О ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО И ПЕРСПЕКТИВАХ МИССИИ ООН (МООНСДРК)
О 2021 М.Ю. Точигин
ТОЧИГИН Михаил Юрьевич, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 115093, Москва, Стремянный переулок, 36; e-mail: mutochigin@ hotmail.com
Аннотация. В настоящей статье рассматривается деятельность миротворческой миссии ООН в Демократической Республике Конго (ДРК) и основные проблемы, связанные с ее организацией и проведением. Автором анализируются перспективы эффективной модернизации миссии ООН в этой стране с учетом существующих там исторических, социально-политических, этнических, экономических противоречий. Основываясь на собственном опыте участия в миссии ООН в ДРК и опыте своих коллег, автор дает комплексную оценку конфликта и возможные пути его решения. Исследование показало, что работа миссии может быть значительно более эффективна при определенных условиях. Автором впервые обобщены проблемные точки в работе миссии ООН, проанализированы их причины и предложены направления повышения эффективности работы миссии ООН в ДРК.
Ключевые слова: Демократическая Республика Конго (ДРК); Миссия ООН в ДРК; миротворчество; вооруженные конфликты; Африка; Совет Безопасности ООН
D0I: 10.31132/2412-5717-2021-54-1-46-51
С 1999 г. ООН проводит операцию по поддержанию мира в Демократической Республике Конго. ДРК - страна, в которой проживает большое число этносов. В настоящее время их насчитывается около 450. Исторически возникшая и сохранявшаяся многовековая вражда между некоторыми из них по сей день является серьёзным препятствием на пути к мирному разрешению существующих противоречий.
Миссия Организации Объединённых Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) была создана Советом Безопасности ООН в резолюциях 1279 (1999) и 1291 (2000) для наблюдения за мирным процессом во время второй войны в Конго, хотя впоследствии ее внимание было обращено на конфликты в Итури1,
2 3
Киву и Донго .
1 Конфликт в провинции Итури возник на межэтнической почве между местными нилотами ленду (вооруженная группировка Фронт националистов и интеграционистов, Front des Nationalistes et Intégrationnistes, FNI) и банту хема (политическая и военизированная группировка Союз конголезских патриотов, Union des Patriotes congolais, UPC), который разразился на северо-востоке ДР Конго в годы Второй конголезской войны из-за попыток хема захватить земельные владения ленду. К марту 2004 г. конфликт смягчен путем принуждения к миру и правопорядку.
2 Конфликт в Киву (2004-2009 гг.) возник на межэтнической почве между тутси и хуту. Мятеж генерала Лорана Нкунду имел целью защитить народ тутси и уберечь его от резни, похожей на руандийские события. Впоследствии Лоран Нкунда был арестован и порядок был восстановлен местными властями.
3 Конфликт в Донго длился с 1946 года и возник на межэтнической почве за право ловить рыбу в реке Убанги между жителями соседних деревень в районе Суд-Убанги около города Донго и привел к многочисленным жертвам и большому количеству беженцев. Вмешательство в декабре 2009 года конголезской армии и миссии ООН положили конец конфликту.
Первоначальное присутствие ООН в ДРК, до принятия Резолюции 1291, представляло собой группу военных специалистов для наблюдения и составления отчетов о соблюдении фракциями мирных соглашений. Размещение санкционировано предыдущей Резолюцией 1258 (1999). Резолюция 2348 (2017) определяет полномочия для выполнения текущего мандата МООНСДРК. По состоянию на декабрь 2020 г. общая численность миротворческих сил ООН в ДРК составляла примерно 18316 человек. Более 30 стран представили военный и полицейский персонал для миротворческих усилий.
За 20 лет проведения миссии ООН ситуация в стране по-прежнему остается крайне напряженной. Прошедшие 30 декабря 2018 г. выборы президента не смогли стать отправной точкой для урегулирования ситуации. В этих условиях МООНСДРК неоднократно подвергалась критике как со стороны правительства ДРК, так и руководства некоторых других африканских стран. Это объясняется целым рядом причин. Первая группа проблем связана со структурными особенностями самой организации (ООН), сложностями принятия решений, ограниченностью мандатов. Вторая группа имеет отношение к особенностям и уникальности миротворческих операций в условиях ДРК. Третья группа причин связана со сложной, противоречивой обстановкой, сложившейся в стране. Основными причинами критики миссии ООН в ДРК являются недостаточно быстрая реакция на возникающие конфликты, что связано с системой принятия решений, ограниченность возможностей самой миссии, что связано с ее Мандатом, проблема тесного взаимодействия с местными властями, которые не всегда до конца доверяют миссии.
Ситуация осложняется тем, что, помимо собственных внутренних конфликтов, на территорию ДРК были перенесены продолжающиеся конфликты в соседних государствах (Уганда, Руанда), а также территориальные споры, возникающие с соседними Руандой, Угандой и Бурунди. В ДРК ситуация осложняется широким кругом острых нерешенных социально-экономических и демографических проблем (катастрофическое положение в социальной сфере и медицине, крайняя бедность населения, этническое расслоение, вспышки опасных эпидемий и др.)
Как участник миссии в 2010 г. я был свидетелем межэтнических конфликтов в провинции Итури. В районе города Дунгу местные жители устроили волнения в феврале 2010 г., забаррикадировав дорогу в аэропорт, требуя вывезти беженцев народа ленду в другие районы страны. Эти беженцы скрывались от преследований одной из вооруженных группировок в районе города Фараджи. Их присутствие, по мнению местных жителей, привело к напряженной социальной обстановке. Не хватало гуманитарной помощи, жилья, мест в школах для детей. Во время конфликта более 168000 человек бежали из своих домов в другие части бассейна Конго и соседнюю Республику Конго. В ходе столкновений семь полицейских были убиты. Город был покинут. Люди садились массово на баржи, чтобы по реке Убангу покинуть район столкновений. Повстанцы, сторонники местного командира Удджани, стреляли по баржам с людьми, пытающимися скрыться. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, погибли более 100 человек и 115 000 были вынуждены покинуть свои дома. Стихийный бунт вынудил силы ООН и конголезкой армии вмешаться и положить конец боевым действиям.
С целью улучшения внутренней военно-политической ситуации и установления стабильного мира, кроме миссии МООНСДРК в ДРК, действуют многочисленные представительства других ооновских структур: ПРООН4, ФАО5, ЮНИСЕФ6, ВОЗ7,
4 ПРООН (UNDP) - Программа развития ООН (UnitedNations Development Programme).
5 ФАО (FАО) - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization).
представлены более 60 дипломатических миссий. Однако на практике каких-либо значимых и положительных изменений не происходит.
По нашему мнению, которое в целом разделяет большинство экспертов, основная причина заключается в искусственном поддержании напряженной ситуации в стране и регионе, в ее разжигании в угоду тем сторонам конфликта, которые заинтересованы в незаконной эксплуатации и вывозе природных ресурсов страны за рубеж. В качестве примера можно привести незаконную добычу золота в провинции Итури и вывоз золота на территорию Уганды из района Авеба, незаконную добычу урана связанными с США группировками в районе города Донго и вывоз урана на территорию Уганды. Осложнение ситуации в новом тысячелетии связано, по нашему мнению, с всевозрастающим спросом электронной промышленности на редкоземельные металлы, включая литий, торий, вольфрам, ниобий и многие другие.
Когда во главе государства утверждается представитель одного из этносов, он, как правило, предоставляет ряд привилегий своим соплеменникам, назначая их на должности, исходя из семейных и родовых связей. Такая ситуация противоречит интересам всего полиэтничного народа страны, вызывает острое сопротивление противоборствующих этносов и кланов. Отсутствие общенациональной концепции развития страны приводит к росту межплеменных противоречий. Локальные конфликты ведут к хаосу с тенденцией распространения на другие районы.
Утвердившийся начиная с Чомбе8 в стране авторитарный стиль правления создает постоянную угрозу стабильности в ДРК.
На взгляд автора статьи одним из выходов из сложившейся ситуации может стать создание подлинно парламентской республики, с участием представителей всех этносов. Деятельность президента страны не должна сводиться, как это происходит сейчас, к узурпации власти и диктатуре, а быть подотчетной парламенту, служить интересам всех этносов страны и способствовать разрешению существующих противоречий.
В связи с этим становится очевидной другая проблема: воспитание политических лидеров, способных обновить политическую арену страны в сторону укрепления демократических институтов. Проведение же жесткой линии в отношении политических оппонентов приводит к обратной реакции и гибели демократии.
Следующим важным шагом к укреплению внутриполитической обстановки должно стать укрепление безопасности и создание сильной боеспособной армии. В этой связи в 2010 г. власти страны разработали Национальную программу реформы вооруженных сил ДРК, которая ставила целью создать современную, эффективную, профессиональную армию, которая соответствовала бы масштабам страны, адаптировать ее к актуальным задачам в области обеспечения безопасности, разработать доктрину и определиться с ее бюджетом.
Этот долгосрочный поэтапный документ рассчитан на 15 лет и предусматривает создание к 2025 г. обученной и оснащенной армии, способной решать задачи обороноспособности страны.
В разгар начавшегося в 1999 г. и продолжающегося по сегодняшний день военно-политического кризиса в ДРК со страниц конголезской прессы не сходят сводки о насилии, убийствах и боестолкновениях в восточных регионах страны. В ежегодном докладе представителя Генсека ООН в ДРК отражены факты уровня насилия, происходящего
6 ЮНИСЕФ (UNISEF) - Детский фонд ООН {UnitedNations Children's Fund).
1 ВОЗ {WHO) - Всемирная организация здравоохранения {WorldHealth Organization).
8 Моиз Капенда Чомбе - конголезский и катангский политик и государственный деятель, президент Государства Катанга в 1960-1963 гг., премьер-министр Республики Конго (Леопольдвиль) в 19641965 гг.
в стране. Например, в провинции Киву за истекший период из-за действий местных группировок погибли 85 гражданских лиц (в том числе 10 женщин и 6 детей), были изнасилованы 13 женщин, беженцами стали 5149 семей.
При вооруженных столкновениях этносов неминуемо создаются потоки беженцев в другие регионы страны, населенными другими этносами, что в свою очередь провоцирует новые конфликты.
Препятствуют развитию страны не только цикличные конфликты, но и обременяющее сотрудничество с традиционными партнерами. Такие структуры, как Всемирный банк, Евросоюз, ПРООН, разработали множество так называемых программ развития ДРК, увеличивающих при этом долговое бремя Республики. Эксперты часто задаются вопросом, насколько эффективна помощь Запада африканской стране.
Тем не менее, несмотря на многомиллионные вливания, страна на протяжении десятков лет остается одной из самых экономически отсталых в мире. Многие аналитики сходятся во мнении, что дорогостоящие проекты развития чаще всего работают на них самих же, а не на конголезцев. Теневая экономика в ДРК процветает, а вместе с ней -нелегальный вывоз ценнейших полезных ископаемых (колтан, вольфрам, касситерит, золото, алмазы и многое другое), конечный пункт назначения которых находится в крупнейших индустриальных корпорациях Европы и Америки.
Как показал анализ, колоссальные финансовые потоки, идущие в ДРК, имеют целью прежде всего защитить сферу сырьевых интересов иностранных компаний в этой стране. Как раз в этом и проявляется политика двойных стандартов западных, а теперь и восточных партнеров.
В ДРК имеется солидный интеллектуальный потенциал в политической, военной, экономической и культурной сферах. В академиях, университетах и других учебных заведениях работают талантливые ученые и политические аналитики, хорошо знающие историю страны, региональные особенности и характер того или иного конфликта, с которым приходится сталкиваться в политическом процессе. Если бы власти страны прислушивались к их мнению, тогда можно было бы добиться ощутимых результатов в укреплении национальных институтов, решить проблемы обороноспособности Республики, верховенства закона, экономических и социальных преобразований.
Автор придерживается точки зрения о необходимости минимизации внешнего вмешательства в политические процессы в Конго при активном содействии мирным внутренним процессам, с обязательным участием всех государств, соседствующих ДРК, и, прямо или косвенно, поддерживающих вооруженные бандитские формирования. Все более очевидно, что проблема не может решаться только внутри ДРК, так как большинство незаконных вооружённых формирований финансируются и поддерживаются из соседних государств.
Вооруженная миссия ООН нужна, поскольку в какой-то мере обеспечивает защиту населения, но, имея ограниченный по сути полицейскими функциями мандат, она не способствует снятию и даже смягчению существующих глубоких противоречий. Миссия ООН должна стать площадкой для свободных переговоров всех участников конфликта. В первую очередь необходимо остановить военное противостояние, и уже во вторую - провести новые демократические выборы. Миссия ООН должна осуществлять давление на лидеров стран региона с целью взятия на себя ответственности за дестабилизацию ситуации с участием подконтрольных им сил на территории ДРК.
Представляется также необходимым выработать политический документ, конкретизирующий и согласованный всеми сторонами конфликта процесс разрешения накопившихся и сохраняющихся политических проблем.
Источники
1. Доклад Генерального секретаря ООН об осуществлении Рамочного соглашения о мире, безопасности и сотрудничестве для Демократической Республики Конго и региона. Документ ООН: S/2013/387 от 28 июня 2013 года, https://www.un.org
2. Винокуров Ю.Н. Демократическая Республика Конго. Власть и оппозиция. М., Издательская фирма «Восточная литература». 2003. 286 с.
3. Винокуров, Ю. Н. Демократическая Республика Конго. Власть и оппозиция. М., Восточная литература РАН, 2003. 282 с.
4. Сидорова Г.М. Вооружённые конфликты в Африке на примере Демократической Республике Конго. М., Издательская фирма «Восточная литература». 2013. 399 с.
5. Сорокина О.Ю. Полномочия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2009. 65 с.
6. Kabongo Malu Emmanuel. De la phénoménologie de l'identité collective perdue et de la disparition de la Rd Congolaise comme peuple historique. Supplement au Potentiel. 20.06.2011, p. 12.
ON THE INTERNAL POLITICAL SITUATION IN THE DRC AND THE PROSPECTS OF THE UN MISSION (MONUSCO)
© 2021 Mikhail Tochigin
TOCHIGIN Mikhail Yu., Senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow, 115093, Stremjanniy pereulok, 36, e-mail: mutochigin@hotmail.com
Abstract. This article examines the activities of the UN peacekeeping mission in the Democratic Republic of the Congo (DRC) and the main problems associated with its organization and conduct. The author analyzes the prospects for effective modernization of the UN mission in this country, taking into account the historical socio-political, ethnic, economic contradictions existing there. Based on his own experience of participation in the UN mission in the DRC and the experience of his colleagues, the author provides a comprehensive assessment of the conflict and possible ways to resolve it. The research has shown that mission work can be significantly more efficient under certain conditions. The author, on the basis of personal participation in the UN mission in the DRC, for the first time summarized the problem zones in the work of the mission and the reasons for their existence and proposed direction for increasing the efficiency of the UN mission in the DRC, the prospect for its development.
Despite the multimillion-dollar in fusion, the country has remained one of the most economically backward in the world for decades. Many analysts agree that expensive development projects tend to work for themselves rather than for the Congolese. The shadow economy in the DRC is flourishing, and with it the illegal export of the most valuable minerals (coltan, tungsten, cassiterite, gold, diamonds and much more), the final destination of which is in the largest industrial corporations in Europe and America.
As the analysis has shown, the colossal financial flows going to the DRC are primarily aimed at protecting the sphere of raw material interests of foreign companies in this country. This is precisely where the policy of double standards of Western and now Eastern partners is manifested.
Keywords: Democratic Republic of Congo, MONUSCO, peacekeeping, armed conflict, Africa, United Nation Security Council.
DOI: 10.31132/2412-5717-2021-54-1-46-51
References
Kabongo Malu Emmanuel. De la phénoménologie de l'identité collective perdue et de la disparition de laRD Congolaise comme peuple historique. Supplement au Potentiel. 20.06.2011, p. 12.
Sidorova G.M., Vooruzhennye konflikty v Afrike na primere Demokraticheskov respubliki Kongo (Armed conflicts in Africa on the example of the Democratic Republic of Congo). Publishing house «Vostochnaja Literatura». 2013. 399 p.
Sorokina O.Yu., Polnomochiva Soveta Bezopasnosti Organizatsii Obvedinennvh Natsiv (PhD (jurisprudence). Powers of the UN Security Council: Dissertation). Moscow. 2009. 65 p.
Vinokurov Yu. N., Demokraticheskava Respublika Kongo. Vlast i oppozitsiva. (Democratic Republic of Congo. Power and Opposition). Publishing house «Vostochnaja Literatura». Moscow. 2003.
UN Secretary General's report on the implementation of the framework agreement for peace, security and cooperation for the Democratic Republic of Congo and the region, UN document: S/2013/387 dated of 28 June 2013.