Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЙ АКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

В приведенной статье представлена информация о государственном регулировании защиты гостайны и рассмотрено устройство системы этого института контроля. Существуют существенные отличия между государственной тайной и информацией, безопасность которой защищена законом. Для анализа были выбраны законодательные акты, касающиеся указанной сферы государственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дзанагова Маргарита Константиновна, Бетеева Мадина Майрамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF STATE BODIES FOR THE PROTECTION OF STATE SECRETS

The article reveals the content of the institution of state control in the field of protecting state secrets. The concepts of state and other secrets protected by law are distinguished. Legislative novelties in the field of state secret protection are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_4_315

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ACTIVITIES OF STATE BODIES FOR THE PROTECTION OF STATE SECRETS

ДЗАНАГОВА Маргарита Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: [email protected];

БЕТЕЕВА Мадина Майрамовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: [email protected];

Dzanagova Margarita Konstantinovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov.

44-46 Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362025. E-mail: [email protected];

Beteeva Madina Mairamovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, North Ossetian State University. K.L. Khetagurov.

44-46 Vatutina str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362025. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В приведенной статье представлена информация о государственном регулировании защиты гостайны и рассмотрено устройство системы этого института контроля. Существуют существенные отличия между государственной тайной и информацией, безопасность которой защищена законом. Для анализа были выбраны законодательные акты, касающиеся указанной сферы государственного контроля.

Abstract. The article reveals the content of the institution of state control in the field of protecting state secrets. The concepts of state and other secrets protected by law are distinguished. Legislative novelties in the field of state secret protection are analyzed.

Ключевые слова: нормативный акт, безопасность, государственная тайна, контроль, государство.

Keywords: state secret, law, responsibility, regime, protection, state.

Дата направления статьи в редакцию: 15.02.2021

Дата публикации: 30.04.2021

Государственная тайна крайне важна для осуществления работы органов власти и сохранения позиций государства на мировой арене. Именно поэтому ее защита является одним из главных направлений работы государственного аппарата.

Государственная тайна оказывает влияние на жизнь страны и каждого отдельного гражданина, именно поэтому на ее защиту и сохранение интересов граждан выделяется значительное финансирование из бюджета страны. В системе власти государственно важная информация является одним из важнейших элементов. Государственная тайна не только является залогом сохранности определенной информации, но является составляющей механизма работы системы власти в стране, поэтому ее значение для политического устройства государства сложно переоценить. Вопросы нормативного контроля за соблюдением сохранности государственной тайны в течение последних лет стали особенно актуальны. На законодательном уровне охрана государственно важной информации закреплена как основное направление работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ) в соответствии с ФЗ №40 от 3 апреля 1995 года1.

Для выполнения поставленных перед ведомством задач производится предоставление разрешения на выдачу лицензии для работы предприятий-соискателей, работа которых тем или иным образом затрагивает сведения, относящиеся к государственной тайне. Кроме того служба государственной безопасности занимается разработкой и внедрением мер защиты данных государственной тайны и выполняет непосредственную функцию защиты государственно важных сведений. Действия ведомства закреплены в Административном регламенте ФСБ РФ, который определяет составные части работы ведомства, порядок их проведения, временные рамки осуществления поставленных задач, выражение характера услуги по защите государственно важной информации, а также контролирует досудебное рассмотрение жалоб на работу или бездействие органов, выдающих лицензию на право доступа к государственной тайне. Для выдачи лицензии на работу с использованием данных, составляющих государственную тайну, предприятие-соискатель должно пройти специальную экспертизу, которая включает в себя обязательную проверку руководящего состава организации и лиц, которые будут допущены к особо важным сведениям и будут нести ответственность за сохранение конфиденциальности указанных данных. Положение о лицензировании регламентирует сроки и порядок проведения специализированных проверок предприятия, желающего получить для ведения своей деятельности доступ к особо важной информации, относящейся к государственной тайне. Подобное лицензирование проходят также организации, занимающиеся разработкой мер по защите государственных

1 Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 4(196)

данных и организации, предоставляющие услуги по сохранности государственной тайны.

Решение о выдачи допуска к особо важной государственной информации в пределах государства принимается ФСБ РФ и ее структурными подразделениями в субъектах Федерации. За пределами Российской Федерации такой работой занимается Служба внешней разведки РФ (СВР РФ). Право на выдачу лицензий предприятиям, осуществляющим услуги по сохранности государственной тайны, имеют ФСБ РФ и ее подразделения, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК РФ) и Служба внешней разведки государства. За работой по выдаче доступа и лицензирования предприятий, имеющих то или иное отношение к информации, относящейся к государственной тайне и ее защите, осуществляет контроль Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

Регламентирующие положения о проведении соответствующих экспертиз и аттестаций предприятий, претендующих на право получения лицензии для работы с информацией, относящейся к государственной тайне, внесены в специальную государственную Инструкцию. В качестве заключительного этапа экспертизы проверяющим ведомством выдается акт, в котором даются выводы о готовности организации получить доступ к информации государственной важности для осуществления своей деятельности или фиксируются нарушения, которые препятствуют получению соответствующего допуска. Подразделения для аттестации предприятий-соискателей появляются и регистрируются после принятия совместного решения уполномоченных руководителей ведомств ФСБ и ФСТЭК РФ. Организация подобных центров аттестации в субъектах страны происходит по тому же принципу. Власти того или иного субъекта государства могут предложить создать в регионе подобный центр, а уполномоченные органы, занимающиеся защитой информации, относящейся к государственной тайне, примут окончательно решение.

На сегодняшний день на территории страны действуют несколько региональных тестов для аттестации. Например, в 1995 году совместно с уполномоченными органами Комитет по оборонным отраслям производства принял решение об учреждении на базе ГНПП «Алмаз» специализированного центра аттестации предприятий информационной структуры на факт соответствия требованиям государственной защиты информации, который впоследствии стал основным центром проверки Нижневолжского региона. В дальнейшем центр преобразовали в ГУП «Центр-Экспертиза», который представляет собой региональный центр проверки информационной безопасности и прочих специальных экспертных проверок. ОАО «Центр-Экспертиза» в рамках своего устава осуществляет работу по аттестации предприятий-соискателей, информацию о которых центру предоставляет орган безопасности субъекта страны, на базе имеющихся у центра кадровых ресурсов и оборудования. Для совершенствования работы центр может привлекать собственных сотрудников из отдела ТЗИ, а также приглашать для помощи иных специалистов региона, занимающихся секретными данными, и представителей региональной службы противодействия иностранной разведке1.

Для дальнейшего получения лицензии на право доступа предприятия-соискателя к информации, относящейся к государственной тайне, руководящий состав организации обязан пройти обязательную аттестацию. Проверка руководящего состава направлена на выявления уровня необходимых знаний для работы с государственно важной информацией, а также чтобы выявить уровень понимания личной ответственности руководителя за сохранность предоставленной информации, относящееся к государственной тайне. Нормативные Методические рекомендации регламентируют порядок и сроки проведения Государственной проверки руководящего состава режимного предприятия.

В 2000 году 12 сентября Межведомственная комиссия приняла постановление №63, в котором был зафиксирован список образовательных учреждений для подготовки кадров для дальнейшей работы на предприятиях и в ведомствах, занимающихся охраной государственной тайны, а также положение о том, что руководящий состав образовательного учреждения из указанного списка освобождается от обязательной процедуры государственной аттестации. Формат государственной аттестации руководства предприятия-соискателя проводится в соответствии с методом собеседования, которое проводят эксперты аттестационной комиссии. Основные требования к знаниям и навыкам руководящего состава регламентированы в государственной Инструкции о правилах и последовательности реализации аттестационных проверок предприятий-соискателей и отдельных лиц, несущих ответственность за сохранность информации государственной тайны. В случае замены прошедшего проверку руководящего состава или отдельного лица, входящего в его состав, новый состав управления предприятием или отдельный руководящий сотрудник должны пройти процедуру проверки не позже 3-х месяцев с момента вступления в должность. Лицензия на право доступа к государственно важной информации выдается на срок до 5 лет, ее срок действия определяется в соответствии с направлением деятельности каждого отдельного предприятия. После завершения срока действия предыдущей лицензии, предприятие обязано пройти процедуру продления, для которой снова предоставляется запрашиваемый набор документов и проводятся специализированные проверки. Подтверждает законность выданной лицензии подпись главы уполномоченного ведомства или лицом, исполняющим его обязанности, а также соответствующей печатью лицензирующего ведомства. В лицензирующем органе остается копия выданного документа, данные которой фиксируются в специальном реестре, отражающем все выданные разрешительные документы на данный момент времени. Оформление лицензии, выдача повторного документа взамен утерянного, проведение процедуры продления разрешительного документа облагается уплатой госпошлины, величину которой и порядок оплаты определяют положения действующего налогового кодекса РФ и отдельных законодательных актах. Перечень изменений в работе предприятия, дающих основание для проведения процедуры перевыдачи лицензии перечислены и регламентированы п. 8. постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333. , являются основаниями для переоформления лицензии. Лицензирующий орган в зависимости от даты последней проверки предприятия и параметров имеющихся условий может принимать решения о продлении срока лицензии с осуществлением соответствующих проверок или без фактического осуществления установленных экспертиз1.

1Бакаева О.Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования //Информационная безопасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 93-97.

Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

Итак, разрешительным документом на право ведения той или иной деятельности с соблюдением ряда условий на территории страны является лицензия ФСБ РФ, которая имеет ограниченный срок действия. Лицензирование входит в список средств регулирующего управления наряду с сертификацией, выдачей квот, обязательной регистрацией и прочими. Оно входит в состав метода управления путем наделения прав, который в свою очередь является элементом государственного контроля.

Библиография:

1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (ред. от 26.07.2017) // // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

2. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998г №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

3. Приказ министра обороны РФ от 01.01.01 г. N 055 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации" Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

4. Aмирова Ш.Н. Обеспечение защиты государственной тайны органами государственной власти. В сборнике: Aктуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики.

5. Aржановская Д.М. Государственная тайна // Aллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 693-699.

6. Бакаева О.Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 93-97.

7. Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации (научная статья) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii

8. Гатагонова Р.М. Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень (научная статья) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svedeniya-otnesennye-kgosudarstvennoy-tayne-ponyatie-i-perechen

9. Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

10. Исаев ИА Государственный интерес и государственная тайна // История государства и права. 2017. № 15. С. 3-8.

11. Дацковская ДА, Саблин ДА. Государственная тайна как категория конституционного права. В сборнике: Свобода и право Сборник статей XIX Международной научной конференции. 2017. С. 29-32.

12. Смолькова И.В. Государственная тайна - правовой институт современного российского государства. В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 130-135.

References (transliterated):

1. Zakon Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-I «O gosudarstvennoj tajne» (red. ot 26.07.2017) // // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant. ru).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.01.1998g №61 «O perechne svedenij, otnesennyh k gosudarstvennoj tajne» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant. ru).

3. Prikaz ministra oborony RF ot 01.01.01 g. N 055 "Ob utverzhdenii Perechnya svedenij, podlezhashchih zasekrechivaniyu isklyuchitel'no v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii" Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (http://www.garant.ru).

4. Amirova SH.N. Obespechenie zashchity gosudarstvennoj tajny organami gosudarstvennoj vlasti. V sbornike: Aktual'nye problemy ugolovnogo prava i processa, ugolovno-ispolnitel'nogo prava i kriminalistiki.

5. Arzhanovskaya D.M. Gosudarstvennaya tajna // Alleya nauki. 2017. T. 1. № 16. S. 693-699.

6. Bakaeva O.YU. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere zashchity gosudarstvennoj tajny: aktual'nye voprosy pravovogo regulirovaniya // Informacionnaya bez-opasnost' re-gionov. 2013. № 1 (12). S. 93-97.

7. Veryutin V.N. Otdel'nye aspekty zashchity gosudarstvennoj tajny v Rossijskoj Federacii (nauchnaya stat'ya) https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii

8. Gatagonova R.M. Svedeniya, otnesennye k gosudarstvennoj tajne: ponyatie i perechen' (nauchnaya stat'ya) https://cyberleninka.ru/article/n/svedeniya-otnesennye-kgosudarstvennoy-tayne-ponyatie-i-perechen

9. Gosudarstvennaya tajna: sbornik normativnyh pravovyh aktov. 2-e izd., pererab. i dop. Tyumen': Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov vnu-trennih del MVD Rossii, 2016. 127 s.

10. Isaev I.A. Gosudarstvennyj interes i gosudarstvennaya tajna // Istoriya gosudarstva i prava. 2017. № 15. S. 3-8.

11. Dackovskaya D.A., Sablin D.A. Gosudarstvennaya tajna kak kategoriya konstitucionnogo prava. V sbornike: Svoboda i pravo Sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2017. S. 29-32.

12. Smol'kova I.V. Gosudarstvennaya tajna - pravovoj institut sovremennogo rossijskogo gosudarstva. V sbornike: Obespechenie nacional'noj bezopasnosti Rossii v sovremennom mire materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF; Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet. 2016. S. 130-135.

[Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.