ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ОГРАНИЧЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРАВОВОЙ
РЕГЛАМЕНТАЦИИ
TYPES OF INFORMATION OF LIMITED DISTRIBUTION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES ACTIVITIES AND THE PROBLEMS
OF THEIR LEGAL REGULATION
УДК 35.083.8
Аннотация: в статье на основе изучения нормативных правовых актов проводится анализ различных видов информации ограниченного распространения, которая обращается в деятельности органов внутренних дел. В отношении каждого из видов информации ограниченного распространения исследуются правовые основы ее закрепления в федеральном законодательстве. Данная информация рассматривается как правомерно изъятая из свободного обращения, поскольку ее свободное распространение может нанести урон правам и свободам человека и гражданина, интересам государства. Подобное изъятие рассматривается в качестве правомерного ограничения конституционного права на свободу информации.
Обобщение различных мнений представителей юридической науки, анализ материалов судебной и иной правоприменительной практики позволяет автору обосновать вывод о том, что в отношении различных видов информации ограниченного распространения, обращающейся в деятельности органов внутренних дел, на сегодняшний день отсутствует единое понимание. До принятия федерального закона «О служебной тайне», который призван решить указанную проблему, автор предлагает любую информацию ограниченного распространения, за исключением относящейся к государственной тайне, рассматривать в качестве служебной тайны с применением соответствующих нормативных требований к обращению с ней.
Ключевые слова: информация ограниченного распространения, тайна, виды тайны, конфиденциальная информация, органы внутренних дел, правовое регулирование.
Для цитирования: Мещерякова М.А. Виды информации ограниченного распространения в деятельности органов внутренних дел и проблемы их правовой регламентации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 3. С. 38-44.
Abstract: the article includes analysis of various types of information of limited distribution, which circulates in the activities of the internal affairs bodies, which based on the research of normative legal acts. The legal basis for determination in federal legislation of each of the types of information of limited distribution is being investigated. This information is considered as lawfully exception from free circulation, since its free distribution can damage the rights and freedoms of a person and citizen, the interests of the state. Such an exception is seen as a legitimate restriction of the constitutional right to freedom of information.
М.А. МЕЩЕРЯКОВА
(Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Россия, г. Тюмень) mesmaryana@yandex.ru
MARYANA A. MESHCHERIAKOVA
(Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, Russia)
Generalization of various opinions of representatives of legal science, analysis of materials of judicial and other law enforcement practice allows the author to substantiate the conclusion that there is currently no common understanding regarding various types of information of limited distribution circulating in the activities of internal affairs bodies. Prior to the adoption of the federal law «On official secrets», which is intended to solve the specified problem, the author suggests to consider of any information of limited distribution with the exception of information related to state secrets as an official secret, with applying the relevant legal requirements.
Keywords: information of limited distribution, secret, types of secrets, confidential information, internal affairs bodies, legal regulation.
For citation: Meshcheriakova M.A. Types of information of limited distribution in the internal affairs bodies activities and the problems of their legal regulation // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 3. P. 38-44.
Исторически тайна присуща всем формам жизни. Она выступает необходимым элементом выживания за счет механизмов маскировки, сокрытия намерений, недоступности сведений о тех или иных обстоятельствах. Жизнедеятельность человека, общества, государства также исторически связана с тайной. Сохранение информации в тайне позволяет избежать нежелательных для ее носителя последствий, обеспечивает преимущество и безопасность, предотвращает ущерб, который может наступить от распространения конфиденциальных сведений.
Сложно переоценить значение тайны применительно к государству. Она является необходимым условием для обеспечения его суверенитета и не позволяет каким-либо силам нанести ущерб как извне, за счет использования защищаемых сведений, так и на территории самого государства, например, за счет умышленного распространения конфиденциальной информации, которая может привести к массовым волнениям. Именно поэтому сохранность государственной тайны для государства и его органов всегда имеет особенную ценность.
Не менее значима тайна для человека. Особенно сейчас, в стремительно развивающемся информационном пространстве, когда сохранение конфиденциальности любых сведений становится все сложнее, а реальная возможность удаления информации, попавшей в сетевое пространство, практически отсутствует.
Таким образом, неся очевидное благо, информатизация всех сфер общественной жизни неминуемо создает угрозу для конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Именно поэтому возрастает актуальность проблемы обеспечения сохранности государственной и иной охраняемой законом тайны, что предполагает решение совокупности правовых, организационных и технических вопросов.
Будучи неотъемлемой частью общественных отношений, отношения, связанные с обращением информации и ограничением свободы такого обращения (тайной), регулируются положениями нормативных правовых актов. Поскольку институт тайны ограничивает конституционное право на информацию, которое согласно Конституции РФ может быть ограничено только федеральным законом, никакими другими нормативными актами ограничение свободного распространения информации установлено быть не может.
Реализуя достаточно большой объем задач и функций органы внутренних дел Российской Федерации в своей служебной деятельности получают, обрабатывают, хранят и распространяют значительные объемы информации. Некоторые из этих сведений в соответствии с законодательством не могут свободно распространяться, и это требование накладывает на сотрудников органов внутренних дел, допущенных к ним в установленном порядке, дополнительные обязанности.
Именно поэтому Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - Закон о службе) установлен ряд положений, регулирующих режим охраняемой законом тайны. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 11 указанного закона сотрудники органов внутренних дел имеют право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. С целью сокращения количества лиц, которым такие сведения становятся известными, подобный доступ предоставляется не безусловно, а только в том случае, если выполнение служебных обязанностей связано с их использованием.
1 СЗ РФ. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.
В целях обеспечения режима тайны п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона о службе налагает на сотрудников органов внутренних дел обязанность по неразглашению сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и иных сведений, которые стали известными в связи с выполнением служебных обязанностей.
Требование о неразглашении сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны) закрепляется в контракте о прохождении службы в органах внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о службе). Текст Присяги возлагает на сотрудников нравственное обязательство «хранить государственную и служебную тайну» (ч. 2 ст. 28 Закона о службе).
Таким образом, Закон о службе определяет следующие виды информации ограниченного распространения, с которыми сотрудник органов внутренних дел может столкнуться в своей служебной деятельности: государственная тайна, иная охраняемая законом тайна, конфиденциальная информация (служебная тайна). Указанные три вида информации ограниченного распространения также указаны в ч. 5 ст. 39, ч. 2 ст. 40 Закона о службе.
Вместе с тем практическое применение указанных положений Закона о службе и иных нормативных правовых актов, регулирующих режим охраняемой законом тайны, может вызвать затруднения по следующим причинам.
Первая заключается в отсутствии исторического преемства в понимании термина «служебная тайна». Как отмечает Е.В. Елютина: «В СССР существовало три вида информации с ограниченным доступом: государственная тайна (гриф «особой важности», «совершенно секретно»), служебная тайна («секретно»), информация для служебного пользования» [1, с. 17].
В настоящее время ст. 8 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»2 устанавливает в отношении сведений, составляющих государственную тайну, три степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Соответственно информация с грифом «секретно» является государственной тайной и к служебной тайне по своей правовой природе более не может быть отнесена. Отсюда в понимании данной категории продолжает существовать известная путаница, особенно в случаях, когда осуществляется работа с архивными документами.
2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 38. Ст. 1480.
Вторая причина - необходимость в силу специфики служебной деятельности обрабатывать большое количество информации различного характера. Проведенный А.И. Сидоркиным анализ показал, что только за один год территориальные органы МВД России направили более 190 тысяч запросов о представлении информации, содержащей банковскую, коммерческую и иную охраняемую законом тайну [2, с. 37].
Третья причина - наличие огромного массива нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, принятых в различное время, имеющих разную юридическую силу и по отдельным вопросам содержащих коллизионные положения. Так, по оценке И.В. Бондаря количество федеральных законов, регулирующих те или иные аспекты различных видов тайны, превышает 600 [3, с. 3-4]. Подобное избыточное регулирование может приводить к смешению различных понятий и вызывать сложности в практическом разграничении различных видов тайны.
По ориентировочным подсчетам в настоящее время законодательством режим ограниченного распространения установлен в отношении более чем 20 видов тайны. В том числе государственная тайна, тайна усыновления, банковская тайна, налоговая тайна, тайна завещания, нотариальная тайна, адвокатская тайна, врачебная тайна, коммерческая тайна и др.
Но это не весь перечень информации ограниченного распространения. В соответствии с федеральными законами особый режим доступа установлен в отношении более чем 30 видов сведений. К ним, например, относятся сведения об арбитраже (третейском разбирательстве), о защищаемых лицах и об их имуществе, о сотрудниках органов внутренних дел, о несовершеннолетних, ставшие известными органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о должнике, о просроченной задолженности и ее взыскании, о населении, содержащиеся в переписных листах, о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и даже такие, как сведения, содержащиеся в единой базе данных о музыкальных инструментах и смычках.
Кроме того, режим ограниченного распространения федеральными законами установлен в отношении более чем 30 видов информации. К ней, например, относится информация о персональных данных, о получателе социальных услуг, о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении госу-
дарственной итоговой аттестации, инсайдерская информация и даже информация, содержащаяся в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов.
В совокупности можно насчитать более 80 видов тайны (информации, сведений), свободный доступ к которым ограничен федеральными законами. Такое большое их количество, несомненно, затрудняет правоприменительную деятельность. И для решения указанной проблемы видится необходимым проведение унификации и четкого разграничения используемых в сфере защиты информации понятий «государственная тайна», «служебная тайна», «иная охраняемая законом тайна», «информация ограниченного распространения», «конфиденциальная информация».
Данная проблема известна и решается уже не один год. Так, например, ранее на законодательном уровне существовало смешение понятий служебной и коммерческой тайны. В ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ3 было установлено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В научных публикациях неоднократно отмечалось, что между данными видами тайны отсутствует должная внутренняя связь [4, с. 9] и в настоящее время указанная норма утратила юридическую силу, но это стало лишь одним шагом в сторону разрешения обозначенной проблемы.
Из перечисленных терминов только государственная тайна урегулирована специальным законом, который закрепляет ее точное определение и порядок обращения. В отношении иных видов охраняемой законом тайны происходит смешение понятий как в юридической науке, так и в правоприменительной практике.
Проблему отсутствия единого понятийного аппарата в сфере охраняемой законом тайны обозначает В.Н. Лопатин, отмечая, что это «приводит к произвольному толкованию данных понятий и затрудняет реализацию законов» [5, с. 85]. На необходимость строгого закрепления в законе понятия служебной информации и служебной тайны указывает Е.В. Елютина [1, с. 18].
Поэтому формирование понятий и категорий, точно описывающих единую систему информа-
3 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
ции ограниченного распространения и ее видов, является на сегодняшний день важной задачей юридической науки. Именно в связи с указанными обстоятельствами решение проблемы понимания и правового регулирования служебной тайны в органах внутренних дел Российской Федерации имеет важное теоретическое и практическое значение.
Имеющаяся в законодательстве терминологическая путаница для органов внутренних дел усложняется и в связи с тем, что Закон о службе, закрепив понятие «конфиденциальная информация (служебная тайна)», за счет скобок поставил между терминами «конфиденциальная информация» и «служебная тайна» знак равенства.
Понятие «служебная тайна» закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»4: «Это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами».
Термин «конфиденциальная информация» в указанном правовом акте не содержится. Под такой информацией согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 понимается особое ее свойство, не позволяющее передавать ее третьим лицам без согласия обладателя.
Как отмечает В.Н. Лопатин, служебной тайной является защищаемая по закону конфиденциальная информация, которая стала известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях, а также служебная информация об их деятельности, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости [5, с. 90-91].
Таким образом, служебная тайна - это межотраслевой правовой институт, охватывающий деятельность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, тогда как конфиденциальность является лишь свойством информации. Поэтому соединение понятий «служебная тайна» и «конфиденциальная информация» через скобки видится не вполне оправданным.
Еще одним дискуссионным вопросом является соотношение понятий «служебная тайна» и «служебная информация ограниченного распространения». Понятие последней закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении
4 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
5 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности»6. К ней согласно нормативному определению относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
От правильного ответа на заданный вопрос на практике зависит применение положений указанного Постановления Правительства РФ к конкретным правоотношениям и, соответственно, применение специальных требований к обращению с подобной информацией.
Нет никаких сомнений, что во многом указанные проблемы являются следствием отсутствия федерального закона «О служебной тайне», о необходимости принятия которого давно говорится в научном сообществе.
Без соответствующего правового регулирования на практике, в том числе и в деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, происходит смешение понятий «конфиденциальная информация», «служебная информация ограниченного распространения» и «служебная тайна».
Это подтверждается и судебной практикой. Так, например, рассматривая заявление о признании недействующим приказа МВД России от 6 июня 2000 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по исполнению административного законодательства», который, по мнению заявителя, нарушал права лиц, привлеченных к административному аресту, именно по той причине, что не был официально опубликован, Верховный Суд РФ указал, что поскольку указанный приказ содержит сведения конфиденциального характера и имеет пометку «для служебного пользования», он не подлежит официальному опубликованию7.
Данное решение суд обосновывал ранее указанными Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, и Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных
6 СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3165.
7 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. № ГКПИ11-856 // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119724/ (дата обращения 15.08.2021).
органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233.
Таким образом, в настоящее время в практике деятельности органов внутренних дел между понятиями конфиденциальной информации, служебной информации ограниченного распространения и служебной тайны различия не проводится. Они используются в качестве синонимов в нормативных правовых актах и правоприменительной деятельности.
Так, например, согласно п. 18 Положения о централизованном учете персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного дела, в отношении сведений, содержащихся в личном деле, приказ использует категории конфиденциальной информации (служебной тайны) и (или) государственной и иной охраняемой законом тайны8. Пункт 15 Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации9, информацию, полученную в результате проведения обследований и иных мероприятий психологической работы, относит к конфиденциальной (служебной тайне). Инструкция по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации оперирует понятиями «информация, составляющая служебную тайну» и «иная конфиденциальная информация» (в том числе персональные данные) (п. 28.30)10.
На примере данных документов можно заметить отсутствие единого подхода к нормативному закреплению понятий конфиденциальной информации, конфиденциальной тайны, служебной тайны.
В связи с принятием в 2018 году Инструкции по организации деятельности по обращению со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России, указанные противоречия терминологического характера устранены не были. Данный документ служебную информацию ограниченного
8 Приказ МВД России от 24 ноября 2020 г. № 800 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1057257 (дата обращения 15.08.2021).
9 Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL: https://base.garant.ru/70675376 (дата обращения 15.08.2021).
10 Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. № 615 // URL: https://base.garant.ru/70693504 (дата обращения 15.08.2021).
распространения рассматривает в качестве несекретной информации, которая касается деятельности органов внутренних дел и распространение которой ограничено в связи со служебной необходимостью11. Несмотря на то, что, по сути, это не что иное, как служебная тайна, а на соответствующих документах Инструкция предписывает проставлять пометку «для служебного пользования», понятие служебной тайны в ней не используется.
Не встречается это понятие и в ранее указанном Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, нормы которого, как показал анализ правового акта и правоприменительной практики, включая судебную, в отсутствие специального федерального закона фактически регулируют отношения в сфере служебной тайны.
Поэтому, как можно заметить, на уровне подзаконного регулирования взамен установленного в законодательстве понятия «служебная тайна» используется юридическая категория «служебная информация ограниченного распространения».
Вместе с тем, согласно п. 5 ч. 2 ст. 49 Закона о службе разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную, равно как иную охраняемую законом, тайну или конфиденциальную информацию (служебную тайну), относится к грубым нарушениям служебной дисциплины, за которое может наступить такой вид дисциплинарной ответственности, как увольнение. Поскольку при установлении юридической ответственности данные виды информации ограниченного распространения законом не разграничены, независимо от наличия или отсутствия в нормативном правовом акте указания на конкретный ее вид, сотрудникам органов внутренних дел во избежание совершения дисциплинарного проступка следует обращаться с любой разновидностью подобной информации как со служебной тайной, руководствуясь соответствующими нормативными предписаниями.
Как указывают А.В. Минбалеев и Ю.В. Пономарева, анализ существующих моделей
11 Приказ МВД России от 9 ноября 2018 г. № 755 «О некоторых вопросах обращения со служебной информацией ограниченного распространения в системе МВД России» // URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056600(дата обращения 15.08.2021).
правового регулирования служебной тайны свидетельствует о неоднозначности подходов различных правопорядков по вопросам сущности и механизма ее правового регулирования, что во многом объясняет некоторую осторожность государственной позиции относительно установления модели ее правового регулирования [6, с. 9].
Кроме того, среди имеющихся проблем в научных публикациях указывается на необходимость установления срока охраны служебной тайны [7, с. 109], исключения подзаконного регулирования данного института [4, с. 10]. На отсутствие законодательного закрепления отдельных терминов либо различное их толкование несколькими нормативными правовыми актами указывает Н.В. Филиппова [8, с. 202]. Принятие Федерального закона «О служебной тайне», по мнению большинства авторов, позволит вывести данный институт из тени и упорядочить отношения, связанные с охраной служебной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Нет никаких сомнений в том, что понятие служебной тайны по отношению к любой информации ограниченного распространения, не являющейся государственной тайной, должно стать системообразующим, а его нормативное закрепление поможет устранить существующий понятийный диссонанс в исследуемой сфере.
До урегулирования указанных проблем на законодательном уровне сотрудникам органов внутренних дел в своей деятельности следует рассматривать любую несекретную конфиденциальную информацию, служебную информацию ограниченного распространения, иные сведения или информацию, в отношении которой федеральными законами установлен особый режим ограниченного распространения, в качестве служебной тайны с соблюдением всех требований, установленных законодательством к обращению с ней. Это требование следует как из положений Закона о службе, так и из указанных в материале подзаконных нормативных правовых актов и основывается на нормах Конституции Российской Федерации, поскольку разглашение указанной информации может нанести урон правам и свободам человека и гражданина, которые являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов в деятельности органов внутренних дел.
- Литература -
1. Елютина Е.В. Правовая регламентация сохранения государственной тайны // Государство и право. 2002. № 8. С. 16-23.
2. Сидоркин А.И. Практика применения органами внутренних дел законодательства в сфере охраняемой законом тайны // Российский следователь. 2015. № 21. С. 37-43.
3. Бондарь И.В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. - Нижний Новгород, 2004. - 27 с.
4. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С. 5-14.
5. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Государство и право. 2000. № 6. С. 85-91.
6. Минбалеев А.В., Пономарева Ю.В. Модели правового регулирования служебной тайны // Информационное право. 2017. № 4. С. 4-9.
7. Травников Н.О. Проблемы закрепления института служебной тайны в российской правовой системе // Российский юридический журнал. 2019. № 1. С. 103-109.
8. Филиппова Н.В. Проблемные вопросы понятийного аппарата в области защиты информации с ограниченным доступом // Охрана, безопасность, связь. 2019. Т. 1. № 4. С. 202-206.
= References =
1. Elyutina E.V. Pravovaya reglamentaciya sohraneniya gosudarstvennoj tajny // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 8. S. 16-23.
2. Sidorkin A.I. Praktika primeneniya organami vnutrennih del zakonodatel'stva v sfere ohranyaemoj zakonom tajny // Rossijskij sledovatel': 2015. № 21. S. 37-43.
3. Bondar' I.V. Tajna po rossijskomu zakonodatel'stvu (problemy teorii i praktiki): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. 12.00.01. -Nizhnij Novgorod, 2004. - 27 s.
4. Fat'yanovA.A. Tajna kak social'noe i pravovoe yavlenie. Ee vidy // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 6. S. 5-14.
5. Lopatin V.N. Pravovaya ohrana i zashchita sluzhebnoj tajny // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 6. S. 85-91.
6. Minbaleev A.V., Ponomareva Yu.V. Modeli pravovogo regulirovaniya sluzhebnoj tajny // Informacionnoe pravo. 2017. № 4. S. 4-9.
7. Travnikov N.O. Problemy zakrepleniya institute sluzhebnoj tajny v rossijskoj pravovoj sisteme // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 1. S. 103-109.
8. Filippova N.V. Problemnye voprosy ponyatijnogo apparata v oblasti zashchity informacii s ogranichennym dostupom // Ohrana, bezopasnost', svyaz'. 2019. T. 1. № 4. S. 202-206.
(статья сдана в редакцию 26.08.2021)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 3'21
44