества и сохранение взятого курса на формирование благоприятного имиджа России в зарубежных государствах. Все эти меры будут способствовать привлечению иностранных инвестиций и укреплению научного сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/importsubstitution/ (Дата обращения: 12.12.2016)
2. http://perevodika.ru/articles/13590.html (Дата обращения: 12.12.2016)
3. http://www.mid.m/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624 (Дата обращения: 12.12.2016)
4. http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/con-tent/id/2255624#ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ (Дата обращения: 12.12.2016)
5. https://interaffairs.ru/news/show/8738 (Дата обращения: 12.12.2016)
6. http://www.scrf.gov.ru/documents/2/25.html (Дата обращения: 19.12.2016)
7. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020 (Дата обращения: 19.12.2016)
8. Абрамова И.О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. Москва, 2013.
9. Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. 2001, № 8, а 19
10. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. В Африку... бизнес как всегда // Международная жизнь. 2009. № 23. С. 145-160.
11. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. «Африканская деловая инициатива» - практический шаг к активному взаимодействию России и Африки // Азия и Африка сегодня. 2016. № 9 (710). С. 2-5.
12. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 1. // Азия и Африка сегодня. 2010. № 8. С. 46-54.
13. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. С. 8-14.
14. Фитуни Л.Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 148-154.
15. Фитуни Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. 2011. № 1. С. 15-20.
Aleshin K.A., PhD (Econ.)
ON THE ROLE OF ADMINISTRATIVE INSTITUTIONS IN RUSSIA IN THE IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY: FOCUS ON NORTH AFRICA AND THE MIDDLE EAST
© 2017 Aleshin K.A.
Abstract: The research of the participation of some authorities of the Russian Federation in solving the key economic problems in the current geopolitical conditions. Discussion: The author carried out the analysis of the activity of authorities of the Russian Federation on the international level, in particular in the countries of the Middle East and North Africa, in the conditions of the import substitution policy fulfillment. Results: The role of some Russian authorities in solving the problems of the national economy diversification and decrease in dependence on import of finished goods is described. The need for the development of the representations in the countries of the region and creation of the positive image of Russia in MENA countries are proved.
Keywords: import substitution, authorities of the Russian Federation, North Africa, Middle East
REFERENCES
1. Abramova I. (2009) Global'nyy ekonomicheskiy krizis i strany Afriki. [Global economic crisis and the countries of Africa] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World Economy and International Relations]. № 9. P. 90-98.// 2009. № 9. S. 90-98.
2. Abramova I.O. (2013). Novaya rol' Afriki v mirovoy ekonomike XXI veka. [A new role for Africa in the world economy of the 21st century]. Moscow: Inafr.
3. Abramova I.O., Fituni L.L. (2009). V Afriku... biznes kak vsegda. [To Africa ... business as usual] // Mezhdunarodnaya zhizn' [International life].. № 2-3. Pp. 145-160.
4. Abramova I.O., Fituni L.L. (2016) «Afrikanskaya delovaya initsiativa» - prakticheskiy shag k aktiv-nomu vzaimodeystviyu Rossii i Afriki ["African Business Initiative" - a practical step towards active interaction between Russia and Africa] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9 (710). P. 2-5.
5. Fituni L.L. (2010). Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 1. [The economy of Africa: The challenges of post-crisis development. Article 1.] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 8. Pp. 46-54.
6. Fituni L.L. (2010). Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. [The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9. Pp. 8-14.
7. Fituni L.L. (2011). Mesto Afriki v postkrizisnoy mirovoy ekonomike. [Africa's place in the post-crisis world economy.] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 1. Pp. 15-20.
8. http://perevodika.ru/articles/13590.html (Accessed: 12.12.2016)
9. https://interaffairs.ru/news/show/8738 (Accessed: 12.12.2016)
10. http://www.scrf.gov.ru/documents/2/25.html (Accessed: 19.12.2016)
11. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/importsubstitution/ (Accessed: 12.12.2016)
12. http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624 (Accessed: 12.12.2016)
13. http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624#ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ (Accessed: 12.12.2016)
14. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020 (Accessed: 19.12.2016)