Список литературы:
1. Резбаев В.М. Кластерная политика, ее значение и особенности функционирования в современной экономике // Вестник УГАЭС. - 2013. - № 1 (3). - С. 55.
2. Юдаев И.Г. Инновационное предпринимательство как основа стратегического развития региона // Инновации. Инвестиции. - 2010. - № 4. - С. 22.
3. Катанова Е. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования // Экономист. - 2008. -№ 12. - С. 84-88.
4. Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. - 2005. - № 5. - С. 46.
List of literature:
1. Rezbaev V.M. Cluster policy, its importance and peculiarities of functioning in a modern economy // Bulletin of USAES. - 2013. - № 1 (3). - Р. 55.
2. Udaev I.G. Innovative entrepreneurship as the basis for the strategic development of the region // Innovations. Investments. - 2010. - № 4. - Р. 22.
3. Katanova E. Urgent problems of modernization of the system of General education // Economist. - 2008. -№ 12. - Р. 84-88.
4. Semenov A. Innovative processes Management // Economist. - 2005. - № 5. - Р. 46.
Галиуллина С.Д.
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО « Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Иванова О.М.
доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории методологии и технологии инклюзивного образования кафедры истории, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Билалова Л.М.
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-экономических наук Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Россия, г. Бирск
Герасимова Д.И.
аспирант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
Сафина Е.А.
аспирант ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа
УДК 364.4:347.64 (091) (470.57-25)
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ МОТИВОВ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
В научной статье рассматриваются духовно-нравственные основы попечительства как социальной формы жизнедеятельности российского общества. Попечительская деятельность в историко-социальном аспекте
рассматривается как важная составляющая социальной политики государства - с одной стороны, и как морально-этическая форма взаимной поддержки членов общества между собой - с другой.
Ключевые слова: попечительство, социальная политика государства, Уфимская губерния, духовно-нравственные основы и мотивы попечительской деятельности.
HISTORICAL AND CULTURAL BASES OF SPIRITUAL AND MORAL MOTIVES OF GUARDIAN ACTIVITY IN RUSSIA
The scientific article considers spiritual and moral bases of the institution of guardianship as a social form of activity of the Russian society. Guardian activity in historical and social aspect is thought to be an important component of the social policy of a state on the one hand, and on the other - a moral and ethical form of mutual support of the members of a society among each other.
Key words: guardianship, social policy of the state, Ufa province, spiritual and moral bases and motives of guardian activity.
Исследование духовно-нравственных основ попечительства как социальной формы жизнедеятельности российского общества актуализируется в современных условиях в связи с переживаемым Россией глубоким кризисом общественных отношений. Социально-экономический кризис, обусловив кризис духовности, негативно отразился, прежде всего, на состоянии российской семьи. Безработица, безудержный рост инфляции при одновременном подъеме цен на коммунальные платежи, сокращение аграрного и промышленного производства поставили большинство российских семей на грань выживания и обусловили увеличение числа малоимущих слоев населения, инвалидов и сирот. Статистические данные подтверждают, что число малообеспеченных россиян увеличивается: «на весенний период 2008 года по уровню жизни 43 % россиян относились к категории малообеспеченных. При этом выделяется слой собственно малообеспеченных - 27 % и слой малообеспеченных, балансирующих на грани бедности - 16 % россиян [1]; на конец сентября 2013 года численность малоимущих составляла 12,6 % от общей численности населения по сравнению с 12,1 % на конец аналогичного периода прошлого года; в конце 2012 года этот показатель равнялся 10,9 %» [2]; по состоянию на 2013 год более пяти млн. детей воспитывается в бедных семьях.
Приведенные данные доказывают, что вопросы поддержки малообеспеченных и других нуждающихся категорий населения весьма остро стоят на повестке дня в современной России, становятся одним из важных направлений социальной политики государства и обусловливают, в том числе, историко-культурные и историко-социальные исследования темы.
Попечительская деятельность в историко-со-циальном аспекте рассматривается как важная составляющая социальной политики государства -с одной стороны, и как морально-этическая форма взаимной поддержки членов общества между собой
- с другой. Попечительство как социальный институт теснейшим образом связан с экономической стороной жизнедеятельности общества. Здесь важно учитывать гуманистическую основу жизнедеятельности социума вообще. В центре любой человеческой деятельности, ее целью, объектом и результатом является сам человек. Насколько социальная совокупность нравственно богата, настолько перспективно в социально-экономическом, историко-культурном аспектах общество.
Кроме того, важно понимание категории «попечительство». Этот термин в русском языке закрепился как производное от термина «опека». Н.Г. Вавин в энциклопедическом словаре Русского библиографического института Гранат [3, с. 607], изучая эти понятия, проследил их историю. Опека еще в древней Греции была неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В римском праве опека закреплялась за юридическим лицом, которое опекало мальчиков до 14 лет и девочек до 12 лет. По закону Lex Plaetaria (186 до Р.Х.) сирота моложе 25 лет испрашивал себе у претора особого попечителя - куратора для совершения имущественных сделок. Со времен Марка Аврелия кураторство становится постоянным. При нем институт кураторства отодвинулся до возраста полного совершеннолетия (25 лет). Опека состояла из двух социальных институтов: опека в собственном смысле (tutela) и попечительство (cura). Н.Г. Вавин подчеркивает, что опека и попечительство являются юридическим институтом, цель которого - защита, охрана прав и интересов лиц, которые не в состоянии осуществлять свои права и оберегать интересы, то есть осуществляют попечение личности опекаемого и управление его имуществом [4, с. 118]. В Настольном словаре под редакцией В.Р. Зотова и Ф. Толля [5, с. 169] выделяется разница в трактовке этих терминов, которая состоит в том, что опекуну вверяется лицо и имущество для сохранения, попе-
читель же, управляя имением, заботится о приращении достатка. В Новом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится, что в отношении опекаемого термин «опека» заменяется термином «попечительство». Попечитель лишь восполняет действия несовершеннолетнего, но не действует за него сам. То есть по характеру и функциям попечительство, «обнимающее заботу об имуществе и личности лишь в определенном объеме и продолжающееся лишь до тех пор, пока в нем есть надобность», является расширением прав несовершеннолетних, которые «не приобрели еще надлежащих качеств для самостоятельной деятельности и по небрежности, испорченности или легкомыслию неблагоразумно пользуются своими правами» [4, с. 119]. В словаре церковнославянского и русского языка впервые дается научное определение понятия попечения в социальной сфере. Оно рассматривается как государственная функция и трактуется как «забота, рачение, старание о ком или о чем либо».
Для российского попечительства как социального феномена характерным является восприятие попечительской деятельности как милосердие, жертвование, благотворительность, основополагающим принципом которой выступает внутреннее духовное стремление человека помочь слабым, беззащитным, нуждающимся. Именно поэтому, исследуя проблемы попечительской деятельности, мы выделяем духовно-нравственные основы указанного социального феномена.
Для выявления мотивов попечительской деятельности необходимо раскрыть движущие механизмы и определить основные инструменты, применяемые государством для успешного развития социальной сферы. С этой целью необходимо разграничить внутреннюю и внешнюю мотивацию попечительской деятельности. Исследуемая проблема соотносится с внутренней мотивацией, так как связана с духовно-нравственными и социально-психологическими аспектами деятельности попечителей и меценатов.
Издревле духовно-нравственные побуждения попечительской деятельности обуславливались религиозными и этическими нормами, поэтому целесообразно рассмотреть этическую базу милосердия в разных религиях, а также способы и формы ее проявления.
В этом отношении показателен опыт Уфимской губернии Российской империи. Уникальность заключалась в том, что Уфимская губерния являлась многонациональным краем и по этнографическому составу основу составляли русские 36,73 % (560 000 человек) и башкиры - 36,34 % (554 000 человек), соответственно исповедующие православие и ислам [6, с. 4]. Остальную часть составляли так называемая этносословная группа «припущенных на башкирские земли» тептярей и мишарей (мещеря-
ков) [7, с. 200, 255]. Среди их этнических компонентов выделялись татары, чуваши и башкиры (тюркские этносы), а также марийцы, удмурты и мордва (финно-угорская группа). К началу 1870 года все мусульманское население Уфимской губернии составляло 708 002 человека [8, с. 7-10]. По религиозному признаку население подразделялось на магометан (большая часть) и язычников [9]. Так как основными конфессиями являлись православная (в том числе язычники) и мусульманская необходимо подробно проанализировать их религиозные нормы.
В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало - «милосердие к слабым и низшим» [10, с. 272]. Согласно христианским нормам, общим для православия, католичества и протестантизма, считается, что единственно верное распоряжение богатством - это забота о бедных (Лк. 12:33). Благодеяние должно быть добровольным, бескорыстным, негласным, должно присутствовать избирательное отношение к нуждающимся. Слова Иисуса Христа о том, что Бог особенно покровительствует бедным (Мф. 11:5; Лк. 4:18-21), были известны иудеям еще с ветхозаветных времен [11, с. 17].
Христианство имеет определенные точки пересечения в данном вопросе и с языческой греко-римской цивилизацией. Язычники также считали, что нищие находятся под особым покровительством божественных сил [12, с. 4]. Христиане позаимствовали у греков и римлян идею опеки, попечения и благотворительности в языческом мире, в Ветхом Завете и в древней церкви христианской - справедливость и ответственность богатых перед бедными [13, с. 13], а также практику избрания определенных людей для несения социального служения.
Именно христиане создали первые общественные благотворительные организации и ввели их в римское право [14, с. 12]. В православии считается, что заботиться, «печаловаться» и «благо творить» имеет следующие цели: проявление любви, сострадания, самосовершенствования на пути к спасению души. Имена попечителей и жертвователей «подкреплялись молитвенной помощью» и поминались за богослужениями [15, с. 13].
Мощные элементы духовно-нравственных мотивов можно проследить и в исламе. Ислам выступает как «социальное учение» [16, с. 246] и причина «социального успеха» [7, с. 305]. Упование на милость и милосердие лежат в основе исламского вероучения. Нравственные нормы, предписываемые исламом, многочисленны. В исламе считается, что Аллах милосердный и требует от мусульман того же [17, с. 104].
Кроме того, в мусульманской общине (умме) все равны перед Аллахом и должны заботиться друг
о друге. В мусульманской религии существуют обязательные для соблюдения столпы. Одной из обязанностей (4 столпом) мусульманина является плата обязательного коранического «очищающего» налога «закята» в пользу нуждающихся [18, с. 532]. Это дает человеку без греха пользоваться накопленным богатством. Закят должен выплачиваться от души и без попреков нуждающемуся человеку.
«Закят уплачивается с имущества, превышающего определенный минимум, в размере 2,5 %, с продуктов земледелия - 10 %, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря -20 %» [11, с. 25].
Закят можно тратить только на строго определенные цели: на бедных и неимущих, нуждающихся в помощи. Особенно ислам защищает сирот (им предназначены средства от закята как нуждающимся), их имущество неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану, будет гореть в адском пламени. Разновидностью четвертого столпа закята является «садака» - добровольная милостыня (дарение) [18, с. 532].
Рекомендуемая милостыня раздается всеми, кто имеет такую возможность, но требует соблюдения ряда условий для благотворителя. Он должен подавать садаку тайно, в виде единичного акта благотворительности, искупительного действия (штрафа «каффара») за умышленное нарушение предписания (например, поста), идущего на благотворительные цели, выделения богатым человеком части своих доходов в пользу неимущих. Принимать садаку могут только бедняки и инвалиды, терпящие бедствия (пожары, потопы), неимущие родственники. Особо благочестивым действием является вакуф - передача доходного имущества на благотворительные цели [19; 20, с. 81]. Вакфы являются материальной основой для содержания мечетей, больниц, школ и прочих институтов, связанных с исламским культом. Важной частью религиозной жизни мусульман является праздник трехдневного жертвоприношения (Корбан Байрамы) [7, с. 303], во время которого треть мяса необходимо отдать семье, одну треть - бедным соседям и родственникам, одну треть в виде милостыни отдать просящим.
Попечительство и благотворительность, основываясь на мощных этико-религиозных духовно-нравственных основах ислама, проявлялись и в том, что в дореволюционной России в мусульманских семьях практически отсутствовали сироты. Основываясь на произведениях Мустая Карима, рассказах старшего поколения, историко-архивных документах, мы видим, что детей, лишившихся родителей, чаще всего забирали в семьи родственники, вне зависимости от материального положения приемных родителей.
Итак, можно сделать следующие выводы. Попечительство как особый социальный институт имманентно присущ российскому менталитету. Основными мотивами попечительской деятельности в России традиционно являлись духовно-нравственные ориентиры филантропов, так как характер социально-экономического и политического развития основных ее представителей христиан, мусульман, других религиозных конфессий, их языка, религии, традиций, исторической памяти проходит через внутреннее эмоциональное осознание морально-этических религиозных истин. Эти же традиции продолжают жить в современном российском обществе и, как нам думается, составляют основу духовного возрождения страны.
Список литературы:
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_needy_Itog.html (Последняя дата обращения 01.02.2014 г.).
2. Информационный ресурс. - Режим доступа: gudok. ru / http://www.gudok.ru/news/economy/ (Последняя дата обращения 03.02.2014 г.).
3. Вавин Н.Г. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат / под ред. проф. Ю.С. Гамбарова, проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского, проф. С.А. Муромцева, проф. К.А. Тимирязева. - М.: Редакция и экспедиция «Русского библиографического Института Гранат», б. г.
- Т. XXX.
4. Галиуллина С.Д. Методологические основы попечительства как социального института // Власть: общенациональный научно-политический журнал.
- 2010. - № 8.
5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний в III т. / под ред. В.Р. Зотова, Ф. Толля. - СПб.: Типография В. Безобразова и комп., 1864. -Т. II-V.
6. Населенные пункты Башкортостана: Ч. 1. Уфимская губерния, 1877. - Уфа: Китап, 2002.
7. История Башкирского народа в VII т. - СПб.: Наука, 2011. - Т. IV.
8. Гурвич Н.А. Племенной состав населения Уфимской губернии и приблизительная численность его в 1878 г. - Уфа, 1880.
9. Рыбаков C. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. - СПб., 1900.
10. Остроумов Н.П. Исламоведение. Аравия, колыбель ислама. - Издание 4-е, репринтное. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». (Академия фундаментальных исследований: история, 2012).
11. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В. и др. Благотворительность в России и государственная политика. - М.: Научный эксперт, 2013.
12. Петропавловский И.Д. Исторический очерк благотворительности и учения о ней в языческом мире, в Ветхом Завете и в древней церкви христианской: монография. - М.: Университетская типография, 1895.
13. Нечипорова Е.В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ: автореф. дис. канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2009.
14. Чернега О.А. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты: дис. канд. юрид. наук.
15. Отчет о деятельности Уфимского отдела попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых за 1908 год. - Уфа: Губернская типография.
16. Павловский В.П., Эриашвили Н.Д., Щеглов А.В. Религиоведение. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
17. Писманик М.Г., Балтанов Р.Г., Балтанова Г.Р. Религия в истории и культуре / под. ред. проф. М.Г. Писманика. - 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
18. Винокуров В.В., Забияко А.П., Лапина З.Г. История религии в II т. - Т. II. - М.: Высшая школа, 2002.
19. Вестник Оренбургского учебного округа. - Уфа: Электрическая типолитография т-ва «Ф.Г. Соловьев и К», 1914 г. - № 6-7.
20. Абдулатипов Р. Мой Башкирский народ. - Уфа: Китап, 2007. (Серия «Народы моей России. Библиотека Ассамблеи народов России». - 2-е изд.).
List of literature:
1. Federal state institution of science Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences [Electronic resource]. - URL: http://www.isras.ru/analytical_report_ needy_Itog.html (Last accessed on 01.02.2014).
2. Information resource gudok.ru. - URL: http://www. gudok.ru/news/economy/ (Last accessed on 03.02.2014).
3. Vavin N.G. Encyclopedic dictionary of the Russian bibliography Institute Grenades / edited by Professor Y.S. Gambarov, Professor V.Y. Zheleznova, Professor M.M. Kovalevsky, Professor S.A. Muromtsev, Professor K.A. Timiryazev. - M: The editors and expedition of Russian bibliography Institute of Pomegranate», b.g. - v. XXX.
4. Galiullina S.D. Methodological bases of guardianship as a social Institute // the Authority: national scientific and political journal. - 2010. - № 8.
5. Desktop dictionary for information on all branches of knowledge in so III, Ed. V.R. Zotov, F. Tollya. -SPb.: Printing Century Besobrasova and comp., 1864. - So II-V.
6. Settlements of Bashkortostan: PM 1. Ufa province, 1877. - Ufa: Kitap, 2002.
7. The history of the Bashkir people in the seventh century. - SPb.: Science, 2011. - So IV.
8. Gurvich N.A. The tribal structure of the population of Ufa province and the approximate number of its population in 1878. - Ufa, 1880.
9. Ribakov S. Islam and education of foreigners in Ufa province. - SPb., 1900.
10. Ostroumov N.P. Islamic studies. Arabia, the cradle of Islam. - Edition 4-th., reprint. - M: publishing house «LIBROKOM». (Academy fundamental-the rest of studies: history, 2012).
11. Sulakshin S.S., Bachurina D.V., VilisovM.V. and other Benefactor of Russia and public policy. - M: Scientific expert, 2013.
12. Petropavlovskii I.D. Historical essay charity and teaching about it in the Gentile world, in the old Testament and the early Church, Christian: monograph. - M: University printing house, 1895.
13. Nichiporova E.V. Main ideas and practices merciful and charity activity of the Christian churches: comparative analysis: Avtoref. dis. Cand. filos. of Sciences. -Rostov n/D, 2009.
14. Chernega O.A. Legal model of charity and charitable organizations: civil-legal and sociological aspects: dis. Cand. of Sciences.
15. Report on the activities of the Ufa Department of guardianship Empress Maria Fyodorovna on deaf for 1908. - Ufa: regional printing house.
16. Pavlovsky V.P., Eriashvili N.D., Sheglov A.V. Religion. - 3-th. Rev. and more. - M: UNITY-DANA, 2013.
17. Pismanik M.G., Baltanov R.G., Baltanova G.R. Religion in history and culture / Ed. prof. M.G. Pismanic. 2-th. Rev. and more. - M: UNITY-DANA, 2000.
18. Vinokurov V.V., Zabiyako A.P., Lapina Z.G. History of religion in II ed. - M.: High school, 2002. So II.
19. Bulletin of the Orenburg school district. - Ufa: Electric tipolitografia t-va «F.G. Soloviev and K», 1914. -№ 6-7.
20. Abdulatipov R. My Bashkir nation. - Ufa: Kitap, 2007. (Series «My Peoples of Russia. Library Assembly of the peoples of Russia», 2nd ed).