Научная статья на тему 'РОССИЙСКО-МАРОККАНСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА'

РОССИЙСКО-МАРОККАНСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
RUSSIA / MOROCCO / AFRICA / INVESTMENT / TRADE POLICY / ECONOMIC POLICY / STRATEGIC DEVELOPMENT / РОССИЯ / МАРОККО / АФРИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калоев Артем Витальевич, Мамедова Лейла Эльдар Гызы

Настоящее исследование направлено на изучение возможностей для успешной экономической деятельности России в Африке посредством наращивания инвестиционной кооперации с Марокко, с учетом накопленного опыта и авторитета королевства на континенте. Цель. Определить основные перспективные направления экономического сотрудничества Россия-Марокко-Африка, учитывая наработанный опыт королевства в торговом сотрудничестве. Задачи. Определить последовательность действий Королевства Марокко в экономических отношениях с африканскими странами; выявить перспективные направления трехсторонней кооперации Россия-Марокко-Африка. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрена внешнеэкономическая политика Королевства Марокко в отношении африканских стран с целью выявления характерных тенденций и возможностей их использования с привлечением Российской Федерации. Результаты. Королевство Марокко проводит широкую внешнеэкономическую политику в отношении африканских стран, являясь крупным инвестором в страны континента, в особенности в регион южнее Сахары. Вместе с тем умелый внешнеполитический курс, основой которого является доктрина «юг-юг», придает Королевству в глазах африканских стран образ «старшего брата» и зачастую способствует созданию благоприятных условий для ведения экономической активности на континенте. Для Российской Федерации интересна и экономически выгодна организация деятельности в Африке с помощью опытного, успешного и значимого партнера, который поможет не допустить серьезных потерь на начальном этапе становления. Таким партнером для России может стать Марокко. Выводы. В условиях существующей международной политическо-экономической среды, а также возрастающей необходимости диверсификации производства существует большой потенциал взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Марокко, практическая реализация которого в странах континента станет взаимовыгодной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Moroccan Investment Cooperation as a Factor of Increasing the Russian Presence in the Economic Sector of the African Continent

The presented study explores the opportunities for Russia to engage in successful economic activities in Africa by enhancing investment cooperation with Morocco, considering the Kingdom's experience and standing on the continent. Aim. The study aims to identify the major perspective directions of economic cooperation between Russia, Morocco, and Africa with allowance for the Kingdom's experience in trade cooperation. Tasks. The authors determine the sequence of actions for the Kingdom of Morocco in its economic relations with African countries and identify potential directions for the trilateral cooperation between Russia, Morocco, and Africa. Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine Morocco's foreign economic policy with regard to African countries in order to identify the characteristic trends and opportunities for using them with the involvement of the Russian Federation. Results. The Kingdom of Morocco pursues a broad foreign economic policy with regard to African countries, investing heavily in this continent, particularly in the sub-Saharan region. At the same time, a smart foreign policy based on the South-South doctrine makes Morocco appear as the "big brother" in the eyes of African countries, often helping to create favorable conditions for economic activity on the continent. The Russian Federation has an economic interest in organizing activities in Africa with the help of an experienced, successful, and important partner that would prevent serious losses at the initial stage. Morocco could become such a partner for Russia. Conclusions. Given the current international political and economic conditions and the growing need to diversify production, there is a huge potential for mutually beneficial cooperation between Russia and Morocco. Its practical implementation in Africa would be mutually rewarding.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКО-МАРОККАНСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР НАРАЩИВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА»

<

0.

ш ©

0

CK <

1

CI ш 0.

I

о

со О

О <

©

Российско-марокканское инвестиционное сотрудничество как фактор наращивания российского присутствия в экономической сфере африканского континента

Russian-Moroccan investment cooperation as a Factor of increasing the Russian presence in the Economic sector of the African continent

УДК 339.9

Калоев Артем Витальевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Artem V. Kaloev

St. Petersburg State University

Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, Russian Federation, 199034

Мамедова Лейла Эльдар гызы

доцент Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат экономических наук 190121, Санкт-Петербург, Лоцманская ул., д. 3

Leyla E. g. Mamedova

St. Petersburg State Marine Technical University Lotsmanskaya St. 3, St. Petersburg, Russian Federation, 190121

Настоящее исследование направлено на изучение возможностей для успешной экономической деятельности России в Африке посредством наращивания инвестиционной кооперации с Марокко, с учетом накопленного опыта и авторитета королевства на континенте.

Цель. Определить основные перспективные направления экономического сотрудничества Россия-Марокко-Африка, учитывая наработанный опыт королевства в торговом сотрудничестве.

Задачи. Определить последовательность действий Королевства Марокко в экономических отношениях с африканскими странами; выявить перспективные направления трехсторонней кооперации Россия-Марокко-Африка.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрена внешнеэкономическая политика Королевства Марокко в отношении африканских стран с целью выявления характерных тенденций и возможностей их использования с привлечением Российской Федерации. Результаты. Королевство Марокко проводит широкую внешнеэкономическую политику в отношении африканских стран, являясь крупным инвестором в страны континента, в особенности в регион южнее Сахары. Вместе с

тем умелый внешнеполитический курс, основой которого является доктрина «юг-юг», придает Королевству в глазах африканских стран образ «старшего брата» и зачастую способствует созданию благоприятных условий для ведения экономической активности на континенте. Для Российской Федерации интересна и экономически выгодна организация деятельности в Африке с помощью опытного, успешного и значимого партнера, который поможет не допустить серьезных потерь на начальном этапе становления. Таким партнером для России может стать Марокко. Выводы. В условиях существующей международной политическо-экономической среды, а также возрастающей необходимости диверсификации производства существует большой потенциал взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Марокко, практическая реализация которого в странах континента станет взаимовыгодной.

Ключевые слова: Россия; Марокко; Африка; инвестиции; торговая политика; экономическая политика; стратегическое развитие.

Для цитирования: Калоев А. В., Мамедова Л. Э. г. Российско-марокканское инвестиционное сотрудничество как фактор наращивания российского присутствия в экономической сфере африканского континента //

Экономика и управление. 2019. № 3 (161). С. 62-66.

The presented study explores the opportunities for Russia to engage in successful economic activities in Africa by enhancing investment cooperation with Morocco, considering the Kingdom's experience and standing on the continent. Aim. The study aims to identify the major perspective directions of economic cooperation between Russia, Morocco, and Africa with allowance for the Kingdom's experience in trade cooperation.

Tasks. The authors determine the sequence of actions for the Kingdom of Morocco in its economic relations with African countries and identify potential directions for the trilateral cooperation between Russia, Morocco, and Africa.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition to examine Morocco's foreign economic policy with regard to African countries in order to identify the characteristic trends and opportunities for using them with the involvement of the Russian Federation.

Results. The Kingdom of Morocco pursues a broad foreign economic policy with regard to African countries, investing heavily in this continent, particularly in the sub-Saharan region. At the same time, a smart foreign policy based on the South-South doctrine makes Morocco appear as the "big brother" in the eyes of African countries, often helping to create favorable conditions for economic activity on the continent. The Russian Federation has an economic interest in organizing activities in Africa with the help of an experienced, successful, and important partner that would prevent serious losses at the initial stage. Morocco could become such a partner for Russia. Conclusions. Given the current international political and economic conditions and the growing need to diversify production, there is a huge potential for mutually beneficial cooperation between Russia and Morocco. Its practical implementation in Africa would be mutually rewarding.

Keywords: Russia; Morocco; Africa; investment; trade policy; economic policy; strategic development.

Citation: Kaloev A. V., Mamedova L. E. g. Rossiysko-marokkanskoye investitsionnoye so-trudnichestvo kak faktor narashchivaniya ros-siyskogo prisutstviya v ekonomicheskoy sfere afrikanskogo kontinenta [Russian-Moroccan Investment Cooperation as a Factor of Increasing the Russian Presence in the Economic Sector of the African Continent]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 3 (161), pp. 62-66.

Согласно отчету ООН, к 2050 г. население Земли достигнет 10 млрд жителей. А к концу века прогнозируется, что на планете будет жить уже свыше 11,18 млрд человек. С каждым годом население нашей планеты увеличивается на 85 млн человек, и наибольший процент

прироста демонстрирует Африка. Вместе с тем 5 прогнозируется довольно сильное сокращение © доли европейского и азиатского населения ^

в отношении к общемировому населению. Про- i

и-

цент азиатского населения, составляющий се- ^ годня 60% от общемирового, к 2100 г. сокра- £ тится до 43%, а африканское население, на- ^ оборот, увеличится с текущих 17 до 40% g к концу этого столетия. ^

По прогнозам специалистов, ближайшие ^ 30 лет пройдут под демографическим флагом | Африканского континента. Основной скачок прироста населения произойдет в Нигерии, Демократической Республике Конго, Эфиопии, Танзании, Уганде и Египте. Стоит также принимать в расчет прогнозируемый рост урбанизации: к 2050 г. количество городского населения «черного» континента достигнет 1,2 млрд человек (в 2017 г. — 400 млн человек) [1]. В этой связи ключевым вопросом в будущем станет обеспечение продовольственной безопасности растущего населения африканских стран, поэтому особое значение приобретает сфера производства продовольственной продукции, в частности внедрение в этой сфере современных достижений химизации, что позволяет повысить продуктивность сельского хозяйства.

Наряду с калием и азотом фосфаты являются одним из важнейших компонентов удобрений, в связи с чем возникает спрос на новые прогрессивные методы и технологии производства фосфатных удобрений. С точки зрения мировых запасов, Марокко выступает лидером — свыше 72% разведанных месторождений планеты располагаются на территории королевства (около 50 млрд т). Далее следуют Китай (3,7 млрд т), Алжир (2,2 млрд т), Сирия (1,8 млрд т), Россия (1,3 млрд т) и пр.

Первое фосфатное месторождение королевства Марокко «Улед Аддун» (Ouled Addoun) было открыто в 1920 г. В том же году была создана крупнейшая компания Королевства Марокко «OCP» (Office Cherifien des Phosphates), уполномоченная исследовать месторождение «Улед Аддун» и заниматься добычей, переработкой и продажей фосфатов. Сегодня компания «ОСР» — один из мировых лидеров в данной сфере, она производит свыше 12 млн т удобрений ежегодно, под ее управлением находится один из крупнейших карьеров в Марокко площадью более 4000 м2, разделенный на три зоны: Сиди Хажа (Sidi Hajja), Сиди Шенан (Sidi Chenane) и Касба Табла (Kasba Tabla), также ей принадлежит более 28% мирового экспорта. Основными импортерами марокканских удобрений выступают Бразилия, Индия, Европа. На Африку приходится 24% экспортных операций компании «ОСР». Так что можно с уверенностью утверждать, что в будущей аграрной революции Африки имен-

5 но Марокко сыграет важную роль благодаря е высокому уровню и технологическому опыту ^ производства фосфатных удобрений, а также ^ ключевым позициям на мировом и африкан-^ ском рынках фосфатов. Стоит отметить, что £ компания-локомотив королевства «ОСР» уже ^ ведет активную африканскую внешнеэкономи-^ ческую политику.

Совсем недавно был открыт филиал «ОСР-^ Африка» для продвижения экономической | деятельности компании только на континенте. Компания заняла активную позицию и ведет довольно агрессивную политику по увеличению своего влияния на рынке минеральных удобрений в Африке. Были вложены крупные инвестиции в строительство заводов, чтобы локализировать производства удобрений, в логистические и научно-технических центры, а также в открытие филиалов и подразделений в Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Демократической Республике Конго, Бенине, Камеруне, Нигерии, Танзании, Зимбабве, Замбии, Мозамбике, Кении, Эфиопии и пр.

Компания стремится к обеспечению беспрепятственного доступа африканских стран к фосфатным удобрениям, с целью поддержания темпов поступательного развития аграрной отрасли континента. В 2014 г. компанией было подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству фосфатных удобрений в Габоне, с поставкой фосфатов из Марокко. В декабре 2016 г. между «ОСР» и нигерийским гигантом «Dan-gote» было подписано соглашение о создании производства удобрений на основе оксида фосфора, адаптированных к применению в нигерийской почве. Проект позволит обеспечить стабильный доступ нигерийских компаний к удобрениям, а также в перспективе поспособствует организации экспорта продукта в третьи страны [2]. Аналогичные договоренности были достигнуты с Эфиопией, Руандой и Танзанией, с компаниями этих стран уже подписаны меморандумы о намерении.

Стратегия развития марокканской компании «ОСР» до 2025 г. предполагает увеличение производства фосфатных удобрений на 50%. Объем инвестиций в расширение компании оценивается в 3,7 млрд долл. США. На первом этапе планируется инвестировать 2,4 млрд долл. США для строительства в Дир Дава (на востоке Эфиопии) завода производственной мощностью в 2,5 млн т удобрений. Второй этап предусматривает инвестиции в 1,3 млрд долл. США, что позволит производить еще 3,6 млн т продукта.

В самом Марокко (Жорф Ласфар) компанией «ОСР» был построен и запущен завод удобрений, производящий продукцию для поставок исключительно в страны Африки. Общий

объем инвестиций в данный проект превысил 500 млн евро. Компания «ОСР» не останавливается только на производстве и продаже фосфатных удобрений, а расширяет сферу своей деятельности во все перспективные и инновационные направления экономики. Так, для консолидации сельхозпроизводителей и создания системы управления на всех этапах производства и логистики сельхозпродукции, «ОСР» была разработана и запущена программа «Фермерский дом» и создана управляющая дочерняя компания. К 2020 г. планируется открытие еще 10 филиалов по всей Африке. Совместно с «Cacao Coffеe» компания планирует создать производство по переработке какао бобов в Кот-д'Ивуаре. Кроме того, совместно с марокканской компанией «Jacobs Engineering» во многих странах континента были созданы научные центры по подготовке специалистов в области инженерии [3].

Компания «ОСР» при государственной поддержке Королевства Марокко стремится наращивать экспорт более концентрированных и дорогостоящих продуктов, таких как тройной суперфосфат (TSP) и фосфорная кислота, для чего модернизируются действующие предприятия и строятся новые производственные мощности. Обладая огромными запасами фосфатного сырья и наращивая его добычу, Королевство Марокко, очевидно, в обозримой перспективе сохранит за собой роль лидера в мировой фосфатной промышленности. Будет продолжен курс развития, направленный на более глубокую переработку фосфатного сырья и экспорт продуктов с высокой добавленной стоимостью, а влияние компании «OCP» на конъюнктуру мирового рынка фосфатной продукции будет только усиливаться.

Учитывая поступательную стратегическую диверсификацию производственной и сбытовой деятельности «OCP Group» на региональном уровне, продукция Королевского управления фосфатов Марокко продолжит составлять основную конкуренцию продукции основных российских производителей данного сектора («Фосагро», «ЕвроХим») на ключевых рынках сбыта (Европа, Индия, Бразилия). В связи с чем развитие сотрудничества с «OCP Group» может представлять интерес для российских организаций сектора производства химической продукции в плане организации и расширения поставок серы и аммиака на производственные мощности совместных предприятий «OCP» за пределами Марокко (Турция, Бразилия и др.) [4].

Учитывая позитивную тенденцию роста ма-роккано-западноафриканского торгового оборота, мы можем прогнозировать дальнейшее нарастание объемов марокканских ПИИ в регион. Король Марокко Мухаммед VI в своем

выступлении на полях экономического форума Марокко — Кот-д'Ивуар (2014 г., Абиджан) заявил, что аграрная революция в Африке неизбежна и необходима и должна быть реализована самими африканцами.

В ходе Международного саммита СОР 22 (ноябрь 2016 г., Марракеш) министр сельского хозяйства, морского рыболовства, развития сельских территорий, лесов и водоемов Королевства Марокко А. Аханнуш объявил о запуске программы «ААА» (Adaptation de l'agriculture africaine), целью которой является предупреждение продовольственных проблем континента с учетом климатических и демографических изменений. Кроме того, программа направлена на двукратное увеличение производственных мощностей континента к 2030 г. и трехкратное к 2050 г. по следующим направлениям: обеспечение доступа к источникам энергии; устойчивое развитие городов; поступательное наращивание темпов роста показателей производства сельскохозяйственной отрасли, в которой занято свыше 60% населения континента.

В ходе Международного саммита СОР 22 марокканская инициативная программа была поддержана африканскими странами, получив название «Платформа устойчивого развития и создания новых рабочих мест». Кроме того, в реализации заявленных инициатив важную роль сыграет Африканский банк развития («АФБ»), принявший на себя обязательства по финансовому обеспечению поставленных целей и задач программы. Помимо «АФБ» в реализации программы «Платформа устойчивого развития и создания новых рабочих мест» примут участие также другие банки континента, в том числе сельскохозяйственный кредитный банк Марокко «Crédit agricole du Maroc».

С учетом нарастающих темпов развития всего континента сотрудничество с Марокко и Экономическим сообществом стран региона Западной Африки (CEDEAO), которое было создано в 1970-х гг. и объединяет 15 государств Атлантического побережья, становится все более привлекательным для наращивания экономической деятельности третьих стран. Совокупный товарооборот стран Сообщества в 2016 г. составил 144,4 млрд долл. США, что составило 1,1% от общемирового товарооборота (в 2000 г. — 45,3 млрд долл. США), из которых только 10,6% — экспорт и 7,8% — импорт стран — участниц объединения.

Королевство Марокко, несмотря на то что юридически не является членом Сообщества, де-факто ключевой партнер и инвестор для стран Атлантического побережья Африки. В 2017 г. совокупный товарооборот Марокко с CEDEAO составил 1240 млн долл. США (в 2000 г. — 430 млн долл. США). Вместе с тем, марокканский экспорт доминирует над

импортом, составляя 960 млн долл. США. Тем 5 самым Марокко старается выступать в роли © «старшего брата» для стран региона, постоян- ^ но инвестируя в развитие стран континента ^ [5]. В настоящее время внутри Сообщества ^ прорабатывается проект оформления эконо- £ мического союза, включая свободу перемеще- ^ ния капитала, населения и единую валюту. ^

В ходе пленарного заседания международной ^ конференции М^аув (ноябрь 2018 г., Танжер) ^ руководители высшего звена стран региона: | советник президента Сенегала, бывший министр иностранных дел М. Ндиае, министр иностранных дел Кабо-Верде Л. Лопес Таварес, министр экономики и финансов Мали Б. Сис-се и др. неоднократно подчеркивали важность Марокко в экономическом и политическом развитии региона и его интеграции в международные финансовые процессы. По результатам мероприятия была принята Танжерская декларация, нацеленная на расширение направлений сотрудничества между Марокко и странами Сообщества, а также проработку механизмов вовлечения королевства в структуру организации для дальнейшего наращивания торгово-экономических операций посредством использования существующих механизмов кооперации (в особенности режим беспошлинной торговли с ЕС, США и Турцией).

Предполагается также разработка методологии сотрудничества «юг-юг» в области профессиональной подготовки кадров, промышленного сотрудничества и новых технологий, а также создания регионального инвестиционного фонда поддержки малых и средних предприятий региона при поддержке Инвестиционного банка развития СЕБЕАО (БШС). Политика Сообщества также будет направлена на разбалансировку доминирования интересов американской администрации в регионе Средиземного моря. Особое внимание будет уделено проработке взаимовыгодного партнерства для наращивания профицита вовлечения членов Сообщества в международную экономическую деятельность.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить огромный потенциал в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Марокко и странами субсахары. Для наращивания объемов сотрудничества представляется целесообразным практическая реализация инициатив путем создания зоны свободной торговли для стран Западноафриканского экономического валютного союза, экономического сообщества стран Западной Африки, Экономического и валютного объединения стран Центральной Африки и Королевства Марокко. Данный шаг придаст новый импульс развитию взаимного интереса к экономической кооперации, позволит расширить товарную номенкла-

£ туру реализуемых товаров, а также поспособ-е ствует притоку инвестиций в страны региона. ^ Принимая во внимание факт возвращения i Африки во внешнеэкономическую повестку дня ^ Российской Федерации, выгодной может стать £ совместная деятельность с Марокко, направ-^ ленная на проникновение в регион. Сотрудни-g чество в Африке может стать стратегическим ^ вопросом взаимодействия между Россией и £ Марокко, создавая тем самым треугольник | Россия — Марокко — остальная Африка. Целью такого сотрудничества может стать содействие аграрной революции для обеспечения продовольственной безопасности континента, а вовлечение в индустриализацию африканского аграрного сектора способствует увели-чению экспорта продукции российского производства. Вместе с тем тесная кооперация с марокканскими партнерами, обладающими достаточным опытом и пониманием ведения бизнеса на континенте, поможет минимизировать возможные риски, возникающие при выходе на новые рынки.

В части банковского регулирования возможных экспортных операций в Африке отметим, что в ноябре 2017 г. Правительство Российской Федерации одобрило вступление страны в Аф-рикэксимбанк, выделив на эти цели 2 млрд руб. Кроме того, между российскими и марокканскими банками (Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ — с российской стороны, Attijari-Wafa Bank и BMCE — с марокканской стороны) был подписан ряд меморандумов и соглашений.

Принимая во внимание углубленный характер стратегического российско-марокканского партнерства, зафиксированный в декларации, подписанной в ходе визита короля Марокко Мухаммеда VI в Россию (март 2016 г.), реализация совместных инициатив в африканских странах способствует закреплению как экономических, так и политических позиций России на континенте. Помимо упомянутой сферы производства удобрений, на наш взгляд, существует широкий перечень направлений аграрного взаимодействия, сотрудничество в которых станет в первую очередь взаимовыгодным, а во-вторых, поможет создать своеобразный мост для проникновения российской продукции в страны Африки.

Перспективы совместного сельскохозяйственного российско-марокканского партнерства были также освещены в ходе деловой миссии российских компаний в Марокко и российско-марокканского делового форума, на полях визита министра сельского хозяйства Российской Федерации Д. Н. Патрушева и VII заседания Межправительственной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (октябрь 2018 г., Рабат). Так, председатель исполнительного комитета

национальной мясной Ассоциации С. Е. Юшин выразил заинтересованность российских компаний в развитии сотрудничества с марокканскими партнерами в части поставки мясной продукции из России в Марокко с ее дальнейшей переработкой и реэкспортом в третьи страны, особенно африканские.

В заключение отметим, что в условиях существующей мирополитической среды, а также возрастающей необходимости диверсификации производства существует большой потенциал взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Марокко, практическая реализация которого станет взаимовыгодным для обеих сторон.

Литература

1. Bassou A. Ressources naturelles et réalités géopolitiques de l'Afrique // OCP Policy Center. Policy Brief. 2017. No. 19. 9 p.

2. Berahab R. Relations entre le Maroc et l'Afrique subsaharienne: Quels potentiels pour le commerce et les investissement directs étrangers? // OCP Policy Center. Policy Brief. 2017. No. 4. 9 p.

3. Oualalou F. Chine-Maroc-Afrique un partenariat agroalimenaire novateur // OCP Policy Center. Policy Paper. 2017. No. 10. 33 p.

4. Lo M. Relations Maroc-Afrique subsaharienne: quell bilan pour les 15 dernières années? // OCP Policy Center. Research Paper. 2016. No. 10. 70 p.

5. Beraham R. Structure des échanges entre le Maroc et l'Arique: une analyse de la specialization du commerce // OCP Policy Center. Research Paper. 2016. No. 7. 45 p.

References

1. Bassou A. Ressources naturelles et réalités géopolitiques de l'Afrique [Natural resources and geopolitical realities of Africa]. OCP Policy Center. Policy Brief, 2017, no. 19. Available at: http://www.poli-cycenter.ma/sites/default/files/OCPPC-PB1719.pdf.

2. Berahab R. Relations entre le Maroc et l'Afrique subsaharienne: Quels potentiels pour le commerce et les investissement directs étrangers? [Relations between Morocco and sub-Saharan Africa: What is the potential for trade and foreign direct investment?]. OCP Policy Center. Policy Brief, 2017, no. 4. Available at: http://www.policycenter.ma/sites/default/ files/OCPPC-PB1704.pdf.

3. Oualalou F. Chine-Maroc-Afrique un partenariat agroalimenaire novateur [China-Morocco-Africa: An innovative agri-food partnership]. OCP Policy Center. Policy Paper, 2017, no. 10. Available at: http://www.poH.cy-center.ma/sites/default/files/OCPPC-PP1710.pdf.

4. Lo M. Relations Maroc-Afrique subsaharienne: quell bilan pour les 15 dernières années? [Morocco- sub-Saha-ran Africa relations: What is the balance sheet for the last 15 years?]. OCP Policy Center. Research Paper, 2016, no. 10. Available at: http://www.policycenter. ma/sites/default/files/OCPPC-RP1610v2.pdf.

5. Beraham R. Structure des échanges entre le Maroc et l'Arique: Une analyse de la specialization du commerce [Structure of trade between Morocco and Africa: An analysis of the trade specialization]. OCP Policy Center. Research Paper, 2016, no. 7. Available at: http://www.po-licycenter.ma/sites/default/files/OCPPC-RP1607v2.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.