The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (2) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-125-128
History of medicine
Ocherk vegetativnoy zhizni tkaney]: Transl. from French. Leningrad; 1961. (in Russian) 24. Glyantsev S.P. A short history of cardiac surgery (1810—2005). In: Essays on the History of Medicine of the XX Century. [Ocherk istorii
meditsiny XX veka]. Moscow—Kazan'; 2006; Vol. I: 187—218. (in Russian)
25. Mirskiy M.B. Vascular surgery in the XX century. In: Essays on the History of Medicine of the XX Century. [Ocherki istorii meditsiny XX veka]. Moscow—Kazan'; 2006; Vol. I: 216—9. (in Russian)
© Егорышева И.В., 2016 УДК 61:93(470)
Егорышева И.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, Москва, Россия
Лекарственное обеспечение сельского населения было одной из задач земских организаций для достижения доступности медицинской помощи. За полвека земской медицины была создана обширная сеть земских аптек. Ключевые слова: лекарственная помощь; земские аптеки; земская медицина.
Для цитирования: Егорышева И.В. Деятельность земских организаций в области лекарственного обеспечения населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2): 125—128. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-125-128
Для корреспонденции: Егорышева Ирина Валентиновна, канд. ист. наук, вед. научн. сотр. отдела истории медицины и здравоохранения, [email protected]
Egorisheva I. V
THE FUNCTIONING OF ZEMSTVO ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF MEDICINAL SUPPORT OF POPULATION
The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The pharmaceutical provision of rural population was one of the tasks of zemstvo organizations for attaining availability of medical care. The large network of zemstvo pharmacies was established during half a century of zemstvo medicine.
Keywords: pharmaceutical care; zemstvo medicine; zemstvo pharmacies
For citation: Egorisheva I.V. The functioning of zemstvo organizations in the field of medicinal support of population.
Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (2): 125—128. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-125-128
For correspondence: Egorisheva I.V., candidate of historical sciences, leading researcher of the department of history of
medicine and health care. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Financing. The study had no sponsor support.
Received 12.01.2015 Accepted 13.04.2015
В 1864 г. в 34 губерниях России было введено земское самоуправление. Медицинское обеспечение населения вскоре стало одним из важнейших направлений деятельности земских организаций, а развитие сети земских лечебных учреждений поставило на повестку дня проблему лекарственного обеспечения населения. Однако именно в этой области земства столкнулись с серьезными трудностями. Еще в начале XVIII века в России возникла так называемая аптечная монополия. Частные (вольные) аптеки открывались только с ведома правительства, за ними закреплялось монопольное право обслуживать определенную территорию или населенный пункт. Чтобы на этой территории открыть еще одну аптеку, требовалось согласие владельца уже существующей, права на которую передавались по наследству. Это обеспечивало владельцам аптек безубыточное ведение дел в условиях отсутствия конкуренции, но тормозило развитие аптечного дела в стране. Аптечная монополия через полтора столетия была подтверждена «Уставом врачебным» 1857 г. Примечание к ст. 242 этого устава гласило: «При размещении аптек наблюдается, чтобы они находились в достаточном одна от другой расстоянии, с одной стороны для удобства публики, а с другой для устранения взаимного подрыва» [1]. В конце XIX — начале ХХ века в России преобладали нормальные аптеки, т. е. городские вольные
аптеки с лабораториями для изготовления лекарств, строго соблюдавшие все требования аптечного законодательства. В 1910 г. они составляли до 61% от общего числа аптек [2].
Развитие земского аптечного дела имело свои особенности. Земским организациям были переданы губернские и уездные больницы приказов общественного призрения, при которых для обеспечения пациентов лекарственными препаратами имелись аптеки без права вольной продажи медикаментов, в которых работали фельдшеры под присмотром врачей. Попытки земств добиться от правительства получения льгот для организации аптек с правом вольной продажи лекарств, доходы которых шли бы на развитие медицинской помощи населению, не имели успеха, и земские организации вынуждены были выкупать аптеки у частных владельцев на общих основаниях, что могли себе позволить не все земства [3]. В местностях, где не было вольных аптек, земствам разрешалось создавать собственные вольные аптеки на общих основаниях в соответствии с существующим законодательством.
Организацию вольных земских аптек осложняло и то обстоятельство, что в губернском городе аптека должна была обслуживать не менее 10 тыс. жителей и принимать 15 тыс. рецептов в год, а в уездном городе — 7 тыс. жителей и 6 тыс. рецептов. Земским
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-125-128
организациям для устройства аптек зачастую приходилось долго ждать достижения этих показателей. К началу 70-х годов XIX века в 34 земских губерниях существовало только около 20 земских вольных аптек. Для организации земских сельских аптек с правом вольной продажи, учреждаемых в селениях и посадах, необходимо было, чтобы расстояние между аптеками было не менее 15 верст [4]. Правила 1881 г. сократили это расстояние до 7 верст, а «Устав врачебный» 1882 г разрешил устройство лабораторий в сельских аптеках для приготовления лекарств под контролем провизоров [5]. В 1905 г. в земских губерниях было всего 18 сельских земских аптек [6].
Врачи и руководство земских организаций считали несправедливой продажу лекарств населению, платившему земские налоги, по расценкам вольных аптек и ратовали за бесплатную выдачу лекарств или хотя бы продажу по значительно сниженным ценам. «Плата за совет или лекарство, взимаемая с больного, есть налог на болезнь, на несчастие, которое уже само по себе повергает его в убытки, или даже вовсе лишает средств существования», — писал гигиенист и выдающийся общественный деятель проф. М.Я. Капустин [7]. Этот вопрос постоянно поднимался на губернских съездах земских врачей и в медицинской печати. Осуществлению продажи земскими аптеками лекарств по сниженным ценам мешали не только жалобы в адрес правительства владельцев аптек, недовольных появлением конкуренции, но и то обстоятельство, что расходы на содержание аптек были очень велики. В 1868 и 1871 гг. Тверское губернское земство ходатайствовало о продаже лекарств по сниженным ценам, но просьбы были отклонены. Наконец, циркуляром министра внутренних дел от 8 декабря 1872 г. № 1280 земским аптекам, не имевшим права вольной продажи лекарств (т. е. аптекам при земских больницах и врачебных участках), было разрешено продавать лекарства по их заготовительной стоимости и выдавать медикаменты бесплатно по предъявлении полицейского свидетельства о бедности или справки от земского врача.
Позднее, в 1889 г., земским аптекам в местностях, не входящих в район действия частных аптек, было разрешено снабжать население лекарствами по собственному усмотрению бесплатно или по сниженной цене [8]. В местностях, где существовали вольные аптеки, земские организации были обязаны по-прежнему предоставлять бесплатную выдачу лекарств в больничных аптеках и приемных покоях только по предъявлении полицейского свидетельствована о бедности [6].
В 1893 г. Медицинский совет Министерства внутренних дел сформулировал решение, согласно которому земские аптеки могли снижать цены на лекарства до 50% по сравнению с аптечной таксой, но при условии, что финансирование аптек и их деятельности будет производиться из доходов аптек, а не из земских средств.
Уже к концу 70-х годов XIX века сеть земских аптек включала вольные земские аптеки в городах, вольные сельские земские аптеки, существовавшие на общих основаниях, аптеки при больницах, обладавшие правом вольной продажи лекарств, а также маленькие аптечки при участковых врачебных пунктах. Последние имели весьма примитивное оборудование. В участковых аптеках, кроме готовых медикаментов, выдавались
История медицины
простейшие лекарства, которые готовили фельдшера, не имевшие специального фармацевтического образования. Приглашать провизора для работы на участке было для земств слишком дорого, так как платить провизору надо было в 2—3 раза больше, чем фельдшеру [9]. Несмотря на несовершенство этих аптек, в условиях плохих дорог в сельской местности, неразвитости транспортных средств, при огромных расстояниях между участковыми пунктами и уездными центрами, где имелись аптеки, участковые аптеки играли важную роль в борьбе земских врачей за достижение доступности медицинской помощи.
Вольные земские аптеки в уездных городах, получавшие название «нормальных», т. е. соответствовавших всем государственным требованиям, снабжали готовыми лекарствами больничные и участковые аптеки. К концу XIX века уровень земских аптек заметно возрос, появились аптечные лаборатории и склады, а в больничных аптеках часто уже работали дипломированные фармацевты. Нормальным вольным земским аптекам, имеющим хорошо оборудованные лаборатории, по постановлению Медицинского совета от 16 апреля 1896 г № 196 было разрешено производство галеновых препаратов. К началу 90-х годов XIX века вольные земские аптеки существовали в 29 губерниях, в 1905 г. — в 31 губернии, а в 1916 г. — уже в 34 губерниях Земские вольные аптеки были созданы в уездных городах и лишь в одном губернском — в Перми. Интересно, что наибольшее число земских вольных аптек имелось в северных земских губерниях. По данным на 1905 г., в Вологодской губернии их было 9, в Вятской 14, Пермской 15. В Центральной России больше всего (12) земских вольных аптек имела Калужская губерния [6, 10].
Отсутствие единообразной аптечной системы в земских губерниях проявлялось и в способах получения аптеками медикаментов. Расходы на медикаменты составляли у уездных земств 1/5, а у губернских 1/18 часть всех расходов на медицину. Некоторые земства закупали лекарства в местных вольных аптеках, другие выписывали медикаменты от дрогистов — оптовых торговцев необходимыми для аптек материалами, связанных с зарубежными и российскими фармацевтическими фирмами. Некоторые вольные аптеки отпускали земским учреждениям лекарства со скидками, как это было в ярославской аптеке, принадлежавшей А. Шнейдеру [11]. Если деятельность вольных аптек была жестко регламентирована законом, что в значительной степени гарантировало качество продаваемых земствам медикаментов, то дрогисты, пользуясь правом свободной торговли, по своему усмотрению назначали цены на свой товар и не отвечали за его качество. В этих условиях земства предпочли бы получать медикаменты из первых рук от фабрикантов-производителей. Но фармацевтическая промышленность в России была развита слабо и обеспечивала потребность в лекарственных средствах лишь наполовину. В результате земства начали приобретать оптом за границей большие партии лекарств, что оказалось дешевле, чем обращаться к посредникам иностранных фирм в России. В 1880-е годы по этому пути пошли уездные земства Московской, Симбирской и других губерний, опыт которых показал, что экономия средств составила более 20% [12].
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (2) DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-125-128
History of medicine
Первоначально уездные земства Московской губернии выписывали медикаменты самостоятельно, но в 1896 г., объединившись, стали выписывать медикаменты через губернское санитарное бюро, для чего в 1909 г. был организован крупный губернский аптечный склад с лабораторией для производства галеновых препаратов [13]. Первые земские аптечные склады возникли значительно ранее, еще в середине 1870-х годов. Аптечные склады и земские уездные аптеки закупали медикаменты, перевязочные средства, аптечную посуду, медицинские инструменты и снабжали ими аптеки при земских врачебных участках и земские лечебные учреждения. Оптовая закупка земствами лекарств непосредственно из первых рук вынудила дрогистов снизить закупочные цены для земских организаций.
Создание лабораторий для производства галеновых препаратов при аптечных складах способствовало снижению зависимости от фармацевтических фирм. В 1896 г. Тверское земство, имевшее большой губернский аптечный склад, получило разрешение организовать производство галеновых препаратов для обеспечения уездных земских организаций. Все это облегчало переход к удешевленному лекарственному обеспечению населения. Если средняя стоимость лекарства в России составляла 49 коп., то в земских губерниях эти показатели были намного ниже. Так, в Олонецкой губернии средняя цена на лекарство составляла 27 коп., в Нижегородской — 28 коп., в Новгородской — 31 коп., в Костромской — 34 коп, в Калужской и Уфимской — 37 коп. [10].
В начале ХХ века многие земские вольные аптеки по оснащенности и объему продаж не уступали частным аптекам. Перед началом Первой мировой войны в земских аптеках уже работали сотрудники с фармацевтическим образованием, но большинство аптек все еще не имело фармацевтов [14].
В начале ХХ века остро стал вопрос о реформе фармацевтического дела в России обострился. Земские организации все чаще выступали с требованиями предоставления им преимущественного права на открытие аптек с вольной продажей. В 1908 г. во Вторую Государственную думу был внесен законопроект об изменении порядка открытия аптек. Вопросы организации лекарственного обеспечения в стране регулярно обсуждались на Пироговских съездах. Особое внимание им было уделено на Х1 Пироговском съезде (1910), подробно обсуждавшем целесообразность сохранения аптечной монополии, формы организации лекарственного обеспечения в земских губерниях, необходимость повышения уровня фармацевтического образования и развития фармацевтической промышленности в России [15]. Земский врач Симбирской губернии А.П.Воскресенский представил съезду результаты опроса 80 уездных земских управ 30 губерний, согласно которым земская медицинская общественность высказалась за предоставление возможности открывать аптеки явочным порядком с правом бесплатного отпуска лекарств земским плательщикам, включение фармацевтической подготовки в программу фельдшерских школ, передачу частных аптек в маленьких городах и селах в руки земских организаций [16].
Но только 12 февраля 1912 г. было принято долгожданное законоположение о разрешении земствам открывать аптеки в городах и селениях по решениям
земских собраний [17]. В разъяснении к применению этого закона министром внутренних дел в циркуляре от 20 апреля 1912 г. № 401 было сказано, что земства имеют право открывать собственные нормальные вольные аптеки в любом количестве без каких-либо ходатайств и независимо от уже имеющихся в данном пункте аптек, произвольно выбирая места для своих аптек.
Начавшаяся Первая мировая война поставила земскую медицину в затруднительное положение: было мобилизовано 35,1% земских врачей, большое число врачей ушло работать в лечебные учреждения Красного Креста, Всероссийского земского союза и Союза городов, созданных для организации помощи раненым. Лишившись более половины врачебного состава, огромное количество земских участков с имевшимися при них аптеками было закрыто или функционировало под началом фельдшеров [18]. Резко ухудшилось положение с лекарственным обеспечением населения. Закупки за рубежом лекарственных средств и хирургических инструментов сократились, выросли цены на медикаменты. Сказалась недальновидная политика правительства, традиционно поддерживавшая импорт лекарственных препаратов в ущерб развитию отечественной фармацевтической промышленности. При этом следует отметить, что основным поставщиком лекарств являлась Германия. Закупки за рубежом крупных партий медикаментов обычно проводились земскими организациями в летние месяцы, поэтому именно к началу войны запасы медикаментов на земских складах истощились.
С целью увеличения выпуска фармацевтических препаратов промышленным предприятиям и лабораториям было предоставлено право неограниченного выпуска товаров, что стимулировало развитие отечественной фармацевтической промышленности в России. Бактериологические институты увеличили производство вакцин. Были конфискованы запасы медикаментов германских и австрийских фирм, находившихся в России. Однако полностью удовлетворить спрос на медикаменты в условиях войны и широкого распространения эпидемий все же не удавалось [19].
Созданный 30 июля 1914 г. Всероссийский земский союз помощи раненым и больным воинам первоначально черпал медикаменты из запасов центральной аптеки Московского губернского земства для создаваемых им госпиталей. Земским союзом 16 августа 1914 г. в Москве был создан собственный аптекарский склад с лабораторией. Показательно, что если в конце 1914 г. на складе работало 78 человек, то к концу 1915 г. Центральный склад Земского союза имел 219 служащих, из которых 30 были фармацевтами. Часть медикаментов закупалась в Англии, Франции, Америке, Японии [20]. В связи со сложностью обслуживания фронтовых лечебных учреждений были созданы пять отделений Центрального склада, которые меняли свою дислокацию в соответствии с движением войск. Комплекты медикаментов заранее упаковывались на Центральном складе и рассылались по требованиям отделений и госпиталей.
Растущий лекарственный голод и вздорожание медикаментов повлекли за собой многочисленные ходатайства земских организаций в адрес союза с просьбами о помощи в лекарственном обеспечении лечебных учреждений и о его посредничестве между загранич-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2)
128_РР! 10.1016/0869-866Х-2016-24-2-125-128
История медицины
ными фармацевтическими фирмами и уездными земствами. С 1915 г. Земский союз организовал снабжение земских лечебных учреждений медикаментами, инструментами и перевязочными материалами. Только за 1915 г. Земским союзом было в общей сложности приобретено медикаментов на 5 млн руб., перевязочных материалов на сумму свыше 1 млн руб., хирургических инструментов на 300 тыс. руб. С начала войны до 1 января 1916 г. Земским союзом было израсходовано 31 308 пудов ваты, 45 712 624 аршина марли. Кроме того, Земский союз взял на себя организацию земского товарищества по закупке и продаже лечебных материалов, объединившего более 200 губернских и уездных земств [21]. Деятельность Земского союза и быстрое наращивание фармацевтического производства в России способствовали улучшению ситуации в сфере лекарственного обеспечения армии и гражданского населения.
Таким образом, земские организации с самого начала своего создания способствовали увеличению доступности лекарственной помощи населению и оказали положительное влияние на фармацевтический рынок в России.
Исследование не имело финансовой поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Устав врачебный. СПб.; 1857; (№ 242): 45.
2. Шерстнева Е.В. Состояние аптечного дела в начале ХХ в. Бюллетень ННИИ общественного здоровья РАМН. 2012; (2: Материалы Международной научно-практической конференции "Роль здравоохранения в охране общественного здоровья" 11— 12 апреля): 145—8.
3. Свод узаконений и распоряжений правительства по врачебной и санитарной части в Империи. СПб.; 1897—98: 117.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб.; 1876; т. 48, ч. 2: № 52 611.
5. Смирнова Е.М. От общественного призрения к общественной медицине (здравоохранение Ярославской губернии 2-й половины XIX — начала ХХ вв.). Ярославль; 2013: 175.
6. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. СПб.; 1909; т. 1: 401; 400—2.
7. Капустин М.Я. Основные вопросы земской медицины. СПб.; 1889: 27.
8. Собрание узаконений и распоряжений правительства. СПб.; 1890; ст. 162 Вып. III: 212.
9. Орлов И.И. О сельской аптеке при Солнечногорской губернской земской больнице. В кн.: Х1У Съезд врачей Московского губернского земства. М.; 1898: 8.
10. Сало В.М. История фармации в России. М.; 2007: 163; 166.
11. Смирнова Е.М. От общественного призрения к общественной медицине (здравоохранение Ярославской губернии 2-й половины XIX — начала ХХ вв.). Ярославль; 2013: 172.
12. Эрманс К.П. Организация аптечного хозяйства в Московской губернии. В кн.: Труды Х Губернского съезда врачей Московского земства. Сентябрь ¡889 г. М.; 1890: 181—7.
13. Мунблит Е.Г. Об условиях соглашения земств с фабриками по обеспечению рабочих врачебной помощью. В кн.: Труды ХУП Губернского съезда Московского земства. ¡5—24 мая ¡910 г. М.; 1910; вып. 3: 234.
14. Загорский Я. Причины ненормального состояния аптечного дела в России. М.; 1908: 28.
15. Секция общественной медицины. В кн.: Труды Х1 Пироговского съезда. СПб.; 1911; т. 1: 373—415.
16. Воскресенский А.П. Аптечный вопрос по решениям земских уездных санитарных советов. В кн.: Труды Х1 Пироговского съезда. СПб.; 1911; т. 1: 373—92.
17. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законодательство в России. 3-е изд. СПб.; 1913: 863.
18. Славский К. Земская медицина и война. Общественный врач. 1915; (9—10): 566.
19. Марухес Е.И. Вопрос о медикаментах в связи с войной. Общественный врач. 1915; (1): 19—29.
20. Отчет о деятельности Центрального аптекарского склада Земского союза (за время с 1 октября ¡914 г. по 31 декабря ¡915 г.). М.; 1916: 3—19.
21. Соловьев З.П. Итого врачебно-санитарной деятельности Земского союза и ее дальнейшие шаги. Общественный врач. 1916; (7): 371.
Поступила 12.01.2015 Принята в печать 13.04.2015
REFERENCES
1. Charter Medical. [Ustav vrachebnyy]. St. Petersburg; 1857; (№ 242): 45. (in Russian)
2. Sherstneva E.V. Status of pharmacy in the early twentieth century. Byulleten'NNII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2012; (2: Proceedings of International Scientific-practical Conference "The Role of Health Care in the Protection of Public Health" on April 11—12): 145—8. (in Russian)
3. A Set of Statutes and Orders of the Government on Medical and Sanitary Unit in the Empire. [Svod uzakoneniy i rasporyazheniy pra-vitel'stva po vrachebnoy i sanitarnoy chasti v Imperii]. St. Petersburg; 1897—1898: 117. (in Russian)
4. Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Meeting 2nd. [Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie 2-e]. St. Petersburg; 1876; Vol. 48, Pt 2: № 52 611. (in Russian)
5. Smirnova E.M. From Public Charity to Social Medicine (the Health of the Yaroslavl Province 2nd half XIX — early XX Centuries). [Ot obshchestvennogo prizreniya k obshchestvennoy meditsine (zdra-vookhranenie Yaroslavskoy gubernii 2-y poloviny XIX — nachalaXX vv.). Yaroslavl'; 2013: 175. (in Russian)
6. Veselovskiy V.V. History of Zemstvo for Forty Years. [Istoriya zem-stva za sorok let]. St. Petersburg; 1909; Vol. 1: 400—2.
7. Kapustin M.Ya. Basic Issues of Country Medicine. [Osnovnye vo-prosy zemskoy meditsiny]. St. Petersburg; 1889: 27. (in Russian)
8. The Collection of Statutes and Orders of the Government. [Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy pravitel'stva]. St. Petersburg; 1890; st. 162 Vol. III: 212. (in Russian)
9. Orlov I.I. About rural pharmacy in Solnechnogorsk the provincial hospital. In: XIV Congress of doctors of Moscow Gubernia Zemstvo. [XIV S"ezd vrachey Moskovskogo gubernskogo zemstva]. Moscow; 1898: 8. (in Russian)
10. Salo V.M. History of pharmacy in Russia. [Istoriya farmatsii v Ros-sii]. Moscow; 2007: 163; 166. (in Russian)
11. Smirnova E.M. From Public Charity to Social Medicine (Health Care of the Yaroslavl Province 2nd half XIX — early XX Centuries). [Ot obshchestvennogo prizreniya k obshchestvennoy medit-sine (zdravookhranenie Yaroslavskoy gubernii 2-y poloviny XIX — nachalaXXvv.). Yaroslavl'; 2013: 172. (in Russian)
12. Ermans K.P. The organization of the pharmaceutical sector in the Moscow province. In: Proceedings of the X Gubernsy Congress of Doctors of the Moscow Zemstvo. September 1889. [Trudy X Gubernskogo s"ezda vrachey Moskovskogo zemstva. Sentyabr' 1889 g.]. Moscow; 1890: 181—7. (in Russian)
13. Munblit E.G. About conditions of agreement of zemstvo with factories on phycician's care support of workers. In: Proceedings of the XVIIProvincial Congress of the Moscow Zemstvo. 15—24 may 1910. [Trudy XVII Gubernskogo s"ezdaMoskovskogo zemstva. 15—24 maya 1910g.]. Moscow; 1910; Pt 3: 234. (in Russian)
14. Zagorskiy Ya. Causes Abnormal Status of Pharmacy in Russia. [Pri-chiny nenormal'nogo sostoyaniya aptechnogo dela v Rossii]. Moscow; 1908: 28. (in Russian)
15. The section of public medicine. In: Proceedings of XI of the Pirogov Congress. [Trudy XI Pirogovskogo s"ezda]. St. Petersburg; 1911; Vol. 1: 373—415. (in Russian)
16. Voskresenskiy A.P. Drugstore question decisions Zemsky County health tips. In: Proceedings of XI of the Pirogov Congress. [Trudy XIPirogovskogo s"ezda]. St. Petersburg; 1911; Vol. 1: 373—92. (in Russian)
17. Freyberg N.G. Medical-sanitary Legislation in Russia. [Vrachebno-sanitarnoe zakonodatel'stvo v Rossii]. 3rd Ed. St. Petersburg; 1913: 863. (in Russian)
18. Slavskiy K. Zemstvo medicine and war. Obshchestvennyy vrach. 1915; (9—10): 566. (in Russian)
19. Marukhes E.I. The issue of drugs in connection with war. Obshchestvennyy vrach. 1915; (1): 19—29. (in Russian)
20. Report on the Activity of the Central Pharmaceutical Warehouse Zemstvo Union (Since 1 October 1914 and 31 December 1915). [Otchet o deyatel'nosti Tsentral'nogo aptekarskogo sklada Zemskogo soyuza (za vremya s 1 oktyabrya 1914 g. po 31 dekabrya 1915 g.)]. Moscow; 1916: 3—19. (in Russian)
21. Solov'ev Z.P. Total medical-care activities Zemstvo Union and Carry out further steps. Obshchestvennyy vrach. 1916; (7): 371. (in Russian)