ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
УДК 2-46
DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-18-22 КАРИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА ИСЛАМА
© 2020 г. И.А. Семенов а b
а Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,
Владимир, Россия,
b Владимирский юридический институт ФСИН России, Владимир, Россия CARITATIVE PRACTICE OF ISLAM
L
I.A. Semenov '
а Stoletovs Vladimir State University, Vladimir, Russia, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia
Семенов Иван Александрович -аспирант,
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, ул. Горького, 87, г. Владимир, 600000, Россия; преподаватель, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России,
ул. Большая Нижегородская, 67е, г. Владимир,
600020, Россия.
E-mail: [email protected]
Ivan A. Semenov -Postgraduate, Stoletovs Vladimir State University,
Gorkogo St., 87, Vladimir, 600000, Russia;
Lecturer, Department of Humanities
and Socio-Economic Disciplines,
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary
Service of Russia,
Bolshaya Nizhegorodskaya St., 67e, Vladimir,
6000020, Russia.
E-mail: [email protected]
Анализируется с социально-философской и религиоведческой точки зрения каритативная (благотворительная) деятельность в исламе. Предметом исследования выступают теологические основания каритатив-ной деятельности. Рассматривается механизм межконфессионального взаимодействия в области благотворительности на примере Владимирского Мухтасибата Центрального Духовного Управления Мусульман России. Приводятся рекомендации к созданию прикладных стратегий в области каритативного партнерства. Современная политика государства направлена на реализацию межконфессионального взаимодействия, в том числе взаимодействия религиозных организаций с органами власти. В настоящие время нормы социаль-но-каритативных связей религиозных организаций и государства в большей части декларированы, дефиниции обобщены и неспособны конкретизировать большую часть механизмов взаимодействия. Залогом успешного функционирования и развития каритативной деятельности является равенство религиозных организаций и отсутствие приоритетных духовных направлений для государственных органов при построении политики каритативного взаимодействия.
Ключевые слова: каритативная деятельность, Ислам, межконфессиональное взаимодействие, закят.
The article is devoted to the socio-philosophical and religious studies analysis of the charitable activities in Islam. The subject of the research is the theological foundations of caritative activity in Islam. The mechanism of interfaith interaction in the field of charity is considered on the example of the Vladimir Mukhtasibat of the Central Spiritual Directorate of Muslims of Russia. Recommendations for the creation of applied strategies in the field of caritative partnership are given. The modern policy of the state is aimed at the implementation of interfaith interaction, including the interaction of religious organizations with government authorities. At the present time, the norms of socio-caritative relations between religious organizations and the state are mostly declared, definitions are generalized and are unable to concretize most of the interaction mechanisms. The key to the successful functioning and development of caritative activity is the equality of religious organizations and the absence ofpriority spiritual directions for state bodies when building a policy of caritative interaction.
Keywords: caritative activity, Islam, interconfessional interaction, zakyat.
b
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
В мире инновационных технологий, научно-технического прогресса, социальных сетей и интернет-коммуникаций проблема духовно-нравственной деградации и культурного кризиса человека, а ровно как государства и общества в целом, лидирует в списке социально-культурных противоречий, а её решение принимает общечеловеческое значение. По словам исследователей, среди современных общемировых проблем человечества особо выделяется духовно-нравственный кризис личности в обществе [1, с. 136]. Исследуемый нами институт каритативной деятельности призван не только преодолеть барьер социальной стратификации, но и стимулировать спад духовного и культурно-нравственного кризиса индивида и общества.
Под каритативной (от лат. caritas - любовь, привязанность, забота) деятельностью религиозных организаций в общем смысле понимается социальный аспект духовного служения, милосердие, диакония, благотворительность. Иными словами, каритативная деятельность - это основополагающая задача религиозной организации, воплощение активного социально-полезного «служения миру». Институт каритативной деятельности исторически формировался в рамках теологического основания милосердия религиозных организаций, где существующие постулаты и общетеологические принципы благоденствия для спасения души, заложили фундамент духовной и светской каритативной практики на международном уровне.
К каритативной деятельности в исламской традиции относятся не только отчуждение какого-либо материального блага в пользу нуждающегося, но и «добрый совет, утешение страдающему, благая весть, избавление от беспокойства, устранение препятствий с пути, посещение больных» [2, с. 24]. Основными догмами считаются:
1. Закят - уплата денежных средств в пользу бедных (один из столпов ислама). Положение об уплате закята определено в Коране: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (Коран 2:43). Исключительной особенностью закята, как одного из видов обязательного налога, является его распределение, которое возможно только среди бедных и неимущих слоев населения, закят запрещено расходовать на общественные нужды в целом [3, с. 52]. Подвид закята - закят аль-фитр призывает всех правоверных мусульман выплатить налог в натуральном виде в пользу бедных и неимущих до окончания месяца Рамадан и
наступления праздника разговения (Уруза-байрам). Данная завершающая стадия поста при всестороннем его соблюдении является «милостью милостыней» [4, с. 149-150], что вносит непомерный вклад в духовное благоденствие мусульманина.
2. Вакф - отчуждаемое в пользу религиозных организаций имущество правоверного мусульманина. Теологическим основанием вакфа выступают слова из Корана: «Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали - Аллах ведает об этом» (Сура «Алю Имран», аят 92). В вакф может быть обращено только то имущество, которое находится в безусловной собственности владельца и может приносить доход или пользу [5, с. 522]. С позиции духовно-государственного партнерства данный вид мусульманской благотворительной коммуникации очень актуален, ведь опосредовано, через благотворительные мусульманские фонды имущество одного верующего при участии государственных дотаций может помочь многим нуждающимся.
3. Садака - один из важнейших благотворительных поступков, выражающийся в уплате милостыни малоимущему и нуждающемуся. «И те терпеливые, которые стремятся к лику (довольству) Своего Господа, и совершают молитву, и расходуют из того, что мы дали им тайно и публично, и предотвращают зло добром - тем уготована Последняя обитель» (Ар-Раад: 22). Классически садака делится на два вида: имущественную (уплата денежных средств, натуральной продукции и т.д.) и неимущественную (физическую). Последняя в свою очередь заключается в добровольном и безвозмездном выполнении работ, оказании услуг.
4. К иным видам каритативной практики мусульман можно отнести участие в региональных, межрегиональных, всероссийских, международных благотворительных организациях. Это - благотворительные фонды помощи мусульманам «Солидарность» (г. Москва), «Садака», «Закят», духовное управление мусульман (ДУМ) европейской части России, Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм», который включает в себя учебно-реабилитационный и издательский центры для слепых, центр благотворительной помощи незащищенным слоям населения и др. Анализируя масштабы распространения каритативной прак-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
тики исламских благотворительных организаций, можно с уверенностью сказать, что большая часть социально-ослабленных институтов поддерживается мусульманами России.
Приведенные выше некоторые аспекты кари-тативной деятельности в исламе свидетельствуют о важности данного института в жизни каждого мусульманина. Теологическим основанием выступают многие священные тексты ислама, которые прямо или косвенно побуждают мусульманина к активной помощи не только единоверцам, но и всем нуждающимся людям, приписывая этому моральный долг правоверного мусульманина [6, с. 225].
Представленная каритативная философия религиозных организаций ислама актуальна во всех административно-территориальных отделениях данных конфессий, при этом дела благотворительности объединены общим началом: идея спасения души без нее невозможна. Рассмотрим мусульманскую каритативную практику на примере материалов Владимирской области.
Этноконфессиональная ситуация во Владимирской области в целом соответствует общероссийским характеристикам и тенденциям [7, с. 52], однако в силу индивидуального культурно-исторического развития имеет свои особенности. По данным сайта Управления Министерства юстиции по Владимирской области [8], в регионе по состоянию на 15.05.2020 г. зарегистрировано 418 религиозных организаций, при этом одним из наиболее крупных по числу последователей является филиал Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМР) - Владимирский Мухтасибат. Это региональное отделение помимо прочих карита-тивных направлений широко известно обильным наличием действующих благотворительных фондов. Последние, в свою очередь, не только выступают посредниками между духовенством и нуждающимися, но и формируют «благотворительную» догму у населения. Важность милостыни и помощи людям отмечается во многих хадисах, тем самым повышая социальную ответственность у мусульман, именно поэтому в постсоветское время мусульманские фонды одни из ведущих в России. Кроме того, доктринально закрепленный «закят» - налог на имущество правоверного мусульманина, идет на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих [9, с. 77]. Отличительной особенностью Владимирского Мухтасибата является плодотворное сотрудничество с областным
УФСИН, в ходе которого представители духовенства оказывают духовную помощь осужденным, снабжают их правоверной литературой.
Каритативная практика областного Мухтасибата неразрывно связана с реализацией духовно-государственного партнерства в таких сферах, как благотворительность, духовное воспитание, религиозно-культурное просвещение, помощь неимущим и нуждающимся.
В полную силу региональные мусульманские общины помогают детям сиротам не только Владимирской области, но и сирийским детям войны, что не раз отмечалось благодарностями руководства города и области.
Современная политика государства направлена на реализацию межконфессионального взаимодействия, в том числе взаимодействия религиозных организаций с органами власти. Религиозная каритативная доктрина «благотворительности, добра и мира», которая активно продвигается региональной организацией Владимирского Мухтасибата ЦДУМР, требует всесторонней помощи органов государственной власти и местного самоуправления.
Механизм реализации духовно-государственного и межконфессионального партнерства может осуществляться в десяти направлениях:
1. Развитие института семьи, материнства и детства. В делах защиты семьи религиозные организации сотрудничают с государством в области профилактики бытового насилия, материальной поддержки многодетным и малоимущем семьям, попечительства и кураторства некоммерческих организаций/фондов, сохранения и развития традиционных ценностей и др.
2. Пропаганда, развитие и сохранение в обществе моральных норм и устоев. Теологическая этика проповедует распространение милости и благодати, воздержания от грехов, физическую, духовную и материальную помощь ближним.
3. Духовно-нравственное, культурно-просветительское образование, которое может функционировать в рамках различных религиозных проектов и в воскресных школах.
4. Сохранение культурно-исторических памятников и развитие архитектурных проектов. Исламская архитектура как часть культурно-исторического наследия России имеет большую ценность, её сохранение и развитие - задача не только исламского общества, но и государства. Главная цель - стимулирование духовного богатства населения, преемственность опыта прошлых лет.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
5. Миротворчество в зонах конфликта и военных действий. Каритативная практика ислама призывает воздерживаться правоверного мусульманина от конфликтов, а урегулирование острых вооруженных и невооруженных противоречий для него - праведное дело. Оно может проявляться в гуманитарной и медицинской помощи пострадавшим, материальном пожертвовании детям войны, предоставлении временного жилья беженцам и вынужденным переселенцам и др.
6. Пропаганда и соблюдение здорового образа жизни, сохранение ценности своего существования как дара от Всевышнего являются незыблемым постулатом в исламе, что выражается в запрете на употребление дурманящих мысль напитков и веществ, соблюдение поста (для чистоты души и тела), отказ от мяса свинины.
7. Укрепление исламской солидарности и международное сотрудничество. Страны с традиционно-исламской религией или закрепившие в качестве государственной религии ислам активно участвуют в инвестировании и гуманитарной помощи Российской экономики, способствуют укреплению международного сотрудничества, организуют благотворительные сборы и пожертвования для нуждающихся мусульман России.
8. Межконфессиональное взаимодействие. Современный мир находится в особой стадии развития, глобальном синтезе, когда религия, наряду с наукой, правом, моралью становится детерминантом общественных процессов. В этой связи учет национальных и религиозных особенностей на международном уровне является залогом эффективной практики экономического развития, определяя её приоритетное направление с учетом религиозно-исторических, экономических и социально-культурных ценностей субъекта межконфессиональной коммуникации.
9. Волонтерство. Современное гражданское общество невозможно без волонтерской коммуникации, которая заключается в добровольной помощи ближнему. Нельзя не согласиться, что развитие гражданских инициатив и движений [10, с. 148] - залог успешного процветания ка-ритативных институтов в целом.
10. Нормотворческая деятельность в области духовно-государственных и конфессиональных отношений и т.д.
Вышеперечисленные идеи объединены одним основанием - каритативной деятельностью.
Осуществление ее посредствам духовно-государственного партнерства может проявляться в формах государственных контрактов, арендных, финансовых, конфессиональных отношений и иных формах.
Анализ факторов создания, развития и функционирования духовно-государственных отношений побуждает к разработке рациональной модели их коммуникации. Оптимальной моделью, на наш взгляд, станет формирование представительными органами власти совместно с религиозными организациями каритативных центров, что может стать залогом успешной реализации многих механизмов государственной политики, а также целевого использования денежных и иных государственных ресурсов. Появление подобных центров в достаточно полной мере будет способствовать реализации многих благотворительных процессов реабилитации инвалидов и наркозависимых, помощи детям сиротам, гуманитарной помощи беженцам и др. При этом отметим, что для более продуктивной государственно-церковной коммуникации необходимо обратить внимание на законодательство. Текущая нормативно-правовая база, регулирующая каритативные духовно-государственные отношения, а также нормы социально-каритативных межконфессиональных организаций, в большей части декларированы, дефиниции обобщены, что затрудняет процесс конкретизации большей части механизмов духовно-государственного взаимодействия.
Литература
1. Юсупов Р.Р., Тагиров Э.Р. Глобализация: путь к экологическому коллапсу? (Штрихи к итогам года экологии в России) // Конфликтология. 2013. № 3. С. 136-139.
2. Топбаш О.Н. Вакф. Благотворительность. Служение. Стамбул, 2004; М. : Сад, 2007. 232 с.
3. Зобова И.Ю. Налоги и налогообложение в странах с исламской экономикой : учеб. пособие. Казань : ТГГПУ, 2008. 148 с.
4. АбуДауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда] : в 4 т. Египет: ас-Са'ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 2. С. 149-150.
5. Бобровников В.О. Вакф // Большая российская энциклопедия : в 35 т. М., 2006. Т. 4. 766 с.
6. Лозанова Г. Добровольная и обязательная милостыня (саадака и закят): понятие и практика у бол-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3
гарских мусульман (помаков) // PAX ISLAMICA. 2012. № 1-2 (8-9). С. 223-236.
7. Аринин Е.И. Религия и религиозность во Владимирском регионе. Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. Т. 1. С. 52-56.
8. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. URL: http:// unro.minjust.ru/ NKOs.aspx (дата обращения: 15.05.2020).
9. Пиотровский М.Б. Ислам. Словарь атеиста. М. : Политиздат, 1988. С. 76-84.
10. Стрыгина С.В. Проблемы правового регулирования волонтерского движения в России // International Scientific Review. 2016. № 3(13). С. 148152.
References
1. Yusupov R.R., Tagirov E.R. (2013). Globalization: A path to environmental collapse? (Touches to the results of the Year of Ecology in Russia). Konfliktologia, No. 3, pp. 136-139. (in Russian);
2. Topbash O.N. (2007). Wakf. Charity. Service. Istanbul, 2004; Moscow, Sad Publ., 232 p. (in Russian).
3. Zobova I.Yu. (2008). Taxes and taxation in countries with Islamic economy. Textbook. Kazan, TGSPU Press, 148 p. (in Russian).
4. Abu Daud. (1950). The Hadith Code of Imam Abu Daud : in 4 vol. Egypt, al-Sa'am'ada, vol. 2, pp. 149-150. (in Arabic).
5. Bobrovnikov V.O. (2006). Waqf. Great Russian Encyclopedia : in 35 vol. Moscow, vol. 4, 766 p. (in Russian).
6. Lozanova G. (2012).Voluntary and obligatory alms (saadaka and zakat): concept and practice among Bulgarian Muslims (pomaks). PAX ISLAMICA, No. 1-2 (8-9), pp. 223-236. (in Russian).
7. Arinin E.I. (2013). Religion and religiosity in the Vladimir region. Vladimir, Vladimir State University Press, vol. 1, pp. 52-56. (in Russian).
8. Information on registered non-profit organizations. Available at: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (accessed May 15, 2020). (in Russian).
9. Piotrovsky M.B. (1988). Islam. Atheist's dictionary. Moscow, Politizdat Press, pp. 76-84. (in Russian).
10. Strygina S.V. (2016). Problems of legal regulation of the volunteer movement in Russia. International Scientific Review, No. 3 (13), pp. 148-152. (in Russian).
Поступила в редакцию / Received 25 августа 2020 г. / August 25, 2020