Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)
РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-55-58_55
История медицины
35. Osborn J.J., Bilson R., Tsoi C., Sullivan E., Mitchell B. Pulmonary fast space measurement from expered PCO — a pulmonary function test designed for automation. In: Computers in Critical Care and Pulmonary Medicine: Proceedings of the 3rd international Symposium. Tokyo; 1983; Vol. 3: 187—93.
36. Rickaby D.A., Hanus M.U., Hamilton L.H. A computer program for calculating respiratory anatomic dead space. Int. J. Biomed. Comput. 1984; 12 (2): 125—38.
37. Jones N.L., Robertson D.G., Kane J.W. Difference between end-tidal and arterial PC02 in exercise. J. Appl. Physiol. 1979; 47 (5): 954—60.
38. Ustinov A.G., Kabisheva N.B., Potapova I.I. Dialog system for automated analysis of the gar composition of the exhaled air. In: Problems of Medicine Automatization. [Problemy avtomatizatsii v medit-
sine]. Moscow; 1982: 121—30. (in Russian)
39. Kelman G.R. Digital computer subroutine for the conversion of oxygen tension into saturation. J. Appl. Physiol. 1966; 21 (4): 1375—9.
40. Heineken P.G., Lobdell D.D. Calculations for pH during C02 and 02 exchange with blood. Respir. Physiol. 1976; 28: 277—87.
41. Grodins F.G., Buell J., Bart A.J. Mathematical analysis and digital simulation of respiratory control system. J. Appl. Physiol. 1976; 39 (2): 260—76.
42. Glushkov V.M., Ivanov V.V., Yanenkov V.M. Modeling Inside and Intercellular Interactions on the Basis of One Class Dynamic Micro-modulus. [Modelirovanie vnutri i mezhkletochnykh vzaimodeystviy na osnove odnogo klassa dinamicheskikh mikromodeley]. Preprint. Kiev: Institut kibernetiki AN USSR; 1978. (in Russian)
© Шерстнева Е.В., 2017 УДК 61:93
Шерстнева Е.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (XIX — НАЧАЛО ХХ ВЕКА)
Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, г Москва
В статье рассмотрена деятельность Медицинского совета Министерства внутренних дел в области лекарственного обеспечения. Эта деятельность была направлена на стимулирование роста аптечной сети, регулирование вопросов импорта и торговли медикаментами, ценообразования, стандартизацию методов изготовления и контроля качества лекарств, регламентирование медицинской рекламы и др.
Ключевые слова: Медицинский совет Министерства внутренних дел; лекарственное обеспечение. Для цитирования: Шерстнева Е.В. Деятельность Медицинского совета Министерства внутренних дел в области лекарственного обеспечения населения (XIX — начало ХХ века). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1): 55—58. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-l-55-58 Для корреспонденции: Шерстнева Елена Владимировна, канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела истории медицины Национального НИИ истории медицины им. Н.А. Семашко, 105064, Москва, [email protected]
Sherstneva E. V
THE ACTIVITIES OF THE MEDICAL COUNCIL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS RELATED TO MEDICINAL SUPPORT OF POPULATION (XIX—EARLY XX CENTURIES)
The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article considers activity of the Medical council of the Ministry of inner affairs in the field of medicinal .support. This kind of activity was targeted to stimulating development of pharmacy network, regulation of issues of import of trade of medicines, pricing, standardization of methods of manufacturing and quality control of of medicines, regulation of medical advertisement, etc.
Keywords: the Medical council of the Ministry of inner affairs; medicinal support
For citation: Sherstneva E.V. The activities of the Medical Council of the Ministry of Internal Affairs related to medicinal support of population (XIX—early XX centuries). Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (1): 55—58. (In Russ.) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-1-55-58 For correspondence: Sherstneva E.V., senior researcher of the department of history of medicine. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 12.01.2015 Accepted 13.04.2015
В последнее десятилетие история развития фармации, аптечного дела в России в XIX — начале XX века все больше привлекает внимание исследователей. Однако традиционным является недостаточное внимание к вопросам государственного управления фармацевтической сферой. В целом исследователями определен перечень государственных инстанций, занимавшихся вопросами лекарственного обеспечения, однако содержание их деятельности, как правило, остается за рамками изучения. В результате в работах можно встретить довольно спорные утверждения, к примеру о том, что Медицинский совет Министерства внутренних дел являлся органом, имевшим "не-
которое отношение к аптечному делу" [1]. Обращение к источникам убеждает нас в обратном: даже в последнем документе, касающемся истории этого государственного органа, приказе № 6 НКВД от 28 марта 1918 г., в соответствии с которым Медицинский совет был упразднен, содержатся данные о том, что в начале XX века "дела по выдаче привилегий и разрешений на ввоз иностранных и приготовление русских медицинских средств" составляли 37%, а "дела аптечные" — 8% от общей массы дел Медицинского совета [2], т. е. доля дел, касающихся лекарственного обеспечения составляла не менее 45%. Поэтому данный вопрос требует более подробного рассмотрения.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)
56_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-55-58
History of medicine
В начале XIX века в результате министерской реформы Александра I управление гражданским медико-фармацевтическим делом было передано в ведение Министерства внутренних дел, в составе которого были созданы Медицинский департамент и Медицинский совет. Если Медицинский департамент в решении медико-фармацевтических вопросов обладал всеми полномочиями высшего административного органа, то функции Медицинского совета были иными, более разнообразными, и усложнялись с течением времени. Как свидетельствует историк и правовед середины XIX века Н.В. Варадинов, по первоначальному замыслу министра внутренних дел В.П. Кочубея совет должен был явиться чем-то вроде "Академии медицинской науки", где решались бы дела "ученые текущие и относящиеся до усо-вершения медицинской части". Состоять этот орган должен был из "известнейших наших медиков" [3]. Но со временем из совещательного научного органа он превратился в инстанцию, наделенную рядом административных, экспертных полномочий и даже (к началу ХХ века) законотворческой инициативой. Принцип формирования состава Медицинского совета со второй половины XIX века состоял в том, что в него в качестве непременных членов входили представители различных министерств и ведомств, а его совещательными членами являлись выдающиеся представители отечественной науки, которые избирались "по личному их достоинству". На посту председателя Медицинского совета до 1841 г. находились чиновники, позднее — врачи, а с начала ХХ века только лица, имевшие степень доктора медицины. Рассмотрение вопросов (в зависимости от их важности) производилось в ходе частных или общих заседаний, задачей которых являлось вынесение научно обоснованных решений.
Курирование фармацевтического дела в Империи во все времена являлось одним из важнейших направлений деятельности Медицинского совета. Согласно Положению о Медицинском совете 1836 г., в число его действительных членов обязательно должен был входить химик или фармацевт. В разные годы в составе Медицинского совета работали авторитетные представители фармацевтической науки и выдающиеся химики Т.Е. Ловиц, А.П. Нелюбин, Н.Н. Зинин, А.В. Пель, Ю.К. Трапп, Д.И. Менделеев, С.А. Пржибытек, А.П. Дианин и др. С 1870 г. в качестве непременных членов в состав совета дополнительно были включены два постоянных депутата (магистра фармации) от Санкт-Петербургского фармацевтического общества [4].
Положением о Медицинском совете от 1836 г. в сферу его компетенции были включены следующие вопросы: "издание наставлений и инструкций для ... аптекарских чиновников; исследование новых фармацевтических средств и дозволение продажи и употребления их; изыскание способов замены лекарств иностранных российскими; разрешение сомнений о привозимых из-за границы лекарственных составах; издание диспенсаторий или правил составления лекарств; издание аптекарской таксы" и др. [5]. Эти
вопросы оставались в ведении Медицинского совета во все годы его существования.
Так, издание инструкций для фармацевтических чиновников, рассмотрение дел о разрешении открытия аптек и фармацевтических предприятий составляли одну из наиболее многочисленных групп дел, решаемых Медицинским советом. Динамика роста числа дел по данному направлению была такова: в 1833—1842 гг. в совет поступило порядка 750 дел по статье "аптечное дело, фабрики и лаборатории фармацевтических препаратов, дела, касающиеся фармацевтического персонала ", в 1893—1902 гг. — 838, а в 1903—1912 гг. — уже 1008 дел [6]. Причем, если в первой половине XIX века в совете рассматривались дела преимущественно об открытии новых аптек, то уже к концу столетия все большее место занимали вопросы учреждения фабрик и лабораторий, что было вызвано развитием отечественной фармацевтической промышленности.
Медицинский совет рассматривал вопросы, связанные с квалификацией фармацевтического персонала, более того, он принимал окончательное решение о полном лишении права на фармацевтическую практику в случае грубого нарушения управляющими и служителями аптек их обязанностей.
Важной стороной деятельности Медицинского совета, направленной на совершенствование лекарственного обеспечения, являлось издание российской фармакопеи и аптекарской таксы, периодический их пересмотр, составление списка ядовитых веществ. Для разработки государственной фармакопеи в 1863 г. при Медицинском совете была создана Фармакопейная комиссия, работой которой руководил академик Ю.К. Трапп. В общей сложности комиссией было подготовлено 6 изданий Российской фармакопеи: 1866, 1871, 1880, 1891, 1902 и 1910 гг. В качестве приложений к фармакопее выступали списки реактивов и приборов, необходимых для химического анализа фармакопейных препаратов, меры веса, список сильнодействующих веществ с указанием правил хранения и применения, таблица противоядий и др. Государственная фармакопея выступала по существу сборником обязательных стандартов для лекарственных средств, применяемых в России, ее наличие требовалось во всех без исключения аптеках.
Одновременно Медицинский совет занимался подготовкой и изданием аптекарской таксы. Кроме цен на исходные вещества, в ней были указаны цены на приготовление лекарств по рецептам врачей и цены на аптечную упаковку. Согласно Уставу врачебному, запрещалось продавать лекарства из аптек "выше цен, аптекарскою таксою определенных", в то время как отпускать их по более низкой цене владелец аптеки имел право, но это не должно было отражаться на качестве препаратов. Интересно отметить, что широко информировать публику о снижении цены запрещалось [7]. Издание таксы отвечало интересам не только аптекарей, но и потребителей. Так, в годы жестоких эпидемий с целью обеспечения большей доступности лекарств аптекарская такса,
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1)
РР1 http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-55-58_57
История медицины
как правило, удешевлялась. Издание Медицинским советом государственной фармакопеи и аптекарской таксы способствовало упорядочению лекарственного ассортимента, стандартизации способов приготовления и методов контроля качества лекарств, регулированию цен на медикаменты.
Одной из значимых функций Медицинского совета было рассмотрение дел "о разрешении ввоза иностранных фармацевтических средств, минеральных вод, рассмотрение ходатайств о привилегиях" (патентах), а также о "приготовлении русских средств, аппаратов, минеральной воды, русских ходатайствах о выдаче привилегий", принятие по ним окончательных решений. Если за 1853—1862 гг. в отношении иностранных средств Медицинским советом было рассмотрено всего 500 дел, за 1893—1902 гг. — 833, то за 1903—1912 гг. — уже 2704. В отношении российских средств за те же периоды соответственно было рассмотрено 326, 629 и 1793 дела. Очевидно, что число дел данной категории увеличилось за последнее десятилетие в 3 раза, причем преимущественно за счет дел об импорте лекарств [6]. Все препараты, прежде чем они попадали в торговый оборот, проходили обязательную экспертизу, по результатам которой Медицинский совет принимал окончательное решение о судьбе лекарственного средства. Все сведения (качественный и количественный состав, способ приготовления, употребления и дозировка) о каждом вновь разрешаемом Медицинским советом к обращению препарате, как зарубежном, так и отечественном, публиковались в специальных изданиях: "Правительственном вестнике", "Вестнике финансов" и "Вестнике общественной гигиены, судебной и практической медицины", в профильных фармацевтических журналах. Кроме того, разрешенные и запрещенные к ввозу препараты вносились в соответствующие ежегодно пересматриваемые Медицинским советом списки, которые подавались в Департамент таможенных сборов. Интересно отметить, что число отклоненных ходатайств стабильно превышало число разрешений на допуск лекарственного средства к обороту. Причиной отказа довольно часто являлось признание препарата "могущим причинить вред здоровью потребителей".
На рубеже XIX—XX веков в России остро встает проблема поступления на аптечные прилавки некачественных и фальсифицированных лекарственных средств. Свою лепту в ее решение вносили эксперты Медицинского совета. Так, экспертами Медицинского совета проф. Н.П. Ивановским и д-ром Д.Д. Крыловым в 1904 г. в 3 образцах из 7 была выявлена подмена предусмотренных рецептурой ингредиентов. Кроме того, с помощью химического и спектрального анализа было установлено, что из 18 образцов минеральной воды нарзан, поступивших на экспертизу, лишь 2 являлись подлинной минеральной водой, а 16 — грубой подделкой [8]. На основании заключений Медицинского совета о качестве того или иного лекарства Медицинский департамент (с 1904 г. — Управление главного врачебного инспектора) издавал соответствующие циркуляры, рассылаемые во
все местные врачебные правления с целью усиления контроля и изъятия фальсификата из аптечной сети.
В компетенцию Медицинского совета входило и регламентирование рекламы лекарственных средств. Задача "цензуры публичных объявлений" была впервые поставлена перед ним еще в Положении 1836 г. С годами эта функция становилась все более важной. В 1881 г., например, совет рассмотрел 89 дел о рекламе, что составило примерно седьмую часть от общей массы дел. Позиция Медицинского совета в этом вопросе была принципиальной и сводилась к необходимости "усугубить строгости цензуры в отношении ... изданий, выхваляющих разные не заслуживающие внимания средства" [9]. Согласно установленным правилам, было категорически запрещено размещение рекламных объявлений о лекарственных средствах, "не бывших в рассмотрении Медицинского совета и не разрешенных к привозу из-за границы, равно всяких восхвалений (рекламы) способов лечения" [10]. К началу XX века обязанность цензуры "публичных объявлений" была переложена на губернские врачебные правления, но общее руководство этим вопросом осталось за Медицинским советом, которым в 1908 г. были разработаны "Правила о цензуре объявлений и реклам местными врачебными управлениями".
Несмотря на то что Медицинский совет вплотную не занимался вопросами образования, некоторые его постановления имели судьбоносное значение для развития системы подготовки фармацевтических кадров. Так, в течение 1883—1885 гг. на рассмотрении Медицинского совета находился вопрос о допуске женщин к фармацевтической деятельности. Заключение Медицинского совета, признавшего за женщинами право на фармацевтическое образование, послужило основанием для положительного решения этого вопроса Министерством народного просвещения в конце 80-х годов XIX века.
Медицинский совет, получив, согласно Положению от 1904 г., право законотворческой инициативы, внес вклад и в разработку фармацевтического законодательства. В 1912 г. приступила к работе Высочайше учрежденная междуведомственная комиссии по пересмотру врачебно-санитарного законодательства под руководством председателя Медицинского совета Г.Е. Рейна, в рамках которой шла подготовка и нового Фармацевтического устава. Этот документ должен был способствовать совершенствованию фармацевтического дела в стране, однако в силу последовавших вскоре политических событий проект устава так и не был утвержден.
Безусловно, деятельность Медицинского совета не была лишена недостатков, характерных для российской организации управления в целом. Так, неоправданная экономия средств вела к тому, что этот важный государственный орган, занимавшийся вопросами экспертизы, не имел собственной лаборатории, и экспертам приходилось пользоваться услугами различных учреждений, в том числе и высших учебных заведений, что затягивало сроки экспертизы и сказывалось на эффективности лекарственного
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25 (1)
58_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-1-55-58
History of medicine
контроля, задерживало рост ассортимента лекарств. В 1905 г. был составлен план, подготовлена смета и в очередной раз поднят вопрос о собственной лаборатории, однако положительного решения в Государственной Думе он так и не получил. В работе Медицинского совета присутствовал и традиционный для России бюрократизм, медлительность, когда рассмотрение некоторых дел затягивалось на годы (например, вопрос о женском фармацевтическом образовании рассматривался на протяжении 2 лет). Тем не менее роль Медицинского совета в развитии и организации лекарственного обеспечения России была весьма существенна. Выполнение советом возложенных на него функций способствовало развитию аптечной сети, регулированию вопросов вывода на фармацевтический рынок лекарственных препаратов, ценообразования, стандартизации методов производства и контроля качества лекарств, регламентированию медицинской рекламы и др.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сало В.М. История фармации в России. М.; 2008.
2. Приказ по Народному Комиссариату Внутренних Дел от 28 марта 1918 г. № 6. Известия советской медицины. 1918; (1): 3.
3. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Ч. 1, Кн. 1. СПб.; 1858: 50.
4. Историческая справка об учреждении и последовательных преобразованиях Медицинского Совета. СПб.; 1915: 47.
5. Варадинов Н.В. История Министерства Внутренних дел. Ч. 3, Кн. 2. СПб.; 1862: 47—8.
6. Моисеев А.И. Медицинский совет Министерства внутренних дел. Краткий исторический очерк. СПб.; 1913: 37—41.
7. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России. М.; 1913: 891.
8. Крылов Д.Д. Обзор деятельности экспертов Медицинского совета за 1904—1911 гг. Пг.; 1915: 46—7.
9. Деятельность Медицинского Совета в 1881 году. СПб.; 1884: 5.
10. Варадинов Н.В. Сборник узаконений и распоряжений Правительства по делам печати. СПб.; 1878: 225—6.
Поступила 12.01.2015 Принята в печать 13.04.2015
REFERENCES
1. Salo V.M. History of Pharmacy in Russia. [Istoriya farmatsii v Ros-sii]. Moscow; 2008. (in Russian)
2. The order ofpeople's Commissariat of Internal Affairs on March 28, 1918, No. 6. [Prikaz po Narodnomu Komissariatu Vnutrennikh Del ot 28 marta 1918 g. № 6]. Izvestiya sovetskoy meditsiny. 1918; (1): 3. (in Russian)
3. Varadinov N.V. History of the Ministry of Internal Affairs. [Istoriya Ministerstva vnutrennikh del]. P. 1, B. 1. St. Petersburg; 1858: 50. (in Russian)
4. Historical Information about the Institution and Consequent Transformation of the Medical Council. [Istoricheskaya spravka ob uchrezhdenii i posledovatel'nykh preobrazovaniyakh Meditsinskogo Soveta]. St. Petersburg; 1915: 47. (in Russian)
5. Varadinov N.V. History of the Ministry of Internal Affairs. [Istoriya Ministerstva vnutrennikh del]. P. 3, B. 2. St. Petersburg; 1862: 47— 8. (in Russian)
6. Moiseev A.I. Medical Council of the Ministry of Internal Affairs. A BriefHistorical Sketch. [Meditsinskiy sovetMinisterstva vnutrennikh del. Kratkiy istoricheskiy ocherk]. St. Petersburg; 1913: 37—41. (in Russian)
7. Freiberg N.G. Medical-sanitary Legislation in Russia. [Vrachebno-sanitarnoe zakonodatel'stvo vRossii]. Moscow; 1913: 891. (in Russian)
8. Krylov D.D. Review Expert Medical Advice for 1904—1911. [Obzor deyatel'nosti ekspertov Meditsinskogo soveta za 1904—1911 gg.]. PG.; 1915: 46—7. (in Russian)
9. The Activities of the Medical Council in 1881. [Deyatel'nost' Medit-sinskogo Soveta v 1881 godu]. St. Petersburg; 1884: 5. (in Russian)
10. Varadinov N.V. Collection of Laws and Orders of the Government Media. [Sbornik uzakoneniy i rasporyazheniy Pravitel'stva po delam pechati]. St. Petersburg; 1878: 225—6. (in Russian)