Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ЯРДЭМ»'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ЯРДЭМ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / ислам / мечеть «Ярдэм» / коронавирусная инфекция / волонтерское движение / закят / садака / безопасность / charity / Islam / Yardam mosque / coronavirus infection / volunteer movement / zakat / sadaqa / security

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Марсель Ирекович

В статье рассматриваются процессы изменения деятельности благотворительных организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на примере Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм». Анализируются сайт фонда и его социальные сети в период пандемии. Дается краткий анализ положения благотворительности в канонах Ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF ISLAMIC CHARITABLE ORGANIZATIONS DURING THE PERIOD OF CORONAVIRUS INFECTION ON THE EXAMPLE OF THE CHARITY FOUNDATION “YARDEM”

This article examines the processes of changing the activities of charitable organizations during the spread of the new coronavirus infection (COVID-19) using the example of the Yardam National Islamic Charitable Foundation. The website of the foundation and its social networks during the pandemic are being analyzed. A brief analysis of the position of charity in the canons of Islam is also given.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ЯРДЭМ»»

Научная статья УДК 327

Политические науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «ЯРДЭМ»

М.И. Ибрагимов

marselibragim@gmail. сот

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются процессы изменения деятельности благотворительных организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на примере Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм». Анализируются сайт фонда и его социальные сети в период пандемии. Дается краткий анализ положения благотворительности в канонах Ислама.

Ключевые слова: благотворительность, ислам, мечеть «Ярдэм», коронавирусная инфекция, волонтерское движение, закят, садака, безопасность

Для цитирования: Ибрагимов М.И. Деятельность исламских благотворительных организаций в период коронавирусной инфекции на примере Благотворительного фонда «Ярдэм» Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 5. С. 77-82.

Благотворительность в исламе. Благотворительность является важной частью исламской культуры. Большое количество исламских благотворительных фондов функционирует по всему миру. Основными направлениями их деятельности являются помощь малоимущим, обеспечение их продуктами питания, финансовая помощь, а также бесплатное обучение основам ислама. В период социальной напряжённости значение деятельности подобного рода организаций многократно возрастает. Пандемия коронавирусной инфекции существенно трансформировала общественные отношения. Деятельность благотворительных организаций также претерпела существенные изменения. В статье рассмотрена трансформация в деятельности исламских благотворительных организаций в период пандемии на примере работающего в городе Казань благотворительного фонда «Ярдэм».

Понимание благотворительности в исламе, общее для всех направлений данной религии, исходит из пяти столпов ислама, которыми являются:

1) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его;

2) совершение молитвы (намаз) пять раз в сутки;

3) выплата закята (очистительной милостыни в пользу сирот, бедняков и всех нуждающихся). Величина закята устанавливается каждый год;

4) соблюдение поста в священный рамадан;

5) совершение хаджа (паломничество).

Закят должен выплачивать каждый мусульманин, в случае, если он владеет определенным минимумом (нисаб) имущества, которое эквивалентно стоимости 85 г чистого золота и является сороковой частью от нажитого состояния. Налогом может облагаться лишь определённая часть имущества, в том случае, если оно было нажито в течение последнего года. Материальные ценности, которые были собраны для выплаты закята, согласно канонам ислама, могут использоваться для оказания помощи. Садака - это подаяние нуждающимся или просящим ее в виде денег или других материальных средств существования, либо проявление доброго внимания словом, улыбкой. Существует уникальная разновидность садака - садака-фитр - это милостыня, подаваемая в период месяца Рамадан, которая является обязательной для каждого мусульманина, обладающего нисабом. Милостыней также является и обряд жертвоприношения в священный мусульманский праздник Курбан-байрам (Ид аль-Адха), который установлен в память о послушании Пророка Ибрахима.

Сутью закята - религиозного налога - является очищение верующего. Материальные ценности, собранные в качестве закята, согласно мусульманским канонам, могут использоваться для оказания помощи нищим, бедным, сборщикам закята, несостоятельным должникам, путникам, не обладающим средствами. Рассматривая духовные основы благотворительности, казанский ученый И. Милюков обращает внимание на то, что в «пророческих откровениях Мухаммада» перечень возможных благополучателей шире, чем в Библии: в перечне объектов возможной благотворительности первыми названы родители и родственники, а затем нищие, вдовы, сироты, странники, инвалиды, узники [1]. В Коране, переведенном на русский язык И. Крачковским, указано: «Вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям - благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам...» [2]. В Коране, переведенном Г.С. Саблуковым в 1878 г. эта часть суры звучит так: «Поклоняйтесь только Богу, делая добро родителям, родственникам, сиротам, бедным; говорите людям доброе, совершайте молитву, давайте очистительную милостыню...» [3].

В священной книге мусульман закяту посвящены и другие разделы - 2:77; 2:211; 2:273; 9:60; 17:28; 30:38 и др. Вторым видом благотворительной помощи нуждающимся в исламе является единовременное подаяние в виде денег или иных материальных средств, носящее название садака. В отличие от закята, размер садака определяется лишь желанием и возможностью подающего. В словаре, посвященном исламу, также сказано, что милостыня подобного рода раздаётся во время праздников, а также в мечетях.

Благотворительности также посвящено большое количество хадисов (изречений пророка Муххамеда): «Абу Муса сказал: «однажды пророк сказал: «Каждый мусульманин должен подавать милостыню». Люди спросили: «О пророк Аллаха, а что делать тому, кто ничего не имеет?» Он ответил: «Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного». Люди спросили: «А если он окажется не в состоянии подавать милостыню и в этом случае?» Он ответил: «Тогда ему следует помочь нуждающемуся, который оказался в беде». Люди снова спросили: «А если он окажется не в состоянии сделать и этого?» Он ответил: «Тогда пусть совершает одобряемое шариатом и воздерживается от всего дурного, и это зачтётся ему как садака» [4]; Укба ибн 'Амир рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми». (Этот хадис передали Ибн Хиббан и аль-Хаким); Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Кто просит и выпрашивает у людей богатство ради собственного обогащения, тот просит горящие угли. Пусть же просит отныне много или мало!» (Этот хадис передал Муслим)»

В своей книге «Дозволенное и запретное в исламе» известный мусульманский учёный Юс-уф Кардави урегулировал вопрос о том, кому дозволено просить милостыню: «Просить деньги непозволительно, за исключением трех случаев: когда человек берет на себя обязанность платить хамала (деньги, которые даются двум враждующим сторонам для того, чтобы они помирились), он может просить людей о помощи до тех пор, пока не будет получена необходимая сумма; в случае порчи или потери имущества, а также в случаях, когда человек пострадал от бездействия, дозволяется просить милостыню до момента, пока просящий не встанет на ноги; когда человек нуждается и трое человек из его общины утверждают: «Этот человек действительно нуждается». В иных случаях просящий использует милостыню незаконно» [5].

Исламская благотворительность играет важную роль в общественной жизни Республики Татарстан. Исследователь мусульманской благотворительной деятельности И. Б. Кузнецова-Моренко отмечает, что выступления духовных лидеров республики способствует построению самобытности татарского народа [6].

Благотворительная деятельность фонда «Ярдэм» в период коронавирусной инфекции

Фонд «Ярдэм» возник в 2007 году на базе мечети «Сулейман». В начале своей деятельности он специализировался на трёх направлениях: помощь незрячим, помощь слабослышащим, помощь социально незащищённым группам людей. В 2008 году мечеть «Сулейман» посетил мэр

города Казани Ильсур Метшин. Им был одобрен проект строительства мечети «Ярдэм». В 2013 году мечеть была открыта. Вместе с открытием мечети существенно расширилась деятельность благотворительного фонда: начали организовываться лагеря для незрячих, людей с нарушением опорно-двигательного аппарата; были организованы курсы для детей, в рамках которых шло обучение священному Корану; в столовых мечети периодически проводились благотворительные обеды; осуществлялся развоз продуктов для нуждающихся. На данный момент большая волонтёрская база позволяет благотворительному фонду организовывать мероприятия на всей территории республики Татарстан [7].

К моменту начала периода распространения коронавирусной инфекции, в конце марта 2020 года, фонд «Ярдэм» являлся крупнейшей благотворительной организацией на территории республики Татарстан. Далее будет рассмотрена трансформация деятельности благотворительного фонда в период с конца марта 2020 до сентября того же года. В качестве эмпирической базы будут использованы публикации с сайта, а также из различных соцсетей благотворительного фонда «Ярдэм».

В своей книге «Прошлое и настоящее арабской мысли» Е. А. Фролова пишет о том, что ислам - религия, в которой большое значение имеют массовые собрания. Во время совершения молитвы (намаза) большое значение имеет количество прихожан в мечети. Пятничная проповедь является важной частью мусульманской культуры. Зачастую мусульмане встречаются во время пятничной молитвы, и мечеть в их жизни является важным общественным институтом [8].

В период пандемии контакты между людьми были существенно ограничены. Но религиозные обряды в мечетях продолжали проводиться. В подобных условиях мечеть как общественный институт брала на себя ответственность обеспечения безопасности прихожан.

Сайт фонда «Ярдэм» оказывал информационную поддержку духовному правлению мусульман республики Татарстан 13 марта 2020 года, разместив у себя объявление, включающее рекомендации по принятию мер в связи с распространением covid-19. Стоит отметить, что в текст обращения были включены хадисы для обоснования каждой из рекомендаций с точки зрения сунны [9].

Фонд «Ярдэм» взял на себя функцию информирования прихожан об ограничении в связи с распространением коронавирусной инфекции. 20 марта 2020 года на официальном сайте фонда «yardem.ru» было опубликовано сообщение о том, что в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории мечети вводится режим повышенной готовности. Данное сообщение свидетельствует о проведении ещё до официального начала режима самоизоляции мероприятий, обеспечивающих безопасность прихожан, а руководство фонда адаптировалось к сложившимся условиям. Был проведён ряд процедур для обеспечения безопасности от новой коронавирусной инфекции. В молельном зале мечети были оборудованы места для совершения намаза, позволяющие соблюдать дистанцию в два метра между прихожанами [10].

Публикация от 27 марта 2020 свидетельствует о том, что сайт фонда «Ярдэм» продолжает выступать в качестве информационной площадки духовного управления мусульман РТ, и также доводить до сведения прихожан официальные сообщения, связанные с профилактикой новой ко-ронавирусной инфекции [11].

Благотворительным фондом «Ярдэм» был запущен социальный проект под названием «Дорога жизни». В рамках этого проекта волонтёры развозили по домам нуждающихся продуктовые наборы. Сотрудники фонда адаптировали свою благотворительную деятельность к сложившимся условиям, продолжая обеспечивать малоимущих продуктами и средствами первой необходимости. В качестве спонсоров данного проекта выступили предприниматели города Казань. Ещё одним нововведением, связанным с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, стал сбор средств исключительно через интернет. Ранее, каждый прихожанин мечети также мог пожертвовать наличные средства с помощью установленных в мечети устройств для сбора милостыни. Но руководством фонда, с целью обеспечения безопасности прихожан, было принято решение ограничить оборот наличных средств [12].

О переформатировании деятельности фонда также свидетельствует набор новых требований, предъявляемых сотрудникам. В инстаграм-аккануте фонда сообщается о том, что сотрудники обязаны носить маски, а волонтёры, участвующие в проекте «Дорога жизни», обязаны носить маски и перчатки, по возможности, исключая контакты с пожилыми людьми [13].

В публикации от 31 марта 2020 года сообщается об установке на территории мечети сани-тайзеров. Данный факт свидетельствует о том, что для обеспечения безопасности прихожан были выделены определённые средства. Данная статья расходов также не является постоянной для фонда. В период пандемии финансовая деятельность также претерпела некоторые изменения. Помимо новых статей расходов, необходимо было перевести финансовую деятельность фонда исключительно в онлайн. Собрание меценатов фонда, в рамках которых демонстрировались финансовые отчёты о его деятельности, также были переведены в онлайн [14].

Была активизирована информационно-просветительская деятельность. На ютуб-канале мечети начали выкладываться образовательные видео. В инстаграм-аккаунте также периодически публиковались посты, содержащие хадисы о поведение мусульман в период эпидемии [15].

Деятельность фонда «Ярдэм» прозрачна. Все бухгалтерские отчёты публикуются на официальном сайте. Проанализировав документацию в период режима самоизоляции, можно сделать вывод, что количество меценатов фонда не уменьшилось. Однако сумма пожертвований сократилась примерно на 20% [16].

Благотворительный фонд запустил в соцсетях марафон, в рамках которого видные общественные деятели активно поддерживали новую акцию "Дорога жизни". Это говорит об активном сотрудничестве фонда с различными организациями и о старании обеспечить информационную поддержку своей деятельности в период социальной напряжённости [17].

После ослабления ограничений фондом были проведены такие акции, как «Мясо нуждающимся» и «Уроки Рамадана». В ходе проведения данных акций соблюдалась социальная дистанция для обеспечения безопасности участников. В период проведения акции «Дорога жизни» нуждающимся было доставлено более двух тысяч продуктовых наборов. В период коронавирус-ной инфекции фонд «Ярдэм» не прекращал своей благотворительной деятельности, а напротив, приспособился к сложившейся ситуации [18].

Заключение. Рассмотрев деятельность фонда «Ярдэм» в период действий коронавирусных ограничений, можно выделить следующие особенности работы благотворительных организаций в данный период времени:

1) Необходимость осуществления ряда процедур для обеспечения безопасности прихожан.

2) Закупка средств защиты и необходимого оборудования с целью препятствия распространения коронавирусной инфекции

3) Перенос финансовой и информационной деятельности в формат «онлайн»

4) Обеспечение безопасности сотрудников

5) Задействование волонтёрской базы и фонда взаимопомощи

Необходимо отметить, что опыт благотворительного фонда «Ярдэм» включает в себя также работу с прихожанами через соцсети и донесение актуальной информации о мерах предосторожности в сложный период эпидемиологической обстановки. Несмотря на сложности, фонду «Ярдэм» удавалось осуществлять полный спектр благотворительных мероприятий, принятых в исламе. Это свидетельствует о том, что другие благотворительные организации могут перенять опыт фонда в период пандемии.

Список источников

1. Милюков И. Проповедники милосердия. Казань: Отечество, 2009. 130 с.

2. Коран / Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1990. 727 с.

3. Коран / Пер. с араб. Г.С. Саблукова. Казань: Центр. тип., 1907. 1169 с

4. Аз-Зубайди А 35. Мухтасар Сахих аль-Бухари. В 2 т./ Аз-Зубайди. - Алматы: ТОО «Кэусар-саяхат», 2013. I Т.

с. 425

5. Кардави Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе / Пер. с араб. М. Саляхетдинова. М.: Умма, 2005. 352 с.

6. Кузнецова-Моренко И. Б. Мусульманская благотворительность: повседневные и официальные практики в Республике Татарстан // Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008. С. 391-420.

7. История общины мечети "Ярдэм" (хоронология) [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агенство мусульман [сайт]. [2015]. URL: http://www.info-islam.ru/publ/stati/aktualno/istorija_obshhiny_mecheti_jardehm_khronologija/49-1-0-34977 (дата обращения: 02.11.2021)

8. Фролова Е. А. Арабские философы-марксисты // Прошлое и настоящее арабской мысли. 2009. С.185

9. Совет ДУМ РТ вышло с рекомендациями в связи с распространением коронавируса [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм". Учебно-реабилитационный центр [сайт]. [2013] URL: http://www.yardem.ru/publ/nashi_novosti/obshhie_novosti/dum_rt_v_syjazi_s_rasprostraneniem_koronavirusa_vyshlo_s_reko mendacijami/16-1-0-2326 (дата обращения: 02.11.2021).

10. В связи с введением на территории Татарстана особого санитарно-эпидемиологического режима, в мечети "Ярдэм" вводится режим повышенной готовности [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм". Учебно-реабилитационный центр [сайт]. [2013] URL: http://www.yardem.ru/publ/nashi_novosti/obshhie_novosti/v_svjazi_s_vvedeniem_na_territorii_tatarstana_osobogo_sanitarno_ ehpidemiologicheskogo_rezhima_v_mecheti_jardehm_vvoditsja_rezhim_povyshennoj_gotovnosti/16-1-0-2328 (дата обращения: 02.11.2021)

11. Совет улемов ДУМ РТ сообщает о дополнительных мерах по профилактике коронавируса в мечетях [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм". Учебно-реабилитационный центр [сайт]. [2013] URL: http://www.yardem.ru/publ/nashi novosti/obshhie novosti/sovet ulemov

dum rt soobshhaet o dopolnitelnykh merakh po profilaktike koronavirusa v mechetjakh/16-1-0-2332 (дата обращения 02.11.2021)

12. Фонд "Ярдэм" запускает социальный проект "Дорога жизни" [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм". Учебно-реабилитационный центр [сайт]. [2013] URL: http://www.yardem.ru/publ/nashi_novosti/obshhie_novosti/fond_jardehm_zapuskaet_socialnyj_proekt_doroga_zhizni/16-1-0-2331 (дата обращения 02.11.2021)

13. Пройдемте вместе по «Дороге жизни». Вместе мы сделаем мир лучше [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм" в instagram [сайт]. [2013] URL: https://www.instagram.eom/p/B_RmoStljER/ (дата обращения 02.11.2021)

14. О режиме повышенной готовности [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм" в instagram [сайт]. [2013] URL: https://www.instagram.eom/p/B99lLYzKk53/ (дата обращения 02.11.2021)

15. 1 Режим повышенной готовности [Электронный ресурс] // Ярдэм ТВ (youtube.com) [сайт]. [2013] URL: https://www.youtube.com/watch?v=tr8IHlttP7o (дата обращения 02.11.2021)

16. Заключение на 2020 год - НИБФ Ярдэм [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд "Ярдэм" [сайт]. [2013] URL: https://yardemfond.ru/2021/07/08/auditorskoe-zaklyuchenie-za-2020-god/ (дата обращения 02.11.2021)

17. Рушан Аббясов высоко отозвался о работе фонда "Ярдэм" [Электронный ресурс] // Мечеть "Ярдэм" в instagram [сайт]. [2013] URL: https://www.instagram.com/p/B_Hg5O8Jf-Q/ (дата обращения 02.11.2021)

18. Уроки Рамадана [Электронный ресурс] // Ярдэм ТВ (youtube.com) [сайт]. [2013] URL: https://www.youtube.com/watch?v=YLm8C3OrVOg (дата обращения: 02.11.2021)

Original article Political Science

ACTIVITIES OF ISLAMIC CHARITABLE ORGANIZATIONS DURING THE PERIOD OF CORONAVIRUS INFECTION ON THE EXAMPLE OF THE CHARITY FOUNDATION "YARDEM"

M.I Ibragimov

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. This article examines the processes of changing the activities of charitable organizations during the spread of the new coronavirus infection (COVID-19) using the example of the Yardam National Islamic Charitable Foundation. The website of the foundation and its social networks during the pandemic are being analyzed. A brief analysis of the position of charity in the canons of Islam is also given.

Keywords: charity, Islam, Yardam mosque, coronavirus infection, volunteer movement, zakat, sadaqa, security

For citation: Ibragimov M.I. Activities of Islamic charitable organizations during the period of corona-virus infection on the example of the charity foundation "Yardem". Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):77-82. (In Russ.)

Автор публикации

Ибрагимов Марсель Ирекович, магистрант 2 курса Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета.

Author of the publication

Marsel I Ibragimov, 2nd year master's student, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications of Kazan (Privolzhsky) Federal university.

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.