Научная статья на тему 'Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте'

Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Африка / внешнеэкономические связи / инвестиции / экономическое сотрудничество / импортозамещение / геоэкономика / геополитика / Russia / Africa / foreign economic relations / investment / economic cooperation / import substitution / geo-Economics / geopolitics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Ирина Олеговна, Фитуни Леонид Леонидович

В статье исследуются пути расширения и оптимального использования возможностей российско-африканского сотрудничества в интересах ускоренного развития российской экономики, ее модернизации и структурной перестройки. Впервые теоретически обоснованы, а также статистически и фактологически апробированы стратегические направления взаимодействия РФ и африканских стран в новых геоэкономических и геополитических условиях. Статья является дальнейшим развитием авторской теории смены модели мирового развития, формирования новой конфигу-рации международных отношений и роли РФ и Африканского континента в этих процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adjusting the «African vector» of Russia’s foreign economic policy to the changes in the economic environment on the continent

The article examines ways of enhancing and optimal use of the possibilities of Russian-African cooperation in the interests of accelerated development of the Russian economy, its modernization and restructuring. The article provides the first theoretical proof, statistically tested evidence, and strategic directions of interaction between Russia and African countries in the new geo-economic and geopolitical conditions. The article is a further development of the author’s theory of change model of global development, the formation of a new configuration of international relations and the role Russia and the African continent in these processes.

Текст научной работы на тему «Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте»

Абрамова И.О., член-корр. РАН

Фитуни Л.Л., член-корр. РАН

АДАПТАЦИЯ «АФРИКАНСКОГО ВЕКТОРА» ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ К МЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЕ

НА КОНТИНЕНТЕ*

Аннотация: В статье исследуются пути расширения и оптимального использования возможностей российско-африканского сотрудничества в интересах ускоренного развития российской экономики, ее модернизации и структурной перестройки. Впервые теоретически обоснованы, а также статистически и фактологически апробированы стратегические направления взаимодействия РФ и африканских стран в новых геоэкономических и геополитических условиях. Статья является дальнейшим развитием авторской теории смены модели мирового развития, формирования новой конфигурации международных отношений и роли РФ и Африканского континента в этих процессах.

Ключевые слова: Россия, Африка, внешнеэкономические связи, инвестиции, экономическое сотрудничество, импортозамещение, геоэкономика, геополитика

Импортозамещение является важным этапом в развитии экономики Российской Федерации. Оно имеет ключевое значение не только для восстановления подорванной в 1990-е годы отечественной промышленности и сельского хозяйства, для обеспечения занятости, но и для наполнения внутреннего рынка качественными и конкурентоспособными товарами и услугами. Принципиально важно и то, что решив эти задачи, страна обеспечит себе место равноправного партнера в мировых экономических альянсах, поскольку действующие в России целевые программы по импортозамещению нацелены на создание продукции, конкурентной на мировом рынке. Как отмечал президент

В.В. Путин ««отечественная продукция должна не только удовлетворять внутренний

1

спрос, но и продвигаться на внешние рынки» .

Для создания эффективных механизмов реализации этих планов, обеспечения инфраструктурной и финансовой поддержки деловых инициатив Министерство промышленности и торговли РФ утвердило 20 отраслевых планов по импортозамещению. Они охватывают свыше двух тысяч продуктов и технологий. Одним из элементов импортозамещения должен стать механизм специального инвестиционного контракта, который предусматривает целый набор льгот и стимулов для модернизации или создания новых промышленных производств, на срок до 10 лет. После того как правила заключения утверждены Правительством Российской Федерации, начиная с 2016 года такие соглашения с инвесторами стали подписывать регионы и муниципалитеты при участии федеральных властей.

Нельзя не учитывать и того, что импортозамещение — важный этап для наращивания несырьевого экспорта, для встраивания отечественных компаний в глобальные

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 16-07-00010 «"Африканский вектор" фундаментальной трансформации экономической структуры РФ в новых геополитических условиях».

производственные и технологические альянсы, причем не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных партнеров. Для достижения этих целей необходимо эффективно осваивать новые рынки и возвращать себе позиции на тех, с которых страна по разным причинам практически ушла в 1990-е годы. К последним относятся и рынки Африки.

Для успеха этих усилий нужна комплексная система поддержки несырьевого экспорта, включая всю линейку инструментов: от льготных кредитов и страхования экспортёров до кредитования конечных покупателей российской продукции- так, как это делается во многих странах, продвигающих свою продукцию на внешние рынки. Нужно и дальше наращивать экспортный потенциал российской промышленности, отечественных промышленных предприятий. Важно, чтобы система поддержки была востребована нашими экспортёрами и потребителями их продукции. Только тогда она станет одним из ключевых механизмов, стимулирующих импортозамещение.2

С июня 2015 года в РФ действует Российский экспортный центр - своего рода «единое окно» финансовой и нефинансовой помощи экспортёрам. Портфель центра уже насчитывает более 70 проектов в авиа- и автомобилестроении, сельском хозяйстве, нанотехнологиях и микроэлектронике. Этот объём, конечно, пока слишком мал в сравнении с потенциалом отечественной экономики, но сам факт начала работы в этом направлении свидетельствует о позитивных подвижках и открывающихся благоприятных возможностях.

Россия входит в число восходящих экономик, которые на рубеже XX-XXI вв. уверенно заявили о себе и о своих международных амбициях. Эти страны предложили и приступили к реализации программы создания новой финансово-экономической архитектуры, призванной заменить сложившиеся после окончания Второй мировой войны правила и институты глобального регулирования3. Важнейшим пунктом программы новых игроков стала приверженность делу построения многополярной, полицентрической системы международных отношений, новой финансово-экономической архитектуры. Под знаменами этой программы возникает своего рода коалиция государств Азии, Африки и Латинской Америки, прообраз которой просматривается в объединении БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), базирующемся на принципах многополярности, открытости, внеблоковости, солидарности в целях развития.

Вместе с тем, в связи с попытками западных государств изолировать Россию, особую актуальность приобретает расширение списка новых перспективных внешнеэкономических партнеров и поворот вектора российской внешней политики не только на Восток, но и на Юг, а именно в сторону Африканского континента.

Для африканцев Россия до сих пор представляется важнейшим союзником в отстаивании своих интересов на мировой арене, как естественный противовес гегемонист-ским устремлениям одной или группы мировых держав.

В то же время приходится признать, что с российской стороны до настоящего времени имеет место недооценка, в том числе в политических кругах и в бизнессообществе, потенциала российско-африканского сотрудничества. Между тем, российско-африканские отношения обладают значимым и растущим ресурсом продвижения России по пути достижения приоритетных национальных задач, в том числе в плане структурной трансформации отечественной экономики и подъема некогда мощных, а ныне пребывающих в упадке отраслей.

Это касается расширения взаимодействия с африканцами на международной арене в условиях совпадения или близости позиций по формированию нового международного порядка, другим ключевым международным проблемам, что увеличивает возможно-

сти для закрепления позиции России как самостоятельного и влиятельного центра мировой политики.

Наличие на африканских рынках благоприятных условий для реализации сохраняющихся конкурентных преимуществ (в частности, ценовых) российских промышленных товаров, машинотехнической продукции, продукции оборонно-промышленного комплекса, расширение возможностей для реализации российских инновационных технологий, научно-технических, образовательных, медицинских и других услуг может способствовать успешной реализации российской политики импортозамещения.

Одновременно развитие российско-африканского торгово-экономического сотрудничества представляется эффективным инструментом решения проблем обеспечения российской промышленности дефицитными и в финансовом плане наименее затратными видами минерального сырья, по запасам многих видов которого Африка выступает монополистом мирового уровня. Россия может включиться в реализацию проектов, направленных на достижение энергетической безопасности в Африке с использованием атомной энергетики. Она обладает большим опытом в сооружении АЭС, отработанными современными технологиями с системами безопасности постфукусимовского поколения. И наконец, в условиях российских контрсанкций торговля с Африкой уже сегодня является важным источником образующихся новых потребностей в связи с изменениями структуры российского потребительского рынка.

Важный вклад в фундаментальную трансформацию экономической структуры РФ в новых геополитических условиях может внести системный, научный подход к реализации экономической политики государства, основывающийся, в том числе и на актуальных исследованиях российской школы африканистики. Результаты проводимых в Институте Африки РАН исследований в области современного экономического развития стран континента могут быть использованы государственными структурами и российскими компаниями для определения конкретных и наиболее перспективных "зон" взаимодействия с африканскими партнерами на взаимовыгодных условиях.

Вместе с тем, планы развития экономических отношений России с Африкой требуют определенной корректировки и тонкой подстройки с учетом последних изменений конъюнктуры мирового рынка и подвижками, имевшими место в хозяйственном развитии стран континента, произошедшими со времени запуска в России программ импортозамещения.

В научной печати неоднократно отмечалось, что в первое десятилетие нынешнего века страны Африки демонстрировали очень высокие темпы экономического развития. Как отмечал на февральском 2017 г. заседании Ученого Совета Института Африки РАН академик А.М. Васильев, «у нас в стране, к сожалению, на системном уровне нет понимания того, что Африка в последние годы бешено развивается. Все еще господствующие представления о ней как о зоне тотальной отсталости и бедности уже не соответствуют действительности».

Лишь в конце 2014 г. завершился сверхблагоприятный цикл экономической конъюнктуры, длившийся на континенте без малого полтора десятилетия. В 2016 г. практически все «африканские львята» - лидеры экономического роста субсахарской Африки - резко понизили темпы прироста ВВП. Этому способствовала не только неблагоприятная ситуация на мировых рынках сырьевых товаров, но и засухи и наводнения небывалой силы, имевшие место в прошлом году. Замедление экономического роста в Китае, который для многих стран Субсахарской Африки является ведущим внешним инвестором и торговым партнером, только добавило проблем. Однако по сравнению с другими государствами темпы прироста экономики в Африке оставались существенно более вы-

сокими, чем в большинстве государств мира. При этом, как и во время мирового кризиса 2008-2010 гг., спад в менее динамичных экономиках континента был не столь заметным.

В целом с 2000 г. до начала 2017 г. региональный валовой продукт Африки суммарно вырос в текущих ценах почти на 1,5 трлн долларов. И это несмотря на огромный экономический ущерб от «арабской весны» и резкое падение мировых цен на нефть, начавшееся в 2014 г.

За это время в Африку не только пришли колоссальные инвестиции из-за рубежа, но и был создан ряд современных отраслей экономики, в том числе экспортных4. Созданные отрасли экономики и повысившийся платежеспособный спрос, как со стороны государства и частного сектора, так и со стороны населения, создают определенное поле возможностей для российского бизнеса.

Африка является перспективным рынком для сбыта российской промышленной продукции, в том числе высокотехнологичной, которая по ряду причин с трудом пробивает себе дорогу на рынки индустриально развитых государств. Это могут быть и электротехнические товары, и электроника5, и автомашины, и строительная техника, и гражданские самолеты, и многое-многое другое.

Африка способна стать поставщиком большого ряда сельскохозяйственных и продовольственных товаров на российский рынок: фруктов, овощей, мяса, рыбы, арахиса, чая, кофе и т. д., а также изделий легкой промышленности, прежде всего текстиля, одежды, обуви, которые по уровню качества подчас не уступают лучшим мировым образцам6.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, связанную с введением рядом стран антироссийских санкций, России удалось добиться существенных успехов в развитии отношений со многими странами Африки южнее Сахары. В их числе и те, которые рассматриваются в качестве перспективных торговых партнеров на континенте не только нашей страной, но и многими ведущими экономическими державами мира: Нигерия, Эфиопия, Гана, Ангола, Уганда, Мозамбик, Сенегал, Буркина Фасо и др.

Эфиопия. В сентябре 2014 г. в ходе рабочего визита министра С.В.Лаврова в Эфиопию состоялись его переговоры с Хайлемариамом Десаленем и Тедросом Адханомом. 30-31 января 2015 г. «на полях» 24-й Ассамблеи Афросоюза с премьер-министром и главой внешнеполитического ведомства Эфиопии встретился М.Л. Богданов. В феврале 2015 г. Москву посетил спикер Совета Федерации Эфиопии (верхняя палата парламента) Касса Теклебырхан. В 2014 г. объем российско-эфиопского товарооборота составил 77 млн долл. США. Это было больше, чем в 2013 г. (68,6 млн долл. США), но меньше, чем в 2012 г. (151 млн долл. США). При этом российский экспорт в 2014 г. составил 43,8 млн долл. США (удобрения, машины и оборудование, пшеница, металлы, продукция химической промышленности), а импорт в Россию - 33,2 млн долл. США (кофе, кожа, овощи, фрукты и цветы).

В 2005 г. наша страна списала часть задолженности Эфиопии перед Россией на сумму 1,1 млрд долл. США (вопрос с оставшейся частью долга - 163,6 млн долл. США - российская сторона предлагает урегулировать по схеме «долг в обмен на развитие»). ОАО «КАМАЗ» совместно с местными партнерами наладили сборочное производство российских грузовых автомобилей и планируют создать в Эфиопии сеть сервисных и дилерских центров. ОАО «РЖД Интернешнл» продолжает работу над проектом строительства в Эфиопии железнодорожной линии стоимостью около 3,8 млрд долл. США.

В Эфиопии по частным контрактам работают более ста российских специалистов, преимущественно медиков. В Аддис-Абебе действует госпиталь Российского Красного Креста, в котором ежегодно проходят лечение 70 тыс. человек. В отечественных вузах

обучается более 130 эфиопских граждан, половина из них - по российским государственным стипендиям. В 2015/2016 учебном году для Эфиопии было выделено 12 стипендий (в 2014/2015 учебном году - 28 стипендий, из которых использовано 24).

В 2008-2013 гг. Россия через ВПП ООН оказала Эфиопии гуманитарную помощь в размере 12,9 млн долл. США.

В эфиопской столице работают представительства ФГУП «Госзагрансобствен-ность», госкорпорации «Ростехнологии», РЦНК им. А.С.Пушкина. В 2012 г. между РАН и Министерством науки и технологий Эфиопии подписано соглашение о научнотехническом сотрудничестве, предусматривающее продолжение работы в Эфиопии Совместной Российско-Эфиопской биологической экспедиции (осуществляет свою деятельность c 1987 г.). Налаживается партнерство между Правительством Москвы и мэрией Аддис-Абебы7.

Гана. По данным Федеральной таможенной службы России, объем российско-ганского товарооборота в 2014 г. не изменился по сравнению с 2013 г. и составил 162,8 млн долл. США. Российский экспорт сократился на 12,3% (60,1 млн долл. США), импорт вырос до 102,7 млн долл. США (на 8,7%). Гана, одна из немногих африканских стран, с которыми РФ имеет отрицательное сальдо торгового баланса - 42,6 млн долл. США. В структуре российского экспорта основное место занимают удобрения, топливно-энергетические товары, бумага, картон, продукция черной и цветной металлургии; импорта - какао-бобы и полуфабрикаты из них, а также тропическая древесина.

В августе 2013 г. достигнута договоренность о формировании Межправительственной Российско-Ганской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Первое заседание межправкомиссии состоялось в Москве 14-16 октября 2014 г., в ходе которого стороны на экспертном уровне обсудили дальнейшие шаги по активизации двусторонних связей в указанных сферах. Следующая встреча в рамках МПК прошла в Аккре в ноябре 2016 г.

Уганда. В Уганде с участием российского капитала функционирует хлопкоперерабатывающее предприятие «Коттфилд Ист Африка (У) Лтд» (инвестиции - свыше 10 млн долл. США). Торговый дом «Единство» учредил в Кампале фирму «УгаРусс» для поставок товаров российского производства.

Прорабатываются проекты двустороннего сотрудничества в области энергетики. ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» в лице своей дочерней компании ООО «ИНТЕР РАО-Экс-порт» готово предложить электроэнергетическое оборудование для генерирующих мощностей Уганды.

В феврале 2015 года российский консорциум, в который входят «РТ-Глобальные ресурсы» («дочка» «Ростеха»), «Telconet Capital Ltd Partnership», «VTB Capital», «Татнефть» и южнокорейская «GS Engineering & Construction Corporation», выиграл тендер на строительство в Уганде первого нефтеперерабатывающего завода в этой стране мощностью три млн тонн в год.

Сообщалось, что НПЗ построят в городе Хоима на западе страны. В качестве ресурсной базы планировалось задействовать местные нефтяные месторождения в районе озера Альберта. Предполагалось, что нефтедобычей будет заниматься отдельная структура - консорциум компаний в составе Total, CNOOC, Tullow Oil. НПЗ должен был производить дизельное топливо, бензин, керосин, авиационное топливо, сжиженный нефтяной газ и тяжелые нефтепродукты.

В соответствии с условиями тендера, 40% средств на финансирование проекта строительства НПЗ должно предоставить правительство Уганды, 60% - инвестор.

Общая стоимость проекта оценивалась в 4,7 млрд долл. США. Его планировалось реализовать в две стадии: к 2021 году мощность завода должна была составить 30 тыс. барр./сут., к 2026 году рассматривалось увеличение мощности до 60 тыс. барр./сут. (3 млн тонн в год)8.

Однако, по мнению российской стороны, власти Уганды не выполнили свои обязательства по тендеру на строительство первого в стране НПЗ и ухудшили условия для инвесторов в сфере переработки нефти. Сейчас консорциум инвесторов во главе с «РТ-Глобальные ресурсы» («дочка» «Ростеха») рассматривает варианты дальнейших действий, - следует из сообщения «РТ-Глобальные ресурсы».

Стороны не смогли договориться по основным условиям строительства НПЗ в ходе переговоров, которые длились с февраля 2015 года. В связи с этим консорциум «Ростеха» решил не продлевать срок тендерного обеспечения по строительству НПЗ, который истек 30 июня. Консорциум предлагал продлить переговоры на текущих условиях до сентября 2016 года, но правительство Уганды не приняло предложение.

Тем не менее, консорциум по-прежнему открыт к дальнейшему сотрудничеству с правительством Уганды по реализации критически важного для региона Восточной Африки проекта.

Ангола. В марте 2015 г. в Виндхуке «на полях» мероприятий, приуроченных к инаугурации Президента Намибии, прошли переговоры М.Л.Богданова с Президентом Анголы Ж.Э.душ Сантушем. Объём двустороннего товарооборота с Анголой в 2014 г. составил 58,094 млн долл. США (российский экспорт - 58,018 млн долл. США, импорт

- 0,076 млн долл. США). Одно из основных направлений деловых связей - горнорудная сфера, в частности разработка ангольских алмазных месторождений. АК «АЛРОСА» владеет 32,8% акций в ангольском предприятии «Катока» (на котором добывается около 7 млн. карат алмазов в год) и сотрудничает с ангольской госкомпанией «Эндиама» по созданию совместного геологоразведочного предприятия. Ангольцы проявляют интерес к привлечению крупных российских компаний по добыче железной руды и марганца в провинции Северная Кванза, по разработке месторождений углеводородного сырья на шельфе и на суше. В сентябре 2014 г. делегация ОАО «НК «Роснефть» провела переговоры в министерстве нефтяной промышленности и в профильной госкомпании «Сонангол». Проекты по освоению ангольских нефтяных запасов прорабатываются также ОАО «Зарубежнефть».

Дочерняя зарубежная компания ОАО «Газпром» - «Газпром маркетинг и трейдинг»

- рассматривает возможность закупки в Анголе сжиженного природного газа. ОАО «ВО «Технопромэкспорт» осуществляет капитальный ремонт и техобслуживание гидроагрегатов на построенной при его участии ГЭС «Капанда» (520 МВт, дает более 50% всей потребляемой в стране электроэнергии). АК «АЛРОСА» ожидает соответствующего разрешения ангольских властей на строительство малой ГЭС «Шикапа-2» (15 МВт) в дополнение к сооруженной этой же компанией ГЭС «Шикапа-1». В августе 2012 г. ОАО Банк ВТБ под гарантии правительства Анголы организовал выпуск и международное размещение ангольских облигаций на сумму в 1 млрд долл. США. Полученные средства направляются на финансирование российско-ангольских проектов, главным образом в военно-технической сфере. В Луанде открыто дочернее учреждение ОАО Банк ВТБ - российско-ангольский банк «ВТБ Африка». В числе перспективных проектов сотрудничества: создание в Анголе предприятия по производству вагонов с участием ОАО «НПК «Уралвагонзавод», налаживание поставок в эту страну и организация там сборки грузовиков «КАМАЗ», участие ОАО «РЖД Интернешнл» в восстановлении и модернизации ангольской железнодорожной инфраструктуры. ОАО «Росо-

боронэкспорт» и ОАО «РКК «Энергия» участвуют в создании национальной системы спутниковой связи и вещания Анголы «АНГОСАТ» (финансирование проекта стоимостью в 327,6 млн долл. США осуществляют ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Банк ВТБ, Внешэкономбанк, ОАО «Газпромбанк»; практическая реализация началась в ноябре 2013 г., сдача в эксплуатацию планируется в 2017 г.). В 2014/15 учебном году 62 ангольских студента были приняты в вузы нашей страны за счет средств российского федерального бюджета. В соответствии с обращением партнеров решаются вопросы перевода в российские вузы ангольских студентов, обучавшихся на Украине. Взаимодействие в военно-технической сфере развивается по линии Межправительственного Российско-Ангольского комитета по военно-техническому сотрудничеству (3-е заседание состоялось в Луанде в апреле 2015 г.)9.

Сенегал. В последнее время наблюдается активизация экономического сотрудничества между Россией и Сенегалом. В 2011 году было подписано двустороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере рыболовства, создана профильная смешанная комиссия, последнее заседание которой состоялось в Москве в декабре 2016 года. Среди вопросов, к которым, по словам посла РФ в Сенегале С.Крюкова, удалось вплотную приблизиться, выдача лицензий российским траулерам на лов рыбы в сенегальских территориальных водах. В местную рыбную отрасль постепенно приходит российский инвестиционный капитал. Наиболее крупный проект, реализованный при российском участии, - создание в местечке Сангалкам самого современного в Западной Африке рыбоперерабатывающего предприятия Atlantic.sn. Совокупные вложения в его строительство и оснащение составили порядка 40 млн долл. США. На самом предприятии Atlantic.sn создано более 500 рабочих мест. Еще полторы тысячи человек заняты в процессе лова рыбы и логистических операциях, в т.ч. по экспорту готовой продукции на мировые рынки. Как констатирует С. Крюков, «к сожалению, доступ высококачественной рыбной продукции Atlantic.sn на российский рынок пока закрыт. Ведутся соответствующие переговоры с Россельхознадзором»10.

Кроме Atlantic.sn, российские инвесторы осуществляют в Сенегале еще ряд проектов в сфере рыбопереработки и аквакультуры. Непосредственно в Дакаре работает компания Flash Afrique, взявшаяся за глубокую реконструкцию некогда крупнейшего в Сенегале рыбоперерабатывающего предприятия Africamer и параллельно реализующая проекты по выращиванию мидий, устриц и пресноводной рыбы. Объем инвестиций — порядка 13 млн долл. США.

Успешный проект российские инвесторы осуществляют в городе Кайаре, где перерабатываются различные сорта рыбы для рынков Африки и Азии. Объем соответствующих инвестиций составил около 4 млн долл. США.

Что касается торгового оборота между Россией и Сенегалом, то он пока должного развития не получил. Но есть надежда, что в обозримой перспективе ситуация изменится. В настоящее время завершается подготовка к подписанию крупного контракта на поставку в Сенегал около 400 рефрижераторов разной грузоподъемности на базе грузовиков КамАЗ с созданием соответствующего сервисного центра. Неплохие возможности существуют для развития сотрудничества в сфере сельского хозяйства. В крупных российских магазинах, в т.ч. в сети «Ашан», уже продаются сенегальские помидоры черри. Но помимо этого здесь выращивают замечательный репчатый лук, корнеплоды, арбузы, манго, папайю, клубнику. В свою очередь, в Сенегале есть потребность в зерне, муке, растительном масле, других продуктах питания. По имеющейся информации, во второй половине 2016 г. в страну было ввезено более 170 тыс. тонн российской пшени-

цы, начались поставки кукурузы. Кстати, это сразу же отразилось на качестве выпекаемого в Сенегале хлеба: оно существенно улучшилось.

Определенные перспективы есть для развития туризма. Хотя пока существуют два объективных сдерживающих момента: недостаточно высокий уровень сервиса в здешних отелях и отсутствие прямого авиасообщения между Россией и Сенегалом.

Буркина-Фасо. В феврале 2017 г. в Москве с официальным визитом находилась делегация Буркина-Фасо (БФ) во главе с министром иностранных дел страны Альфой Барри. Россия и Буркина-Фасо планируют расширять взаимодействие в сфере экономики, подготовки кадров, а также в противодействии терроризму в Африке. Стороны договорились использовать опыт последних десятилетий для того, чтобы развивать сотрудничество и в политической, и в торгово-экономической, и в культурно-гуманитарной, и в других сферах. Также в ходе встречи главы МИД выразили готовность развивать работу в военной и военно-технической сферах, а также в вопросах противодействия вызовам и угрозам в Африке.11 Министр С. Лавров подчеркнул, что значительный потенциал у двух стран имеется в экономической сфере, где «возможности двустороннего взаимовыгодного взаимодействия далеко не исчерпаны». Он указал на необходимость поощрять контакты между предпринимателями двух стран, напомнив, что делегация деловых кругов из Буркина-Фасо уже побывала в прошлом году в РФ. В этой связи глава МИД РФ выразил надежду на то, что российские форумы, такие как «Иннопром» в Екатеринбурге, «станут удобными площадками для обсуждения перспектив практического взаимодействия»12.

Российский бизнес участвует в добыче золота в Буркина-Фасо. Российская компания «Норд-Голд» (дочерняя структура ОАО «Северсталь») разрабатывает рудники Бисса и Тапарко. Ведется освоение месторождения золота Були (инвестиции оцениваются в 155 млн долл. США). Внешнеторговый оборот между Россией и БФ в январе-ноябре 2016 г., по данным российской статистики, составил 5,6 млн долл. США (российский экспорт - 5,5, импорт - 0,1 млн долл. США). Буркинийская сторона заинтересована в участии российских компаний в проектах водоснабжения, солнечной энергетики, строительстве ГЭС и гидротехнических сооружений, добычи полезных ископаемых. В Буркина-Фасо насчитывается около 3,5 тыс. выпускников российских (советских) вузов, объединенных с 2003 г. в Ассоциацию «Содружество буркиний-ских студентов и стажеров, выпускников вузов бывшего СССР». В 2004 г. подписано соглашение о сотрудничестве между «Содружеством» и «Ассоциацией друзей Российского Университета дружбы народов»13. В ходе переговоров в феврале 2017 г. стороны договорились развивать сотрудничество и между дипломатическими академиями.

ЮАР. Внешнеторговый оборот между Россией и ЮАР составил в 2014 г. 976,1 млн долл. США, сократившись по сравнению с 2013 г. на 8,6%. Российский экспорт - 285 млн долл. США, импорт из ЮАР - 691 млн долларов. Инвестиционную активность в Южной Африке проявляют ЗАО «Группа компаний Ренова» (разведка и добыча марганцевой руды, производство силикомарганца), ОАО «Северсталь» (производство брикетированного железа), Инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» (финансовые услуги), в России - южноафриканские компании «Белл» (тяжелое машиностроение), «Насперс» (информтехнологии), «Бейтман» (поставки оборудования и технологий для предприятий добывающего и металлургического секторов), «Стандард Банк» (финансовые услуги), «САБ-Миллер» (производство пива) и «Монди» (производство целлюлозы). В рамках Совместной комиссии по научно-техническому сотрудничеству внимание сторон сфокусировано на вопросах взаимодействия в фундаментальных и ядерных

исследованиях, разработке медицинских и суперкомпьютерных технологий. В сентябре 2009 г. и ноябре 2013 г. российскими ракетоносителями были осуществлены запуски южноафриканских спутников. Перспективной сферой научно-технического и экономического взаимодействия является атомная энергетика. В сентябре 2014 г. подписано межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности14.

Антимонопольные службы ЮАР и России подписали меморандум о сотрудничестве в сфере продвижения конкуренции и соблюдения антимонопольных законов. Во время визита в Москву в сентябре 2016 г. заместитель главы Комиссии по конкуренции ЮАР Мулало Ратшисусу, в частности, выразил заинтересованность в сотрудничестве с российскими коллегами в антикартельном расследовании его ведомства в отношении производителей автозапчастей.15

Несмотря на неоспоримые вышеперечисленные позитивные достижения в области развития российско-африканских экономических связей в последние годы, нельзя абстрагироваться и от ряда объективных моментов, связанных с динамикой экономической конъюнктуры на континенте. В 2016 г. годовые темпы прироста ВВП АЮС оказались худшими за более чем четверть века (с 1993 г.) и составили только 1,2% по сравнению с 3,4% годом раньше. Экономики стран-нефтеэкспортеров пострадали от падения мировых цен на нефть (усредненная цена сорта Brent в 2016 г. упала на 16% по сравнению с 2015 годом). Невысокими оставались цены на многие виды сельскохозяйственного и минерального сырья, что негативно повлияло на условия торговли стран АЮС, экспортирующих сырьевые товары. Сократился приток иностранного капитала. Сильная засуха, вызванная погодным явлением Эль-Ниньо, привела к резкому падению сельскохозяйственного производства, особенно в Эфиопии, Мозамбике, Уганде и Южной Африке, а также сокращению в гидрогенерации, что, в свою очередь, сильно понизило вклад этих отраслей в формирование национальных ВВП. Более того, негативный экономический эффект дало и ухудшение в ряде стран ситуации в области безопасности. Так, например, в Нигерии нападения боевиков регулярно заканчивались повреждением нефтепроводов, что вызывало существенное нарушение поставок сырой нефти.

В большей степени общее снижение суммарного ВВП континента произошло за счет экономик крупных нефтеэкспортеров и ЮАР, в то время как активность в странах-импортерах сырья в целом остается устойчивой. ВВП Анголы и Нигерии, двух крупнейших нефтеэкспортеров региона, сократились соответственно на 0,2% и 1,8% в прошлом году. Эти страны столкнулись с серьезными финансовыми и экономическими трудностями.

Другие экспортеры сырьевых товаров, в частности экспортеры металлов, в прошлом году пытались приспособиться к снижению цен. Несмотря на эти усилия, экономический рост замедлился в Демократической Республике Конго и Мозамбике. В то же время, экономика экспортеров сельскохозяйственной продукции, таких как Кот-д'Ивуар, Эфиопия и Танзания, хоть и не так активно, но продолжает расти в темпе около 7,0 % в год и более. Устойчивый рост в этих странах стал результатом притока инвестиций в социальную инфраструктуру и расширения масштабов частного потребления в связи с низкими ценами на нефть16.

Учитывая вышесказанное, для принятия рациональных и стратегически верных решений относительно инвестирования в страны Африки южнее Сахары (АЮС) нами выделены критерии, которые позволяют определить степень инвестиционной привлекательности АЮС относительно других регионов мира, а также содействовать нахождению наиболее привлекательных объектов для инвестирования в этой части света17. С

помощью этих критериев также можно обозначить и дифференцировать приоритетные сферы инвестирования с географической точки зрения (по субрегионам, странам, территориям внутри страны) и по отраслям.

В основу определения критериев оценки инвестиционной привлекательности региона Африки южнее Сахары (АЮС) нами были положены пять базисных принципов, общих для стандартных прикладных и научных методик и методологий, применяемых в большинстве стран мира, а именно: объективность характеристик экономического развития, демографии, ресурсного потенциала; дифференциация инвестиционного климата по разным уровням экономики; несводимость инвестиционной привлекательности региона к совокупности инвестиционных климатов стран региона (свойство синергизма); включение инвестиционного климата в экономическую систему региона; возникновение различных рисков как следствие определенных условий.

Решение об инвестировании зависит не только от условий принимающей страны, но и от инвестиционных стратегий российских компаний (устремлений акционеров, знаний и зрелости команды менеджеров и т.д.). Другими словами от того, зачем вообще инвестор собирается строить бизнес и вкладываться в АЮС.

Мы установили, что для российских компаний в АЮС наиболее вероятными будут следующие инвестиционные стратегии:

Ресурсо-ориентированная инвестиционная модель. Цель российского инвестора - получить гарантированный и стабильный доступ к важному для него виду сырьевых ресурсов (например, к нефти, газу, алюминию, марганцу, палладию и т. д.).

Модель инвестирования, ориентированная на формирование рынков сбыт в странах АЮС. Предполагает, что российский инвестор заинтересован в создании в странах АЮС устойчивого и доходного рынка своей продукции, как инвестиционных товаров, так, возможно, и ориентированного на спрос массового (розничного) потребителя.

Инвестиционная модель, ориентированная на повышение эффективности действующих кооперационных цепочек и деловых связей. Несмотря на удаленность от России, бизнес в Африке может представлять интерес с точки зрения выполнения конкретных задач в цепочке глобальных производственных и кооперационных связей компаний и даже с инфраструктурной точки зрения. Глобализация, развитие информационных технологий и инноваций позволили сделать безболезненным географическое разъединение отдельных технологических процессов, территориально разнести трудозатратные, энергоемкие, ресурсоемкие и интеллекуальноемкие части производственного цикла. Это, в свою очередь, позволило вынести часть производств в Африку, а соответствующие предприятия континента встроить в глобальные цепочки создания стоимости18.

Инвестиционная модель стратегической экспансии в Африку. Более присуща экономическим стратегиям отдельных государств или крупных государственных компаний, работающих в общегосударственных интересах. Хотя теоретически возможны причины, по которым и частные компании сочтут нужным выбрать Африку как плацдарм для своей экономической экспансии.

Учитывая африканскую специфику, российские инвесторы стремятся к консолидации своих усилий. Это проявляется на данном этапе в создании «деловых советов» заинтересованных операторов, как с отдельными африканскими странами, так и с регионами. Уже созданы и действуют деловые советы «Россия - ЮАР», «Россия - Нигерия», Арабский деловой совет, Координационный комитет по экономическому сотрудничеству со странами Африки к югу от Сахары и др.

Однако перед лицом трудностей и препятствий для деятельности российского бизнеса в Африке необходима системная поддержка со стороны государства.

Одна из актуальных задач в контексте развития выгодного для национальной экономики сотрудничества со странами Африки является деофшоризация процесса экономических взаимоотношений России с государствами континента. Не секрет, что большинство крупных отечественных корпораций, включая те из них, контрольный пакет которых принадлежит государству, ведут дела с африканскими партнерами через свои филиалы, дочерние фирмы или иные афилированные структуры, домицилированные в зарубежных юрисдикциях. Обычно, необходимость организации дела именно таким образом, объясняют удобством ведения бизнеса и особой привлекательностью для бизнесменов «английского права»19.

Действительно, на уровне хозяйствующего субъекта и его менеджмента такие доводы могут быть обоснованными. Фирма может оптимизировать уровень налогообложения, снижать, а то и полностью минимизировать уровень прозрачности своих сделок и распределения доходов, выводить часть операций, а для госкомпаний и часть активов, из-под юрисдикции российских контролирующих органов. Эти черты, являющиеся плюсами для частного владельца и высшего менеджмента некоторых госкорпораций, являются очевидными минусами на народнохозяйственном уровне, как минимум, вносящими свою лепту в обострение бюджетных проблем и сужение возможностей финансирования развития отечественной экономики .

Создание позитивного международного имиджа России в Африке играет важную субъективную роль в ее усилиях модернизировать экономику, создать и укрепить правовое государство, сформировать более совершенную институциональную основу для развития и включиться в работу на африканском рынке более эффективно. К сожалению, нельзя не признать, что активно формируемый основной массой зарубежных СМИ и существенным числом иностранных политиков имидж России скорее является для нее препятствием, чем подспорьем на этом пути. И наоборот, положительные перемены в рассматриваемой области могли бы стать реальным дополнительным стимулом для страны, содействовали бы завоеванию российскими компании более прочных позиций на африканском континенте.

Несмотря на недостаточный, по сравнению с советским периодом, уровень экономического сотрудничества, в целом удалось сохранить позитивный имидж России в Африке, доброжелательный климат в отношениях практически со всеми африканскими государствами. Более того, близость позиций РФ и африканских государств по новому мироустройству, преодолению новых глобальных вызовов и угроз расширяет объективные возможности российско-африканского взаимодействия в самых разных сферах. 1

1 Заседание президиума Государственного совета. 5 ноября 2015 года, Нижний Тагил

http://special.kremlin.ru/events/president/news/50781.

2 Заседание президиума Государственного совета. 5 ноября 2015 года, Нижний Тагил

http://special.kremlin.ru/events/president/news/50781.

3 Абрамова И.О. Развивающиеся страны в мировой экономике ХХ! века: новые демографические детерминанты // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6. С. 23-29.

4 Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. 2001. № 8. С. 19.

5 Polikanov D., Abramova I. Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society. 2003, № 1. P. 42-56.

6 http://tass.ru/opinions/interviews/4021174.

7 http://www.mid.rU/web/guest/maps/et/-/asset_publisher/nTcGqZIsygE7/content/id/2559703#relation-popup

8 http://www.rbc.ru/business/01/07/2016/5776a8509a7947nc8eb2cfb.

9 http://www.mid.ru/ru/maps/ao/?currentpage=main-country.

10 http://tass.ru/opinions/interviews/4021174.

11 http://clients.tass-online.ru/?page=popup&langID=1&aid=9966739.

12 Там же.

13 http://www.mid.ru/ru/maps/bf/?currentpage=main-country.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 http://www.mid.ru/ru/maps/za/?currentpage=main-country.

15 http://clients.tass-online.ru/?langID=1&SESSID=q8ChWi61CKXyLtaQq1eeCzvQt.

16 http://www.focus-economics.com/regions/sub-saharan-africa.

17 Фитуни Л.Л. Дифференциация развивающихся стран и новая архитектура мировой экономики. (Вопросы теории) // Азия и Африка сегодня. 2012. № 10 (663). С. 9-18.

18 Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни Л.Л. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны. // Российские стратегические исследования. Москва, 2002. С. 136-150.

19 Фитуни Л.Л.А., Ридли Н., Абрамова И.О., Магнуссон Д. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма . Москва, 2005.

20 Баранов В.М., Фитуни Л.Л. Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России. Теория, практика, техника гармонизации международно-правовых и национальных механизмов противодействия / Под редакцией доктора юридических наук, профессора заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова, д. эк. н., проф. Л.Л. Фитуни. Нижний Новгород, 2009.

Fituni L.L., Corresponding Member of the RAS

Abramova I.O., Corresponding Member of the RAS

ADJUSTING THE “AFRICAN VECTOR” OF RUSSIA'S FOREIGN ECONOMIC POLICY TO THE CHANGES IN THE ECONOMIC ENVIRONMENT

ON THE CONTINENT

Abstract: The article examines ways of enhancing and optimal use of the possibilities of Russian-African cooperation in the interests of accelerated development of the Russian economy, its modernization and restructuring. The article provides the first theoretical proof, statistically tested evidence, and strategic directions of interaction between Russia and African countries in the new geo-economic and geopolitical conditions. The article is a further development of the author's theory of change model of global development, the formation of a new configuration of international relations and the role Russia and the African continent in these processes.

Keywords: Russia, Africa, foreign economic relations, investment, economic cooperation, import substitution, geo-Economics, geopolitics

REFERENCES

Zasedaniye prezidiuma Gosudarstvennogo soveta. 5 noyabrya 2015 goda, Nizhniy Tagil [Meeting of the Presidium of the State Council. November 5, 2015, Nizhny Tagil]. Retrieved at <http://special.kremlin.ru/ events/president/news/50781>; accessed 20.02.2017

Abramova I., Polikanov D. (2001). Afrika v vek informatsionnykh tekhnologiy: vozmozhnost' proryva [Africa in the age of information technology: the possibility of a breakthrough] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 8.

Abramova I.O. (2011). Razvivayushchiyesya strany v mirovoy ekonomike KHKHI veka: novyye demo-graficheskiye determinanty [Developing countries in the world economy of the XXI century: new demographic determinants] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 6. Pp. 23-29.

Abramova I.O., Polikanov D.V., Fituni L.L. (2002). Internet, transformatsiya obshchestv i setevyye voyny.

. [Internet, the transformation of societies and network wars], in Fituni L. (ed.) Rossiyskiye strategicheskiye issledovaniya. [Russian Strategic Studies]. Moscow, Pp. 136-150.

Baranov V.M., Fituni L.L. (eds.) (2009) Legalizatsiya prestupnykh dokhodov kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii. Teoriya, praktika, tekhnika garmonizatsii mezhdunarodno-pravovykh i natsional’nykh mek-hanizmov protivodeystviya. [Legalization of criminal proceeds as a threat to Russia’s economic security. Theory, practice, technique of harmonization of international legal and national counteraction mechanisms]. Nizhny Novgorod: NNAMVD.

Fituni L.L. (2012). Differentsiatsiya razvivayushchikhsya stran i novaya arkhitektura mirovoy ekonomiki. (voprosy teorii) [Differentiation of developing countries and a new architecture of the world economy. (Theoretic issues) // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. No. 10 (663). Pp. 9-18.

Fituni, Leonid, Nick Ridley, Irina Abramova and Dan Magnusson (2005). Finansovyy monitoring potokov kapitala s tsel’yu preduprezhdeniya finansirovaniya terrorizma [Financial monitoring of capital flows for the purpose ofpreventing the financing of terrorism] Moscow:MNEPU

Polikanov D., Abramova I. (2003). Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society. 6, 1: 42-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.