Научная статья на тему 'Сотрудничество России со странами Ближнего Востока и Северной Африки на современном этапе'

Сотрудничество России со странами Ближнего Востока и Северной Африки на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / научно-техническое / инвестиционное сотрудничество / трансфер технологий / инновационный потенциал / Северная Африка / Ближний Восток / import substitution / scientific / technical / investment cooperation / transfer of technologies / innovation potential / North Africa / Middle East

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алешин К. А.

Статья посвящена исследованию новых возможностей расширения торгово-экономического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки в условиях реализации политики импортозамещения. Автором проведен анализ потенциала научно-технического, инвестиционного сотрудничества, дана оценка перспективам экспорта высокотехнологичной продукции, произведенной в России с применением передовых зарубежных технологий. Доказано наличие научно-технического потенциала отдельных стран рассматриваемого региона с учетом интересов России в привлечении новых технологий в целях строительства современных высокотехнологичных производственных мощностей. Определены возможности импорта капитала из стран Персидского залива для осуществления проектов, реализуемых в России в рамках программы импортозамещения. Дана оценка возможностям экспорта в страны БВСА отдельных групп отечественной гражданской высокотехнологичной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present stage of Russia’s cooperation with the countries of the Middle East and North Africa

Research of the new opportunities of trade and economic cooperation expansion of Russia with the countries of the Middle East and North Africa in terms of import substitution policy. The author assessed the scientific, technical, investment cooperation potential of Russia with MENA states, the prospects of export of the hi-tech production manufactured in Russia with a use of the advanced foreign technologies. Results: The scientific and technical potential of the certain countries of the considered region, taking into account interests of Russia in attraction of new technologies for construction of modern hi-tech production, is proved. Possibilities of the capital import from the Gulf States for implementation of the projects in Russia within the import substitution program are defined. An assessment is given to the export opportunities for the range of groups of the Russian civil hi-tech products are defined.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество России со странами Ближнего Востока и Северной Африки на современном этапе»

Экономическое сотрудничество

Алешин К.А., кандидат экономических наук

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2017 Алешин К. А.

Аннотация: Статья посвящена исследованию новых возможностей расширения торгово-экономического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки в условиях реализации политики импортозамещения. Автором проведен анализ потенциала научно-технического, инвестиционного сотрудничества, дана оценка перспективам экспорта высокотехнологичной продукции, произведенной в России с применением передовых зарубежных технологий. Доказано наличие научно-технического потенциала отдельных стран рассматриваемого региона с учетом интересов России в привлечении новых технологий в целях строительства современных высокотехнологичных производственных мощностей. Определены возможности импорта капитала из стран Персидского залива для осуществления проектов, реализуемых в России в рамках программы импортозамещения. Дана оценка возможностям экспорта в страны БВСА отдельных групп отечественной гражданской высокотехнологичной продукции.

Ключевые слова: импортозамещение, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество, трансфер технологий, инновационный потенциал, Северная Африка, Ближний Восток

Введение

Текущая ситуация в мировой экономике остается неблагоприятной, что стало следствием замедления роста ведущих экономик мира, в частности КНР, падением цен на энергоресурсы, волатильности на фондовых рынках, политической нестабильности в ряде регионов мира, в особенности на Ближнем Востоке и в Африке.1 Согласно оценкам Всемирного банка в 2016 году экономики развивающихся стран выросли на 3,5% -несколько ниже, чем в среднем за последнее время. Экспортеры энергоресурсов пытаются приспособиться к условиям низких цен на сырье, и рост их экономик оценивается в среднем только на 0,4%.

Все эти факторы, имеющие глобальный характер, отразились и на состоянии отечественной экономики, темпах ее развития.

Серьезным вызовом для национального хозяйства Российской Федерации стало введение весной 2014 года западными государствами односторонних торгово-ограни-чительных мер, которые затронули ключевые отрасли отечественной экономики.

Кроме того, причинами сложившейся ситуации в российском хозяйстве являются и накопившиеся за многие десятилетия проблемы структурного характера, прежде всего это относится к принципиальной зависимости от экспорта энергоносителей.

Под влиянием указанных негативных факторов в течение 2015 года в России наблюдалось ухудшение ряда макроэкономических показателей. В то же время был отмечен рост в сельском хозяйстве, хорошие результаты показали отдельные обрабатывающие отрасли, замедлились темпы оттока капитала. На сегодняшний день остается низким размер внешнего государственного долга, одновременно Россия входит в число стран с наибольшими золотовалютными резервами. По-прежнему сохраняется положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Наблюдавшаяся положительная динамика по ряду ключевых экономических показателей стала следствием своевременно принятых руководством страны решений, которые позволили избежать возможных неблагоприятных сценариев развития и адаптироваться к новым политико-экономическим реалиям.

В текущих условиях активизировалась работа в области импортозамещения, стимулирования высокотехнологичного экспорта, действия по привлечению иностранного капитала в несырьевые сектора национального хозяйства, активизация научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

С точки зрения развития указанных приоритетов логичным представляется углубление сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки, в частности: (1) трансфер североафриканских технологий в Российскую Федерацию; (2) экспорт высокотехнологичной продукции, произведенной в рамках программы импортозамещения на территории Российской Федерации, в страны БВСА; (3) импорт ближневосточного капитала в Россию для создания современных высокотехнологичных предприятий.

Для оценки возможности достижения практических результатов на первом из трех направлений целесообразным видится анализ стран региона по показателю развития их инновационной деятельности. Нижеприведенный рейтинг составлен экспертами бизнес-школы INSEAD и предлагает исследование 128 экономик мира (таблица 1).

Таблица 1

Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index), 2016 г.

Страна Место (совокупный индекс) Оценка (инновационное развитие) Место (экспорт инноваций) Оценка (экспорт инноваций) Место (импорт инноваций) Оценка (экспорт инноваций)

ОАЭ 41 39,35 75 24,18 25 54,53

Россия 43 38,50 47 30,31 44 46,69

КСА 49 37,75 54 28,51 43 46,99

Катар 50 37,47 58 26,88 41 48,05

Бахрейн 57 35,48 67 26,17 51 44,79

Кувейт 67 33,61 56 28,37 78 38,84

Ливан 70 32,70 57 27,62 85 37,78

Марокко 72 32,26 70 25,58 75 38,93

Оман 73 32,21 86 22,32 63 42,10

Тунис 77 30,55 84 23,00 82 38,10

Иордания 82 30,04 77 24,06 88 36,01

Страна Место (совокупный индекс) Оценка (инновационное развитие) Место (экспорт инноваций) Оценка (экспорт инноваций) Место (импорт инноваций) Оценка (экспорт инноваций)

Египет 107 25,96 98 20,16 107 31,76

Алжир 113 24,46 116 16,13 104 32,80

Йемен 128 14,55 128 7,43 128 21,67

Источник: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report (Дата обращения: 24.12.2016)

Данные таблицы 1 позволяют предположить, что в 2000-2014 гг. страны Персидского залива инвестировали накопленные от экспорта энергоресурсов средства в развитие высокотехнологичных производств. Формируя необходимую инфраструктуру, облегчая условия доступа на рынок, предлагая всевозможные преференции для международных компаний, им удалось занять предельно высокие позиции по импорту передовых технологий (ОАЭ, КСА, Катар). Таким образом, была создана база для проведения научно-исследовательских работ, следствием чего стало укрепление этих стран в рейтинге государств, экспортирующих технологии (КСА, Катар).

В то же время национальным хозяйствам, не имеющим значительных поступлений от экспорта нефти и газа, не удалось достичь высоких показателей в инновационной деятельности (Йемен, Иордания, Тунис и др.).

В абсолютных числах несырьевой экспорт в некоторых странах ССАГПЗ, в ОАЭ и Бахрейне вырос в сотни раз с 2000 года, значительно более скромных результатов удалось добиться КСА и Оману, в Кувейте же этот показатель практически не изменился - в 2014 году остался на сопоставимом с 2000 годом уровне, о чем говорят данные таблицы 2.

Таблица 2

Экспорт высокотехнологичной продукции (млн долл. США), 2000-2014 гг.

Страна 2000 г. 2008 г. 2014 г.

ОАЭ 5,0 205,0 1 556,0

КСА 21,2 180,2 254,4

Катар - - -

Бахрейн 0,2 37,4 46,7

Кувейт 1,5 8,1 5,3

Ливан 11,1 55,1 38,2

Марокко 537,4 771,4 869,8

Оман 42,0 18,1 230,9

Тунис 154,4 628,1 706,9

Иордания 53,1 42,6 80,1

Египет 5,6 91,9 176,4

Алжир 21,2 8,4 3,3

Йемен 0,2* 0,4 1,2

Северная Африка 718,6 1499,8 1756,4

Итого 853,0 2046,7 3969,2

Примечание: * 2005 г.

Источник: http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?view=chart (Дата обращения: 24.12.2016) 50 Ученые записки Института Африки РАН № 2 (39), 2017

Что касается так называемых капиталодефицитных стран Северной Африки, то здесь еще до 2000 года были достигнуты определенные успехи (Марокко, Египет), в течение же следующих 14 лет рост несырьевого экспорта, даже несмотря на отсутствие больших запасов нефти и газа, продолжился. На Марокко, Египет и Алжир в 2000 году приходилось 84% совокупного экспорта высокотехнологичной продукции региона. В 2008 году этот показатель составил 73,3%, в 2014 - 44,3%. Это говорит о том, что стра-ны-нефтеэкспортеры показывали более высокие темпы роста.

Тем не менее, рассматриваемые государства Северной Африки по-прежнему сохраняют ключевое место среди стран Ближнего Востока и Северной Африки по экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью, в связи с чем в данной работе их инновационный потенциал будет проанализирован на предмет возможного сотрудничества с Российской Федерацией, которая в настоящий момент заинтересована в привлечении передовых технологий из государств Азии и Африки с учетом сложившейся в последние годы неблагоприятной внешнеэкономической ситуацией.

Несмотря на снижение в России деловой активности европейских и американских компаний в 2014-2016 гг., ряд из них по-прежнему сохраняют интерес к локализации своих производств на нашей территории, готовы передать и передовые технологии. В случае успешной реализации ряда крупных высокотехнологичных проектов в условиях политики импортозамещения у Российской Федерации появится возможность последовательно наращивать несырьевой экспорт, в том числе в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В таблице 2 представлен рейтинг государств БВСА, позволяющий оценить соответствие товарной структуры несырьевого экспорта России товарной структуре несырьевого импорта каждой страны по 3-значным группам Стандартной Международной Торговой Классификации ООН.

Таблица 3

Рейтинг перспективности стран для несырьевого экспорта из России: комплементарность торговли, 2015 г.

Страна Комплементарность торговли

Египет 1

Марокко 6

КСА 8

Алжир 17

Тунис 18

Кувейт 19

Оман 25

ОАЭ 33

Судан 38

Бахрейн 41

Ливан 48

Ливия 58

Ирак 66

Катар 91

Йемен 106

Источник: https://exportcenter.ru/international_markets/country_rating/ (дата обращения: 24.12.2016) Ученые записки Института Африки РАН № 2 (39), 2017 51

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что большая часть стран региона относится к наиболее перспективным государствам для экспорта российской несырьевой продукции. Египет, Марокко, Алжир и Тунис входят в 20 стран, где отечественные высокотехнологичные товары наиболее востребованы. Потребности других стран региона в меньшей степени соответствуют нашим возможностям. Тем не менее, как представляется, продукция, произведенная по новейшим отечественным технологиям, а также по технологиям, трансфер которых был осуществлен в Российскую Федерацию из третьих стран, может быть востребована и на Ближнем Востоке, прежде всего в КСА, Кувейте и Омане.

Другим перспективным направлением развития взаимодействия со странами БВСА в рамках политики импортозамещения, как уже было отмечено выше, является инвестиционное сотрудничество. В таблице 4 приведен перечень крупнейших суверенных инвестиционных фондов стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Таблица 4

Крупнейшие суверенные инвестиционные фонды стран Ближнего Востока

(по размеру активов), 2016 г.

Страна Суверенный фонд Активы, млрд долл. США Год основания Источник средств

ОАЭ Abu Dhabi Investment Authority 792 1976 энергоресурсы

КСА SAMA Foreign Holdings 598,4 н/д энергоресурсы

Кувейт Kuwait Investment Authority 592 1953 энергоресурсы

Катар Qatar Investment Authority 335 2005 энергоресурсы

ОАЭ Investment Corporation of Dubai 196 2006 несырьевые доходы

КСА Public Investment Fund 160 2008 энергоресурсы

ОАЭ Abu Dhabi Investment Council 110 2007 энергоресурсы

ОАЭ International Petroleum Investment Company 66,3 1984 энергоресурсы

ОАЭ Mubadala Development Company 66,3 2002 энергоресурсы

Оман State General Reserve Fund 34 1980 энергоресурсы

Итого: 2950

Источник: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/ (Дата обращения: 24.12.2016)

Приведенные в таблице 4 данные позволяют оценить инвестиционные ресурсы стран Персидского залива. На сегодняшний день активы 10 арабских суверенных фондов почти достигают 3 трлн долл. США. Учитывая взаимную заинтересованность во взаимодействии на этом направлении, вероятность привлечения ближневосточного капитала в проекты с высокой инновационной составляющей, реализуемые в условиях

санкционного давления на Россию, последовательно возрастает. Итоги работы Российского Фонда Прямых Инвестиций (РФПИ) говорят о том, что инвестиционное сотрудничество со странами Аравийского полуострова становится более осязаемым и переходит в практическую плоскость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-технический потенциал некоторых стран Северной Африки

На сегодняшний день Алжир активно развивает научно-техническую базу, что обусловлено высокой необходимостью диверсификации национального хозяйства и снижения зависимости от экспорта энергоресурсов.

Приоритетными направлениями развития экономики Алжира являются: энергетика, фармацевтика, нефтехимия, авиастроение. Стоит отметить, что страна нацелена на привлечение технологий в страну путем их трансфера, а не локализации иностранных производств. Решению поставленных задач способствует сотрудничество алжирской стороны с компаниями из Франции и Испании в области информационных технологий и продукции для ТЭК.4

В стране отсутствует опыт создания и коммерциализации инновационной продукции, взаимодействие между научно-образовательным сообществом и представителями деловых кругов находится на крайне низком уровне, а что самое главное - имеется значительная нехватка квалифицированных специалистов.

Одной из немногих отраслей экономики, где наблюдается определенная концентрация кадрового потенциала, является военно-техническая сфера. Власти страны рассчитывают на то, что накопленный опыт в данной области можно транслировать на гражданские сектора экономики.

Другим сектором, где отмечается наличие определенного научно-технического потенциала, является топливно-энергетический комплекс. В данной области государство в лице компании «Сонатрак» (Sonatrach) ведет разработку технологий, которые бы способствовали повышению эффективности производства соответствующей продукции.5 Это направление является для Алжира основой сотрудничества и с рядом зарубежных стран.

В начале текущего десятилетия началось строительство первого в Алжире завода по производства солнечных батарей - Sahara Solar Breeder Super Apollo Project.6 Работа на данном направлении ведется государственной компанией «Сонельгаз» (Sonelgaz), а также Центром по развитию возобновляемых видов энергии (Centre de Développement des Énergies Renouvelables, CDER) и Алжирским энергетическим агентством (New Energy Algeria, NEAL).' В

целом же, Правительство Республики нацелено на качественное развитие возобновляемых источников энергии. Целью данной работы является последующий экспорт электроэнергии, в частности в страны Европы. Возможные инвестиции со стороны государства оцениваются в 120 млрд долл. США (до 2030 г.). Стоит отметить, что Алжир располагает исключительно благоприятными природно-климатическими условиями для развития этого вида энергетики.

Также достигнуты определенные результаты в работе специалистов агропромышленного комплекса. В частности, имеются разработки сельскохозяйственных культур, устойчивых к засушливому климату.

Арабская Республика Египет обладает экономикой, ряд отраслей которой предельно развиты в сравнении с другими государствами региона. Правительство старается проводить политику по совершенствованию научно-технической базы, тем не менее, работу на данном направлении сложно назвать системной и комплексной.

В то же время египетская система научных и технологических разработок является централизованной. Большая часть из них осуществляется в государственных университетах, исследовательских центрах и отдельных научных подразделениях коммерческих компаний.

Как и в Алжире, в Египте существует проблема коммерциализации научных разработок, что обусловлено отсутствием практического опыта в данной области и невысоким уровнем сотрудничества научных кругов и коммерческих структур. Помимо этого, стоит отметить и недостаток финансирования научных разработок, что в конечном счете приводит к неиспользованию имеющегося технологического потенциала страны. Другим фактором, препятствовавшим инновационному развитию Египта, стал политический кризис, затянувшийся на многие годы и оказавший крайне негативное влияние на научно-технологическую составляющую египетской экономики.

В 2007 году в стране был учрежден Высший совет по науке и технологиям (Higher Council for Science and Technology, HCST), который стал ключевым органом по контро-

„ 9

лю за реализацией научно-технической и инновационной политики в стране.

Другой структурой, имеющей прямое отношение к инновационному сектору, является Фонд развития науки и технологий (Science and Technological Development Fund, STDF). В ходе создания STDF египетская сторона ориентировалась на успешно действующий германский фонд DFG (Deutsche Forschungsgemeinschaft). Оба этих института отвечают за финансирование научных разработок в своих странах. На сегодняшний день STDF сотрудничает с рядом организаций из США, Германии, Франции, Японии, Южная Кореи, Италии, а также России.

Наравне с STDF в Египте действует фонд Bedaya, учредителем которого является Министерство инвестиций Египта (Ministry of Investment).10 Эта структура выступает соинвестором ряда инновационных разработок, финансируя до 50% проекта соответствующей направленности.

Разного рода специализированные венчурные фонды в Египте отсутствуют. Единственной подобной структурой, занятой в области научных разработок, является Sawari ventures.11

К этому стоит добавить, что в Египте особых льгот при осуществлении научно-инновационной деятельности не предусмотрено. В то же время предприниматели могут рассчитывать на поддержку своей деятельности путем предоставления экспортных льгот. Кроме того, египетское правительство рассчитывает, что НИОКР будут осуществляться в технопарках и на территории особых экономических зонах, где коммерческие структуры имеют возможность пользоваться различными преференциями со стороны государства.

Министерство научных исследований (Ministry of Higher Education and Scientific Research), равно как и Министерство сельского хозяйства и освоения земель (Ministry of Agriculture and Land Reclamation) глубоко интегрированы в процесс формирования инновационной базы египетской экономики. В частности, Министерство научных исследований участвует в создании технологических и инновационных коммерческих офисов (Technology Innovation Commercialization Office, TICO), целью которых является коммерциализация научных разработок. Помимо этого, ведомство развивает и зарубежные связи, в частности, с Европейским союзом. Главным образом, взаимодействие строится на получении финансовой помощи со стороны европейских государств, которая в дальнейшем распределяется между участниками инновационной деятельности в виде грантов. Созданный при участии Министерства сельского хозяйства Офис технологического менеджмента и коммерциализации (Technology Management and

Commercialization Office, TMCO) является связующим звеном между научными центрами и коммерческими структурами, заинтересованными в получении современных технологий сельскохозяйственного назначения.12

К числу институтов, участвующих в инновационных разработках, можно отнести и университеты, и научные исследовательские центры, и некоммерческие организации, а также различные деловые ассоциации. Приоритетной задачей последних научно-исследовательские работы не являются. Тем не менее, признавая важность НИОКР, эти структуры стимулируют их проведение.

В Египте создан ряд специализированных зон и кластеров инновационного развития. Так, в 2003 году при непосредственном участии Министерства коммуникаций и информационных технологий (Ministry of Communications and Information Technology, MCIT) в АРЕ был открыт технопарк Smart Village. К настоящему моменту здесь создана необходимая инфраструктура, которая полностью соответствует современным требованиям. Ожидается, что к началу 2017 года в Smart Village будут иметь свои представительства более 500 корпораций, которые смогут расположиться в 100 зданиях общей

13

площадью 1 млн кв. м, а число занятых превысит 100 тыс. человек.

Одним из факторов притяжения компаний в технопарк являются созданные здесь условия, которые позволят успешно взаимодействовать компаниям, в том числе и зарубежным, а также государственным и финансовым институтам, образовательным и научно-исследовательским центрам. Это обстоятельство уже подтолкнуло такие компании мирового уровня, как Intel, Oracle, IBM, Microsoft, HP, DELL, Ericsson, Huawei и многие другие, стать участниками данного проекта.14 Следует отметить, что крупнейшие международные банки (HSBC, Commerzbank и др.) также зарегистрированы в Smart Village, что означает, что разработка продуктов в технопарке будет должным образом профинансирована.

Ярким примером успешного развития инноваций является информационно-телекоммуникационный сектор Египта, который демонстрирует хорошие темпы роста. Так, в 2014 гг. ИКТ вырос на 13%. В данную отрасль национального хозяйства направляются существенные объемы инвестиций. Доля сектора в ВВП Египта в 2014 году составила 4,1%. Фактором, обеспечивающим рост отрасли, является не только спрос на внутреннем рынке, но и развитие частно-государственного партнерства, что обеспечивает приток инвестиций со стороны коммерческих структур. В общей сложности в этом секторе экономики страны работают более 800 компаний, из них 177 - экспорториентиро-ванных, занято - 66 тыс. человек. Деятельность крупнейших международных компаний способствует росту этого направления экономики Египта и постепенно превращает рассматриваемый рынок в один из крупнейших информационно-телекоммуникационных мировых кластеров.15

В результате вложенных инвестиций египетский экспорт продукции ИКТ вырос за 10 лет с 50 млн долл. США до 1,5 млрд долларов США. Ожидается, что в ближайшие годы он может достигнуть 2,5 млрд долл. США. Такое положение дел содействует развитию малого и среднего бизнеса в Египте, который в перспективе может стать ключевым драйвером экономического роста страны.

Важно отметить, что ключевым направлением экспорта ИКТ являются страны Азии - 55% экспорта, включая государства Персидского залива. На Северную и Южную Америку приходится 27%, на государства Европы - 12%. При этом 41% - это экспорт услуг контакт-центров, 15% - программного обеспечения.16

Другая отрасль, ориентированная на использование передовых научно-технических знаний и разработок, является фармацевтическая промышленность Египта. Следует отметить, что страна является крупнейшим производителем и одновременно потребите-

лем фармацевтической продукции на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Так, эта отрасль национального хозяйства АРЕ, в которой сконцентрировано порядка 30 крупных компаний, большая часть которых международные, удовлетворяет около 90% и 30% потребностей собственного рынка и всего рассматриваемого региона соответственно.

Впечатляющим является рост фармацевтического рынка, достигавший в отдельные годы 17%. Количество наименований лекарственных средств, которое составляет 8 тыс. единиц, а также количество занятых в этой отрасли экономики (100 тыс. чел.) и объемы продаж произведенной продукции (около 2 млрд долл. США) дают представление о развитии этого научно-производственного направления. На сегодняшний день в Египте сосредоточено более 120 промышленных производств фармацевтической продукции и

17

порядка 60 в настоящее время проходят процедуру сертификации.

К сильным сторонам инновационного развития Королевства Марокко на сегодняшний день можно отнести относительно высокий уровень развития нормативно-правовой базы и инновационной инфраструктуры, наличие квалифицированной рабочей силы, достаточно высокий уровень взаимодействия научно-технических центров и кластеров с деловым сообществом и финансовыми институтами.

В 2009 году в Марокко была утверждена Национальная инновационная стратегия под названием «Инновации Марокко» (Stratégie Maroc Innovation), которая является основой для дальнейшего развития инновационной деятельности в стране.18

Составными элементами предложенного документа стали планы по развитию законодательной базы, привлечению финансирования в отрасль, созданию инновационной инфраструктуры, развитию кадрового потенциала специалистов этого сектора экономики. Ключевыми ведомствами, ответственными за имплементацию Stratégie Maroc Innovation, являются Министерство промышленности, торговли, инвестиций и цифровой экономики (Ministère de l'Industrie, du Commerce, de l'Investissement et de l'Economie Numérique) и Министерство высшего и профессионального образования и научных исследований Марокко (Ministère de l'Enseignement Supérieur, de la Recherche Scientifique et de la Formation des cadres).

В рамках предложенной стратегии государством было создано несколько высокотехнологичных кластеров, ключевыми из которых являются: Марокканский цифровой кластер (Maroc Numeric Cluster), Марокканский кластер микроэлектроники (Moroccan Microelectronics Cluster), Марокканский кластер электроники и механики (Cluster électronique, Mécatronique et Mécanique du Maroc, CE3M).

Ключевым органом, ответственным за развитие инновационной деятельности и научно-технологическую политику в Королевстве Марокко, является Постоянный межминистерский комитет по вопросам научных исследований и технологического развития при Председателе Правительства страны (Comité permanent interministériel de la recherche scientifique et du développement technologique).

Развитием частно-государственного партнерства в рассматриваемой области в Королевстве занимается Национальный комитет по инновациям (Comité National de l'Innovation), а за сопровождение высокотехнологичных проектов и поддержку компаний инновационной направленности отвечает Марокканский центр по инновациям (Centre Marocain de l'Innovation). Принципиальным моментом является то, что вопрос инновационного развития включен в основные программы развития Марокко, в частности в: «Национальный пакт промышленного развития» (Pacte national de l'émergence industrielle), Программу развития сельского хозяйства «Зеленое Марокко» (Maroc Vert), Программу развития сектора информационных технологий «Цифровое Марокко» (Plan

Maroc Numeric), Программу развития туристического сектора «Туризм. Видение 2020» (Tourisme Vision 2020) и ряд других.19

Кроме того, в Королевстве действуют различные институты технологического развития, к которым относятся: Межпрофессиональная ассоциация по науке и технике Марокко R&D Maroc, Национальный центр научно-технических исследований Марокко (Centre National pour la Recherche Scientifique et Technique), Марокканская федерация информационных технологий и телекоммуникаций (Fédération des Nouvelles Technologies de l'Information, des Télécommunications et de l'Offshoring, APEBI), Марокканская ассоциация биотехнологий и защиты природных ресурсов (Association Marocaine de Biotechnologie microbienne et de Protection des ressources naturelles, MICROBIONA).

Наравне с координирующими органами и институтами развития в Марокко успешно действуют несколько научно-технических центров, ориентированных на содействие инновационной деятельности в ключевых для страны секторах экономики. В частности, Национальный фонд развития науки и техники Марокко (Moroccan Foundation for Advanced Science, Innovation and Research, MASCIR) проводит исследования в области микроэлектроники, нано- и биотехнологий, Национальный центр научно-технических исследований Марокко (Centre National pour la Recherche Scientifique et Technique, CNRST) - информационных и биотехнологий, сельского хозяйства, энергетики, Научно-исследовательский институт развития возобновляемых источников энергии Марокко (Institut de Recherche en Energie Solaire et Energies Nouvelles, IRESEN) - возобновляемых источников энергии, Национальный центр энергетики и ядерных технологий Марокко (Centre National de l'Energie, des Sciences et des Techniques Nucléaires, CNESTEN) - медицины, сельского хозяйства, энергетики, охраны окружающей среды.

Кроме того, в рамках развития инновационной составляющей в Марокко было создано четыре «инновационных города» (Cité d'innovation) - в Рабате, Касабланке, Мар-ракеше и Фесе, ключевой задачей которых является коммерциализация научных разработок.20

Финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном за счет средств государственного бюджета путем реализации различных программ. Кроме того, распространена практика частно-государственного партнерства, в рамках которой венчурные фонды оказывают поддержку технологическому развитию национального хозяйства Королевства. В значительно меньшей степени финансирование НИОКР происходит за счет коммерческих структур.

Как и в других странах региона, в Марокко основными операторами инновационной деятельности являются крупнейшие зарубежные корпорации, открывшие в Королевстве свои представительства или производственные площадки. По отраслям экономики эти компании можно распределить следующим образом: автомобилестроение (Renault, Lear Corporation, Leoni и др.); авиастроение (Airbus, Bombardier, Boeing и др.); микроэлектроника (ST Microelectronics); фармацевтика (Sanofi-Avensis); биотехнологии (Institut Pasteur, Elephant Vert); телекоммуникации и информационные технологии (Alcatel, Huawei, Cisco, Ericsson); энергетика (Alstom, BP, Chevron и др.).

Стимулируя приток иностранных компаний, марокканские власти стремятся не только разместить на своей территории современные производства и, по возможности, получить доступ к технологиям, но и тем самым повышают уровень квалификации местных кадров, наращивают количество рабочих мест и увеличивают поступления в государственный бюджет. Кроме того, другой важной задачей правительства страны является рост прямых иностранных инвестиций. С учетом последнего обстоятельства

принимаются всевозможные меры стимулирования притока крупных зарубежных промышленных игроков. В частности, зарубежным инвесторам предлагаются различные льготы (налоговые, таможенные), преференции (имущественные, упрощенный способ регистрации предприятия).

Отдельно стоит остановиться на работе по развитию сельскохозяйственного сектора Королевства. В соответствии с планом развития отрасли - «Зеленое Марокко» (Plan Maroc Vert) - в стране планируется создание шести аграрных центров, где будут работать высокотехнологичные компании.21 Здесь предполагается развитие инноваций, в том числе в области биоудобрений, животноводства, овощеводства и садоводства.

Несмотря на обширную инфраструктуру инновационной деятельности, на сегодняшний день лишь несколько центров демонстрируют высокую эффективность. В их число входят: Марокканский цифровой кластер, Марокканский кластер микроэлектроники, Технопарк в Касабланке и Технополис в Рабате. В этой связи Правительство страны изучает возможности оптимизации количества действующих площадок. Целью работы в этой области должны стать: повышение эффективности работы инновационных центров разного рода, снижение количества бюрократических процедур, устранение дублирующих друг друга направлений. В результате ожидается, что приток ино-

22

странных технологий и инвестиций возрастет.

Как свидетельствуют исследования ведущих российских экономистов-международников рост в афро-азиатском кластере макрорегионов мировой экономики может быть поддержан рядом внешних факторов, в первую очередь, мировой конкурентной гонкой за природным сырьем, а поэтому более легким доступом к капитальным ресурсам. Долгосрочному росту могут содействовать и внутренние социально-демографические факторы: численный рост трудовых ресурсов, урбанизация, и связанный с ней рост числа потребителей, принадлежащих к среднему классу. В среднесрочной перспективе наиболее высокими темпами в этих экономических макрорегионах мира будут развиваться производства, ориентированные на широкого потребителя (легкая и пищевая промышленность, розничная торговля, банковская сфера и телекоммуникационные услуги), а также отрасли, связанные с развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и разра-

23

ботки природных ресурсов.23

Трансфер технологий из третьих стран в Российскую Федерацию

Индикаторы международной торговли технологиями характеризуют позиции страны на глобальных рынках, отражая конкурентоспособность и технологический уровень российских организаций, а также масштабы и степень участия страны в глобальных цепочках создания стоимости.

В соответствии с данными, представленными экспертами НИУ Высшая школа экономики, объемы российского экспорта и импорта технологий в текущих ценах выросли за период 2001-2015 гг. примерно в 6,9 и 5,6 раза, достигнув в 2015 г. 1,7 и 2,2 млрд долл. Суммарный оборот экспорта и импорта технологий в России в 2015 г., таким образом, составил 3,9 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2001 г. в 6,1 раза и с 2014 г. - на 3,3%.24

Правительство России в настоящее время прорабатывает варианты активизации научно-инновационного сотрудничества российских компаний, прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса, которые в будущем должны стать локомотивом технологического роста экономики страны. Сегодня же основными реципиентами зарубежных высоких технологий являются крупнейшие российские компании.

Характерным примером такого сотрудничества является, в частности, трансфер передовых технологий в области возобновляемой энергетики и продукции медицинского назначения, который с середины прошлого десятилетия успешно осуществила одна из крупнейших диверсифицированных коммерческих структур - Группа компаний «РЕНОВА».

В рамках реализации стратегии Группы, предполагающей использование передовых мировых производственных технологий, проведение инвестиционной политики в целях создания отраслевых «лидеров» на территории России, в 2009 году была основана компания «Хевел», являющаяся на сегодняшний день предприятием, оказывающим широкий комплекс услуг в области альтернативной энергетики.

Предприятие осуществляет производство солнечных модулей, ведет строительство

25

станций, а также проводит НИОКР в области солнечной энергетики. Стоит отметить, что основой для создания такого уникального для России предприятия стала технология швейцарской компании «Эрликон Солар», трансфер которой был осуществлен в рамках российско-швейцарских договоренностей между ГК «РЕНОВА», с одной стороны, и компанией «Эрликон», с другой стороны.

На сегодняшний день «Хевел» плотно сотрудничает с Фондом «Сколково», а Физико-технический институт имени А.Ф.Иоффе РАН - является ключевым партнером компании. Результатом совместной работы стала разработка принципиально новой технологии, которая дала возможность увеличить производительность солнечных модулей, что, в свою очередь, позволяет «Хевел» выходить на зарубежные рынки и конкурировать с ведущими международными производителями аналогичной продукции.

Другим крупномасштабным проектом ГК «РЕНОВА» в области импортозамещения является компания «Стентекс», созданная в 2010 году в партнерстве с американской компанией «Медтроник». «Стентекс» реализует проект создания в России производства стентов для пациентов, страдающих от острого коронарного синдрома. Ожидается, что при выходе на проектную мощность компания сможет удовлетворить спрос со стороны более 100 тыс. чел., имеющих это заболевание.26 Вместе с созданием производства «Стентекс» ведет научные исследования, результатом которых станут инновационные решения лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Как представляется, обе компании, «Хевел» и «Стентекс», развивающиеся в рамках программы импортозамещения (оба проекты поддержаны руководством Российской Федерации), имеют значительный потенциал для выхода на международный рынок.

В частности, в 2013 году представители «Хевел» заявили, что с учетом существенного экспортного потенциала произведенную в Российской Федерации продукцию планируется поставлять в страны Африки и Ближнего Востока, испытывающие пробле-

27

мы с энергоснабжением удаленных районов.

Первым зарубежным проектом компании стал рынок ЮАР, где возобновляемые источники энергии объявлены национальным приоритетом. В 2013 году в присутствии Президентов России и ЮАР было подписано соглашение о сотрудничестве между «Хе-вел» и южноафриканской стороной. В соответствии с планами компании успешная реализация проекта в ЮАР даст ей возможность выхода и в другие государства континента, в том числе и в государства Северной Африки.

Важно отметить, что инвестиции в проекты возобновляемой энергетики в странах Ближнего Востока и Африки в 2004 году составили 1 млрд долл. США, а к 2015 году они выросли в 12,5 раз и достигли уже 12,5 млрд долл. США, из которых 4,5 млрд долл. США пришлось на ЮАР, а 2 млрд долл. США - на Марокко.

В прошлом году ЮАР стала первой страной на континенте, где объем установленных мощностей солнечной энергетики (фотогальваническая технология, используемая

компанией «Хевел») достиг 1 ГВт, а Королевство Марокко - крупнейшим рынком сбы-

28

та солнечных концентрирующих коллекторов.

Похожая ситуация складывалась и в странах Ближнего Востока, где в каждом государстве имеются реализованные проекты в области возобновляемой энергетики. Как и в Африке, здесь заинтересованы в строительстве солнечных парков.29

Таким образом, расчет российской компании выглядит очень рациональным.

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами Персидского залива

До настоящего времени инвесторы из стран Персидского залива интересовались в большей степени развитыми рынками и стабильным уровнем прибыли.

Однако после последовательного снижения доходности, обусловленной волатиль-ностью финансов рынков, снижением цен на энергоресурсы, государства ССАГПЗ постепенно пересматривают свою инвестиционную политику. Желая минимизировать риски и одновременно приобрести активы по относительно невысокой цене, они стали больше внимания уделять таким рынкам, как: Россия, Китай и Индия.

Одновременно Россия испытывает потребность в иностранных инвестициях, которые требуются для поддержания экономического роста, прежде всего за счет локализации передовых технологий на территории Российской Федерации и создания собственных инновационных производств.

Таким образом, стремление к диверсификация инвестиционных портфелей монархий совпадает с целями и задачами Российского Фонда Прямых Инвестиций, созданного Правительством Российской Федерации в 2011 году. Следует отметить, что РФПИ в качестве приоритетных направлений своей деятельности обозначил здравоохранение,

30

энергетику, сельское хозяйство и ряд других.

К настоящему моменту РФПИ подписал ряд соглашений о сотрудничестве с ключе-

31

выми суверенными фондами Персидского залива.

Реализация договоренностей российской стороны со странами ССАГПЗ происходит при активном участии руководства России и ее партнеров в Персидском заливе. Министерство иностранных дел в своем ежегодном отчете за 2015 год отмечало, что

прошедший год был отмечен активными контактами с государствами Аравийского по-

32

луострова. Состоялись не только рабочие визиты Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ОАЭ, КСА, Бахрейн и Катар, но и встречи на высшем уровне, в частности Россию посетил Эмир Кувейта Сабах Аль-Ахмеда Ас-Сабах, Наследный принц Абу-Даби Мухаммед Аль Нахайян, преемник Наследного принца Королевства Саудовская Аравия, Мухаммеда Бен Сальмана. Кроме того, состоялась встреча Президента России В.В.Путина и Короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абдель Азиза Аль Сау-да. В ходе состоявшихся визитов и переговоров одним из ключевых вопросов было развитие двустороннего инвестиционного сотрудничества. Эта же тема регулярно обсуждается в рамках заседаний Межправительственных комиссий России и рассматриваемых стран.

Первым государством, проявившим интерес к отечественному национальному хозяйству, стал кувейтский фонд Kuwait Investment Authority, с которым в 2012 году РФПИ начал сотрудничество. По некоторым оценкам, совокупные инвестиции суверенного фонда Кувейта в российскую экономику составляют около 1 млрд долл. США.

Развивается взаимодействие с эмиратскими партнерами. Прежде всего, речь идет о Департаменте финансов Абу-Даби, который направил в Россию 5 млрд долл. США, а национальный фонд ОАЭ Mubadala достиг договоренностей с РФПИ о создании совместного фонда, размер капитала которого составит 2 млрд долл. США.

Бахрейнский фонд Mumtalakat инвестировал более 250 млн долл. США, а катарский фонд Qatar Investment Authority заявил о готовности развивать сотрудничество с РФПИ и направить в российскую экономику до 2 млрд долл. США.

Однако наиболее значимые инвестиции готова направить Саудовская Аравия. В соответствии с достигнутыми договоренностями с фондом Public Investment Fund саудовская сторона выделит 10 млрд долл. США. Помимо этого, РФПИ активизировало взаимодействие с Saudi Arabian General Investment Authority. В настоящее время стороны изучают возможности для совместной инвестиционной деятельности.

На сегодняшний день Российская Федерация входит в число приоритетных стран для размещения инвестиций, в частности ОАЭ, о чем правительство этой страны неоднократно заявляло. Причинами высокого интереса к России со стороны стран государств Персидского залива заключаются не только в стремлении диверсифицировать свои инвестиционные портфели, минимизировать риски, увеличить доходность. Можно предположить, что политика санкций в отношении России со стороны Запада вынудило ряд крупных инвесторов уйти с отечественного рынка, открыв, таким образом, новые возможности для стран Залива. Кроме того, снижение курса рубля по отношению к доллару, дешевая рабочая сила, запланированная приватизация ряда государственных активов подтолкнули Аравийские страны к активизации сотрудничества с Россией. Безусловно, более плотное взаимодействие со странами ССАГПЗ соответствует и интересам Российской Федерации, что обусловлено, в том числе, и проводимой политикой импортозамещения, которая предполагает значительные вливания капитала для реализации соответствующих проектов.

Выводы

В современной отечественной научной литературе проблематика технологического развития стран Ближнего Востока и Северной Африки практически не рассматривалась, а научно-техническое сотрудничество России с государствами региона исследовалось лишь фрагментарно.

Тем не менее, на основании уже собранных материалов, большая часть которых представлена аналитическими обзорами Торговых представительств России в рассматриваемых государствах, а также зарубежными источниками, можно предположить, что в текущих политико-экономических условиях имеет смысл изучить созданную в Марокко и Египте инновационную инфраструктуру с целью возможного заимствования опыта ее формирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом проведенного анализа автор полагает, что ключевыми направлениями научно-технического сотрудничества России и Алжира, которое, в том числе, предполагает и трансфер технологий в Российскую Федерацию, могли бы стать: энергетика, в том числе возобновляемая, а также сельское хозяйство. Достигнутые результаты в области информационных технологий, а также в фармацевтическом секторе Египта, позволяют сделать вывод о том, что в условиях импортозамещения Россия могла бы развивать сотрудничество с Египтом именно по этим двум направлениям. Что касается Марокко, то отдельные технологические наработки марокканских компаний и научных центров в

микроэлектронике также имеет смысл оценить соответствующим компетентным специалистам.

Со своей стороны, учитывая крайне высокую комплиментарность торговли, Россия могла бы предложить странам БВСА ряд своих высокотехнологичных продуктов, созданных на основе зарубежных технологий.

В отличие от научно-технического инвестиционное сотрудничество с государствами региона, прежде всего Персидского залива, находится на более высоком уровне. Тем не менее, интерес ряда Аравийских стран и их финансовые возможности, которые, как отмечалось выше, достигают почти 3 трлн долл. США, позволяют заключить, что потенциал инвестиционного сотрудничества России и стран Залива не исчерпан. Необходимые нашей стране прямые зарубежные инвестиции могли бы быть направлены на создание новых современных производств той продукции, которая в настоящее время в нашей стране не производится.

В целом же, как представляется, необходимо провести значительно более широкое комплексное исследование (возможно, в рамках диссертационной работы) инновационного потенциала стран БВСА. Это позволило бы более предметно оценить перспективы научно-технического сотрудничества между Россией и рассматриваемыми государствами и подготовить соответствующие предложения для заинтересованных органов власти и коммерческих структур.

ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Абрамова И.О. Глобальный экономический кризис и страны Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2009, № 9, с. 90-98.

2 http://www.vsemirnyjbank.org/ (дата обращения: 24.12.2016)

3 Фитуни Л.Л. Международное движение капитала в условиях глобализации. М., 2000.

4 Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. 2001, № 8, с. 19.

5 http://www. sonatrach. dz/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid= 105&lang=fr (дата обращения: 25.12.2016).

6 http://www.ssb-foundation.com/ (дата обращения: 24.12.2016)

7 http://www.energy.gov.dz/francais/index.php?page=neal (дата обращения: 24.12.2016)

8 http://www.aps.dz/en/economy/10972-national-renewable-energy-program-set-as-national-priority (дата обращения: 24.12.2016)

9 http://www.stdf.org.eg/index.php/features/about-stdf (дата обращения: 24.12.2016)

10 http://www.bedaya.org.eg/English/Whoweare/Pages/default.aspx (дата обращения: 24.12.2016)

11 http://www.sawariventures.com/about/investment-strategy (дата обращения: 24.12.2016)

12 http://www.arc.sci.eg/TMCOffice.aspx?TabId=&NavId=5&lang=en (дата обращения: 24.12.2016)

13 http://www.smart-villages.com/en/gallery-gallery/page/178 (дата обращения: 24.12.2016)

14 http://www.smart-villages.com/en/clients/page/158/type/community (дата обращения: 24.12.2016)

15 Polikanov D., Abramova I. (2003). Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society , vol. 6, no. 1, pp. 42-56.

16 http://www.dailynewsegypt.com/2016/08/24/5-2-growth-gdp-telecommunications-sector-first-quarter-2016/; https://www.oxfordbusinessgroup.com/overview/turning-plans-reality-nation%E2%80%99s-talent-and-technical-capacity-have-made-it-key-outsourcing-partner; http://www.britishexpertise.org/bx/upload/Events/ Egyptintransition_Spring2015_LR.pdf; http://meobserver.org/investment-in-north-african/ (дата обращения: 24.12.2016)

17 http://www.msd-egypt.com/assets/pdf/egypt%20country%20brief.pdf (дата обращения: 24.12.2016)

18 https://www.cgem.ma/upload/innovation_Fr.pdf (дата обращения: 24.12.2016)

19 http://www.leconomiste.com/article/906376-un-nouveau-cadre-pour-r-veiller-l-innovation (дата обращения: 24.12.2016)

20 http://www.usmba.ac.ma/ (дата обращения: 24.12.2016)

21 https://www.maroc.ma/fr/content/plan-maroc-vert (дата обращения: 24.12.2016)

22 http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Analytical%20review%20of%20the%20implementation%20of%20 state% 20policy.pdf (дата обращения: 24.12.2016)

23 Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Экономика Африки в условиях надвигающейся второй волны мирового экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 105-112.

24 Сагиева Г. Внешняя торговля технологиями России. // Науки, технологии, инновации. Экспресс-информация. Высшая школа экономики. 2016. № 6. 07.07.2016

25 http://www.hevelsolar.com/about/ (дата обращения: 24.12.2016)

26 http://stentex.ru/about/company/ (дата обращения: 24.12.2016)

27 http://www.renova.ru/press-center/releases/16/4540/ (дата обращения: 24.12.2016)

28 Renewables 2016 Global Status Report http://www.ren21.net/GSR-2016-Report-Full-report-EN./ (дата обращения: 24.12.2016)

29 MESIA-0utlook-2016. http://www.mesia.com/wp-content/ uploads/MESIA-0utlook-2016-web.pdf (дата обращения: 24.12.2016)

30 http://m.arabianbusiness.com/bear-market-why-gcc-investors-see-opportunities-in-russia-622197.html (дата обраще-ния: 24.12.2016)

31 https://rdif.ru/Partnership/ (дата обращения: 24.12.2016)

32 http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624#Ближний и Средний Восток и Северная Африка (дата обращения: 24.12.2016)

Aleshin K.A., PhD (Economics)

THE PRESENT STAGE OF RUSSIA'S COOPERATION WITH THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST AND NORTH AFRICA

© 2017 Aleshin K.A.

Abstract: Research of the new opportunities of trade and economic cooperation expansion of Russia with the countries of the Middle East and North Africa in terms of import substitution policy.

The author assessed the scientific, technical, investment cooperation potential of Russia with MENA states, the prospects of export of the hi-tech production manufactured in Russia with a use of the advanced foreign technologies. Results: The scientific and technical potential of the certain countries of the considered region, taking into account interests of Russia in attraction of new technologies for construction of modern hi-tech production, is proved. Possibilities of the capital import from the Gulf States for implementation of the projects in Russia within the import substitution program are defined. An assessment is given to the export opportunities for the range of groups of the Russian civil hi-tech products are defined.

Keywords: import substitution, scientific, technical, investment cooperation, transfer of technologies, innovation potential, North Africa, Middle East.

REFERENCES

Abramova I. (2009) Global'nyy ekonomicheskiy krizis i strany Afriki [Abramova I. Global economic crisis and African countries // World economy and international relations // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2009, № 9, pp. 90-98.

Abramova I.O., Fituni L.L. (2012). Ekonomika Afriki v usloviyakh nadvigayushcheysya vtoroy volny mirovogo ekonomicheskogo krizisa [Economy of Africa in the conditions of the impending second wave of the world economic crisis] // Problemy sovremennoy ekonomiki. [Problems of the modern economy]. № 4, pp. 105112.

Abramova I., Polikanov D. (2001). Afrika v vek informatsionnykh tekhnologiy: vozmozhnost' proryva [Africa in the age of information technology: the possibility of a breakthrough] //Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], № 8, pp. 19.

Fituni L.L. (2000) Mezhdunarodnoye dvizheniye kapitala v usloviyakh globalizatsii. [The international movement of capital in the conditions of globalization]. Moscow: MNEPU.

MESIA-Outlook-2016 available at: http://www.mesia.com/wp-content/ uploads/MESIA-0utlook-2016-web.pdf (Accessed: 24.12.2016)

Polikanov D., Abramova I. (2003). Africa and ICT: A Chance for Breakthrough? // Information Communication and Society. vol. 6, no 1, pp. 42-56.

Renewables 2016 Global Status Report, available at: http://www.ren21.net/GSR-2016-Report-Full-report-EN./ (Дата обращения: 24.12.2016)

Sagieva G.(2016) Foreign trade in Russian technology. // Science, technology, innovation. Express information. Higher School of Economics. 2016. No. 6. 07/07/2016.

http://data.worldbank.org/indicator/TX. VAL.TECH.CD?view=chart (Accessed: 24.12.2016) http://m.arabianbusiness.com/bear-market-why-gcc-investors-see-opportunities-in-russia-622197.html (Accessed: 24.12.2016)

http://meobserver.org/investment-in-north-african/ (Accessed: 24.12.2016) http://stentex.ru/about/company/ (Accessed: 24.12.2016)

http://www.aps.dz/en/economy/10972-national-renewable-energy-program-set-as-national-priority (Accessed: 24.12.2016)

http://www.arc.sci.eg/TMCOffice.aspx?TabId=&NavId=5&lang=en (Accessed: 24.12.2016) http://www.bedaya.org.eg/English/Whoweare/Pages/default.aspx (Accessed: 24.12.2016) http://www.britishexpertise.org/bx/upload/Events/Egyptintransition_Spring2015_LR.pdf (Accessed: 24.12.2016) http://www.dailynewsegypt.com/2016/08/24/5-2-growth-gdp-telecommunications-sector-first-quarter-2016/ (Accessed: 24.12.2016)

http://www.energy.gov.dz/francais/index.php?page=neal (Accessed: 24.12.2016) http://www.hevelsolar.com/about/ (Accessed: 24.12.2016)

http://www.leconomiste.com/article/906376-un-nouveau-cadre-pour-r-veiller-l-innovation (Accessed: 24.12.2016) http://www.mid.rWforeign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2255624#Ближний и Средний Восток и Северная Африка (Accessed: 24.12.2016)

http://www.msd-egypt.com/assets/pdf/egypt%20country%20brief.pdf (Accessed: 24.12.2016) http://www.renova.ru/press-center/releases/16/4540/ (Accessed: 24.12.2016) http://www.sawariventures.com/about/investment-strategy (Accessed: 24.12.2016) http://www.smart-villages.com/en/clients/page/158/type/community (Accessed: 24.12.2016) http://www.smart-villages.com/en/gallery-gallery/page/178 (Accessed: 24.12.2016) http://www. sonatrach. dz/index.php?option=com_content&view=article&id=22&Itemid= 105&lang=fr (Accessed: 25.12.2016)

http://www.ssb-foundation.com/ (Accessed: 24.12.2016) http://www.stdf.org.eg/index.php/features/about-stdf (Accessed: 24.12.2016) http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings/ (Accessed: 24.12.2016) http://www.usmba.ac.ma/ (Accessed: 24.12.2016)

http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Analytical%20review%20of%20the%20implementation%20of%20st ate%20policy.pdf (Accessed: 24.12.2016)

http://www.vsemirnyjbank.org/ (Accessed: 24.12.2016)

https://exportcenter.ru/international_markets/country_rating/ (Accessed: 24.12.2016) https://rdif.ru/Partnership/ (Accessed: 24.12.2016) https://www.cgem.ma/upload/innovation_Fr.pdf (Accessed: 24.12.2016) https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report (Accessed: 24.12.2016) https://www.maroc.ma/fr/content/plan-maroc-vert (Accessed: 24.12.2016)

https://www.oxfordbusinessgroup.com/overview/turning-plans-reality-nation%E2%80%99s-talent-and-technical-capacity-have-made-it-key-outsourcing-partner (Accessed: 24.12.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.