Научная статья на тему 'Особенности развития народного образования в Якутской области в начале XX в'

Особенности развития народного образования в Якутской области в начале XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / YAKUTSK REGION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PAROCHIAL SCHOOLS / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ / EDUCATIONAL IDEAS / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / TEACHERS' SEMINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольникова Фекла Михайловна, Панина Светлана Викторовна

Статья раскрывает особенности развития народного образования в Якутской области в дореволюционный период. Опираясь на архивные материалы, авторы отмечают недостатки образовательной политики, а также описывают социально-экономические условия развития образования в Якутии в начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of public education development in the Yakutsk region at the early XX century

The article deals with the peculiarities of public education development in the Yakutsk region during the period before the revolution. Studying the archival data, the authors note the shortcomings of the educational policy, as well as describe the socio-economic conditions of education system development in Yakutia in the early XX century.

Текст научной работы на тему «Особенности развития народного образования в Якутской области в начале XX в»

УДК 93:37.014.22(571.56)"19" Сокольникова Фекла Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XX В.

Sokolnikova Fyokla Mikhailovna

Assistant Professor, Vocational Pedagogics, Psychology and Education Management Department, Education Science Institute, North Eastern Federal University

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Education Science Institute, North Eastern Federal University

SPECIFIC FEATURES OF PUBLIC EDUCATION DEVELOPMENT IN THE YAKUTSK REGION AT THE EARLY XX CENTURY

Аннотация:

Статья раскрывает особенности развития народного образования в Якутской области в дореволюционный период. Опираясь на архивные материалы, авторы отмечают недостатки образовательной политики, а также описывают социально-экономические условия развития образования в Якутии в начале XX в.

Ключевые слова:

Якутская область, церковно-приходские школы, просветительские идеи, учительская семинария.

Summary:

The article deals with the peculiarities of public education development in the Yakutsk region during the period before the revolution. Studying the archival data, the authors note the shortcomings of the educational policy, as well as describe the socio-economic conditions of education system development in Yakutia in the early XX century.

Keywords:

Yakutsk region, parochial schools, educational ideas, teachers' seminary.

В изучаемый исторический период политика правительства России в отношении организации просвещения в отдаленных областях, в том числе в Якутии, была достаточно противоречивой. Царская администрация не была заинтересована в распространении школьного образования среди крестьянства и коренных народов Сибири. Консервативная часть чиновничества считала, что достаточно обучить инородцев грамоте в церковноприходских школах, чтобы наиболее успевающие могли впоследствии стать писарями при волостных или инородческих управах [1].

В одном из номеров газеты «Якутская мысль» за 1909 г. была помещена статья о народном образовании в Якутской области. Автор исключал возможность выведения среднего числа детей школьного возраста и необучающихся детей, объясняя это недоверием к официальным статическим данным по области, имевшим тенденцию приукрашивать суровую действительность. Аналитическая информация упомянутой статьи также свидетельствует о том, что среди 60 учителей церковно-приходских школ в 1906 г. было 9 учителей со свидетельством на звание учителя цер-ковно-приходской школы, 13 учителей, имевших звание учителя школы грамоты, и 13 учителей, не имевших никакого свидетельства. Фактически профессиональная подготовленность учителей начального образования была неудовлетворительной.

Опираясь на официальные данные «Статистическо-экономических итогов», автор провел анализ экономической целесообразности содержания церковно-приходских школ в Якутской области: «...целый ряд церковно-приходских школ числится лишь на бумаге или имеет двух-трех учеников. К тому же выпускники церковно-приходских школ далеко не всегда умеют читать и писать. Содержание церковно-приходских школ ложится непосильным бременем на местное население, которое принуждено, за отсутствием других школ, субсидировать церковно-приходские.» [2].

Церковно-приходские школы существовали на средства сельских прихожан - именно ими оплачивалась работа учителей, содержание помещений и пансионов. Как было замечено в фельетоне «Месячный бюджет сельского (церковно-приходской школы) учителя в Якутском округе», опубликованном в газете «Сибирская жизнь» в 1903 г. автором под псевдонимом Якут, материальное положение сельского учителя было весьма неважным. Так, жалование составляло

25 руб. в месяц; при этом учителю необходимо было обеспечивать себя едой и одеждой, крайне необходимой в условиях Севера. К тому же при перемещениях и первоначальном определении на вакантные места учителя церковно-приходских школ не обеспечивались прогонными средствами. Учитель не мог обзавестись сельским хозяйством, ему запрещалось писание деловых бумаг или занятие торговлей, и в учебное время он не имел права участвовать в каких бы то ни было промыслах [3].

Как заметил губернатор Якутской области (1906-1915 гг.) И.И. Крафт, практическое значение церковно-приходских школ было ничтожным. Передовая же часть российского руководства считала, что всеобщее образование необходимо для ускоренного развития экономики России. Стране нужны были профессиональные школы, специальные училища и другие учебные заведения, которые могли бы готовить специалистов по разным отраслям хозяйства. В положении об инородцах 1822 г. говорилось, что «и инородцы имеют право отдавать детей своих для обучения в учебные заведения» [4].

Политика в отношении обучения инородцев преследовала определенные цели: а) претворение идеи колонизации богатой территории Северо-Востока Сибири; б) русификация его коренного населения [5].

Министерство народного образования опиралось на положение, разработанное в 1872 г. Н.И. Ильминским. В нем указывалось, что «целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего Отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [6]. Преподавание в имевшихся учебных заведениях велось только на русском языке, что затрудняло усвоение учебной программы. Родной язык в процессе обучения использовался лишь в качестве вспомогательного средства. Губернатор области И.И. Крафт, будучи в служебной командировке в Колымском округе, в марте 1908 г. посетил школу, где учителем работал отставной казак Алексей Дьячков. Учитель слабо владел русским языком, и губернатор посоветовал ему обучать детей на якутском языке.

На строительство новых школ и содержание пансионов государство выделяло мизерные средства, поэтому школы часто ремонтировались за счет спонсорства состоятельных людей или дополнительного сбора с населения. На эти же средства приобретались мебель и учебные пособия [7]. На 1 января 1907 г. в Якутской области было 99 училищ, церковно-приходских школ и школ грамоты, из них 62 состояли в ведении Якутского епархиального училища, остальными ведало Министерство народного просвещения. В них обучалось 2179 человек [8]. Большинство школ были сосредоточены в г. Якутске и в южных округах области. В двух северных округах работало 11 церковно-приходских школ. Только в 1913 г. в Среднеколымске открылось двухклассное училище Министерства народного просвещения. В самом г. Якутске было 17 учебных заведений, где обучалось 629 учащихся. Но среднее образование из 17 давали только 2: реальное училище и женская гимназия с пансионом на 30 воспитанниц [9]. Такое мизерное количество школ не могло удовлетворить нужды области.

Причина низкой грамотности заключалась, как было отмечено выше, в политике правительства, из-за которой недостаточно финансировалось школьное образование. Сельской школе выделяли в год 500-600 руб. На эти средства надо было приобретать учебные и наглядные пособия, а также содержать саму школу, обеспечивать ее отоплением и освещением. Улусные школы ютились преимущественно в неприспособленных зданиях. В 1912 г. из 101 сельской школы только 34 считались типовыми [10]. Остальные работали в частных домах и юртах, плохо обеспечивались учебниками и оборудованием. Вместо парт стояли длинные столы и скамейки. Дети писали на старых книгах или газетах при свете камелька, часто болели, особенно глазными болезнями. В Таттинском 2-классном училище в 1913 г. из 39 учащихся болели трахомой 10 [11].

Обучение, построенное на зубрежке, немного могло дать детям. Не хватало учителей, и, чтобы выйти из положения, на их должность брали совершенно неподготовленных людей. По-литссыльный врач С.И. Мицкевич, отбывавший ссылку в Среднеколымске, писал: «...есть три школы, но учителя у них малограмотные, не получившие никакого образования» [12]. Будучи обеспокоенным делами школьного образования, якутский губернатор И.И. Крафт обратился в 1908 г. к генерал-губернатору Иркутской области с ходатайством об открытии в Якутске учительской семинарии. В архивных документах Национального архива РС (Я) было найдено ходатайство от 13.11.1908 об отпуске стипендии в сумме 2500 руб. на создание педагогических курсов при Якутском 4-классном училище, а также кредита на 20 стипендий при Иркутской учительской семинарии для уроженцев Якутской области (24 500 руб. в год) [13].

В обращении якутского губернатора И.И. Крафта к иркутскому генерал-губернатору от 29.05.1908 за № 529 дается пояснительная записка об общем положении начального образования в Якутской области. Согласно данной записке, в 1906 г. начальных школах обучалось приблизительно 10 % всех детей школьного возраста, закончило же начальную школу еще меньше

учащихся. К тому же 62 начальных школы в области принадлежало Ведомству православного исповедания, тогда как министерских школ было всего 32.

Постановка начального образования в церковно-приходских школах области стояла ниже всякой критики - так, многие школы имели в среднем по 6 учеников (в Верхоянском округе за 1906 г.). В 32 школах Министерства народного просвещения дело народного образования тоже было поставлено неблестяще. Причиной этого, по мнению И.И. Крафта, помимо местных условий, было отсутствие подготовленного учительского персонала.

К 01.01.1908 количество школ Министерства народного просвещения в области увеличилось до 43, из них - 2 городских училища по положению 1872 г., 3 двухклассных школы, 4 одноклассных с двумя учителями, 34 одноклассных с одним учителем в каждой. Всего, не считая городских училищ по положению 1872 г., для этих школ требовалось 48 подготовленных преподавателей. Между тем к 1 сентября 1908 г. в области открылось 11 новых училищ, для которых требовалось 12 преподавателей, а с 1 сентября будущего 1909 г. по 01.09.1911 решено было по одному Иркутско-Якутскому тракту открыть 19 новых училищ, кредиты на которые уже были отпущены.

«.Уже в настоящее время подготовка учителей оставляет желать лучшего. Из 48 преподавателей в учительских семинариях кончили курс только 8 человек, или 16,7 % всего состава, 9 человек, т. е. 18,7 %, не имеют даже звания учителя начального училища, представляя из себя недоучек из младших классов средних учебных заведений. Остальные 31 человек окончили курс средних учебных заведений или имеют звание учителя начального училища.

На первый взгляд, можно считать, что лица, окончившие средние учебные заведения, достаточно подготовлены для ведения занятий в начальной школе. На самом деле это далеко не так. Учителя этой категории делятся на 2 группы: одни, более способные, поступают в учителя временно, чтобы подготовиться за период своего учительства в высшие учебные заведения. Так как специальной педагогической подготовки средние учебные заведения не дают, первые так и оставляют учительство, не имея времени втянуться в школьные занятия и принести пользу начальной школе. Учителя второй группы остаются на учительских местах - это по большей части люди, которые с трудом кончили курс средних учебных заведений в Якутской области.

При таких условиях Министерству народного просвещения, как и другим ведомствам, нередко приходится выписывать из других местностей России необходимых для Якутской области педагогов. Но, как известно по многолетнему опыту, получить в отдаленную окраину первоклассных работников трудно даже при повышенном вознаграждении. Обыкновенно на службу в такой далекий край на обязанности учителя начального училища идут лишь люди, которые не в состоянии найти какое-либо занятие на своей родине или более центральных частях империи. К тому же 92 % населения состоят из инородцев, почти поголовно незнакомых с русским языком.

Вести занятия с детьми инородцев, абсолютно не зная их языка, особенно трудно для приезжего человека, да такие занятия и малопродуктивны. Поэтому необходимо создать достаточно многочисленный и хорошо подготовленный контингент учителей начальных училищ из числа местных жителей. Их хорошая и специальная подготовка послужила бы ручательством солидной постановки дела начального образования, а их местное происхождение заставило бы не стремиться уходить из родной области и уничтожило необходимость в особо повышенных окладах и привилегиях. Кроме того, знакомство с их инородческими языками было бы залогом успешного занятия с детьми инородцев.» [14].

В приведенном ходатайстве губернатором обосновывается преподавание в будущей учительской семинарии якутского языка и методики преподавания этого предмета, статистики, гигиены и первоначальной медицинской помощи, т. е. обосновывается учебная программа, вводимая в инородческих семинариях имперской России.

31 июля 1908 г. последовал ответ Главного инспектора училищ Восточной Сибири: «Имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что г. Генерал-губернатором на письме Вашем на имя Его Высокопревосходительства от 29.05. сего года, за № 529, по ходатайству об открытии в Якутске учительской семинарии, положена следующая резолюция: "Якутск не имеет учителей для существующих учебных заведений. Учительская семинария должна иметь образцовых учителей, а в Якутске нет и заурядных. Полагаю, лучше расширить Иркутскую семинарию, предоставив якутам большее число мест, и тогда потребность в учителях, основательно подготовленных из якутов для Якутской области, будет удовлетворена"».

Вернулись к вопросу об открытии учительской семинарии в г. Якутске только в 1912 г.: бюджетная комиссия Государственной думы указала на отсутствие в некоторых губерниях и областях учительских семинарий, и изыскания на их создание начались в спешном порядке. В протоколе заседания Якутской городской Думы № 112 от 31.05.1912 зафиксировано рассмотрение вопроса о безвозмездном отводе участка земли под постройку здания учительской семинарии. Наконец, 17.02.1914, за № 849, министр народного просвещения уведомил г. Генерал-губернатора, что

Министерством народного просвещения предположено с 01.07.1914 открыть в Якутске учительскую семинарию; а также, за № 40567, - Главного инспектора училищ Восточной Сибири о том, что перевод кредита, необходимого на содержание этой семинарии, будет сделан вслед за распоряжением [15].

Как следует из вышеизложенного, в Якутской области в дореволюционном периоде ХХ в. велась кропотливая работа по просвещению народных масс, которая тормозилась официальной образовательной политикой государства, чрезвычайным социально-экономическим положением области и самой бюрократической системой, очень громоздкой и неповоротливой.

Ссылки:

1. Павлов A.A. Губернатор И.И. Крафт / отв. ред.Е.Е. Алексеев ; Акад. наук PC (Я), Ин-т гуманит. исслед. Якутск, 2004. 248 с.

2. Якутская мысль. 1909. 19 февр.

3. Никифоров-Кюлюмнюр В.В. Солнце светит всем (статьи, письма, произведения) / сост. И.Е. Федосеев. Якутск, 2001. 568 с.

4. АИГИ СОРАН. Ф. 47. Оп. 2. Д. 147. Л. 74.

5. Сокольникова Ф.М. Влияние гуманистической педагогики Л.Н. Толстого на процесс развития народного образования в Якутии в конце XIX- начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2009. 175 с.

6. АИГИ СОРАН. Ф. 47. Оп. 7. Д. 1.Л.7.

7. АИГИ СОРАН. Ф. 202. Оп. 2. Д. 183. Л. 459.

8. НА PC (Я). Ф. 12. Оп. 2. Д. 642.

9. Там же. Оп. 6. Д. 603. Л. 16.

10. Там же. Д. 94.

11. Там же. Д. 598.

12. Там же. Оп. 15. Д. 85.

13. НА PC (Я). Ф. 288. Оп.1. Д. 28. Л. 44.

14. Там же.

15. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.