Научная статья на тему 'Деятельность губернаторов Якутской области в сфере народного образования во второй половине XIX - начале XX в'

Деятельность губернаторов Якутской области в сфере народного образования во второй половине XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГУБЕРНАТОР / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИНОРОДЦЫ / ПРОВИНЦИЯ / НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ДЕТСКИЙ ПРИЮТ / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ЖЕНСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ / УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ / YAKUTSK REGION / GOVERNOR / EDUCATION / FOREIGNERS / PROVINCE / PUBLIC SCHOOLS / PAROCHIAL SCHOOLS / ORPHANAGE / THEOLOGICAL SEMINARY / WOMEN'S PROGYMNASIUM / DISTRICT SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Аграфена Иннокентьевна

В статье рассматривается деятельность губернаторов Якутии в сфере народного просвещения второй половины XIX начала XX в. Приводятся особенности организации власти в Якутском крае, уделяется внимание кругу полномочий губернаторов, прежде всего в области образования. Автором на основе архивных документов и опубликованных материалов описывается деятельность губернаторов, внесших свой вклад в распространение грамотности и развитие просвещения в Якутской области. Сделан вывод о том, что, несмотря на множество проблем и отсутствие на первых порах общественной инициативы и поддержки, о чем губернаторы часто писали в своих отчетах, они смогли добиться открытия новых народных школ, учреждения средних учебных заведений в Якутии. Так, в 1914 г. состоялось открытие первой Якутской учительской семинарии, что позволило готовить педагогические кадры в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public education activities of the governors in Yakutsk region in the second half of the 19th - early 20th centuries

The study looked at the public education activities of the Yakutsk region governors in the second half of the 19th early 20th centuries. The research discussed the responsibilities of authorities and the powers of governors in the field of education. Based on the archives and published materials, the author described the contribution of the governors to the promotion of literacy and education in Yakutsk region. Notwithstanding many challenges and the lack of public initiative and support in the first instance reflected in the reports of governors, they were able to establish new public schools and secondary educational institutions in Yakutia. Thus, the first Yakut teachers’ seminary was opened in 1914, which made it possible to train teaching staff in the territory.

Текст научной работы на тему «Деятельность губернаторов Якутской области в сфере народного образования во второй половине XIX - начале XX в»

УДК 94:373(571.56)"185/1917"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.11

Макарова Аграфена Иннокентьевна

Makarova Agrafena Innokentyevna

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, обществознания и политологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, старший научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики Института гуманитарных исследований и проблем многочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНАТОРОВ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -НАЧАЛЕ XX В.

PhD in History, Associate Professor, History, Social and Political Science Department, North-Eastern Federal University, Senior Research Fellow, Arctic History and Ethnic Sociology Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

PUBLIC EDUCATION ACTIVITIES OF THE GOVERNORS IN YAKUTSK REGION IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация:

В статье рассматривается деятельность губернаторов Якутии в сфере народного просвещения второй половины XIX - начала XX в. Приводятся особенности организации власти в Якутском крае, уделяется внимание кругу полномочий губернаторов, прежде всего в области образования. Автором на основе архивных документов и опубликованных материалов описывается деятельность губернаторов, внесших свой вклад в распространение грамотности и развитие просвещения в Якутской области. Сделан вывод о том, что, несмотря на множество проблем и отсутствие на первых порах общественной инициативы и поддержки, о чем губернаторы часто писали в своих отчетах, они смогли добиться открытия новых народных школ, учреждения средних учебных заведений в Якутии. Так, в 1914 г. состоялось открытие первой Якутской учительской семинарии, что позволило готовить педагогические кадры в крае.

Ключевые слова:

Якутская область, губернатор, просвещение, инородцы, провинция, народные школы, церковноприходские школы, детский приют, духовная семинария, женская прогимназия, уездное училище.

Summary:

The study looked at the public education activities of the Yakutsk region governors in the second half of the 19th - early 20th centuries. The research discussed the responsibilities of authorities and the powers of governors in the field of education. Based on the archives and published materials, the author described the contribution of the governors to the promotion of literacy and education in Yakutsk region. Notwithstanding many challenges and the lack of public initiative and support in the first instance reflected in the reports of governors, they were able to establish new public schools and secondary educational institutions in Yakutia. Thus, the first Yakut teachers' seminary was opened in 1914, which made it possible to train teaching staff in the territory.

Keywords:

Yakutsk region, governor, education, foreigners, province, public schools, parochial schools, orphanage, theological seminary, women's progymnasium, district school.

Институту губернаторства посвящено достаточное количество научных работ. Особенно в последние двадцать лет эта тематика получила широкое распространение среди зарубежных [1] и отечественных исследователей [2]. Региональные аспекты проблемы представлены в работах А.И. Архиповой, И.Л. Дамешек, Л.М. Дамешека, И.Н. Мамкиной, Н.П. Матхановой, А.А. Павлова, Н.В. Третьяковой [3]. Несмотря на наличие разнообразных исследований по представленной проблематике, специальных работ, раскрывающих деятельность губернаторов Якутской области в сфере народного просвещения, нет.

Включение Сибири в состав России повлекло за собой установление на этой территории государственного правопорядка, прежде всего в области управления. Вначале обширный Ленский край входил в состав Енисейского уезда, поэтому им управляли приказчики, которых назначал воевода этого уезда. Вскоре выявились недостатки в управлении, поэтому в 1638 г. было решено образовать самостоятельный Якутский уезд, подчиненный Сибирскому приказу. В первой четверти XVIII в. в результате административной реформы Петра I страна была разделена на губернии. Сибирь стала одной из губерний и включала 3 провинции: Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую. В результате якутские уездные воеводы стали подчиняться иркутским провинциальным воеводам. В период правления Екатерины II в 1764 г. Сибирскую губернию разделили на 2 губернии: Тобольскую и Иркутскую. Начиная с этого времени якутские воеводы подчинялись уже иркутским губернаторам. Впоследствии система управления сибирскими землями менялась

несколько раз. В результате этих изменений в 1775 г. была образована Якутская провинция в составе Иркутской губернии; в 1783 г. Якутия из провинции превратилась в область, в 1796 г. край снова оказался на положении уезда, затем в 1805 г. было учреждено Якутское областное правление. Более устойчивая форма управления Сибирью была создана административными реформами М.М. Сперанского. В 1822 г. Сибирь впервые была разделена на Западную и Восточную. В двух центральных городах Тобольске и Иркутске должны были пребывать генерал-губернаторы, управлявшие группой губерний и областей. Якутская область, как и ранее, входила в состав Иркутской губернии. Затем по указу 1851 г. образовалась самостоятельная Якутская область на правах губернии. Область делилась на пять округов во главе с исправниками: Якутский, Олёкминский, Вилюйский, Верхоянский и Колымский [4]. Всего на пост якутского губернатора с 1852 г. до 1917 г. было утверждено 15 человек.

Круг обязанностей губернаторов в империи был широкий. Губернатор обладал административными функциями, в его ведении находились судебные дела, вопросы различных повинностей и ряд других, в том числе и народного просвещения. Как пишут исследователи, вовлечение губернаторов в сферу народного просвещения началось со второй половины XVIII в. [5, с. 64]. В рамках реформы образования Екатерина II создала 2 типа народных училищ: в губернских городах главные четырехклассные, в уездных - малые двухклассные, попечителем которых назначался губернатор. В начале XIX в. Александр I освободил губернаторов от обязанности попечения учебных заведений, и школы оказались в ведении создаваемых учебных округов на базе шести университетов. Школы Восточной Сибири были отнесены к ведению попечителя Казанского учебного округа. Затем по новому Уставу 1828 г. Николай I вернул полномочия попечителя гражданским и военным губернаторам.

В середине XIX в. положение дел народного просвещения в Восточной Сибири представляло удручающую картину, особенно в Якутской области. В 1853 г. в области было 5 только учебных заведений, все они находились в Якутске, из которых 3 было гражданскими и 2 - по линии духовного ведомства. Число всех учащихся по отношению к общему числу жителей составляло 0,12 %, т. е. 1 ученик приходился на 818 человек, проживавших в крае [6]. Первый губернатор Якутской области К.Н. Григорьев (1852-1856) за 4 года своей деятельности на данном посту содействовал открытию 4 начальных учебных заведений. Так, были учреждены еще одно приходское училище в Якутске и 3 казачьи школы в Вилюйске, Колымске и Охотске. Число учащихся выросло с 253 до 334, т. е. в 1,3 раза [7].

Следующий губернатор Ю.И. Штубендорф (1857-1862) главными причинами низкого уровня образования населения края считал недостаточное количество училищ и ничтожное в сравнении с народонаселением число учащихся. В особенности он указывал на потребность края в народных школах и учебных заведениях для девушек. В последнем вопросе, как он писал, он «взывал к участию Якутское городское общество, но, к сожалению, не нашел со стороны последнего ни содействия, ни даже сочувствия в его потребности». В 1858 г. в Якутске была открыта духовная семинария, переведенная из Ново-Архангельска. Семинария разделялась на 2 класса с трехгодичным курсом в каждом. В ней учили основам православной веры и русскому языку, а в 1860 г. в учебный план семинарии был введен еще якутский язык. Кроме этого, в 1860 г. по линии ведомства императрицы Марии Федоровны в Якутске был открыт детский приют. В 1860/61 учебном году приют посещали 38 девочек и 3 мальчика. В отличие от семинарии, которая находилась в ведении Св. Синода, детский приют существовал на средства, пожертвованные купцом Н.И. Чепаловым [8]. Губернатор также уделял значительное внимание проблеме нехватки учительских кадров. Для улучшения положения приходских учителей, получающих весьма скудное содержание, он ежегодно выпрашивал у генерал-губернатора 200 р. в год из 4000 р., поступавших в распоряжение последнего для содействия начальному обучению в городах Восточной Сибири [9].

После отъезда Ю.И. Штубендорфа в Петербург в конце 1862 г. около трех лет областью управлял старший советник областного правления Н.Ф. Скрябин, после смерти которого новым губернатором был назначен А.Д. Лохвицкий (1865-1868). В первый год его работы в Олёкминском и Вилюйском округах были открыты 3 училища, содержавшиеся за счет инородческих и крестьянских обществ. Ввиду нехватки в крае учителей детей обучали наставники из местных жителей под руководством приходских священников. Также по решению Попечительского совета в Мариинском детском приюте был введен курс обучения. Кроме Закона Божьего детей учили арифметике, русскому языку, также были введены необязательные предметы: пение и музыка. Губернатор неоднократно писал о необходимости преобразования Якутского уездного училища в реальную прогимназию, так как местное население большей частью не имеют средств отправлять своих детей для продолжения обучения даже в ближайшую Иркутскую гимназию за 2800 верст. Он отмечал, что открытие прогимназии способствовало бы подготовке местных кадров со знанием якутского языка, в которых был большой недостаток, и тогда правительство могло бы избавиться от излишней траты

денег на прогоны и добавочное жалованье приезжающих из Центральной России. Для покрытия части расходов на открытие прогимназии местному населению было предложено оказать содействие в этом вопросе. На 1867 г. всего было пожертвовано 12 548 р. 18 к. Кроме этого, Якутское городское общество в течение 10 лет обязывалось вносить по полупроценту со своего капитала, что должно было составить примерно 200-300 р. в год, общество инородцев и крестьян Олёкмин-ского округа в течение 3 лет - по 500 р. в год, а в последний год 200 р. [10]. И, наконец, 26 июня 1867 г. Государственный совет своим постановлением утвердил: «Во внимание к сделанному жителями Якутской области пожертвованию на учреждение в Якутске прогимназии преобразовать в такое заведение тамошнее уездное училище согласно уставу и штатам гимназий и прогимназий ведомства МНП (министерства народного просвещения. - Примеч. авт.)» [11].

Определенный сдвиг в деле просвещения произошел в 70-80-х гг. XIX в. как следствие либеральных реформ Александра II. По линии министерства народного просвещения ежегодно стали открываться народные школы. В 1878 г. в области уже насчитывалось 29 учебных заведений, в которых обучался 731 учащийся. Губернатор Г.Ф. Черняев (1876-1885) указывал, что распространение просвещения в крае тормозят, во-первых, отсутствие при школах пансионов, вследствие чего в холодные зимние месяцы ученики крайне неисправно посещают школы из-за слишком больших расстояний между населенными пунктами; во-вторых, трудность обучения детей инородцев, которые при поступлении не знают русского языка, а учителя, в свою очередь, не говорят по-якутски; в-третьих, нехватка опытных учительских кадров, так как надежды привлечь специально подготовленных учителей нет по причине как отдаленности края, так и незначительности жалованья при существующей дороговизне жизни. В своем отчете за 1875 г. губернатор Г.Ф. Черняев отметил 8 основных проблем, которые требуют внимания со стороны центральной власти, четыре из них представляют собой проблемы образования. Так, в частности, он просил преобразовать Якутскую шестиклассную прогимназию в гимназию и открыть женскую прогимназию. Помимо этого, он указывал на проблемы, связанные с нехваткой учительских кадров и отсутствием в области должности инспектора народных училищ [12]. Что касается инспекций народных училищ, созданных в 1869 г. для контроля за деятельностью школ, в Восточной Сибири они стали формироваться с 1872 г. Не затронули эти изменения только Якутскую область, поэтому вплоть до 1900 г., когда была утверждена должность инспектора народных училищ Якутской области, сфера народного образования находилась в ведении губернатора.

В конце 1880-х - начале 1890-х гг. церковно-приходские школы получили приоритетное развитие. По мнению исследователей, в правящих кругах стала расти обеспокоенность как общим падением нравов в связи с развитием капиталистических отношений, так и народнической, в том числе террористической, деятельностью. В правительстве все больше сторонников стало приобретать мнение, что народная школа не справляется со своей главной задачей - религиозно-нравственным воспитанием [13, с. 24]. Губернатор Якутской области В.З. Коленко (18891892) в отчете за 1889 г. указывал, что более надежным средством для распространения просвещения среди населения может послужить увеличение числа церковно-приходских школ, «созидаемых под сенью христианской православной церкви». Отсутствие должного надзора за министерскими школами ввиду непредусмотренности должности инспектора народных училищ, нехватка средств, неблагоприятное влияния со стороны политссыльных, по мнению губернатора, являлись основными причинами неудовлетворительного положения народного образования в области. Решение этих проблем он видел в передаче народных школ в ведение церкви [14]. Без сомнения, церковно-приходская школа имела преимущество по сравнению с министерскими -была полностью бесплатна (отсюда и ее доступность), поэтому требовала небольших расходов на содержание со стороны государства.

Губернатор В.Н. Скрыпицын (1892-1903) по приезде стал подробно изучать край и активно заниматься вопросами землепользования, скотоводства, здравоохранения. В области народного образования он ходатайствовал о преобразовании женской прогимназии в гимназию и шестиклассного реального училища в полное, благодаря чему население получило недоступное ранее среднее образование.

Большой вклад в дело развития народных школ внес губернатор И.И. Крафт (1907-1913). В начале своей деятельности в 1907 г., изучив состояние народного образования, он пришел к выводу, что из 99 школ, 62 из которых являлись церковно-приходскими, большинство не отвечали своему назначению вследствие плохой постановки в них учебного дела. После чего он активно занимался вопросами открытия министерских школ, исходатайствовал кредит на открытие 30 новых школ. В результате этого в 1912 г. в области насчитывалась уже 141 школа, из которых 71 была министерской против 99 (из которых министерских - 32) в 1907 г. в начале его губернаторства [15]. Но эти действия И.И. Крафта встретили недопонимание со стороны иркутского ге-

нерал-губернатора А.Н. Селиванова, который в своем письме П.А. Столыпину указывал, что губернатор И.И. Крафт, «не ознакомившись с положением и нуждами далекого и своеобразного по бытовым условиям края, сразу приступил к выработке и представлению проектов, большинство которых вызывали непосильные расходы для казны и не отвечали нуждам области: так, например, признавая церковно-приходские школы не соответствующими назначению, возбудил ходатайство о замене их министерскими» [16]. В ответ И.И. Крафт написал П.А. Столыпину следующее: «Если на церковно-школьное дело будет действительно обращено должное внимание, т. е. во главе этого дела будут поставлены лица, на самом деле им интересующиеся, то, возможно, будет дружная деятельность по развитию народного образования в области. Область сильно нуждается в школах, безразлично - церковных или министерских. Мои усилия были направлены к открытию школ того и другого типа, но не моя вина в том, что заботы об увеличении числа церковно-приходских школ встретились с равнодушием местной епархиальной власти» [17].

Помимо этого, понимая важность подготовки учителей начальных школ, губернатор И.И. Крафт содействовал открытию педагогических курсов в Якутске, добился учреждения казенных, земских и частных стипендий для уроженцев Якутской области, обучающихся в высших и средних учебных заведениях. Например, в 1911 г. было учреждено 26 казенных, 9 земских и 16 частных стипендий [18].

После назначения И.И. Крафта енисейским губернатором в 1913 г. сменилось сразу 2 губернатора: А.П. Нарышкин и М.А. Пономарев. После внезапной смерти последнего летом 1914 г. губернатором был назначен Р.Э. фон Витте (1914-1917). В течение двух лет были открыты 17 од-ноклассных школ и 5 преобразованы в двухклассные. К этому времени у местного населения не осталось никаких сомнений в пользе грамотности, некоторые даже стали писать ходатайства об открытии начальных училищ высшего типа. Однако серьезным тормозом в развитии школьного образования оставалась крайняя разбросанность населения, что вызывало необходимость в организации пансионов при школах. Еще одна проблема, о которой не раз писали предыдущие губернаторы, - это недостаток в подготовленных педагогических кадрах. Благодаря педагогической инициативе в 1914 г. состоялось открытие Якутской учительской семинарии [19].

После февральских событий Революции 1917 г. и свержения монархии царские институты власти перестали существовать. В марте 1917 г. Временное правительство отправило губернаторов в отставку.

Таким образом, нами было показано, что губернаторы сыграли значительную роль в распространении просвещения в Якутском крае, тогда как в советской историографии их деятельность описывалась как консервативная. Многие из губернаторов, несмотря на первоначальное отсутствие общественной инициативы и поддержки в этом вопросе, огромную территорию и значительные расстояния между населенными пунктами, сложные климатические условия, служившие препятствием, понимали важность просвещения отдаленного края. При этом многое зависело от личных качеств губернатора.

Ссылки:

1. Hosking G. People and Empire, 1552-1917. London, 1997. 576 p. ; Russia's Orient: Imperial borderlands and peoples, 1700-1917 / ed. by D.R. Brower, E.J. Lazzerini. Bloomington, 1997. 339 p.

2. Злобин Ю.П. Социокультурная характеристика генерал-губернаторского корпуса России в XIX - начале XX в. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7. С. 37-44 ; Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIII - начало XX в.). 2-е изд. М., 2001. 358 с.

3. Архипова А.И. Губернатор в системе власти: на примере Якутской области второй половины XIX - начала XX вв. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 282-284 ; Ее же. Губернаторский корпус Якутской области: социальный портрет // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2016. Т. 15. С. 7377 ; Дамешек И.Л. Сибирская политическая элита: губернаторы // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 2 (9), ч. 1. С. 153-160 ; Ее же. Имперская география генерал-губернаторской власти в России: от Александра I до Николая II // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2016. Т. 15. С. 15-21 ; Дамешек Л.М., Мамкина И.Н. Деятельность губернаторов Восточной Сибири в сфере развития народного просвещения в XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 405. С. 64-69. http://doi.org/10.17223/15617793/405/8 ; Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX в.: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков. Новосибирск, 1998. 428 с. ; Павлов А.А. Губернатор И.И. Крафт (опыт управления Якутской областью) : дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2003. 208 с. ; Третьякова Н.В. Губернаторская власть в Якутии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 217-221.

4. Сафронов Ф.Г. Дореволюционные начальники Якутского края. Якутск, 1993. 56 с.

5. Дамешек Л.М., Мамкина И.Н. Указ. соч.

6. НА РС (Я) (Национальный архив Республики Саха (Якутия)). Ф. 486-й. Оп. 2. Д. 9. Л. 2, 40.

7. Там же. Д. 12. Л. 38.

8. Там же. Д. 12. Л. 39 ; Д. 18. Л. 35.

9. Там же. Д. 17. Л. 30 ; Д. 18. Л. 34-35.

10. Там же. Д. 25. Л. 36-37.

11. Там же. Д. 26. Л. 40-41, 53-54.

12. Там же. Д. 35. Л. 15.

13. Калачев А.В. Церковно-приходская школа в системе начального народного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2011. Вып. 4. С. 21-30.

14. НА РС (Я). Ф. 486-й. Оп. 2. Д. 52. Л. 33-38.

15. Там же. Д. 67. Л. 51.

16. Там же. Д. 70. Л. 12-13.

17. Там же. Л. 37-38.

18. Там же. Д. 72. Л. 54-55.

19. Там же. Д. 74. Л. 26-28.

References:

Arkhipova, AI 2015, 'The Governor in the Government System: Case Study of Yakutsk Region (the Second Half of the 19th -Early 20th Centuries', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 12, pp. 282-284, (in Russian).

Arkhipova, AI 2016, 'Governor's Corps of the Yakutsk Region: a Social Profile', Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Istoriya, vol. 15, pp. 73-77, (in Russian).

Brower, Dr & Lazzerini, EJ (eds.) 1997, Russia's Orient: Imperial borderlands and peoples, 1700-1917, Bloomington, 339 p. Dameschek, IL 2012, 'Siberian Political Elite Governors', Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedeniye, no. 2 (9), part 1, pp. 153-160, (in Russian).

Dameschek, IL 2016, 'The Imperial Geography of the Governor-General Power in Russia: from Alexander I to Nicholas II', Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, vol. 15, pp. 15-21, (in Russian).

Dameshek, LM & Mamkina, IN 2016, 'East Siberian Governors' Activities in Public Education Development in the 19th -Early 20th Centuries', Tomsk State University Journal, no. 405, pp. 64-69. http://doi.org/10.17223/15617793/405/8. Hosking, G 1997, People and Empire, 1552-1917, London, 576 p.

Kalachev, AV 2011, 'Parochial School in the System of Elementary Public Education', Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya, vol. 4, pp. 21-30, (in Russian).

Lysenko, LM 2001, Governors and Governors-General of the Russian Empire (the 18th - Early 20th Centuries), 2nd ed., Moscow, 358 p., (in Russian).

Matkhanova, NP 1998, Governors-General of Eastern Siberia in the mid-19th century: V.Ya. Rupert, N.N. Muravyev-Amursky, M.S. Korsakov, Novosibirsk, 428 p., (in Russian).

Pavlov, AA 2003, Governor I.I. Kraft (Management Practices of Yakutsk Region), PhD thesis, Yakutsk, 208 p., (in Russian). Safronov, FG 1993, Pre-Revolutionary Chiefs of Yakut Territory, Yakutsk, 56 p., (in Russian).

Tretyakova, NV 1993, 'Governor's Power in Yakutia', Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, no. 18, pp. 217-221, (in Russian).

Zlobin, YuP 2013, 'Social and Cultural Characteristics of the Governor-General Corps of Russia in the 19th - Early 20th Centuries', Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 7, pp. 37-44, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.