Научная статья на тему 'Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в'

Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN EDUCATION SYSTEM / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / ИНСПЕКТОРЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / PUBLIC SCHOOL INSPECTORS / НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / PRIMARY SCHOOLS / МИНИСТЕРСКИЕ ШКОЛЫ / MINISTERIAL SCHOOLS / НАРОДНАЯ ШКОЛА / PUBLIC SCHOOL / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / YAKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Аграфена Иннокентьевна

В статье рассматривается история создания инспекции народных училищ в Якутской области. На основе архивных документов раскрывается деятельность инспекторов народных училищ, определяется их роль в распространении и развитии просвещения и образования в крае. Выделены основные проблемы, над решением которых они работали: строительство и открытие новых школ, ремонт зданий, организация курсов для учителей, библиотечное обеспечение и др. Значительное внимание отведено деятельности первого инспектора народных училищ в Якутской области С.О. Огородникова, итогом работы которого стало открытие 26 начальных училищ. Он также разработал и апробировал учебную программу для инородческих начальных училищ, способствующую более качественному изучению русского языка. Сделан вывод, что учреждение должности инспектора народных училищ в Якутии позволило более эффективно управлять делами народного образования, несмотря на множество проблем, включая отдаленность края и суровые климатические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of public school inspectors in Yakutsk region in the early 20th century

The paper discusses the background to the establishment of public school inspectorate in Yakutsk region. Based on the archival documents, the research reveals the activities of public school inspectors and defines their role in the dissemination and development of enlightenment and education in the region. The inspectors dealt with the following major issues: the construction and opening of new schools, the repair of buildings, the delivery of courses for teachers, library support. The emphasis was placed on the activities of S.O. Ogorodnikov, the first public school inspector in Yakutsk region, who opened 26 primary schools. Besides, he developed and applied a curriculum for foreign primary schools contributing to a better study of the Russian language. The author concludes that the establishment of the post of public school inspector has made it possible to manage the public education affairs more effectively despite many challenges, including the remoteness of the region and severe weather conditions.

Текст научной работы на тему «Деятельность инспекторов народных училищ Якутской области в начале XX в»

УДК 94:371.125.7:373.45(571.56)"190/191"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.8.18

Макарова Аграфена Иннокентьевна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, обществознания и политологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

старший научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики

Института гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского отделения Российской академии наук

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСПЕКТОРОВ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XX В.

Makarova Agrafena Innokentyevna

PhD in History, Associate Professor, History, Social and Political Science Department, North-Eastern Federal University, Senior Research Fellow, Arctic History and Ethnic Sociology Department, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

ACTIVITIES OF PUBLIC SCHOOL INSPECTORS IN YAKUTSK REGION IN THE EARLY 20TH CENTURY

Аннотация:

В статье рассматривается история создания инспекции народных училищ в Якутской области. На основе архивных документов раскрывается деятельность инспекторов народных училищ, определяется их роль в распространении и развитии просвещения и образования в крае. Выделены основные проблемы, над решением которых они работали: строительство и открытие новых школ, ремонт зданий, организация курсов для учителей, библиотечное обеспечение и др. Значительное внимание отведено деятельности первого инспектора народных училищ в Якутской области С.О. Огород-никова, итогом работы которого стало открытие 26 начальных училищ. Он также разработал и апробировал учебную программу для инородческих начальных училищ, способствующую более качественному изучению русского языка. Сделан вывод, что учреждение должности инспектора народных училищ в Якутии позволило более эффективно управлять делами народного образования, несмотря на множество проблем, включая отдаленность края и суровые климатические условия.

Ключевые слова:

история образования, система российского образования, Министерство народного просвещения, инспекторы народных училищ, начальные школы, министерские школы, народная школа, просвещение, образование, Якутская область.

Summary:

The paper discusses the background to the establishment of public school inspectorate in Yakutsk region. Based on the archival documents, the research reveals the activities of public school inspectors and defines their role in the dissemination and development of enlightenment and education in the region. The inspectors dealt with the following major issues: the construction and opening of new schools, the repair of buildings, the delivery of courses for teachers, library support. The emphasis was placed on the activities of S.O. Ogorodnikov, the first public school inspector in Yakutsk region, who opened 26 primary schools. Besides, he developed and applied a curriculum for foreign primary schools contributing to a better study of the Russian language. The author concludes that the establishment of the post of public school inspector has made it possible to manage the public education affairs more effectively despite many challenges, including the remoteness of the region and severe weather conditions.

Keywords:

history of education, Russian education system, Ministry of National Education, public school inspectors, primary schools, ministerial schools, public school, enlightenment, education, Yakutsk region.

Истории российской системы образования посвящены многочисленные исследования как зарубежных [1], так и отечественных исследователей. В то же время в советский период этой теме не уделялось должного внимания, деятельность инспекторов народных училищ часто представлялась в уничижительной форме, за исключением деятельности И.Н. Ульянова - инспектора, впоследствии директора народных училищ Симбирской губернии.

В последнее время стали появляться работы, посвященные роли института директоров и инспекторов народных училищ в развитии просвещения и образования [2]. Из современных исследователей изучением системы общего образования в Восточной Сибири второй половины XIX - начала XX в. занимается И.Н. Мамкина [3]. По ее мнению, учреждение должностей главного инспектора училищ, окружных инспекторов позволило организовать более эффективное управление учебными делами. Деятельность инспекторов, прежде всего С.О. Огородникова, В.П. Васильевского, упоминается в работах В.Ф. Афанасьева, А.А. Павлова [4]. Однако специальных работ, раскрывающих деятельность инспекторов народных училищ в Якутской области, нет.

Инспекция народных училищ была создана в 1869 г. по инициативе министра народного просвещения графа Д.А. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью школ и благонадежностью учителей. По Положению о начальных народных училищах 1874 г. и инструкции, утвержденной в 1871 г., самая главная обязанность инспекторов народных училищ заключалась

в заведовании их учебно-воспитательной частью и руководстве посредством личных советов и указаний малоопытными учителями. По существующему законоположению, утвержденному 25 мая 1874 г., инспекторы выбирались из лиц, известных педагогической опытностью. Однако из-за недостатка достойных кандидатов или по каким-то другим причинам требование закона выполнялось не всегда. Практика показала, что далеко не все инспекторы определенно и ясно, широко и многосторонне понимали проблемы народной школы. К тому же не все были достаточно подготовлены к практическому и теоретическому руководству начальным школьным обучением, так как не были знакомы с условиями его правильной методической постановки.

К концу 1860-х гг. в Восточной Сибири назрела необходимость создания специальных органов власти для управления народным образованием. Потребность в профессиональных кадрах, увеличение числа учебных заведений изменили отношение местной администрации к народному просвещению. В декабре 1867 г. по ходатайству генерал-губернатора М.С. Корсакова и по представлению министра народного просвещения графа Толстого в Восточной Сибири высочайшим указом введена должность главного инспектора народных училищ [5, с. 45]. С 1872 г. в Восточной Сибири формируются первые инспекции, в 1884 г. учреждены дирекции в Иркутске и Чите. В 1900 г. в Восточной Сибири действовало 12 инспекторских районов.

24 мая 1900 г. на Государственном совете рассматривалось представление Министерства народного просвещения (МНП) Российской империи об учреждении новых должностей директоров и инспекторов народных училищ. Так, с 1 июля 1900 г. были учреждены новые должности инспекторов в Иркутской губернии - 2 должности, Енисейской - 1 должность и в Якутской области -1 должность [б]. В 1904 г. для повышения эффективности деятельности якутского инспектора власти утвердили должность делопроизводителя и увеличили расходы на ревизии на 1000 р. Нововведение приравняло штат и полномочия якутского инспектора народных училищ к статусу дирекции [7, с. 49].

Приказом Иркутского военного генерал-губернатора от 14 октября 1900 г. первым инспектором народных училищ Якутской области был назначен надворный советник Сергей Осипович Огородников, инспектор Иркутского городского 4-классного училища императора Александра III, который состоял на службе в Министерстве народного просвещения с 27 июня 1883 г. [8].

Новый инспектор, ознакомившись с делами в Якутске, в течение первого полугодия 1901 г. с ревизией объехал Вилюйский и Олёкминский округа области. В своем отчете главному инспектору училищ Восточной Сибири он выделил три основные проблемы. Первая - состояние зданий большинства училищ. Огородников отмечает, что здания училищ требуют ремонта, за исключением Сунтарского, Дюпсинского и Кыллахского училищ. Все классные комнаты не удовлетворяют требованиям гигиены, в них ощущается недостаток света и воздуха, а зимой холодно, поэтому дети вынуждены сидеть в верхней одежде.

Вторая проблема - материальное положение учителей. В своем отчете Огородников пишет, что учителю необходимо увеличить содержание с 420 до 600 р., так как труд учителя якутской школы тяжелый, учитывая неблагоприятные стороны жизни отдаленной окраины. При этом он отмечает, что деньги на содержание училищ поступают с опозданием, вследствие чего учитель не получает своего жалованья вовремя, поэтому он вынужден прибегать к займам - брать в кредит продукты первой необходимости.

Третья проблема - преподавание русского языка. Инспектор пишет, что «якутская школа просуществовала более 30 лет, а подъезжаешь к ней и не слышишь русской речи, даже дети казаков и духовенства говорят на якутском языке и не понимают русской речи» [9]. Впоследствии он пришел к выводу, что примерная программа, утвержденная в 1897 г. для начальных училищ Министерства народного просвещения, не может быть выполнена в якутской школе за 3 года, так как в школу поступают дети инородцев, не умеющие говорить по-русски. Для обсуждения данного вопроса летом того же года он собрал учителей в Якутске. На собрании все учителя поддержали мнение инспектора Огородникова, учебный материал программы 1897 г. был распределен на 4 года, были составлены расписание уроков, перечень письменных работ по русскому языку для каждого года обучения и т. д.

В результате проделанной работы осенью 1905 г. Огородников обратился к главному инспектору училищ Восточной Сибири с прошением о введении в одноклассных инородческих начальных училищах Якутской области четырехгодичного курса обучения с тремя отделениями при одном учителе, не изменяя требований Программы начальных училищ Министерства народного просвещения от 7 февраля 1897 г. В ноябре 1905 г. главный инспектор училищ Восточной Сибири ответил, что «не встречает препятствий к применению испрашиваемой меры в виде опыта» [10].

По долгу службы инспектор народных училищ Якутской области должен был взаимодействовать с местной властью по вопросам открытия новых школ, организации педагогических курсов, поведения учителей и т. д. Например, в январе 1907 г. якутский губернатор был обеспокоен

самовольным оставлением в октябре минувшего года школы учениками-пансионерами Хочин-ского народного училища Вилюйского округа. Как выяснилось, причиной ухода из школы 17 учеников из 20 явилось плохое содержание и грубое обращение учителя Березина [11].

В дореволюционной школе Закону Божьему отводилась роль главного воспитательного инструмента. Многие законоучители являлись духовным авторитетом для местного населения. Однако в силу разных причин не все священники прилежно выполняли свои школьные обязанности, что вызывало недовольство инспекторов народных училищ. Тем более что в начале XX в. некоторыми земскими собраниями был возбужден вопрос о допущении светских лиц, не получивших богословского образования, к преподаванию Закона Божьего в начальных училищах. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев уведомил Министерство народного просвещения, что при постоянном увеличении количества начальных школ, действительно, могут быть затруднения с вакансиями законоучителей. Но по Положению о начальных народных училищах 1874 г. законоучителем должен быть приходской священник. Победоносцев констатировал, что предоставление преподавания Закона Божьего светским учителям, из которых многие сами недостаточно тверды в истинах православной веры, внесет неустойчивость религиозных понятий, отдалит священника от народа [12].

Проблема педагогических кадров была одной из главных в системе народного образования в дореволюционной России: нехватка учителей, частые переходы из одной школы в другую, неустойчивое правовое и материальное положение и т. д. В связи с этим, например, в 1900 г. вышел циркуляр МНП № 29840 о воспрещении перехода учителей из одного учебного заведения в другое в середине учебного года [13]. В Якутской области учителя испытывали крайнюю необходимость в организации педагогических курсов, съездов для обсуждения насущных проблем. В 1909 г. по ходатайству инспектора С.О. Огородникова и известного губернатора И.И. Крафта МНП разрешило открытие 2-годичных педагогических курсов при Якутском 4-классном училище. Главный инспектор училищ Восточной Сибири Василенко в резолюции написал, что «теперь в Иркутскую учительскую семинарию из Якутской области нет надобности посылать детей учиться» [14].

В 1910 г. С.О. Огородников ушел на пенсию. За годы его деятельности в Якутской области открылось 26 начальных училищ, из них два двухклассных. Он разработал и апробировал учебную программу для инородческих начальных училищ, способствующую более качественному изучению русского языка. После отставки вернулся в Иркутск.

В сентябре 1910 г. инспектор Якутского городского 4-классного училища Е.И. Севастьянов сдал все дела по инспекции, принятые на время от Огородникова, вновь назначенному инспектору Ивану Григорьевичу Бычкову-Подъянову, который до этого работал учителем-инспектором Минусинского городского 4-классного училища [15]. Новый инспектор по состоянию здоровья проработал недолго. В апреле 1912 г. он скончался [16].

18 мая 1911 г. Министерство народного просвещения утвердило новое штатное расписание инспекторов. В Восточной Сибири было открыто дополнительно 4 инспекции, одна из них в Якутской области [17, с. 50].

С 1 сентября 1911 г. инспектором вновь открывшегося района Якутской области был назначен Кузьма Ксенофонтович Атласов, преподаватель Якутского реального училища [18]. В ведение нового инспектора были выделены Вилюйский, Верхоянский и Колымский округа области. Резиденция 2-го инспектора народных училищ находилась в Якутске [19].

После 9 месяцев работы инспектор К.К. Атласов докладывал о своей деятельности главному инспектору училищ Восточной Сибири. В течение учебного года он два раза выезжал с инспекцией в Вилюйский округ и один раз побывал в Верхоянске. В первом округе посетил 7 начальных училищ и одно городское 3-классное, во втором - единственное в округе 2-классное начальное училище. В отчете инспектор признает удовлетворительной учебно-воспитательную работу училищ, но приходит к выводу, что методы, применяемые учителями, устарели и нужны изменения [20].

С 1 июля 1912 г. приказом Иркутского генерал-губернатора инспектором народных училищ 1-го района и одновременно председателем педагогического совета Якутской женской гимназии был назначен статский советник Владимир Петрович Васильевский, который до этого занимал должность помощника смотрителя Иркутского духовного училища [21].

Из-за огромной территории Якутской области инспекторы часто запаздывали с представлением отчетов вышестоящему начальству и получали замечания по службе. В частности, инспектор 2-го района Атласов писал следующее объяснение: «...я должен был ожидать получения первой январской почты и отчетов от учителей отдельных северных округов из Верхоянска 870 верст и Булуна 1810 верст зимою, причем с почтами, которые выходят из этих пунктов однажды в месяц и проводят время в пути из Верхоянска 2 недели, а из Булуна - 1 месяц» [22].

В 1915 г. Верхоянский и Колымский округа были присоединены к 1-му району. Кроме этого, по представлению В.П. Васильевского, инспектора народных училищ 1-го района, местожительство инспектора 2-го района было перенесено в Олёкминск. В письме главному инспектору училищ

Восточной Сибири он указывал, что инспектору 2-го района нет нужды проживать в Якутске вдали от своих училищ, так как 2-й район чересчур огромен, требует больших расходов на объезде. Кроме этого, в письме он указывал, что с его переводом на должность директора Якутской учительской семинарии на вакансию 1-го инспектора полезно было бы перевести К.К. Атласова, а вместо него поставить уроженца Вилюйского округа В.В. Попова [23].

С 1 марта 1915 г. К.К. Атласов переведен на должность инспектора народных училищ 1-го района, вместо него 2-м инспектором назначен коллежский советник Василий Васильевич Попов, который ранее был инспектором народных училищ 3-го района Иркутской губернии [24]. Попов родился 9 декабря 1876 г. Окончил Якутскую духовную семинарию. Работу начал в 1902 г. в Благовещенской духовной семинарии, где преподавал общую церковную историю, историю Русской православной церкви, греческий язык. Весной 1909 г. перевелся преподавателем греческого языка в Тобольское духовное училище, затем с января следующего года до назначения на должность инспектора преподавал русский язык в Якутской духовной семинарии [25].

Приказом главного инспектора училищ Восточной Сибири от 21 марта 1917 г. на Попова было возложено временное исполнение обязанности инспектора народных училищ 1 -го района Якутской области в связи с увольнением К.К. Атласова [26].

После февральских событий 1917 г. 4 марта был создан Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ), в состав которого вошли большевики, меньшевики и эсеры. ЯКОБ немедленно осуществил практические меры для захвата политической власти. 1 апреля 1917 г. инспектор В.В. Попов в телеграмме главному комиссару училищ доложил, что временно заведует 1-м районом, исполняет текущие дела и после окончания областного съезда крестьян-якутов при участии членов учебно-воспитательной комиссии при ЯКОБ примет архив 1-го инспекторского района [27].

В 1919 г. постановлением Временного военно-революционного штаба был образован Губернский школьный коллектив. Все руководство учебно-воспитательной, административной работой органов народного образования было возложено на этот коллектив. Началось строительство советской школы.

Таким образом, огромная отдаленная территория, сложные климатические условия, значительное расстояние между населенными пунктами осложняли работу инспекторов в Якутской области. Но, несмотря на это, благодаря их организаторской работе в начале XX в. удалось увеличить количество министерских школ практически в 4 раза. Деятельность инспекторов сыграла значимую роль в распространении грамотности среди местного населения.

Ссылки:

1. Wartenweiler D. Civil Society and Academic Debate in Russia (1905-1914). Oxford (UK), 1999. 272 p.

2. Баршова О.А. Роль института директоров и инспекторов народных училищ в деле просвещения и образования мордовского народа // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 81-85.

3. Мамкина И.Н.: 1) Развитие системы общего образования в Восточной Сибири в условиях модернизации (18641917 гг.) : монография. Чита, 2016. 317 с. ; 2) Управление учебными заведениями Восточной Сибири (XIX - начало XX в.) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 9. С. 13-22 ; 3) Формирование системы общего образования в Якутской области в XIX - начале ХХ в. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культура. Востоковедение. 2016. № 1 (10). С. 9-18. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2016-1-9-18.

4. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966. 345 с. ; Павлов А.А. Профессиональные и средние школы Якутии в XVIII - начале ХХ в. Якутск, 2013. 176 с.

5. Дамешек Л.М., Мамкина И.Н. Государственная политика в области управления народным просвещением в Восточной Сибири в XIX - начале ХХ в. // Гуманитарный вектор. Серия: История. Политология. 2016. Т. 11, № 4. С. 42-49.

6. НА РС (Я) (Нац. арх. Респ. Саха (Якутия)). Ф. 288. Оп. 1. Д. 13. Л. 2.

7. Мамкина И.Н. Региональная модель власти в системе общего образования Восточной Сибири в имперский период // Известия Иркутского государственного университета. 2017. Т. 22. С. 45-53.

8. НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 13. Л. 4.

9. Там же. Д. 27. Л. 6-8.

10. Там же. Д. 82. Л. 22-30.

11. Там же. Д. 111. Л. 47.

12. НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 2. Д. 18. Л. 33.

13. НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 5. Л. 5.

14. Там же. Д. 184. Л. 5, 13.

15. Там же. Д. 275. Л. 1.

16. Там же. Л. 9.

17. Мамкина И.Н. Региональная модель власти ... С. 50.

18. НА РС (Я). Ф. 288. Оп. 1. Д. 362. Л. 2.

19. Там же. Л. 11.

20. Там же. Д. 410. Л. 1, 2, 6.

21. Там же. Д. 455. Л. 1.

22. Там же. Д. 362. Л. 19.

23. Там же. Д. 524. Л. 1, 2.

24. Там же. Д. 596. Л. 1, 3.

25. Там же. Д. 575. Л. 13.

26. Там же. Л. 15.

27. Там же. Л. 14.

References:

Afanasyev, VF 1966, School and the development of pedagogical thought in Yakutia, Yakutsk, 345 p., (in Russian). Barshova, OA 2012, 'The role of the institution of directors and inspectors of public schools in the enlightment and education of the Mordovian people', Integratsiya obrazovaniya, no. 2, pp. 81-85, (in Russian).

Dameshek, LM & Mamkina, IN 2016, 'State Policy in the Field of Public Education Governance in Eastern Siberia in the 19th - Early 20th Centuries', Humanitarian Vector. Series History, Political Sciences, vol. 11, iss. 4, pp. 42-49. https://doi.org/10.21209/2307-1842-2016-11 -4-42-49.

Mamkina, IN 2013, 'Management of educational institutions in East Siberia (the 19th - early 20th centuries)', Vestnik Za-baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, no. 9, pp. 13-22, (in Russian).

Mamkina, IN 2016a, Development of the comprehensive education system in Eastern Siberia in terms of modernization (1864-1917), monograph, Chita, 317 p., (in Russian).

Mamkina, IN 2016b, 'Formation of the system of general education in Yakut region in XIX and at the beginning of XX centuries', RSUH/RGGU Bulletin. Series History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies, iss. 1, pp. 9-18. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2016-1 -9-18.

Mamkina, IN 2017, Regional model of power in the comprehensive education system of East Siberia in the imperial period', Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 22, pp. 45-53, (in Russian).

Pavlov, AA 2013, Vocational and secondary schools of Yakutia in the 18th - early 20th centuries, Yakutsk, 176 p., (in Russian). Wartenweiler, D 1999, Civil Society and Academic Debate in Russia (1905-1914), Oxford (UK), 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.