Сидорова Г.М., доктор экономических наук
РОЛЬ РОССИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ
КОНФЛИКТОВ
© 2017 Сидорова Г.М.
Аннотация: Россия активно участвует в выработке общей стратегии урегулирования вооруженных конфликтов, политической линии мирового сообщества в конкретной кризисной ситуации, определении мандатов соответствующих миротворческих операций, согласовании шагов, направленных на обеспечение комплексного решения задач постконфликтного восстановления. Стремление нашей страны к недопущению эскалации напряженности и мирному разрешению конфликтов находит свое отражение в официальных документах внешнеполитического ведомства России.
Ключевые слова: Россия, Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Африканский континент, вооруженные конфликты
Россия активно участвует в выработке общей стратегии урегулирования вооруженных конфликтов, включая Африканский континент, в свете новых угроз международной безопасности, включая агрессию со стороны негосударственных акторов1. При этом наша страна сохраняет приверженность использованию всех политических и правовых институтов, механизмов дипломатии и миротворчества, о чем говорится в документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 20152.
Современный этап развития международных отношений характеризуется необходимостью консолидации мирового сообщества с целью решения проблем глобального и регионального масштабов. В отдельных странах, в первую очередь, это касается Африканского континента, государства не могут справиться самостоятельно с такими проблемами как вооруженные конфликты, стихийные бедствия, включая засуху или наводнение, голод, болезни и прочее. В этой связи возникает объективная необходимость объединения усилий3. В деле противостояния угрозам терроризма, к примеру, успешно развиваются отношения России со странами Магриба - Алжиром, Марокко и Тунисом4.Одна из ведущих ролей в решении проблем современности отводится Организации Объединенных Наций (ООН) - универсальной международной организации, созданной в целях поддержки мира и международной безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Президент РФ В. В. Путин, выступая на юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН, подчеркивал, что «Организация Объединенных Наций - структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсально-сти»5.
Документы ООН представляют собой важный источник для формирования правильной позиции, прежде всего, молодого поколения, по международным проблемам. Особенно это стало важным в период информационной войны, развернувшейся в связи с событиями на Украине и в Сирии. Как известно, современная информационная война является одной из составляющих «гибридных войн». От других видов «гибридная вой-
на» отличается тем, что наряду с применением физической силы в ней широко используются возможности современных информационных технологий. Последнее становится средством намеренного искажения информации, распространения заведомо ложных сведений, вбросов сфабрикованных фактов в медийное пространство или просто однобокое освещение фактов. «Гибридная война» распространяется на самые различные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную и культурную. Ее мишень - ментальная составляющая. Политолог П. А. Цыганков пишет: «Новые конфликты не обладают качеством единой организационной силы: в них задействовано множество самых разнообразных акторов - военизированные группы, бандформирования, полицейские силы, наёмники, войсковые соединения, не связанные с регулярной - 6
армией» .
В этой связи понять сущность происходящих политических процессов в мире при их многообразии и неоднозначности помогают документы СБ ООН, включая резолюции, отчеты ооновских миссий по поддержанию мира, отчеты специальных комитетов по конфликтным ситуациям и многие другие. Для того, чтобы ооновский документ получился правдивым и отвечал задачам внешней политики Российской Федерации главе представительства России при ООН в Нью Йорке В.И. Чуркину приходилось выдерживать мощный натиск со стороны наших идеологических противников, препятствующих продвижению той или иной резолюции. В одном из интервью российский постпред на вопрос о роли России в ООН ответил таким образом: «Мы играем инициативную роль в ООН, нам принадлежит целый ряд инициатив принципиального и фундаментального характера, которые мы выдвигаем на площадке Генассамблеи и с каждым годом получаем все большую поддержку этих инициатив. Некоторые из них принимаются без какого-либо голосования, а за другие приходится и побороться» .
Россия использует трибуну ООН для противодействия попыткам искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны. Неоднократно предпринималась попытка лишения нашей страны права вето в СБ ООН, которое наша страна неоднократно применяла. В частности, 4 февраля и 19 июля 2012 г. было наложено вето на проекты резолюции СБ ООН по Сирии, 15 марта 2014 г. - на проект резолюции по Украине, 29 июля 2015 г. - на проект резолюции о создании международного трибунала по катастрофе рейса МН17. В то же время, отрадно отметить, что неизменно растет поддержка принимаемой на ежегодной основе по нашей инициативе российского проекта резолюции ГА ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью»8.
Через СБ ООН российская сторона предпринимает немалые усилия для урегулирования обстановки на Украине, а также для донесения до широких масс достоверной ин-формации9. Из-за одних событий на Украине Россия находится под прицелом противников разрядки напряженности. Крым, Новороссия, сбитый «Боинг» и другие события используются западной прессой для разжигания конфликтов и подливания «масла в огонь». В первую очередь, это касается американских СМИ, которые однобоко освещают события в «горячих» точках планеты. Несомненным успехом является способность нашей дипломатии противостоять всевозможным нападкам с различных сторон. Так, на заседании СБ ООН от 6 марта 2015 г. по Украине бывший в то время постпредом РФ при ООН и в СБ ООН В. И. Чуркин прокомментировал действия американцев на Украине. Он отметил, что «куда ни приходят американские военные, везде жди беды: конфликт, кровь, крах»10. При этом российский дипломат отмечал, что в американском конгрессе разрабатывается закон о выделении миллиарда долларов на оснащение и обу-
чение украинских солдат. Относительно гуманитарной помощи из России бывший постпред В.И. Чуркин заявлял тогда, что, несмотря на совершенно необоснованные нападки, Россия не прекратит оказывать гуманитарную помощь востоку Украины. «Считаем необоснованными и циничными политизированные нападки по поводу гуманитарных конвоев. Они никак не отразятся на нашей решимости помогать жителям Донбасса, нуждающимся в срочной помощи». Гуманитарную и социально-экономическую ситуацию в Донбассе российский дипломат назвал «катастрофической». Относительно Минских соглашений В. В. Чуркин подчеркивал, что Россия призывает добросовестно и досконально выполнять положения Минских соглашений по Украине от 12 февраля 2014 г., без попыток переписать документ. «В этом документе нет никаких двусмысленностей ни в отношении последовательности шагов, ни по поводу состава участников, которые должны их предпринимать»11.
Относительно ситуации в Донбассе российский дипломат отмечал, что активность со стороны вооруженных сил Украины «происходит на фоне упорного нежелания заниматься реализацией политических аспектов Минских договоренностей, выполнять принятые Киевом на себя обязательства. Вместо этого представители Украины в переговорном процессе лишь пытаются создавать иллюзию заинтересованности в мирном разрешении внутриукраинского кризиса. Всячески акцентируя тему обеспечения устойчивой безопасности, Киев сам же и провоцирует обострение на линии соприкосновения. «Еще раз подтверждаем, отмечал российский дипломат, - военного пути решения внутриукраинского кризиса нет. Он может быть урегулирован только мирным политико-дипломатическим способом на основе неукоснительного и полного выполнения "Комплекса мер" через прямой диалог Киева с Донбассом». Именно это "красной нитью" проходит через Минские соглашения от 12 февраля 2015 года, которые закреплены резолюцией СБ ООН 2202. Попытки задним числом извратить эти договоренности, навязать собственную интерпретацию очередности шагов, ставить искусственные предварительные условия приводят к затягиванию процесса мирного урегулирования12.
Россия, как постоянный член СБ ООН, вносит важный вклад в урегулирование и в отдаленных точках планеты. Не исключением является и Африка. На протяжении десятков лет на Африканском континенте продолжаются вооруженные конфликты. Оперативное кризисное реагирование международных организаций и прежде всего ООН всегда было важным компонентом в защите населения в горячих точках планеты. Особую актуальность оно приобрело за последнее десятилетие в связи с событиями в Ливии, Мали, Кот д'Ивуаре, Судане, ДР Конго. Директивными документами ОПМ являются Устав ООН, в частности положения главы VI (Мирное разрешение споров) и VII (Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии), указания Ген-
13
секретаря ООН, резолюции СБ ООН и другие . Важный документ был разработан экспертами ООН в 2008 г. (скорректирован в 2010 г.) Это - «Операции по поддержанию мира ООН. Принципы и направления деятельности», в нем подробно излагается проблематика ОПМ14. Главным приоритетом ОПМ помимо прочих услуг, оказываемых национальным правительствам, остается защита гражданского населения.
В связи со стремительным ухудшением ситуации в ряде африканских стран за последнее время поменялась и концепция кризисного реагирования миротворческих организаций. Как справедливо отмечает Г. М. Гатилов в своей статье, посвященной данной проблематике, «миротворческая деятельность заметно эволюционировала от традиционных операций по восстановлению и поддержанию мира в сторону многокомпонентных, многофункциональных и довольно затратных миссий»15. Эти операции, как прави-
ло, снабжаются «усиленными» мандатами, позволяющими использовать боевую технику и другие силовые возможности для поддержки местных армий.
Крупнейшей ОПМ является Миссия ООН по стабилизации в ДРК (МОКИБСО) -МООНСДРК. В 2016 г. она была представлена миротворцами из 57 стран (около 22 016 человек, из которых 19 815 - «голубые каски»)16. С момента первого своего мандата в 1999 г. в ДРК эта ооновская структура претерпела значительные изменения. Увеличился ее человеческий ресурс, а финансовая составляющая в 2015/2016 гг. достигла 1,3 млрд долл. Скорректированы также цели и задачи Миссии в соответствии с региональными особенностями.
Дестабилизация обстановки на востоке ДРК в начале 2013 г. вызвала незамедлительную реакцию ООН, идеи которой воплотились в резолюции СБ ООН 2098 от 28 марта 2013 г. В ней заложены основы обновления концепции МООНСДРК и применения вооруженной силы для отражения задач военного компонента МООНСДРК с целью обеспечения скоординированного выполнения ее мандата.
На тему изменения мандата ООН и применения силы и боевой техники «голубыми касками» в ООН ведется активная полемика, поскольку военнослужащие зачастую подвергаются смертельной опасности в результате патрулирования зон боевых действий. Главную угрозу для персонала представляют нападения, засады, случаи похищения людей, угон транспортных средств, а также наличие неразорвавшихся боеприпа-17
сов и мин . Опасность исходит и от местных жителей, которые, случается, забрасывают Миссию камнями и бутылками с зажигательной смесью. Нередки случаи, когда миротворцы МООНСДРК становятся мишенью боевиков незаконных вооруженных формирований (НВФ), в результате чего имеются человеческие жертвы. В докладе Генсекретаря ООН председателю СБ ООН о Миссии говорится, что в период с июля
по сентябрь 2013 г. имели место в общей сложности 26 инцидентов, связанных с уг-
18
розой безопасности . В связи с этим воинскому контингенту Миссии разрешено отвечать огнем на вооруженные атаки боевиков НВФ при совместных действиях с ВС
ДРК.
В марте 2013 г. командующий войсковым контингентом бразилец С. Круз представил новую стратегию Миссии в ДРК. В документе отмечается, что на территории страны действует более 40 группировок негативных сил, большинство из которых составляют банды, созданные по этническому принципу. Некоторые из них преследуют политические цели, однако большинство заняты незаконной эксплуатацией природных ресурсов страны. В Миссии подчеркивали, что одержать полную победу над боевиками не представляется возможным, однако сокращение их численности - вполне достижимая задача. Отмечалось также, что резолюция СБ ООН 2098 оказала значительное влияние на ситуацию в ДРК и кардинальным образом изменила роль МООНСДРК, ее взаимодействие с конголезскими властями и соседними странами. Основные направления работы Миссии: защита гражданского населения и сокращение уровня насилия; координация военных действий Миссии с операциями ВС ДРК; использование всех подразделений МООНСДРК; их передислокация в свете появления новых вызовов и угроз; повышение качества разведки и обработки разведданных; проведение информационных кампаний, направленных на снижение уровня насилия, повышение качества работы с прессой (при этом отмечалось, что информационные усилия должны координироваться с военными); повышение уровня координации между подразделениями Миссии и партнерами (подчеркивалось, что это потребует более слаженного взаимодействия между политическим и военным руководством Миссии) и последнее - улучшение качества управления Миссией.
В исторической резолюции СБ ООН 2098, как ее потом стали называть, давались указания о реконфигурации Миссии для последующей передачи ее функций страновой группе ООН (СГООН), т. е. ооновским структурам, которые находятся в ДРК и занимаются специализированными вопросами - ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ФАО и др., для дальнейшего разделения обязанностей. В пункте 18 резолюции указывалось, что МООНСДРК в возможно кратчайшие сроки передаст СГООН соответствующие функции, включая техническое содействие в проведении выборов и оказание поддержки в разминировании. Более подробно эта идея была изложена 29 июня 2013 г. в докладе Генсекретаря ООН о МООНСДРК19. 3 апреля 2014 г. в Киншасе глава Миссии М. Коб-лер заявил, что «новая идея», которая закреплена в резолюции СБ ООН 2147 о продлении Миссии ООН, состоит в том, чтобы подготовить стратегию завершения Миссии. «Мы не собираемся покидать страну немедленно. Это процесс постепенный, но сейчас мы должны определить те критерии и параметры, которые нам необходимо выполнить перед тем, как завершить миссию», - добавил глава20.
В центральных учреждениях и на местах ООН провела работу по составлению «дорожной карты» для передачи некоторых обязанностей Миссии СГООН правительству ДРК и другим партнерам. «Дорожная карта», в основу которой легла информация о СГООН, должна была обозначить политические последствия передачи дел, проблемы в финансировании и наиболее реалистичные сроки. Ей предстояло строиться исходя из того, чтобы планирование передачи задач было увязано с правительственной стратегией развития страны и национальным бюджетом. «Дорожную карту» по передаче обязанностей планировалось сформировать, исходя из развития ситуации на местах и с
учетом достижения правительством ДРК и всеми другими странами, подписавшими Ра-
21
мочное соглашение о мире, безопасности и сотрудничестве» . Реконфигурация Миссии направлена на снижение угрозы, создаваемой НВФ и сокращение масштабов насилия в отношении гражданских лиц, в том числе сексуального и гендерного, а также на стабилизацию на основе государственных институтов безопасности в зонах конфликтов, включая создание адекватного политического пространства, соблюдение прав человека и проведение доверительного избирательного процесса.
Документы МООНСДРК содержат аргументированную информацию, основанную на реальных фактах и событиях. Следует отметить, что в ооновской Миссии в Киншасе находится центр по обработке информации, поступающей туда ежедневно из всех провинций страны. В центре работают высококвалифицированные эксперты, включая представителей из России. После соответствующей проверки материалы направляются в Нью Йорк для последующего составления официальных документов. Таким образом, документы ООН можно рассматривать как важный достоверный источник информации, дающий наглядное представление о происходящих в мире событиях и формирующий правильную позицию по международным проблемам.
Стремление России к недопущению эскалации напряженности и мирному разрешению конфликтов находит свое отражение в официальных документах внешнеполитического ведомства России. Так, в заявлении МИД России в связи с событиями в Турции в июле 2016 г. говорится: «Подтверждаем готовность к совместной конструктивной работе с законно избранным руководством Турецкой Республики в интересах продвижения двусторонних отношений на благо народов наших стран, к поиску эффективных путей
решения злободневных международных вопросов, прежде всего связанных с противо-
22
действием угрозе терроризма .
Современные политические реалии подтверждаются намерением российского государства, как постоянного члена Совета Безопасности ООН, способствовать установле-
нию мирного климата на планете. Последовательно предпринимаются шаги по консолидации усилий в вопросе по урегулированию ситуации в Сирии. На встрече Президента РФ В.В. Путина с Министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым и Министром обороны РФ С.К. Шойгу 14 марта 2016 г. отмечалось, что в целях урегулирования обстановки была создана международная группа поддержки Сирии, в которую вошли все без исключения ключевые игроки, включая региональные державы. Договоренности, которые в этой группе были достигнуты, о параметрах сирийского политического процесса, были одобрены в двух резолюциях СБ ООН, которые «утвердили триединый процесс - прекращение боевых действий, расширение доступа гуманитарных грузов в ранее заблокированные районы и начало межсирийских переговоров». Президент России отдал приказ о начале вывода с 15 марта 2016 г. основной части российской воен-
23
ной группировки из Сирийской Арабской Республики23.
Россия пользуется правом вето в СБ ООН, хотя идеологические противники пытаются лишить ее этой привилегии. Только на проекты резолюций по сирийской проблеме вето накладывалось четыре раза. В первый раз это право было применено 4 октября 2011 г. Тогда Россия и Китай заблокировали проект резолюции, угрожавшей Сирии санкциями в случае, если власти не прекратят подавление выступлений оппозиции. 4 февраля 2012 г. Москва и Пекин отклонили проект резолюции, возлагавшей всю ответственность за кровопролитие на сирийские власти и предусматривавшей отстранение от власти Президента Сирии Башара Асада. 19 июля 2012 г. обе страны вновь наложили вето на проект резолюции по Сирии, предусматривавшей введение санкций. В четвертый раз право вето было применено в СБ ООН 22 мая 2014 г. в отношении проекта резолюции по передаче в Международный уголовный суд досье по фактам возможных военных преступлений в Сирии.
Россия участвует в разработке и выполнении программ международного содействия Африке, в том числе в области укрепления миротворческого потенциала Афросоюза, через СБ ООН способствует снижению уровня конфликтности в Африке. В свою очередь, в африканских странах высоко ценят и приветствуют вклад России в урегулирование проблемы мира и безопасности на континенте. Активным участием в формировании международного взаимодействия в Африке Россия внесла конструктивный вклад в стабилизацию международного климата. В первую очередь это относится к миротворчеству. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел задействованы во всех операция ООН по поддержанию мира в Африке - в ДРК (МООНСДРК), Западной Сахаре (МООНЗС), Сьерра-Леоне (МООНСл), Кот-д'Ивуаре (МООНКи), Либерии (МООНЛ), Судане (МООНС). Российские вертолетные группы выполняют задачи в составе Миссии ООН в Судане и Миссии в Чаде (МИНУРКАТ)
Однако сегодня у России нет пока своей площадки для встреч на многосторонней основе с политическими деятелями стран Африки. Об этом нам постоянно напоминают африканские коллеги, ссылаясь на пример регулярно проводимых форумов «США -Африка», «Франция - Африка», «Китай - Африка», «Япония - Африка» (ТИКАД), «Республика Корея - Африка» и др. Создание подобных или каких-то других рамок российско-африканского диалога представляется целесообразным, поскольку в таком случае создается важное условие стабилизации двустороннего партнерства. Сделать Африку пространством мира и сотрудничества - вот, что ждут сегодня африканцы от мирового сообщества. И Россия в этом плане успешно делает шаги на пути многовекторной политики, к многополярному мироустройству. Покончить с конфликтами и вернуть их в правовое русло Устава ООН, на основе главных принципов и норм международного права, не так просто. Но превентивный потенциал у мирового сообщества
вполне обозначился. В.В. Путин в своем поздравлении африканских стран по случаю Дня Африки заявил о намерении всемерно укреплять отношения дружбы и сотрудничества с африканскими странами и продолжать участие в различных программах и проектах содействия Африке24.
Дополнительный импульс развитию российско-африканских отношений придали визиты депутатов Федерального собрания РФ в африканские страны, в частности поездка главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в октябре 2015 г. в Кению, поездка секретаря Совета Безопасности РФ Николая Патрушева в ноябре 2015 г. в Анголу. Весомую отдачу приносят контакты на уровне министров иностранных дел РФ и африканских государств. Встречи проводятся поочередно в Москве и в странах Африки. Они служат хорошей базой для конструктивного взаимодействия, как в двустороннем формате, так и на международном уровне, в т.ч. в рамках Организации Объединен-
25
ных Наций, позволяют детально обсудить актуальные проблемы современности.
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 Фитуни Л.Л. Агрессивные негосударственные акторы - новая угроза развитию Африки // Ученые записки Института Африки РАН. 2015. № 1(32). С.14-20.
2 Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». С. 7.
3 Абрамова И.О. Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. Москва, 2013.
4 Жерлицына Н.А. . Стратегическое партнерство России и Алжира в условиях кризиса: потенциал и вызовы // Вестник университета. М., 2015. № 8. С. 24 - 32; Перспективы российско-марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы // Вестник университета. М., 2015. № 12. С. 66 - 72.
5 Выступление Владимира Путина на 70-й сессии Генассамблеи ООН 28 сентября 2015 [Электронный ресурс] / Regnum информационное агентство, дата загрузки: 29 сентября 2015, URL: https://regnum.ru/ news/polit/1980377.html (обращения: 29.07.2016).
6 Цыганков П.А. «Гибридные войны»: понятие, интерпретации и реальность // «Гибридные войны» в хаотизирующемся мире XXI века. М.: Московский университет, 2015. 381 с. С.12.
7 Интервью Постоянного представителя России при ООН в Нью Йорке, «Независимая газета», 25 декабря 2009 [Электронный ресурс] / МИД России, дата загрузки 26 декабря 2009, URL: http://archive.mid.rU/brp_4.nsf/0/6E6E7E22F3CE3790C3257697002AFFF5 (дата обращения: 30.07.2016).
8 Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Оргкомитета «Победа», Москва, 5 апреля 2016 года [Электронный ресурс] / Посольство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, дата загрузки 6 апреля 2016, URL: http://rus.rusemb. org.uk/fnapr/4813 (дата обращения: 1.08.2016).
9 Подробнее см. : Евдокимов И.Д, Сидорова Г.М. «Восточный кризис» в Демократической Республике Конго и проблема его урегулирования. М.: Международная жизнь. 2013. № 11. С. 53-65.
10 Чуркин: «Куда ни придут американские военные - везде конфликт, кровь и крах» [Электронный ресурс] / Regnum информационное агентство, дата загрузки: 6 марта 2015, URL: https://regnum.ru/news/ polit/1902939.html (обращения: 29.07.2016).
11 Там же.
12 Письмо Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И. Чуркина Председателю Совета Безопасности ООН Коро Бешо о ситуации на Украине 22 июля 2016 года [Электронный ресурс] / Постоянное представительство Российской Федерации при ООН, дата загрузки 22.07.2016, URL: http://russiaun.ru/ru/news/sc_ltprsc (дата обращения: 7.08.2016)
13 Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. Департамент общественной информации ООН. DRI/511 Reprint - 06-63167 - December 2006. C. 24-33.
14 Opération de maintien de paix des Nations Unies. Principes et Orientations. UN. New York. 2010. 208 p.
15 Гатилов Г.М. Опыт кризисного реагирования, или кого обязано защищать международное сообщество? // Международная жизнь. №10. 2012. С. 48-58.
16 Opération de maintien de paix des Nations Unies. Principes et Orientations. UN. New York. 2010. 208 p.
17 Документ СБ ООН S/RES/2211(2015) от 26 марта 2015.
18 Там же.
19 Resolution 2098 of the Security Council of the United Nations S/RES/2098 (2013), 28 March 2013, 17 p.
20 Nouvelle conception de la MONUSCO. Le Potentiel. Kinshassa. 4 avril 2014.
21 Report of the Secretary-General on the United Nations Organization Mission in the Democratic Republic of the Congo. S/2013/388. 28 June 2013. P. 12.
22 Заявление МИД России в связи с ситуацией в Турции, 16 июля 2016 года, 1330-16-07-2016 [Электронный ресурс] / МИД России, дата загрузки 16.07.2016, URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy /news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2356256 (дата обращения: 07.08.2016).
23 Встреча Президента России В.В. Путина с Министром иностранных дел России С.В. Лавровым и Министром обороны России С.К.Шойгу, Москва, 14 марта 2016 года [Электронный ресурс] / Посольство РФ в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, дата загрузки 15.03.2016, URL: http://rus.rusemb.org.uk/fnapr/4795 (дата обращения: 92.08.2016).
24 Путин поздравил лидеров стран Африки с Днем освобождения [Электронный ресурс] / ТАСС Информационное агентство России, дата загрузки 25.05.2016, URL: http://tass.ru/politika/3312159 (дата обращения: 05.08.2016).
25 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. «Африканская деловая инициатива» - практический шаг к активному взаимодействию России и Африки // Азия и Африка сегодня. 2016. № 9 (710). С. 2-5.
Sidorova G.M., PhD (History)
RUSSIA'S ROLE IN RESOLVING ARMED CONFLICTS IN AFRICA
© 2017 Sidorova G.M.
Abstract: The research subject is the role of Russia in regulating the armed conflicts in Africa. The modern period of the international relations" development is characterized by the necessity to consolidate the international community to solve the global and regional problems. The United Nations and Security Council play the key role in solving the conflicts in many African countries. The questions of the cooperation between Russia and the Security Council are mentioned. The article deals with the problem of the peace establishment in the African Great Lakes region, the peculiarity of the military-political situation in this region, the basic illegal armed formations. The methods of empiric political science helped to discover the link between armed conflicts and the stability in the region, to define the contradictions of the political process in the region. The author draws a conclusion that the problem of impunity of the crimes against humanity in Africa gives a rich soil to the new conflicts, which are a course of humanitarian crises and human victims.
According to the author s opinion, it is impossible to ignore unsolved problems of this Central African region, because the African countries with their huge potential in different spheres play the significant role in the international political and economic process. The author draws attention that Russia takes part in the creation of the general plan to solve the armed conflicts, the political line of the world community in different crisis situations, the determination of the UN-mandates, and the coordination of actions, which should provide the complex solution of the post-conflict problems. Russia successfully takes steps towards the solving the problems. It is not very easy to stop the conflicts and return them in the legal sphere of the UN-Charter according to the basic principles and rules of international law. Affords of this country not to escalate the tension and to solve the conflicts are reflected in the official documents of Russian Foreign Ministry.
Keywords: Russia, United Nations Security Council, General Assembly of the United Nations, African continent, armed conflicts, stabilization process
REFERENCES
Abramova I.O. (2013). Novaya rol' Afriki v mirovoy ekonomike XXI veka. [A new role for Africa in the world economy of the 21st century]. Moscow: Inafr.
Abramova I.O., Fituni L.L. (2016) «Afrikanskaya delovaya initsiativa» - prakticheskiy shag k aktivnomu vzaimodeystviyu Rossii i Afriki ["African Business Initiative" - a practical step towards active interaction between Russia and Africa] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9 (710). P. 2-5.
Churkin V.I.: «Kuda ni pridut amerikanskie voennye - vezde konflikt, krov' i krakh» [Elektronnyi resurs] / Regnum informatsionnoe agentstvo, data zagruzki: 6 marta 2015, https://regnum.ru/news/polit/1902939.html (data obrashcheniya: 29.07.2016).
UN SC Document S/RES/2211(2015). 26 March 2015.
Fituni L.L. (2015) Agressivnye negosudarstvennye aktory - novaya ugroza razvitiyu Afriki // Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN. 2015. № 1(32). S. 14-20.
Gatilov G.M. (2012) Opyt krizisnogo reagirovaniya, ili kogo obyazano zashchishchat' mezhdunarodnoe soobshchestvo? //Mezhdunarodnaya zhizn'. № 10. 2012. S. 48-58.
Interv'yu Postoyannogo predstavitelya Rossii pri OON v N'yu Iorke, «Nezavisimaya gazeta», 25 dekabrya 2009 [Elektronnyi resurs] / MID Rossii, data zagruzki 26 dekabrya 2009, http://archive.mid.ru/brp_4.nsfZ0/ 6E6E7E22F3CE3790C3257697002AFFF5 (accessed on: 30.07.2016).
Nouvelle conception de la MONUSCO. Le Potentiel. Kinshassa. 4 avril 2014.
Opération de maintien de paix des Nations Unies. Principes et Orientations. UN. New York. 2010. 208 p.
Opération de maintien de paix des Nations Unies. Principes et Orientations. UN. New York. 2010. 208 p.
Pis'mo Postoyannogo predstavitelya Rossiiskoi Federatsii pri OON V.I. Churkina Predsedatelyu Soveta Be-zopasnosti OON Koro Besho o situatsii na Ukraine 22 iyulya 2016 goda [Elektronnyi resurs] / Postoyannoe predstavitel'stvo Rossiiskoi Federatsii pri OON, data zagruzki 22.07.2016, http://russiaun.ru/ru/news/sc_ltprsc (accessed on: 7.08.2016)
Evdokimov I.D, Sidorova G.M. (2013) «Vostochnyi krizis» v Demokraticheskoi Respublike Kongo i problema ego uregulirovaniya. M.: Mezhdunarodnaya zhizn'. 2013. № 11. S.53-65.
Putin pozdravil liderov stran Afriki s Dnem osvobozhdeniya [Elektronnyi resurs] / TASS Informatsionnoe agentstvo Rossii, data zagruzki 25.05.2016, URL: http://tass.ru/politika/3312159 (accessed on: 05.08.2016).
Report of the Secretary-General on the United Nations Organization Mission in the Democratic Republic Of the Congo. S/2013/388. 28 June 2013. P. 12.
Resolution 2098 of the Security Council of the United Nations S/RES/2098 (2013), 28 March 2013, 17 p.
Tsygankov P.A. (2015) «Gibridnye voiny»: ponyatie, interpretatsii i real'nost' // «Gibridnye voiny» v kha-otiziruyushchemsya mire XXI veka. M.: Moskovskii universitet, 2015. 381 s. S.12.
Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 683 ot 31 dekabrya 2015 g. «Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii». S. 7.
Ustav Organizatsii Ob"edinennykh Natsii i Statut Mezhdunarodnogo Suda. Departament obshchestvennoi informatsii OON. DRI/511 Reprint - 06-63167 - December 2006. C. 24-33.
Vstrecha Prezidenta Rossii V.V. Putina s Ministrom inostrannykh del Rossii S.V. Lavrovym i Ministrom oborony Rossii S.K.Shoigu, Moskva, 14 marta 2016 goda [Elektronnyi resurs] / Posol'stvo RF v Soedinennom Korolevstve Velikobritanii i Severnoi Irlandii, data zagruzki 15.03.2016, http://rus.rusemb.org.uk/fnapr/4795 (accessed on: 92.08.2016).
Vystuplenie Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova na zasedanii Orgkomiteta «Pobeda», Moskva, 5 aprelya 2016 goda [Elektronnyi resurs] / Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v Soedinennom Korolevstve Velikobritanii i Severnoi Irlandii, data zagruzki 6 aprelya 2016, URL: http://rus.rusemb.org.uk/fnapr/4813 (accessed on: 1.08.2016).
Vystuplenie Vladimira Putina na 70-i sessii Genassamblei OON 28 sentyabrya 2015 [Elektronnyi resurs] / Regnum informatsionnoe agentstvo, data zagruzki: 29 sentyabrya 2015, https://regnum.ru/news/polit/ 1980377.html (data obrashcheniya: 29.07.2016).
Zayavlenie MID Rossii v svyazi s situatsiei v Turtsii, 16 iyulya 2016 goda, 1330-16-07-2016 [Elektronnyi resurs] / MID Rossii, data zagruzki 16.07.2016, URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2356256 (accessed on: 07.08.2016).
Zherlitsyna N.A. (2015) Strategicheskoe partnerstvo Rossii i Alzhira v usloviyakh krizisa: potentsial i vy-zovy // Vestnik universiteta. M., 2015. № 8. S. 24-32;
Zherlitsyna N.A. (2015) Perspektivy rossiisko-marokkanskogo sotrudnichestva: potentsial i vyzovy // Vestnik universiteta. M., 2015. № 12. S. 66-72.