Актуальная тема
О ФИНАНСОВОМ УЧАСТИИ РОССИИ В АФРЭКСИМБАНКЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ НЕСЫРЬЕВОГО
ЭКСПОРТА В АФРИКУ*
© 2017 И.О. Абрамова, Л.Л. Фитуни
АБРАМОВА Ирина Олеговна, чл.-корр. РАН, доктор экономических наук, директор Института Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. [email protected]
ФИТУНИ Леонид Леонидович, чл.-корр. РАН, доктор экономических наук, заместитель директора Института Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам участия России в африканских международных организациях как средству стимулирования несырьевого экспорта из страны и решения задач ускорения экономического развития и модернизации экономического потенциала РФ. Показано, что активное международное экономическое сотрудничество в финансово-банковской сфере будет способствовать росту эффективности системы коммуникаций, технологий и инноваций, повышению восприимчивости отечественной экономики и общества к инновациям, развитию наукоемкого бизнеса, формированию инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охране, управлению и защите интеллектуальной собственности. Участие в Афрэксимбанке может дать необходимый импульс для обеспечения связи крупных компаний и органов государственной власти Российской Федерации с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также их вовлечению в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков, каковыми являются рынки Африки.
Ключевые слова: Россия, Афрэксимбанк, несырьевой экспорт, инвестиционные проекты, инновации, новые рынки, внешнеэкономическая стратегия, малый и средний бизнес
В октябре 2017 г. Правительство Российской Федерации поддержало предложение Минпромторга России о финансовом участии Российской Федерации в Африканском экспортном импортном банке (Афрэксимбанке, Afreximbank, African Export-Import Bank) за счёт перераспределения средств в объёме 2 млрд рублей, предусмотренных в 2017 году для АО «Российский экспортный центр» на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческим банкам [1].
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН на 2018 г. “22. Анализ и прогноз новых глобальных вызовов для России”. Подпрограмма «Африка в новых глобальных реалиях: вызовы и возможности для России».
Премьер-министр РФ Д.А. Медведев дал поручение Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову) внести в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих нормативных правовых актов в установленном порядке о финансовом участии РФ в Афрэксимбанке [2].
Кроме этого, Минпромторгу вместе с АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ») и Минэкономразвития было поручено обеспечить скоординированное функционирование в рамках единой стратегии развития и единых пакетов услуг торговых представительств России за рубежом, а также зарубежных и региональных точек присутствия АО «РЭЦ».
Данные решения были приняты по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам [3].
В этом контексте представляется целесообразным подробней проанализировать характер деятельности Афрэксимбанка и возможные направления встраивания экономических акторов из России в его деятельность в интересах обеспечения национальных интересов и реализации внешнеэкономической стратегии РФ.
Структура капитала и организации
Африканский экспортный импортный банк был создан в Абудже (Нигерия) в октябре 1993 года правительствами африканских стран, африканскими частными и институциональными инвесторами, а также неафриканскими финансовыми учреждениями и частными инвесторами в целях финансирования, продвижения и расширения внутриафриканской и внеафриканской торговли. Банк был создан в соответствии с двумя учредительными документами: Соглашением, подписанным государствами-членами и многосторонними организациями, которое предоставляет Банку статус международной многосторонней организации, а также Уставом, регулирующим корпоративную структуру и операции, и подписанным всеми Акционерами. Уставный капитал Банка составляет пять миллиардов долларов США.
Штаб-квартира банка расположена в Каире, столице Арабской Республики Египет. Банк начал свою деятельность 30 сентября 1994 года после подписания соглашения о штаб-квартире с правительством принимающей страны в августе 1994 года. Он имеет филиалы (региональные отделения) в Хараре (Зимбабве), Абудже, Абиджане (Кот-д’Ивуар) и Найроби (Кения).
Деятельность Банка регулируется Уставом, который, согласно официальному меморандуму Банка, «соответствует лучшим международным практикам в вопросах управления». В соответствии с политикой Банка его клиенты и партнеры также должны работать в соответствии с принятыми международными стандартами управления.
Банк имеет четыре категории акционеров, а именно:
КЛАСС «А» - включает африканские правительства, центральные банки, африканские региональные и субрегиональные учреждения;
КЛАСС «В» - состоит из африканских частных инвесторов и финансовых учреждений;
КЛАСС «С» - объединяет неафриканские финансовые учреждения, агентства по экспортному кредитованию и частных инвесторов;
КЛАСС «D» - относительно новая категория, созданная в декабре 2012 года, в соответствии с решением учредителей, согласно которому акции могут быть выделены любому лицу или организации.
Афрэксимбанк не подчиняется каким-либо финансовым регуляторам или государственным ведомствам. В то же время декларируется его приверженность международ-
ным требованиям комплайенса. Согласно документам, «философия деятельности Банка заключается в том, чтобы действовать в соответствии с передовой практикой в банковской отрасли, соответствующей международным стандартам» [4].
Афрэксимбанком управляет Совет директоров из 12 человек, состоящий из 10 неисполнительных директоров и двух независимых директоров. Один директор избирается и может быть снят Африканским банком развития (АфБР, African Development Bank Group). Остальные 11 директоров избираются общим собранием. В состав этих одиннадцати директоров входят: три директора от акционеров класса «А»; четыре директора от класса «В»; два директора из класса «С»; и два независимых директора для представления интересов акционеров в целом. При избрании Совета директоров акционеры должны исходить из критериев высокой компетентности кандидатов в необходимых для работы вопросах контроля, экономики, финансов и торговли. Ни один член Совета директоров не может быть должностным лицом в Банке или выдвигаться, назначаться или избираться в любом подобном качестве. Ни один директор не может быть того же гражданства, что и любой другой действующий директор.
Совет директоров Банка имеет подкомитеты, в том числе; Исполнительный комитет (EXCO); Комитет по аудиту; Комитет по управлению филиалами; Комитет по вознаграждениям и ряд других. Эти комитеты периодически отчитываются перед Советом на его ежеквартальных заседаниях. С 21 сентября 2015 г. по настоящее время Президентом и Председателем Совета директоров Банка является нигериец Бенедикт Оки Орама, работающий в данной финансовой организации с 1994 г. До этого он работал в Нигерийском экспортно-импортном банке (Nigerian Export Import Bank). По образованию он специалист по экономике сельского хозяйства, автор 36 статей в нигерийских журналах, некоторые из которых проиндексированы в системах World of Science и Scopus, и одной монографии - «Foundations of Structured Trade Finance» [5].
Операционная деятельность
Несмотря на сложность операционной среды, как в мире в целом, так и на африканском рынке, Банк устойчиво наращивает число проводимых им финансовых трансакций и свое участие в конкретных проектах на континенте. В 2016 г. общий объем утвержденных банком решений по финансированию проектов за год увеличился на 138.71%, достигнув суммы $12.03 млрд. На конец года непогашенные ссуды составили $10.31 млрд, то есть годовой рост достиг 67.24%. Значительная часть роста объема выданных кредитов и согласований была связана с Bank’s Countercyclical Trade Liquidity Facility (COTRALF) - механизмом предоставления ликвидности для противодействия циклическим факторам в торговле [6].
Программы по кредитованию, синдицированию и прямому финансированию составили основу комплекса кредитно-финансовых механизмов, которые Банк использовал в течение года для поддержки стран-членов, финансовых учреждений и юридических лиц в разных частях континента. В 2016 г. Банк утвердил более $8 млрд по кредитным линиям и около $2 млрд каждая, соответственно по линии программ Синдицированного кредитования и Прямого финансирования. На отраслевом уровне крупнейшими бенефициарами финансовых операций Банка остаются финансовые учреждения, выступающие в качестве его посредников по коммерческому финансированию. По каналам последних заемные средства направляются из Банка в различные отрасли и сферы хозяйственной деятельности. Тем самым увеличивается доступность средств и услуг банка по всему континенту, особенно для малых и средних предприятий (МСП). В отраслевом разрезе средства и профильные услуги банка в прошлом году направлялись в
энергетику, сельское хозяйство, отрасли сервиса, металлургию, добывающую и обрабатывающую промышленность [6, с. 11].
Афрэксимбанк играет важную роль в привлечении международного финансирования в Африку в рамках своей Программы синдицирования. Для Африки синдицированное кредитование и инвестирование особенно важны, поскольку они дают возможность на самых ранних стадиях диверсифицировать, и следовательно снизить риски инвестирования в проекты, доходность которых зависит скорее от отраслевых колебаний и долгосрочных трендов, чем от движения фондового рынка.
В 2016 году Банк был назначен уполномоченным ведущим организатором (mandated lead arranger, MLA) или соорганизатором (co-MLA) для восьми проектов синдицирования, которые привлекли около $3.78 млрд. Из этой суммы на долю средств, предоставленных непосредственно самим Банком приходилось $1.89 млрд.
По линии расширения кредитного портфеля Департамент мобилизации ресурсов Афрэксимбанка привлек в течение 2016 г. около $6.5 млрд. Источники этих фондов были разнообразными и включали африканские центральные банки через Депозитную программу (CENDEP) Банка, рынки синдицированных кредитов в евро, рынки облигаций, международные коммерческие банки, агентства экспортного кредитования и учреждения по финансированию развития.
Макроэкономический эффект
Операции и деятельность Банка оказывают влияние на торговлю и экономику Африки по нескольким направлениям, включая поддержку обрабатывающих предприятий и производств в Африке; содействие повышению степени интеграции в национальное хозяйство так называемых анклавных добывающих отраслей стран континента посредством финансирования африканских компаний, занимающихся поставкой товаров и услуг крупным горнодобывающим, нефтяным и газовым компаниям, работающим на всем континенте; финансирование инфраструктуры поддержки торговли в странах-членах; поддержка стран-членов, пострадавших от глобальных потрясений; содействие развитию внутриафриканской торговли; поддержка малых и средних предприятий, встроенных в цепочки поставок на экспорт; содействие диверсификации экспорта путем стимулирования развития экспорта услуг.
В 2016 году Банк одобрил кредиты африканским заемщикам на сумму более чем $12 млрд. Эти средства внесли значительный вклад в развитие компаний финансового сектора, производственных предприятий, компаний, занятых в переработке сельскохозяйственного сырья, в производство электроэнергии, добычу и переработку нефти и газа; транспорта и связи, а также сферы услуг, включая туризм и индустрии гостеприимства в более широком плане. Банк также осуществляет специальные программы финансирования для стран-членов, переживающих негативные последствия экономических шоков, связанных со скачками цен на сырьевые товары, политическими потрясениями, террористическими атаками и другими событиями, которые привели или за очень короткий период могут привести к значительному дефициту валютных поступлений. Для этого в Афрэксимбанке действует специальная программа COTRALF.
Опыт взаимодействия России с региональными и субрегиональными организациями Африки
Участие в финансах Банка открывает перед Россией широкие возможности по вхождению ее частных и государственных экономических структур на африканский рынок
и получению преимуществ и льгот, предусмотренных в рамках национальных, субрегиональных и панафриканских проектов и программ развития.
Конечно, участие России в общеафриканских и местных проектах развития не может и не должно ограничиваться возможностями, предоставляемыми сотрудничеством с Афрэксимбанком. Наша страна продолжает углублять взаимодействие с африканскими партнерами по широкому спектру вопросов глобальной и региональной проблематики, включая обеспечение международной стабильности, укрепление центральной роли ООН, борьбу с международным терроризмом, поиском путей урегулирования и предотвращения региональных конфликтов. О стремлении развивать отношения с африканскими организациями говорит то, что в 2014 г. учрежден пост специального представителя Министра иностранных дел по связям с африканскими региональными организациями.
Как мы неоднократно отмечали ранее [7, 8, 9], Россия поддерживает африканцев в их стремлении играть определяющую роль в решении собственных проблем, связанных с безопасностью и экономикой, а также принимать активное участие в формировании новой архитектуры глобального мироустройства. Очевидно, что социально-экономический прогресс на континенте напрямую зависит от обеспечения долгосрочного мира и стабильности. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в Африке наблюдается активизация деятельности различных террористических организаций, все более упорно пытающихся дестабилизировать обстановку во многих государствах. К наиболее опасным из них относится запрещенные в России так называемое «Исламское государство» (ДАИШ, ИГИЛ), «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Боко харам», «Аш-Шабаб», «Аль-Мурабитун» и ряд других.
В этой связи необходимо отметить, что Россия поддерживает усилия африканцев по формированию основ коллективной безопасности и созданию собственного миротворческого потенциала. В соответствии со своим статусом в Совете Безопасности ООН наша страна вносит весомый вклад в обеспечение мира в Африке, в разработку стратегии и тактики урегулирования вооруженных конфликтов. Мы поддерживаем дружеские контакты с государствами Африканского континента, а также с региональными и субрегиональными структурами, развиваем торговое, инвестиционное и военно-техническое сотрудничество, участвуем в подготовке национальных кадров, последовательно проводим линию на укрепление многоформатного российско-африканского диалога, в рамках которого происходит выстраивание двусторонних отношений без навязывания каких-либо политических условий, на основе учета взаимных интересов. Особое значение придается дальнейшему углублению и диверсификации торгово-экономических связей, обладающих, по общепринятым оценкам, весомым потенциалом [10].
Отношения России с Африканским союзом (АС) имеют позитивную динамику. Нашей страной неоднократно высказывалась заинтересованность в интенсификации сотрудничества с организацией по широкому кругу международных вопросов, в том числе готовность в качестве постоянного члена Совета Безопасности помогать осуществлению взаимодействия между СБ ООН и Советом мира и безопасности Африканского союза (СМБ АС) по проблематике урегулирования конфликтов на континенте.
Приоритетное внимание уделялось диверсификации связей с интеграционными структурами континента, прежде всего с АС, где Россия с 2006 г. имеет статус наблюдателя. Существует обоюдная заинтересованность в расширении взаимодействия, в том числе с учетом подписанного в сентябре 2014 г. Меморандума о взаимопонимании между МИД России и Комиссией Африканского союза относительно механизма проведения политических консультаций.
Особое внимание уделяется проблематике урегулирования региональных конфликтов и кризисных ситуаций с упором на положение в Южном Судане, Мали, Центральноафриканской Республике, Демократической Республике Конго. Однако, несмотря на подписанный Меморандум и значительное продвижение политического диалога, не так активно, как хотелось бы, развивается торгово-экономическое сотрудничество, налаживаются научные, образовательные, гуманитарные и культурные связи. Хотя уже сегодня в рамках регулярных консультаций с Африканским союзом предметно рассматриваются возможности подключения российских операторов к реализации крупных проектов, в частности в рамках программы «Новое партнерство для развития Африки» ((НЕПАД, New Partnership for Africa's Development, NEPAD). Имеются перспективные наработки в сфере образования. В рамках гуманитарного взаимодействия 10 тыс. африканских студентов обучаются в российских вузах. Взаимообмен может стать многосторонним, поскольку АС создал Панафриканский университет, объединяющий лидирующие вузы государств Африки. Это предмет для сотрудничества в перспективе с наиболее крупными вузами России. Кроме того, между Россией и АС установлено государственно-частное партнерство, механизмы которого помогли России внести свой вклад с борьбу с вирусом «Эбола» на сумму более $60 млн, в том числе в разработку вакцины, создание госпиталей, медицинскую помощь и карантинные меры.
Предпринимаются целенаправленные шаги по расширению связей с Сообществом развития Юга Африки (САДК, Southern African Development Community, Southern African Development Community, SADC). Регулярно прорабатываются возможности совершенствования политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, в том числе актуализации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и САДК об основах взаимоотношений и сотрудничестве от 2003 г.
Важно отметить, что уже начата работа по установлению взаимодействия между Евразийским экономическим союзом, АС, а также САДК. Этому в определенной мере способствует совместное участие РФ и ЮАР в структурах и программах БРИКС.
Кроме существующих структурированных отношений с АС и САДК, создаются и институциональные возможности для контактов с общерегиональными и субрегиональными организациями и институтами. Россия (до 1992 г. СССР) как государство-основатель ООН традиционно активно сотрудничала с Экономической комиссией ООН для Африки (ЭКА ООН), в том числе, направляя в эту структуру своих экспертов и специалистов. Наша страна приветствовала принятие Лагосского плана действий, одна из ключевых целей которого - формирование Панафриканского общего рынка. Налаживается сотрудничество с региональным интеграционным объединением «Общий рынок стран Восточной и Южной Африки» (КОМЕСА, Common Market for Eastern and Southern Africa, COMESA), с которым Россия ведет проработку проекта меморандума об основных принципах взаимоотношений. На очереди аналогичные шаги в отношении «Экономического сообщества стран Западной Африки» (ЭКОВАС, Communaute economique des Etats de I'Afrique de I'Ouest, CEDEAO) и «Экономического сообщества государств Центральной Африки» (ЭККАС, Communaute economique des Etats de I’Afrique centrale, CEEAC, Economic Community of Central African States, ECCAS).
Россия имеет ряд соглашений с общеарабской организацией - Лигой арабских государств (ЛАГ), охватывающей широкий комплекс областей деятельности партнеров: политическую, экономическую, социальную сферы. Она предусматривает проведение на постоянной основе консультаций по политической проблематике, в том числе по ближневосточному конфликту, проблеме Диалога цивилизаций, взаимодействию в экономической сфере, гуманитарному сотрудничеству и т.д.
Среди них - Соглашение РФ с ЛАГ о Российско-Арабском форуме сотрудничества. Оно обладает потенциалом дальнейшего практического развития, в том числе через реализацию его на много- и двусторонней основе (РФ-АРЕ, РФ-Алжир) в уже сложившихся и апробированных рамках, определяемых двусторонними договорами о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической областях, через Межправительственные комиссии о сотрудничестве, через Соглашения о сотрудничестве в конкретных отраслях (соглашения по туризму, по мирному атому, о сотрудничестве в банковской сфере, о сотрудничестве в области образовательных услуг, о создании свободной торгово-экономической зоны, о создании особой промышленной зоны).
В рамках интеграционных процессов на континенте сформировалось значительное число межафриканских институтов сотрудничества. Они аккумулируют кредитно-финансовые ресурсы, поступающие из внешних источников, инициируют и реализуют большое количество проектов с привлечением внеконтинентальных участников. Установление сотрудничества с ними расширяет возможности доступа к использованию их потенциала в интересах российско-африканского партнерства. На сегодня одним из наиболее актуальных направлений представляется присоединение к Африканскому банку развития в целях получения реальной отдачи от членства в нем. Одноразовые и не всегда регулярные российские взносы в размере $100 тыс. порой становятся предметом иронических высказываний в адрес РФ.
Африканский банк развития (АБР) был создан Организацией африканского единства в 1963 г. и начал свою работу в июле 1966 г. со штаб-квартирой в г. Абиджане (Кот-д’Ивуар). В состав его участников входят все африканские государства и 24 нерегиональные страны. Уставный капитал - $100 млрд, подписной - $65.25 млрд, объем ежегодных операций - $5 млрд. По подсчетам экспертов АБР, первоначальный взнос России может составить около $300 млн, вносимый тремя траншами в течение трех лет, что откроет доступ РФ к кредитам АБР.
Как представляется, взаимодействие Российской Федерации с региональными и субрегиональными объединениями в целом имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Прежде всего, это относится к сотрудничеству в области экономики.
Параметры торгово-экономического сотрудничества
Вопрос развития внешнеэкономической деятельности крайне важен для любой страны, и тот факт, что в России этому направлению стали уделять серьезное внимание - очень позитивный тренд. При этом сейчас меняется структура самого экспорта: доля несырьевого экспорта в общем объеме находится у нас на уровне 55-56%. Здесь есть большая заслуга правительства, которое создает и развивает как финансовые, так и нефинансовые механизмы поддержки. Экспорт - это двигатель любой экономики, позволяющий ей выйти из кризиса, а в не кризисное время чувствовать себя вполне уверенно. Экспорт России в 2016 году, по данным Федеральной таможенной службы России, составил $285.5 млрд. По сравнению с 2015 годом он уменьшился на $58.1 или на 16.9%. Основной вклад в отрицательную динамику экспорта внесло топливо, на которое пришлось около 84% совокупного снижения. При этом в декабре 2016 г. экспорт составил $31.4 млрд, увеличившись на 7.7% по сравнению с декабрем 2015 года. Рост достигнут по многим видам продукции, как за счет повышения цен, так и благодаря увеличению объема поставок [11].
Политические и экономические трудности, с которыми столкнулась Россия в 1990-е годы, негативно сказались на состоянии российско-африканских отношений во всех сферах, тогда как СССР активно сотрудничал с большинством африканских государств.
В период реформ произошло резкое сокращение объема политических, экономических, научных и культурных связей.
На сегодняшний день политический капитал, наработанный благодаря поддержке Советским Союзом национально-освободительных движений, во многом утрачен. Сегодня в России обучаются всего 10 тыс. африканских студентов, половина из них - за свой счет. Научно-технические и культурные связи носят скорее символический характер. Объем сотрудничества далеко не соответствует имеющимся возможностям.
В настоящий момент полноценной системной внешнеэкономической политики в отношении африканских стран у России нет. Долгосрочные и достаточно абстрактные планы связываются преимущественно с надеждой на расширение сотрудничества с ЮАР в рамках БРИКС, а также международной деятельностью крупнейших российских корпораций, у которых не всегда имеется стратегия развития бизнеса в Африке. В тех же случаях, когда стратегия у компании все же существует, она не является частью общего и четко определенного национального плана работы на Африканском континенте.
Размер ВВП (по ППС) стран континента в 2015 г. составил $2.28 трлн и был сопоставим с ВВП Франции, Италии, Мексики. При этом достигнутые рубежи российско-африканского сотрудничества представляются более чем скромными, а внешнеторговый оборот колеблется в диапазоне $10-12 млрд в год (в 2015 г. $11.1 млрд, или 2.2% внешнеторгового оборота России с зарубежными странами).
Таблица 1
Несырьевой экспорт России в страны Африки в 2011-2015 гг.,
млрд долл. США
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Северная Африка 5.0 5.7 3.7 4.8 5.7 8.1
Тропическая Африка 1.8 1.4 1.5 1.8 1.8 2.2
Итого 6.8 7.1 5.2 6.6 7.5 10.3
Источник: [23].
Стоимость экспорта стран Северной Африки в абсолютном выражении $8.9 млрд и доля субрегиона в экспорте России достигли (3.1%) в 2016 г. максимума за всю постсоветскую историю. В Тропическую Африку экспорт в стоимостном и долевом выражении был существенно скромнее - $2.5 млрд и 0.9 %, соответственно. Годовой экспорт вырос в Северную Африку на $2.2 млрд (+33% год к году), а в Тропическую Африку -на $0.4 млрд. При этом на Африку в целом приходилось примерно 9% российского несырьевого экспорта, в том числе на страны Северной Африки - 7.3%. В число десяти основных импортеров несырьевой продукции из России входили Алжир (3.5% всей суммы российского несырьевого экспорта за год) и Египет (3.3%). В целом же страны Африки оказались в числе лидеров по приросту абсолютной суммы экспорта из РФ за год: Алжир + $2.02 млрд к 2015 г., Ангола + $0,32 млрд; Египет + $0.26 млрд; Марокко + $0.22 млрд [12].
В целом же, наше сотрудничество сохраняет однобокий характер: в товарной структуре до 70% составляют нефтепродукты, химические удобрения, целлюлозно-бумажная продукция, зерно. В отдельные годы совершаются заметные закупки вооружений. Перспективы роста экспорта России в этих и других сегментах сдерживают традиционные ограничители, связанные с невысоким уровнем экономического развития большинства африканских стран, удаленностью рынка, превосходством Китая во многих подходящих для России товарных нишах.
В Африке востребованы российская высокотехнологичная продукция и технологические услуги. Это и химическая промышленность (удобрения), каучуки, самолеты, наземный транспорт. Настоящий подъем переживает тяжелый транспорт. Например, КАМАЗ на рынках континента очень серьезно «подвинул» конкурентов. По свидетельству руководства Росэксимбанка, в Г ане уже опробовали азиатские и европейские аналоги грузовиков, но сейчас все больше и больше склоняются как раз к КАМАЗам, которые себя зарекомендовали значительно лучше [13].
Российский бизнес в Африке представлен как государственными, так и частными корпорациями. Однако, хотя спектр экономического взаимодействия расширился, на долю Африки приходится всего лишь 1.5% всех зарубежных инвестиций России, объем прямых инвестиций за 2003-2015 гг. составил $15 млрд. От 60% до 70% российских инвестиций направляются в разведку и добычу нефти, газа, урана, бокситов, железной руды, других минералов. В этой сфере действуют 30 российских компаний [14]. Но сегодня расширяется круг африканских государств, с которыми налаживается инвестиционное сотрудничество. Это Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Гана, Либерия, Сьерра-Леоне. ЮАР заинтересована не только в импорте высокотехнологичных российских товаров, но и в их совместном производстве.
С другой стороны, в нашей стране, лишившейся множества месторождений минеральных ресурсов после распада СССР, растет относительный (а по отдельным видам сырья и абсолютный) дефицит ряда наименований полезных ископаемых. В качестве особо значимых позиций можно назвать марганец, хром, бокситы, цинк, олово и некоторые другие, включая стратегические материалы [15].
Инвестиционные проекты
Порядка 80% российских инвестиций в Африку связано с разведкой и добычей природных ресурсов. Деньги идут главным образом в Анголу, Нигерию и ЮАР. В последние годы также в Экваториальную Гвинею, Ботсвану, Гану, Либерию, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Республику Конго, Демократическую Республику Конго, Кению, Мозамбик, Танзанию, Уганду. Следует отметить строительство химических заводов, дорог, мостов [11].
В настоящее время в реализации совместных проектов с компаниями африканских стран участвует ряд крупных российских компаний. Среди них «Алроса», «Лукойл», «Газпром», «Ренова», «Русал», «Росатом», «Роснефть», «Евраз», «Норникель», «Северсталь» и др. Группа компаний «Алроса» с 1992 г. сотрудничает с Анголой в сфере добычи алмазов и гидроэнергетики. В 2015 г. «Алроса» достигла соглашения с государственной ангольской компанией Endiama E.P. (Empresa Nacional de Diamantes E.P.) о совместной разработке новых месторождений Луаши и Чиузо.
Нефтяная компания «Лукойл» занимается разведкой и освоением нефтяных месторождений в прибрежных странах Гвинейского залива (Гана, Кот-д’Ивуар, Камерун, Сьерра-Леоне, Нигерия). Общий объем инвестиций «Лукойла» в страны региона, по оценкам экспертов, превышает $1 млрд. По причине нерентабельности часть активов компании была выведена из проектов в Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуаре. В то же время в 2014 г. «Лукойл» вошел в шельфовый проект американской компании Chevron в Нигерии, получив 45% капитала и 18% прибыли совместного предприятия, а в 2015 г. стал участником проекта по разработке участка Этинде в акватории Республики Камерун (доля «Лукойла» составила 30%).
Корпорация «Газпром», помимо разведки и освоения газовых и нефтяных месторождений, участвует в сооружении газопроводов и другой транспортной инфраструктуры.
Группа компаний «Ренова» осуществляет добычу марганцевой руды, производство ферросплавов, разведку урана и золота в таких странах, как ЮАР, Габон, Мозамбик. Общий объем инвестиций «Реновы» превысил $1 млрд.
Российская объединенная компания «Русал» занимает доминирующие позиции в добыче бокситов в Республике Гвинея. Объем инвестиций компании оценивается в $1.5 млрд. Г винейские бокситы обеспечивают до 60% потребностей «Русала» в этом сырье.
В сентябре 2014 г. было объявлено о создании совместного российско-зимбабвийского предприятия Great Dyke Investments (Private) Limited, владеющего лицензией на разработку месторождения платины Дарвендейл. Российская доля в предприятии составляет 50%, из которых 40% принадлежит консорциуму в составе государственной корпорации «Ростехнологии», Внешэкономбанка, а также инвестиционно-промышленной группы «Ви Холдинг», еще 10% - Центру делового сотрудничества с зарубежными странами.
Подтвержденные запасы платины Дарвендейла, считающегося вторым по запасам месторождением платины в мире, составляют 19 тонн, ресурсы - 755 тонн с учетом других металлов (платина, палладий, родий, золото, никель и медь) в пересчете на условную платину. Работы по его строительству, которые планируется завершить к 2018 г., требуют инвестиций в размере $500 млн Общее количество инвестиций в разработку до 2055 г. оценивается в $3 млрд.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» предлагает африканским странам свои услуги по строительству АЭС, а также проводит разведку и добычу урановой руды. Наибольшие перспективы для компании в настоящее время представляют возможности сотрудничества с ЮАР. В сентябре 2014 г. было подписано межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве в области атомной энергетики и промышленности между Россией и ЮАР. Однако соглашение носит рамочный характер и не ставит точку в борьбе за подписание контрактных обязательств. Главными конкурентами «Росатома» в ЮАР выступает французская корпорация Areva, а также компании КНР, Республики Корея, США и Японии.
19 ноября 2016 г. в Каире было заключено российско-египетское межправ ительст-венное соглашение о сооружении первой в стране атомной электростанции эль-Дабаа в составе четырех энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Тогда же стороны заключили соглашение о предоставлении АРЕ государственного экспортного кредита объемом $25 млрд на возведение АЭС. Проект планируется реализовать за 12 лет. Выплаты Египтом по кредиту начнутся в октябре 2029 г. Атомная электростанция будет возведена на северном побережье страны в 3.5 км от Средиземного моря в районе города Эль-Аламейн.
Россия входит в десятку крупнейших поставщиков продовольствия в страны Африки с общим объемом продовольственного экспорта в 2017 году $387 млн При этом экспорт российского продовольствия в Нигерию составил $261 млн (рост на 2% в сравнении с 2016 г). У российских экспортеров продовольствия есть определенные преимущества в транспортной логистике через черноморские порты даже по сравнению с немецкими, польскими и среднеевропейскими экспортерами. По сравнению с другими крупными поставщиками продовольствия Россия выигрывает по скорости доставки грузов в порты Северной и Восточной Африки и Ближнего Востока. По мнению российского министра сельского хозяйства Александра Ткачева в России давно сложился собственный, внутренний рынок халяльной продукции. В последние годы все больше мясоперерабатывающих предприятий проходят сертификацию «Халяль». Сейчас в реестре уже более 30 крупных сертифицированных предприятий, которые выпускают более 70 наименований продукции. «Мы рассматриваем рынки таких стран, как Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Марокко, Кувейт, Пакистан и Египет перспективными с точ-
ки зрения развития экспорта халяльной продукции», - сообщил глава Минсельхоза России [16].
Объявлено об официальном старте в 2018 г. продаж автотехники «КАМАЗ» в ЮАР. В течение 2018 г. в ЮАР будет отгружено не менее сотни полнокомплектных грузовиков «КАМАЗ», с 2019 г. компания планирует экспортировать не менее 300 грузовиков в год, при этом возможна корректировка объёмов в сторону увеличения. В ближайшее время в регионе начнет функционировать склад грузовиков и запчастей «КАМАЗ». В 2016 году в ЮАР уже были отгружены четыре самосвала с целью проведения испытаний. В январе 2018 г. должна завершиться поставка 54 самосвалов «КАМАЗ». Самосвальные вариации грузовиков востребованы в ЮАР, поскольку в стране ведется добыча полезных ископаемых. «КАМАЗ» впервые участвовал в проводимой в Йоханнесбурге выставке Bauma CONEXPO AFRICA, на которую традиционно собираются представители около сотни стран со всего мира. В ближайшем будущем техника «КАМАЗ» будет представлена у официальных дилеров компании BELL в 12 африканских странах, включая Ботсвану, Намибию, Свазиленд, Зимбабве, Замбию, Маврикий и Мадагаскар [17].
Заключение
Активное международное экономическое сотрудничество в современной финансово-банковской сфере будет способствовать росту эффективности системы коммуникаций, технологий и инноваций, повышению восприимчивости отечественной экономики и общества к инновациям, развитию наукоемкого бизнеса, формированию инструментов поддержки трансляционных исследований и организации системы технологического трансфера, охране, управлению и защите интеллектуальной собственности. Участие в Афрэксимбанке может дать дополнительный импульс для обеспечения связи крупных компаний и органов государственной власти Российской Федерации с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также для их вовлечения в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков, каковыми являются рынки Африки.
В прикладном плане эффект от планируемого членства в Афрэксимбанке будет зависеть от многих конкретных компонентов реализации отработанной концепции стратегических и тактических действий российского оператора, непосредственного участия в нем. В этом смысле слабым звеном часто становится увлечение технологическим финансовым аспектом деятельности взамен должного и адекватного анализа специалистами по африканским рынкам качественного содержания и реализуемости предстоящих проектов участия.
В этом смысле представляется, что экспертные оценки и анализ квалифицированных ученых из Института Африки РАН являются едва ли не обязательным этапом осмысленной и эффективной деятельности на рассматриваемом направлении. Именно они могут обеспечить африканский вектор того, что ведущие российские профессионалы в области отечественного несырьевого экспорта назвали «конвертирование институциональных и организационных реформ, экономических и административных усилий в сфере поддержки экспорта в конкретные количественные и качественные результаты, понятные и ожидаемые экспортерами и всей российской экономикой» [18, с. 353].
Финансовое участие Российской Федерации в Афрэксимбанке следует рассматривать как важный элемент в создании системы государственной поддержки национальных компаний, обеспечивающий их технологический прорыв и занятие устойчивого положения на новых, формирующихся рынках, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы [19].
В среднесрочной перспективе, по нашем мнению, это будет способствовать решению стратегической задачи отечественного развития - возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития.
Следует признать, что реализации этих планов на современном этапе мешают не столько естественные проблемы, связанные с освоением новых рынков и циклами экономической конъюнктуры, сколько развернутая конкурентами российского бизнеса кампания, призванная убедить общественное мнение в том, что России в условиях «дефицита федерального бюджета, сокращения пенсий в реальном выражении и нехватки 266 млрд рублей на зарплаты врачам» не стоит «лезть» в Африку, повторяя опыт Советского Союза [20]. Нашему бизнесу нужно-де «не тренироваться на слабаках», а бросить усилия на освоение рынков США, Канады, ЕС с помощью высокотехнологичного экспорта.
Подобные призывы в условиях откровенно враждебной России внешнеэкономической политики указанных государств свидетельствуют либо о недостаточном понимании реальных механизмов функционирования господствующей модели мирового экономического развития [21, 22], либо о намеренной канализации экономических усилий Российского государства на заведомо нереализуемые на данном этапе цели. Конечно, все может объясняться и простым стремлением перевести часть госресурсов на уже привычные некоторым отечественным структурам схемы их «освоения», отнюдь не в интересах общественной прибыли.
Опыт таких стран как Китай показывает, что можно добиться реализации весьма амбициозных целей во внешнеэкономической сфере, если двигаться к ним последовательно и обстоятельно в соответствии тщательно продуманной и всесторонне обеспеченной стратегии, а не надеяться на чудо «большого скачка».
Источники
1. http://govemment.ru/dep_news/29903/ [дата обращения 30.12.2017]
2. http://government.ru/orders/selection/401/29896/ [дата обращения 30.12.2017]
3. http://tass.ru/ekonomika/4684859 [дата обращения 30.12.2017]
4. https://afreximbank.com/about-us/corporate-governance/compliance/ [дата обращения 20.12. 2017]
5. Oramah, Benedict Okey. Foundations of Structured Trade Finance. London: Ark Group, 2015. 198 pp. ISBN 978-1-78358-233-4
6. African Export-Import Bank/Banque Africaine D’Import-Export. Transforming Africa’s Trade Annual Report 2016. Cairo. 2017. р. 10
7. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Потенциал африканского континента в стратегии развития российской экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2017, т. 61, № 9, с. 24-35
Abramova I.O., Fituni L.L. (2017) The Potential of the African Continent in the Development Strategy of the Russian Economy // World Economy and International Relations, 2017, vol. 61, no. 9, pp.24-35
8. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. «Африканская деловая инициатива» - практический шаг к активному взаимодействию России и Африки // Азия и Африка сегодня. 2016, № 9 (710), с. 2-5.
Abramova I.O., Fituni L.L. (2016) «Afrikanskaya delovaya initsiativa» - prakticheskiy shag k aktivnomu vzaimodeystviyu Rossii i Afriki [«African Business Initiative» - a practical step towards active interaction between Russia and Africa] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]... № 9 (710), рр. 2-5
9. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Адаптация «африканского вектора» внешнеэкономической политики РФ к меняющейся экономической конъюнктуре на континенте // Ученые записки Института Африки РАН. 2017, № 1 (38), с. 24-36
Abramova I.O., Fituni L.L. Adaptatsiya «afrikanskogo vektora» vneshneekonomicheskoy politiki RF k menyayushcheysya ekonomicheskoy kon"yunkture na kontinente // Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. 2017, № 1 (38), pp. 24-36
Abramova I.O., Fituni L.L. Adaptation of the "African vector" of Russia's foreign economic policy to the changing economic conjuncture on the continent // Journal of the Institute for African Studies. 2017, no. 1 (38), pp. 24-36
10. Фитуни Л.Л., Африка: ресурсные войны XXI века. Москва, 2012. 248 сс. ISBN: 978-591298-107-4
Fituni L.L., (2012) Afrika: resursnyye voyny XXI veka. [Africa: Resource Wars of the 21st Century]. Moscow: InAfr
11. http://eximbank.ru/about/press/smiitem.php?page=46340 [дата обращения 30.12.2017]
12. https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/dinamika-eksporta-rossii/ [дата обращения 30.12.2017]
13. https://1prime.ru/News/20170228/827196556.html [дата обращения 04.05. 2017]
14. Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9, с. 8-14
Fituni L.L. (2010). Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. [The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9. рp.8-14
15. Абрамова И.О.Новая роль Африки в мировой экономике XXI века. Москва, 2013. 323 с. ISBN: 078-5-91298-137-1
16. http://www.rusexporter.ru/news/detail/6120/?sphrase_id=56243 [дата обращения 30.12. 2017]
17. https://kamaz.ru/press/releases/v_yuar_startovali_prodazhi_avtotekhniki_kamaz/?sphrase_id =5032446 [дата обращения 30.12.2017]
18. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой российский экспорт: Тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М., BABT. 2015, 376 cc. ISBN 978-5 9547-0150-0
Spartak A.N., Frantsuzov V.V., Khokhlov A.V. Mirovoy rossiyskiy eksport: Tendentsii i perspektivy razvitiya, sistemy podderzhki. M., 2015, 376 p.
Spartak AN, Frantsuzov VV, Khokhlov A.V. World Russian exports: Trends and development prospects, support systems. M., 2015. 376 p.
19. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации // www.kremlin.ru/acts/ba nk/41449 [дата обращения 24.08. 2017]
20. Россия потратит 2 млрд долл. на помощь Африке // http://www.finanz.ru/novosti/ aktsii/rossiya-potratit-%242-mlrd-na-pomoshch-afrike-1006159460 [дата обращения 30.12.2017]
21. Фитуни Л. Л., Абрамова И.О. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7. с. 3-15
Fituni L.L., Abramova I.O. (2012) Zakonomernosti formirovaniya i smeny modeley mirovogo ekonomicheskogo razvitiya//Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya.. № 7, pp. 3-15
Fituni L.L., Abramova I.O. Regularities of formation and change of models of world economic development // World economy and international relations. 2012. № 7, pp. 3-15
22. Фитуни Л.Л. Смена моделей мирового развития и глобальное управление в цивилизационном измерении // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2013, № 4, c.18-29
Fituni L.L. (2013). Smena modeley mirovogo razvitiya i global'noye upravleniye v tsivilizatsionnom izmerenii. [Change of patterns of world development and global governance in the civilizational dimension.] // Vostok. Afro-Aziatskiye obshchestva: istoriya i sovremennost'. [Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity]. No. 4. pp. 18-29
RUSSIA’S FINANCIAL PARTICIPATION IN AFREXIMBANK AND PROSPECTS OF NON-PRIMARY COMMODITIES EXPORTS TO AFRICA
© 2017 Irina Abramova, Leonid Fituni
ABRAMOVA Irina O., Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka str., Moscow 123001, Russian Federation. [email protected]
FITUNI Leonid L., Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka str., Moscow 123001, Russian Federation. [email protected]
Abstract. The article fills in the gaps in research of Russia's participation in African international organizations as a means of stimulating non-primary exports and solving the problems of accelerating economic development and modernizing the economic potential of the Russian Federation. It is shown that active international economic cooperation in the financial and banking spheres will contribute to the efficiency growth of the communications, technologies and innovations, will increase the susceptibility of the domestic economy and society to innovations, as well as boost the development of a knowledge-based business, the creation of tools for supporting translational research, the organization of a technology transfer system and protection of intellectual property. The authors argue that, at the moment, Russia does not have a full-fledged consistent foreign economic policy towards African countries. Russian presence on this vast and promising continent mainly rotates around the planned expansion of cooperation with the Republic of South Africa within the BRICS, as well as the international activities of the largest Russian companies, which also do not always have consistent and coordinated business development strategies in Africa. In cases where the strategy does exist, it is not part of a general and well-defined national work plan for the African continent. Participation in Afreximbank can give the necessary impulse to connecting large companies and public authorities of the Russian Federation with small and mediumsized innovative, scientific and educational organizations, as well as their involvement in technological renewal of the economy and the creation of new markets, such as the markets of Africa. The efficacy of the membership in Afreximbank will depend on many specific components of implementing the proven concept of strategic and tactical actions of the Russian operator of direct participation in it. In this sense, the fixation on the financial technological side of matter instead of due analysis of the quality and the feasibility of the future projects by experts on African markets may pose a real challenge. Expert assessments and analysis by qualified professional scientists from the Institute of African Studies of the Russian Academy of Sciences may be one way of ensuring the desired results.
Keywords: Russia, Afreximbank, non-primary commodities export, investment projects, innovations, new markets, foreign economic strategy, small and medium-sized businesses
References
Abramova I.O., Fituni L.L. (2016) «Afrikanskaya delovaya initsiativa» - prakticheskiy shag k aktivnomu vzaimodeystviyu Rossii i Afriki ["African Business Initiative" - a practical step towards active interaction between Russia and Africa] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9 (710), pp. 2-5
Abramova I.O., Fituni L.L. Adaptatsiya "afrikanskogo vektora" vneshneekonomicheskoy politiki RF k menyayushcheysya ekonomicheskoy kon"yunkture na kontinente. [Adaptation of the "African vector" of Russia's foreign economic policy to the changing economic conjuncture on the continent]
Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. [Journal of the Institute for African Studies]. 2017, № 1 (38), pp.24-36
Abramova I.O., Fituni L.L. Potentsial afrikanskogo kontinenta v strategii razvitiya rossiyskoy ekonomiki [The Potential of the African Continent in the Development Strategy of the Russian Economy] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2017, vol. 61, no. 9, pp. 24-35
Abramova I.O..Novaya rol'Afriki v mirovoy ekonomike XXI veka. [New role of Africa in the world economy of the XXI century]. Moscow 2013. 323 pp. ISBN: 078-5-91298-137-1
African Export-Import Bank/Banque Africaine D’Import-Export. Transforming Africa’s Trade. Annual Report 2016. Cairo. 2017, p. 10
Decree of the President of the Russian Federation of 01.12.2016 N 642 "About Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation // www.kremlin.ru/acts/ba nk/41449 [accessed on 24.08. 2017]
Fituni L.L. Ekonomika Afriki: vyzovy postkrizisnogo razvitiya. Stat'ya 2. Real'nyy sektor vchera, segodnya, zavtra. [The economy of Africa: the challenges of post-crisis development. Article 2. Real sector yesterday, today, tomorrow] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 9, 2010. pp.8-14
Fituni L.L. Smena modeley mirovogo razvitiya i global'noye upravleniye v tsivilizatsionnom izmerenii. [Change of patterns of world development and global governance in the civilizational dimension.] // Vostok. Afro-Aziatskiye obshchestva: istoriya i sovremennost'. [Oriens. Afro-Asian societies: history and modernity] 2013, № 4, pp. 18-29
Fituni L.L., (2012) .Afrika: resursnyye voyny XXI veka. [Africa: Resource Wars of the 21st Century]. Moscow: InAfr 248 pp. ISBN: 978-5-91298-107-4
Fituni L.L., Abramova I.O. (2012) Zakonomernosti formirovaniya i smeny modeley mirovogo ekonomicheskogo razvitiya [Regularities of formation and change of models of world economic development] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2012, № 7, pp. 3-15
http://eximbank.ru/about/press/smiitem.php?page=46340 [accessed on 30.12.2017] http://government.ru/dep_news/29903/ [accessed on 30.12.2017] http://government.ru/orders/selection/401/29896/ [accessed on 30.12.2017] http://tass.ru/ekonomika/4684859 [accessed on 30.12.2017]
http://www.rusexporter.ru/news/detail/6120/?sphrase_id=56243 [accessed on 30.12.2017] https ://1prime.ru/News/20170228/827196556.html [accessed on 04.05. 2017] https://afreximbank.com/about-us/corporate-governance/compliance/ [accessed on 20.12.2017] https://kamaz.ru/press/releases/v_yuar_startovali_prodazhi_avtotekhniki_kamaz/?sphrase_id=503 2446 [accessed on 30.12.2017]
https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/dinamika-eksporta-rossii/
[accessed on 30.12.2017]
Oramah, Benedict Okey. Foundations of Structured Trade Finance. London: Ark Group, 2015. 198 pp. ISBN 978-1-78358-233-4
Russia will spend $2 bn on aid to Africa // http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rossiya-potratit-%242-mlrd-na-pomoshch-afrike-1006159460 [accessed on 30.12.2017]
Spartak A.N., Frantsuzov V.V., Khokhlov A.V. «Mirovoy rossiyskiy eksport: Tendentsii i perspektivy razvitiya, sistemy podderzhki». ["World Russian exports: Trends and development prospects, support systems"] M., VAVT. 2015. 376 рр. ISBN 978-5 9547-0150-0