Научная статья на тему 'Губернаторская власть в Якутии'

Губернаторская власть в Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРСТВА / ГУБЕРНАТОР / GOVERNOR / РЕГИО НАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ / REGIONAL FEATURE / ИНОРОДЦЫ / FOREIGNERS / ССЫЛКА / EXILE / ЯКУТИЯ / YAKUTIA / GOVERNORSHIP INSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьякова Наталья Викторовна

В статье рассматривается институт губерна торства Якутской области. Приводятся особен ности организации власти региона. Описывается деятельность самых успешных губернаторов Анализируется качество и значимость работы губернаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNOR''S POWER IN YAKUTIA

The article deals with the institution of governorship of Yakutsk region. Specific features of the governor's authority organization in the region are discussed. The author describes activities of the most successful governors. The quality and value of the governors' work is assessed.

Текст научной работы на тему «Губернаторская власть в Якутии»

УДК 93:353(571.56)

Третьякова Наталья Викторовна

Tretyakova Natalia Viktorovna

старший преподаватель исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Senior Lecturer, History Department, North Eastern Federal University

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ В ЯКУТИИ

GOVERNOR'S POWER IN YAKUTIA

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается институт губернаторства Якутской области. Приводятся особенности организации власти региона. Описывается деятельность самых успешных губернаторов. Анализируется качество и значимость работы губернаторов.

The article deals with the institution of governorship of Yakutsk region. Specific features of the governor's authority organization in the region are discussed. The author describes activities of the most successful governors. The quality and value of the governors' work is assessed.

Ключевые слова:

институт губернаторства, губернатор, региональная особенность, инородцы, ссылка, Якутия.

Keywords:

governorship institution, governor, regional feature, foreigners, exile, Yakutia.

В середине XIX в. в Восточной Сибири произошла реорганизация органов управления. В июне 1851 г. вышел указ царя, по которому Якутская область получила статус губернии и стала самостоятельной областью в составе Восточно-Сибирского губернаторства.

По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, в выделенных из состава Иркутской губернии Забайкальской и Якутской областях был установлен особый, упрощенный механизм управления: общее губернское управление, губернское правление и казенная палата были соединены в одно общее присутствие. Во главе областного правления, впервые разделенного на отделения, стоял гражданский губернатор. Он утверждался именным указом императора. В руках губернатора сосредоточивалась гражданская и военная власть. Структура, штаты правления в основном были аналогичны губернскому аппарату в Центральной России. В областную администрацию вошли: губернатор, вице-губернатор (с 1883 г.), областной совет, областное правление и канцелярия. Причем областной совет, созданный в Якутии, не был предусмотрен в штатах центральных губерний.

Областной совет был учрежден еще в 1805 г. в связи с необходимостью в какой-то степени ограничить единоличную власть областного начальника, а с 1851 г. - губернатора. На деле областной совет являлся совещательным органом. Председателем совета являлся губернатор, членами совета - вице-губернатор (с 1883 г.), советники областного правления, окружной прокурор. Совет мог только выразить свое мнение, но без утверждения председателя оно считалось недействительным.

Губернатор был хозяином области, представителем верховной власти. На него возлагалось наблюдение за «бездоимочным» поступлением всех сборов и податей. Губернатор должен был лично следить за переводом политссыльных в отдаленные города и улусы области. Как представителю высшей правительственной власти в области ему вменялось в обязанность принятие срочных мер «к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В отдельных случаях губернатору предоставлялись широкие полномочия: закрывать собрания, запрещать органы печати, арестовывать, штрафовать и высылать в административном порядке подозреваемых в революционной деятельности лиц.

Положение губернатора могло быть непростым. Он, с одной стороны, назначался непосредственно царем и подчинялся ему, но, с другой стороны, являлся чиновником МВД и находился в фактическом подчинении у министра. Кроме того, якутский губернатор подчинялся сначала Восточно-Сибирскому (1851-1888 гг.), а затем Иркутскому генерал-губернатору, который являлся представителем чрезвычайного надзора. Помощником губернатора был вице-губернатор. Можно назвать его вторым лицом в областной администрации. Роль вице-губернатора была весьма значительной, так как он иногда по полгода представлял верховную власть, в то время как губернатор находился в отъезде в Центральной России.

Якутское областное правление с предоставлением в 1851 г. независимого административного права получило такие же права, как и губернские правления России. Правление представ-

ляло необходимые дела и сведения Сенату и министерствам. Председателем областного правления был старший советник, а с 1883 г. - вице-губернатор. Членами общего присутствия областного правления являлись также вице-губернатор, советник и прокурор окружного суда. Для обсуждения специальных вопросов в научном, техническом отношении, по врачебной, строительной и межевой части в областное правление входили председатель окружного суда, врачебный и ветеринарный инспекторы, областной инженер, областной землемер. Фактически деятельность областного правления направлялась и руководилась якутским губернатором.

Якутская область состояла из пяти округов: Якутского, Олекминского, Вилюйского, Верхоянского и Колымского, во главе которых стояли окружные начальники-исправники. Округа делились на участки, управляемые заседателями. Им подчинялись окружная полиция и земский суд. К концу XIX в. значительных перемен в административно-территориальном делении области не было. Главами улусов и наслегов в основном избирались на сходке грамотные, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, владеющие русским языком люди, которые затем утверждались губернатором. Освободить от занимаемой должности их могли по представлению исправников и с согласия губернатора.

В 1906 г. Якутское областное правление переименовывается в Якутское областное управление. К 1912 г. в областном управлении было девять общих присутствий. Кроме того, областное управление ведало делами: Казенной палаты, Управления государственным имуществом, областной типографии. Типография печатала официальные документы губернатора, областного управления, «Памятные книжки Якутской области», газету «Якутские областные ведомости». Якутское областное управление вполне исправно выполняло свои функции, хотя часто в самой организации деятельности управления царила волокита. Институт губернаторства просуществовал в Якутии до 1917 года. Якутией управляло тринадцать губернаторов, четырнадцатый -И.С. Иконников - был назначен губернатором, но к месту службы не прибыл в связи с революционными событиями 1917 г.

Архивные документы свидетельствуют, что все губернаторы были потомственными дворянами, все православного вероисповедания. Одиннадцать губернаторов имели гражданские чины действительных статских советников (К.Н. Григорьев, Ю.И. Штубендорф, А.Д. Лохвицкиий, В.К. Бодиско, В.З. Коленко, В.Н. Скрыпицын, В.Н. Булатов, И.И. Крафт, М.А. Пономарев, Р.Э. фон Витте, И.С. Иконников); трое - военные чины генерал-майоров (В.П. Де-Витте, Г.Ф. Черняев, К.Н. Светлицкий) [1, с. 8].

Среди якутских губернаторов были выходцы из центральных и южных губерний, но в основном они приезжали из Сибири. Назначение в далекий якутский край для некоторых чиновников было возможностью показать себя, то есть своего рода очередной ступенькой в служебной лестнице, а для кого-то - наказанием за какие-то проступки. Часто исследователи, изучая чиновничество, затрагивают такую проблему, как злоупотребление властью. В Якутии власть высшего чиновничества могла стать безграничной в условиях отдаленности края, отсутствия быстрых путей сообщения, бездорожья. Большую роль, конечно, играли личные качества губернатора. Честность или корыстолюбие, работоспособность или безделие, убеждения, понимание своих обязанностей во многом определяли характер деятельности губернатора.

Вторым лицом в областной администрации был вице-губернатор. Он должен был быть непосредственным помощником и соратником начальника губернии. Взаимодействие между губернатором и вице-губернатором было очень важным в административной работе. Любые трения, которые, возможно, возникали между чиновниками, негативно отражались на общем деле и усугубляли произвол и злоупотребления в областном и окружных управлениях. Среди всех якутских губернаторов можно выделить трех успешных деятелей. Это Константин Николаевич Светлицкий, Владимир Николаевич Скрыпицын, Иван Иванович Крафт.

Вкратце рассмотрим их деятельность в Якутии.

К.Н. Светлицкий до приезда в Якутию служил генералом для особых поручений при командующем войсками Восточно-Сибирского военного округа. В октябре 1885 г. он был назначен якутским губернатором. О Светлицком в Якутии остались добрые воспоминания. Благодаря его стараниям возникла библиотека Якутского детского приюта, он лично пожертвовал для городской публичной библиотеки книги по географии и статистике Российской империи и Сибири. Он учредил областной музей. Светлицкий приложил огромные усилия, чтобы соединить город Якутск с Аянским портом. Губернатор понимал, что в Якутии необходимо поднимать местную торговлю и промышленность. Благодаря К.Н. Светлицкому, на изысканные им средства в размере 2 519 руб. 95 коп. был открыт городской ночлежный дом, давший приют бездомному населению, и учрежден приют для арестантских детей [2, с. 242]. Светлицкому было присвоено звание почетного гражданина г. Якутска. После Якутии К.Н. Светлицкий служил иркутским, а затем енисейским губернатором.

В.Н. Скрыпицын был назначен якутским губернатором 23 апреля 1892 г. Как и большинство дворян, Скрыпицын получил прекрасное образование. Параллельно с военной службой занимался и гражданскими делами. С 1871 г. начинается его служба в финансовых органах. Владимир Николаевич расследовал финансовые нарушения в Красноярском губернском казначействе, на Кавказе, работал в Тифлисе, Финляндии, Польше, Санкт-Петербурге, Москве. За отличную службу в Иркутской контрольной палате в апреле 1888 г. был произведен в статские советники [3, с. 122]. Приехав в Якутию, он стал подробно изучать край. Первое, на что В.Н. Скрыпицын обратил внимание, - это плачевное состояние скотоводства. Губернатор писал: «Для инородцев, обывателей Якутской области при отсутствии фабрик, заводов и даже кустарной промышленности существуют лишь два источника благосостояния: старый - скотоводство и новый - хлебопашество. Оба находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Нет навыков, примитивны сельскохозяйственные орудия, тяжелые климатические и почвенные условия. На хлебопашество можно рассчитывать еще в очень отдаленном будущем, и поэтому, чтобы избежать окончательного обнищания населения, следует обратить серьезное внимание на поддержание, восстановление и развитие скотоводства [4, с. 1].

22 мая 1893 г. В.Н. Скрыпицын отправил генерал-губернатору А.Д. Горемыкину докладное письмо, где перечислил причины неудовлетворительного состояния скотоводства в Якутии: массовые болезни животных, отсутствие вакцинации скота; ухудшение породы скота в связи с отправкой лучших животных на золотопромышленные прииски; плохое питание скота, сено низшего качества; слабая техника обработки сельхозпродуктов у якутов [5, с. 20].

В марте 1895 г. В.Н. Скрыпицын направил Горемыкину свои предложения:

- создать показательную ферму (проект и смета прилагались);

- учредить органы контроля за скотоводством в каждом округе области;

- завезти в область сельскохозяйственный инвентарь;

- организовать повсеместно запасы травяных семян [6, с. 11].

В результате почти все эти предложения Скрыпицына были реализованы. В своем циркуляре В.Н. Скрыпицын отметил, что большинство населения находится в глубокой личной и экономической, по выражению губернатора, «крепостной зависимости» от местных богатеев. В ходе исследования губернатор пришел к выводу, что «главное зло - неупорядоченность землепользования» [7, с. 21]. «Классная система» распределения земель исчерпала себя и стала тормозом в развитии сельского хозяйства. В.Н. Скрыпицын разработал «Инструкцию о порядке уравнительного распределения в наслеге земель между общественниками в соответствии с податными и повинностными платежами». Большую помощь в составлении оказали политссыльные: И.И. Май-нов, Н.В. Виташевский, Л.Г. Левенталь. В «Инструкции» говорилось: «распределение земель и платежей по классам, как ведущее к неравномерности обеспечения землею и вредное для благосостояния инородцев, ни в коем случае не должно быть допустимо» [8]. Взамен Скрыпицын предлагал перейти к уравнительному распределению земель по душам, независимо от пола и возраста: на каждую душу по равному полю.

В итоге часть населения одобрила нововведение губернатора, но во многих местах оно встречалось враждебно. Тойоны, опасаясь потерять свои земли, намеренно искажали суть «Инструкции» перед своими земляками [9, с. 93]. Положение осложнялось и тем, что иркутский генерал-губернатор фактически не поддержал нововведение В.Н. Скрыпицына. В результате реформа была проведена лишь в некоторых улусах. А в феврале 1903 г. вышел Указ Правительствующего Сената об отмене «Инструкции» В.Н. Скрыпицына.

В области здравоохранения были приняты следующие меры: создана амбулаторная лечебница общества Красного креста, произошли положительные изменения в местной гражданской больнице, были построены помещения для душевнобольных, усиливался медперсонал, построены лепрозории для больных проказой (в районе Вилюйска) [10, с. 140]. В области народного просвещения губернатор ходатайствовал о преобразовании женской прогимназии в гимназию и шестиклассного реального училища в полное, благодаря чему население получило недоступное ранее среднее образование. Скрыпицыным также ставился вопрос об открытии трехклассной агрономической школы [11, с. 29].

Интересно мнение о В.Н. Скрыпицыне политссыльных, отбывавших наказание в Якутии. Н.А. Виташевский писал: «Этот человек искренне желал принести пользу местному населению, отличался трудолюбием и настойчивостью» [12, с. 31]. Кроме того, губернатор поддержал знаменитую Сибиряковскую экспедицию. Как известно, экспедиция имела задачей изучить антропологию, экономику, общественный строй, материальную и духовную культуру народов Якутии. Сибиряковская экспедиция работала более трех лет и собрала большой фактический материал. В 1903 г. Скрыпицын ушел в отставку с поста губернатора.

Яркий след в истории Якутии оставил губернатор Иван Иванович Крафт. До приезда в Якутскую область Крафт уже имел большой опыт работы с инородцами. Этот опыт он приобрел во время службы в Забайкальской области, в Тургайской области Степного генерал-губернаторства. В декабре 1906 г. приказом Правительствующего Сената статский советник И.И. Крафт назначается исполняющим делами якутского губернатора, а с 22 апреля 1907 г. - губернатором.

Губернатор Крафт прилагал много усилий для улучшения экономической ситуации Якутского края. Новшеством стало проведение ежегодных выставок и ярмарок, где торговали племенными породами скота и сельскохозяйственной техникой. Одной из основных причин экономической отсталости Якутской области было отсутствие нормальных путей сообщения, прежде всего железнодорожного пути, связывающего Якутию с Центральной Россией. Река Лена имела важное значение как транспортная магистраль, обеспечивающая всю область необходимыми товарами. Губернатор Крафт добился понижения пассажирского тарифа на почтово-пассажирских пароходах, курсирующих по реке между Якутском и Усть-Кутом, причем для пассажиров третьего класса - на 50 % [13, с. 103].

Благодаря стараниям губернатора Крафта Якутск был соединен с внешним миром телеграфной и телефонной связью. Большое значение губернатор придавал улучшению народного образования, здравоохранения и благосостояния населения. Серьезная работа велась по созданию ветеринарной службы в крае. В Якутске открылись курсы по подготовке ветеринаров и агрономов, увеличилось количество ветеринарных пунктов [14, с. 4]. В городе Якутске благодаря губернатору также произошли изменения. В 1911 г. начала свою работу телефонная станция; в Якутском областном музее был установлен кинематограф; в 1914 г. вошла в строй электростанция, уже после отъезда И.И. Крафта [15, с. 116]. В 1913 г. важным событием для области стало открытие Якутского отдела Императорского Русского Географического общества. Это произошло благодаря стараниям Ивана Ивановича. В это время Крафт был назначен енисейским губернатором и находился за пределами Якутии.

Конечно, губернаторы допускали ошибки и просчеты, находясь на службе. Сталкивались с сопротивлением местного населения, иногда не встречали поддержки своих нововведений со стороны вышестоящих начальников. Но в целом можно сказать, что эти люди четко понимали задачи, стоящие перед ними, и прилагали огромные усилия, чтобы край развивался, улучшалась жизнь населения.

В феврале 1917 г. в России произошла буржуазно-демократическая революция. 3 марта 1917 г. в зале общественного собрания г. Якутска большевики созвали народный митинг, на котором сообщили о свержении царского правительства. 4 марта 1917 г. в Якутске избирается Якутский комитет общественной безопасности (ЯКОБ) из представителей различных сословий, политических партий и общественных организаций. С 4 на 5 марта 1917 г. делегация ЯКОБ во главе с большевиком Г.И. Петровским в ультимативной форме потребовала от вице-губернатора Д.О. Тизенгаузена сдачи власти ЯКОБ, в случае отказа грозили арестом. 5 марта вице-губернатор Тизенгаузен и полицмейстер Рубцов заявили о передаче власти Якутскому комитету общественной безопасности [16, с. 117].

С падением самодержавия перестали существовать и царские институты власти. В марте 1917 г. Временное правительство отправило губернаторов в отставку.

Таким образом, история губернаторской власти в Якутии начинается с 1851 г. Губернаторы назначались из центра. В основном это были чиновники, имевшие опыт военной и гражданской службы. Однако ехать в далекую Якутию хотели немногие. Это было связано с провинциальным статусом региона, неразвитой инфраструктурой, бытовой неустроенностью, климатическими особенностями Якутского края. Кроме того, Якутия была местом ссылки, поэтому здесь доминировали полицейские порядки.

Для того чтобы заинтересовать чиновников, выдавались премии, деньги на путевые расходы, подъемные деньги. Местные чиновники не могли пользоваться никакими льготами и находились в более скромных условиях. Нельзя сказать, что все приезжие чиновники безразлично относились к развитию далекой окраины Российской империи. Здесь многое зависело от личных качеств губернатора, от его авторитета, воли, взглядов. К.Н. Светлицкий, В.Н. Скрыпицын, И.И. Крафт искренне желали Якутии процветания, прилагали много сил, чтобы этот суровый край пробуждался. Они зарекомендовали себя как грамотные, умные чиновники. Они понимали необходимость реформ, направленных на улучшение социального положения инородцев, ставили задачи облегчить жизнь простого народа, поднять местную торговлю и промышленность, развивать в области образование и медицину. Широкое развитие получили при них меценатство и благотворительность. То есть благодаря усилиям этих людей в Якутии произошли серьезные перемены.

Ссылки:

1. НА РС (Я) (Нац. архив Республики Саха (Якутия)). Ф. 12. Оп. 11. Д. 132. 140 с.

2. Калашников А.А. Якутия: хроника, факты, события. Якутск, 2002. 477 с.

3. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 11. Д. 239. 152 с.

4. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 8. Д. 6. 198 с.

5. Общее обозрение Якутской области с 1892 по 1902 гг. 165 с.

6. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 8. Д. 6. 198 с.

7. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 14. Д. 14. 121 с.

8. Якутские областные ведомости. 1899. 8 октября. 6 с.

9. Федоров В.И. Якутия в эпоху войн и революций. М., 2002. 326 с.

10. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 11. Д. 239. 214 с.

11. НА РС (Я). Ф. 12. Оп. 1. Д. 17582. 122 с.

12. Виташевский. Н.А. Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929. 425 с.

13. Павлов А.А. Губернатор И.И. Крафт. Якутск, 2004. 246 с.

14. НА РС (Я). Ф. 490. Оп. 1. Д. 24. 141 с.

15. Павлов А.А. Указ. соч.

16. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.